Основная информация

Дата опубликования: 30 января 2020г.
Номер документа: Р202007384
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Федеральное законодательство
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р202007384

ОПУБЛИКОВАНО:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.01.2020 N 36-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА КИЗЕРЕВА АЛЕКСЕЯ ИВАНОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ", "О КОНТРОЛЕ ЗА

СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИНЫХ ЛИЦ ИХ ДОХОДАМ"

И "О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ", А ТАКЖЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ

ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ

ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ НА ЗАМЕЩЕНИЕ

ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ,

И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ,

И СОБЛЮДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

СЛУЖАЩИМИ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.И. Кизерева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. Гражданин А.И. Кизерев оспаривает конституционность пункта 4 статьи 6 "Меры по профилактике коррупции", части 9 статьи 8 "Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", части 3 статьи 81 "Представление сведений о расходах" и части 2 статьи 131 "Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия" Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 1 статьи 11, статьи 14, частей 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", статьи 291 "Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" и абзаца второго пункта 1 статьи 292 "Увольнение в связи с утратой доверия" Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также пунктов 22, 23 и 27 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065).

Как следует из представленных материалов, в отношении А.И. Кизерева, проходившего службу в таможенных органах Российской Федерации на должности начальника Московской областной таможни, был осуществлен контроль за соответствием его расходов и расходов его супруги их доходам, в рамках которого была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных А.И. Кизеревым на себя и членов семьи, и выявлены нарушения при предоставлении указанных сведений за 2014 - 2016 годы, выразившиеся в предоставлении заведомо недостоверных и неполных сведений, а также выявлена информация о денежных средствах, поступивших на его счета и счета его супруги, происхождение и источники которых неизвестны. На основании результатов проверки заявитель уволен из таможенных органов в связи с утратой доверия. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении требований А.И. Кизерева о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула. В передаче кассационных жалоб заявителя для рассмотрении в судебном заседании судов кассационной инстанции отказано.

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 15 (часть 3), 19 (часть 1), 24 (часть 2), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 45 (часть 2), 49 и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия без установления виновности лица, без установления коррупционной составляющей, без четкого определения в законе события правонарушения, без установления качественных и количественных критериев тяжести правонарушения, без соблюдения конституционных принципов справедливости и соразмерности, без ознакомления с документами и материалами проверки, без соблюдения процедуры увольнения (в частности, без получения письменных объяснений увольняемого лица), без соблюдения права лица на защиту.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Федеральный законодатель в пункте 4 статьи 6 и части 9 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрел среди мер по профилактике коррупции установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении него иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Применительно к службе в таможенных органах это положение конкретизировано в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации", предусматривающем возможность привлечения сотрудников таможенных органов к ответственности за совершение коррупционных правонарушений (статьи 291 и 292), в том числе в виде увольнения из таможенных органов в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником таможенных органов сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Статьей 293 названного Федерального закона установлен порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения. В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральными государственными служащими, в том числе сотрудниками таможенных органов (в частности, Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, пункты 22, 23 и 27 которого также оспариваются заявителем), при принятии решения о привлечении сотрудника таможенных органов к ответственности устанавливается на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений, является ли выявленное правонарушение основанием для увольнения из таможенных органов в связи с утратой доверия; при применении данного взыскания учитываются характер совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей; увольнение возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Такое правовое регулирование, имеющее целью предотвращение и преодоление коррупции, с одной стороны, и установление защиты сотрудника таможенных органов от необоснованного увольнения - с другой, направлено на соблюдение баланса публичных интересов и частных интересов граждан, проходящих службу в таможенных органах, и не может расцениваться как нарушающее права последних.

Что касается оспариваемых заявителем части 3 статьи 81 и части 2 статьи 131 Федерального закона "О противодействии коррупции", части 1 статьи 11, статьи 14, а также частей 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", определяющих, в частности, порядок осуществления контроля за соответствием расходов государственного служащего, его супруги, его несовершеннолетних детей их законным доходам и устанавливающих ответственность за неисполнение обязанностей, связанных с предоставлением государственным служащим в предусмотренных законом случаях сведений о расходах, то из представленных заявителем судебных постановлений не следует, что они были применены судами при разрешении его конкретного дела, в рамках которого оценивалась законность увольнения заявителя из таможенных органов в связи с выявленными фактами предоставления им в отношении себя и своей супруги заведомо недостоверных сведений не о расходах, а о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Оценка же обоснованности увольнения А.И. Кизерева связана с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кизерева Алексея Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. ЗОРЬКИН

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.150.060 Муниципальная служба (см. также 060.020.180), 020.020.010 Федеральная государственная служба, 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации, 100.170.020 Управление таможенным делом (см. также 020.010.040, 020.010.050), 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать