Основная информация

Дата опубликования: 30 сентября 2004г.
Номер документа: Р200405995
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0405995

Р200405995

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 10, 2005г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.09.2004 N 310-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЗАПРОСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ

(ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ

ПУНКТА 2 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), установил:

1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепившего порядок, в соответствии с которым при исчислении пенсий для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлен более высокий, чем в других регионах Российской Федерации, предельный размер отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, исходя из установленных районных коэффициентов к заработной плате. Согласно оспариваемому положению отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2, однако для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлено льготное отношение: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

По мнению заявителя, названное положение, как устанавливающее подобные предельные размеры, не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 3), 37 (часть 3), 39 и 55, а также нарушает статью 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части обеспечения пользования правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации. Заявитель полагает, что принятое законодателем деление пенсионеров на группы в зависимости от места проживания никак не связано с вкладом трудящихся в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому носит дискриминационный характер. Установление же предельного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в зависимости от размера районного коэффициента к заработной плате возлагает на лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, такие обязанности, которые для прочих граждан обязанностями не являются.

2. Конституция Российской Федерации; НГР:Р9305853 в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Право на государственную пенсию является одним из видов права на социальное обеспечение. Закрепляя в законе основания назначения и выплаты государственных пенсий, законодатель вправе устанавливать конкретные механизмы их реализации, в том числе порядок исчисления пенсии.

В целях предоставления равных возможностей при реализации всеми категориями застрахованных лиц права на пенсионное обеспечение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что порядок исчисления трудовых пенсий по старости на страховой основе определяется исходя из страховой части пенсионного капитала застрахованного лица. Согласно статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца).

Таким образом, вопреки утверждению заявителя, величина выплат будущих пенсий граждан зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период их трудовой деятельности уплачивались страхователями.

Кроме того, гарантируемое каждому в соответствии с Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 социальное обеспечение по возрасту осуществляется на условиях, определяемых законом, которым должны регламентироваться правовые основания, размеры и порядок предоставления гражданам конкретных видов пенсий с учетом различных факторов, в том числе финансовых возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации и государственного бюджета, при соблюдении конституционных норм и принципов (статья 39, части 1 и 2; статья 71, пункт "в"; статья 72, пункты "б" и "ж" части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853).

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации затрагивает вопрос о соотношении размеров страховых взносов, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страхователями путем уплаты единого социального налога, и размера пенсии застрахованного лица. Между тем ответ на этот вопрос был дан в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 октября 2003 года по запросу заявителя о проверке конституционности пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76; НГР:Р9100075 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера": действие принципа соотносимости тарифа страховых взносов с размерами получаемых пенсий не означает, что трудовая пенсия должна быть равной всей сумме уплаченных страховых взносов.

Согласно установленному законодателем в оспариваемой заявителем норме порядку расчета размера пенсии по старости при расчете отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты от 1,4 до 1,9, в то время как для всех остальных категорий пенсионеров данное отношение учитывается в размере не свыше 1,2. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 октября 2003 года по запросу Саяногорского суда Республики Хакасия о проверке конституционности пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", дифференциация при регулировании законодателем предельной величины отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемая для исчисления пенсий в зависимости от того, в каком регионе проживает пенсионер, учитывает особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.

Таким образом, поскольку оспариваемая норма носит ясный и однозначный характер, не нарушает права граждан, длительное время проработавших в "северных" регионах, а напротив, устанавливает для них льготное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате, какая-либо неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая норма Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, отсутствует.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть признано допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

[введено: 25.08.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 31.08.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 2 от 30.09.2004 Стр. 10
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать