Основная информация
Дата опубликования: | 05 октября 1996г. |
Номер документа: | Р199605184 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Раздел на сайте: | Федеральное законодательство |
Тип документа: | ОСНОВЫ |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р199605184Р201802629
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 06.11.1996, N 213 (1573), СТР. 4
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСНОВЫ
05.10.96 N Пр-1937
УТВЕРЖДАЮ
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 05.10.96 Пр-1937 Б. ЕЛЬЦИН
ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Утратили силу: Указ Президента РФ от 25.04.2018 N 174 >
Основы пограничной политики Российской Федерации являются составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики Российской Федерации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пограничная политика Российской Федерации направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.
Пограничная политика формируется на основе Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.
Составной частью пограничной политики Российской Федерации является подготовка и реализация совместно с заинтересованными государствами - участниками Содружества Независимых Государств мер по обеспечению национальной и коллективной безопасности на внешних границах Содружества.
Важнейшими предпосылками эффективности пограничной политики выступают справедливое межгосударственное разграничение, развитие международного сотрудничества, укрепление социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации.
Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в пограничном пространстве Российской Федерации, охватывающем государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и ислючительную экономическую зону Российской Федерации.
Основные субъекты пограничной политики Российской Федерации федеральные органы государственной влатси, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и граждане.
Основные объекты пограничной политики Российской Федерации государственная граница Российской Федерации, национальные интересы России в ее пограничном пространстве, а также на внешних границах государств - участников СНГ.
Цель пограничной политики Российской Федерации - реализация и защита национальных интересов России, обеспечение безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.
Основные задачи пограничной политики Российской Федерации:
создание условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности;
совершенствование международно-правового оформления государственной границы;
межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризизов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации;
противодействие экономической и демографической экспансии на территории России со стороны других государств;
предотвращение оппыток международной изоляции России со стороны отдельных иностранных государств и военно-политических блоков, исходя из национальных интересов государства в пограничном пространстве;
обеспечение интересов и безопасности России на внешних границах государств - участников СНГ на основе международных договоров.
Принципы пограничной политики Российской Федерации:
взаимное уважение суверенитета, территориальной целосности государств и нерушимости границ;
приоритет национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве, комплексный подход к их реализации и защите;
мирное разрешение пограничных вопросов;
уважение прав и свобод человека и гражданина.
2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Основными угрозами национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве являются:
территориальные притязания;
незавершенность международно-правового оформления государственной границы России;
проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера;
расширение экономической и демографической экспансии;
расхищение национальных богатств Российской Федерации, активизация контрабандной деятельности;
массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров;
нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов;
трансграничная организованная преступность и терроризм;
региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы;
распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах;
аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации осуществляется на основе универсальных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН, других международно-правовых документах.
Российская Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления своей государственной границы.
Государственная граница России, совпадающая с границей бывшего СССР, является нерушимой. Отвергаются любые территориальные притязания к Российской Федерации со стороны соседних государств и попытки изменения прохождения государственной границы в одностороннем порядке.
Государственная граница Российской Федерации с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории бывших союзных республик СССР, совпадает с прежними границами административно-территоримального деления СССР. Россия стремится к установлению и закреплению единого визового пространства на территории государств - участников СНГ. Договорно-правовое оформление государственной границы России с государствами участникамм СНГ осуществляется на двусторонней основе. Россия оставляет за собой право принимать необходимые меры для защиты своих национальных интересов на границе с этими государствами.
3.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пограничная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.
Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает:
создание и совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества и личности в пограничном пространстве, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России;
приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности России на основе разработки и реализации государственных целевых комплексных программ;
прогнозирование развития обстановки, выработку и реализацию мер по оптимизации механизма координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в пограничном пространстве.
3.3. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Межгосударственное пограничное сотрудничество основывается на совпадении интересов России и соседних с ней государств и направлено на последовательное углубление координации и взаимодействия по разрешению пограничных проблем. Дальнейшее развитие пограничного сотрудничества предусматривает:
формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества;
укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами;
формирование системы обеспечения коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения межгосударственных усилий заинтересованных сторон;
сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков, а также в решении экологических и гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдении норм и принципов международного права.
3.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНЕШНИХ ГРАНИЦАХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
Россия выступает за нерушимость внешних границ государств участников СНГ, содействует их международно-правовому оформлению и развитию на договорной основе сотрудничества между пограничными структурами этих государств в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности.
Обеспечение национальной и коллективной безопасности заинтересованных государств - участников СНГ на их внешних границах является одним из приоритетных направлений пограничной политики России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
общность и взаимозависимость социально-экономических интересов государств - участников СНГ;
необходимость нейтрализации процессов, ущемляющих национальные интересы и подрывающих национальную безопасность государств Содружества;
ограниченностью возможностей ряда государств Содружества по созданию национальных систем обеспечения пограничной безопасности;
необходимостью противодействия попыткам геополитической изоляции России и ограничению ее социально-экономоических и военно-политических связей с государствами Содружества.
Россия может участвовать на договорной основе в обеспечении национальных интересов и коллективной безопасности государств участников СНГ посредством совместной охраны границ, или оказания содействия национальным службам в осуществлении пограничного, таможенного, иммиграционного, автогрузового, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.
Формирование Таможенного союза из числа государств участников СНГ, связанных с Россией интегрированной экономикой и политическим партнерством, предполагает совместное установление на границах этих гоосударств с третьими странами соответствующих нормам международного права всех видов контроля (паспортно-визовый, таможенный, иммиграционный, автогрузовой, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный) и согласованного механизма контроля за перемещением грузов в пределах территорий государств, входящих в этот союз.
3.5. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ОСНОВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Создание благоприятных условий социально-экономического подъема приграничных регионов, роста благосостояния и духовного развития населения является важнейшим фактором поддержания общественно-политической стабильности, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве. Пограничная политика в этой области включает:
создание условий для производственной деятельности в приграничных регионах с учетом характера новых международных и межрегиональных связей;
создание условий для эффективного развития свободных экономических зон;
сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов;
обеспечение регулирования потоков внешней миграции;
противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;
поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;
сохранение и приумножение духовных ценностей, развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих поколений;
создание условий для реализации прав человека в области свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;
создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.
3.6. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
Проблемы дальнейшей разработки и реализации пограничной политики Российской Федерации, деятельности ее субъектов требуют фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы научного обеспечения всего процесса, связанного с обеспечением национальных интересов и безопасности России в пограничном пространстве.
Приоритетными направлениями исследований в области пограничной политики Российской Федерации являются: методологические проблемы; вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации и защиты национальных интересов в пограничном пространстве; механизмы мирного разрешения пограничных проблем; социально-экономические, военные и собственно пограничные аспекты; влияние миграционного фактора на процессы и явления в пограничном пространстве; национальный вопрос в пограничной политике России; проблемы пограничной безопасности; история российской границы и другие аспекты погранологии.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в общей системе обеспечения национальной безопасности посредством скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению проведения пограничной политики государства, руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти по ее реализации, устанавливает нормы и порядок их финансового и материально-технического обеспечения, ведет международные переговоры по пограничным вопросам и заключает межправительственные соглашения в соответствии с полномочиями в области пограничной политики, возложенными на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане при реализации пограничной политики выполняют полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, регламентирующими решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам пограничной политики в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны осуществляет Федеральная пограничная служба Российской Федерации.
Основные направления пограничной политики Российской Федерации реализуются при разработке федеральных целевых программ, осуществлении внешнеполитической, экономической, военной, социальной, финансовой и экологической деятельности государства.
Правовая и социальная защита военнослужащих, гражданского персонала и других лиц, участвующих в реализации пограничной политики, гарантируется государством и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности по реализации пограничной политики осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления, а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение сил и средств, участвующих в проведении пограничной политики, осуществлятеся целевым назначением в объемах, ежегодно устанавливаемых федеральным бюджетом Российской Федерации, за счет ресурсов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет приобретения необходимых материально-технических средств у организаций и граждан.
Основы пограничной политики Российской Федерации могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере поступательного социально-политического и экономического прогресса общества и в соответствии с изменениями мирового развития.
Р199605184Р201802629
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 06.11.1996, N 213 (1573), СТР. 4
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСНОВЫ
05.10.96 N Пр-1937
УТВЕРЖДАЮ
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 05.10.96 Пр-1937 Б. ЕЛЬЦИН
ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Утратили силу: Указ Президента РФ от 25.04.2018 N 174 >
Основы пограничной политики Российской Федерации являются составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики Российской Федерации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пограничная политика Российской Федерации направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.
Пограничная политика формируется на основе Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.
Составной частью пограничной политики Российской Федерации является подготовка и реализация совместно с заинтересованными государствами - участниками Содружества Независимых Государств мер по обеспечению национальной и коллективной безопасности на внешних границах Содружества.
Важнейшими предпосылками эффективности пограничной политики выступают справедливое межгосударственное разграничение, развитие международного сотрудничества, укрепление социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации.
Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в пограничном пространстве Российской Федерации, охватывающем государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и ислючительную экономическую зону Российской Федерации.
Основные субъекты пограничной политики Российской Федерации федеральные органы государственной влатси, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и граждане.
Основные объекты пограничной политики Российской Федерации государственная граница Российской Федерации, национальные интересы России в ее пограничном пространстве, а также на внешних границах государств - участников СНГ.
Цель пограничной политики Российской Федерации - реализация и защита национальных интересов России, обеспечение безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.
Основные задачи пограничной политики Российской Федерации:
создание условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности;
совершенствование международно-правового оформления государственной границы;
межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризизов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации;
противодействие экономической и демографической экспансии на территории России со стороны других государств;
предотвращение оппыток международной изоляции России со стороны отдельных иностранных государств и военно-политических блоков, исходя из национальных интересов государства в пограничном пространстве;
обеспечение интересов и безопасности России на внешних границах государств - участников СНГ на основе международных договоров.
Принципы пограничной политики Российской Федерации:
взаимное уважение суверенитета, территориальной целосности государств и нерушимости границ;
приоритет национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве, комплексный подход к их реализации и защите;
мирное разрешение пограничных вопросов;
уважение прав и свобод человека и гражданина.
2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Основными угрозами национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве являются:
территориальные притязания;
незавершенность международно-правового оформления государственной границы России;
проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера;
расширение экономической и демографической экспансии;
расхищение национальных богатств Российской Федерации, активизация контрабандной деятельности;
массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров;
нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов;
трансграничная организованная преступность и терроризм;
региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы;
распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах;
аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации осуществляется на основе универсальных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН, других международно-правовых документах.
Российская Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления своей государственной границы.
Государственная граница России, совпадающая с границей бывшего СССР, является нерушимой. Отвергаются любые территориальные притязания к Российской Федерации со стороны соседних государств и попытки изменения прохождения государственной границы в одностороннем порядке.
Государственная граница Российской Федерации с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории бывших союзных республик СССР, совпадает с прежними границами административно-территоримального деления СССР. Россия стремится к установлению и закреплению единого визового пространства на территории государств - участников СНГ. Договорно-правовое оформление государственной границы России с государствами участникамм СНГ осуществляется на двусторонней основе. Россия оставляет за собой право принимать необходимые меры для защиты своих национальных интересов на границе с этими государствами.
3.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пограничная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.
Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает:
создание и совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества и личности в пограничном пространстве, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России;
приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности России на основе разработки и реализации государственных целевых комплексных программ;
прогнозирование развития обстановки, выработку и реализацию мер по оптимизации механизма координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в пограничном пространстве.
3.3. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Межгосударственное пограничное сотрудничество основывается на совпадении интересов России и соседних с ней государств и направлено на последовательное углубление координации и взаимодействия по разрешению пограничных проблем. Дальнейшее развитие пограничного сотрудничества предусматривает:
формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества;
укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами;
формирование системы обеспечения коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения межгосударственных усилий заинтересованных сторон;
сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков, а также в решении экологических и гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдении норм и принципов международного права.
3.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВНЕШНИХ ГРАНИЦАХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
Россия выступает за нерушимость внешних границ государств участников СНГ, содействует их международно-правовому оформлению и развитию на договорной основе сотрудничества между пограничными структурами этих государств в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности.
Обеспечение национальной и коллективной безопасности заинтересованных государств - участников СНГ на их внешних границах является одним из приоритетных направлений пограничной политики России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
общность и взаимозависимость социально-экономических интересов государств - участников СНГ;
необходимость нейтрализации процессов, ущемляющих национальные интересы и подрывающих национальную безопасность государств Содружества;
ограниченностью возможностей ряда государств Содружества по созданию национальных систем обеспечения пограничной безопасности;
необходимостью противодействия попыткам геополитической изоляции России и ограничению ее социально-экономоических и военно-политических связей с государствами Содружества.
Россия может участвовать на договорной основе в обеспечении национальных интересов и коллективной безопасности государств участников СНГ посредством совместной охраны границ, или оказания содействия национальным службам в осуществлении пограничного, таможенного, иммиграционного, автогрузового, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.
Формирование Таможенного союза из числа государств участников СНГ, связанных с Россией интегрированной экономикой и политическим партнерством, предполагает совместное установление на границах этих гоосударств с третьими странами соответствующих нормам международного права всех видов контроля (паспортно-визовый, таможенный, иммиграционный, автогрузовой, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный) и согласованного механизма контроля за перемещением грузов в пределах территорий государств, входящих в этот союз.
3.5. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ОСНОВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Создание благоприятных условий социально-экономического подъема приграничных регионов, роста благосостояния и духовного развития населения является важнейшим фактором поддержания общественно-политической стабильности, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве. Пограничная политика в этой области включает:
создание условий для производственной деятельности в приграничных регионах с учетом характера новых международных и межрегиональных связей;
создание условий для эффективного развития свободных экономических зон;
сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов;
обеспечение регулирования потоков внешней миграции;
противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;
поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;
сохранение и приумножение духовных ценностей, развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих поколений;
создание условий для реализации прав человека в области свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;
создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.
3.6. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
Проблемы дальнейшей разработки и реализации пограничной политики Российской Федерации, деятельности ее субъектов требуют фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы научного обеспечения всего процесса, связанного с обеспечением национальных интересов и безопасности России в пограничном пространстве.
Приоритетными направлениями исследований в области пограничной политики Российской Федерации являются: методологические проблемы; вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации и защиты национальных интересов в пограничном пространстве; механизмы мирного разрешения пограничных проблем; социально-экономические, военные и собственно пограничные аспекты; влияние миграционного фактора на процессы и явления в пограничном пространстве; национальный вопрос в пограничной политике России; проблемы пограничной безопасности; история российской границы и другие аспекты погранологии.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в общей системе обеспечения национальной безопасности посредством скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению проведения пограничной политики государства, руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти по ее реализации, устанавливает нормы и порядок их финансового и материально-технического обеспечения, ведет международные переговоры по пограничным вопросам и заключает межправительственные соглашения в соответствии с полномочиями в области пограничной политики, возложенными на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане при реализации пограничной политики выполняют полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, регламентирующими решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам пограничной политики в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны осуществляет Федеральная пограничная служба Российской Федерации.
Основные направления пограничной политики Российской Федерации реализуются при разработке федеральных целевых программ, осуществлении внешнеполитической, экономической, военной, социальной, финансовой и экологической деятельности государства.
Правовая и социальная защита военнослужащих, гражданского персонала и других лиц, участвующих в реализации пограничной политики, гарантируется государством и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности по реализации пограничной политики осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления, а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение сил и средств, участвующих в проведении пограничной политики, осуществлятеся целевым назначением в объемах, ежегодно устанавливаемых федеральным бюджетом Российской Федерации, за счет ресурсов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет приобретения необходимых материально-технических средств у организаций и граждан.
Основы пограничной политики Российской Федерации могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере поступательного социально-политического и экономического прогресса общества и в соответствии с изменениями мирового развития.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 213 (1573) от 06.11.1996 Стр. 4 |
Рубрики правового классификатора: | 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.010.000 Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности, 160.030.000 Безопасность государства, 160.030.010 Общие положения, 200.000.000 Международные отношения. Международное право, 200.200.000 Международная борьба с преступностью и терроризмом |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: