Основная информация

Дата опубликования: 03 июня 1998г.
Номер документа: В199804856
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Письма

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804856

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

03.06.98 N С5-7/УЗ-406

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что в апреле 1998 года Государственной Думой принят Градостроительный кодекс Российской Федерации, подписанный Президентом Российской Федерации 7 мая 1998 г. (N 73-ФЗ). Градостроительный кодекс Российской Федерации опубликован в "Российской газете" 14 мая 1998 г. N 91.

Предлагается обратить внимание на некоторые положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее Кодекс) определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве (преамбула).

2. Пунктом 5 статьи 3 Кодекса установлено, что споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, рассматриваются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судом в пределах их компетенции.

3. Главой II Кодекса регулируются вопросы обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности.

В частности, в статье 18 Кодекса установлено, что граждане, их объединения и юридические лица Российской Федерации имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях и иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом (п. 1).

Предусмотрено, что до утверждения градостроительной документации граждане Российской Федерации и их объединения могут проводить независимые экспертизы указанной документации за счет собственных средств. Независимые экспертизы градостроительной документации могут использоваться для обжалования в суд или арбитражный суд заключений органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации (п. 4).

Граждане Российской Федерации и их объединения в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право: требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве, а также требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; обжаловать в суд заключения органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; требовать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве (п. 6).

4. Статьей 39 Кодекса определено, что правила застройки являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях городских и сельских поселений, в том числе на территориях закрытых административно - территориальных образований (п. 1).

При этом предусмотрено, что правила застройки могут быть обжалованы в суд проживающими на соответствующих территориях гражданами, а также собственниками и иными владельцами объектов недвижимости, права и законные интересы которых оказались нарушены (п. 8).

5. В статье 51 Кодекса предусмотрено, что государственные градостроительные нормативы и правила являются составной частью системы нормативно - технических документов в строительстве (п. 1).

Государственные градостроительные нормативы и правила являются основанием для вынесения решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными органами, осуществляющими контроль в области градостроительства, правоохранительными органами по вопросам прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в области градостроительной деятельности, а также прав граждан и юридических лиц, интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения государственных градостроительных нормативов и правил (п. 3).

6. Статьей 62 Кодекса определено, что разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации строительство (п. 2).

Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях: несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка; несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам (п. 6).

Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд (п. 7).

7. Главой XIII Кодекса предусмотрен контроль за осуществлением градостроительной деятельности и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве. В частности, установлено право должностных лиц органов архитектуры и градостроительства в пределах их компетенции предъявлять иски в суд о возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если градостроительная деятельность осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве. Действия и решения указанных должностных лиц, проводящих контроль за осуществлением градостроительной деятельности, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке (п. 3 ст. 65).

Граждане и юридические лица, причинившие вред среде жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве, обязаны возместить причиненный ими вред в полном объеме. Порядок возмещения вреда определяется гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 67).

8. Статья 72 Кодекса определяет порядок введения его в действие.

Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования (п. 1).

Законы и иные нормативные правовые акты в области градостроительства, действующие на территории Российской Федерации, применяются, если они не противоречат названному Кодексу (п. 2).

Кодекс применяется к правовым отношениям в области градостроительной деятельности, возникшим после введения его в действие. К правовым отношениям в области градостроительной деятельности, возникшим до введения Кодекса в действие, названный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (п. 3).

9. Статьей 73 Кодекса признаны утратившими силу: Закон Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; Федеральный закон "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" (п. 1) и внесены изменения в статью 143 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, которая излагается в следующей редакции:

"Статья 143. Строительство объектов недвижимости

без разрешения на строительство

Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольная постройка) -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда".

Настоящая информация направляется для сведения и использования в работе.

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В. БОЙКОВ

[отформатировано 22.07.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.050.000 Градостроительство и архитектура, 090.050.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать