Основная информация

Дата опубликования: 08 декабря 2015г.
Номер документа: Р201507923
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р201507923

ОПУБЛИКОВАНО:

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, 25.12.2015, N

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.12.2015 N 2741-О

ПО ЖАЛОБЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОДНИКОВСКОЕ

СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" ТРОИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ И СВОБОД ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЕЙ 2

ЗАКОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы муниципального образования "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области, установил:

1. Муниципальное образование "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации, подписанной главой сельского поселения, оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

части 1 статьи 3, согласно первому абзацу которой граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления;

части 3 статьи 3, закрепляющей, что установленные Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

части 2 статьи 4, согласно которой изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных данным Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон;

части 3 статьи 34, согласно первому абзацу которой порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

пункта 1 части 2 статьи 36, согласно которому глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

В жалобе также оспаривается конституционность статьи 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года N 189-ЗО "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", согласно которой главы муниципального района, городского и сельского поселений Челябинской области избираются представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.

Как следует из представленных материалов, Совет депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого района Челябинской области, учтя выраженное в обращениях жителей волеизъявление, отказался вносить в устав Родниковского сельского поселения изменения, направленные на приведение его в соответствие с Законом Челябинской области "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" путем закрепления избрания главы сельского поселения представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией (взамен избрания на муниципальных выборах).

Решением Троицкого районного суда Челябинской области от 20 июля 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Челябинского областного суда от 22 сентября 2015 года, было признано недействующим со дня принятия решение Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого района Челябинской области от 17 июня 2015 года "О праве на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления и о назначении выборов главы Родниковского сельского поселения и депутатов Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого района Челябинской области" в части назначения выборов главы Родниковского сельского поселения. Как установили суды, указанное решение Совета депутатов Родниковского сельского поселения вступает в противоречие с требованиями к замещению должности главы сельского поселения, установленными Законом Челябинской области "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", принятым в порядке реализации законодателем Челябинской области полномочий по определению структуры органов местного самоуправления, предоставленных ему Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Определением Челябинского областного суда от 25 августа 2015 года возвращено заявление Совета депутатов Родниковского сельского поселения об оспаривании статьи 2 Закона Челябинской области "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" на том основании, что решением от 11 августа 2015 года Челябинский областной суд отказал в удовлетворении заявлений граждан Ю.А. Гурмана, Н.В. Гуцуляка и З.Г. Сулейманова, содержавших аналогичные требования.

Совет депутатов Родниковского сельского поселения 17 августа 2015 года принял решение о самороспуске, в связи с чем 13 сентября 2015 года состоялись выборы депутатов данного Совета.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 32 (часть 2), 55 (часть 2), 72 (пункт "н" части 1), 130 (часть 2), 131 (часть 1) и 133, поскольку допускают установление законом субъекта Российской Федерации единственно возможного способа замещения должности главы сельского поселения и тем самым лишают население сельского поселения права самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления на соответствующей территории, в том числе путем закрепления порядка избрания главы сельского поселения на муниципальных выборах и определения его статуса в структуре органов местного самоуправления.

2. Поставленный муниципальным образованием "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области вопрос о конституционности установленного в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правового регулирования определения субъектом Российской Федерации порядка замещения должности главы сельского поселения и его места в структуре органов местного самоуправления получил разрешение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 30-П.

В данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал части 2 и 31 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения не допускают воспроизведение законами субъектов Российской Федерации единственно возможного варианта порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления главы муниципального образования сельских поселений и не могут ограничивать возможность предусмотреть в уставах этих муниципальных образований избрание главы поселения на муниципальных выборах, а также самостоятельно в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определить место главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления соответствующего поселения.

В силу данного Постановления (абзац второй пункта 4.4 мотивировочной части, пункт 2 резолютивной части) субъектам Российской Федерации надлежит привести законодательное регулирование в сфере организации муниципальной власти в соответствие с выраженными в Постановлении правовыми позициями, что предполагает применительно к сельским поселениям обеспечение возможности самостоятельно определять предпочтительный способ замещения должности главы сельского поселения в рамках предусмотренных законом субъекта Российской Федерации альтернатив, из числа которых во всяком случае не может быть исключено избрание главы сельского поселения путем муниципальных выборов.

Вместе с тем для обеспечения стабильности функционирования системы местного самоуправления Конституционный Суд Российской Федерации установил, в частности, следующие особенности исполнения этого Постановления: в случае формирования в каком-либо муниципальном образовании органов местного самоуправления вопреки выявленному в данном Постановлении конституционно-правовому смыслу частей 4, 5 и 51 статьи 35, частей 2 и 31 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" эти органы местного самоуправления продолжают функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы); в случае если в устав сельского поселения на момент вступления данного Постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации (абзац третий пункта 4.4 мотивировочной части).

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 2015 года N 30-П конституционно-правовой смысл частей 2 и 31 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящихся в системном нормативном единстве с иными положениями этого Федерального закона, включая те, что оспариваются муниципальным образованием "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в нормотворческой и правоприменительной практике. Органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации обязаны неукоснительно соблюдать сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в данном Постановлении требования, предъявляемые к осуществлению ими законодательного регулирования организации местного самоуправления в сельских поселениях, и во всяком случае не вправе принимать решений, которые ставили бы под сомнение гарантированную Конституцией Российской Федерации возможность населения сельского поселения самостоятельно в рамках закона определить предпочтительный способ замещения должности главы сельского поселения и его место в структуре органов местного самоуправления, включая избрание главы сельского населения на муниципальных выборах.

Следовательно, в случае если на момент вступления данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в силу в устав Родниковского сельского поселения не были внесены вытекающие из Закона Челябинской области "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" изменения, касающиеся способа замещения должности главы сельского поселения и его места в структуре органов местного самоуправления, Родниковское сельское поселение вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся в этом муниципальном образовании до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Вместе с тем Родниковское сельское поселение - в силу прямого действия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 30-П - вправе во всяком случае предусмотреть в уставе способ избрания главы сельского поселения с соблюдением предусмотренных действующим законодательством требований к порядку вступления в силу подобного рода решений.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации, призванный решать исключительно вопросы права, не исследует и не оценивает фактические обстоятельства, связанные с применением в Родниковском сельском поселении Троицкого района Челябинской области конкретной структуры органов местного самоуправления на момент вступления указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в силу.

Таким образом, поставленный муниципальным образованием "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области вопрос получил разрешение в сохраняющем свою силу Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, что является в силу пункта 3 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием для отказа в принятии обращения в Конституционный Суд Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 3 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу муниципального образования "Родниковское сельское поселение" Троицкого муниципального района Челябинской области не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку поставленный заявителем вопрос разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 2015 года N 30-П.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а также в официальных изданиях органов государственной власти Челябинской области.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. Зорькин

[введено: 26.05.2016 редактор НЦПИ - Терешина И.В.]

[проверено: 30.05.2016 редактор НЦПИ – Петросова А.Б.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 2 от 22.04.2016 Стр. 107, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ от 25.12.2015
Рубрики правового классификатора: 010.150.010 Общие положения, 010.150.030 Представительные органы местного самоуправления, 010.150.040 Глава муниципального образования. Местная администрация, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать