Основная информация

Дата опубликования: 08 октября 2014г.
Номер документа: В201406658
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201406658

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 27.07.2015, N 8, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

08.10.2014 N АКПИ14-905

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРИРОДНОМ

ЗООЛОГИЧЕСКОМ ЗАКАЗНИКЕ "РЕМДОВСКИЙ" ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗНАЧЕНИЯ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УТВЕРЖДЕННОЕ

МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РФ 16 ОКТЯБРЯ 1998 Г., ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ

ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 16 октября 1998 г. утверждено Положение о государственном природном зоологическом заказнике "Ремдовский" федерального значения в Псковской области (далее - Положение).

Ж., Н. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим Положения в целом и его пп. 1.8, 1.10, 1.11, 3.3, 3.5.3, 3.5.5, 3.5.8, 3.5.9, 3.5.10, 3.5.11, 3.5.19, 5.2, 5.4, 5.5, ссылаясь на то, что данный нормативный правовой акт не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, указанные положения этого акта противоречат ст.ст. 25 и 41 Конституции Российской Федерации, ст. 48 ГК РФ, ст. 65 Водного кодекса РФ, ст.ст. 24 и 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ст. 11 Лесного кодекса РФ, Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", нарушают права граждан на свободу перемещения, неприкосновенность жилища, создают угрозу жизни, здоровью граждан применением спецсредств неустановленными лицами, мешают нормальной жизнедеятельности населения, влекут угрозу незаконного привлечения к административной ответственности и наложения штрафов.

Верховный Суд РФ 8 октября 2014 г. заявленные требования удовлетворил, указав следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения (ст. 2). На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (п. 1 ст. 24).

Государственный природный заказник "Ремдовский" включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2055-р.

Пунктом 2 ст. 24 указанного Закона (в редакции, действовавшей на момент принятия Положения) устанавливалось, что задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 35 п. 6 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1090, на данное Министерство было возложено осуществление в пределах его компетенции государственного управления в области организации и функционирования государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, а также использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, разработка и реализация совместно с Федеральной службой лесного хозяйства России целевых программ по этим направлениям.

Во исполнение данного полномочия, а также в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г." и приказом Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 3 марта 1994 г. N 21 "О переименовании государственных заказников" Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ утверждено оспариваемое Положение.

Положение содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в области организации, охраны и использования территории государственного природного зоологического заказника "Ремдовский" федерального значения в Псковской области, в частности в нем указаны состав и описание границ заказника, его режим, запреты на осуществление определенной деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, установлены полномочия государственных инспекторов, осуществляющих охрану заказника, и т.д. Следовательно, Положение является нормативным правовым актом.

Довод заявителей о том, что Минсельхозом России не были соблюдены требования к порядку введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, суд нашел обоснованным. В нарушение требований, установленных пп. 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пп. 10, 11 постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", Положение не прошло государственную регистрацию в Минюсте России, не было официально опубликовано.

Помимо этого, в нарушение п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, устанавливающего, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты, а также подп. 7 п. 9 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, в силу которого постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, издает Министр сельского хозяйства и продовольствия РФ, Положение утверждено начальником Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Руководствуясь изложенными обстоятельствами, а также разъяснением, данным в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Верховный Суд РФ признал оспариваемое Положение не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

[введено: 03.09.2015 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]

[проверено: 08.09.2015 главный специалист НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 27.07.2015 Стр. 34
Рубрики правового классификатора: 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 020.040.070 Иные разрешительные и регистрационные режимы, 020.060.010 Общие положения, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 110.010.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.010.090 Экологический контроль, 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты, 180.010.000 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать