Основная информация

Дата опубликования: 15 декабря 1990г.
Номер документа: С9000911
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Положения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&С9000911

&С9000911

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Совета

Министров СССР

от 15 декабря 1990 г. N 1282

В+Р+Е+М+Е+Н+Н+О+Е

П+О+Л+О+Ж+Е+Н+И+Е

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

(См. также. -

Распоряжение Кабинета Министров СССР от 28 января 1991 г. N 16р; НГР:

С9100074.).

1. Настоящее Временное

положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования

Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в

чрезвычайных ситуациях (ГСЧС)<1>.

2. ГСЧС предназначена

для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для

обеспечения безопасности населения и уменьшения ущерба народному

хозяйству<2>.

3. Основными задачами

ГСЧС являются:

проведение на

территории страны единой государственной политики, предусматривающей комплекс

экономических и правовых мер по защите жизни и здоровья людей, материальных и

культурных ценностей, природной среды при чрезвычайных ситуациях, разработка и

осуществление в этих целях общесоюзных и межреспубликанских долгосрочных

целевых программ, организация проведения научных исследований и

опытно-конструкторских работ;

обеспечение надежного

функционирования общегосударственной системы наблюдения и контроля за

состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование

возможности возникновения различного рода бедствий, заблаговременное выявление

потенциально опасных объектов (районов); принятие необходимых мер по

реконструкции или закрытию производств, не отвечающих предъявленным требованиям

безопасности их работы; обеспечение устойчивости работы объектов и отраслей

народного хозяйства, систем жизнеобеспечения населения; создание специальных

резервов материально-технических средств, медицинского оборудования и

препаратов, продовольствия и других;

обеспечение высокой

готовности органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных

ситуациях; быстрое реагирование , включая оценку характера, масштабов и

возможных последствий происшедших событий, оперативное оповещение

соответствующих органов власти и управления и населения об угрозе и фактах

возникновения чрезвычайных ситуаций; своевременное выдвижение сил и средств в

районы бедствия;

проведение

поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по

ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций<3>;

организация

сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями и оказания

взаимной помощи по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации

их последствий.

------------------------------

<1> Ч+р+е+з+в+ы+ч+а+й+н+а+я

с+и+т+у+а+ц+и+я - обстановка на объекте или на определенной части территории

(акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и

экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, которая может

привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и

нарушению условий жизнедеятельности.

<2>

Предупреждение и действия по ликвидации последствий социально-политических,

межнациональных конфликтов и массовых беспорядков в компетенцию системы не

входят.

<3> Чрезвычайная

ситуация считается закончившейся, когда прекращается воздействие опасных

факторов, характерных для данной ситуации, ликвидирована непосредственная

угроза для жизни и здоровья людей, восстановлено движение транспорта и

жизнедеятельность населения, начинается период восстановительных работ.

4. ГСЧС включает в

себя союзную, территориальные (республиканские) и отраслевые (министерские,

ведомственные и др.) подсистемы и входящие в них звенья, соответствующие

принятому в стране административно-территориальному делению и структуре

министерств, ведомств, межотраслевых государственных объединений,

государственных консорциумов, концернов и ассоциаций<1>.

Союзная подсистема

ГСЧС включает в себя Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным

ситуациям и центральные ведомства, организующие и осуществляющие наблюдение и

контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, а также

ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (Госкомгидромет СССР,

Госкомприрода СССР, Госпроматомнадзор СССР, Минобороны СССР (Гражданская

оборона СССР).

Конкретные структуры

территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС и их звеньев определяются

соответствующими Советами Министров союзных и автономных республик,

министерствами и ведомствами СССР, исполнительными комитетами Советов народных

депутатов и закрепляются в положениях об этих подсистемах и звеньях.

При этом, как правило,

каждая подсистема (звено) включает в себя руководящие органы, органы

повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля за состоянием

природной среды и потенциально опасными объектами, силы и средства ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций, системы связи и информационного обеспечения,

резервы медицинского оборудования и препаратов, продовольствия средств

жизнеобеспечения и других материально-технических средств, а также учебные

заведения и научно-исследовательские учреждения.

5. Руководящими

органами ГСЧС являются:

Государственная

комиссия Советов Министров СССР по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС);

республиканские

комиссии (союзных и автономных республик) по чрезвычайным ситуациям (РКЧС);

комиссия

исполнительных комитетов краевых, областных, районных и городских Советов

народных депутатов по чрезвычайным ситуациям (КЧС)<2>;

объектовые комиссии по

чрезвычайным ситуациям (ОКЧС), создаваемые на объектах народного

хозяйства<2>;

ведомственные комиссии

по чрезвычайным ситуациям (ВКЧС), создаваемые в министерствах и ведомствах СССР

и союзных республик.

Как правило, комиссии

по чрезвычайным ситуациям возглавляются соответственно заместителями

председателей Советов Министров союзных и автономных республик, заместителями

председателей исполнительных комитетов Советов народных депутатов,

руководителями (главными инженерами) объектов народного хозяйства,

заместителями министров и председателей государственных комитетов СССР.

При комиссиях по

чрезвычайным ситуациям всех уровней могут создаваться штатные структурные

подразделения (аппарат комиссий). Состав подразделений определяется Советами

Министров союзных и автономных республик, Советами народных депутатов,

министерствами и ведомствами СССР в зависимости от объемов работы.

--------------------------------

<1> В дальнейшем

именуются - министерства и ведомства.

<2> Комиссии

исполнительных комитетов районных и городских Советов народных депутатов и

объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при

наличии соответствующей базы.

6. Учитывая единство

задач, решаемых в ГСЧС, основными типовыми функциями комиссий по чрезвычайным

ситуациям всех уровней являются:

руководство

деятельностью ГСЧС на соответствующих подведомственных территориях, в отраслях

промышленности, на объектах народного хозяйства;

разработка и

осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению

ущерба от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, обеспечению

надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного

хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация

постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально

опасных объектов на подведомственной территории (объектах), оценки и

прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их

последствий;

обеспечение постоянной

готовности органов управления, сил и средств к действиям при возникновении

чрезвычайных ситуаций;

создание финансовых и

материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на

профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и

аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию последствий чрезвычайных

ситуаций и оказание помощи пострадавшим;

координация

деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории

по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

организация

взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних регионов,

военным командованием, общественными организациями и движениями по вопросам

сбора и обмена информаций о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости -

направления сил и средств для ликвидации их последствий;

руководство действиями

в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период ликвидации их

последствий;

непосредственное

распределение и использование международной помощи в случае возникновения

чрезвычайной ситуации на подведомственной территории, объектах народного

хозяйства.

7. Органами

повседневного управления ГСЧС являются:

дежурные службы

территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней;

дежурно-диспетчерские

службы министерств и ведомств, объектов народного хозяйства;

штабы гражданской

обороны всех уровней;

дежурные службы

подразделений Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных

общественных организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных

ситуаций.

Руководящие органы и

органы повседневного управления образуют систему управления ГСЧС.

8. Силы и средства

наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов

состоят из:

сил Госпроматомнадзора

СССР, Госстроя СССР и Госстандарта СССР;

сил Государственного

санитарного надзора Минздрава СССР;

сил Государственной

контрольно-инспекционной службы Госкомприроды СССР;

службы (учреждений)

наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных

научно-исследовательских организаций министерств и ведомств СССР, занимающихся контролем

природной среды;

сил ветеринарной

службы СССР и союзных республик;

сети наблюдения и

лабораторного контроля гражданской обороны;

службы предупреждения

о гидрометеорологических и гелиогеофизических стихийных явлениях, наблюдений за

радиоактивностью и загрязнением природной среды Госкомгидромета СССР, службы

сейсмических наблюдений и информации Академии наук СССР и службы контроля

источников выбросов вредных веществ в природную среду Госкомприроды СССР;

национальных

космических средств наблюдения.

Основными задачами

системы наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных

объектов являются:

сбор и анализ

информации о состоянии природной среды;

прогнозирование и

наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений,

гидрометеорологической, гелиогеофизической и экологической обстановкой;

контроль за

промышленной и экологической безопасностью при строительстве, модернизации и

реконструкции народнохозяйственных объектов;

контроль за

соблюдением нормативов и качества строительства в сейсмических районах;

экологическая

экспертиза текущих и перспективных планов и схем развития и размещения

производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;

контроль за

использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;

прогнозирование и

оценка экологических последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и

катастроф;

прогнозирование

появлений и развития эпизоотий и эпифитотий.

9. Силы и средства

ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций состоят из:

военизированных и

невоенизированных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и пожарных

формирований министерств и ведомств;

аварийно-восстановительных

формирований, образуемых на базе действующих строительных и монтажных

организаций строительных министерств и ведомств, госстроев союзных республик и

территориальных органов управления строительством;

учреждений и

формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава СССР и союзных

республик, а также других министерств и ведомств;

формирований

экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений;

военизированных служб

по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий,

подразделений по авиапарашютной доставке грузов и оборудования Госкомгидромета

СССР;

пожарных частей и

подразделений, специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД

СССР;

соединений, воинских

частей, территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны СССР;

соединений и воинских

частей химических и инженерных войск Минобороны СССР, предназначенных для

ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

сил и средств Единой

государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР;

восстановительных и

пожарных поездов МПС СССР;

аварийно-спасательных

служб Военно-Морского Флота, Минморфлота СССР, Минрыбхоза СССР и других

министерств и ведомств СССР;

отрядов, служб и

специалистов Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных

общественных организаций.

Все эти силы и

средства, входящие в ГСЧС, составляют в целом систему сил и средств ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций.

10. На базе мобильных

пожарных частей и подразделений МВД СССР, военизированных горноспасательных,

газоспасательных и других аналогичных профессиональных служб различных

министерств и ведомств СССР, соединений и воинских частей Гражданской обороны

СССР, химических и инженерных войск Минобороны СССР создаются по согласованию с

министерствами и ведомствами СССР аварийно-спасательные подразделения

постоянной готовности, которые могут привлекаться ГКЧС в пределах их

возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций как в различных регионах страны, так и для

оказания помощи за рубежом.

11.

Информационно-управляющая система ГСЧС, осуществляющая информационное

обеспечение ее функционирования, включает:

ситуационный центр

ГКЧС;

центр комплексной

обработки информации Госкомцентра СССР;

информационно-вычислительный

центр РКЧС, краевых и областных КЧС и ВКЧС;

пункты управления сил

и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (соединений, воинских

частей, военизированных и невоенизированных формирований;

информационные центры

(центры первичной обработки информации) системы наблюдения и контроля за

состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;

средства связи и

передачи данных.

12. Основными

функциями информационно-управляющей системы ГСЧС являются:

сбор и комплексная

обработка данных, полученных от системы наблюдения и контроля состояния

природной среды и потенциально опасных объектов, в том числе оповещений о

фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами

(пользователями)<1> по принадлежности;

сбор и обработка

информации от абонентов (пользователей) системы;

обеспечение обмена

информацией между различными подсистемами и

звеньями ГСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и

пунктами управления  сил  и средств ликвидации последствий чрезвы-

чайных ситуаций,  а также

пунктами управления системы наблюдения и

контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объ-

ектов. ---------------------------

<1> Абонентами

(пользователями) ГСЧС являются руководящие органы и органы повседневного

управления системы.

13. Деятельность ГСЧС

заключается в планировании, подготовке и осуществлении мероприятий по

предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В зависимости от

обстановки различают три режима функционирования системы:

р+е+ж+и+м п+о+в+с+е+д+н+е+в+н+о+й

д+е+я+т+е+л+ь+н+о+с+т+и функционирование системы при нормальной

производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической

(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке,

отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

р+е+ж+и+м

п+о+в+ы+ш+е+н+н+о+й г+о+т+о+в+н+о+с+т+и - функционирование системы при

ухудшении производственно-промышленной, химической, биологической

(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки,

получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

ч+р+е+з+в+ы+ч+а+й+н+ы+й

р+е+ж+и+м - функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций.

Решения о введении

того или иного режима функционирования ГСЧС, ее подсистем (звеньев) принимают

соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной

обстановки.

В зависимости от

обстановки подсистемы (звенья) ГСЧС могут функционировать одновременно в

различных режимах.

14. Основными

мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ГСЧС в различных режимах,

являются:

а) при режиме

повседневной деятельности:

осуществление

наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных

объектов;

выполнение

общесоюзных, межреспубликанских долгосрочных целевых программ и привентивных

мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий,

повышению безопасности населения и сокращению народнохозяйственного ущерба при

возникновении чрезвычайных ситуаций;

поддержание высокой

готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС

к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способом

защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

б) при режиме

повышенной готовности:

принятие на себя

непосредственного руководства деятельностью ГСЧС комиссиями по чрезвычайным

ситуациям, формирование при необходимости оперативных групп для выявления

причин ухудшения обстановки, выработки предложений по ее нормализации;

усиление

дежурно-диспетчерской службы;

усиление наблюдения и

контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов,

прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их

последствий;

принятие мер по

возможной защите населения и повышению устойчивости объектов народного хозяйства;

повышение готовности

сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий возможных

чрезвычайных ситуаций, выдвижение их при необходимости в районы предполагаемых

действий;

в) при чрезвычайном

режиме:

организация защиты

населения;

организация ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций;

выдвижение оперативных

групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства

работами;

выдвижение сил и

средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;

осуществление

постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах

чрезвычайных ситуаций.

15. Ликвидацию

последствий чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным

ситуациям. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных

ситуаций осуществляют:

ч+а+с+т+н+ы+х

чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено

производственным помещением, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям;

о+б+ъ+е+к+т+о+в+ы+х

чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено

территорией объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием

при необходимости оперативных групп районных (городских) и отраслевых комиссий

по чрезвычайным ситуациям;

м+е+с+т+н+ы+х

чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено

территорией города (района) или области, - комиссии по чрезвычайным ситуациям

исполнительных комитетов Советов народных депутатов или Советов Министров

автономных республик в зависимости от границ распространения последствий

чрезвычайной ситуации;

р+е+г+и+о+н+а+л+ь+н+ы+х

чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено

территорией края, нескольких областей, автономной или союзной республики, -

республиканские комиссии по чрезвычайным ситуациям Советов Министров союзных

республик;

г+л+о+б+а+л+ь+н+ы+х

чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых охватывает

территорию несколько республик, страны или сопредельные страны, -

Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в

части выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ

(планово-восстановительные работы осуществляются силами союзных республик).

16. Финансирование

ГСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов,

выделяемых соответственно из государственного бюджета СССР, республиканских и

местных бюджетов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также

фондов социально-экономического развития предприятий. Распорядителями указанных

фондов являются комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Каждый уровень ГСЧС

организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по

предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций самостоятельно.

Оплата расходов

организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,

осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.

17. Обучение населения

способам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется самостоятельно, на

занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой

информации и в ходе специальных учений.

18. В целях

совершенствования организации ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки

органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в

ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать