Основная информация

Дата опубликования: 22 июня 1979г.
Номер документа: С7900150
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Положения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

С7900150

 С7900150

У Т В Е Р Ж Д Е Н О

постановлением Совета

Министров

СССР

от 22 июня 1979 г. N 591

П О Л О Ж Е Н И Е

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ

ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОД

1. В соответствии с

Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственный

контроль за использованием и охраной вод имеет своей задачей обеспечить

соблюдение всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями,

организациями и гражданами установленного порядка пользования водами,

выполнение обязанностей по охране вод от загрязнения, засорения и истощения, по

предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, а также соблюдения правил

учета использования вод и других правил, установленных водным законодательством

Союза ССР и союзных республик.

2. Государственный

контроль за использованием и охраной вод осуществляется Советами народных

депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также следующими

специально уполномоченными на то государственными органами (в соответствии с их

компетенцией): Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР,

Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды,

Министерством геологии СССР (в части охраны подземных вод от истощения и

загрязнения, за исключением гидроминеральных ресурсов), Министерством

здравоохранения СССР, Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством

сельского хозяйства СССР, Комитетом по надзору за безопасным ведением работ в

промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР и Адмиинистрацией Северного

морского пути при Министерстве морского флота. Администрация Северного морского

пути при Министерстве морского флота осуществляет надзор за судами и другими

плавучими средствами, плавающими по трассам Северного морского пути и смежных с

ним районов, с целью предотвращения загрязнения морской среды и северного

побережья СССР.

3. Министерство

внутренних дел СССР оказывает органам по регулированию использования и охране

вод и другим соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране

вод от загрязнения.

Пограничные войска в

районах несения ими службы оказывают в случае необходимости органам по

регулированию использования и охране вод содействие в их деятельности по охране

от загрязнения пограничных рек, внутренних морских и территориальных вод СССР с

судов и других плавучих средств.

4. Общественные

организации в соответствии с их уставами и законодательством Союза ССР и

союзных республик оказывают содействие органам по регулированию использования и

охране вод и другим органам, осуществляющим государственный контроль за

использованием и охраной вод, путем создания контрольных постов на

предприятиях, в учреждениях, организациях и на других объектах, организации

соревнования коллективов за рациональное использование и чистоту вод, а также

путем проведения других мероприятий.

5. В состав органов

системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, осуществляющих в

соответствии с настоящим Положением государственный контроль за использованием

и охраной вод, входят:

Главное управление по

охране вод Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР;

Главное управление

комплексного использования водных ресурсов Министерства мелиорациии водного

хозяйства СССР;

бассейновые

(территориальные) управления (инспекции) по регулированию использования и охране

вод союзного подчинения и их участки, отделы и гидрохимические лаборатории;

главные управления,

управления, инспекции, отделы, бассейновые (территориальные) управления

(инспекции) по регулированию использования и охране вод, их участки, отделы и

гидрохимические лаборатории и иные водохозяйственные контрольные органы

министерств мелиорации и водного хозяйства союзных республик и других

союзно-республиканских органов союзных республик системы Министерства

мелиорации и водного хозяйства СССР.

6. Заместитель

Министра мелиорации и водного хозяйства СССР, ведающий вопросами использования

и охраны вод, является по должности одновременно главным государственным

инспектором по регулированию использования и охране вод СССР, а начальники

Главного управления по охране вод и Главного управления комплексного

использования водных ресурсов Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР

- заместителями главного государственного инспектора по регулированию

использования и охране вод СССР.

Заместители министров

мелиорации и водного хозяйства союзных республик, ведающие вопросами

использования и охраны вод, и соответствующие руководители других

союзно-республиканских органов союзных республик системы Министерства

мелиорации и водного хозяйства СССР являются по должности одновременно главными

государственными инспекторами по регулированию использования и охране вод

союзных республик. Начальники главных управлений (инспекций, управлений,

отделов) по регулированию использования и охране вод министерств мелиорации и

водного хозяйства союзных республик и других союзно-республиканских органов

союзных республик системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР

являются по должности одновременно заместителями главных государственных

инспекторов по регулированию использования и охране вод союзных республик.

Начальники бассейновых

(территориальных) управлений (инспекций) по регулированию использования и

охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР являются по

должности одновременно главными государственными бассейновыми

(территориальными) инспекторами по регулированию использования и охране вод, а

их заместители - заместителями главных государственных бассейновых

(территориальных) инспекторов по регулированию использования и охране вод.

Начальники участков,

отделов, заведующие гидротехническими лабораториями бассейновых

(территориальных) управлений (инспекций) по регулированию использования и

охране вод являются по должности одновременно старшими государственными

инспекторами по регулированию использования и охране вод.

Главные специалисты,

ведущие инженеры, старшие инженеры и инженеры органов по регулированию

использования и охране вод являются по должности одновременно государственными

инспекторами по регулированию использования и охране вод.

7. Органы по

регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и

водного хозяйства СССР осуществляют государственный контроль за:

а) соблюдением

предприятиями, учреждениями и организациями, судами и другими плавучими

средствами, независимо от их ведомственной принадлежности, должностными лицами

и гражданами законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик,

решений Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, приказов и

инструкций Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, министерств

мелиорации и водного хозяйства союзных республик и других

союзно-республиканских органов союзных республик системы Министерства

мелиорации и водного хозяйства СССР по вопросам использования и охране вод;

б) рациональным

использованием водных объектов (с учетом соблюдения требований их комплексного

использования), охраной поверхностных вод от загрязнения, засорения и

истощения, а также за использованием водных объектов в соответствии с теми

целями, для которых они предоставлены в пользование;

в) соблюдением правил

эксплуатации водохозяйственных систем и водохранилищ, а также озер и других

водоемов, используемых в качестве водохранилищ;

г) состоянием и

эффективностью работы очистных сооружений и устройств, а также за строгим

соблюдением порядка и условий сброса сточных вод;

д) выполнением

плановых заданий по строительству водоохранных сооружений и за использованием

выделенных на эти цели средств, а также за выполнением планов по

совершенствованию методов и технологии очистки сточных вод;

е) соблюдением норм и

правил водопотребления и водоотведения, а также установленного режима

использования вод;

ж) внедрением на

предприятиях, в учреждениях и организациях достижений науки и техники и

передового опыта в области использования и охраны вод;

з) соблюдением

нормативных требований по рациональному использованию и охране вод в проектах

на строительство (реконструкцию) предприятий, сооружений и других объектов,

влияющих на состояние вод, в случаях, когда указанные проекты подлежат

согласованию с органами по регулированию использования и охране вод;

и) выполнением

предприятиями, учреждениями и организациями водоохранных мероприятий в

прибрежных полосах (зонах) водных объектов, а также мероприятий по борьбе с

вредным воздействием вод (наводнениями, затоплениями, подтоплениями,

разрушением берегов и другими вредными явлениями);

к) правильностью

ведения предприятиями, учреждениями и организациями первичного учета количества

забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества

сбрасываемых вод, за наличием и состоянием оборудования и аппаратуры для учета

потребления и сброса вод и за соблюдением установленных сроков государственной

аттестации этого оборудования и аппаратуры.

8. В соответствии с

задачами государственного контроля за использованием и охраной вод органы по

регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и

водного хозяйства СССР:

а) рассматривают

представляемые на согласование предложения по определению мест строительства

предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, с учетом

заключений по ним органов, осуществляющих государственный санитарный надзор,

охрану рыбных запасов, и иных заинтересованных органов;

б) рассматривают в

случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР,

представляемые на согласование проекты строительства и реконструкции

предприятий, сооружений и других объектов (а также их пусковых комплексов),

влияющих на состояние вод, с учетом заключений по ним органов, осуществляющих

государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и иных

заинтересованных органов;

в) выдают в

установленном порядке разрешения на специальное водопользование, включая

разрешения на пользование водными объектами для сброса промышленных, коммунально-бытовых,

дренажных и других сточных вод;

г) рассматривают

представляемые на согласование материалы о проведении строительных,

дноуглубительных и взрывных работ, работ по добыче полезных ископаемых и водных

растений, прокладке кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубке леса, а

также буровых, сельскохозяйственных и других работ на водных объектах или в их

прибрежных полосах (зонах), влияющих на состояние вод, с учетом заключений по

ним органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, охрану рыбных

запасов, и иных заинтересованных органов;

д) рассматривают

представляемые на согласование условия вторичного водопользования на водных

объектах, предоставленных в обособленное пользование;

е) устанавливают по

представлению действующих предприятий, учреждений и организаций, влияющих на

состояние вод, пределы очистки и лимиты отведения сточных вод, сбрасываемых в

водные объекты, а также утверждают в установленном порядке нормы предельно

допустимого сброса загрязняющих веществ в эти водные объекты;

ж) выдают после

согласования заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями с

органами, осуществляющими государственный санитарный и ветеринарный надзор,

разрешения на орошение сельскохозяйственных земель сточными водами;

з) организуют работу

общественных инспекторов по регулированию использования и охране вод;

и) входят в состав

государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов (пусковых

комплексов) производственного (в том числе сельскохозяйственного) и

жилищно-гражданского назначения, влияющих на состояние вод (водных объектов);

к) рассматривают

представляемые на согласование мероприятия по предупреждению и ликвидации

вредного воздействия вод, участвуют в работе противопаводковых комиссий.

9. Главным

государственным инспекторам по регулированию использования и охране вод СССР и

союзных республик и их заместителям, главным государственным бассейновым

(территориальным) инспекторам по регулированию использования и охране вод и их

заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам

по регулированию использования и охране вод (в пределах их компетенции)

предоставляется право:

а) предъявлять

министерствам, ведомствам, а также предприятиям, учреждениям и организациям,

независимо от их ведомственной принадлежности, должностным лицам и отдельным

гражданам требования по проведению соответствующих мероприятий по улучшению

использования и охраны вод и по организации лабораторного контроля за сточными

водами, с указанием сроков выполнения;

б) давать после согласования

заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями с органами,

осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и

другими заинтересованными органами заключения, имеющие обязательную силу, по

представляемым на рассмотрение проектам на строительство новых и реконструкцию

действующих предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние

вод (водных объектов);

в) приостанавливать

действие разрешений на специальное водопользование, выданных предприятиям, учреждениям,

организациям и гражданам, в случае нарушения ими правил пользования водами и их

охраны либо в случае использования водного объекта не в соответствии с той

целью, для которой он предоставлен в пользование;

г) ограничивать,

приостанавливать или запрещать сброс сточных вод, производимый с нарушением

установленных требований, вплоть до прекращения деятельности отдельных

промышленных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций;

д) привлекать в

необходимых случаях научно-исследовательские и проектно-изыскательские

учреждения, лаборатории и другие организации для проведения соответствующих

анализов и выдачи заключений при аварийных ситуациях;

е) беспрепятственно

посещать при предъявлении служебного удостоверения установленной формы

предприятия, учреждения, организации и иные объекты, связанные с использованием

вод, осуществлять проверку состояния использования и охраны вод, составлять по

результатам проверки акты и давать обязательные для исполнения указания об

устранении выявленных нарушений правил пользования водами и охраны их;

ж) получать от

должностных лиц и отдельных граждан сведения, необходимые для выяснения

состояния использования и охраны вод, в том числе данные лабораторных анализов;

з) останавливать,

посещать и осматривать суда и другие плавучие средства для выяснения причин и

обстоятельств произведенного сброса или потерь веществ, вредных для здоровья

людей или для живых ресурсов водных объектов, и смесей, содержащих эти вещества

свыше установленных норм, производить проверку правильности регистрации в

судовых документах операций с этими веществами и смесями, а также давать

обязательные указания об устранении выявленных нарушений;

и) задерживать суда и

другие плавучие средства, допустившие незаконный сброс или не принявшие

необходимых мер к предотвращению потерь веществ, вредных для здоровья людей или

для живых ресурсов водных объектов, и смесей, содержащих эти вещества свыше

установленных норм;

к) составлять акты о

произведенных проверках, осмотрах и задержании и привлекать виновных лиц в

установленном порядке к административной ответственности в соответствии с

действующим законодательством;

л) ставить перед

соответствующими министерствами и ведомствами, перед руководителями

предприятий, учреждений и организаций вопрос о привлечении к ответственности

должностных лиц, допустивших нарушение установленных норм и правил

использования и охраны вод, а также передавать в необходимых случаях органам

прокуратуры материалы для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в

загрязнении вод и в других нарушениях водного законодательства, к уголовной

ответственности.

10. Должностные лица

органов по регулированию использования и охране вод системы Министерства

мелиорации и водного хозяйства СССР доводят в необходимых случаях до сведения

соответствующих общественных организаций факты нарушения установленных норм и

правил в области использования и охраны вод для принятия мер общественного

воздействия к виновным лицам.

11. Права и

обязанности органов и должностных лиц Государственного комитета СССР по гидрометеорологии

и контролю природной среды, Министерства здравоохранения СССР, Министерства

рыбного хозяйства СССР, Министерства геологии СССР, Министерства сельского

хозяйства СССР, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в

промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР и Администрации

Северного морского пути при Министерстве морского флота при осуществлении

государственного контроля за использованием и охраной вод определяются

положениями о соответствующих видах государственного надзора (контроля),

положениями об органах, осуществляющих надзор (контроль), и другими актами

действующего законодательства.

Свою деятельность по

осуществлению государственного контроля за использованием и охраной вод

указанные органы координируют с органами по регулированию использования и

охране вод.

12. Порядок проведения

государственного контроля за использованием и охраной вод (водных объектов)

определяется также правилами, инструкциями и иными актами, утверждаемыми

Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР и другими министерствами и

ведомствами, осуществляющими государственный контроль за использованием и

охраной вод, в пределах их компетенции.

13. Государственный

контроль за использованием и охраной вод оборонными и другими специальными

объектами, воинскими частями, военными кораблями и военно-вспомогательными

судами осуществляется государственными органами по регулированию использования

и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, а также

органами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю

природной среды в порядке, устанавливаемом по согласованию с соответствующими

министерствами и ведомствами.

14. Государственные

инспектора по регулированию использования и охране вод обеспечиваются

предприятиями, учреждениями и организациями, в которых производится проверка

состояния использования и охраны вод, автомобильным транспортом, плавучими

средствами и в необходимых случаях воздушным транспортом для выполнения

служебных функций и обеспечения проведения лабораторных анализов.

15. Органы по

регулированию использования и охране вод имеют печать с изображением

соответственно Государственного герба СССР или государственного герба союзной

республики и со своим наименованием.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать