Основная информация

Дата опубликования: 28 апреля 1987г.
Номер документа: С8700271
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Положения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&С8700271

&С8700271

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Совета

Министров СССР

от 28 апреля 1987 г. N 502

П+О+Л+О+Ж+Е+Н+И+Е

о Государственной комиссии

по надзору за безопасностью

полетов воздушных судов при

Совете Министров СССР

1. Государственная

комиссия по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при совете

министров СССР (Госавианадзор СССР) является общесоюзным государственным

органом, который осуществляет в пределах своей компетенции государственный

надзор за обеспечением соответствующими министерствами, государственными

комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями

безопасности полетов воздушных судов.

Всей своей

деятельностью Госавианадзор СССР должен способствовать повышению безопасности

полетов и предупреждению авиационных происшествий с воздушными судами СССР.

2. Госавианадзор СССР

руководствуется в своей деятельности законами СССР, иными решениями Верховного

Совета СССР и его Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета министров

СССР, настоящим Положением, а также другими нормативными актами, относящимися к

его деятельности.

3. На Госавианадзор

СССР возлагается:

а) осуществление

государственного надзора за соблюдением соответствующими министерствами,

государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями

действующих в СССР:

правил полетов, правил

руководства воздушным движением, правил эксплуатации и ремонта гражданских

воздушных судов;

правил производства

гражданских воздушных судов (в случае выявления в процессе их эксплуатации

производственных недостатков, влияющих на безопасность полетов этих судов);

правил эксплуатации

гражданских аэродромов, аэродромов совместного базирования воздушных судов

Вооруженных Сил СССР и гражданских воздушных судов (в дальнейшем именуются -

аэродромы совместного базирования) в части, касающейся обеспечения безопасности

полетов гражданских воздушных судов, а также правил эксплуатации наземного

оборудования;

правил подготовки

авиационного персонала в части, касающейся обеспечения безопасности полетов

гражданских воздушных судов (включая проверку персонала и допуск его к работе);

правил проведения

служебного расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными

судами и предпосылок к ним;

норм летной годности

гражданских воздушных судов и правил их сертификации на этапах создания,

испытания, серийного производства, приемки, эксплуатации и ремонта, норм

годности к эксплуатации гражданских аэродромов и их типового оборудования, а

также правил сертификации гражданских аэродромов, аэродромов совместного базирования

и их типового оборудования;

б) осуществление

государственного надзора за разработкой и проведением в установленные сроки

соответствующими министерствами, государственными комитетами, ведомствами,

предприятиями, учреждениями и организациями профилактических мероприятий,

направленных на повышение безопасности полетов гражданских воздушных судов и

надежности гражданской авиационной техники, влияющей на безопасность полетов

этих судов;

в) проведение

служебного расследования:

тяжелых авиационных

происшествий (аварий и катастроф) на территории СССР с гражданскими самолетами

I иII классов, вертолетами I класса и в необходимых случаях (по решению

Председателя Госавианадзора СССР или по указанию вышестоящих органов) с

самолетами и вертолетами других классов и иных авиационных происшествий с

гражданскими самолетами и вертолетами;

г) проведение

служебного расследования авиационных происшествий на территории СССР с

воздушными судами иностранных государств и участие в установленном порядке в

расследовании авиационных происшествий с воздушными судами СССР на территории

других государств;

д) осуществление

контроля за правильностью классификации, об’ективностью и качеством проведения

служебного расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными

судами (а в необходимых случаях и предпосылок к таким происшествиям),

проводимого министерствами, государственными комитетами, ведомствами и

организациями;

е) разработка

совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами,

ведомствами и организациями предложений по предупреждению авиационных

происшествий с воздушными судами;

ж) учет авиационных

происшествий с гражданскими воздушными судами и анализ состояния безопасности

полетов гражданских воздушных судов министерств, государственных комитетов, ведомств

и организаций, а также информация заинтересованных министерств, государственных

комитетов, ведомств и организаций о состоянии безопасности полетов;

з) осуществление

методического руководства подготовкой специалистов по проведению служебного

расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами;

и) осуществление

государственного надзора за созданием и внедрением технических средств поиска и

спасания воздушных судов, их пассажиров и экипажей, терпящих и потерпевших

бедствие;

к) выдача в порядке,

определяемом комиссией:

по представлению

Министерства авиационной промышленности СССР и Министерства гражданской авиации

СССР сертификата летной годности на тип гражданского воздушного судна, если по

результатам заводских, государственных и эксплуатационных испытаний

установлено, что данный тип судна соответствует нормам летной годности

гражданских воздушных судов, действующим в СССР;

по представлению

Министерства авиационной промышленности СССР и Министерства обороны СССР

сертификата летной годности на тип транспортного воздушного судна,

предназначенного для перевозки личного состава Вооруженных Сил СССР (кроме

военно-транспортных самолетов, предназначенных для десантирования воздушных

десантов), если по результатам заводских, государственных и эксплуатационных

испытаний установлено, что данный тип судна соответствует действующим в СССР

нормам летной годности гражданских воздушных судов (в об’еме, согласованном

между указанными министерствами);

по представлению

Министерства авиационной промышленности СССР, Министерства гражданской авиации

СССР и Министерства обороны СССР сертификата летной годности на тип

военно-транспортного воздушного судна в случае принятия его для эксплуатации в

гражданской авиации, если по результатам заводских, государственных и

эксплуатационных испытаний установлено, что данный тип судна соответствует

действующим в СССР нормам летной годности гражданских воздушных судов (в

об’еме, согласованном между указанными министерствами);

по представлению

соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций

сертификатов годности к эксплуатации при метеорологическом минимуме I, II и III

категорий ИКАО (Международной организации гражданской авиации) на гражданские

аэродромы и аэродромы совместного базирования, зарегистрированные в

установленном порядке в Государственном реестре гражданских аэродромов Союза

ССР (в дальнейшем именуются - категорированные гражданские аэродромы), и их

типовое оборудование, если этими министерствами, государственными комитетами,

ведомствами и организациями установлено соответствие этих аэродромов и

оборудования нормам годности к эксплуатации гражданских аэродромов и их

типового оборудования, действующим в СССР;

л) участие в работе

междуведомственных комиссий по разработке норм летной годности гражданских

воздушных судов и норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов и их

типового оборудования, утверждение совместно с заинтересованными

министерствами, государственными комитетами и ведомствами этих норм, а также

участие совместно с указанными министерствами, государственными комитетами и

ведомствами в подготовке решений о введении их в действие;

м) участие в

установленном порядке в работе международных организаций по вопросам,

относящимся к компетенции Госавианадзора СССР.

4. Госавианадзор СССР:

а) разрабатывает с

участием заинтересованных министерств, государственных комитетов и ведомств и

вводит в действие:

положение о

классификации и порядке проведения служебного расследования авиационных

происшествий с гражданскими воздушными судами на территории СССР и предпосылок

к ним, обязательное для всех министерств, государственных комитетов, ведомств,

предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих создание и эксплуатацию

гражданских воздушных судов;

правила сертификации

гражданских воздушных судов и транспортных воздушных судов, предназначенных для

перевозки личного состава Вооруженных Сил СССР (кроме военно-транспортных

самолетов, предназначенных для десантирования воздушных десантов),

устанавливающие обязательный для министерств, государственных комитетов,

ведомств, предприятий, учреждений и организаций порядок сертификации этих судов

и контроля за соответствием этих судов нормам летной годности гражданских

воздушных судов, действующим в СССР, на этапах создания, испытания, серийного

производства, приемки, эксплуатации и ремонта;

правила сертификации

категорированных гражданских аэродромов и их типового оборудования,

устанавливающие обязательный для министерств, государственных комитетов,

ведомств и организаций порядок сертификации таких аэродромов и оборудования (по

перечню, согласованному с заинтересованными министерствами, государственными

комитетами, ведомствами и организациями) и контроля за соответствием этих

аэродромов и оборудования нормам годности к эксплуатации гражданских аэродромов

и их типового оборудования, действующим в СССР;

б) разрабатывает формы

сертификатов на тип воздушного судна, категорированный гражданский аэродром и

его типовое оборудование, формы представлений министерств, государственных

комитетов, ведомств и организаций на получение сертификатов, а также перечень

сертификационных документов;

в) передает в

установленном порядке материалы проведенного служебного расследования

авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами в органы прокуратуры.

5. Положение о порядке

проведения служебного расследования случаев столкновения воздушных судов и иных

авиационных происшествий, если в этих происшествиях участвовали воздушные суда

различных министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, разрабатывается

и утверждается Госавианадзором СССР и Министерством обороны СССР по

согласованию с заинтересованными министерствами, государственными комитетами,

ведомствами и организациями.

6. Госавианадзор СССР

имеет право:

а) проверять в

пределах своей компетенции работу министерств, государственных комитетов,

ведомств, предприятий, учреждений и организаций, связанную с обеспечением

безопасности полетов гражданских воздушных судов.

К указанным проверкам

могут привлекаться представители соответствующих министерств, государственных

комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и представители

заказчика (с согласия этих министерств, государственных комитетов, ведомств и

организаций).

В необходимых случаях,

по поручению Госавианадзора СССР, такие проверки могут проводиться этими

министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями;

б) образовывать с

привлечением представителей заинтересованных министерств, государственных

комитетов, ведомств и организаций (по согласованию с ними) комиссии по

проведению служебного расследования авиационных происшествий с гражданскими

воздушными судами;

в) заслушивать доклады

и сообщения:

представителей

министерств, государственных комитетов и ведомств, а также руководителей

предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с обеспечением

безопасности полетов, в том числе летной годности гражданских воздушных судов и

годности к эксплуатации гражданских аэродромов, категорированных гражданских

аэродромов и их типового оборудования;

председателей комиссий

по проведению служебного расследования авиационных происшествий с гражданскими

воздушными судами, образованных по решениям Госавианадзора СССР и других

министерств, государственных комитетов и ведомств СССР;

г) истребовать и

получать от соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств,

предприятий, учреждений и организаций нормативные акты, планы мероприятий,

приказы, инструкции, документы, сведения и материалы по вопросам, связанным с

обеспечением безопасности полетов гражданских воздушных судов, в том числе с

проведением служебного расследования авиационных происшествий и предпосылок к

ним, обеспечением соответствия гражданских воздушных судов нормам летной

годности гражданских воздушных судов, гражданских аэродромов и категорированных

гражданских аэродромов и их оборудования нормам годности к эксплуатации

гражданских аэродромов и их типового оборудования, другие документы,

направленные на повышение уровня безопасности полетов этих воздушных судов и

надежности авиационной техники, документы, связанные с сертификацией

транспортных воздушных судов, предназначенных для перевозки личного состава

Вооруженных Сил СССР (кроме военно-транспортных самолетов, предназначенных для

десантирования воздушных десантов), а также оперативную информацию об

авиационных происшествиях с гражданскими воздушными судами и предпосылках к

ним;

д) вносить по

вопросам, входящим в его компетенцию, в соответствующие министерства,

государственные комитеты, ведомства, а также в учреждения, организации и

предприятия (с одновременным уведомлением министерств, государственных

комитетов и ведомств, в систему которых они входят) обязательные для исполнения

предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков в работе по

обеспечению безопасности полетов гражданских воздушных судов, с установлением

срока представления информации о принимаемых мерах;

е) проверять

правильность государственной регистрации гражданских воздушных судов и

гражданских аэродромов и выдачи министерствами, государственными комитетами,

ведомствами и организациями удостоверений о годности гражданских воздушных

судов к полетам и свидетельств о государственной регистрации и годности гражданских

аэродромов к эксплуатации;

ж) приостанавливать

эксплуатацию гражданских воздушных судов, гражданских аэродромов и их

оборудования, действие удостоверений о годности гражданских воздушных судов к

полетам и свидетельств о государственной регистрации и годности гражданских

аэродромов к эксплуатации, действие сертификатов на указанные воздушные суда,

на транспортные воздушные суда, предназначенные для перевозки личного состава

Вооруженных Сил СССР (кроме военно-транспортных самолетов, предназначенных для

десантирования воздушных десантов), и на категорированные гражданские

аэродромы, их типовое оборудование, а в необходимых случаях аннулировать эти

сертификаты при выявлении недостатков, угрожающих безопасности полетов, до

устранения этих недостатков,с уведомлением заинтересованных министерств,

государственных комитетов, ведомств и организаций;

з) требовать от

руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий,

учреждений и организаций принятия надлежащих мер к лицам, нарушающим правила

полетов, правила руководства воздушным движением, правила производства,

эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов, а также правила,

содержащиеся в других нормативных документах по обеспечению безопасности

полетов;

и) привлекать по

согласованию с соответствующими министерствами, государственными комитетами,

ведомствами и организациями представителей центрального аппарата этих

министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, а также

квалифицированных специалистов подчиненных им предприятий, учреждений и

организаций для участия в проведении служебного расследования авиационных

происшествий, осуществления экспертиз и технических консультаций по вопросам,

связанным с проведением служебного расследования авиационных происшествий, обеспечением

соответствия гражданских воздушных судов нормам летной годности гражданских

воздушных судов, гражданских аэродромов и категорированных гражданских

аэродромов и их оборудования нормам годности к эксплуатации гражданских

аэродромов и их типового оборудования;

к) поручать в

установленном порядке министерствам, государственным комитетам и ведомствам

выполнение необходимых работ, проверок, испытаний и исследований в процессе

проведения служебного расследования авиационных происшествий, осуществление информационного

обеспечения и анализа данных, полученных при проведении служебного

расследования авиационных происшествий и предпосылок к ним;

л) посещать в

установленном порядке министерства,государственные комитеты, ведомства,

предприятия, учреждения и организации, осуществляющие создание (строительство),

испытание, серийное производство, приемку, эксплуатацию и ремонт гражданской

авиационной техники, гражданских аэродромов, аэродромов совместного базирования

и их оборудования;

м) поручать

соответствующим министерствам, государственным комитетам и ведомствам включать

в планы подведомственных научноисследовательских, проектных и конструкторских

организаций, высших учебных заведений выполнение научно-исследовательских работ

по проблемам обеспечения безопасности полетов, в том числе летной годности

воздушных судов и годности к эксплуатации аэродромов и их типового

оборудования;

н) участвовать в

переговорах, проводимых министерствами, государственными комитетами и

ведомствами с организациями иностранных государств по вопросам создания и

экспорта (импорта) гражданской авиационной техники;

о) осуществлять в

установленном порядке связи с соответствующими организациями стран-членов СЭВ и

других государств по вопросам, отнесенным к компетенции Госавианадзора СССР, и обеспечивать

выполнение относящихся к его компетенции международных договоров СССР;

п) включать в

установленном порядке работников Госавианадзора СССР в состав экипажей

гражданских воздушных судов в качестве проверяющих при осуществлении полетов на

внутрисоюзных и международных воздушных трассах.

7. Госавианадзор СССР

образуется в составе Председателя госавианадзора СССР, заместителей

Председателя по должности (в том числе первого заместителя Председателя и

заместителя Председателя - начальника Государственного авиационного регистра

СССР), а также членов Комиссии из числа руководящих работников Госавианадзора

СССР.

8. Госавианадзор СССР

возглавляет председатель, назначаемый Советом Министров СССР, Председатель

имеет заместителей, назначаемых Советом Министров СССР.

Члены комиссии

утверждаются Советом Министров СССР.

Распределение

обязанностей между заместителями Председателя производится Председателем

Госавианадзора СССР.

Председатель несет

персональную ответственность за выполнение возложенных на Госавианадзор СССР

задач и функций, устанавливает степень ответственности своих заместителей и

начальников структурных подразделений за руководство отдельными направлениями

деятельности Госавианадзора СССР.

Председатель

Госавианадзора СССР в пределах компетенции комиссии издает на основе и во

исполнение законов СССР, иных решений верховного совета СССР и его президиума,

постановлений и распоряжений Совета Министров СССР приказы, постановления,

инструкции,дает указания, организует и проверяет их исполнение.

Госавианадзор СССР в

необходимых случаях издает с другими министерствами, государственными

комитетами и ведомствами СССР совместные приказы и инструкции.

Председатель

Госавианадзора СССР при реализации возложенных на Комиссию функций и

обязанностей пользуется правами, предоставленными действующим законодательством

министрам СССР.

9. Госавианадзор СССР

на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает вопросы, связанные с

обеспечением министерствами, государственными комитетами, ведомствами и

организациями безопасности полетов гражданских воздушных судов, в том числе с

проведением служебного расследования авиационных происшествий, разработкой и

осуществлением профилактических мероприятий по предупреждению авиационных

происшествий, приостановкой эксплуатации гражданских воздушных судов и

гражданских аэродромов, выдачей, приостановкой действия и аннулированием

сертификатов летной годности воздушных судов и годности к эксплуатации

категорированных гражданских аэродромов и их типового оборудования, заслушивает

отчеты руководителей о работе структурных подразделений Комиссии, рассматривает

вопросы подбора и расстановки кадров, а также решает другие вопросы, связанные

с деятельностью Госавианадзора СССР.

Решения Комиссии

проводятся в жизнь, как правило, постановлениями Госавианадзора СССР.

В случае разногласий

между Председателем и членами Комиссии Председатель проводит в жизнь свое

решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров СССР.

На заседания Комиссии

для решений вопросов, затрагивающих интересы отдельных министерств,

государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций,

приглашаются их представители.

10. Решения

Госавианадзора СССР по вопросам, относящимся к его компетенции, являются

обязательными для всех министерств, государственных комитетов,ведомств,

предприятий, учреждений и организаций.

11. В Госавианадзоре

СССР для рассмотрения актуальных проблем, связанных с обеспечением безопасности

полетов гражданских воздушных судов, разработкой предложений по предупреждению

авиационных происшествий с этими судами, образуется междуведомственный

научно-технический совет из числа руководящих работников и ученых министерств,

государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

Персональный совет междуведомственного совета утверждается Председателем

Госавианадзора СССР по представлению руководителей соответствующих министерств,

государственных комитетов, ведомств и организаций.

Положение о

междуведомственном совете утверждается Председателем Госавианадзора СССР по согласованию

с руководителями указанных министерств, государственных комитетов, ведомств и

организаций.

12. При Госавианадзоре

СССР создается научно-исследовательская лаборатория методов и средств

проведения служебного расследования авиационных происшествий и предпосылок к

ним для оперативного проведения работ, связанных с обработкой и анализом

полетной информации, полученной при проведении служебного расследования

авиационных происшествий и предпосылок к ним, а также с анализом состояния

безопасности полетов воздушных судов.

13. Структура и

численность работников Госавианадзора СССР утверждаются Советом Министров СССР.

Штатное расписание

Госавианадзора СССР утверждается Председателем комиссии.

14. Работники

Госавианадзора СССР имеют специальное удостоверение.

15. Госавианадзор СССР

имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим

наименованием.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать