Основная информация
Дата опубликования: | 01 июля 2008г. |
Номер документа: | В200803125 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0803125
В200803125
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2008, N 10, СТР. 136
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01.07.2008 N 4249/08
ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГА (СБОРА, ПЕНЕЙ И ШТРАФА)
С ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРОЙ ОТКРЫТ ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Зарубиной Е.Н., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Камчатский государственный технический университет" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 19.10.2007 и постановления суда апелляционной инстанции от 17.12.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3337/07-13.
В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому - Корчуганова Е.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Зарубиной Е.Н., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция) вынесены решение от 27.06.2007 N 1058 и постановление от 27.06.2007 N 1048 о взыскании за счет имущества федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Камчатский государственный технический университет" (далее - учреждение) 1663171 рубля 90 копеек, в том числе 1635867 рублей 54 копеек налогов и 27304 рублей 36 копеек пеней. Решение вынесено в связи с отсутствием информации о счетах учреждения в банках. И в решении, и в постановлении имеется ссылка на то, что взыскание денежных средств производится в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от 27.04.2007 N 30798, от 14.05.2007 N 7174 - 7181, от 23.05.2007 N 34772, 34773, от 22.06.2007 N 15871 - 15875, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Учреждение, полагая, что в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса с него, как с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога и пеней может производиться только в судебном порядке, обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании решения и постановления инспекции недействительными.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.12.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суды сочли, что предусмотренный пунктом 2 статьи 45 Кодекса порядок взыскания налога и пеней инспекцией нарушен не был, поскольку во внесудебном порядке взыскание было обращено на денежные средства, находящиеся на валютном (а не на лицевом) счете учреждения. Кроме того, судами сделан вывод о возможности обращения взыскания на имущество, приобретенное учреждением за счет средств от предпринимательской деятельности, которым оно на основании пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно распоряжаться.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции учреждение просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя лица, участвующего в деле, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования учреждения по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 45 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ; НГР:Р0602244 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"; далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
При этом исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Пунктом 8 статьи 45 Кодекса установлено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Учреждение является получателем бюджетных средств, включено в реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, ему открыты лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Камчатской области.
Следовательно, исходя из пунктов 2 и 8 статьи 45 Кодекса взыскание с учреждения налога и пеней может производиться только в судебном порядке. При этом указанные положения Кодекса не содержат исключений из судебной процедуры взыскания в отношении денежных средств, находящихся на валютных счетах организации, которой открыт лицевой счет, и в отношении имущества, приобретенного такой организацией за счет средств от предпринимательской деятельности. Положение пункта 5 статьи 46 Кодекса о том, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, за исключением ссудных и бюджетных счетов, утратило силу с 01.01.2007 в соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31; НГР:В0701322 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Требование учреждения подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 19.10.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.12.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3337/07-13 отменить.
Требование федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Камчатский государственный технический университет" удовлетворить.
Решение от 27.06.2007 N 1058 и постановление от 27.06.2007 N 1048 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому признать незаконными как не соответствующие пунктам 2 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
[введено: 24.10.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 12.11.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]
В0803125
В200803125
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2008, N 10, СТР. 136
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01.07.2008 N 4249/08
ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГА (СБОРА, ПЕНЕЙ И ШТРАФА)
С ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРОЙ ОТКРЫТ ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Зарубиной Е.Н., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Камчатский государственный технический университет" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 19.10.2007 и постановления суда апелляционной инстанции от 17.12.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3337/07-13.
В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому - Корчуганова Е.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Зарубиной Е.Н., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция) вынесены решение от 27.06.2007 N 1058 и постановление от 27.06.2007 N 1048 о взыскании за счет имущества федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Камчатский государственный технический университет" (далее - учреждение) 1663171 рубля 90 копеек, в том числе 1635867 рублей 54 копеек налогов и 27304 рублей 36 копеек пеней. Решение вынесено в связи с отсутствием информации о счетах учреждения в банках. И в решении, и в постановлении имеется ссылка на то, что взыскание денежных средств производится в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от 27.04.2007 N 30798, от 14.05.2007 N 7174 - 7181, от 23.05.2007 N 34772, 34773, от 22.06.2007 N 15871 - 15875, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Учреждение, полагая, что в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса с него, как с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога и пеней может производиться только в судебном порядке, обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании решения и постановления инспекции недействительными.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.12.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суды сочли, что предусмотренный пунктом 2 статьи 45 Кодекса порядок взыскания налога и пеней инспекцией нарушен не был, поскольку во внесудебном порядке взыскание было обращено на денежные средства, находящиеся на валютном (а не на лицевом) счете учреждения. Кроме того, судами сделан вывод о возможности обращения взыскания на имущество, приобретенное учреждением за счет средств от предпринимательской деятельности, которым оно на основании пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно распоряжаться.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции учреждение просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя лица, участвующего в деле, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования учреждения по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 45 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ; НГР:Р0602244 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"; далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
При этом исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Пунктом 8 статьи 45 Кодекса установлено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Учреждение является получателем бюджетных средств, включено в реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, ему открыты лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Камчатской области.
Следовательно, исходя из пунктов 2 и 8 статьи 45 Кодекса взыскание с учреждения налога и пеней может производиться только в судебном порядке. При этом указанные положения Кодекса не содержат исключений из судебной процедуры взыскания в отношении денежных средств, находящихся на валютных счетах организации, которой открыт лицевой счет, и в отношении имущества, приобретенного такой организацией за счет средств от предпринимательской деятельности. Положение пункта 5 статьи 46 Кодекса о том, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, за исключением ссудных и бюджетных счетов, утратило силу с 01.01.2007 в соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31; НГР:В0701322 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Требование учреждения подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 19.10.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.12.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3337/07-13 отменить.
Требование федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Камчатский государственный технический университет" удовлетворить.
Решение от 27.06.2007 N 1058 и постановление от 27.06.2007 N 1048 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому признать незаконными как не соответствующие пунктам 2 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
[введено: 24.10.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 12.11.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2008 Стр. 136 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.010.000 Общие положения, 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.010 Общие положения, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: