Основная информация

Дата опубликования: 01 октября 2008г.
Номер документа: ru14000200800367
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Правительство Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 октября 2008 года № 418

О внесении изменений и дополнений в республиканскую целевую программу «Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2007 года № 235

Во исполнение Плана реализации основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 года № 801, Правительство Республики Саха (Якутия), постановляет:

1. Установить срок действия республиканской целевой программы «Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2007 года № 235 (далее - Программа), подпрограмм «Формирование республиканской и муниципальной собственности на землю (2008-2010 годы)» и «Формирование республиканской и муниципальной собственности на объекты капитального строительства и их части (2008-2010 годы)» до 2011 года и внести соответствующие изменения в наименования.

2. Приложение № 1 к Программе «Система программных мероприятий республиканской целевой программы «Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2011 годы»» изложить в редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.

3. Приложение № 2 к Программе «Прогноз показателей индикаторов эффективности мероприятий республиканской целевой программы «Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2011 годы»» изложить в редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

4. Дополнить Программу подпрограммой «Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)» и утвердить согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.

5. Внести следующие изменения и дополнения в Паспорт Программы:

5.1. Дополнить графу «Дата принятия решения о разработке Программы (наименование документа)» абзацем следующего содержания:

«Пункт 13 раздела II Плана реализации основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 09.01.2008 года № 801».

5.2. Дополнить Паспорт новой графой следующего содержания: «Государственный заказчик подпрограммы «Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)» - Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)».

5.3. Дополнить Паспорт новой графой следующего содержания: «Основной разработчик подпрограммы «Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)» - Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)».

5.4. Дополнить графу «Цель Программы» абзацами следующего содержания:

«вовлечение в гражданский оборот земель сельскохозяйственного назначения;

рациональное использование территорий поселений Республики Саха (Якутия).».

5.5. Дополнить графу «Задачи Программы» абзацами следующего содержания:

«установление (выявление), межевание, разграничение, упорядочение существующих землевладений и землепользований;

выделение массивов земель крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и организаций;

выделение площадей земель запаса и фонда перераспределения земель, их размещения;

выделение зон с особыми условиями пользования землей (например: особо охраняемые территории федерального, республиканского, муниципального значений) с целью последующего установления обременений земельных участков;

выявление территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей;

оформление правоустанавливающих документов на земельные участки;

постановка на государственный кадастровый учет земельных участков и оформление кадастровых паспортов.».

5.6. Дополнить графу «Система программных мероприятий» абзацами следующего содержания:

«создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки и организация их рационального использования;

проведение кадастровых работ на сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств.».

5.7. Изложить графу «Объемы и источники финансирования Программы» в следующей редакции:

Федеральный бюджет и государственный бюджет Республики Саха (Якутия):

всего на 2008-2011 годы - 1 067 719,9 тыс. руб., из них:

федеральный бюджет - 72 800 тыс. рублей;

государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 994 919,9 тыс. рублей;

в том числе:

подпрограмма «Формирование республиканской и муниципальной собственности на землю (2008-2011 годы)» - 529 008,6 тыс. рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия));

подпрограмма «Формирование республиканской и муниципальной собственности на объекты капитального строительства и их части (2008-2011 годы)» - 86 098,00 тыс. рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия));

подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости в Республике Саха (Якутия) (2008-2010 годы)» - 85 535 тыс. рублей (федеральный бюджет-72 800 тыс. рублей и государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 12 735 тыс. рублей);

Подпрограмма «Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)»- 367 078,3 тыс. рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия)).

5.8. Дополнить графу «Ожидаемые конечные результаты реализации Программы» абзацами следующего содержания:

переход на новые технологии и методы получения информации, изучения и картографирования земель;

создание топографических и цифровых карт на территорию республики;

оформление прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов);

создание схем планирования и организации рационального использования земель поселения».

5.9. Заменить в пункте 1 графы «Важнейшие индикаторы и показатели эффективности Программы» после слов «(Якутия), на» цифру «408» на «363».

5.10. Заменить в пункте 2 графы «Важнейшие индикаторы и показатели эффективности Программы» после слов «(Якутия), на» цифру «1200» на «2500».

5.11. Заменить в пункте 3 графы «Важнейшие индикаторы и показатели эффективности Программы» после слов «аэрофотосъемка на» цифру «310» на «212».

5.12. Дополнить графу «Важнейшие индикаторы и показатели эффективности Программы» пунктами следующего содержания:

«12) 100 %-ое обеспечение картографическим материалом территории республики;

13) 100%-ое обеспечение схемами организации рационального использования земель поселений;

14) 100%-ое обеспечение землеустроительной документацией для регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов)».

6. Дополнить раздел 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами» Программы пунктом 4 следующего содержания:

«4. По состоянию на 1 января 2008 года (по данным Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) в республике функционируют 3 895 крестьянских хозяйств, за которыми на различных видах права закреплено 306,7 тыс. га. земель, в том числе пашни 16,98 тыс. га; 33 акционерных общества и товарищества с ограниченной ответственностью, занимающихся товарным сельскохозяйственным производством, за которыми на различных видах права закреплено 946,0 тыс. га земель, в том числе пашни 7,3 тыс. га; 159 сельскохозяйственных производственных кооперативов, за которыми на различных видах права закреплено 146,4 тыс. га земель, в том числе пашни 43,1 тыс. га; 76 государственных унитарных предприятий за которыми на различных видах права закреплено за ними 65,6 тыс. га земель, в том числе пашни 5,7 тыс. га.

По данным статистической отчетности данные земельные участки закреплены за пользователями на праве аренды или постоянного пользования. Большинство предприятий, занимающихся сельскохозяйственным производством, не имеют на земельные участки оформленной землеустроительной документации ввиду ограниченности в финансовых средствах, отсутствия надлежащего современного картографического материала, отсутствия на местах землеустроительных организаций, имеющих возможность проведения межевых работ, отвечающих требованиям современного землеустройства, а также высоким уровнем тарифов на проведение межевания.

Отсутствие обновленного картографического материала, отсутствие картографических материалов, обеспечивающих требуемую точность (масштабы) проведения землеустройства масштабов, является одной из основных причин дороговизны межевых работ при землеустройстве.

Имеющиеся картографические материалы 50-60 годов XX века не отражают сложившихся изменений ситуации на местности, использование указанных материалов предполагает проведение работ по корректировке планово-картографического материала.

Проведение указанных работ дает существенное увеличение стоимости работ по созданию обновленных картографических материалов.

Органы местного самоуправления, сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства в силу своего финансового состояния, обусловленной низкой доходной частью местных бюджетов, больших издержек сельскохозяйственного производства не в состоянии оплатить услуги землеустроительных организаций по составлению картографических материалов, по межеванию земельных участков.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации». Далее по тексту.

7. Текст раздела 2 «Цель и задачи Программы» Программы дополнить:

а) после шестого абзаца абзацами следующего содержания:

«рациональное использование территорий поселений Республики Саха (Якутия);

рост уровня жизни населения сельских поселений;

вовлечение в гражданский оборот земель сельскохозяйственного назначения». Далее по тексту.

б) пунктами следующего содержания:

«п) создание основы для вовлечения земли, как объекта недвижимости, в рыночный оборот;

р) установление (выявление), межевание, разграничение, упорядочение существующих землевладений и землепользований;

с) выделение массивов земель крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и организаций;

т) выделение площадей земель запаса и фонда перераспределения земель, их размещения;

у) выделение зон с особыми условиями пользования землей (н-р: особо охраняемые территории федерального, республиканского, муниципального значений) с целью последующего установления обременений земельных участков;

ф) выявление территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей;

х) оформление правоустанавливающих документов на земельные участки;

ц) постановка на государственный кадастровый учет земельных участков и оформление кадастровых паспортов».

8. Дополнить раздел 3 «Система программных мероприятий» Программы пунктами 6 и 7 следующего содержания:

«6. Создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки и организация их рационального использования. В рамках решения этих мероприятий предполагается проводить работы:

1) по космической съемке территорий республики;

2) по созданию ортофотопланов.;

3) по дешифрированию ортофотопланов сельскохозяйственных угодий;

4) по инвентаризация территорий поселений (полевые работы);

5) по камеральной обработке и оцифровке результатов полевых работ;

6) по создание схем рационального использования территорий поселений.

7. Проведение кадастровых работ на сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств.».

9. Дополнить раздел 4 «Эффективность и социально-экономические последствия от реализации Программы» Программы после второго абзаца абзацами следующего содержания:

«100%-ое обеспечение картографическим материалом территории республики;

100%-ое обеспечение схемами организации рационального использования земель поселений;

100%-ое обеспечение землеустроительной документацией для регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов).». Далее по тексту.

10. В разделе 5 «Ресурсное обеспечение Программы» Программы шестой абзац изложить в следующей редакции:

«Объем финансирования на весь период реализации Программы составляет 1 067 719,9 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 72 800 тыс. рублей, из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 994 919,9 тыс. рублей. Программа не предусматривает финансирование из внебюджетных источников». Далее по тексту.

11. Установить, что положения республиканской целевой программы «Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2007 года № 235, применяются с учетом изменений и дополнений, указанных в настоящем постановлении.

12. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ

к постановлению Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 01 октября 2008 года № 418

Система программных мероприятий республиканской целевой программы «Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2011 годы»

(тыс. рублей)

№ проекта

Наименование проекта

Всего финансовых средств

в том числе по источникам финансирования

Исполнители

Федеральный бюджет

Государственный бюджет РС (Я)

Внебюджетные источники

Всего

Капитальные вложения

Прочие текущие затраты

НИОКР

Всего

Капитальные вложения

Прочие текущие затраты

НИОКР

Всего

Капитальные вложения

Прочие текущие затраты

НИОКР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Всего по Программе

ИТОГО

1 067 719,9

72 800,0

72 800,0

994 919,9

994 919,9

2008

151 428,0

30 800,0

30 800,0

120 628,0

120 628,0

2009

407 939,7

24 100,0

24 100,0

383 839,7

383 839,7

2010

333 352,2

17 900,0

17 900,0

315 452,2

315 452,2

2011

175 000,0

0,0

0,0

175 000,0

175 000,0

1. Подпрограмма "Формирование республиканской и муниципальной собственности на землю (2008-2011 годы)"

МИО РС(Я)

ИТОГО

529 008,60

529 008,60

529 008,60

2008

102 600,00

102 600,00

102 600,00

2009

119 780,60

119 780,60

119 780,60

2010

156 628,00

156 628,00

156 628,00

2011

150 000,00

150 000,00

150 000,00

1.1.

Землеустроительные работы по земельным участкам, на которые у Республики Саха (Якутия) возникает право собственности

МИО РС(Я)

ИТОГО

20 127,15

20 127,15

20 127,15

2008

3 664,00

3 664,00

3 664,00

2009

5 625,00

5 625,00

5 625,00

2010

5 213,15

5 213,15

5 213,15

2011

5 625,00

5 625,00

5 625,00

1.2.

Регистрация права собственности на земельные участки, на которые у Республики Саха (Якутия)возникает право собственности

МИО РС(Я)

ИТОГО

250,00

250,00

250,00

2008

100,00

100,00

100,00

2009

70,00

70,00

70,00

2010

50,00

50,00

50,00

2011

30,00

30,00

30,00

1.3.

Аэрофотосъемка населенных пунктов Республики Саха (Якутия)

МИО РС(Я)

ИТОГО

17 343,33

17 343,33

17 343,33

2008

4 961,00

4 961,00

4 961,00

2009

3 510,60

3 510,60

3 510,60

2010

4 058,25

4 058,25

4 058,25

2011

4 813,48

4 813,48

4 813,48

1.4.

Изготовление картографических материалов масштаба 1:1000 (масштаба 1:500 по отдельным перечням) на населенные пункты Республики Саха (Якутия) с созданием опорных межевых сетей

МИО РС(Я)

ИТОГО

357 503,00

357 503,00

357 503,00

2008

65 042,00

65 042,00

65 042,00

2009

81 742,00

81 742,00

81 742,00

2010

112 707,00

112 707,00

112 707,00

2011

98 012,00

98 012,00

98 012,00

1.5.

Землеустроительные работы по земельным участкам, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

МИО РС(Я)

ИТОГО

133 785,12

133 785,12

133 785,12

2008

28 833,00

28 833,00

28 833,00

2009

28 833,00

28 833,00

28 833,00

2010

34 599,60

34 599,60

34 599,60

2011

41 519,52

41 519,52

41 519,52

2. Подпрограмма «Формирование республиканской и муниципальной собственности на объекты капитального строительства и их части (2008-2011 годы)»

МИО РС(Я)

ИТОГО

86098,00

86098,00

86098,00

2008

18028,00

18028,00

18028,00

2009

18120,00

18120,00

18120,00

2010

24950,00

24950,00

24950,00

2011

25000,00

25000,00

25000,00

2.1

Проведение технической инвентаризации объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия)

МИО РС(Я)

ИТОГО

16776,14

16776,14

16776,14

2008

4776,14

4776,14

4776,14

2009

4000,00

4000,00

4000,00

2010

4000,00

4000,00

4000,00

2011

4000,00

4000,00

4000,00

2.2

Проведение технической инвентаризации объектов недвижимости казны и муниципальных учреждений, находящихся в муниципальной собственности

МИО РС(Я)

ИТОГО

62674,90

62674,90

62674,90

2008

12168,38

12168,38

12168,38

2009

13036,52

13036,52

13036,52

2010

18710,00

18710,00

18710,00

2011

18760,00

18760,00

18760,00

2.3.

Затраты на проведение государственной регистрации прав на государственное недвижимое имущество (оплата госпошлины)

МИО РС(Я)

ИТОГО

280,00

280,00

280,00

2008

40,00

40,00

40,00

2009

40,00

40,00

40,00

2010

100,00

100,00

100,00

2011

100,00

100,00

100,00

2.4

Информационное обеспечение проведения конкурса за право заключения государственного контракта на выполнение работ по плановой технической инвентаризации объектов государственного недвижимого имущества Республики Саха (Якутия)

МИО РС(Я)

ИТОГО

111,62

111,62

111,62

2008

15,81

15,81

15,81

2009

15,81

15,81

15,81

2010

40,00

40,00

40,00

2011

40,00

40,00

40,00

2.5

Информационное-техническое обеспечение

МИО РС(Я)

ИТОГО

6255,34

6255,34

6255,34

2008

1027,67

1027,67

1027,67

2009

1027,67

1027,67

1027,67

2010

2100,00

2100,00

2100,00

2011

2100,00

2100,00

2100,00

3. Подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости в Республике Саха (Якутия) (2008-2010 годы)"

УФАКОН по РС(Я)

ИТОГО

85 535,00

72 800,00

72 800,00

12 735,00

12 735,00

2008

30 800,00

30 800,00

30 800,00

0,00

0,00

2009

31 470,00

24 100,00

24 100,00

7 370,00

7 370,00

2010

23 265,00

17 900,00

17 900,00

5 365,00

5 365,00

3.1.

Создание инфраструктуры системы государственного кадастра недвижимости

УФАКОН по РС(Я)

ИТОГО

38 200,00

38 200,00

38 200,00

2008

14 800,00

14 800,00

14 800,00

2009

12 500,00

12 500,00

12 500,00

2010

10 900,00

10 900,00

10 900,00

3.2.

Реализация переходных процессов по переносу информационных ресурсов из ранее созданнных кадастров и реестров в базу даннных государственного кадастра недвижимости, его террриториальных органов, в т.ч. организация и проведение работ по инвентаризации архивов организаций, осуществляющих технический учет объектов капитального строительства

УФАКОН по РС(Я)

ИТОГО

19 700,00

19 700,00

19 700,00

2008

10 500,00

10 500,00

10 500,00

2009

4 600,00

4 600,00

4 600,00

2010

4 600,00

4 600,00

4 600,00

3.3.

Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель, организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости, ведение сведений в государственный кадастр недвижимости

УФАКОН по РС(Я)

ИТОГО

25 235,00

12 500,00

12 500,00

12 735,00

12 735,00

2008

4 800,00

4 800,00

4 800,00

0,00

0,00

2009

13 470,00

6 100,00

6 100,00

7 370,00

7 370,00

2010

6 965,00

1 600,00

1 600,00

5 365,00

5 365,00

3.4.

Обучение по основным направлениям деятельности Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Саха (Якутия), его территориальных органов и подведомственных ему организаций

УФАКОН по РС(Я)

ИТОГО

2 400,00

2 400,00

2 400,00

2008

700,00

700,00

700,00

2009

900,00

900,00

900,00

2010

800,00

800,00

800,00

4. Подпрограмма «Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009 - 2010 годы)»

МИО РС(Я)

ИТОГО

367078,3

367078,3

367078,3

2009

238569,1

238569,1

238569,1

2010

128509,2

128509,2

128509,2

4.1.

Создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки

МИО РС(Я)

ИТОГО

60 506,34

60 506,34

60 506,34

2009

31 455,94

31 455,94

31 455,94

2010

29 050,40

29 050,40

29 050,40

4.2.

Создание схем рационального использования земель поселений

МИО РС(Я)

ИТОГО

224 926,78

224 926,78

224 926,78

2009

149 840,75

149 840,75

149 840,75

2010

75 086,03

75 086,03

75 086,03

4.3.

Проведение кадастровых работ на сельскохозяйственных угодьях сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств.

МИО РС(Я)

ИТОГО

81 645,16

81 645,16

81 645,16

2009

57 272,41

57 272,41

57 272,41

2010

24 372,75

24 372,75

24 372,75

к постановлению Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 01 октября 2008 года № 418

Прогноз показателей индикаторов эффективности мероприятий республиканской целевой программы «Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2011 годы»



Показатель, индикатор

Единица измерения

2008

2009

2010

2011

За весь период

I. Подпрограмма «Формирование республиканской и муниципальной собственности на землю (2008-2011 годы)»

1. Землеустроительные работы по земельным участкам, на которые у Республики Саха (Якутия) возникает право собственности

1.1.

Количество земельных участков, поставленных на кадастровый учет для государственной регистрации права собственности Республики Саха (Якутия)

земельные участки

66

101

94

102

363

2. Регистрация права собственности на земельные участки, на которые у Республики Саха (Якутия) возникает право собственности

2.1.

Количество земельных участков, зарегистрированных в собственность Республики Саха (Якутия)

земельные участки

1000

700

500

300

2500

3. Аэрофотосъемка населенных пунктов Республики Саха (Якутия)

3.1.

Количество населенных пунктов Республики Саха (Якутия), по которым проведена аэрофотосъемка

населенные пункты

27

34

76

75

212

4. Изготовление топографических планов масштаба 1:1000 (масштаба 1:500 по отдельным перечням) на населенные пункты Республики Саха (Якутия) с созданием опорных межевых сетей

4.1.

Количество населенных пунктов Республики Саха (Якутия), по которым выполнены работы по изготовлению топографических планов масштаба 1:1000 (по отдельным перечням масштаба 1:500) с созданием опорных межевых сетей.

населенные пункты

63

63

95

94

315

5. Землеустроительные работы по земельным участкам, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

5.1.

Общая стоимость проведенных землеустроительных работ с целью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков для государственной регистрации права муниципальной собственности

тыс. руб.

28833,00

28833,00

34599,60

41519,52

133785,12

II. Подпрограмма «Формирование республиканской и муниципальной собственности на объекты капитального строительства и их части (2008-2011 годы)»

1. Техническая инвентаризация объектов недвижимости, на которые у Республики Саха (Якутия) возникает право собственности

1.1.

Количество объектов недвижимости, по которым проведена техническая инвентаризация объектов казны и госучреждений

объект недвижимости

1000

834

833

833

3500,00

2. Техническая инвентаризация объектов недвижимости, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

2.1.

Количество объектов недвижимости, по которым проведена техническая инвентаризация объектов казны и муниципальных учреждений

объект недвижимости

1 391

1 498

2 150

2 156

7195,00

3. Регистрация права собственности на объекты недвижимости, на которые у Республики Саха (Якутия) возникает право собственности

3.1.

Количество объектов недвижимости, по которым проведена государственная регистрация права на недвижимое имущество (оплата госпошлины)

объект недвижимости

400

400

1000

1000

2800,00

4.Информационно-техническое обеспечение

4.1.

Информационно-телекоммуникационное оборудование для обеспечения работы информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования состояния и состава объектов государственного имущества Республики Саха (Якутия) и АИС «Реестр государственного недвижимого имущества Республики Саха (Якутия)"

штука

24

25

50

51

150

4.2.

Количество серверной техники для информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования состояния и состава объектов государственного имущества Республики Саха (Якутия).

штука

1

0

1

1

3

4.3.

Сканирующее устройство для ввода документов в электронном виде

штука

1

0

1

0

2

III. Подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости в Республике Саха (Якутия)
(2008-2010 годы)»

1

Создание государственного кадастра недвижимости на территории Республики Саха (Якутия)

проценты

2,9

48,6

100

100

2

Уровень информационного наполнения кадастра объектов недвижимости

проценты

13,3

60,00

100

100

3

Количество объектов недвижимости, прошедших кадастровую оценку

проценты

10,7

47,4

100

100

4

Рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, полученных от сбора земельного и имущественных налогов

проценты

-

8

12

12

5

Сокращение срока государственного кадастрового учета

календарные дни

-

-

20

20

6

Сокращение срока предоставления выписки из государственного кадастра объектов недвижимости

календарные дни

-

-

4

4

IV. Подпрограмма «Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)»

1. Создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки и организация их рационального использования

1.1.

Обеспечение топографическими и цифровыми картами территории республики

улусы

-

10

6

16

1.2.

Обеспечение схемами рационального использования земель поселения

поселения

-

193

87

280

2. Проведение кадастровых работ на сельскохозяйственных угодьях сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств

2.1.

Обеспечение землеустроительной документацией для регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств

с/х предприятия и КФХ

-

2190

910

3100

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 01 октября 2008 года № 418

(приложение № 3)

ПОДПРОГРАММА

«Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)»

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2011 годы»

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ

«Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)»

Наименование Подпрограммы

«Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)»

Дата принятия решения о разработке Подпрограммы (наименование документа)

пункт 13 раздела II Плана реализации основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 года № 801

Государственный заказчик-координатор Подпрограммы

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)

Основной разработчикПодпрограммы

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)

Цели Подпрограммы

Рациональное использование территорий поселений Республики Саха (Якутия).

Рост уровня жизни населения сельских поселений.

Вовлечение в гражданский оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Задачи Подпрограммы

Создание основы для вовлечения земли, как объекта недвижимости, в рыночный оборот.

Установление (выявление), межевание, разграничение, упорядочение существующих землевладений и землепользований.

Выделение массивов земель крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Выделение площадей земель запаса и фонда перераспределения земель, их размещения.

Выделение зон с особыми условиями пользования землей (например: особо охраняемые территории федерального, республиканского, муниципального значений) с целью последующего установления обременений земельных участков.

Выявление территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей.

Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки.

Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков и оформление кадастровых паспортов.

Сроки и этапы реализации Подпрограммы

I этап - 2009год;

II этап - 2010 год.

Перечень основных мероприятий Подпрограммы

Космическая съемка территории республики.

Создание ортофотопланов.

Полевые работы по инвентаризация территорий поселений.

Камеральная обработка и оцифровка результатов полевых работ.

Создание схем рационального использования территорий поселений.

Проведение кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов).

Объем и источники финансирования Подпрограммы

Государственный бюджет Республики Саха (Якутия):

всего на 2009 -2010 годы: 367 078,3 тыс. рублей,

в том числе:

на 2009 год - 238 569,1 тыс. рублей;

на 2010 год - 128 509,2 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы

1. Переход на новые технологии и методы получения информации, изучения и картографирования земель.

2. Создание топографических и цифровых карт на территорию республики.

3. Оформление прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов).

4. Создание основ для вовлечения земли как недвижимости, в рыночный оборот, стабильного поступления в бюджет платежей за землю, развития рынка земли.

5. Создание схем планирования и организации рационального использования земель поселения.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий Подпрограммы

Реализация Программы должна обеспечить достижения в 2010 году следующих показателей:

1. 100%-ое обеспечение картографическим материалом территории республики;

2. 100%-ое обеспечение схемами организации рационального использования земель поселений;

3. 100%-ое обеспечение землеустроительной документацией для регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов)

Система организации контроля за исполнением Подпрограммы

Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор программы - Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

Государственный заказчик-координатор программы направляет:

ежегодно в соответствии с установленными сроками в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) бюджетные заявки для выделения ассигнований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

ежеквартально не позднее 45 дней после отчетного периода и в срок до 1 апреля годовой отчет в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) статистическую и аналитическую информацию о реализации целевых программ Республики Саха (Якутия) согласно форме № 1-ЦП, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия);

ежемесячно до 5 числа в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) информацию о реализации целевых программ Республики Саха (Якутия) согласно формам 1 и 2 приложения № 6 к Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2008 года № 60 «Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)» (далее - Порядок) и аналитическую записку по рекомендуемой схеме согласно форме № 3 приложения № 6 к Порядку;

ежегодно до 20 января в адрес Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) годовые отчеты о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств согласно приложению № 7 к Порядку (форма № 1, форма № 2).

1. Характеристика проблемы по созданию картографической основы и

основ для вовлечения земли, как недвижимости, в рыночный оборот, стабильного поступления в бюджет платежей за землю, развития рынка земли

1.1. Анализ причин возникновения проблемы по созданию картографической основы и основ для вовлечения земли, как недвижимости, в рыночный оборот, стабильного поступления в бюджет платежей за землю, развития рынка земли

Началом масштабных земельных преобразований в России принято считать принятие Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе».

В Республике Саха (Якутия), как в целом в Российской Федерации, за период с 1990 года по 2008 год созданы основы земельных отношений, современная законодательная и нормативная база земельных отношений, платное землепользование, современная система государственного кадастра недвижимости и регистрации прав на объекты недвижимости, в т.ч. на земельные участки.

Вместе с тем, в силу специфических особенностей региона, в отличие от общероссийской практики в республике не развит институт собственности на землю и, как следствие, население практически не обеспечено правом собственности на земельные участки.

По состоянию на 01 декабря 2007 года распределение форм собственности на землю на территории Республики Саха (Якутия) выглядело следующим образом:

(рисунок не обрабатываемый ФР)

Как видно из представленной информации, оформление прав юридических лиц и граждан на земельные участки отстает от оформления прав публичной собственности в десятки и сотни раз.

По состоянию на 01 января 2008 года численность населения республики составила 951 436 человек, из них сельское население составляет 331868 человек (34,9%). В целом на душу населения в республике оформлено в собственность 0,009 га, т.е. по 94 кв.см.

При этом, если учесть, что одна треть населения республики занимается сельскохозяйственным производством, и считать оформленными права только у сельских жителей, то каждый сельский житель имеет оформленное право собственности на земельный участок площадью 271 кв.м. или 0,02 га.

Что касается оформления прав на земельные участки сельскохозяйственных предприятий, то у большинства из них в лучшем случае имеются свидетельства на право постоянного пользования, выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по форме утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Что касается оформления прав собственности на земельные участки юридических лиц, то следует отметить, что из 5,1 тыс. га 4,174 тыс. га составляет один земельный участок ХК «Якутуголь».

В целом по России очевидны результаты земельной реформы. Однако отмечается и отсутствие последовательной земельной политики на уровне Федерации и планов ее реализации, что привело к бессистемности в реализации задач земельной реформы, отсутствию финансирования мероприятий, как по первичному учету земель, так и землеустройства в целом, а также мероприятий по охране земель, подготовке кадров, фундаментальной и прикладной землеустроительной науки.

В Республике Саха (Якутия) Указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова от 09 января 2008 года утверждена Концепция земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года с планом реализации ее основных направлений (далее - Концепция земельной политики). В соответствии с Концепцией земельной политики республикой выбраны 8 (восемь) основных направлений развития земельной политики, соответствующих Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и в целом учитывающих направления социально-экономического развития республики до 2020 года.

Республика Саха (Якутия) располагает огромным комплексом природных ресурсов, не только недровых, но и на поверхности суши - огромной территорией (308 352, 257 тыс.га), огромным и богатым лесным фондом (площадь лесного фонда - 249 010 тыс.га), а также впечатляющими запасами пресной воды (площадь земель под водными объектами - 2 136 тыс.га). Эти три вида взаимосвязанных и незаменимых природных ресурса из-за их дефицита выдвинуты мировой экономикой на передний план, вследствие чего одним из наиболее важных направлений развития земельной политики Республики Саха (Якутия) становится охрана земли, как основной составляющей окружающей среды.

Как отмечает профессор П.Ф. Лойко, «специфичность земли состоит в том, что она одновременно выступает в 5 (пяти) ипостасях:

земля - территория страны, главная государствообразующая составляющая;

земля - всеобщий пространственный базис, постоянно поддерживаемый за счет определенного соотношения категорий земель;

земля - главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве;

земля - основной компонент окружающей природной среды;

земля - кладовая водных, минеральных, лесных и других ресурсов».

Рациональное использование природного комплекса с учетом взаимного влияния его отдельных компонентов (население - земля - вода - лес) становится важнейшей задачей социально-экономического развития республики. Специфика земельных отношений определена своеобразием земли как объекта этих отношений.

Как уже отмечалось выше, отличием нашего региона является неразвитость института собственности на землю и, как следствие, низкий уровень обеспеченности населения правом собственности на земельные участки.

Основной объективной проблемой при оформлении прав на земельные участки, а, значит, при вовлечении земельных участков в гражданский оборот, порождающей за собой ряд субъективных причин, является отсутствие современной картографической основы на территорию республики.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одним из основных направлений Концепции земельной политики выбрано создание картографической основы и территориальных схем землеустройства Республики Саха (Якутия). Повышение эффективности, рациональности использования и охраны земельного фонда.

Одной из причин возникновения проблемы отсутствия картографической основы является прекращение на федеральном уровне финансирования мероприятий по землеустройству.

Отсутствие картографических материалов порождает необходимость проведения мероприятий по изучению состояния земель, в число которых входит проведение космо-аэрофотогеодезических работ для создания плано-картографического материала, и проведение на их основе работ по инвентаризации земель.

Подпрограмма является одним из важнейших инструментов реализации земельной политики республики, активного воздействия на ее социально-экономическое развитие и включает задачи реализации наиболее важных для республики проектов, направленных на решение системных проблем земельной политики.

1.2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Подпрограммы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

По размерам Якутия занимает 18,2% всей территории России, опережая по этому показателю остальные её субъекты. Вместе с тем, республика отличается малочисленностью населения, размещающегося на этой огромной территории. Так, к началу 2006 года численность постоянного населения Республики Саха (Якутия) составила - 950,4 тыс. человек.

Данное обстоятельство также налагает дополнительные особенности регулирования земельных отношений.

Территория республики расположена в зоне распространения вечной мерзлоты, которая отличается большим своеобразием, неоднородностью и экстремальностью природно-климатических условий, а также повышенной ранимостью антропогенным воздействиям.

Кроме того, необходимо принимать во внимание огромную площадь республики и большие расстояния между населенными пунктами, а также, в целом, особенности физико-географических условий на территории практически каждого муниципального образования, что должно учитываться при создании систем управления земельными ресурсами.

Сохранение традиционного уклада жизни населения, живущего в основном в сельской местности, является одним из направлений государственной политики Республики Саха (Якутия).

Земля, как основное средство производства - главный основополагающий объект развития сельского хозяйства.

Переход к рыночной экономике объективно вызвал необходимость введения различных форм собственности на землю, платы на землепользование, законодательного признания земли в качестве объекта недвижимости и предмета правового регулирования с сохранением его главных функций - как средства производства, пространственного базиса и важнейшего ограниченного природного ресурса.

Одним из основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года является создание условий для многообразия форм собственности на землю, оценки земли, развитие рынка земли. Вовлечение в гражданский оборот земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения, а также земель иных категорий, создание картографической основы и схем территориального землеустройства Республики Саха (Якутия). Повышение эффективности, рациональности использования и охраны земельного фонда.

В соответствии с Планом реализации основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 09.01.2008 № 801 предусмотрены:

поэтапное (до 2020 года) формирование частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения в районах Республики Саха (Якутия), ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов),

разработка и принятие республиканской целевой программы «Обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и создание схем планирования и организации рационального использования земель поселений Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы»;

создание и распространение картографических материалов в электронной и бумажной форме.

Важным ресурсом, обеспечивающим достижение поставленной цели, являются мероприятия по организации геоинформационного портала по работе с информацией природно-ресурсных искусственных спутников Земли.

Разрабатываемая Подпрограмма обеспечивает проведение землеустроительных мероприятий по организации рационального использования земель на территории всех поселений республики с одновременным проведением территориального землеустройства сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в Заречной, Вилюйской и Центральной группах улусов, что создаст условия для формирования частной собственности сельскохозяйственных улусах.

Общей целью землеустройства является получение определённого экономического результата. Для этого организация территории должна быть в максимальной степени подчинена настоящим и будущим потребностям производства, а так как любое производство направлено в той или иной степени на решение социальных вопросов, то проведение землеустройства сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в указанных группах улусов также носит социальный характер.

Таким образом, данная Подпрограмма направлена не только на получение экономического эффекта от организации территорий, но и на сохранение традиционного уклада жизни населения, для которого сельское хозяйство является единственным источником дохода.

1.3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

По состоянию на 1 января 2008 года (по данным Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) в республике функционируют 3 895 крестьянских хозяйств, за которыми на различных видах права закреплено 306,7 тыс. га земель, в том числе пашни 16,98 тыс. га, 33 акционерных общества и товарищества с ограниченной ответственностью, занимающихся товарным сельскохозяйственным производством, за которыми на различных видах права закреплено 946,0 тыс. га земель, в том числе пашни 7,3 тыс. га, 159 сельскохозяйственных производственных кооперативов, за которыми на различных видах права закреплено 146,4 тыс. га земель, в том числе пашни 43,1 тыс. га, 76 государственных унитарных предприятий, за которыми на различных видах права закреплено 65,6 тыс. га земель, в том числе пашни 5,7 тыс. га.

По данным статистической отчетности данные земельные участки закреплены за пользователями на праве аренды или постоянного пользования. Большинство предприятий, занимающихся сельскохозяйственным производством, не имеют на земельные участки оформленной землеустроительной документации ввиду ограниченности в финансовых средствах, отсутствия надлежащего современного картографического материала, отсутствия на местах землеустроительных организаций, имеющих возможность проведения межевых работ, отвечающих требованиям современного землеустройства, а также высоким уровнем тарифов на проведение межевания.

Отсутствие обновленного картографического материала, отсутствие картографических материалов, обеспечивающих требуемую точность (масштабы) проведения землеустройства масштабов, является одной из основных причин дороговизны межевых работ при землеустройстве.

Имеющиеся картографические материалы 50-60 годов XX века не отражают сложившихся изменений ситуации на местности, использование указанных материалов предполагает проведение работ по корректировке планово-картографического материала.

Проведение указанных работ дает существенное увеличение стоимости работ по созданию обновленных картографических материалов.

Органы местного самоуправления, сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства в силу своего финансового состояния, обусловленной низкой доходной частью местных бюджетов, больших издержек сельскохозяйственного производства не в состоянии оплатить услуги землеустроительных организаций по составлению картографических материалов, по межеванию земельных участков.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В оставшееся время силами органов местного самоуправления, сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств проведение указанных работ не представляется возможным.

В ходе разработки Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года возник вопрос о применении возможностей станции приема спутниковой информации для решения хозяйственных задач республики.

После анализа размещения наземных станций приема спутниковой информации был выявлен неполный охват территории республики близлежащими станциями, расположенными в городах Иркутске, Магадане, Москве.

Дальнейшее изучение применения космических снимков выявило возможность их использования при реализации действующих республиканских целевых программ в области контроля за хозяйственной и строительной деятельностью, рационального природопользования, мониторинга состояния окружающей среды, сельского хозяйства.

В целом использование технологии космического мониторинга позволит значительно сократить расходы по мониторингу чрезвычайных ситуаций, контролированию ситуации без выезда на местность (при паводке, пожарах, других техногенных ситуациях).

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 07 декабря 2007 года № 1604-р предусмотрено финансирование приобретения аппаратно-программного комплекса «УниСкан-24» и оборудования для организации геоинформационного портала по работе со спутниковой информацией.

В связи с приобретением станции приема информации с природноресурсных искусственных спутников земли в диапазоне 8 ГГц и оборудования для организации геоинформационного портала по работе со спутниковой информацией при реализации Подпрограммы предусматривается использование космической съемки.

Использование данных космической съемки даст возможность обновления имеющихся (с 50-60-х годов прошлого века) картографических материалов, отразить на них реальное состояние местности, снимет проблемы ограничения использования материалов с грифом «секретно».

Подпрограмма предусматривает применение аппаратно-программного комплекса «УниСкан-24» для получения материалов дистанционного зондирования земли со спутников IRS-P-95, SPOT-4 и MODIS.

Применение различных спутников связано с необходимостью создания ортофотопланов различных масштабов. Выбор масштабов обусловлен видами землеустроительных работ. Так, для проведения межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с соблюдением необходимой точности выполнения геодезических работ выбран масштаб 1: 25 000. Для создания схем организации рационального использования земель поселений достаточен картографический план масштаба 1: 50 000, а для улусов с наибольшими площадями выбран масштаб 1:100 000 (Оленекский и Булунский).

Использование материалов дистанционного зондирования земли со спутников SPOT-4 и MODIS для государственного заказчика бесплатны. Подпрограммой предусматривается оплата материалов дистанционного зондирования земли со спутника IRS-P-95 для масштаба 1: 25 000.

Обеспечение картографическим материалом, пригодным к использованию органами местного самоуправления, требует координации соответствующих работ на республиканском уровне. Мероприятия по космической съемке и созданию картографических материалов на территории муниципальных поселений и в целом на республику являются весьма капиталоемкими и требуют длительных сроков исполнения и технических средств.

Указанные факторы предопределяют необходимость применения на республиканском уровне программно-целевого метода решения рассматриваемой проблемы путем разработки Подпрограммы.

Разработка и реализация Подпрограммы позволит обеспечить консолидированное участие органов государственной власти и организаций, производственных коллективов в эффективной и целенаправленной деятельности по созданию картографической основы, их применению при разработке схем рационального использования территорий поселений и межевании земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств для последующей постановки на государственный кадастровый учет.

1.4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Финансирование мероприятий по созданию картографической основы территории республики, разработки схем рационального использования земель поселений, межеванию земель сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств без использования программно-целевого метода будет осуществляться за счет средств местных бюджетов поселений, сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом выделяемые средства не позволят решить комплекс намеченных в Подпрограмме задач, основными из которых являются:

Создание основы для вовлечения земли, как объекта недвижимости, в рыночный оборот.

Установление (выявление), межевание, разграничение, упорядочение существующих землевладений и землепользований.

Выделение площадей земель запаса и фонда перераспределения земель, их размещения.

Выделение зон с особыми условиями пользования землей с целью последующего установления обременений земельных участков.

Выявление, выделение и оформление территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей.

Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки.

Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков и оформление кадастровых паспортов.

Это может привести к тому, что:

внедрение новых технологий по созданию картографической основы территорий поселений и в целом республики будет находиться на начальной стадии, в связи с чем уровень картографических материалов, землеустроительной документации к 2012 году не будет соответствовать уровню картографических материалов в целом по России, а также требованиям Федерального закона «О кадастре объектов недвижимости»;

использование земель в поселениях будет осуществляться бессистемно и хаотично;

учет земельных участков будет осуществляться без соответствующей картографической основы, что приведет к снижению доходов органов местного самоуправления от использования земельных участков;

ипотека земельных участков будет слабо развитой из-за отсутствия правоудостоверяющих документов на земельные участки;

отсутствие оформленных прав на земельные участки снизит инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных земель, что в целом скажется на развитии агропромышленного комплекса республики;

высокими темпами будет нарастать образовавшийся разрыв между уровнем жизни граждан в сельской местности.

1.5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

В качестве возможного решения проблемы создания картографической основы территорий, разработки схем рационального использования земель и межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств рассматриваются 2 варианта.

Отсутствие государственной поддержки, создание картографической основы территорий, разработка схем рационального использования земель и межевание земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств только на коммерческой основе является 1-м вариантом решения указанной проблемы.

Этот вариант предполагает, что финансирование Подпрограммы будет осуществляться за счет средств местных бюджетов поселений, сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом приобретение космических снимков будет производиться на коммерческой основе, а также договоры оказания услуг землеустроительных организаций по проведению межевания земель также будут заключаться непосредственно сельскохозяйственными предприятиями и крестьянским (фермерскими) хозяйствами, что увеличит объем финансирования Подпрограммы на 30-100 млн. рублей. При этом ежегодное финансирование Подпрограммы будет составлять около 100-400 млн. рублей.

В то же время потребность в финансировании только мероприятий по обеспечению картографической основы составляет около 99 млн. рублей, в т.ч. по сельскохозяйственным улусам около 60 млн.рублей, а с учетом мероприятий по разработке схем рационального использования и проведения межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств - 100-400 млн. рублей в год. При существующих доходах муниципальных образований, нерентабельности сельхозтоваропроизводителей невозможно будет гарантировать выделение хотя бы 10% от намеченных объемов финансирования.

При этом выделяемые средства не позволят решить комплекс намеченных в Подпрограмме вышеуказанных задач.

В связи с этим:

не будет выполнен ряд важных работ, запланированных Концепцией государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, связанных с использованием картографических материалов;

не будут выполнены в полном объеме работы по инвентаризации земель фонда перераспределения;

не будут выделены зоны особо охраняемых природных территорий, территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей.

Создание картографической основы территорий, разработка схем рационального использования земель и межевание земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом государственной поддержки является 2-м вариантом решения указанной проблемы.

Этот вариант предполагает, что финансирование Подпрограммы будет осуществляться за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). При этом приобретение космических снимков будет производиться бесплатно, за исключением материалов спутника IRS-P-95 для масштаба 1:25 000, а также Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), осуществляя функции главного распорядителя бюджетных средств, будет направлять средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.10.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При этом ежегодное финансирование Подпрограммы будет составлять около 67-300 млн. рублей.

В то же время потребность в финансировании только мероприятий по обеспечению картографической основы составляет около 67 млн. рублей, в т.ч. по сельскохозяйственным улусам около 60 млн.рублей, а с учетом мероприятий по разработке схем рационального использования и проведения межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств - 67-300 млн. рублей в год. Представленный вариант соответствует положениям Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия), а также плану мероприятий по ее реализации и является наиболее предпочтительным. При этом будут достигнуты все цели реализации Подпрограммы и значения ее целевых показателей.

Сравнительный анализ рассмотренных вариантов решения проблемы показывает, что, с точки зрения создания картографической основы территорий, разработки схем рационального использования земель и межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, 1-й вариант является высокорискованным, так как не обеспечивается государственной финансовой поддержкой. При этом варианте возможна только частичная (менее 40 процентов) реализация мероприятий Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. При 2-м варианте решения проблемы уровень риска является низким. Этот вариант обеспечивает достижение поставленных целей и собственно решение проблемы, поэтому является предпочтительным.

2. Цели и задач Подпрограммы, целевые индикаторы и показатели

Целью реализации Подпрограммы являются:

Рациональное использование территорий поселений Республики Саха (Якутия).

Обеспечение картографическим материалом территорий поселений.

Вовлечение в гражданский оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Создание основы для вовлечения земли, как объекта недвижимости, в рыночный оборот.

Установление (выявление), межевание, разграничение, упорядочение существующих землевладений и землепользований.

Выделение массивов земель крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Выделение площадей земель запаса и фонда перераспределения земель, их размещения.

Выделение зон с особыми условиями пользования с целью последующего установления обременений земельных участков.

Выявление, выделение и оформление территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей.

Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки.

Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков и оформление кадастровых паспортов.

Критерием достижения цели реализации Подпрограммы предполагается обеспечение территорий поселений топографическими и цифровыми картографическими материалами, повышение уровня рационального использования земель, показателем которого будут:

освоение неиспользуемых земель;

увеличение площади используемых земель;

рост доходов от использования земельных участков;

обеспечение землеустроительной документацией для регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов).

3. Перечень мероприятий Подпрограммы

Подпрограмма предусматривает следующие направления:

создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки;

разработка схем рационального использования земель поселений;

межевание земельных участков сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в районах Республики Саха (Якутия), ориентированных на сельскохозяйственное производство.

В рамках решения этих мероприятий предполагается проводить работы:

1) по космической съемке территорий республики;

2) по созданию ортофотопланов.;

3) по дешифрированию ортофотопланов сельскохозяйственных угодий;

4) по инвентаризация территорий поселений (полевые работы);

5) по камеральной обработке и оцифровке результатов полевых работ;

6) по созданию схем рационального использования территорий поселений;

7) по проведению кадастровых работ на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство.

Целью мероприятий Подпрограммы является обеспечение органов местного самоуправления современными картографическими материалами для обеспечения рационального использования земель, увеличения стабильных поступлений в бюджеты доходов от использования земельных участков, оформления прав на земельные участки сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Мероприятия осуществляются на базе применения материалов станции приема информации с природно-ресурсных искусственных спутников земли в диапазоне 8 ГГц и оборудования для организации геоинформационного портала по работе со спутниковой информацией.

Система подпрограммных мероприятий приведена в приложении № 1 к настоящей Подпрограмме.

4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы

Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Объем финансирования на весь период реализации Подпрограммы составляет 367 078,3 тыс. рублей за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Возможность привлечения внебюджетных средств будет решаться в ходе реализации подпрограммы путем заключения соглашений между Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями о взаимодействии с учетом реальных возможностей бюджетов муниципальных образований.

Объемы и источники финансирования мероприятий Подпрограммы приведены в приложениях № 1 и № 2 к Подпрограмме.

5. Сроки и этапы реализации Подпрограммы

Реализацию Подпрограммы предполагается осуществить в течение 2 лет (2009-2010 годы) в 2 этапа.

На 1-м этапе (2009 год) основными мероприятиями Подпрограммы являются:

создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки.

разработка схем рационального использования земель поселений в районах Республики Саха (Якутия), ориентированных на сельскохозяйственное производство, в.т.ч. дешифрирование ортофотопланов сельскохозяйственных угодий на территории улуса, инвентаризация территорий поселений, оцифровка инвентаризируемых угодий.

проведение кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в районах Республики Саха (Якутия), ориентированных на сельскохозяйственное производство.

На 2-м этапе (2010 год) основными мероприятиями являются:

создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки.

разработка схем рационального использования земель поселений в северных и промышленных районах Республики Саха (Якутия), в.т.ч. дешифрирование ортофотопланов сельскохозяйственных угодий на территории улуса, инвентаризация территорий поселений, оцифровка инвентаризируемых угодий.

6. Оценка ожидаемой эффективности и результативности Подпрограммы

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы в 2010 году включают в себя:

Переход на новые технологии и методы получения информации, изучения и картографирования земель.

Создание топографических и цифровых карт на территорию республики.

Оформление прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов).

Создание основ для вовлечения земли, как недвижимости, в рыночный оборот, для стабильного поступления в бюджет платежей за землю, развития рынка земли.

Создание схем организации рационального использования территорий поселений.

Прогноз показателей индикаторов эффективности мероприятий Подпрограммы по этапам ее реализации приведен в приложении № 3 к Подпрограмме.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Якутия № 184 от 04.10.2008
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 020.030.090 Учет. Отчетность. Статистика (см. также 080.110.050, 080.150.060), 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать