Основная информация
Дата опубликования: | 01 октября 2012г. |
Номер документа: | RU51000201200495 |
Текущая редакция: | 4 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Мурманская область |
Принявший орган: | Правительство Мурманской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПРАВИТЕЛЬСТВО
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01.10.2012 № 496-ПП
Мурманск
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2013 - 2015 ГОДЫ
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 26.04.2013 № 228-ПП, от 30.09.2013 № 560-ПП}
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации» Правительство Мурманской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций Мурманской области» на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области (Поронова Т.М.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2013 - 2015 годы ассигнования на реализацию Программы.
Губернатор
Мурманской области М. Ковтун
Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 01.10.2012 № 496-ПП
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 26.04.2013 № 228-ПП,
от 30.09.2013 № 560-ПП}
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области»
на 2013-2015 годы
Мурманск
2013
Паспорт долгосрочной целевой программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2013-2015 годы (далее – Программа)
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта о разработке ДЦП)
Постановление Правительства Мурманской области от 01.10.2012 № 466-ПП «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2013-2015 годы
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа
Повышение конкурентоспособности экономики Мурманской области
Государственный заказчик - координатор Программы
Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (далее – КРПиП МО)
Государственный заказчик Программы
Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области
Цель Программы
Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области, стимулирование инноваций в регионе
Задачи Программы
1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
2. Создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Оказание информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Поддержка начинающих предпринимателей, в том числе путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания услуг бизнес-инкубирования.
5. Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Мурманской области, реализующим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы
1. Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих деятельность в области инноваций, в результате реализации мероприятий Программы.
2. Количество вновь созданных рабочих мест в результате реализации мероприятий Программы.
3. Количество сохраненных рабочих мест в результате реализации мероприятий Программы.
4. Количество созданных промышленных площадок, оснащенных инженерно-технической инфраструктурой, для субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности
Сроки и этапы реализации Программы
2013-2015 г.г.
Краткая характеристика программных мероприятий
Оказание информационной, консультационной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также малым инновационным компаниям. Создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализация проектов и программ в сфере малого и среднего предпринимательства. Оказание ведомственных услуг (работ), содержание областного имущества. Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Мурманской области. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации
Объемы и источники финансирования * (всего, в том числе по подпрограммам, годам реализации, тыс. рублей)
Источники финансирования
Всего
2013
2014
2015
Местный бюджет
16568,0
3838,0
3530,0
9200,0
Областной бюджет
265396,2
47773,4
83083,4
134539,4
Федеральный бюджет*
573516,5
87216,5
167700,0
318600,0
Всего по Программе
855480,7
138827,9
254313,4
462339,4
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
1. Увеличение количества муниципальных образований, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
2. Создание новых и развитие действующих объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе.
3. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку за 3 года, составит 3400.
4. Объем финансовой поддержки, привлеченный из федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства, составит не менее 95 млн. в год*.
5. Удельный вес вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку, от числа начинающих предпринимателей, обученных основам предпринимательской деятельности, за 3 года составит 25%.
6. Количество инновационных проектов, получивших государственную поддержку, за 3 года составит 17.
7. Увеличение количества экспортных сделок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области.
8. Создание промышленной площадки в г. Мончегорске, обеспеченной инженерно-технической инфраструктурой, для субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности
Адрес размещения Программы в сети Интернет
http://economics.gov-murman.ru/celevye_programm/
* Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета в 2014-2015 гг. носят прогнозный характер и подлежат уточнению в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Министерством экономического развития РФ.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
До 01.01.2013 реализовывалась ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2012-2014 годы.
Долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2013 - 2015 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) и Законом Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области». Программа определяет действия Комитета развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, ГОБУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор», других организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также предпринимателей и их объединений, направленные на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций и увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области.
Несмотря на то, что 2011 год является годом стабилизации после экономического кризиса, в Мурманской области наблюдается снижение количества малых и средних предприятий в регионе на 6 % (с 6428 ед. в 2010 году до 6046 ед. в 2011 году), а доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий и организаций снизилась на 6%.
Несмотря на уменьшение количества малых и средних предприятий, имеются и положительные показатели в динамике развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось количество индивидуальных предпринимателей на 0,6 тыс. ед., выросла среднесписочная численность работников малых (на 3,6 тыс. чел.) и средних (на 0,7 тыс. чел.) предприятий.
Отмечается положительная динамика и финансовых показателей за 2011 год в сравнении с 2010 годом. Увеличились объемы налоговых поступлений от деятельности малого и среднего предпринимательства на 100 млн. руб.; увеличился оборот малых и средних предприятий с 110,6 млрд. руб. в 2010 году до 137,3 млрд. руб. в 2011 году; по сравнению с 2010 годом в 2011 году выросли объемы инвестиций в основной капитал малых (на 56,6 млн. руб.) и средних (на 416,2 млн. руб.) предприятий.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (далее – ОООМСП «ОПОРА РОССИИ») в 2010-2011 годах провела исследование более 6 тыс. собственников и руководителей малых и средних предприятий в 40 регионах России, основной целью которого явилась всесторонняя оценка условий для развития малого и среднего предпринимательства. На основе исследования был составлен рейтинг регионов. Мурманская область заняла 22 место. По большинству показателей наш регион занимает среднее положение. Высоко оценена предпринимателями транспортно-логистическая инфраструктура области (8 место по данному показателю). Наибольшее нарекание вызывают доступность земельных участков (34 место), складских помещений (31 место), а также доступность новых энергетических мощностей (36 место). По заключению ОООМСП «ОПОРА РОССИИ», в целом по стране существующие тарифы ограничивают развитие малого и среднего бизнеса. Такая ситуация характерна для большинства – 62 % компаний.
Более 70 % предпринимателей Мурманской области, участвовавших в опросе, знают о региональной программе поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, но участвуют в ней не более 3 %. Во многих других регионах знают о программе поддержки предпринимательства, как правило, 30‑50 % опрошенных, однако участвуют в ней порядка 7-13 %.
Соотношение данных показателей, сложившееся в Мурманской области, обусловлено тем, что более 90 % малых предприятий занято в торговой и услуговой зоне, основной потребностью которых является пополнение оборотных средств, а государственная поддержка в основном направлена на стимулирование развития бизнеса, компенсацию вложений в основные фонды.
Основными препятствиями развития бизнеса предприниматели считают низкую доступность персонала требуемой квалификации (37 %), спад спроса (37 %) и низкую доступность финансовых ресурсов (34 %).
Для решения выявленных проблем в развитии бизнеса разработана Программа, целью которой является развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области, стимулирование инноваций в регионе. Итогом реализации Программы будет увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. инновационных, повышение их вклада в социально-экономическое развитие Мурманской области.
На 01.01.2012 прошли обучение основам предпринимательской деятельности 871 человек. Было проведено 3 конкурса бизнес-планов, в результате которых из средств областного и федерального бюджетов 152 субъектам малого и среднего предпринимательства назначено грантов (субсидий) на создание собственного дела в общей сумме 47 445 тыс. рублей, создано 197 рабочих мест.
Опыт реализации в 2011 году мероприятий поддержки начинающих предпринимателей показал эффективность развития самозанятости и предпринимательства путем комплексной поддержки начинающих предпринимателей: организация и обучение в рамках бесплатного тренинг-курса «Начинающий предприниматель», возможность участия в конкурсе бизнес-планов, победители которого получают стартовый грант на открытие собственного бизнеса (до 300 тыс. рублей).
В 2011 году для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность более 1 года, сумма микрозайма составляла 1 млн. рублей (проценты за пользование микрозаймом равны ставке рефинансирования ЦБ РФ + 2 %).
Для начинающих предпринимателей, осуществляющих деятельность не более 1 года, максимальный размер микрозайма составлял 500 тыс. рублей, срок - 1 год (проценты за пользование микрозаймом равны ставке рефинансирования ЦБ РФ).
В 2011 году предоставлено 87 льготных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 55,46 млн. рублей, гарантийным фондом выдано 72 поручительства на сумму 173,8 млн. рублей, назначено 86 субсидий на 10,9 млн. рублей.
В декабре 2011 года открыт IT-центр Мурманского регионального бизнес-инкубатора, рассчитанный на 12 рабочих мест. В марте 2012 года, по итогам заседания комиссии по предоставлению государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, статус резидента IT-центра предоставлен 7 проектам в сфере IT- технологий.
Продолжается работа по развитию Центра поддержки предпринимательства (далее – ЦПП).
Открытый в 2010 году ЕвроИнфоКорреспондентский Центр (далее – ЕИКЦ), созданный на базе АНО «Мурманское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса», в 2011 году оказал поддержку 1487 субъектам малого и среднего предпринимательства (консультационные, информационные и др. услуги), разместил информацию о 82 субъектах малого и среднего предпринимательства в сети Интернет (www.murbiz.ru/eicc), провел конференцию и обучающий семинар на тему «Эффективный путь к повышению конкурентоспособности экспортно-ориентированных малых и средних предпринимателей Мурманской области», в котором приняли участие 138 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предприятия малого и среднего предпринимательства, функционирующие в промышленном секторе, сталкиваются с проблемой отсутствия подготовленных производственных площадок, обеспеченных инженерно-технической инфраструктурой. Собственные финансовые возможности, высокий уровень затрат на производство в условиях Крайнего Севера по сравнению с другими регионами не позволяют предприятиям создать качественную и надежную производственную инфраструктуру. В рамках Программы запланирована реализация пилотного проекта «Создание индустриального парка в г. Мончегорске», что позволит разместить на территории индустриального парка более 20 малых и средних предприятий промышленности, обеспеченных инженерно-технической инфраструктурой, создать порядка 300 новых рабочих мест.
Реализация Программы будет способствовать достижению тактической цели «Повышение конкурентоспособности экономики региона» в соответствии с модельной схемой системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденной распоряжением Правительства Мурманской области от 22.06.2011 № 217-РП.
2. Цель, задачи Программы, показатели (индикаторы), степень влияния показателей (индикаторов) на достижение цели
№ п/п
Цель, задачи и показатели (индикаторы)
Ед. изм.
Значение показателя (индикатора)
Источник данных
Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели (%)
Отчетный год
Текущий год
Годы реализации Программы
2011
2012
2013
2014
2015
Цель. Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области, стимулирование инноваций в регионе.
1.
Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ед.
1596
1850
1850
1850
1850
Мониторинг КРПиП МО, статистика
х
2.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций
%
-
17,8
17,8
17,8
17,8
Мониторинг КРПиП МО, статистика
х
3.
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта
%
-
8,3
8,3
8,3
8,3
Мониторинг КРПиП МО, статистика
х
4.
Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства
Ед.
-
80
80
80
80
Мониторинг КРПиП МО, статистика
х
1.
Задача 1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
1.1.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную финансовую поддержку
Ед.
287
300
330
330
330
ГОБУ МРИБИ,
ФОРМАП
20
1.2.
Количество инновационных проектов, получивших государственную финансовую поддержку
Ед.
-
5
6
6
6
Мониторинг КРПиП МО, ГОБУ МРИБИ
10
2.
Задача 2. Создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
2.1.
Количество созданных промышленных площадок, оснащенных инженерно-технической инфраструктурой, для субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности
Ед.
-
-
-
-
1
Мониторинг КРПиП МО
10
2.2.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области, получивших поддержку объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Ед.
-
-
300
308
313
Мониторинг КРПиП МО
30
3.
Задача 3. Оказание информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.1.
Удельный вес вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства от числа начинающих предпринимателей, обученных основам предпринимательской деятельности
%
24,6
25
25
25
25
Мониторинг КРПиП МО,
ГОБУ МРИБИ
10
4.
Задача 4. Поддержка начинающих предпринимателей, в том числе путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания услуг бизнес-инкубирования.
4.1.
Количество резидентов, размещенных в бизнес-инкубаторе
Ед.
5
30
60
70
90
ГОБУ МРИБИ
10
5.
Задача 5. Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Мурманской области, реализующим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.
5.1.
Доля муниципальных образований, получивших поддержку из бюджета Мурманской области
%
-
-
25
25
25
Мониторинг КРПиП МО
10
3. Перечень программных мероприятий
№ п/п
Цель, задачи, программные мероприятия <2>
Срок выполне-ния (квартал, год)
Источни- ки финанси-рования <3>
Объемы финансирования, тыс. руб.
Показатели (индикаторы) результативности выполнения программных мероприятий <4>
Перечень
организаций,
участвующих в
реализации
программных
мероприятий <5>
всего
2013
2014
2015
Наименование, ед. измерения
2013
2014
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Цель. Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области, стимулирование инноваций в регионе.
1.
Задача 1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
1.1.
Предоставление льготных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства
год
всего
33500
12500
10500
10500
Кол-во СМСП, получивших льготные микрозаймы, ед.
80
80
80
КРПиП МО, ФОРМАП
ФБ
26000
10000
8000
8000
ОБ
7500
2500
2500
2500
1.2.
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (в соответствии с административным регламентом)
год
всего
97716,5
36716,5
30500
30500
Кол-во СМСП, получивших субсидии, ед.
130
130
130
ФОРМАП
ФБ
75216,5
29216,5
23000
23000
ОБ
22500
7500
7500
7500
1.3.
Предоставление начинающим предпринимателям грантов на создание собственного бизнеса
год
всего
114000
38000
38000
38000
Кол-во СМСП, получивших стартовые гранты, ед.
120
120
120
ГОБУ МРИБИ
ФБ
87000
29000
29000
29000
ОБ
27000
9000
9000
9000
1.4.
Предоставление субсидий победителям конкурса инновационных проектов Мурманской области
ОБ
4500
1500
1500
1500
Кол-во проектов, получивших поддержку, ед.
6
6
6
КРПиП МО
Итого по задаче 1:
249716,5
88716,5
80500
80500
Федеральный бюджет
188216,5
68216,5
60000
60000
Областной бюджет
61500
20500
20500
20500
2.
Задача 2. Создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
2.1.
Развитие ЦПП и осуществление им деятельности по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства
год
всего
22500
7500
7500
7500
КРПиП МО, ФОРМАП
ФБ
15000
5000
5000
5000
Количество созданных субъектов МСП, ед.
30
30
30
ОБ
7500
2500
2500
2500
Количество сохраненных рабочих мест, ед.
100
100
100
2.2.
Развитие объектов инфраструктуры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕИКЦ)
год
всего
14000
4000
5000
5000
Кол-во субъектов МСП, получивших поддержку, ед.
200
200
200
АНО МРАПБ
ФБ
11000
3000
4000
4000
ОБ
3000
1000
1000
1000
Количество объектов, получающих бюджетную поддержку, ед.
1
1
1
2.3.
Развитие ГОБУ МРИБИ с IT-центром в г. Мурманске и осуществление им деятельности по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства
год
всего
15000
5000
5000
5000
Кол-во созданных новых рабочих мест, ед.
70
100
150
ГОБУ МРИБИ
ФБ
6000
2000
2000
2000
ОБ
9000
3000
3000
3000
2.3.1.
Предоставление ГОБУ МРИБИ субсидии на проведение текущего ремонта помещений
год
ОБ
9000
3000
3000
3000
Доля отремонтированной площади IT-центра, %
10
20
50
ГОБУ МРИБИ
2.3.2.
Развитие процессов бизнес-инкубирования
ФБ
6000
2000
2000
2000
Кол-во субъектов МСП, получивших поддержку, ед.
57
65
70
ГОБУ МРИБИ
2.4.
Реализация проекта «Создание индустриального парка в г. Мончегорске»
год
всего
465094
3838
126540
334716
Объем подготов-ленной площадки индустриального парка для субъектов МСП в промышлен-ности, кв. м.
1395
50335
80270
КРПиП МО
ФБ
326300
0
87700
238600
ОБ
122226
0
35310
86916
МБ
16568
3838
3530
9200
Итого по задаче 2:
516594
20338
144040
352216
Федеральный бюджет
358300
10000
98700
249600
Областной бюджет
141726
6500
41810
93416
Местный бюджет
16568
3838
3530
9200
3.
Задача 3. Оказание информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.1.
Организация и проведение регионального конкурса проектов среди некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, иных организаций - инициаторов международных, межрегиональных и межмуниципальных проектов в сфере развития предпринимательства
год
ОБ
1500
500
500
500
Кол-во профинансирован-ных проектов, ед.
3
3
3
КРПиП МО
3.2.
Организация и проведение мероприятий по вопросам предпринимательской деятельности совместно с представителями бизнеса, включая Дни предпринимательства Мурманской области, празднование профессионального праздника – Дня российского предпринимательства, проведение акций, конференций, совещаний, круглых столов
год
ОБ
1200
400
400
400
Кол-во мероприятий, ед.
25
25
25
КРПиП МО, ФОРМАП
3.3.
Подготовка и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства: проведение тренинг - курсов для начинающих предпринимателей, мастер-классов, организация и проведение специализированных семинаров для предпринимателей
год
ОБ
6621
2207
2207
2207
Кол-во проведенных тренингов, мастер-классов, семинаров, ед.
23
23
23
КРПиП МО
3.4.
Пропаганда и популяризация предпринимательской и инновационной деятельности и семейного бизнеса, разработка телевизионных программ, издание брошюр, буклетов о предпринимателях, их достижениях, о предприятиях и лучших примерах организации бизнеса, издание электронного каталога «Мурманская область: инновации, каталог проектов и предложений», издание и распространение информационных и справочных материалов для предпринимателей по вопросам предпринимательской деятельности
год
ОБ
2250
750
750
750
Кол-во созданных брошюр, буклетов, каталогов, информационных справочников, телепрограмм, ед. наименований
12
12
12
КРПиП МО
3.5.
Содействие в организации выставок, ярмарок, презентаций, организация коллективных стендов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационных разработок предпринимателей и предприятий Мурманской области, на конкурсах, выставках, ярмарках, форумах, в том числе за рубежом
год
ОБ
600
200
200
200
Кол-во поддержанных ярмарок, стендов на выставках, форумах и др., ед.
4
4
4
КРПиП МО
3.6.
Информирование бизнес-сообщества о неиспользуемых ресурсах (производственных площадях, оборудовании, технологиях, техногенных месторождениях и пр.)
год
ОБ
50
50
-
-
Кол-во информации, размещенной в СМИ, ед.
4
-
-
КРПиП МО, предприятия МО
3.7.
Разработка концепции и технико-экономического обоснования/бизнес-плана создания технопарка, ориентированного на оборонно-промышленный комплекс Мурманской области
год
ОБ
200
100
100
-
Кол-во разработанных документов, ед.
3
5
-
КРПиП МО
3.8.
Организация и проведение совместных мероприятий с некоммерческими организациями по вопросам развития промышленной деятельности
год
ОБ
50
-
50
-
Кол-во проведенных мероприятий, ед.
-
2
-
КРПиП МО
Итого по задаче 3:
12471
4207
4207
4057
Федеральный бюджет
0
0
0
0
Областной бюджет
12471
4207
4207
4057
4.
Задача 4. Поддержка начинающих предпринимателей, в том числе путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания услуг бизнес-инкубирования.
4.1.
Предоставление рабочего места, оборудованного компьютером, оргтехникой и мебелью, телефоном, доступом в Интернет, установленным лицензионным программным обеспечением, коллективным доступом к междугородной связи, факсу, копировальному аппарату, цветному принтеру
год
ОБ
23004
7668
7668
7668
Кол-во предоставленных рабочих мест, ед.
38
38
38
ГОБУ МРИБИ
4.2.
Помощь в поиске инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами
год
ОБ
1512
504
504
504
Кол-во консультаций, ед.
80
80
80
ГОБУ МРИБИ
4.3.
Маркетинговые и рекламные услуги
год
ОБ
240
80
80
80
Кол-во консультаций, ед.
80
80
80
ГОБУ МРИБИ
4.4.
Почтово-секретарские услуги
год
ОБ
624
208
208
208
Кол-во резидентов, ед.
38
38
38
ГОБУ МРИБИ
4.5.
Предоставление доступа к сети Интернет (300 Мб/месяц)
год
ОБ
411
137
137
137
Кол-во получателей, ед.
200
200
200
ГОБУ МРИБИ
4.6.
Подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц
год
ОБ
1158
386
386
386
Кол-во подготовленных комплектов документов, ед.
20
20
20
ГОБУ МРИБИ
4.7.
Централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей
год
ОБ
1353
451
451
451
Кол-во резидентов, ед.
38
38
38
ГОБУ МРИБИ
4.8.
Помощь в проведении маркетинговых исследований
год
ОБ
126
42
42
42
Кол-во проведенных исследований, ед.
3
3
3
ГОБУ МРИБИ
4.9.
Поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров)
год
ОБ
483
161
161
161
Кол-во консультаций, ед.
30
30
30
ГОБУ МРИБИ
4.10.
Повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности
год
ОБ
66
22
22
22
Кол-во мероприятий (семинаров, лекций, конференций), ед.
25
25
25
ГОБУ МРИБИ
4.11.
Помощь в получении кредитов и банковских гарантий
год
ОБ
1509
503
503
503
Кол-во консультаций, ед.
80
80
80
ГОБУ МРИБИ
4.12.
Консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения, доступа к информационным базам данных
год
ОБ
1953
651
651
651
Кол-во консультаций, ед.
650
650
650
ГОБУ МРИБИ
4.13.
Консультационное сопровождение проектов начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний
год
ОБ
972
324
324
324
Кол-во сопровождаемых проектов, ед.
150
150
150
ГОБУ МРИБИ
4.14.
Мониторинг реализации проектов начинающих предпринимателей и малых инновационных проектов
год
ОБ
978
326
326
326
Кол-во сопровождаемых проектов, ед.
150
150
150
ГОБУ МРИБИ
4.15.
Организация обучения по программе тренинг-курса «Начинающий предприниматель»
год
ОБ
972
324
324
324
Кол-во сформированных групп, ед.
30
30
30
ГОБУ МРИБИ
4.16.
Содержание имущества ГОБУ МРИБИ
год
ОБ
2338,2
779,4
779,4
779,4
Кол-во зданий, помещений, ед.
2
2
2
ГОБУ МРИБИ
Итого по задаче 4:
37699,2
12566,4
12566,4
12566,4
Федеральный бюджет
0
0
0
0
Областной бюджет
37699,2
12566,4
12566,4
12566,4
Задача 5. Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Мурманской области, реализующим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.
5.1.
Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Мурманской области на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства (разделов программ социально-экономического развития), в т.ч. моногородов
год
всего
39000
13000
13000
13000
Кол-во муниципальных образований, получивших субсидии, ед.
12
12
12
КРПиП МО
ФБ
27000
9000
9000
9000
ОБ
12000
4000
4000
4000
Итого по задаче 5:
39000
13000
13000
13000
Федеральный бюджет
27000
9000
9000
9000
Областной бюджет
12000
4000
4000
4000
Всего по Программе
855480,7
138827,9
254313,4
462339,4
Федеральный бюджет
573516,5
87216,5
167700,0
318600,0
Областной бюджет
265396,2
47773,4
83083,4
134539,4
Местный бюджет
16568,0
3838,0
3530,0
9200,0
3.1. Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета в рамках Программы
№ п/п
Наименование объектов, отраслей
Государственный заказчик
Заказчик-застройщик
Проектная мощность
Сроки
строитель-ства
Стоимость объекта, тыс. руб.
Объемы и источники финансирования, тыс. рублей
Источ-ники финанси-рования
2013
2014
2015
Объекты, финансируемые из областного бюджета
Отрасль - промышленность
1.
Индустриальный парк в г. Мончегорске
Комитет развития промышленности и предприниматель-ства Мурманской области
Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска»
Общая полезная площадь индустриального парка, подлежащая сдаче в аренду, 44 699 кв. м
2013-2015
550344
Всего, в т.ч.:
3838
126540
334716
ФБ
0
87700
238600
ОБ
0
35310
86916
МБ
3838
3530
9200
4. Оценка рисков, влияющих на реализацию Программы
Описание внешних
рисков
Механизмы минимизации
негативного влияния
внешних факторов
Описание и оценка
внутренних рисков
Меры,
направленные на
снижение
внутренних рисков
1
2
3
4
Изменение федерального законодательства
оперативное реагирование на изменения федерального законодательства в части принятия соответствующего областного законодательства
организационные риски (несогласованность действий учреждений, вовлеченных в процесс реализации Программы)
проведение совещаний с участниками программных мероприятий
Экономические риски, связанные с инфляцией
принятие мер по оптимизации расходов
отражение неполных, недостоверных данных или данных в неверном разрезе участниками программных мероприятий, которые будут использоваться в качестве базовых показателей при формировании государственных заданий на предоставление государственных услуг
использование внутренних и внешних источников информации в совокупности с целью выявления объективных закономерностей в динамике потребностей населения в предоставляемых государственных услугах; обучение и повышение квалификации участников программных мероприятий
5. Обоснование ресурсного обеспечения
Программы
тыс. рублей
Наименование
Всего
в том числе по годам реализации
2013 год
2014 год
2015 год
Всего по Программе:
855480,7
138827,9
254313,4
462339,4
в том числе за счет:
средств областного бюджета:
265396,2
47773,4
83083,4
134539,4
средств федерального бюджета:
573516,5
87216,5
167700,0
318600,0
средств муниципальных бюджетов:
16568,0
3838,0
3530,0
9200,0
средств государственных внебюджетных фондов:
0,0
0,0
0,0
0,0
иных внебюджетных средств:
0,0
0,0
0,0
0,0
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основан на скоординированных по срокам и направлениям действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей.
Средства федерального бюджета, указанные в Программе, привлекаются на основании соглашений между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Мурманской области.
Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Мурманской области, реализующим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Мурманской области на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 18.01.2012 № 7-ПП.
Государственным заказчиком-координатором Программы является Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области.
Реализация Программы осуществляется совместно с:
- ГОБУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» (ГОБУ МРИБИ);
- НКО «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области» (НКО ФОРМАП);
- АНО «Мурманское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» (АНО МРАПМСБ);
- НКО «Центр поддержки предпринимательства Мурманской области» (НКО ЦПП МО).
Государственный заказчик-координатор организует реализацию Программы, в том числе:
- осуществляет управление реализацией Программы, общую координацию деятельности государственных заказчиков, мониторинг выполнения мероприятий и контроль за ходом реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы;
- обеспечивает привлечение средств из внебюджетных источников, федерального бюджета и местных бюджетов, предусмотренных в Программе;
- заключает договоры и соглашения в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Мурманской области, необходимые для реализации Программы;
- осуществляет координацию действий исполнителей Программы;
- вносит изменения в Программу в соответствии с разделом 9 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП (далее – Порядок);
- представляет в установленные сроки отчетность о реализации Программы;
- организует размещение на официальном сайте Правительства Мурманской области текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программой, а также информации о ходе реализации Программы, об объемах ее финансирования и исполнителях, результатах мониторинга реализации Программы, об оценке эффективности реализации Программы;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Мурманской области.
Государственный заказчик-координатор Программы ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подготавливает сводный отчет о ходе выполнения Программы.
По итогам очередного отчетного года государственный заказчик-координатор Программы в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, подготавливает доклад о реализации Программы.
7. Оценка эффективности Программы
Программа направлена на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций и увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области.
Эффективность реализации Программы оценивается в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы, прилагаемой к Порядку.
__________________________
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПРАВИТЕЛЬСТВО
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01.10.2012 № 496-ПП
Мурманск
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2013 - 2015 ГОДЫ
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 26.04.2013 № 228-ПП, от 30.09.2013 № 560-ПП}
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации» Правительство Мурманской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций Мурманской области» на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области (Поронова Т.М.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2013 - 2015 годы ассигнования на реализацию Программы.
Губернатор
Мурманской области М. Ковтун
Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 01.10.2012 № 496-ПП
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 26.04.2013 № 228-ПП,
от 30.09.2013 № 560-ПП}
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области»
на 2013-2015 годы
Мурманск
2013
Паспорт долгосрочной целевой программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2013-2015 годы (далее – Программа)
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта о разработке ДЦП)
Постановление Правительства Мурманской области от 01.10.2012 № 466-ПП «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2013-2015 годы
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа
Повышение конкурентоспособности экономики Мурманской области
Государственный заказчик - координатор Программы
Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (далее – КРПиП МО)
Государственный заказчик Программы
Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области
Цель Программы
Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области, стимулирование инноваций в регионе
Задачи Программы
1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
2. Создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Оказание информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Поддержка начинающих предпринимателей, в том числе путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания услуг бизнес-инкубирования.
5. Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Мурманской области, реализующим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы
1. Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих деятельность в области инноваций, в результате реализации мероприятий Программы.
2. Количество вновь созданных рабочих мест в результате реализации мероприятий Программы.
3. Количество сохраненных рабочих мест в результате реализации мероприятий Программы.
4. Количество созданных промышленных площадок, оснащенных инженерно-технической инфраструктурой, для субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности
Сроки и этапы реализации Программы
2013-2015 г.г.
Краткая характеристика программных мероприятий
Оказание информационной, консультационной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также малым инновационным компаниям. Создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализация проектов и программ в сфере малого и среднего предпринимательства. Оказание ведомственных услуг (работ), содержание областного имущества. Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Мурманской области. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации
Объемы и источники финансирования * (всего, в том числе по подпрограммам, годам реализации, тыс. рублей)
Источники финансирования
Всего
2013
2014
2015
Местный бюджет
16568,0
3838,0
3530,0
9200,0
Областной бюджет
265396,2
47773,4
83083,4
134539,4
Федеральный бюджет*
573516,5
87216,5
167700,0
318600,0
Всего по Программе
855480,7
138827,9
254313,4
462339,4
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
1. Увеличение количества муниципальных образований, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
2. Создание новых и развитие действующих объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе.
3. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку за 3 года, составит 3400.
4. Объем финансовой поддержки, привлеченный из федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства, составит не менее 95 млн. в год*.
5. Удельный вес вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку, от числа начинающих предпринимателей, обученных основам предпринимательской деятельности, за 3 года составит 25%.
6. Количество инновационных проектов, получивших государственную поддержку, за 3 года составит 17.
7. Увеличение количества экспортных сделок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области.
8. Создание промышленной площадки в г. Мончегорске, обеспеченной инженерно-технической инфраструктурой, для субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности
Адрес размещения Программы в сети Интернет
http://economics.gov-murman.ru/celevye_programm/
* Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета в 2014-2015 гг. носят прогнозный характер и подлежат уточнению в соответствии с соглашениями, заключаемыми с Министерством экономического развития РФ.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
До 01.01.2013 реализовывалась ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2012-2014 годы.
Долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2013 - 2015 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) и Законом Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области». Программа определяет действия Комитета развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, ГОБУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор», других организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также предпринимателей и их объединений, направленные на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций и увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области.
Несмотря на то, что 2011 год является годом стабилизации после экономического кризиса, в Мурманской области наблюдается снижение количества малых и средних предприятий в регионе на 6 % (с 6428 ед. в 2010 году до 6046 ед. в 2011 году), а доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий и организаций снизилась на 6%.
Несмотря на уменьшение количества малых и средних предприятий, имеются и положительные показатели в динамике развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось количество индивидуальных предпринимателей на 0,6 тыс. ед., выросла среднесписочная численность работников малых (на 3,6 тыс. чел.) и средних (на 0,7 тыс. чел.) предприятий.
Отмечается положительная динамика и финансовых показателей за 2011 год в сравнении с 2010 годом. Увеличились объемы налоговых поступлений от деятельности малого и среднего предпринимательства на 100 млн. руб.; увеличился оборот малых и средних предприятий с 110,6 млрд. руб. в 2010 году до 137,3 млрд. руб. в 2011 году; по сравнению с 2010 годом в 2011 году выросли объемы инвестиций в основной капитал малых (на 56,6 млн. руб.) и средних (на 416,2 млн. руб.) предприятий.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (далее – ОООМСП «ОПОРА РОССИИ») в 2010-2011 годах провела исследование более 6 тыс. собственников и руководителей малых и средних предприятий в 40 регионах России, основной целью которого явилась всесторонняя оценка условий для развития малого и среднего предпринимательства. На основе исследования был составлен рейтинг регионов. Мурманская область заняла 22 место. По большинству показателей наш регион занимает среднее положение. Высоко оценена предпринимателями транспортно-логистическая инфраструктура области (8 место по данному показателю). Наибольшее нарекание вызывают доступность земельных участков (34 место), складских помещений (31 место), а также доступность новых энергетических мощностей (36 место). По заключению ОООМСП «ОПОРА РОССИИ», в целом по стране существующие тарифы ограничивают развитие малого и среднего бизнеса. Такая ситуация характерна для большинства – 62 % компаний.
Более 70 % предпринимателей Мурманской области, участвовавших в опросе, знают о региональной программе поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, но участвуют в ней не более 3 %. Во многих других регионах знают о программе поддержки предпринимательства, как правило, 30‑50 % опрошенных, однако участвуют в ней порядка 7-13 %.
Соотношение данных показателей, сложившееся в Мурманской области, обусловлено тем, что более 90 % малых предприятий занято в торговой и услуговой зоне, основной потребностью которых является пополнение оборотных средств, а государственная поддержка в основном направлена на стимулирование развития бизнеса, компенсацию вложений в основные фонды.
Основными препятствиями развития бизнеса предприниматели считают низкую доступность персонала требуемой квалификации (37 %), спад спроса (37 %) и низкую доступность финансовых ресурсов (34 %).
Для решения выявленных проблем в развитии бизнеса разработана Программа, целью которой является развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области, стимулирование инноваций в регионе. Итогом реализации Программы будет увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. инновационных, повышение их вклада в социально-экономическое развитие Мурманской области.
На 01.01.2012 прошли обучение основам предпринимательской деятельности 871 человек. Было проведено 3 конкурса бизнес-планов, в результате которых из средств областного и федерального бюджетов 152 субъектам малого и среднего предпринимательства назначено грантов (субсидий) на создание собственного дела в общей сумме 47 445 тыс. рублей, создано 197 рабочих мест.
Опыт реализации в 2011 году мероприятий поддержки начинающих предпринимателей показал эффективность развития самозанятости и предпринимательства путем комплексной поддержки начинающих предпринимателей: организация и обучение в рамках бесплатного тренинг-курса «Начинающий предприниматель», возможность участия в конкурсе бизнес-планов, победители которого получают стартовый грант на открытие собственного бизнеса (до 300 тыс. рублей).
В 2011 году для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность более 1 года, сумма микрозайма составляла 1 млн. рублей (проценты за пользование микрозаймом равны ставке рефинансирования ЦБ РФ + 2 %).
Для начинающих предпринимателей, осуществляющих деятельность не более 1 года, максимальный размер микрозайма составлял 500 тыс. рублей, срок - 1 год (проценты за пользование микрозаймом равны ставке рефинансирования ЦБ РФ).
В 2011 году предоставлено 87 льготных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 55,46 млн. рублей, гарантийным фондом выдано 72 поручительства на сумму 173,8 млн. рублей, назначено 86 субсидий на 10,9 млн. рублей.
В декабре 2011 года открыт IT-центр Мурманского регионального бизнес-инкубатора, рассчитанный на 12 рабочих мест. В марте 2012 года, по итогам заседания комиссии по предоставлению государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, статус резидента IT-центра предоставлен 7 проектам в сфере IT- технологий.
Продолжается работа по развитию Центра поддержки предпринимательства (далее – ЦПП).
Открытый в 2010 году ЕвроИнфоКорреспондентский Центр (далее – ЕИКЦ), созданный на базе АНО «Мурманское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса», в 2011 году оказал поддержку 1487 субъектам малого и среднего предпринимательства (консультационные, информационные и др. услуги), разместил информацию о 82 субъектах малого и среднего предпринимательства в сети Интернет (www.murbiz.ru/eicc), провел конференцию и обучающий семинар на тему «Эффективный путь к повышению конкурентоспособности экспортно-ориентированных малых и средних предпринимателей Мурманской области», в котором приняли участие 138 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предприятия малого и среднего предпринимательства, функционирующие в промышленном секторе, сталкиваются с проблемой отсутствия подготовленных производственных площадок, обеспеченных инженерно-технической инфраструктурой. Собственные финансовые возможности, высокий уровень затрат на производство в условиях Крайнего Севера по сравнению с другими регионами не позволяют предприятиям создать качественную и надежную производственную инфраструктуру. В рамках Программы запланирована реализация пилотного проекта «Создание индустриального парка в г. Мончегорске», что позволит разместить на территории индустриального парка более 20 малых и средних предприятий промышленности, обеспеченных инженерно-технической инфраструктурой, создать порядка 300 новых рабочих мест.
Реализация Программы будет способствовать достижению тактической цели «Повышение конкурентоспособности экономики региона» в соответствии с модельной схемой системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденной распоряжением Правительства Мурманской области от 22.06.2011 № 217-РП.
2. Цель, задачи Программы, показатели (индикаторы), степень влияния показателей (индикаторов) на достижение цели
№ п/п
Цель, задачи и показатели (индикаторы)
Ед. изм.
Значение показателя (индикатора)
Источник данных
Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели (%)
Отчетный год
Текущий год
Годы реализации Программы
2011
2012
2013
2014
2015
Цель. Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области, стимулирование инноваций в регионе.
1.
Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ед.
1596
1850
1850
1850
1850
Мониторинг КРПиП МО, статистика
х
2.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций
%
-
17,8
17,8
17,8
17,8
Мониторинг КРПиП МО, статистика
х
3.
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта
%
-
8,3
8,3
8,3
8,3
Мониторинг КРПиП МО, статистика
х
4.
Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства
Ед.
-
80
80
80
80
Мониторинг КРПиП МО, статистика
х
1.
Задача 1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
1.1.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную финансовую поддержку
Ед.
287
300
330
330
330
ГОБУ МРИБИ,
ФОРМАП
20
1.2.
Количество инновационных проектов, получивших государственную финансовую поддержку
Ед.
-
5
6
6
6
Мониторинг КРПиП МО, ГОБУ МРИБИ
10
2.
Задача 2. Создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
2.1.
Количество созданных промышленных площадок, оснащенных инженерно-технической инфраструктурой, для субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности
Ед.
-
-
-
-
1
Мониторинг КРПиП МО
10
2.2.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области, получивших поддержку объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Ед.
-
-
300
308
313
Мониторинг КРПиП МО
30
3.
Задача 3. Оказание информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.1.
Удельный вес вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства от числа начинающих предпринимателей, обученных основам предпринимательской деятельности
%
24,6
25
25
25
25
Мониторинг КРПиП МО,
ГОБУ МРИБИ
10
4.
Задача 4. Поддержка начинающих предпринимателей, в том числе путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания услуг бизнес-инкубирования.
4.1.
Количество резидентов, размещенных в бизнес-инкубаторе
Ед.
5
30
60
70
90
ГОБУ МРИБИ
10
5.
Задача 5. Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Мурманской области, реализующим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.
5.1.
Доля муниципальных образований, получивших поддержку из бюджета Мурманской области
%
-
-
25
25
25
Мониторинг КРПиП МО
10
3. Перечень программных мероприятий
№ п/п
Цель, задачи, программные мероприятия <2>
Срок выполне-ния (квартал, год)
Источни- ки финанси-рования <3>
Объемы финансирования, тыс. руб.
Показатели (индикаторы) результативности выполнения программных мероприятий <4>
Перечень
организаций,
участвующих в
реализации
программных
мероприятий <5>
всего
2013
2014
2015
Наименование, ед. измерения
2013
2014
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Цель. Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области, стимулирование инноваций в регионе.
1.
Задача 1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
1.1.
Предоставление льготных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства
год
всего
33500
12500
10500
10500
Кол-во СМСП, получивших льготные микрозаймы, ед.
80
80
80
КРПиП МО, ФОРМАП
ФБ
26000
10000
8000
8000
ОБ
7500
2500
2500
2500
1.2.
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (в соответствии с административным регламентом)
год
всего
97716,5
36716,5
30500
30500
Кол-во СМСП, получивших субсидии, ед.
130
130
130
ФОРМАП
ФБ
75216,5
29216,5
23000
23000
ОБ
22500
7500
7500
7500
1.3.
Предоставление начинающим предпринимателям грантов на создание собственного бизнеса
год
всего
114000
38000
38000
38000
Кол-во СМСП, получивших стартовые гранты, ед.
120
120
120
ГОБУ МРИБИ
ФБ
87000
29000
29000
29000
ОБ
27000
9000
9000
9000
1.4.
Предоставление субсидий победителям конкурса инновационных проектов Мурманской области
ОБ
4500
1500
1500
1500
Кол-во проектов, получивших поддержку, ед.
6
6
6
КРПиП МО
Итого по задаче 1:
249716,5
88716,5
80500
80500
Федеральный бюджет
188216,5
68216,5
60000
60000
Областной бюджет
61500
20500
20500
20500
2.
Задача 2. Создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
2.1.
Развитие ЦПП и осуществление им деятельности по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства
год
всего
22500
7500
7500
7500
КРПиП МО, ФОРМАП
ФБ
15000
5000
5000
5000
Количество созданных субъектов МСП, ед.
30
30
30
ОБ
7500
2500
2500
2500
Количество сохраненных рабочих мест, ед.
100
100
100
2.2.
Развитие объектов инфраструктуры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕИКЦ)
год
всего
14000
4000
5000
5000
Кол-во субъектов МСП, получивших поддержку, ед.
200
200
200
АНО МРАПБ
ФБ
11000
3000
4000
4000
ОБ
3000
1000
1000
1000
Количество объектов, получающих бюджетную поддержку, ед.
1
1
1
2.3.
Развитие ГОБУ МРИБИ с IT-центром в г. Мурманске и осуществление им деятельности по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства
год
всего
15000
5000
5000
5000
Кол-во созданных новых рабочих мест, ед.
70
100
150
ГОБУ МРИБИ
ФБ
6000
2000
2000
2000
ОБ
9000
3000
3000
3000
2.3.1.
Предоставление ГОБУ МРИБИ субсидии на проведение текущего ремонта помещений
год
ОБ
9000
3000
3000
3000
Доля отремонтированной площади IT-центра, %
10
20
50
ГОБУ МРИБИ
2.3.2.
Развитие процессов бизнес-инкубирования
ФБ
6000
2000
2000
2000
Кол-во субъектов МСП, получивших поддержку, ед.
57
65
70
ГОБУ МРИБИ
2.4.
Реализация проекта «Создание индустриального парка в г. Мончегорске»
год
всего
465094
3838
126540
334716
Объем подготов-ленной площадки индустриального парка для субъектов МСП в промышлен-ности, кв. м.
1395
50335
80270
КРПиП МО
ФБ
326300
0
87700
238600
ОБ
122226
0
35310
86916
МБ
16568
3838
3530
9200
Итого по задаче 2:
516594
20338
144040
352216
Федеральный бюджет
358300
10000
98700
249600
Областной бюджет
141726
6500
41810
93416
Местный бюджет
16568
3838
3530
9200
3.
Задача 3. Оказание информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.1.
Организация и проведение регионального конкурса проектов среди некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, иных организаций - инициаторов международных, межрегиональных и межмуниципальных проектов в сфере развития предпринимательства
год
ОБ
1500
500
500
500
Кол-во профинансирован-ных проектов, ед.
3
3
3
КРПиП МО
3.2.
Организация и проведение мероприятий по вопросам предпринимательской деятельности совместно с представителями бизнеса, включая Дни предпринимательства Мурманской области, празднование профессионального праздника – Дня российского предпринимательства, проведение акций, конференций, совещаний, круглых столов
год
ОБ
1200
400
400
400
Кол-во мероприятий, ед.
25
25
25
КРПиП МО, ФОРМАП
3.3.
Подготовка и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства: проведение тренинг - курсов для начинающих предпринимателей, мастер-классов, организация и проведение специализированных семинаров для предпринимателей
год
ОБ
6621
2207
2207
2207
Кол-во проведенных тренингов, мастер-классов, семинаров, ед.
23
23
23
КРПиП МО
3.4.
Пропаганда и популяризация предпринимательской и инновационной деятельности и семейного бизнеса, разработка телевизионных программ, издание брошюр, буклетов о предпринимателях, их достижениях, о предприятиях и лучших примерах организации бизнеса, издание электронного каталога «Мурманская область: инновации, каталог проектов и предложений», издание и распространение информационных и справочных материалов для предпринимателей по вопросам предпринимательской деятельности
год
ОБ
2250
750
750
750
Кол-во созданных брошюр, буклетов, каталогов, информационных справочников, телепрограмм, ед. наименований
12
12
12
КРПиП МО
3.5.
Содействие в организации выставок, ярмарок, презентаций, организация коллективных стендов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационных разработок предпринимателей и предприятий Мурманской области, на конкурсах, выставках, ярмарках, форумах, в том числе за рубежом
год
ОБ
600
200
200
200
Кол-во поддержанных ярмарок, стендов на выставках, форумах и др., ед.
4
4
4
КРПиП МО
3.6.
Информирование бизнес-сообщества о неиспользуемых ресурсах (производственных площадях, оборудовании, технологиях, техногенных месторождениях и пр.)
год
ОБ
50
50
-
-
Кол-во информации, размещенной в СМИ, ед.
4
-
-
КРПиП МО, предприятия МО
3.7.
Разработка концепции и технико-экономического обоснования/бизнес-плана создания технопарка, ориентированного на оборонно-промышленный комплекс Мурманской области
год
ОБ
200
100
100
-
Кол-во разработанных документов, ед.
3
5
-
КРПиП МО
3.8.
Организация и проведение совместных мероприятий с некоммерческими организациями по вопросам развития промышленной деятельности
год
ОБ
50
-
50
-
Кол-во проведенных мероприятий, ед.
-
2
-
КРПиП МО
Итого по задаче 3:
12471
4207
4207
4057
Федеральный бюджет
0
0
0
0
Областной бюджет
12471
4207
4207
4057
4.
Задача 4. Поддержка начинающих предпринимателей, в том числе путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания услуг бизнес-инкубирования.
4.1.
Предоставление рабочего места, оборудованного компьютером, оргтехникой и мебелью, телефоном, доступом в Интернет, установленным лицензионным программным обеспечением, коллективным доступом к междугородной связи, факсу, копировальному аппарату, цветному принтеру
год
ОБ
23004
7668
7668
7668
Кол-во предоставленных рабочих мест, ед.
38
38
38
ГОБУ МРИБИ
4.2.
Помощь в поиске инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами
год
ОБ
1512
504
504
504
Кол-во консультаций, ед.
80
80
80
ГОБУ МРИБИ
4.3.
Маркетинговые и рекламные услуги
год
ОБ
240
80
80
80
Кол-во консультаций, ед.
80
80
80
ГОБУ МРИБИ
4.4.
Почтово-секретарские услуги
год
ОБ
624
208
208
208
Кол-во резидентов, ед.
38
38
38
ГОБУ МРИБИ
4.5.
Предоставление доступа к сети Интернет (300 Мб/месяц)
год
ОБ
411
137
137
137
Кол-во получателей, ед.
200
200
200
ГОБУ МРИБИ
4.6.
Подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц
год
ОБ
1158
386
386
386
Кол-во подготовленных комплектов документов, ед.
20
20
20
ГОБУ МРИБИ
4.7.
Централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей
год
ОБ
1353
451
451
451
Кол-во резидентов, ед.
38
38
38
ГОБУ МРИБИ
4.8.
Помощь в проведении маркетинговых исследований
год
ОБ
126
42
42
42
Кол-во проведенных исследований, ед.
3
3
3
ГОБУ МРИБИ
4.9.
Поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров)
год
ОБ
483
161
161
161
Кол-во консультаций, ед.
30
30
30
ГОБУ МРИБИ
4.10.
Повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности
год
ОБ
66
22
22
22
Кол-во мероприятий (семинаров, лекций, конференций), ед.
25
25
25
ГОБУ МРИБИ
4.11.
Помощь в получении кредитов и банковских гарантий
год
ОБ
1509
503
503
503
Кол-во консультаций, ед.
80
80
80
ГОБУ МРИБИ
4.12.
Консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения, доступа к информационным базам данных
год
ОБ
1953
651
651
651
Кол-во консультаций, ед.
650
650
650
ГОБУ МРИБИ
4.13.
Консультационное сопровождение проектов начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний
год
ОБ
972
324
324
324
Кол-во сопровождаемых проектов, ед.
150
150
150
ГОБУ МРИБИ
4.14.
Мониторинг реализации проектов начинающих предпринимателей и малых инновационных проектов
год
ОБ
978
326
326
326
Кол-во сопровождаемых проектов, ед.
150
150
150
ГОБУ МРИБИ
4.15.
Организация обучения по программе тренинг-курса «Начинающий предприниматель»
год
ОБ
972
324
324
324
Кол-во сформированных групп, ед.
30
30
30
ГОБУ МРИБИ
4.16.
Содержание имущества ГОБУ МРИБИ
год
ОБ
2338,2
779,4
779,4
779,4
Кол-во зданий, помещений, ед.
2
2
2
ГОБУ МРИБИ
Итого по задаче 4:
37699,2
12566,4
12566,4
12566,4
Федеральный бюджет
0
0
0
0
Областной бюджет
37699,2
12566,4
12566,4
12566,4
Задача 5. Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Мурманской области, реализующим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.
5.1.
Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Мурманской области на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства (разделов программ социально-экономического развития), в т.ч. моногородов
год
всего
39000
13000
13000
13000
Кол-во муниципальных образований, получивших субсидии, ед.
12
12
12
КРПиП МО
ФБ
27000
9000
9000
9000
ОБ
12000
4000
4000
4000
Итого по задаче 5:
39000
13000
13000
13000
Федеральный бюджет
27000
9000
9000
9000
Областной бюджет
12000
4000
4000
4000
Всего по Программе
855480,7
138827,9
254313,4
462339,4
Федеральный бюджет
573516,5
87216,5
167700,0
318600,0
Областной бюджет
265396,2
47773,4
83083,4
134539,4
Местный бюджет
16568,0
3838,0
3530,0
9200,0
3.1. Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета в рамках Программы
№ п/п
Наименование объектов, отраслей
Государственный заказчик
Заказчик-застройщик
Проектная мощность
Сроки
строитель-ства
Стоимость объекта, тыс. руб.
Объемы и источники финансирования, тыс. рублей
Источ-ники финанси-рования
2013
2014
2015
Объекты, финансируемые из областного бюджета
Отрасль - промышленность
1.
Индустриальный парк в г. Мончегорске
Комитет развития промышленности и предприниматель-ства Мурманской области
Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска»
Общая полезная площадь индустриального парка, подлежащая сдаче в аренду, 44 699 кв. м
2013-2015
550344
Всего, в т.ч.:
3838
126540
334716
ФБ
0
87700
238600
ОБ
0
35310
86916
МБ
3838
3530
9200
4. Оценка рисков, влияющих на реализацию Программы
Описание внешних
рисков
Механизмы минимизации
негативного влияния
внешних факторов
Описание и оценка
внутренних рисков
Меры,
направленные на
снижение
внутренних рисков
1
2
3
4
Изменение федерального законодательства
оперативное реагирование на изменения федерального законодательства в части принятия соответствующего областного законодательства
организационные риски (несогласованность действий учреждений, вовлеченных в процесс реализации Программы)
проведение совещаний с участниками программных мероприятий
Экономические риски, связанные с инфляцией
принятие мер по оптимизации расходов
отражение неполных, недостоверных данных или данных в неверном разрезе участниками программных мероприятий, которые будут использоваться в качестве базовых показателей при формировании государственных заданий на предоставление государственных услуг
использование внутренних и внешних источников информации в совокупности с целью выявления объективных закономерностей в динамике потребностей населения в предоставляемых государственных услугах; обучение и повышение квалификации участников программных мероприятий
5. Обоснование ресурсного обеспечения
Программы
тыс. рублей
Наименование
Всего
в том числе по годам реализации
2013 год
2014 год
2015 год
Всего по Программе:
855480,7
138827,9
254313,4
462339,4
в том числе за счет:
средств областного бюджета:
265396,2
47773,4
83083,4
134539,4
средств федерального бюджета:
573516,5
87216,5
167700,0
318600,0
средств муниципальных бюджетов:
16568,0
3838,0
3530,0
9200,0
средств государственных внебюджетных фондов:
0,0
0,0
0,0
0,0
иных внебюджетных средств:
0,0
0,0
0,0
0,0
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основан на скоординированных по срокам и направлениям действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей.
Средства федерального бюджета, указанные в Программе, привлекаются на основании соглашений между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Мурманской области.
Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Мурманской области, реализующим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Мурманской области на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 18.01.2012 № 7-ПП.
Государственным заказчиком-координатором Программы является Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области.
Реализация Программы осуществляется совместно с:
- ГОБУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» (ГОБУ МРИБИ);
- НКО «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области» (НКО ФОРМАП);
- АНО «Мурманское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» (АНО МРАПМСБ);
- НКО «Центр поддержки предпринимательства Мурманской области» (НКО ЦПП МО).
Государственный заказчик-координатор организует реализацию Программы, в том числе:
- осуществляет управление реализацией Программы, общую координацию деятельности государственных заказчиков, мониторинг выполнения мероприятий и контроль за ходом реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы;
- обеспечивает привлечение средств из внебюджетных источников, федерального бюджета и местных бюджетов, предусмотренных в Программе;
- заключает договоры и соглашения в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Мурманской области, необходимые для реализации Программы;
- осуществляет координацию действий исполнителей Программы;
- вносит изменения в Программу в соответствии с разделом 9 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП (далее – Порядок);
- представляет в установленные сроки отчетность о реализации Программы;
- организует размещение на официальном сайте Правительства Мурманской области текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программой, а также информации о ходе реализации Программы, об объемах ее финансирования и исполнителях, результатах мониторинга реализации Программы, об оценке эффективности реализации Программы;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Мурманской области.
Государственный заказчик-координатор Программы ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подготавливает сводный отчет о ходе выполнения Программы.
По итогам очередного отчетного года государственный заказчик-координатор Программы в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, подготавливает доклад о реализации Программы.
7. Оценка эффективности Программы
Программа направлена на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций и увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области.
Эффективность реализации Программы оценивается в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы, прилагаемой к Порядку.
__________________________
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Мурманский вестник № 198 от 23.10.2012 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.040 Коммерческие организации, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 030.030.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: