Основная информация

Дата опубликования: 02 марта 1999г.
Номер документа: В199901786
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

В199901786

В199901786

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        02.03.99 N 2876/98

[В соответствии со статьей 135 Гражданского

кодекса РСФСР и статьей 50 "Основ гражданского

законодательства Союза ССР и союзных республик"

от 31.05.91 право собственности на передаваемое

имущество возникает не с момента регистрации

его в уставе, а с момента регистрации договора

об отчуждении имущества]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.01.98 по делу N А-5534(РХ) Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

   Товарищество с           ограниченной          ответственностью

"Туймазымонолитстрой"  обратилось  в  Арбитражный  суд  Республики

Башкортостан  с  иском  к администрации города Туймазы о признании

недействительным постановления от  14.03.97  N  518  администрации

города  Туймазы  "Об  отмене  постановления мэра города Туймазы от

26.11.93   N   940   "О   перерегистрации   строительно-монтажного

управления  "Туймазымонолитстрой"  в  товарищество  с ограниченной

ответственностью   "СМУ    "Туймазымонолитстрой"    и    включении

государственного  предприятия  "СМУ "Туймазымонолитстрой" в реестр

муниципальной собственности.

   Решением от 28.10.97 в удовлетворении иска отказано.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 16.01.98 решение отменил, постановление от 14.08.97 N 518 администрации города Туймазы признал недействительным.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Рассмотрев протест, Президиум не находит оснований для его удовлетворения.

Как видно из материалов дела, Туймазинское специализированное строительно-монтажное управление монолитного домостроения (далее СМУ "Туймазымонолитстрой") было создано в качестве государственного предприятия на основании приказа от 09.11.89 N 237 производственного проектно-строительно-монтажного объединения "Укрмонолитспецстрой" (далее Укрмонолитспецстрой). Согласно названному приказу строительно-монтажное управление входило в состав Укрмополитспецстроя, являясь его структурным подразделением, действующим на хозрасчетных началах в соответствии с положением о Туймазинском специализированном строительно-монтажном управлении монолитного домостроения производственного проектно-строительно-монтажного объединения "Укрмонолитспецстрой". На общем собрании коллектива строительно-монтажного управления 25.10.90 было принято решение о его выходе из состава Укрмонолитспецстроя и создании самостоятельного предприятия.

Совет проектно-строительного концерна Укрмонолитспецстроя (концерн "Укрмонолитспецстрой") согласился с решением коллектива строительно-монтажного управления и исключил его из состава совета концерна "Укрмонолитспецстрой" с 01.01.91 с передачей основных и оборотных средств по акту приема-передачи от 22.01.91.

Решением исполнительного комитета Туймазинского городского Совета народных депутатов от 25.04.91 N 97 было зарегистрировано строительно-монтажное управление "Туймазымонолитстрой".

Согласно пункту 3.1 устава названного управления его имущество находилось в хозяйственном ведении управления в лице трудового коллектива.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона СССР "О собственности в СССР" образование и приумножение коллективной собственности обеспечиваются передачей государственных предприятий в аренду, предоставлением коллективам трудящихся возможности использовать полученные доходы для выкупа государственного имущества, преобразованием государственных предприятий в акционерные общества, добровольным объединением имущества граждан и юридических лиц для создания кооперативов, акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.

Таким образом, действовавший и тот период закон содержал исчерпывающий перечень оснований для перехода государственного имущества в коллективную собственность. Безвозмездной передачи государственной собственности в чьи-либо руки (в том числе и в коллективную собственность) не было предусмотрено.

В декабре 1991 года в устав СМУ "Туймазымонолитстрой" внесены изменения и дополнения, в том числе определена его организационно-правовая форма как "коллективное предприятие" (пункт 2.6 устава и др.), включены положения о коллективном имуществе управления, а также об обшей долевой собственности работников-совладельцев (пункт 3.8.1).

Однако данные положения противоречат пункту 3.1 устава, согласно которому имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. Кроме того, внесенные изменения противоречат Закону РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", которым не предусмотрена такая организационно-правовая форма как коллективное предприятие.

В нарушение действующего законодательства коллективное предприятие "СМУ "Туймазымонолитстрой" было создано группой физических лиц (34 человека) без внесения личных вкладов, а исключительно на основе государственного имущества, незаконно перешедшего в коллективную собственность.

Кроме того, в соответствии с Законом РСФСР от 31.10.90 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, являются собственностью РСФСР.

1 января 1991 года вступили в действие Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" и Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

На основании пункта 3 статьи 20 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы.

На основании статьи 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" государственное имущество может быть отчуждено в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в РСФСР, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Таким образом, при безвозмездной передаче имущества советом концерна "Укрмонолитспецстрой" собственному территориальному подразделению (по акту приема-передачи от 22.01.91) у коллектива данного подразделения не могло возникнуть права собственности на передаваемое имущество, поскольку совет концерна "Укрмонолитспецстрой" не являлся органом, уполномоченным на приватизацию государственного имущества.

В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса РСФСР и статьей 50 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" от 31.05.91 право собственности на передаваемое имущество возникает не с момента регистрации его в уставе, а с момента регистрации договора об отчуждении имущества. В случае же со СМУ "Туймазымонолитстрой" ни выкупа государственного имущества, ни передачи его в аренду не состоялось.

Вместе с тем постановление от 26.11.93 N 940 мэра города Туймазы не может быть отменено постановлением администрации города Туймазы, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации прямо запрещает преобразование общества с ограниченной ответственностью в унитарное муниципальное предприятие. Согласно пункту 2 статьи 92 Гражданского кодекса Российской Федерации такое общество вправе преобразоваться только в акционерное общество или в производственный кооператив.

В данном случае при наличии оснований для признания регистрации товарищества в 1993 году недействительной и неистечении срока исковой давности такое признание может быть осуществлено только судом либо может быть предъявлен иск о признании права муниципальной собственности на имущество данного общества с ограниченной ответственностью с последующим созданием заново на базе этого имущества муниципального предприятия.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражною Суда Российской Федерации

постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.01.98 по делу N А-5534(РХ) Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, а протест - без удовлетворения.

И.о.Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К. Юков

[отформатировано 19.07.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.010 Общие положения, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.010 Общие положения, 030.090.050 Приобретение и прекращение права собственности, 030.090.120 Защита права собственности и иных вещных прав

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать