Основная информация

Дата опубликования: 02 марта 2011г.
Номер документа: Р1100952
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

ÖÅÍÒÐÀËÜÍÀß ÈÇÁÈÐÀÒÅËÜÍÀß ÊÎÌÈÑÑÈß

Р1100952

ОПУБЛИКОВАНО:

ЦЕНТРАЛЬНАЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02.03.2011

N 246/1592-5

О КОНТРОЛЕ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СРЕДСТВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ КАНДИДАТОВ,

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КАМПАНИЙ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ, КУРСКОЙ И НИЖЕГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТЕЙ

13 МАРТА 2011 ГОДА

 

Заслушав и обсудив информацию члена Центральной

избирательной комиссии Российской Федерации Э.Л. Ермаковой, выступления в

режиме видеоконференции председателя Избирательной комиссии Калининградской

области С.А. Лунева, председателя Избирательной комиссии Курской области Г.Д.

Заики, председателя Избирательной комиссии Нижегородской области С.Н. Бисина, Центральная избирательная комиссия Российской

Федерации отмечает, что работа избирательных комиссий Калининградской, Курской

и Нижегородской областей по организации контроля за формированием и

использованием средств избирательных фондов кандидатов, избирательных

объединений в ходе избирательных кампаний по выборам депутатов законодательных

(представительных) органов государственной власти Калининградской, Курской и

Нижегородской областей, назначенных на 13 марта 2011 года, в целом

осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации", а также Уставным законом Калининградской области от

29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной

Думы", Законом Курской области от 3 декабря 2009 года N 106-ЗКО

"Кодекс Курской области о выборах и референдумах", Законом

Нижегородской области от 25 ноября 2005 года N 187-З "О выборах депутатов

Законодательного Собрания Нижегородской области".

Избирательными комиссиями в установленные сроки

выполняются все избирательные действия, предусмотренные соответствующими

календарными планами мероприятий по подготовке и проведению указанных выборов,

включая предоставление участникам избирательного процесса права открытия и

ведения специальных избирательных счетов, формирования и расходования средств

избирательных фондов, регистрацию кандидатов, списков кандидатов в депутаты

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, уполномоченных представителей по финансовым вопросам

кандидатов и избирательных объединений, иные избирательные действия.

При избирательных комиссиях сформированы и

действуют контрольно-ревизионные службы, организовано взаимодействие с

правоохранительными, налоговыми, финансовыми органами и организациями, а также

филиалами Сбербанка России.

Избирательными комиссиями обеспечено проведение

мероприятий по контролю за формированием и использованием избирательных фондов

кандидатов и избирательных объединений, информированию избирателей о

поступлении и расходовании средств на специальных избирательных счетах, а также

контролю за проведением участниками избирательного процесса предвыборной

агитации, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических

печатных изданиях.

Руководствуясь пунктом 9 статьи 21 Федерального

закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная

комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению Информацию о деятельности

избирательных комиссий Калининградской, Курской и Нижегородской областей по

организации контроля за формированием и использованием средств избирательных

фондов кандидатов, избирательных объединений в ходе избирательных кампаний по

выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации 13 марта 2011 года (прилагается).

2. Аппарату Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации до 1 апреля 2011 года внести предложения о необходимости

заключения соглашений с соответствующими ведомствами при осуществлении проверок

сведений о доходах и имуществе кандидатов на выборные должности.

3. Избирательным комиссиям субъектов Российской

Федерации на данном этапе избирательных кампаний рекомендовать:

продолжить работу по контролю за формированием

средств избирательных фондов, во взаимодействии с регистрирующими органами

обеспечить проведение проверок сведений о гражданах и юридических лицах,

осуществивших пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных

объединений;

уделять особое внимание вопросам взаимодействия

с филиалами Сбербанка России, своевременному получению сведений о поступлении и

расходовании денежных средств избирательных фондов, в том числе с

использованием системы "Клиент-Сбербанк";

совместно с правоохранительными органами

сосредоточить усилия на неукоснительном соблюдении требований законодательства

всеми участниками избирательного процесса, особенно в ходе проведения

предвыборной агитации;

проводить целенаправленную работу по выявлению и

пресечению распространения предвыборной агитационной продукции, изготовленной с

нарушением установленного законодательством Российской Федерации о выборах и

референдумах порядка;

продолжить реальную и плановую работу

контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях;

в полной мере использовать предусмотренные Кодексом Российской Федерации об

административных правонарушениях меры ответственности за нарушения установленного законом порядка

формирования и расходования средств избирательных фондов, а также порядка

изготовления и распространения агитационных материалов;

обеспечить своевременное направление в средства

массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании

средств избирательных фондов, финансовых отчетов кандидатов, избирательных

объединений;

использовать в полном объеме имеющиеся

возможности специального программного обеспечения задачи "Контроль

избирательных фондов" ГАС "Выборы" при осуществлении контроля за

формированием и расходованием средств избирательных фондов во время

избирательных кампаний.

4. Опубликовать настоящее постановление в

журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской

Федерации".

Председатель

Центральной

избирательной комиссии

Российской

Федерации

В.Е. Чуров

Секретарь

Центральной

избирательной комиссии

Российской

Федерации

Н.Е. Конкин

Приложение

к постановлению Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации

от 2 марта
2011 г
. N 246/1592-5

ИНФОРМАЦИЯ

О

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ,

КУРСКОЙ

И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

ЗА

ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

ФОНДОВ

КАНДИДАТОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ХОДЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КАМПАНИЙ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13

МАРТА 2011 ГОДА

 

Выборы депутатов законодательных

(представительных) органов государственной власти Калининградской, Курской и

Нижегородской областей, назначенных на 13 марта 2011 года, проводятся в

соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации", а также Уставным законом Калининградской области от 29

сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной

Думы", Законом Курской области от 3 декабря 2009 года N 106-ЗКО

"Кодекс Курской области о выборах и референдумах", Законом

Нижегородской области от 25 ноября 2005 года N 187-З "О выборах депутатов

Законодательного Собрания Нижегородской области".

Ознакомление с вышеуказанными нормативными

актами выявило некоторые отличия в вопросах регулирования порядка

финансирования избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений.

Так, законодательством субъектов Российской

Федерации установлены различные предельные размеры внесения собственных

средств, пожертвований граждан и юридических лиц, а также расходов средств

избирательных фондов. При проведении выборов депутатов Калининградской

областной Думы предельная сумма расходов средств избирательных фондов

составляет 3 млн. рублей для кандидата и 40 млн. рублей для избирательного

объединения. На выборах депутатов Курской областной Думы эти суммы равны 1,5

млн. и 30 млн. рублей, на выборах депутатов Законодательного Собрания

Нижегородской области – 10 млн. и 125 млн. рублей соответственно.

Представление кандидатами, избирательными

объединениями первого финансового отчета одновременно с иными документами,

необходимыми для регистрации, предусмотрено только законодательством

Калининградской и Курской областей. При этом опубликование первых финансовых

отчетов не предусмотрено.

Установленный законами субъектов Российской

Федерации объем подлежащих опубликованию сведений о формировании и расходовании

средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений также

значительно отличается.

На выборах депутатов Калининградской областной

Думы обязательному опубликованию подлежат сведения о крупных пожертвованиях

граждан (в сумме, превышающей 15 тыс. рублей) и юридических лиц (для

избирательного объединения – более 200 тыс. рублей, для кандидата – более 100

тыс. рублей) и крупных расходах средств избирательного фонда (для

избирательного объединения – более 500 тыс. рублей, для кандидата – более 100

тыс. рублей), о суммах и основаниях возврата средств жертвователям, об общей

сумме средств, поступивших на счета кандидатов, избирательных объединений, и об

общей сумме израсходованных средств.

При проведении выборов депутатов Курской

областной Думы установленный законом объем подлежащих опубликованию сведений

шире – избирательные комиссии обязаны направлять для опубликования в СМИ

сведения о суммах средств, поступивших на специальные избирательные счета, в

том числе от юридических лиц (с указанием их наименования и суммы) и граждан (с

указанием их числа и суммы средств), суммах израсходованных средств (с

указанием даты снятия средств, всех расходов и суммы средств по каждому из

видов расходов), суммах возвращенных средств (с указанием наименования

жертвователей, оснований возврата средств и суммы возвращенных средств по

каждому из видов расходов). При этом решением Избирательной комиссии Курской

области "О размерах денежных средств, исчисляемых в процентном отношении

от величины предельной суммы расходов средств избирательных фондов кандидата,

избирательного объединения, а также размерах средств, указанных в части 8

статьи 61 Закона Курской области "Кодекс Курской области о выборах и

референдумах" установлены суммы пожертвований и расходов, подлежащие

опубликованию.

На выборах депутатов Законодательного Собрания

Нижегородской области опубликованию подлежат только сведения об общей сумме

средств, поступивших в избирательные фонды, и об общей сумме средств,

израсходованных из них.

Во всех перечисленных субъектах Российской

Федерации нормативными актами избирательных комиссий установлена форма

опубликования указанных выше сведений.

При этом в Калининградской и Курской областях

соответствующими инструкциями избирательных комиссий определена также

периодичность опубликования указанных выше сведений – не реже чем один раз в

две недели. При проведении выборов депутатов Законодательного Собрания

Нижегородской области периодичность опубликования сведений о формировании и

расходовании средств избирательных фондов законом и нормативными актами

областной комиссии не установлена. По информации Избирательной комиссии

Нижегородской области, до дня голосования планируется трижды направить в СМИ

для опубликования сведения об общей сумме средств, поступивших в избирательные

фонды и израсходованных из них, с обязательным контролем со стороны

избирательных комиссий фактических публикаций.

В соответствии с требованиями избирательного

законодательства и в целях единообразного применения норм указанных законов,

регулирующих финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных

объединений, избирательными комиссиями разработаны и размещены в сети Интернет

календарные планы мероприятий по подготовке и проведению региональных выборов,

инструкции, регулирующие порядок формирования и расходования средств

избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, формы учета и

отчетности кандидатов, избирательных объединений, а также иные нормативные

акты.

Помимо предусмотренных законом нормативных актов

Избирательной комиссией Калининградской области был разработан и утвержден

Порядок регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам

кандидатов, избирательных объединений, который доводился до сведения

заинтересованных лиц при выдвижении кандидатов, избирательных объединений.

Избирательной комиссией Курской области

разработаны формы бланков, запросов, писем, рекомендации о порядке оформления

договоров на предоставление эфирного времени, печатной площади для целей

предвыборной агитации, образцы договоров между кандидатами в депутаты и

гражданами, юридическими лицами на оказание работ, услуг, а также рекомендации

по составлению и приему финансовых отчетов кандидатов.

Избирательной комиссией Нижегородской области

утверждены и направлены в окружные (территориальные) избирательные комиссии и

правоохранительные органы разъяснения "О некоторых вопросах взаимодействия

избирательных комиссий с правоохранительными органами, Управлением Федеральной

службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской

области, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по

Приволжскому Федеральному округу, Управлением Федеральной налоговой службы по

Нижегородской области, представительством Министерства иностранных дел

Российской Федерации в Нижнем Новгороде и судами при проведении выборов

депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области пятого созыва".

На начальном этапе избирательных кампаний избирательными

комиссиями совместно с филиалами Сбербанка России обеспечено исполнение

требований избирательного законодательства в части открытия кандидатами,

избирательными объединениями специальных избирательных счетов. При этом были

согласованы со Сбербанком России и доведены до участников избирательного

процесса графики работы филиалов Сбербанка России в период новогодних и

рождественских праздников. В результате проведенной совместной работы заявлений

о нарушениях требований законодательства в части реализации права открытия

специальных избирательных счетов в комиссии не поступало.

Необходимо положительно отметить работу,

проведенную указанными избирательными комиссиями по обучению организаторов

выборов и участников избирательного процесса.

Так, на стадии подготовки к проведению выборов

Избирательной комиссией Калининградской области было организовано и проведено

совещание с представителями правоохранительных органов области, на котором в

том числе были рассмотрены вопросы по выявлению нарушений требований законодательства

при проведении предвыборной агитации, пресечению распространения незаконных

агитационных материалов, а также методы оперативного реагирования в случае

выявления нарушений.

Избирательной комиссией Курской области на

семинарах с председателями территориальных избирательных комиссий и

руководителями контрольно-ревизионных служб (далее – КРС) проведено

практическое занятие "О контроле за формированием и расходованием средств

избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении

выборов", разработаны и выданы материалы, которые раскрывают по этапам

избирательной кампании работу по контролю за поступлением и расходованием

средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов

Курской областной Думы пятого созыва. Проведены обучающие семинары со всеми

уполномоченными представителями кандидатов, избирательных объединений по

финансовым вопросам.

Избирательной комиссией Нижегородской области в

декабре 2010 года проведен семинар-совещание с представителями региональных

отделений политических партий в Нижегородской области с участием и докладами

членов КРС при областной избирательной комиссии, на котором освещались вопросы

участия избирательных объединений в предстоящих выборах, разъяснялись вопросы

выдвижения и регистрации кандидатов, агитации, финансирования. Документы,

необходимые избирательным объединениям, были розданы в электронном виде. Кроме

того, проведены один общий и ряд кустовых семинаров-совещаний с руководителями

окружных, территориальных избирательных комиссий, председателями КРС при

окружных избирательных комиссиях. Проведение семинаров было посвящено, в

частности, деятельности КРС на разных этапах избирательной кампании.

Контроль за формированием и расходованием

средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений

осуществляется избирательными комиссиями и созданными при них КРС.

Законодательством Калининградской, Курской и

Нижегородской областей создание КРС предусмотрено как при избирательных

комиссиях субъектов Российской Федерации, так и при окружных избирательных

комиссиях. Во всех трех субъектах Российской Федерации при проведении

региональных выборов функции окружных избирательных комиссий возложены на

территориальные избирательные комиссии, действующие на постоянной основе.

Численность КРС при избирательных комиссиях

субъектов Российской Федерации составляет: в Калининградской области – 25

человек, в Курской области – 20, в Нижегородской области – 27. КРС сформированы

из числа членов избирательных комиссий, работников аппаратов комиссий,

руководителей и специалистов государственных и иных органов и организаций.

На начальном этапе избирательной кампании

Избирательной комиссией Курской области при проверке достоверности сведений об

имуществе кандидатов были направлены представления в Управление ФНС России по

Курской области и Управление Росреестра по Курской

области. Однако по итогам проверки Управление Росреестра

по Курской области представило только информацию о наличии расхождений в

сведениях, заявленных кандидатами, не указав при этом конкретные данные.

Изучение деятельности избирательных комиссий

показало, что между избирательными комиссиями и филиалами Сбербанка России

организовано взаимодействие в рамках текущих избирательных кампаний.

Избирательными комиссиями заключены соглашения с

филиалами Сбербанка России, в соответствии с которыми для передачи сведений о

движении денежных средств на специальных избирательных счетах кандидатов,

избирательных объединений предусмотрено использование системы

"Клиент-Сбербанк". При этом схема получения указанных сведений

различна.

Так, в Калининградской области система

"Клиент-Сбербанк" установлена только в областной избирательной

комиссии. В окружных (территориальных) комиссиях эта система не установлена по

техническим причинам (отсутствие техники, на которую возможно установить

систему "Клиент-Сбербанк"). Сведения о формировании и расходовании

средств избирательных фондов кандидатов поступают в соответствующие

избирательные комиссии один раз в три дня по установленным формам на бумажных

носителях.

В Курской области договоры с подразделениями

Сбербанка России на установку и использование системы

"Клиент-Сбербанк" заключены областной избирательной комиссией и 17

территориальными (окружными) избирательными комиссиями. Для работы системы

"Клиент-Сбербанк" в территориальных (окружных) избирательных

комиссиях главы администраций городов и районов установили компьютерную

технику. Выделение техники осуществлено в соответствии с обращением к ним

областной избирательной комиссии в октябре 2010 года. Сведения о движении

средств на специальных избирательных счетах избирательных объединений и всех

кандидатов по одномандатным избирательным округам ежедневно представляются

отделениями Сбербанка России в Избирательную комиссию Курской области в

электронном виде по системе "Клиент-Сбербанк". По 22 избирательным

округам указанные сведения передаются в соответствующие комиссии по системе

"Клиент-Сбербанк", а также не реже одного раза в неделю по

установленным формам на бумажном носителе.

В Нижегородской области в рамках заключенного

областной избирательной комиссией со Сбербанком России договора информация об

операциях, совершенных по специальным избирательным счетам кандидатов,

избирательных объединений, предоставляется филиалами Сбербанка России в

соответствующие избирательные комиссии в электронном виде по системе

"Клиент-Сбербанк". С этой целью в областной избирательной комиссии и

25 окружных избирательных комиссиях дополнительно установлено 27

автоматизированных рабочих мест (АРМ). Представление информации Сбербанком

России осуществляется ежедневно с 12 до 18 часов за весь предыдущий

операционный день.

Следует отметить, что Избирательной комиссией

Нижегородской области в декабре 2010 года на базе Сбербанка России проведена

совместная видеоконференция с сотрудниками филиалов Сбербанка России,

привлеченных к работе со специальными избирательными счетами кандидатов,

избирательных объединений, на которой обсуждались порядок взаимодействия

кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и банка по

открытию и ведению специальных избирательных счетов, пути решения задач по

своевременному и корректному вводу информации по специальным избирательным

счетам, механизму передачи этой информации в окружные комиссии. Кроме того,

постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области сформирована

рабочая группа для координации и оперативного решения вопросов, возникающих при

взаимодействии с филиалами Сбербанка России, в которую вошли члены областной

избирательной комиссии и работники ее аппарата, а также руководители и

специалисты банка (по согласованию).

По состоянию на 28 февраля 2011 года на выборах

депутатов Калининградской областной Думы специальные избирательные счета

открыты пятью избирательными объединениями и 98 кандидатами, выдвинутыми по

одномандатным избирательным округам. На специальные избирательные счета

избирательных объединений поступило 28,9 млн. рублей, на счета кандидатов – 6,2

млн. рублей, израсходовано 20,3 млн. рублей и 3,8 млн. рублей соответственно.

Возвращено из избирательных фондов кандидатов 1,1 тыс. рублей, поступивших с

нарушением избирательного законодательства.

По данным ГАС "Выборы" на выборах

депутатов Курской областной Думы специальные избирательные счета открыты шестью

избирательными объединениями и 101 кандидатом по одномандатным избирательным

округам. В избирательные фонды избирательных объединений поступило 31,8 млн.

рублей, в фонды кандидатов – 9,1 млн. рублей. Израсходовано из избирательных

фондов избирательных объединений 23,1 млн. рублей, кандидатов – 4,4 млн.

рублей.

При проведении выборов депутатов

Законодательного Собрания Нижегородской области специальные избирательные счета

открыты четырьмя избирательными объединениями и 126 кандидатами, выдвинутыми по

одномандатным избирательным округам. На специальные избирательные счета

избирательных объединений поступило 93,2 млн. рублей, кандидатов –58,8 млн.

рублей, израсходовано – 57,3 млн. рублей и 31,1 млн. рублей соответственно.

Возвращено из избирательных фондов кандидатов 0,7 млн. рублей, поступивших с

нарушением избирательного законодательства.

Основным источником формирования средств

избирательных фондов являются пожертвования граждан и юридических лиц.

Избирательными комиссиями организовано

взаимодействие с территориальными подразделениями правоохранительных и

регистрирующих органов, в том числе МВД России, ФНС России, Минюста России, ФМС

России в части проведения проверок сведений, указанных гражданами и юридическими

лицами при осуществлении добровольных пожертвований в избирательные фонды.

Проверка сведений о жертвователях осуществляется

с использованием Единого государственного реестра юридических лиц, а также

подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС

"Выборы". В случаях выявления расхождений либо отсутствия информации

сведения о жертвователях направляются на проверку в соответствующие органы

регистрационного учета.

По результатам проведенных проверок

избирательными комиссиями Калининградской и Нижегородской областей фактов

поступления в избирательные фонды неправомерных пожертвований не установлено.

Избирательной комиссией Курской области

направлено 27 представлений в УФНС России по Курской области на проверку

сведений о жертвователях – юридических лицах. Выявлено 9 фактов указания

жертвователями недостоверных сведений (пожертвования в избирательные фонды

избирательных объединений на общую сумму 3,7 млн. рублей). КРС своевременно

проинформировала уполномоченных представителей региональных отделений

политических партий по финансовым вопросам о неправомерности данных

пожертвований. Все пожертвования своевременно были возвращены жертвователям.

Окружными избирательными комиссиями Курской

области направлено 93 представления о проверке юридических лиц, осуществивших

пожертвования в избирательные фонды кандидатов. Выявлено 24 факта

недостоверности сведений, указанных жертвователями, и один факт осуществления

пожертвования юридическим лицом, зарегистрированным менее чем за год до дня

голосования.

Информация о суммах и сроках возврата

неправомерных пожертвований была доведена территориальными (окружными)

избирательными комиссиями до сведения кандидатов. В результате проведенной

работы из избирательных фондов кандидатов было возвращено 2,1 млн. рублей,

поступивших с нарушением.

Контроль за формированием и расходованием

средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений

осуществляется избирательными комиссиями при участии созданных при них КРС с

использованием задачи "Контроль избирательных фондов" ГАС

"Выборы".

При этом возможности указанной задачи

используются не в полной мере. Так, при проведении выборов депутатов

Калининградской областной Думы в базу данных задачи "Контроль

избирательных фондов" ГАС "Выборы" вводятся только сведения по

избирательным объединениям. В окружных избирательных комиссиях задача

"Контроль избирательных фондов" не используется.

На региональных выборах в Курской и

Нижегородской областях в базу данных задачи "Контроль избирательных

фондов" ГАС "Выборы" введены не все результаты проверок

физических и юридических лиц, осуществивших пожертвования в избирательные

фонды.

Следует отметить, что в Курской и Нижегородской

областях задача "Контроль избирательных фондов" ГАС

"Выборы" установлена в избирательных комиссиях субъектов Российской

Федерации, а также во всех окружных (территориальных) избирательных комиссиях.

Это позволяет областным избирательным комиссиям осуществлять контроль,

своевременно оказывать практическую помощь нижестоящим избирательным комиссиям

по вопросам формирования и расходования средств избирательных фондов

кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.

Избирательными комиссиями обеспечено выполнение

требования законодательства по информированию через СМИ участников

избирательного процесса о движении средств на специальных избирательных счетах

кандидатов и избирательных объединений. Указанные сведения с периодичностью

один раз в две недели направляются в СМИ для опубликования и размещаются на

сайтах избирательных комиссий в сети Интернет, ведется контроль за фактическим

опубликованием сведений.

Избирательными комиссиями при участии КРС

организован контроль за соблюдением участниками избирательного процесса

установленного порядка ведения предвыборной агитации, осуществляется учет

экземпляров печатных агитационных материалов, представляемых в избирательные

комиссии до начала их распространения. Все печатные агитационные материалы

проверяются на соответствие требованиям избирательного законодательства.

Совместно с КРС при избирательных комиссиях осуществляется проверка оплаты

изготовленных материалов за счет средств соответствующих избирательных фондов.

Следует отметить, что Избирательной комиссией

Нижегородской области сбор, регистрация, обобщение и анализ агитационных

печатных материалов избирательных объединений осуществляется с применением

задачи "Агитация" ГАС "Выборы".

Контроль за размещением и оплатой наглядной

агитационной продукции (растяжки, плакаты, постеры, билборды) осуществляется членами КРС, в том числе с выездом

на место. Проводится фотосъемка баннеров, билбордов,

плакатов, размещенных участниками избирательного процесса, ведется контроль

оплаты их изготовления.

Решениями избирательных комиссий определены

члены комиссий, на которых возложены полномочия по составлению протоколов об

административных правонарушениях за нарушения требований избирательного

законодательства, в том числе порядка финансирования избирательных кампаний,

созданы рабочие группы по рассмотрению обращений и заявлений граждан, а также

по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов.

В Калининградской области в рамках осуществления

контроля за размещением в СМИ агитационных материалов кандидатов, избирательных

объединений в областной избирательной комиссии через систему "Консультант-плюс"

подключена программа доступа ко всем информационным материалам по теме выборов,

публикуемым в областных печатных изданиях. Это позволяет оперативно отслеживать

материалы, содержащие ключевые слова о выборах, а также публикации агитационных

материалов кандидатов, избирательных объединений, своевременно контролировать

их оплату из избирательного фонда.

Избирательной комиссией Нижегородской области

утвержден порядок взаимодействия КРС при комиссии, КРС при окружных

избирательных комиссиях и ответственных членов территориальных избирательных

комиссий на выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области,

которым определен механизм получения оперативной информации, в том числе о

выявленных фактах нарушения правил ведения предвыборной агитации участниками

избирательного процесса по видам агитации по установленной форме.

На выборах депутатов Курской областной Думы

зафиксированы случаи распространения листовок без выходных данных: "ГеноЦЫП", "Курский патриот", "Красный

тупик". Избирательная комиссия Курской области обратилась в органы

внутренних дел и прокуратуры с представлением о пресечении противоправной

агитационной деятельности, изъятии незаконных материалов и привлечении виновных

лиц к ответственности.

Одним из основных направлений деятельности

избирательных комиссий в период проведения избирательных кампаний является

контроль за соблюдением установленного порядка ведения предвыборной агитации в

средствах массовой информации. Имеют место случаи нарушения сроков размещения

агитационных материалов в СМИ. Так, Избирательной комиссией Курской области

выявлен случай незаконной предвыборной агитации редакцией газеты "Народный

журналист", в очередном номере которой содержались прямые призывы не

голосовать за представителей Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ

РОССИЯ".

Решением Избирательной комиссии Курской области

соответствующий фрагмент публикации был признан агитационным, в отношении

редакции данной газеты составлен протокол об административном правонарушении

(статья 5.10 КоАП РФ). В соответствии с

постановлением мирового судьи редакция газеты "Народный журналист" –

ООО "Редакция международного журнала "Sasha"

признана виновной в совершении административного правонарушения,

предусмотренного статьей 5.10 КоАП РФ, был наложен

штраф в сумме 20 тыс. рублей.

Фактов распространения незаконных агитационных

материалов и привлечения к ответственности лиц за нарушение установленного

порядка ведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов

Калининградской областной Думы и Законодательного Собрания Нижегородской

области не выявлено.

Избирательными комиссиями организовано

взаимодействие с правоохранительными органами по вопросу выявления и пресечения

противоправной предвыборной агитации. В период подготовки к избирательным

кампаниям проведены совместные совещания, рабочие встречи и тематические

семинары, определены должностные лица, ответственные за вопросы обеспечения

безопасности выборов, согласован порядок взаимодействия по предотвращению

изготовления и распространения противоправных предвыборных агитационных

материалов, установлению изготовителей и распространителей указанных

материалов, источников их оплаты, выявлению участников иной противоправной

агитационной деятельности.

Таким образом, в целом избирательными комиссиями

Калининградской, Курской и Нижегородской областей проведена значительная работа

по организации деятельности созданных контрольно-ревизионных служб, обеспечен

контроль за формированием и расходованием средств избирательных фондов,

изготовлением и распространением предвыборной агитации.

[отформатировано: 29.03.2011 редактор

НЦПИ – Булыгина А.В.]

[проверено: 25.07.2011 редактор НЦПИ - Иванникова О.И.]

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать