Основная информация

Дата опубликования: 02 апреля 2019г.
Номер документа: RU43000201900218
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кировская область
Принявший орган: Правительство Кировской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.04.2019 № 135-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПО ВОПРОСАМ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

В целях раннего выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних:

1. Утвердить Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (далее – Порядок) согласно приложению.

2. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при осуществлении полномочий в рамках межведомственного взаимодействия руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Председатель Правительства

Кировской области

А.А. Чурин

Приложение

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Кировской области

от 02.04.2019 № 135-П

ПОРЯДОК

межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних

(в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (далее – Порядок) определяет механизм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – орган или учреждение системы профилактики) в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при выявлении ими фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», законами Кировской области от 02.11.2007 № 183-ЗО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Кировской области», от 11.11.2014 № 469-ЗО «О социальном обслуживании граждан в Кировской области», от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области.

1.3. Деятельность органов или учреждений системы профилактики по выявлению фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних  осуществляется на основе принципов:

межведомственного и внутриведомственного взаимодействия и распределения ответственности между органами или учреждениями системы профилактики;

индивидуального подхода к оказанию помощи каждой семье с ребенком (детьми);

соблюдения конфиденциальности информации;

использования эффективных технологий и методик работы с детьми, родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, проживающими совместно с ними.

1.4. В межведомственном взаимодействии по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних на территории Кировской области принимают участие следующие органы или учреждения системы профилактики:

1.4.1. На областном уровне:

министерство образования Кировской области;

министерство социального развития Кировской области;

министерство здравоохранения Кировской области;

министерство спорта и молодежной политики Кировской области;

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области (далее – областная комиссия);

управление государственной службы занятости населения Кировской области;

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области (по согласованию).

1.4.2. На уровне муниципального района и городского округа:

муниципальная комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – муниципальная комиссия);

областная государственная медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь (далее – медицинская организация);

организация социального обслуживания населения, подведомственная министерству социального развития Кировской области (далее – организация социального обслуживания населения);

орган местного самоуправления в сфере реализации молодежной политики (далее – отдел по делам молодежи);

орган местного самоуправления, осуществляющий отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее – орган опеки и попечительства);

орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее – образовательная организация);

орган службы занятости населения;

территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – орган внутренних дел) (по согласованию);

учреждение уголовно-исполнительной системы (следственный изолятор, уголовно-исполнительная инспекция) (по согласованию).

1.5. Участие в межведомственном взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Кировской области, Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области, а также других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кировской области.

1.6. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ) координацию межведомственного взаимодействия органов или учреждений системы профилактики осуществляют:

областная комиссия – на областном уровне;

муниципальная комиссия – на уровне городского поселения, муниципального района и городского округа.

2. Основные этапы межведомственного взаимодействия

Основными этапами межведомственного взаимодействия являются:

выявление фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;

принятие решения о наличии или отсутствии необходимости взаимодействия при организации мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в рамках проведения с ними индивидуальной профилактической работы в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ;

анализ причин нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, разработка и утверждение межведомственного плана проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями (далее – межведомственный план);

реализация межведомственного плана;

принятие решения об эффективности принятых мер и прекращении проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями  либо  о продолжении индивидуальной профилактической работы с ними.

3. Порядок выявления фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних

3.1. Выявление фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется органами или учреждениями системы профилактики по результатам рассмотрения информации, полученной от физических и (или) юридических лиц, из средств массовой информации, иных общедоступных источников, в том числе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе:

осуществления основной деятельности;

проведения межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.

3.2. Органы или учреждения системы профилактики, выявившие факты (признаки) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, в пределах своей компетенции незамедлительно:

принимают меры к обеспечению соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации;

информируют о выявленных фактах и обстоятельствах соответствующие органы, в том числе:

орган прокуратуры – при нарушении прав и свобод несовершеннолетних,

орган внутренних дел – при выявлении родителей, иных законных представителей несовершеннолетних или других лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий, либо склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям, либо совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушения или антиобщественные действия,

учреждение уголовно-исполнительной системы – при выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, случаев совершения несовершеннолетними осужденными правонарушений или антиобщественных действий, нарушения ими запретов и (или) ограничений, установленных судом, уклонения несовершеннолетних осужденных, которые признаны больными наркоманией и которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также от медицинской или социальной реабилитации либо от исполнения возложенных на них судом обязанностей,

орган опеки и попечительства – при выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в ситуации, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию,

муниципальную комиссию – при выявлении случаев нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище, охрану здоровья, а также препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних недостатков в деятельности органов и учреждений,

организацию социального обслуживания населения – при выявлении безнадзорных или беспризорных несовершеннолетних, семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в оказании социально-психологических, социально-педагогических, социально-бытовых и иных социальных услуг, социально-правовой помощи и социальной реабилитации,

медицинскую организацию – при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ,

образовательную организацию – при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением занятий в образовательных организациях по неуважительным причинам,

отдел по делам молодежи – при выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся

в организации их отдыха, досуга и занятости,

орган службы занятости населения – при выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в трудоустройстве, в том числе несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию по причинам, определенным Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

направляют информацию о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних в орган опеки и попечительства, муниципальную комиссию, в случае  необходимости в орган внутренних дел согласно пункту 3.4 настоящего Порядка.

3.3. Обстоятельствами свидетельствующими о нарушении прав и законных интересов детей, обусловливающими необходимость информирования об этом орган опеки и попечительства, муниципальную комиссию, в случае необходимости орган внутренних дел, могут являться:

(абзац первый в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

злоупотребление родителями или иными законными представителями несовершеннолетних алкогольной продукцией, употребление ими наркотических средств или психотропных веществ;

вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия;

наличие признаков жестокого обращения родителей, иных законных представителей или других лиц с несовершеннолетними, выражающееся в осуществлении физического или психического насилия

над ними, в покушении на их половую неприкосновенность;

пренебрежительное, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение к детям, их оскорбление или эксплуатация;

отсутствие контроля за поведением несовершеннолетнего, наступившее вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетних либо должностных лиц;

(абзац седьмой в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

отсутствие обращения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за медицинской помощью в случае заболевания детей и (или) ухудшения их состояния здоровья при остром и (или) хроническом заболевании в медицинские организации или иные медицинские организации, не относящиеся к областным государственным медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (при отсутствии в медицинских организациях медицинских документов (их копий) и (или) выписок из них, отражающих состояние здоровья несовершеннолетнего, представленных родителями или иными законными представителями несовершеннолетних), а также невыполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних рекомендаций медицинских работников по обследованию и лечению детей;

(абзац восьмой в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

отсутствие обращения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в возрасте от 0 до 3 лет более 12 месяцев для прохождения плановых профилактических медицинских осмотров в медицинские организации или иные медицинские организации, не относящиеся  к областным государственным медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (при отсутствии в медицинских организациях медицинских документов (их копий) и (или) выписок из них, отражающих состояние здоровья несовершеннолетнего, представленных родителями или иными законными представителями несовершеннолетних);

(абзац девятый в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

Абзац десятый исключен постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П;

наличие достаточных оснований полагать, что действия родителей или иных законных представителей нарушают конституционные права несовершеннолетних на охрану здоровья (при отказе от проведения вакцинации в рамках национального календаря профилактических прививок, при отказе от проведения профилактических диагностических мероприятий по раннему выявлению туберкулеза, при отказе от прохождения профилактических медицинских осмотров и (или) при неявке на них, за исключением случаев невозможности вакцинации несовершеннолетних  по состоянию здоровья);

иные обстоятельства, нарушающие права и законные интересы несовершеннолетних.

3.4. Информация о выявлении фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетнего, для устранения которых требуется организация межведомственного взаимодействия, незамедлительно передается любым сотрудником органа или учреждения системы профилактики, указанного в подпункте 1.4.2 пункта 1.4 настоящего Порядка, лицу, ответственному за принятие указанной информации, назначенному правовым актом такого органа или учреждения системы профилактики, для занесения в журнал регистрации служебных сообщений о выявлении фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (далее – журнал) согласно приложению № 1.

3.5. Информация о выявлении фактов (признаков) жестокого обращения с несовершеннолетним, неисполнения обязанностей по его воспитанию, содержанию, обучению, лечению ответственным лицом органа или учреждения системы профилактики, указанного в подпункте 1.4.2 пункта 1.4 настоящего Порядка, незамедлительно передается по телефону в орган опеки и попечительства, муниципальную комиссию, в случае необходимости в орган внутренних дел с последующей передачей такой информации в течение одного рабочего дня в виде служебного сообщения согласно приложению № 2.

3.5.1. Служебное сообщение регистрируется ответственными лицами органа опеки и попечительства, муниципальной комиссии в установленном порядке, незамедлительно организуется проверка информации, содержащейся в служебном сообщении, с привлечением в установленном порядке органа внутренних дел.

3.5.2. После регистрации в журнале служебного сообщения о выявлении несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей или иных законных представителей либо находящегося в обстановке, представляющей угрозу его жизни и здоровью или препятствующей его воспитанию, орган опеки и попечительства:

3.5.2.1. Организует обследование условий проживания и воспитания ребенка с привлечением по согласованию сотрудников органа внутренних дел для получения объективных сведений о ситуации в семье и составляет акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме, установленной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.01.2019 № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

(подпункт 3.5.2.1 в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

3.5.2.2. Запрашивает информацию о семье и несовершеннолетнем у иных органов или учреждений системы профилактики, организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашает для беседы несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей для выяснения обстоятельств, связанных с нарушением прав и законных интересов ребенка.

3.5.2.3. В случае выявления непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка организует принятие экстренных мер по обеспечению его безопасности в соответствии с действующим законодательством и разделом 8 настоящего Порядка.

3.5.2.4. При выявлении несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей или иных законных представителей, осуществляет дальнейшее жизнеустройство ребенка.

3.5.2.5. При наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об утрате родительского попечения, непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка по результатам проведенной проверки составляет соответствующий акт, информацию о результатах проверки передает в муниципальную комиссию для решения вопроса о проведении индивидуальной профилактической работы с семьей.

3.5.2.6. Организует разъяснительную работу с гражданами, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности о необходимости уведомления органа или учреждения системы профилактики о фактах (признаках) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

3.5.3. После регистрации в журнале служебного сообщения о выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением им алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, а также о выявлении на закрепленном врачебном участке несовершеннолетнего лица, имеющего факторы индивидуального или семейного медико-социального риска и нуждающегося в медико-психолого-социальной помощи, в том числе ребенка от 0 до 3 лет, законные представители которого не обращались в медицинскую организацию более 12 месяцев для прохождения плановых медицинских профилактических осмотров, медицинская организация при отсутствии медицинских документов (их копий) и (или) выписок из них о наблюдении и получении медицинской помощи в иных организациях, не относящихся к областным государственным медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, полученных от родителей или иных законных представителей:

(абзац первый в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

3.5.3.1. Информирует об этом по телефону орган опеки и попечительства, муниципальную комиссию и в случае необходимости орган внутренних дел с последующим направлением служебного сообщения.

3.5.3.2. Обеспечивает контроль за организацией медицинского обслуживания детей, указанных в подпункте 3.5.3 пункта 3.5 настоящего Порядка.

(подпункт 3.5.3.2 в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

3.5.3.3. При выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, чрезвычайных происшествий с его участием проводит медицинскую оценку состояния ребенка, при необходимости в установленном порядке осуществляет его госпитализацию.

Информация о поступившем (обратившемся) в медицинскую организацию несовершеннолетнем пациенте, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, незамедлительно передается по телефону в орган внутренних дел, а также в орган опеки и попечительства, муниципальную комиссию с последующим направлением служебного сообщения.

3.5.4. После регистрации в журнале служебного сообщения о выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в помощи государства в связи с прекращением им по неуважительным причинам занятий в образовательной организации, случаев (признаков) жестокого обращения с ребенком и чрезвычайных происшествий с его участием, о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего образовательная организация:

3.5.4.1. Информирует об этом по телефону орган опеки и попечительства, муниципальную комиссию и в случае необходимости орган внутренних дел с последующим направлением служебного сообщения.

3.5.4.2. Организует принятие мер по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку.

3.5.4.3. Проводит разъяснительную работу с педагогами и родителями учащихся и воспитанников о необходимости уведомления органов или учреждений системы профилактики о фактах (признаках) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

3.5.5. После регистрации в журнале служебного сообщения о выявлении беспризорного или безнадзорного ребенка, семьи, находящейся в социально опасном положении и нуждающейся в оказании ей социальных услуг, организация социального обслуживания населения:

3.5.5.1. Информирует об этом по телефону орган опеки и попечительства, муниципальную комиссию, в случае необходимости орган внутренних дел с последующим направлением служебного сообщения.

3.5.5.2. Проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка и составляет акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи.

Копию акта обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи направляет в муниципальную комиссию для приобщения к материалам рассмотрения служебного сообщения для принятия решения о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями.

(подпункт 3.5.5.2 в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

3.5.5.3. Организует принятие мер по оказанию социальной помощи несовершеннолетнему и его семье.

3.5.5.4. При поступлении ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики либо акта оперативного дежурного органа внутренних дел о выявлении безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего организует работу в соответствии с разделом 8 настоящего Порядка.

3.5.6. После регистрации в журнале служебного сообщения о выявлении нарушения прав несовершеннолетнего на образование, труд, отдых, жилище, охрану здоровья муниципальная комиссия:

3.5.6.1. Информирует об этом по телефону орган опеки и попечительства с последующим направлением служебного сообщения.

3.5.6.2. Незамедлительно организует проверку информации, поступившей от иного органа или учреждения системы профилактики, граждан, средств массовой информации.

3.5.6.3. Организует рассмотрение служебного сообщения и документов, подтверждающих наличие  или отсутствие фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетнего, при необходимости с участием представителей органа опеки и попечительства, органа социальной защиты населения, органа внутренних дел, иных органов и учреждений системы профилактики на заседании муниципальной комиссии для принятия соответствующего постановления.

(подпункт 3.5.6.3 в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

3.5.6.4. Организует работу в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.

3.6. Информация о выявлении фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

4. Принятие решения о наличии либо отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями

4.1. Муниципальная комиссия на очередном или внеочередном заседании на основании поступившей информации о выявлении фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетнего принимает постановление о наличии (отсутствии) необходимости межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными  представителями в соответствии с Законом Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области».

4.2. При наличии необходимости межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями в соответствующем постановлении муниципальной комиссии:

определяются органы или учреждения системы профилактики, ответственные за проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями;

даются поручения ответственным органам или учреждениям системы профилактики, рекомендации иным органам или учреждениям системы профилактики о мерах, которые должны быть предприняты для устранения причин и условий, способствующих нахождению несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении;

определяется орган или учреждение системы профилактики, ответственные за формирование, реализацию и мониторинг мероприятий межведомственного плана, в том числе:

в отношении несовершеннолетнего, посещающего дошкольную образовательную организацию или обучающегося в образовательной организации, и его семьи – образовательная организация, которую посещает несовершеннолетний,

в отношении несовершеннолетнего, относящегося к категории «не учится, не работает», семьи, имеющей ребенка дошкольного возраста, не посещающего дошкольную образовательную организацию, – организация социального обслуживания населения,

в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа – орган опеки и попечительства,

в отношении родителей, ограниченных в родительских правах, –муниципальная комиссия.

Постановление муниципальной комиссии о необходимости межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями в течение трех рабочих дней с даты принятия направляется в иные органы и учреждения системы профилактики.

(абзац девятый в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

4.3. При отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями соответствующее постановление муниципальной комиссии в течение трех рабочих дней с даты принятия направляется в орган или учреждение системы профилактики, представившие информацию в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Порядка, для принятия мер в рамках установленной компетенции либо для учета в работе, если факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего не подтвердились.

(пункт 4.3 в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

5. Анализ причин возникновения случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего, разработка и утверждение межведомственного плана

5.1. Орган или учреждение системы профилактики, определенные согласно пункту 4.2 настоящего Порядка, в течение семи рабочих дней со дня получения постановления муниципальной комиссии о необходимости межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями:

осуществляет сбор информации о несовершеннолетнем, его родителях, иных законных представителях и лицах, совместно с ними проживающих;

проводит анализ возможностей родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего по защите его прав и законных интересов;

совместно с иными органами или учреждениями системы профилактики (по возможности с участием родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего) осуществляет подготовку проекта межведомственного плана;

представляет проект межведомственного плана на утверждение в муниципальную комиссию.

5.2. Муниципальная комиссия на очередном или внеочередном заседании утверждает межведомственный план, сроки и порядок осуществления контроля за его реализацией.

5.3. Межведомственный план, утвержденный постановлением муниципальной комиссии, в течение трех рабочих дней направляется для исполнения в соответствующие органы или учреждения системы профилактики.

6. Исполнение межведомственного плана и контроль за его реализацией

6.1. Руководители органов или учреждений системы профилактики организуют исполнение межведомственного плана в пределах своей компетенции.

6.2. Ответственное лицо органа или учреждения системы профилактики, определенного согласно пункту 4.2 настоящего Порядка, в целях осуществления координации исполнения мероприятий межведомственного плана:

осуществляет сбор и анализ информации о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, полученной от иных органов или учреждений системы профилактики, участвующих в исполнении межведомственного плана;

осуществляет взаимодействие с родителями или иными законными представителями  несовершеннолетнего;

совместно с иными органами или учреждениями системы профилактики в пределах их полномочий проводит мониторинг изменения условий жизни несовершеннолетнего.

6.3. Контроль за реализацией межведомственного плана (промежуточный и итоговый) осуществляется муниципальной комиссией.

6.4. Информация о результатах проведенных мероприятий

в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей согласно межведомственному плану направляется ответственными органами или учреждениями системы профилактики в муниципальную комиссию в соответствии со сроками, установленными в постановлении об утверждении межведомственного плана.

7. Прекращение проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями

7.1. По результатам мониторинга изменения условий жизни несовершеннолетнего, эффективности оказания помощи несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям муниципальная комиссия:

анализирует результаты деятельности органов или учреждений системы профилактики по оказанию помощи несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям;

по результатам анализа принимает решение в форме постановления о продолжении проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями согласно утвержденному межведомственному плану, либо о внесении изменений и (или) дополнений в межведомственный план и продолжении работы по нему, либо о прекращении проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями.

7.2. Постановление муниципальной комиссии о прекращении проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями принимается в связи:

с устранением причин и условий, повлекших нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего;

с достижением несовершеннолетним 18-летнего возраста;

с лишением родителей родительских прав;

с изменением места жительства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;

со смертью несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей;

с наступлением других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Информация о принятом решении в случае изменения места жительства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, с которыми  проводится индивидуальная профилактическая работа, председателем или заместителем  председателя муниципальной комиссии в течение трех рабочих дней с даты вынесения постановления о прекращении проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителям направляется в муниципальную комиссию по новому месту жительства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.

7.3. Постановление муниципальной комиссии о прекращении проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями в установленном порядке в течение трех рабочих дней направляется в органы или учреждения системы профилактики, принимающие участие в реализации межведомственного плана.

8. Принятие экстренных мер по устранению непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка

8.1. Орган опеки и попечительства в ходе реализации своих полномочий, а также при получении от иных органов или учреждений системы профилактики, граждан информации о несовершеннолетнем, находящемся в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, свидетельствующей о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий  или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых находится ребенок, вызванных, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья, руководствуясь статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации:

8.1.1. Незамедлительно осуществляет выезд по месту жительства (нахождения) несовершеннолетнего.

8.1.2. Проводит обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о создании родителями (одним из них) или другими лицами, на попечении которых находится несовершеннолетний, своими действиями или бездействием условий, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью несовершеннолетнего, и составляет акт обследования в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.01.2019 № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

8.1.3. При выявлении обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, незамедлительно:

8.1.3.1. Осуществляет подготовку акта об отобрании несовершеннолетнего у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, за подписью главы муниципального образования Кировской области.

8.1.3.2. Принимает меры к отобранию несовершеннолетнего у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, в случае необходимости вызывает сотрудников органа внутренних дел для осуществления мероприятий в пределах их компетенции. Для оказания медицинской помощи доставляет несовершеннолетнего в медицинскую организацию или организацию социального обслуживания населения.

8.1.3.3. Письменно уведомляет орган прокуратуры об отобрании несовершеннолетнего у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится.

8.1.3.4. Обеспечивает передачу несовершеннолетнего:

одному из родителей – в случае отобрания несовершеннолетнего

у другого родителя;

в организацию социального обслуживания населения либо медицинскую организацию согласно законодательству Российской Федерации – в случае невозможности немедленной передачи ребенка другому родителю;

на воспитание в семью граждан Российской Федерации (под опеку или попечительство, в приемную семью), при отсутствии такой возможности временно, на период до устройства несовершеннолетнего на воспитание в семью, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – в случае отобрания несовершеннолетнего у единственного родителя или обоих родителей.

Братья и сестры в случае отобрания ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находился, передаются в одну семью или помещаются в одну организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, когда это противоречит их интересам.

8.1.3.5. В течение трех рабочих дней со дня вынесения акта об отобрании несовершеннолетнего у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, регистрирует сведения о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также вносит имеющиеся сведения о несовершеннолетнем в анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей, оформляемую в электронном или бумажном виде в порядке, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

8.1.3.6. В течение семи дней после вынесения акта об отобрании несовершеннолетнего у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, обращается в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

8.2. Органом внутренних дел в случае выявления безнадзорного и беспризорного ребенка,  в том числе оставшегося без попечения родителей или законных представителей, заблудившегося или подкинутого, самовольно оставившего семью, ушедшего из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другого детского учреждения, не имеющего места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию, проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении, и (или) находящегося в социально опасном положении, принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доставление и временное устройство братьев и сестер осуществляется в одну организацию социального обслуживания населения или в медицинскую организацию, за исключением случаев, когда это противоречит их интересам.

Организацией социального обслуживания населения или медицинской организацией информация о поступлении несовершеннолетнего и принятых мерах по защите прав и обеспечению безопасности направляется в муниципальную комиссию и в орган опеки и попечительства незамедлительно (в нерабочие и праздничные дни – на следующий рабочий день), а также запрашивается информация в органе опеки и попечительства о наличии препятствий к возвращению ребенка родителям или иным законным представителям. В течение 3 рабочих дней орган опеки и попечительства направляет информацию в организацию социального обслуживания населения или медицинскую организацию о наличии (отсутствии) препятствий к возвращению ребенка родителям или иным законным представителям.

Препятствием к возвращению ребенка родителям или иным законным представителям, помещенного  в организацию социального обслуживания населения или медицинскую организацию, является информация, поступившая от органа опеки и попечительства, о проведении процедуры отобрания ребенка в порядке, установленном статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации.

Организация социального обслуживания населения или медицинская организация при принятии решения о передаче несовершеннолетнего родителям или иным лицам, на попечении которых он находился, руководствуется сведениями, полученными от органа опеки и попечительства о наличии (отсутствии) препятствий к возвращению несовершеннолетнего его законным представителям. Информация о передаче ребенка родителям направляется в муниципальную комиссию, а в случае, если ребенок относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в орган опеки и попечительства.

Муниципальная комиссия в пределах компетенции координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по проведению дальнейшей профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или его законными представителями.

(пункт 8.2 в редакции постановления Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 344-П)

Приложение № 1

к Порядку

ЖУРНАЛ

регистрации служебных сообщений о выявлении фактов (признаков)

нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних

М.П. Начат  _________ 20____ г.

         Окончен _______ 20 ____ г.

Регистрационный номер служебного сообщения

Дата регистрации служебного сообщения

Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, от которого поступило служебное сообщение

Фамилия, имя, отчество (при наличии), число, месяц, год рождения не-совершеннолетнего

Информация о выявленных фактах (признаках) нарушений прав и законных интересов не-совершеннолетнего

Дата передачи служебного сообщения

Решение муниципальной комиссии о наличии или отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями

Орган или учреждение системы профилактики, ответственные за формирование, реализацию и мониторинг мероприятий межведомственного плана

Дата принятия решения о прекращении мероприятий по оказанию помощи не-совершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям

Подпись ответственного лица органа или учреждения системы профилактики

в  орган опеки и попечительства

в  муниципальную комиссию

(заполняется на бланке органа

или учреждения системы профилактики

с пометкой «Срочно»)

Приложение № 2

к Порядку

Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (орган опеки и попечительства)

СЛУЖЕБНОЕ СООБЩЕНИЕ

Я, _______________________________________________________________ ,

(фамилия, имя, отчество (при наличии), должность ответственного лица органа или учреждения

системы профилактики)

сообщаю о фактах (признаках) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетнего

_________________________________________________________________________________________________________

                               (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения,

_________________________________________________________________________________________________________

место жительства (нахождения), место учебы несовершеннолетнего)

Краткое описание выявленных фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетнего:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

Сведения о родителях, иных законных представителях несовершеннолетнего (фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес проживания (пребывания), телефон):

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Сведения о том, от кого поступила информация о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, информация органа или учреждения системы профилактики, прокуратуры, средств массовой информации и др.): _______________________________________________________________________

_______________________________________________

(подпись ответственного лица)

______________________________________________

(инициалы, фамилия)

____________________________________________

(дата и время приема служебного сообщения)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 11.04.2019
Рубрики правового классификатора: 030.020.050 Опека и попечительство (см. также 040.060.030), 040.040.020 Права несовершеннолетних детей (см. также 030.020.040, 040.080.000, 060.020.160), 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, 070.080.020 Социальное обслуживание в государственных учреждениях, 070.080.030 Социальное обслуживание на дому

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать