Основная информация

Дата опубликования: 03 апреля 2017г.
Номер документа: RU18000201700224
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Удмуртская Республика
Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2017 года № 111

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ,
ОБРАЗОВАННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, СУБСИДИЙ ИЗ БЮДЖЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ПОЛУЧЕННЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ – ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, И СУБСИДИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В БЮДЖЕТЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА С УЧЕТОМ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

(в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.09.2020 № 435)

В соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации статьей 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и в целях реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2013 – 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2013 года № 169, Правительство Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления бюджетам муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, субсидий из бюджета Удмуртской Республики, полученных за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и субсидий, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики в целях  софинансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 16 февраля 2015 года № 46 «О порядке предоставления бюджетам муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, субсидий из бюджета Удмуртской Республики, полученных за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и субсидий, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики в целях обязательного долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства».

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Председатель Правительства

Удмуртской Республики

В.А. Савельев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Удмуртской Республики

от 3 апреля 2017 года № 111

ПРАВИЛА

предоставления бюджетам муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, субсидий из бюджета Удмуртской Республики, полученных за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и субсидий, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики в целях софинансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства

(в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.09.2020 № 435)

1. Настоящие Правила в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства») устанавливают цели, условия и порядок предоставления бюджетам муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики (далее – муниципальные образования), субсидий из бюджета Удмуртской Республики, полученных за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), и субсидий, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики в целях софинансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее соответственно – субсидия, мероприятия).

2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходного  обязательства муниципального образования, направленного на реализацию мероприятий, предусмотренных Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2013 – 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2013 года № 169 (далее – Региональная программа).

3. Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования, направленного на реализацию мероприятий:

1) при уровне бюджетной обеспеченности муниципального образования, не превышающем уровень (равном уровню), установленный законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования составляет 99,99 процента расходного обязательства;

2) при уровне бюджетной обеспеченности муниципального образования, превышающем уровень, установленный законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), уровень софинансирования составляет 95  процентов расходного обязательства.

4. Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Министерство) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на указанные цели, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке.

(пункт 4 изложен в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.09.2020 № 435)

5. Условиями предоставления и расходования субсидии являются:

1) наличие в бюджете муниципального образования  бюджетных ассигнований на исполнение  расходного обязательства  муниципального образования, направленного на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил;

2) обязательство  муниципального образования по достижению значения показателя результативности использования субсидии, которое должно соответствовать значению показателя «Расселяемая площадь жилых помещений», утвержденного приложением 1 к Региональной  программе, и обязательство муниципального образования по его достижению;

3) обязательство по возврату муниципальным образованием субсидии в бюджет Удмуртской Республики в размере, определяемом в соответствии с пунктами 15 и 18 настоящих Правил, в случае нарушения им обязательства по достижению значения показателя результативности использования субсидии, а также в случае если бюджетные ассигнования из бюджета муниципального образования направлены на финансирование расходного обязательства муниципального образования, софинансируемого за счет субсидии, в объеме, не соответствующем объему бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на финансирование расходного обязательства муниципального образования, софинансируемого за счет субсидии;

4) выполнение муниципальным образованием условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленных Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

5) принятие муниципального правового акта, предусматривающего осуществление мероприятий в текущем финансовом году;

6) наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта или типовой проектной документации, разработанной для аналогичного объекта капитального строительства, за исключением субсидий, предоставляемых на выполнение проектно-изыскательских работ (при условии заключения муниципальных контрактов на строительство жилых домов).

6.  Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидии является наличие на территории муниципального образования многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, включенных в Региональную программу (далее – аварийные многоквартирные дома).

7. Распределение субсидий между муниципальными  образованиями осуществляется в соответствии с Региональной программой, которая определяет весь перечень аварийных многоквартирных домов по каждому муниципальному образованию и расчетный объем финансовой поддержки за счет  средств Фонда и средств бюджета Удмуртской Республики, рассчитанный на весь период действия Региональной программы и в разбивке по этапам (приложение 1 к Региональной программе).

Каждый этап реализуется  в течение двух лет. Распределение субсидий между муниципальными образованиями осуществляется в пределах средств соответствующего финансового года. Размер субсидии для каждого муниципального образования определяется:

в первый  год этапа реализации мероприятий субсидии распределяются муниципальным образованиям в размере объемов долевого финансирования, предусмотренных муниципальному образованию Региональной программой по соответствующему этапу, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на указанные цели в соответствующем финансовом году;

во второй год этапа реализации мероприятий размер субсидии муниципальному образованию рассчитывается по формуле:

S  = S программа  –  S перечислено мо,

                            где:

S – размер субсидии муниципальному образованию во второй год этапа реализации мероприятий;

S программа – размер объема долевого финансирования, предусмотренного муниципальному образованию Региональной программой по соответствующему этапу;

S перечислено мо – размер субсидии, перечисленной муниципальному образованию в первый год этапа реализации мероприятий.

8. Министерство в установленном порядке вносит на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект постановления Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований.

9. Постановление Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований является основанием для заключения Министерством с администрацией муниципального образования соглашения о предоставлении субсидии (далее – Соглашение).

10. Соглашение заключается в срок не позднее 45 дней с даты вступления в силу постановления Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований.

Форма Соглашения утверждается Министерством.

В случае отказа администрации муниципального образования от заключения Соглашения субсидия не предоставляется.

11. Соглашение должно содержать следующие положения:

1) размер предоставляемой субсидии, цель, порядок, условия и сроки ее предоставления и расходования;

2) объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на реализацию расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;

3) значение показателя результативности использования субсидии, которое должно соответствовать значению показателя «Расселяемая площадь жилых помещений», утвержденного приложением 1 к Региональной  программе, и обязательство муниципального образования по его достижению;

4) права и обязанности сторон;

5) обязательство муниципального образования об использовании типовой проектной документации (при наличии такой документации), которая разработана для аналогичного объекта капитального строительства (в случае предоставления субсидии в целях софинансирования расходного  обязательства  муниципального образования, направленного на реализацию мероприятий в части строительства объекта (объектов) капитального строительства);

6) обязательство муниципального образования по целевому использованию субсидии;

7) обязательство муниципального образования по согласованию с Министерством муниципальных программ (подпрограмм), софинансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики, и внесения в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей результативности муниципальных программ (подпрограмм) и (или) изменение состава мероприятий указанных программ (подпрограмм), на которые предоставляется субсидия;

8) реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;

9) сроки и порядок представления муниципальным образованием отчетности о ходе реализации Региональной программы и об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значения показателя результативности использования субсидии;

10) порядок осуществления контроля за соблюдением муниципальным образованием условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами и Соглашением;

11) последствия недостижения муниципальным образованием установленного значения показателя результативности использования субсидии;

12) порядок и сроки возврата субсидии в бюджет Удмуртской Республики в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении;

13) ответственность за несоблюдение сторонами условий Соглашения;

14) условие о вступлении в силу Соглашения.

С целью компенсации сумм, подлежащих возврату в бюджет Удмуртской Республики, при наступлении событий, предусмотренных подпунктами 1 – 3 настоящего пункта, Министерство в Соглашении дополнительно предусматривает следующие меры ответственности муниципального образования за нарушение по его вине обязательств:

1)  в случае невыполнения или неполного выполнения муниципальным образованием мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных Региональной программой (начиная с этапа 2013 года), в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», недостижения целевого показателя «Общая площадь, подлежащая расселению» муниципальное образование обязуется по требованию Министерства возвратить из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики полученную субсидию в сумме, исчисленной из расчета 5000 (Пять тысяч) рублей за каждый день такой просрочки за каждое жилое помещение, переселение граждан из которого просрочено;

2) в случае просрочки предоставления администрацией муниципального образования в Министерство отчетности о ходе реализации Региональной программы (ежемесячных и годовых (итоговых) отчетов) муниципальное образование обязуется по требованию Министерства возвратить из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики полученную субсидию в сумме, исчисленной из расчета 100 000 (Сто тысяч) рублей за каждый день такой просрочки;

3) в случае предоставления администрацией муниципального образования в Министерство недостоверной отчетности о ходе реализации Региональной программы (ежемесячных и годовых (итоговых) отчетов) муниципальное образование обязуется по требованию Министерства возвратить из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики полученную субсидию в сумме, исчисленной из расчета
500 000 (Пятьсот тысяч) рублей за каждый факт представления недостоверной отчетности.

Министерством в Соглашение дополнительно включается обязанность муниципального образования при заключении договоров с поставщиками и подрядчиками предусматривать меры ответственности поставщиков и подрядчиков за нарушение  своих обязательств.

12. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством исходя из степени достижения муниципальным образованием значения показателя результативности использования субсидии, которое должно соответствовать значению показателя «Расселяемая площадь жилых помещений», утвержденного приложением 1 к Региональной  программе. Значения показателя результативности использования субсидии  соответствуют значениям показателя «Расселяемая площадь жилых помещений», утвержденного приложением 1 к Региональной  программе, по каждому муниципальному образованию в рамках действующего этапа.

13. Значение показателя результативности использования субсидии  определяется по следующей формуле:

где:

Паф – (кв.м.)  площадь фактически расселенного аварийного жилья в i-м муниципальном образовании за j-й промежуток времени;

Пжфобщ. – (кв.м.) площадь жилых помещений в i-м муниципальном образовании за j-й промежуток времени, подлежащая расселению в соответствии с приложением 1 к Региональной  программе.

14. Администрация муниципального образования ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство отчет о ходе реализации Региональной программы и осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, о достигнутом значении показателя результативности использования субсидии по форме, установленной Министерством.

Администрация муниципального образования представляет в Министерство годовой отчет о ходе реализации Региональной программы и осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, о достигнутом значении показателя результативности использования субсидии в срок и по форме, установленным  Министерством.

15. В случае если муниципальным образованием по состоянию на  31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением, в соответствии с подпунктом 3 пункта 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике, утверждённых постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 декабря 2016 года № 508 (далее – Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике), и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значения показателя результативности использования субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле:

Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n,

где:

Vсубсидии – размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году.

При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования (Vсубсидии), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов бюджета Удмуртской Республики, осуществляющим администрирование доходов бюджета Удмуртской Республики от возврата остатков субсидий (далее – главный администратор доходов бюджета Удмуртской Республики);

m – количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;

n – общее количество показателей результативности использования субсидии;

k – коэффициент возврата субсидии.

16. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:

k = SUM Di / m,

где:

Di – индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.

При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.

17. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, определяется по следующей формуле:

Di = 1 –  Si / Ti,

где:

Ti – фактически достигнутое значение i-го показателя результативности использования субсидии на отчетную дату;

Si – плановое значение i-го показателя результативности использования субсидии, установленное Соглашением.

18. В случае если муниципальным образованием по состоянию на  31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением, в соответствии с подпунктом 2 пункта 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике, и (или) бюджетные ассигнования из бюджета муниципального образования направлены на финансирование расходного обязательства муниципального образования, софинансируемого за счет субсидии, в объеме, не соответствующем объему бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на финансирование расходного обязательства муниципального образования, софинансируемого за счет субсидии, определенному в соответствии с пунктом 19 Правил  формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле:

Vвозврата = Vсубсидии x ((VSплан – VSфакт) / VSплан),

где:

VSплан –  плановый объем софинансирования из бюджета муниципального образования;

VSфакт – фактический объем софинансирования из бюджета муниципального образования.

При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики, в размере субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования (Vсубсидии), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов бюджета Удмуртской Республики.

19. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на иные цели. Субсидия, использованная не по целевому назначению либо с нарушением условий ее предоставления и расходования, подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики в следующем порядке:

1) Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет администрации муниципального образования письменное уведомление о возврате суммы предоставленной субсидии;

2) администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного уведомления обязана перечислить сумму предоставленной субсидии в бюджет Удмуртской Республики;

3) в случае неперечисления администрацией муниципального образования в установленный срок суммы предоставленной субсидии Министерство принимает меры для ее принудительного взыскания в порядке, установленном законодательством.

20. Ответственность за целевое использование субсидии, полноту и достоверность представленных в Министерство документов и отчетов возлагается на администрацию муниципального образования.

21. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления и расходования субсидии, установленных настоящими Правилами и Соглашением, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. 

22.   Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка предоставления и расходования субсидии, установленных настоящими Правилами и Соглашением, осуществляется Министерством.

Проверки соблюдения муниципальным образованием условий, целей и порядка предоставления и расходования субсидии, установленных настоящими Правилами и Соглашением, осуществляются Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики.

23. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидии подлежат возврату в доход бюджета Удмуртской Республики в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход бюджета Удмуртской Республики, он подлежит взысканию в доход бюджета Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном Министерством финансов Удмуртской Республики, с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с решением Министерства о наличии потребности в субсидии, не использованной в отчетном финансовом году, согласованным с Министерством финансов Удмуртской Республики, средства в объеме, не превышающем остатка указанной субсидии, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета муниципального образования, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанной субсидии, в порядке, установленном постановлением Правительства Удмуртской Республики.

24. К отношениям, не урегулированным настоящими Правилами, применяются положения Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 050.040.000 Коммунальное хозяйство, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать