Основная информация
Дата опубликования: | 03 июля 2012г. |
Номер документа: | RU29000201200785 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Архангельская область |
Принявший орган: | ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Проект
1
ОПУБЛИКОВАНО: «Волна» от 17.07.2012 №28;
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 июля 2012 г. № 286-пп
г. Архангельск
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу
{Признан утратившим силу постановлением Правительства Архангельской области от 15.07.2014 №286-пп}
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года № 562-29-ОЗ «О бюджетном процессе Архангельской области» Правительство Архангельской области постановляет:
Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу (далее – основные направления бюджетной и налоговой политики).
Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Архангельской области
И.А. Орлов
1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 03 июля 2012 г. № 286-пп
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу, разработанные в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года № 562-29-ОЗ «О бюджетном процессе Архангельской области», содержат основные цели, задачи и приоритеты бюджетной и налоговой политики Архангельской области (далее – бюджетная и налоговая политика) на предстоящий период в сфере формирования доходного потенциала, расходования бюджетных средств, межбюджетных отношений, государственного долга и контроля за использованием бюджетных средств.
Бюджетная и налоговая политика должна быть направлена на создание условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Архангельской области и повышение качества жизни населения Архангельской области.
Для достижения указанной цели необходимо сосредоточить усилия органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на решении следующих основных задач:
1) обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области;
2) снижение долговой нагрузки областного бюджета;
3) повышение эффективности бюджетных расходов;
4) повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Сбалансированность областного и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области должна достигаться, в первую очередь, за счет ответственного подхода органов государственной власти Архангельской области (далее – органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее – органы местного самоуправления) к принятию расходных обязательств.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов, значительного дефицита областного бюджета и государственного долга Архангельской области принятие новых расходных обязательств Архангельской области возможно только при условии сокращения объема бюджетных расходов, требующихся для исполнения ранее принятых расходных обязательств.
Следует изменить подход к источникам финансирования расходов областного бюджета, а именно: реально оценивать тенденцию сокращения финансовой поддержки Архангельской области из федерального бюджета и в большей степени ориентироваться на собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета.
Росту налоговой базы и повышению финансовой самостоятельности Архангельской области должно способствовать создание условий для привлечения инвестиций, увеличения количества рабочих мест и мобилизации налогового потенциала от существующих объектов налогообложения.
Необходимо продолжить совершенствование существующих и внедрение новых инструментов поддержки инвесторов и инноваций, в том числе расширение практики использования механизмов государственно-частного партнерства и финансирования проектов за счет инвестиционного фонда Архангельской области.
Бюджетное планирование должно осуществляться с учетом следующих принципов:
реалистичность и надежность прогноза социально-экономического развития Архангельской области как основы для составления проекта областного бюджета;
повышение отдачи от бюджетных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
проведение инвентаризации расходных обязательств Архангельской области;
обеспечение адресности мер социальной поддержки населения Архангельской области;
переход к программному принципу формирования бюджета (в расходах областного бюджета доля программ должна составлять не менее 75 процентов в 2013 году и не менее 95 процентов в 2014 году);
сокращение дефицита областного бюджета;
обеспечение обоснованного и безопасного объема и структуры государственного долга и минимизация расходов на его обслуживание.
Для повышения эффективности бюджетных расходов и качества оказания государственных и муниципальных услуг органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо использовать системный подход при проведении бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы, включающий:
четкую реализацию планов развития соответствующих отраслей и применение принципов программно-целевого бюджетирования исходя из долгосрочных целей социально-экономического развития Архангельской области и индикаторов их достижения. Необходимо перейти к формированию государственных программ Архангельской области и начиная с 2013 года обеспечить их реализацию в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки населения, сельского хозяйства;
разграничение ответственности между исполнительными органами государственной власти Архангельской области при формировании, исполнении и осуществлении контроля за достижением установленных показателей программ. Внесение изменений в утвержденные программы в течение финансового года не должно приводить к ухудшению целевых показателей и индикаторов программ;
оценку эффективности бюджетных расходов, в том числе в решении вопросов улучшения качества работ по строительству, ремонту и содержанию дорог, снижения высокого уровня затрат в сфере энергетического комплекса, повышения эффективности бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Архангельской области и собственности муниципальных образований Архангельской области;
обеспечение практической реализации нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, предусмотренного Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
рассмотрение возможности создания многофункциональных центров предоставления государственных услуг путем преобразования государственных учреждений социальной защиты населения Архангельской области и учреждений службы занятости населения;
рассмотрение возможности формирования многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования в такие центры существующих учреждений начального и среднего профессионального образования;
рассмотрение возможности оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов на базе лучших общеобразовательных учреждений путем присоединения к ним неконкурентоспособных общеобразовательных учреждений.
II. Приоритеты в сфере формирования доходного потенциала
Налоговая политика Архангельской области в 2013–2015 годах должна быть нацелена на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет Архангельской области, обеспечивающих текущие потребности бюджета и сокращение размеров государственного долга Архангельской области, и строиться с учетом изменений законодательства Российской Федерации при активизации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по увеличению собственных доходов областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области.
Этому будут способствовать следующие стратегические направления:
повышение эффективности проводимых мероприятий по выявлению работодателей, создающих нелегальный рынок труда и осуществляющих выплату «теневой» заработной платы;
дальнейшая практика предоставления организациям реального сектора экономики налоговых льгот исходя из принципов эффективности их последующей отдачи в виде роста налогооблагаемой базы, увеличения рабочих мест, повышения уровня оплаты труда, а также ограничения сроков действия таких льгот;
инвентаризация действующих льгот по региональным и местным налогам и сборам с последующей отменой неэффективных льгот;
повышение результативности деятельности администраторов доходов областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области, направленной, в первую очередь, на безусловное исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед бюджетом;
стимулирование деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области по увеличению и развитию собственной доходной базы местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области;
сочетание неукоснительного исполнения законодательства Российской Федерации с отстаиванием интересов региона (проекты федеральных законов по налогам и сборам и других нормативных правовых актов по вопросам налоговой политики должны рассматриваться с точки зрения экономических интересов области и оценки возможных их последствий для доходной базы областного и местных бюджетов);
осуществление мониторинга действующих в муниципальных образованиях Архангельской области нормативных правовых актов по местным налогам и специальным налоговым режимам с целью выработки рекомендаций по совершенствованию муниципальных правовых актов и устранению нарушений, допускаемых органами местного самоуправления;
участие в выявлении пробелов и противоречий в налоговом законодательстве Российской Федерации, разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации и принципов распределения налогов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Значительное внимание должно быть уделено вопросам обеспечения эффективного управления государственной и муниципальной собственностью и природными ресурсами, увеличения доходов областного и местных бюджетов от их использования.
Решение этой задачи будет проводиться за счет дальнейшей оптимизации структуры государственной собственности Архангельской области и муниципальной собственности муниципальных образований Архангельской области исходя из принципа бюджетной отдачи.
III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств
На 2013–2015 годы определены следующие приоритетные направления политики расходования бюджетных средств:
поэтапное (в сроки, установленные федеральными нормативными актами) доведение оплаты труда работников бюджетной сферы до средней заработной платы в Архангельской области;
развитие образования, улучшение материально-технической базы учреждений, расширение доступности дошкольного образования;
поддержка многодетных семей;
модернизация спортивной инфраструктуры, развитие массового спорта;
завершение начатого строительства социально значимых объектов;
поддержка малого и среднего бизнеса.
В то же время реализация приоритетных направлений не должна приводить к увеличению дефицита областного бюджета. Темпы роста расходной части областного бюджета не должны опережать темпы роста доходов бюджета.
Для обеспечения поэтапного повышения оплаты труда специалистов, работающих в бюджетном секторе экономики, необходимо изыскать внутренние резервы государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области (на эти цели возможно привлечение не менее трети средств, полученных за счет реорганизации неэффективных организаций).
Следует провести инвентаризацию всех расходных обязательств Архангельской области с целью повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и оптимизации расходов. Необходимо повысить результативность каждого рубля, направляемого в социальную сферу, в первую очередь, за счет усиления адресности и целевого характера мер социальной поддержки.
Политика расходования бюджетных средств должна обеспечивать решение органами государственной власти и органами местного самоуправления следующих задач:
1) в сфере социальной защиты населения:
усиление адресности мер социальной поддержки населения Архангельской области;
расширение доступности стационаров социального обслуживания, развитие нестационарных и полустационарных форм социального обслуживания;
развитие института профессиональной опеки в отношении недееспособных граждан и приемных семей для пожилых людей и инвалидов;
оказание социальной поддержки многодетным семьям, предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей в возрасте до трех лет в размере прожиточного минимума, установленного на территории Архангельской области;
обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
2) в сфере образования:
развитие образования и науки в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы общего образования, программ Архангельской области;
расширение доступности дошкольных образовательных учреждений, форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;
реструктуризация сети государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений Архангельской области;
модернизация системы профессионального образования Архангельской области;
продолжение работы по развитию семейных форм воспитания детей-сирот.
3) в сфере здравоохранения – повышение качества и доступности медицинской помощи, в том числе за счет:
эффекта от реализации программы модернизации здравоохранения;
увеличения тарифа стоимости медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи;
устранения дефицита медицинских кадров, создания условий для их работы в сельской местности;
осуществления перехода на принципы финансирования медицинской помощи по объему и качеству ее оказания за счет внедрения системы управления качеством медицинской помощи на основе единой системы стандартизации.
4) в сфере культуры:
расширение перечня и повышение качества услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями культуры и искусства;
обеспечение модернизации музейного и библиотечного секторов, восстановления и реставрации объектов культурного наследия, развития театрального искусства.
5) в отраслях сельского хозяйства – увеличение реальных доходов и занятости сельского населения, привлечение молодых специалистов с высшим образованием и закрепление их в аграрном секторе экономики, в том числе за счет реализации программ, связанных с социальным развитием села, строительством и приобретением жилья в сельской местности, развитием агропромышленного комплекса Архангельской области.
6) в отраслях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспорта:
переход к долгосрочному регулированию тарифов на услуги ресурсоснабжающих (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) и транспортных организаций с одновременным совершенствованием системы адресных субсидий и мер социальной поддержки населения;
снижение темпов роста экономически обоснованных тарифов и сокращение субсидий из областного бюджета на возмещение убытков организаций, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, за счет модернизации объектов энергетического и коммунального комплекса Архангельской области, полномасштабной газификации жилья в муниципальных образованиях Архангельской области;
создание современной инфраструктуры в сфере энергетики и коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспортного комплекса путем привлечения средств федерального бюджета, государственных институтов развития и частных инвестиций, создание за счет государственной поддержки стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения производительности труда;
обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Архангельской области, в том числе за счет строительства жилья экономического класса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, примыкающих к крупным городам, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, предоставленных государственным учреждениям Архангельской области и государственным унитарным предприятиям Архангельской области;
улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, в том числе путем создания необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
7) в строительной отрасли – концентрация бюджетных инвестиций на строительстве объектов социальной и инженерной инфраструктуры, имеющих высокую строительную готовность и социальную значимость на территории Архангельской области.
IV. Направления развития и совершенствования межбюджетных отношений
Обеспечение баланса финансовых ресурсов, направляемых на выполнение государственных и муниципальных полномочий, является основным принципом в развитии межбюджетных отношений.
Построение системы межбюджетного регулирования в Архангельской области в 2013–2015 годах должно учитывать предстоящие изменения законодательства Российской Федерации в части формирования доходных источников и расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Предложения об изменении соотношения финансовых ресурсов между областным бюджетам и местными бюджетами муниципальных образований Архангельской области должны соответствовать масштабу изменения расходных полномочий.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов следует рассмотреть возможность укрупнения субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям Архангельской области в рамках программ.
Для повышения ответственности органов местного самоуправления целесообразно внедрить в практику приостановление финансирования по целевым межбюджетным трансфертам в случае невыполнения данными органами условий их предоставления.
Необходимо продолжить работу по привлечению в Архангельскую область федеральных трансфертов, в том числе предоставляемых в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, а также средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Должно быть обеспечено в необходимых объемах софинансирование из областного бюджета мероприятий, включенных в расходы федерального бюджета, а также своевременное и качественное освоение полученных целевых федеральных средств.
V. Направления оптимизации государственного долга
Политика управления государственным долгом должна обеспечивать сокращение долговых обязательств. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на областной бюджет должна оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять финансирование бюджетных обязательств и качественное обслуживание государственного долга.
В целях стабилизации показателей долговой устойчивости, осуществления экономически обоснованной заемной политики, направленной на оптимизацию государственного долга Архангельской области и расходов на его обслуживание, в приоритетном порядке необходимо проводить следующий комплекс мер:
планирование и проведение операций по управлению структурой государственного долга на основе результатов анализа зависимости затрат на обслуживание долга от рисков изменений процентных ставок, валютных курсов, доступной емкости финансового рынка;
мониторинг потребности бюджета в финансировании обязательств за счет заемных средств и объемами их привлечения;
осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующим потребностям областного бюджета и способствующих оптимизации стоимости заимствований;
оценка способности областного бюджета исполнять долговые обязательства (с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период) с применением в качестве базовых показателей платежеспособности долговой емкости бюджета доступности ресурсов на финансовом рынке с приемлемыми для бюджета условиями по срочности и стоимости;
снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов или (и) экономии расходов при исполнении бюджета на сокращение объема государственного долга;
принятие моратория на предоставление государственных гарантий Архангельской области.
VI. Совершенствование контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств
В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета осуществление финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:
на усиление ведомственного внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, за использованием средств получателями бюджетных средств;
на совершенствование правовых и методологических основ и установление единых требований к проведению контрольных мероприятий, включая разработку порядка и процедур внутреннего контроля (подчиненность, принципы, задачи и сферы ответственности, порядок работы, взаимодействие с другими органами контроля);
на обеспечение единого подхода к выявлению и оценке нарушений и недостатков на основе анализа законов, иных нормативных правовых актов и результатов контрольных мероприятий;
на достижение конечного результата по материалам контрольных мероприятий путем получения от подконтрольных государственных учреждений Архангельской области информации об устранении нарушений законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;
на усиление ответственности конкретных должностных лиц бюджетных учреждений, допустивших нарушения требований законов и иных нормативных правовых актов;
на организацию четкого взаимодействия с правоохранительными органами по борьбе с нецелевым и неэффективным использованием средств областного бюджета.
Особое внимание должно быть уделено контролю:
за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений;
за соблюдением законодательства Архангельской области, регулирующего формирование, утверждение и исполнение программ Архангельской области, областной адресной инвестиционной программы;
за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, направляемых на строительство и ремонт объектов государственной и муниципальной собственности (соответствие проектно-сметной документации установленным требованиям, соблюдение сроков, объемов и качества ремонтных и строительных работ, использование средств дорожного фонда);
за достоверностью и обоснованностью фактических объемов реализации коммунальных ресурсов населению и расхода топлива при выработке тепловой энергии;
за исполнением регулируемыми организациями инвестиционных и производственных программ.
Проект
1
ОПУБЛИКОВАНО: «Волна» от 17.07.2012 №28;
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 июля 2012 г. № 286-пп
г. Архангельск
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу
{Признан утратившим силу постановлением Правительства Архангельской области от 15.07.2014 №286-пп}
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года № 562-29-ОЗ «О бюджетном процессе Архангельской области» Правительство Архангельской области постановляет:
Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу (далее – основные направления бюджетной и налоговой политики).
Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Архангельской области
И.А. Орлов
1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 03 июля 2012 г. № 286-пп
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу, разработанные в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года № 562-29-ОЗ «О бюджетном процессе Архангельской области», содержат основные цели, задачи и приоритеты бюджетной и налоговой политики Архангельской области (далее – бюджетная и налоговая политика) на предстоящий период в сфере формирования доходного потенциала, расходования бюджетных средств, межбюджетных отношений, государственного долга и контроля за использованием бюджетных средств.
Бюджетная и налоговая политика должна быть направлена на создание условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Архангельской области и повышение качества жизни населения Архангельской области.
Для достижения указанной цели необходимо сосредоточить усилия органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на решении следующих основных задач:
1) обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области;
2) снижение долговой нагрузки областного бюджета;
3) повышение эффективности бюджетных расходов;
4) повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Сбалансированность областного и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области должна достигаться, в первую очередь, за счет ответственного подхода органов государственной власти Архангельской области (далее – органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее – органы местного самоуправления) к принятию расходных обязательств.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов, значительного дефицита областного бюджета и государственного долга Архангельской области принятие новых расходных обязательств Архангельской области возможно только при условии сокращения объема бюджетных расходов, требующихся для исполнения ранее принятых расходных обязательств.
Следует изменить подход к источникам финансирования расходов областного бюджета, а именно: реально оценивать тенденцию сокращения финансовой поддержки Архангельской области из федерального бюджета и в большей степени ориентироваться на собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета.
Росту налоговой базы и повышению финансовой самостоятельности Архангельской области должно способствовать создание условий для привлечения инвестиций, увеличения количества рабочих мест и мобилизации налогового потенциала от существующих объектов налогообложения.
Необходимо продолжить совершенствование существующих и внедрение новых инструментов поддержки инвесторов и инноваций, в том числе расширение практики использования механизмов государственно-частного партнерства и финансирования проектов за счет инвестиционного фонда Архангельской области.
Бюджетное планирование должно осуществляться с учетом следующих принципов:
реалистичность и надежность прогноза социально-экономического развития Архангельской области как основы для составления проекта областного бюджета;
повышение отдачи от бюджетных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
проведение инвентаризации расходных обязательств Архангельской области;
обеспечение адресности мер социальной поддержки населения Архангельской области;
переход к программному принципу формирования бюджета (в расходах областного бюджета доля программ должна составлять не менее 75 процентов в 2013 году и не менее 95 процентов в 2014 году);
сокращение дефицита областного бюджета;
обеспечение обоснованного и безопасного объема и структуры государственного долга и минимизация расходов на его обслуживание.
Для повышения эффективности бюджетных расходов и качества оказания государственных и муниципальных услуг органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо использовать системный подход при проведении бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы, включающий:
четкую реализацию планов развития соответствующих отраслей и применение принципов программно-целевого бюджетирования исходя из долгосрочных целей социально-экономического развития Архангельской области и индикаторов их достижения. Необходимо перейти к формированию государственных программ Архангельской области и начиная с 2013 года обеспечить их реализацию в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки населения, сельского хозяйства;
разграничение ответственности между исполнительными органами государственной власти Архангельской области при формировании, исполнении и осуществлении контроля за достижением установленных показателей программ. Внесение изменений в утвержденные программы в течение финансового года не должно приводить к ухудшению целевых показателей и индикаторов программ;
оценку эффективности бюджетных расходов, в том числе в решении вопросов улучшения качества работ по строительству, ремонту и содержанию дорог, снижения высокого уровня затрат в сфере энергетического комплекса, повышения эффективности бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Архангельской области и собственности муниципальных образований Архангельской области;
обеспечение практической реализации нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, предусмотренного Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
рассмотрение возможности создания многофункциональных центров предоставления государственных услуг путем преобразования государственных учреждений социальной защиты населения Архангельской области и учреждений службы занятости населения;
рассмотрение возможности формирования многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования в такие центры существующих учреждений начального и среднего профессионального образования;
рассмотрение возможности оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов на базе лучших общеобразовательных учреждений путем присоединения к ним неконкурентоспособных общеобразовательных учреждений.
II. Приоритеты в сфере формирования доходного потенциала
Налоговая политика Архангельской области в 2013–2015 годах должна быть нацелена на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет Архангельской области, обеспечивающих текущие потребности бюджета и сокращение размеров государственного долга Архангельской области, и строиться с учетом изменений законодательства Российской Федерации при активизации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по увеличению собственных доходов областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области.
Этому будут способствовать следующие стратегические направления:
повышение эффективности проводимых мероприятий по выявлению работодателей, создающих нелегальный рынок труда и осуществляющих выплату «теневой» заработной платы;
дальнейшая практика предоставления организациям реального сектора экономики налоговых льгот исходя из принципов эффективности их последующей отдачи в виде роста налогооблагаемой базы, увеличения рабочих мест, повышения уровня оплаты труда, а также ограничения сроков действия таких льгот;
инвентаризация действующих льгот по региональным и местным налогам и сборам с последующей отменой неэффективных льгот;
повышение результативности деятельности администраторов доходов областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области, направленной, в первую очередь, на безусловное исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед бюджетом;
стимулирование деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области по увеличению и развитию собственной доходной базы местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области;
сочетание неукоснительного исполнения законодательства Российской Федерации с отстаиванием интересов региона (проекты федеральных законов по налогам и сборам и других нормативных правовых актов по вопросам налоговой политики должны рассматриваться с точки зрения экономических интересов области и оценки возможных их последствий для доходной базы областного и местных бюджетов);
осуществление мониторинга действующих в муниципальных образованиях Архангельской области нормативных правовых актов по местным налогам и специальным налоговым режимам с целью выработки рекомендаций по совершенствованию муниципальных правовых актов и устранению нарушений, допускаемых органами местного самоуправления;
участие в выявлении пробелов и противоречий в налоговом законодательстве Российской Федерации, разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации и принципов распределения налогов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Значительное внимание должно быть уделено вопросам обеспечения эффективного управления государственной и муниципальной собственностью и природными ресурсами, увеличения доходов областного и местных бюджетов от их использования.
Решение этой задачи будет проводиться за счет дальнейшей оптимизации структуры государственной собственности Архангельской области и муниципальной собственности муниципальных образований Архангельской области исходя из принципа бюджетной отдачи.
III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств
На 2013–2015 годы определены следующие приоритетные направления политики расходования бюджетных средств:
поэтапное (в сроки, установленные федеральными нормативными актами) доведение оплаты труда работников бюджетной сферы до средней заработной платы в Архангельской области;
развитие образования, улучшение материально-технической базы учреждений, расширение доступности дошкольного образования;
поддержка многодетных семей;
модернизация спортивной инфраструктуры, развитие массового спорта;
завершение начатого строительства социально значимых объектов;
поддержка малого и среднего бизнеса.
В то же время реализация приоритетных направлений не должна приводить к увеличению дефицита областного бюджета. Темпы роста расходной части областного бюджета не должны опережать темпы роста доходов бюджета.
Для обеспечения поэтапного повышения оплаты труда специалистов, работающих в бюджетном секторе экономики, необходимо изыскать внутренние резервы государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области (на эти цели возможно привлечение не менее трети средств, полученных за счет реорганизации неэффективных организаций).
Следует провести инвентаризацию всех расходных обязательств Архангельской области с целью повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и оптимизации расходов. Необходимо повысить результативность каждого рубля, направляемого в социальную сферу, в первую очередь, за счет усиления адресности и целевого характера мер социальной поддержки.
Политика расходования бюджетных средств должна обеспечивать решение органами государственной власти и органами местного самоуправления следующих задач:
1) в сфере социальной защиты населения:
усиление адресности мер социальной поддержки населения Архангельской области;
расширение доступности стационаров социального обслуживания, развитие нестационарных и полустационарных форм социального обслуживания;
развитие института профессиональной опеки в отношении недееспособных граждан и приемных семей для пожилых людей и инвалидов;
оказание социальной поддержки многодетным семьям, предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей в возрасте до трех лет в размере прожиточного минимума, установленного на территории Архангельской области;
обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
2) в сфере образования:
развитие образования и науки в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы общего образования, программ Архангельской области;
расширение доступности дошкольных образовательных учреждений, форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;
реструктуризация сети государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений Архангельской области;
модернизация системы профессионального образования Архангельской области;
продолжение работы по развитию семейных форм воспитания детей-сирот.
3) в сфере здравоохранения – повышение качества и доступности медицинской помощи, в том числе за счет:
эффекта от реализации программы модернизации здравоохранения;
увеличения тарифа стоимости медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи;
устранения дефицита медицинских кадров, создания условий для их работы в сельской местности;
осуществления перехода на принципы финансирования медицинской помощи по объему и качеству ее оказания за счет внедрения системы управления качеством медицинской помощи на основе единой системы стандартизации.
4) в сфере культуры:
расширение перечня и повышение качества услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями культуры и искусства;
обеспечение модернизации музейного и библиотечного секторов, восстановления и реставрации объектов культурного наследия, развития театрального искусства.
5) в отраслях сельского хозяйства – увеличение реальных доходов и занятости сельского населения, привлечение молодых специалистов с высшим образованием и закрепление их в аграрном секторе экономики, в том числе за счет реализации программ, связанных с социальным развитием села, строительством и приобретением жилья в сельской местности, развитием агропромышленного комплекса Архангельской области.
6) в отраслях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспорта:
переход к долгосрочному регулированию тарифов на услуги ресурсоснабжающих (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) и транспортных организаций с одновременным совершенствованием системы адресных субсидий и мер социальной поддержки населения;
снижение темпов роста экономически обоснованных тарифов и сокращение субсидий из областного бюджета на возмещение убытков организаций, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, за счет модернизации объектов энергетического и коммунального комплекса Архангельской области, полномасштабной газификации жилья в муниципальных образованиях Архангельской области;
создание современной инфраструктуры в сфере энергетики и коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспортного комплекса путем привлечения средств федерального бюджета, государственных институтов развития и частных инвестиций, создание за счет государственной поддержки стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения производительности труда;
обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Архангельской области, в том числе за счет строительства жилья экономического класса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, примыкающих к крупным городам, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, предоставленных государственным учреждениям Архангельской области и государственным унитарным предприятиям Архангельской области;
улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, в том числе путем создания необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
7) в строительной отрасли – концентрация бюджетных инвестиций на строительстве объектов социальной и инженерной инфраструктуры, имеющих высокую строительную готовность и социальную значимость на территории Архангельской области.
IV. Направления развития и совершенствования межбюджетных отношений
Обеспечение баланса финансовых ресурсов, направляемых на выполнение государственных и муниципальных полномочий, является основным принципом в развитии межбюджетных отношений.
Построение системы межбюджетного регулирования в Архангельской области в 2013–2015 годах должно учитывать предстоящие изменения законодательства Российской Федерации в части формирования доходных источников и расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Предложения об изменении соотношения финансовых ресурсов между областным бюджетам и местными бюджетами муниципальных образований Архангельской области должны соответствовать масштабу изменения расходных полномочий.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов следует рассмотреть возможность укрупнения субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям Архангельской области в рамках программ.
Для повышения ответственности органов местного самоуправления целесообразно внедрить в практику приостановление финансирования по целевым межбюджетным трансфертам в случае невыполнения данными органами условий их предоставления.
Необходимо продолжить работу по привлечению в Архангельскую область федеральных трансфертов, в том числе предоставляемых в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, а также средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Должно быть обеспечено в необходимых объемах софинансирование из областного бюджета мероприятий, включенных в расходы федерального бюджета, а также своевременное и качественное освоение полученных целевых федеральных средств.
V. Направления оптимизации государственного долга
Политика управления государственным долгом должна обеспечивать сокращение долговых обязательств. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на областной бюджет должна оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять финансирование бюджетных обязательств и качественное обслуживание государственного долга.
В целях стабилизации показателей долговой устойчивости, осуществления экономически обоснованной заемной политики, направленной на оптимизацию государственного долга Архангельской области и расходов на его обслуживание, в приоритетном порядке необходимо проводить следующий комплекс мер:
планирование и проведение операций по управлению структурой государственного долга на основе результатов анализа зависимости затрат на обслуживание долга от рисков изменений процентных ставок, валютных курсов, доступной емкости финансового рынка;
мониторинг потребности бюджета в финансировании обязательств за счет заемных средств и объемами их привлечения;
осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующим потребностям областного бюджета и способствующих оптимизации стоимости заимствований;
оценка способности областного бюджета исполнять долговые обязательства (с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период) с применением в качестве базовых показателей платежеспособности долговой емкости бюджета доступности ресурсов на финансовом рынке с приемлемыми для бюджета условиями по срочности и стоимости;
снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов или (и) экономии расходов при исполнении бюджета на сокращение объема государственного долга;
принятие моратория на предоставление государственных гарантий Архангельской области.
VI. Совершенствование контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств
В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета осуществление финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено:
на усиление ведомственного внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, за использованием средств получателями бюджетных средств;
на совершенствование правовых и методологических основ и установление единых требований к проведению контрольных мероприятий, включая разработку порядка и процедур внутреннего контроля (подчиненность, принципы, задачи и сферы ответственности, порядок работы, взаимодействие с другими органами контроля);
на обеспечение единого подхода к выявлению и оценке нарушений и недостатков на основе анализа законов, иных нормативных правовых актов и результатов контрольных мероприятий;
на достижение конечного результата по материалам контрольных мероприятий путем получения от подконтрольных государственных учреждений Архангельской области информации об устранении нарушений законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;
на усиление ответственности конкретных должностных лиц бюджетных учреждений, допустивших нарушения требований законов и иных нормативных правовых актов;
на организацию четкого взаимодействия с правоохранительными органами по борьбе с нецелевым и неэффективным использованием средств областного бюджета.
Особое внимание должно быть уделено контролю:
за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений;
за соблюдением законодательства Архангельской области, регулирующего формирование, утверждение и исполнение программ Архангельской области, областной адресной инвестиционной программы;
за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, направляемых на строительство и ремонт объектов государственной и муниципальной собственности (соответствие проектно-сметной документации установленным требованиям, соблюдение сроков, объемов и качества ремонтных и строительных работ, использование средств дорожного фонда);
за достоверностью и обоснованностью фактических объемов реализации коммунальных ресурсов населению и расхода топлива при выработке тепловой энергии;
за исполнением регулируемыми организациями инвестиционных и производственных программ.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ГАЗЕТА "ВОЛНА" № 28 от 17.07.2012 |
Рубрики правового классификатора: | 080.020.000 Управление в сфере финансов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: