Основная информация

Дата опубликования: 03 июля 2015г.
Номер документа: RU68000201500545
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тамбовская область
Принявший орган: Администрация Тамбовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация Тамбовской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03.07.2015

г. Тамбов

№ 711

«Об утверждении Методики проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации области и исполнительных органов государственной власти области»

(в редакции постановления администрации Тамбовской области от 13.01.2016 № 9 (ru68000201600013)

В целях совершенствования антикоррупционной деятельности администрации области и исполнительных органов государственной власти области, а также для обеспечения выполнения подготовленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, администрация области постановляет:

1. Утвердить Методику проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации области и исполнительных органов государственной власти области (далее - Методика), согласно приложению.

2. Руководителям структурных подразделений администрации области, исполнительных органов государственной власти области руководствоваться в антикоррупционной деятельности Методикой, утвержденной настоящим постановлением.

3. Рекомендовать главам городских округов, главам муниципальных районов, главам администраций городских округов, главам администраций муниципальных районов руководствуясь Методикой, утвержденной настоящим постановлением, в месячный срок обеспечить разработку и утверждение нормативными правовыми актами методик проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций органов местного самоуправления.

4. Управлению по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области (Дерябин) осуществлять координацию выполнения пункта 3 настоящего постановления.

5. Опубликовать настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru).

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации области А.А. Сазонова.

Временно исполняющий обязанности
первого зам. главы администрации области

А.А. Сазонов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации области

от 03.07.2015 № 711

Методика
проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации области и исполнительных органов государственной власти области

1. Общие положения

1.1. Основной целью настоящей методики является обеспечение единого подхода в администрации области и исполнительных органах государственной власти области к организации работы по следующим направлениям:

оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;

внесение уточнений в перечни должностей государственной гражданской службы области, замещение которых связано с коррупционными рисками;

мониторинг исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими области, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

1.2. Результатами применения настоящей методики будут являться:

определение перечней функций администрации области и исполнительных органов государственной власти области, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;

формирование перечней должностей государственной гражданской службы области в администрации области и исполнительных органах государственной власти области, замещение которых связано с коррупционными рисками;

минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.

1.3. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, корректировкой перечней должностей государственной гражданской службы области в администрации области и исполнительных органах государственной власти области, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседаниях комиссий администрации области и исполнительных органов государственной власти области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов не реже одного раза в год.

(пункт 1.4 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 13.01.2016 № 9)

1.4. Реализация настоящей методики осуществляется комитетом по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации области и кадровыми службами исполнительных органов государственной власти области (должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) в рамках исполнения функций, возложенных на них Законом области от 03.12.2009 № 590-З «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Тамбовской области требований к служебному поведению».

2. Определение перечня функций администрации области и исполнительных органов государственной власти области, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции

2.1. Определение перечня функций администрации области и исполнительных органов государственной власти области, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно-опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.

2.2. К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, а также разрешительных, регистрационных функций.

2.3. При определении перечня коррупционно-опасных функций обращается внимание на функции, предусматривающие:

размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

осуществление государственного надзора и контроля;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

организацию продажи имущества области;

предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности области;

подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм пеней и штрафов;

лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;

проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;

возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;

проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

представление в судебных органах прав и законных интересов Тамбовской области;

регистрацию имущества и ведение баз данных имущества;

предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций в конкретном исполнительном органе государственной власти области.

2.4. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной), может быть выявлена:

в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

в статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Тамбовской области;

по результатам рассмотрения:

обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по «горячей линии», «электронной приемной» и т.д.;

уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего области (далее - гражданский служащий) к совершению коррупционных правонарушений;

сообщений в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению;

материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Тамбовской области.

Перечень источников, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.

2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией области и исполнительными органами государственной власти области формируются и утверждаются перечни коррупционно-опасных функций.

Перечень коррупционно-опасных функций может быть утвержден главой администрации области, руководителем исполнительного органа государственной власти области посредством оформления грифа «Утверждаю» либо одобрен на заседании комиссии администрации области (исполнительного органа государственной власти области) по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, что также оформляется грифом «Одобрено на заседании комиссии администрации области (исполнительного органа государственной власти области) по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

Основанием для проведения заседания комиссии администрации области (исполнительного органа государственной власти области) будет являться представление главы администрации области (руководителя исполнительного органа государственной власти области) или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации области или исполнительном органе государственной власти области мер по предупреждению коррупции.

2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации и области, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими и т.д.

3. Формирование перечня должностей государственной гражданской службы области, замещение которых связано с коррупционными рисками

3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства (как для гражданских служащих, так и для третьих лиц).

3.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.

При этом анализируется:

что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);

какие коррупционные схемы используются.

3.3. Должности государственной гражданской службы области, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.

3.4. Признаками, характеризующими коррупционное поведение гражданского служащего при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:

необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;

использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей гражданского служащего либо его родственников;

предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную гражданскую службу области;

оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;

использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации и области;

а также сведения о:

нарушении гражданскими служащими требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;

искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;

попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;

бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями;

получении гражданским служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;

получении гражданским служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;

совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники гражданских служащих;

совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.

3.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией области, исполнительным органом государственной власти области формируется и утверждается перечень должностей государственной гражданской службы области в администрации области (исполнительном органе государственной власти области), замещение которых связано с коррупционными рисками (издание соответствующего нормативного правового акта предусмотрено частью 2 статьи 1 Закона области от 25.07.2009 № 551-З «О представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области»).

Утверждение данного перечня осуществляется главой администрации области, руководителем исполнительного органа государственной власти области посредством издания нормативного правового акта преимущественно после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Основанием для проведения заседания комиссии будет являться представление главы администрации области (руководителя исполнительного органа государственной власти области) или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации области или исполнительном органе государственной власти области мер по предупреждению коррупции.

Уточнение (корректировку) перечня должностей государственной гражданской службы области в администрации области, исполнительном органе государственной власти области, замещение которых связано с коррупционными рисками, предлагается осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков и не реже одного раза в год.

4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций

4.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно-опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.

4.2. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:

значительно уменьшается риск отклонения гражданского служащего при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;

снижается степень усмотрения гражданских служащих при принятии управленческих решений;

создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;

обеспечивается единообразное осуществление функций гражданскими служащими различных исполнительных органов государственной власти области;

создается гласная, открытая модель реализации коррупционно-опасной функции.

При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга гражданскими служащими позволит обеспечить взаимный контроль.

4.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:

перераспределение функций между структурными подразделениями внутри исполнительного органа государственной власти области;

введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности («одно окно», система электронного обмена информацией);

исключение необходимости личного взаимодействия (общения) гражданских служащих с гражданами и организациями;

совершенствование механизма отбора гражданских служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;

сокращение количества гражданских служащих, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;

оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;

сокращение сроков принятия управленческих решений;

установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий гражданским служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;

установление дополнительных форм отчетности гражданских служащих о результатах принятых решений.

4.4. В целях недопущения совершения гражданскими служащими коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящей методике, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:

организации внутреннего контроля за исполнением гражданскими служащими своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования. При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, контроля за соответствием расходов доходам, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности гражданских служащих в средствах массовой информации;

использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;

проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.

4.5. Таким образом, осуществление на системной основе мероприятий, указанных в настоящем разделе, позволит устранить коррупционные риски в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций либо минимизировать их.

5. Мониторинг исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками

5.1. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:

своевременная фиксация отклонения действий гражданских служащих от установленных норм, правил служебного поведения;

выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;

подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности гражданских служащих;

корректировка перечня коррупционно-опасных функций и перечня должностей государственной гражданской службы области в исполнительным органе государственной власти области, замещение которых связано с коррупционными рисками.

5.2. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности гражданских служащих.

Сбор указанной информации может осуществляться, в том числе, путем проведения опросов на официальных сайтах администрации области, исполнительных органов государственной власти области в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с гражданскими служащими.

5.3. При проведении мониторинга:

формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение гражданских служащих, деятельность которых связана с коррупционными рисками;

обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями администрации области (исполнительного органа государственной власти области), иными государственными органами и организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей методики.

5.4. Результатами проведения мониторинга являются:

подготовка материалов о несоблюдении гражданскими служащими при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности гражданских служащих, а также по внесению изменений в перечни коррупционно-опасных функций и перечни должностей государственной гражданской службы области в администрации области, исполнительных органах государственной власти области, замещение которых связано с коррупционными рисками;

ежегодные доклады руководству администрации области, исполнительных органов государственной власти области о результатах проведения мониторинга.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать