Основная информация
Дата опубликования: | 03 сентября 2014г. |
Номер документа: | RU92000201401187 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Правительство Забайкальского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 сентября 2014 года № 529
г. Чита
Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга программ инновационного развития краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, со статьей 6 Закона Забайкальского края от 20 ноября 2014 года № 275-ЗЗК «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае», в целях обеспечения инновационного развития экономики Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемый Порядок разработки, реализации и мониторинга программ инновационного развития краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.Шеметов
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 03 сентября 2014 года № 529
ПОРЯДОК
разработки, реализации и мониторинга программ инновационного развития краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет порядок разработки, реализации и мониторинга программ инновационного развития краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края (далее - организации).
2. Цели программ инновационного развития организаций
2. Программы инновационного развития организаций (далее - программы) формируются на период 5-7 лет и представляют собой комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, инновационное развитие организаций и содействующих модернизации и технологическому развитию организаций путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов, включая:
1) уменьшение себестоимости выпускаемой продукции, работ или услуг без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;
2) экономию энергетических и иных ресурсов в процессе производства, выполнения работ или оказания услуг;
3) улучшение потребительских свойств производимой продукции, выполненных работ или оказываемых услуг (повышение качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности, уменьшение числа отказов и аварий при эксплуатации, увеличение гарантийного срока эксплуатации, повышение степени утилизации продукции);
4) повышение производительности труда;
5) повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства;
6) рост производства и экспорта инновационной продукции, выполнения работ или оказания услуг.
3. Требования к содержанию программ
3. В программе предусматриваются определение состава и целевых значений основных показателей инновационного развития организации, разработка и реализация мер по внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг, совершенствованию механизмов планирования и управления процессами инновационной деятельности в организации с учетом технологической и конкурентной позиции организации.
4. В состав мероприятий программы включаются все или некоторые из нижеперечисленных групп мероприятий (с учетом отраслевой специфики, финансово-экономического положения организации, иных условий):
1) планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2) проектирование, запуск в производство и вывод на рынок инновационных товаров (планирование и реализация инновационных работ, услуг);
3) освоение передовых производственных и управленческих технологий;
4) формирование и развитие системы управления качеством;
5) повышение энергоэффективности производства, производительности труда и качества продукции (услуг) за счет развития инновационной деятельности в организации;
6) повышение квалификации персонала, отвечающего за технологическое, организационное и маркетинговое развитие.
5. В состав приложений к программе включается среднесрочный план ее реализации. Среднесрочный план формируется на трехлетнюю перспективу с наибольшей детализацией на ближайший год. В нем отражаются мероприятия по созданию новых продуктов (услуг), внедрению новых технологий, локализации производства поставляемого из-за рубежа оборудования (комплектующих), применению организационных инноваций, а также другие мероприятия, запланированные организацией в рамках программы. Среднесрочный план подлежит ежегодной актуализации, актуализированные планы представляются организациями в составе ежегодных отчетов, предусмотренных разделом 7 настоящего Порядка.
6. При наличии у организаций программ инновационного развития, в ходе разработки которых уже были предусмотрены мероприятия, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, повторной разработки данных мероприятий не требуется, при этом ранее разработанные организациями программы инновационного развития подлежат уточнению с учетом настоящего Порядка.
7. Особое значение при разработке программ рекомендуется уделить формированию организационных механизмов и структур, способствующих созданию и внедрению инноваций, и целостной системы управления инновационной деятельностью организации, включая:
разработку документов, описывающих основные направления технологического развития организации;
формирование управленческих структур, отвечающих за технологическое и инновационное развитие организации;
формирование системы управления интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии, ноу-хау).
8. Структура программы установлена в приложении к настоящему Порядку.
4. Основные показатели программ
9. Рекомендуется ориентироваться на следующие показатели, характеризующие инновационную направленность программ:
1) показатели финансирования и результативности исследований и разработок:
а) внутренние затраты на исследования и разработки;
б) удельный вес собственных (внебюджетных) средств в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки;
в) затраты на исследования и разработки в процентах к выручке от продажи товаров (работ, услуг);
г) удельный вес используемых патентов в числе действующих патентов;
2) показатели технологического лидерства:
а) число патентов, полученных в течение трех последних лет;
б) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, защищенных патентами, в общем объеме отгруженных инновационных товаров, выполненных работ, услуг;
3) показатели эффективности инновационной деятельности и деятельности по модернизации основных средств:
а) повышение рентабельности организации;
б) повышение производительности труда (выработка на одного работника);
в) снижение доли затрат на энергию и другие ресурсы в структуре полной себестоимости товаров, работ или услуг;
г) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
д) расширение экспорта инновационных товаров, работ, услуг;
4) показатели результативности системы управления инновациями:
а) число внедренных рационализаторских предложений сотрудников организации;
б) снижение производственных и иных затрат в результате внедрения рационализаторских предложений сотрудников организации;
5) показатели эффективности взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций:
а) внешние (выполняемые сторонними организациями - образовательными и научными организациями, инновационными предприятиями малого и среднего бизнеса и др.) затраты на исследования и разработки;
б) удельный вес совместных проектов с малыми и средними предприятиями в общем количестве совместных проектов по выполнению исследований и разработок;
6) показатели финансового обеспечения программы:
а) затраты на реализацию программы;
б) затраты на технологические, организационные и маркетинговые инновации;
в) интенсивность затрат на инновации (отношение затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации к объему отгруженных товаров, работ, услуг за отчетный год);
7) показатели трансфера новых технологических, маркетинговых или организационных инноваций:
а) число заимствованных передовых производственных технологий;
б) затраты на трансфер технологий в процентах к выручке от реализации товаров, работ, услуг.
10. При расчете показателей следует руководствоваться указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения № 2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок», № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организаций», утверждаемых приказом Федеральной службы государственной статистики.
11. При определении целевых значений показателей рекомендуется ориентироваться на аналогичные показатели ведущих российских и мировых организаций в соответствии с отраслевой спецификой, с учетом фактического финансово-экономического положения организации и ее текущей инновационной активности.
12. Организациями могут быть также разработаны собственные показатели программ, подходящие для отражения их отраслевой специфики.
5. Организация разработки, реализации и мониторинга программ
13. Обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края в ходе разработки, реализации и мониторинга программ осуществляется Комиссией по модернизации, инновациям и обеспечению экономического развития Забайкальского края, образованной распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2010 года № 196-р (далее - Комиссия).
14. Комиссия вправе создать рабочую группу для решения задач в соответствии с настоящим Порядком.
15. Основными задачами Комиссии в сфере организации разработки, реализации и мониторинга программ являются:
организация рассмотрения программ и выработка предложений по мерам поддержки и содействию эффективной реализации программ;
организация мониторинга выполнения программ;
координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, образовательных и научных организаций, малых и средних инновационных предприятий, организаций инновационной инфраструктуры с организациями в ходе разработки и реализации программ.
16. Общее сопровождение разработки и реализации программ осуществляют в рамках своих полномочий исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих краевых государственных учреждений и в ведении которых находятся соответствующие государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края (далее - отраслевые органы).
17. Рассмотрение и сопровождение мероприятий программ в части научных исследований и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР) и взаимодействия с образовательными и научными организациями осуществляет в рамках полномочий Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
18. Рассмотрение экономических показателей и инновационной направленности программ осуществляет в рамках полномочий Министерство экономического развития Забайкальского края.
19. Комиссия, отраслевые органы, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство экономического развития Забайкальского края вправе привлекать независимых специалистов, экспертов, экспертные организации для осуществления задач, предусмотренных настоящим Порядком, в том числе для подготовки заключений на программы, указанных в пунктах 25-30 настоящего Порядка, заключений о целесообразности корректировки программ, указанных в пунктах 46-47 настоящего Порядка, докладов о реализации программ, указанных в пунктах 49-53 настоящего Порядка.
6. Порядок разработки программ
20. Перечень организаций, разрабатывающих программы, и сроки разработки организациями программ устанавливаются Комиссией по представлению отраслевых органов с учетом потенциала организации по проведению прикладных научных исследований, фактического финансово-экономического положения и инновационного потенциала организации, ее отраслевой специфики, влияния организации на рынки инновационной продукции и значения ее как для Забайкальского края в целом, так и для развития ключевых отраслей экономики Забайкальского края.
21. Программы хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края, с долей участия Забайкальского края, не превышающей 50 процентов, разрабатываются в случае положительного решения органа управления хозяйственного общества (совета директоров или общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества) на предложение отраслевого органа по разработке программы.
22. При наличии в составе участников органа управления хозяйственного общества представителя (представителей) исполнительных органов государственной власти Забайкальского края указанное в пункте 21 настоящего Порядка предложение отраслевого органа о разработке программы направляется отраслевым органом данному представителю (одному из представителей на усмотрение отраслевого органа), который вносит это предложение для рассмотрения органом управления хозяйственного общества.
23. При отсутствии в составе участников органа управления хозяйственного общества представителя (представителей) исполнительных органов государственной власти Забайкальского края указанное в пункте 21 настоящего Порядка предложение отраслевого органа о разработке программы направляется отраслевым органом непосредственно в хозяйственное общество.
24. Организация в срок, установленный Комиссией согласно пункту 20 настоящего Порядка, разрабатывает программу и направляет ее одновременно в отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края.
25. Отраслевой орган и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в течение 14 рабочих дней со дня поступления программы направляют заключения на данную программу в Министерство экономического развития Забайкальского края.
26. В заключении отраслевого органа, указанном в пункте 25 настоящего Порядка, отражается оценка общего уровня проработки программы, обоснованности предусмотренных в ней мероприятий и показателей, инновационности мероприятий программы с учетом информации о конкретной организации и об общем состоянии в соответствующей отрасли (сфере), соответствие программы требованиям настоящего Порядка и предложения по доработке программы, если такая доработка необходима.
27. В заключении Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указанном в пункте 25 настоящего Порядка, отражается уровень проработки программы в части НИОКР и взаимодействия с образовательными и научными организациями и предложения по доработке программы, если такая доработка необходима.
28. Министерство экономического развития Забайкальского края в течение 20 рабочих дней со дня получения заключений отраслевого органа и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указанных в пункте 25 настоящего Порядка, с учетом данных заключений готовит заключение на программу, в котором отражает оценку экономических показателей и инновационной направленности программы и предложения по доработке программы, если такая доработка необходима.
29. Министерство экономического развития Забайкальского края в срок, указанный в пункте 28 настоящего Порядка, направляет на рассмотрение Комиссии программу и свое заключение на программу, а также заключения отраслевого органа и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указанные в пункте 25 настоящего Порядка.
30. Комиссия рассматривает программу и направляет заключение на программу в отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство экономического развития Забайкальского края и организацию в течение 50 рабочих дней со дня поступления заключений, указанных в пункте 29 настоящего Порядка. Заключение Комиссии должно содержать оценку соответствия программы требованиям, предъявляемым настоящим Порядком.
31. Заключение Комиссии, указанное в пункте 30 настоящего Порядка, может быть:
1) положительным без предложений к организации по доработке программы - если программа соответствует Порядку и не требует доработки;
2) положительным с предложениями организации по доработке программы - если программа соответствует Порядку, но имеются предложения по доработке программы, и такая доработка возможна, по мнению Комиссии, без повторного представления и рассмотрения программы согласно настоящему Порядку;
3) отрицательным, если программа не соответствует Порядку и (или) требует внесения существенных изменений и повторного представления и рассмотрения согласно настоящему Порядку.
32. В случае получения положительного заключения Комиссии, указанного в подпункте 1 пункта 31 настоящего Порядка, организация утверждает программу в порядке и в сроки, установленные пунктами 33-35 настоящего Порядка, и направляет утвержденную программу в Комиссию и в отраслевой орган в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.
33. Бюджетные и казенные учреждения, краевые государственные унитарные предприятия утверждают программу решением своего единоличного исполнительного органа в течение 15 рабочих дней со дня получения положительного заключения, указанного в пункте 32 настоящего Порядка, или со дня согласования программы с отраслевым органом, указанного в пункте 36 настоящего Порядка.
34. Автономные учреждения утверждают программу решением своего единоличного исполнительного органа по согласованию с наблюдательным советом в течение 25 рабочих дней со дня получения положительного заключения, указанного в пункте 32 настоящего Порядка, или со дня согласования программы с отраслевым органом, указанного в пункте 36 настоящего Порядка.
35. Хозяйственные общества утверждают программу решением совета директоров в течение 30 рабочих дней или общего собрания акционеров (участников) в течение 50 рабочих дней со дня получения положительного заключения, указанного в пункте 32 настоящего Порядка, или со дня согласования программы с отраслевым органом, указанного в пункте 36 настоящего Порядка.
36. В случае получения положительного заключения Комиссии с предложениями по доработке, указанного в подпункте 2 пункта 31 настоящего Порядка, организация в течение 14 рабочих дней со дня получения данного заключения дорабатывает программу с учетом данных предложений и согласовывает ее с отраслевым органом.
37. В случае, если программа согласно пункту 36 настоящего Порядка доработана организацией и согласована с отраслевым органом, организация утверждает доработанную программу в порядке и в сроки, установленные пунктами 33-35 настоящего Порядка, и направляет утвержденную программу в Комиссию и в отраслевой орган в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.
38. В случае, если программа не доработана организацией или не согласована с отраслевым органом согласно пункту 36 настоящего Порядка, программа рассматривается повторно, в соответствии с пунктами 39-40 настоящего Порядка.
39. В случае получения отрицательного заключения, указанного в подпункте 3 пункта 31 настоящего Порядка, организация совместно с отраслевым органом в течение 20 рабочих дней со дня получения данного заключения дорабатывает программу и направляет ее повторно на рассмотрение в отраслевой орган, в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и в Министерство экономического развития Забайкальского края.
40. Доработанная в соответствии с пунктом 39 настоящего Порядка программа рассматривается в соответствии с пунктами 25-39 настоящего Порядка.
41. Утвержденная программа подлежит размещению на официальном сайте отраслевого органа и на официальном сайте организации (при его наличии) в течение 14 рабочих дней со дня утверждения.
7. Порядок реализации и мониторинга программ
42. В целях реализации и мониторинга программы организация в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит ежегодный отчет о ходе реализации программы (далее - ежегодный отчет) и актуализированный среднесрочный план реализации программы, утверждаемые руководителем организации.
43. Ежегодный отчет и актуализированный среднесрочный план реализации программы направляются организацией в отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения.
44. Ежегодный отчет должен содержать следующую информацию:
1) оценку степени достижения показателей программы;
2) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
3) анализ факторов, повлиявших на ход исполнения программы.
45. В случае необходимости внесения изменений в утвержденные программы организация одновременно с ежегодным отчетом готовит и направляет в отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края предложения по корректировке программы в соответствии с достигнутыми результатами и изменившимися внешними условиями.
46. Отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных выше предложений готовят заключения о целесообразности предлагаемой корректировки и направляют их в Комиссию.
47. Комиссия в течение 40 рабочих дней со дня получения заключений, указанных в пункте 46 настоящего Порядка, рассматривает данные заключения и готовит свое заключение о целесообразности или нецелесообразности внесения указанных в пункте 45 настоящего Порядка изменений. Заключение Комиссии направляется в организацию в течение 7 рабочих дней со дня подготовки.
48. Организация в соответствии с заключением Комиссии, указанным в пункте 47 настоящего Порядка, в течение 14 рабочих дней со дня получения данного заключения вносит изменения в программу и направляет программу с учетом изменений в Комиссию и в отраслевой орган.
49. На основании представленных организациями ежегодных отчетов отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края составляют доклады о реализации программ организациями и направляют их на рассмотрение Комиссии в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
50. В докладе отраслевого органа, указанном в пункте 49 настоящего Порядка, отражается общий уровень реализации программ, выполнение предусмотренных в программах мероприятий и показателей, указываются результаты реализации отдельных программ.
51. В докладе Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указанном в пункте 49 настоящего Порядка, отражаются результаты реализации программ в части НИОКР и взаимодействия с образовательными и научными организациями.
52. В докладе Министерства экономического развития Забайкальского края, указанном в пункте 49 настоящего Порядка, отражаются результаты реализации программ в части достижения экономических показателей и инновационного развития организаций.
53. Сводный доклад о ходе реализации организациями программ ежегодно готовится Комиссией в течение 30 рабочих дней со дня получения всех докладов отраслевых органов, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерства экономического развития Забайкальского края и рассматривается на заседании Правительства Забайкальского края. Представление сводного доклада на заседании Правительства Забайкальского края осуществляется Министерством экономического развития Забайкальского края.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Порядку разработки, реализации и мониторинга программ
инновационного развития краевых государственных учреждений,
координация и регулирование деятельности которых
возложены на исполнительные органы государственной
власти Забайкальского края, краевых государственных
унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции
(доли) в уставном капитале которых находятся
в собственности Забайкальского края,
утвержденному постановлением Правительства
Забайкальского края
от 03 сентября 2014 года № 529
(форма)
Структура
программы инновационного развития организации
1. Вводная часть. Характеристика текущего социально-экономического и финансового состояния организации (в том числе в сравнении с общим социально-экономическим положением в соответствующей сфере в Забайкальском крае).
2. Описание целей и задач программы.
3. Состав и целевые значения основных показателей инновационного развития организации.
4. Сроки и этапы реализации программы.
5. Основные направления научно-технологического развития организации.
Таблица 1. Перечень направлений НИОКР
за предыдущие 2 года и на период реализации программы
№
Направление НИОКР
Период реализации
Объем финансирования направления, тыс. рублей
Потребности организации
1
2
3
4
…
Таблица 2. Темы НИОКР, планируемые к реализации
№
п/п
Наименование темы (мероприятия)
1
2
3
4
…
Таблица 3. Расчет объема финансирования НИОКР
№
п/п
Показатели
Годы
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
Прогнозируемый рост выручки, по отношению к предыдущему году, %
2
Выручка, тыс. рублей
3
Доля расходов на НИОКР в выручке, % (не ниже)
4
Расходы на НИОКР, тыс. рублей
4.1
из них финансирование НИОКР, выполненных сторонними образовательными и научными организациями, тыс. рублей
5
Рост расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом (разность граф по строке 4), тыс. рублей
5.1
из них рост расходов на НИОКР, выполненных сторонними образовательными и научными организациями, (разность граф по строке 4.1) тыс. рублей
6. Основные мероприятия программы.
7. Кадровое обеспечение реализации программы.
8. Механизмы взаимодействия потенциальных партнеров с организацией.
9. Дочерние и зависимые общества, участвующие в реализации программы.
10. Описание рисков реализации программы и способов их минимизации.
11. Ключевые результаты реализации программы (ключевые показатели эффективности - КПЭ).
Таблица 4. Ключевые показатели эффективности
№
п/п
Назначение КПЭ
Показатель
Значение показателя
1
2
3
4
…
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 сентября 2014 года № 529
г. Чита
Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга программ инновационного развития краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, со статьей 6 Закона Забайкальского края от 20 ноября 2014 года № 275-ЗЗК «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае», в целях обеспечения инновационного развития экономики Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемый Порядок разработки, реализации и мониторинга программ инновационного развития краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.Шеметов
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 03 сентября 2014 года № 529
ПОРЯДОК
разработки, реализации и мониторинга программ инновационного развития краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет порядок разработки, реализации и мониторинга программ инновационного развития краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края (далее - организации).
2. Цели программ инновационного развития организаций
2. Программы инновационного развития организаций (далее - программы) формируются на период 5-7 лет и представляют собой комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, инновационное развитие организаций и содействующих модернизации и технологическому развитию организаций путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов, включая:
1) уменьшение себестоимости выпускаемой продукции, работ или услуг без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;
2) экономию энергетических и иных ресурсов в процессе производства, выполнения работ или оказания услуг;
3) улучшение потребительских свойств производимой продукции, выполненных работ или оказываемых услуг (повышение качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности, уменьшение числа отказов и аварий при эксплуатации, увеличение гарантийного срока эксплуатации, повышение степени утилизации продукции);
4) повышение производительности труда;
5) повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства;
6) рост производства и экспорта инновационной продукции, выполнения работ или оказания услуг.
3. Требования к содержанию программ
3. В программе предусматриваются определение состава и целевых значений основных показателей инновационного развития организации, разработка и реализация мер по внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг, совершенствованию механизмов планирования и управления процессами инновационной деятельности в организации с учетом технологической и конкурентной позиции организации.
4. В состав мероприятий программы включаются все или некоторые из нижеперечисленных групп мероприятий (с учетом отраслевой специфики, финансово-экономического положения организации, иных условий):
1) планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2) проектирование, запуск в производство и вывод на рынок инновационных товаров (планирование и реализация инновационных работ, услуг);
3) освоение передовых производственных и управленческих технологий;
4) формирование и развитие системы управления качеством;
5) повышение энергоэффективности производства, производительности труда и качества продукции (услуг) за счет развития инновационной деятельности в организации;
6) повышение квалификации персонала, отвечающего за технологическое, организационное и маркетинговое развитие.
5. В состав приложений к программе включается среднесрочный план ее реализации. Среднесрочный план формируется на трехлетнюю перспективу с наибольшей детализацией на ближайший год. В нем отражаются мероприятия по созданию новых продуктов (услуг), внедрению новых технологий, локализации производства поставляемого из-за рубежа оборудования (комплектующих), применению организационных инноваций, а также другие мероприятия, запланированные организацией в рамках программы. Среднесрочный план подлежит ежегодной актуализации, актуализированные планы представляются организациями в составе ежегодных отчетов, предусмотренных разделом 7 настоящего Порядка.
6. При наличии у организаций программ инновационного развития, в ходе разработки которых уже были предусмотрены мероприятия, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, повторной разработки данных мероприятий не требуется, при этом ранее разработанные организациями программы инновационного развития подлежат уточнению с учетом настоящего Порядка.
7. Особое значение при разработке программ рекомендуется уделить формированию организационных механизмов и структур, способствующих созданию и внедрению инноваций, и целостной системы управления инновационной деятельностью организации, включая:
разработку документов, описывающих основные направления технологического развития организации;
формирование управленческих структур, отвечающих за технологическое и инновационное развитие организации;
формирование системы управления интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии, ноу-хау).
8. Структура программы установлена в приложении к настоящему Порядку.
4. Основные показатели программ
9. Рекомендуется ориентироваться на следующие показатели, характеризующие инновационную направленность программ:
1) показатели финансирования и результативности исследований и разработок:
а) внутренние затраты на исследования и разработки;
б) удельный вес собственных (внебюджетных) средств в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки;
в) затраты на исследования и разработки в процентах к выручке от продажи товаров (работ, услуг);
г) удельный вес используемых патентов в числе действующих патентов;
2) показатели технологического лидерства:
а) число патентов, полученных в течение трех последних лет;
б) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, защищенных патентами, в общем объеме отгруженных инновационных товаров, выполненных работ, услуг;
3) показатели эффективности инновационной деятельности и деятельности по модернизации основных средств:
а) повышение рентабельности организации;
б) повышение производительности труда (выработка на одного работника);
в) снижение доли затрат на энергию и другие ресурсы в структуре полной себестоимости товаров, работ или услуг;
г) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
д) расширение экспорта инновационных товаров, работ, услуг;
4) показатели результативности системы управления инновациями:
а) число внедренных рационализаторских предложений сотрудников организации;
б) снижение производственных и иных затрат в результате внедрения рационализаторских предложений сотрудников организации;
5) показатели эффективности взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций:
а) внешние (выполняемые сторонними организациями - образовательными и научными организациями, инновационными предприятиями малого и среднего бизнеса и др.) затраты на исследования и разработки;
б) удельный вес совместных проектов с малыми и средними предприятиями в общем количестве совместных проектов по выполнению исследований и разработок;
6) показатели финансового обеспечения программы:
а) затраты на реализацию программы;
б) затраты на технологические, организационные и маркетинговые инновации;
в) интенсивность затрат на инновации (отношение затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации к объему отгруженных товаров, работ, услуг за отчетный год);
7) показатели трансфера новых технологических, маркетинговых или организационных инноваций:
а) число заимствованных передовых производственных технологий;
б) затраты на трансфер технологий в процентах к выручке от реализации товаров, работ, услуг.
10. При расчете показателей следует руководствоваться указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения № 2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок», № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организаций», утверждаемых приказом Федеральной службы государственной статистики.
11. При определении целевых значений показателей рекомендуется ориентироваться на аналогичные показатели ведущих российских и мировых организаций в соответствии с отраслевой спецификой, с учетом фактического финансово-экономического положения организации и ее текущей инновационной активности.
12. Организациями могут быть также разработаны собственные показатели программ, подходящие для отражения их отраслевой специфики.
5. Организация разработки, реализации и мониторинга программ
13. Обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края в ходе разработки, реализации и мониторинга программ осуществляется Комиссией по модернизации, инновациям и обеспечению экономического развития Забайкальского края, образованной распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2010 года № 196-р (далее - Комиссия).
14. Комиссия вправе создать рабочую группу для решения задач в соответствии с настоящим Порядком.
15. Основными задачами Комиссии в сфере организации разработки, реализации и мониторинга программ являются:
организация рассмотрения программ и выработка предложений по мерам поддержки и содействию эффективной реализации программ;
организация мониторинга выполнения программ;
координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, образовательных и научных организаций, малых и средних инновационных предприятий, организаций инновационной инфраструктуры с организациями в ходе разработки и реализации программ.
16. Общее сопровождение разработки и реализации программ осуществляют в рамках своих полномочий исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих краевых государственных учреждений и в ведении которых находятся соответствующие государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края (далее - отраслевые органы).
17. Рассмотрение и сопровождение мероприятий программ в части научных исследований и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР) и взаимодействия с образовательными и научными организациями осуществляет в рамках полномочий Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
18. Рассмотрение экономических показателей и инновационной направленности программ осуществляет в рамках полномочий Министерство экономического развития Забайкальского края.
19. Комиссия, отраслевые органы, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство экономического развития Забайкальского края вправе привлекать независимых специалистов, экспертов, экспертные организации для осуществления задач, предусмотренных настоящим Порядком, в том числе для подготовки заключений на программы, указанных в пунктах 25-30 настоящего Порядка, заключений о целесообразности корректировки программ, указанных в пунктах 46-47 настоящего Порядка, докладов о реализации программ, указанных в пунктах 49-53 настоящего Порядка.
6. Порядок разработки программ
20. Перечень организаций, разрабатывающих программы, и сроки разработки организациями программ устанавливаются Комиссией по представлению отраслевых органов с учетом потенциала организации по проведению прикладных научных исследований, фактического финансово-экономического положения и инновационного потенциала организации, ее отраслевой специфики, влияния организации на рынки инновационной продукции и значения ее как для Забайкальского края в целом, так и для развития ключевых отраслей экономики Забайкальского края.
21. Программы хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края, с долей участия Забайкальского края, не превышающей 50 процентов, разрабатываются в случае положительного решения органа управления хозяйственного общества (совета директоров или общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества) на предложение отраслевого органа по разработке программы.
22. При наличии в составе участников органа управления хозяйственного общества представителя (представителей) исполнительных органов государственной власти Забайкальского края указанное в пункте 21 настоящего Порядка предложение отраслевого органа о разработке программы направляется отраслевым органом данному представителю (одному из представителей на усмотрение отраслевого органа), который вносит это предложение для рассмотрения органом управления хозяйственного общества.
23. При отсутствии в составе участников органа управления хозяйственного общества представителя (представителей) исполнительных органов государственной власти Забайкальского края указанное в пункте 21 настоящего Порядка предложение отраслевого органа о разработке программы направляется отраслевым органом непосредственно в хозяйственное общество.
24. Организация в срок, установленный Комиссией согласно пункту 20 настоящего Порядка, разрабатывает программу и направляет ее одновременно в отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края.
25. Отраслевой орган и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в течение 14 рабочих дней со дня поступления программы направляют заключения на данную программу в Министерство экономического развития Забайкальского края.
26. В заключении отраслевого органа, указанном в пункте 25 настоящего Порядка, отражается оценка общего уровня проработки программы, обоснованности предусмотренных в ней мероприятий и показателей, инновационности мероприятий программы с учетом информации о конкретной организации и об общем состоянии в соответствующей отрасли (сфере), соответствие программы требованиям настоящего Порядка и предложения по доработке программы, если такая доработка необходима.
27. В заключении Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указанном в пункте 25 настоящего Порядка, отражается уровень проработки программы в части НИОКР и взаимодействия с образовательными и научными организациями и предложения по доработке программы, если такая доработка необходима.
28. Министерство экономического развития Забайкальского края в течение 20 рабочих дней со дня получения заключений отраслевого органа и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указанных в пункте 25 настоящего Порядка, с учетом данных заключений готовит заключение на программу, в котором отражает оценку экономических показателей и инновационной направленности программы и предложения по доработке программы, если такая доработка необходима.
29. Министерство экономического развития Забайкальского края в срок, указанный в пункте 28 настоящего Порядка, направляет на рассмотрение Комиссии программу и свое заключение на программу, а также заключения отраслевого органа и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указанные в пункте 25 настоящего Порядка.
30. Комиссия рассматривает программу и направляет заключение на программу в отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство экономического развития Забайкальского края и организацию в течение 50 рабочих дней со дня поступления заключений, указанных в пункте 29 настоящего Порядка. Заключение Комиссии должно содержать оценку соответствия программы требованиям, предъявляемым настоящим Порядком.
31. Заключение Комиссии, указанное в пункте 30 настоящего Порядка, может быть:
1) положительным без предложений к организации по доработке программы - если программа соответствует Порядку и не требует доработки;
2) положительным с предложениями организации по доработке программы - если программа соответствует Порядку, но имеются предложения по доработке программы, и такая доработка возможна, по мнению Комиссии, без повторного представления и рассмотрения программы согласно настоящему Порядку;
3) отрицательным, если программа не соответствует Порядку и (или) требует внесения существенных изменений и повторного представления и рассмотрения согласно настоящему Порядку.
32. В случае получения положительного заключения Комиссии, указанного в подпункте 1 пункта 31 настоящего Порядка, организация утверждает программу в порядке и в сроки, установленные пунктами 33-35 настоящего Порядка, и направляет утвержденную программу в Комиссию и в отраслевой орган в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.
33. Бюджетные и казенные учреждения, краевые государственные унитарные предприятия утверждают программу решением своего единоличного исполнительного органа в течение 15 рабочих дней со дня получения положительного заключения, указанного в пункте 32 настоящего Порядка, или со дня согласования программы с отраслевым органом, указанного в пункте 36 настоящего Порядка.
34. Автономные учреждения утверждают программу решением своего единоличного исполнительного органа по согласованию с наблюдательным советом в течение 25 рабочих дней со дня получения положительного заключения, указанного в пункте 32 настоящего Порядка, или со дня согласования программы с отраслевым органом, указанного в пункте 36 настоящего Порядка.
35. Хозяйственные общества утверждают программу решением совета директоров в течение 30 рабочих дней или общего собрания акционеров (участников) в течение 50 рабочих дней со дня получения положительного заключения, указанного в пункте 32 настоящего Порядка, или со дня согласования программы с отраслевым органом, указанного в пункте 36 настоящего Порядка.
36. В случае получения положительного заключения Комиссии с предложениями по доработке, указанного в подпункте 2 пункта 31 настоящего Порядка, организация в течение 14 рабочих дней со дня получения данного заключения дорабатывает программу с учетом данных предложений и согласовывает ее с отраслевым органом.
37. В случае, если программа согласно пункту 36 настоящего Порядка доработана организацией и согласована с отраслевым органом, организация утверждает доработанную программу в порядке и в сроки, установленные пунктами 33-35 настоящего Порядка, и направляет утвержденную программу в Комиссию и в отраслевой орган в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.
38. В случае, если программа не доработана организацией или не согласована с отраслевым органом согласно пункту 36 настоящего Порядка, программа рассматривается повторно, в соответствии с пунктами 39-40 настоящего Порядка.
39. В случае получения отрицательного заключения, указанного в подпункте 3 пункта 31 настоящего Порядка, организация совместно с отраслевым органом в течение 20 рабочих дней со дня получения данного заключения дорабатывает программу и направляет ее повторно на рассмотрение в отраслевой орган, в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и в Министерство экономического развития Забайкальского края.
40. Доработанная в соответствии с пунктом 39 настоящего Порядка программа рассматривается в соответствии с пунктами 25-39 настоящего Порядка.
41. Утвержденная программа подлежит размещению на официальном сайте отраслевого органа и на официальном сайте организации (при его наличии) в течение 14 рабочих дней со дня утверждения.
7. Порядок реализации и мониторинга программ
42. В целях реализации и мониторинга программы организация в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит ежегодный отчет о ходе реализации программы (далее - ежегодный отчет) и актуализированный среднесрочный план реализации программы, утверждаемые руководителем организации.
43. Ежегодный отчет и актуализированный среднесрочный план реализации программы направляются организацией в отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения.
44. Ежегодный отчет должен содержать следующую информацию:
1) оценку степени достижения показателей программы;
2) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
3) анализ факторов, повлиявших на ход исполнения программы.
45. В случае необходимости внесения изменений в утвержденные программы организация одновременно с ежегодным отчетом готовит и направляет в отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края предложения по корректировке программы в соответствии с достигнутыми результатами и изменившимися внешними условиями.
46. Отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных выше предложений готовят заключения о целесообразности предлагаемой корректировки и направляют их в Комиссию.
47. Комиссия в течение 40 рабочих дней со дня получения заключений, указанных в пункте 46 настоящего Порядка, рассматривает данные заключения и готовит свое заключение о целесообразности или нецелесообразности внесения указанных в пункте 45 настоящего Порядка изменений. Заключение Комиссии направляется в организацию в течение 7 рабочих дней со дня подготовки.
48. Организация в соответствии с заключением Комиссии, указанным в пункте 47 настоящего Порядка, в течение 14 рабочих дней со дня получения данного заключения вносит изменения в программу и направляет программу с учетом изменений в Комиссию и в отраслевой орган.
49. На основании представленных организациями ежегодных отчетов отраслевой орган, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство экономического развития Забайкальского края составляют доклады о реализации программ организациями и направляют их на рассмотрение Комиссии в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
50. В докладе отраслевого органа, указанном в пункте 49 настоящего Порядка, отражается общий уровень реализации программ, выполнение предусмотренных в программах мероприятий и показателей, указываются результаты реализации отдельных программ.
51. В докладе Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указанном в пункте 49 настоящего Порядка, отражаются результаты реализации программ в части НИОКР и взаимодействия с образовательными и научными организациями.
52. В докладе Министерства экономического развития Забайкальского края, указанном в пункте 49 настоящего Порядка, отражаются результаты реализации программ в части достижения экономических показателей и инновационного развития организаций.
53. Сводный доклад о ходе реализации организациями программ ежегодно готовится Комиссией в течение 30 рабочих дней со дня получения всех докладов отраслевых органов, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерства экономического развития Забайкальского края и рассматривается на заседании Правительства Забайкальского края. Представление сводного доклада на заседании Правительства Забайкальского края осуществляется Министерством экономического развития Забайкальского края.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Порядку разработки, реализации и мониторинга программ
инновационного развития краевых государственных учреждений,
координация и регулирование деятельности которых
возложены на исполнительные органы государственной
власти Забайкальского края, краевых государственных
унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции
(доли) в уставном капитале которых находятся
в собственности Забайкальского края,
утвержденному постановлением Правительства
Забайкальского края
от 03 сентября 2014 года № 529
(форма)
Структура
программы инновационного развития организации
1. Вводная часть. Характеристика текущего социально-экономического и финансового состояния организации (в том числе в сравнении с общим социально-экономическим положением в соответствующей сфере в Забайкальском крае).
2. Описание целей и задач программы.
3. Состав и целевые значения основных показателей инновационного развития организации.
4. Сроки и этапы реализации программы.
5. Основные направления научно-технологического развития организации.
Таблица 1. Перечень направлений НИОКР
за предыдущие 2 года и на период реализации программы
№
Направление НИОКР
Период реализации
Объем финансирования направления, тыс. рублей
Потребности организации
1
2
3
4
…
Таблица 2. Темы НИОКР, планируемые к реализации
№
п/п
Наименование темы (мероприятия)
1
2
3
4
…
Таблица 3. Расчет объема финансирования НИОКР
№
п/п
Показатели
Годы
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
Прогнозируемый рост выручки, по отношению к предыдущему году, %
2
Выручка, тыс. рублей
3
Доля расходов на НИОКР в выручке, % (не ниже)
4
Расходы на НИОКР, тыс. рублей
4.1
из них финансирование НИОКР, выполненных сторонними образовательными и научными организациями, тыс. рублей
5
Рост расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом (разность граф по строке 4), тыс. рублей
5.1
из них рост расходов на НИОКР, выполненных сторонними образовательными и научными организациями, (разность граф по строке 4.1) тыс. рублей
6. Основные мероприятия программы.
7. Кадровое обеспечение реализации программы.
8. Механизмы взаимодействия потенциальных партнеров с организацией.
9. Дочерние и зависимые общества, участвующие в реализации программы.
10. Описание рисков реализации программы и способов их минимизации.
11. Ключевые результаты реализации программы (ключевые показатели эффективности - КПЭ).
Таблица 4. Ключевые показатели эффективности
№
п/п
Назначение КПЭ
Показатель
Значение показателя
1
2
3
4
…
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: