Основная информация

Дата опубликования: 03 октября 2019г.
Номер документа: RU11000201900816
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Коми
Принявший орган: Правительство Республики Коми
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2019 г. N 464

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ

Правительство Республики Коми постановляет:

1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления) согласно приложению.

2. Министерству финансов Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Основными направлениями при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Коми от 1 октября 2018 г. N 425 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам бюджетной, финансовой, кредитной политики и налогов.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 4, который вступает в силу с 1 января 2020 года.

Первый заместитель

Председателя Правительства

Республики Коми -

Руководитель Администрации

Главы Республики Коми

М.ПОРЯДИН

Одобрены

Постановлением

Правительства Республики Коми

от 3 октября 2019 г. N 464

(приложение)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ

Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в период до 2019 года и в первом полугодии 2019 года.

При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р.

Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.

I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики

Республики Коми за 2018 год и первое полугодие 2019 года

Основным итогом 2018 года и первого полугодия 2019 года стало сохранение в Республике Коми достаточно устойчивой социально-экономической ситуации с тенденцией ее улучшения в сфере государственных финансов.

Основным приоритетом бюджетной политики Республики Коми стала реализация мероприятий, направленных на снижение долговой нагрузки. Выполнение условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных в 2017 году Республике Коми из федерального бюджета, а также соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Коми, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, является одним из главных ограничительных факторов.

Значение задач сохранения умеренного уровня государственного долга, высокой степени устойчивости и платежеспособности республиканского бюджета Республики Коми усиливается с учетом повышенных требований Министерства финансов Российской Федерации к показателям долговой нагрузки региональных бюджетов и его расширяющихся полномочий по введению ограничительных мер в отношении бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации.

По итогам исполнения республиканского бюджета Республики Коми за 2018 год в условиях неукоснительного выполнения социально значимых обязательств Республики Коми удалось значительно сократить показатель общей долговой нагрузки, который по сравнению с 2017 годом снизился на 26,3% и составил 37,8% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета безвозмездных поступлений (28,4 млрд. рублей), показатель долговой нагрузки по рыночным обязательствам составил 28,1% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета безвозмездных поступлений (на 19,3% ниже уровня 2017 года).

В качестве ключевого инструмента, направленного на выполнение указанной задачи, является Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (далее - Программа оздоровления).

По итогам проведенных мероприятий Программы оздоровления совокупный бюджетный эффект в 2018 году составил 6,8 млрд. рублей (173% от планового значения), а установленные на 1 июля 2019 года значения уже перевыполнены на 17,2%, (5,2 млрд. рублей).

В целях формирования бюджетной политики Республики Коми, ориентированной на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление Республики Коми для укрепления устойчивости бюджетной системы Республики Коми при неукоснительном условии выполнения Указа N 204, срок действия Программы оздоровления продлен до 2024 года. Кроме того Программа оздоровления дополнена мероприятиями, синхронизированными с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.

Сложившаяся тенденция централизации налоговых поступлений с территории Республики Коми в федеральном бюджете в 2018 году продолжилась. Всего с территории Республики Коми в 2018 году было собрано 238,0 млрд. рублей налоговых доходов, что больше уровня 2017 года на 59,3 млрд. рублей, или на 33,2%. Из них 86,5 млрд. рублей, или 36,4%, поступило в консолидированный бюджет республики, прирост поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми составил 10,7 млрд. рублей, или 14,1%. При этом объем налоговых доходов, поступивших с территории Республики Коми в федеральный бюджет, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 48,6 млрд. рублей, или в 1,5 раза. Основной причиной значительного прироста общей суммы поступлений с территории Республики Коми стало увеличение платежей по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в связи с ростом ставок. В итоге доля налоговых доходов, поступивших с территории Республики Коми в федеральный бюджет, возросла с 57,5% в 2017 году до 63,6% в 2018 году.

Данная тенденция сохраняется и в 2019 году.

В то же время обеспечен значительный прирост собственной доходной части бюджета. Всего объем налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми в 2018 году, составил 83,9 млрд. рублей, что на 11,2 млрд. рублей, или на 15,5%, больше уровня 2017 года.

При этом удельный вес налоговых поступлений в общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляет 96,4%.

Традиционно основными источниками формирования налоговых доходов в 2018 году являются: налог на прибыль организаций (34,5%), налог на доходы физических лиц (29,1%), налоги на имущество (28,7%), акцизы (3,5%).

Продолжившийся в 2018 году значительный рост налоговых доходов обеспечен увеличением поступлений налога на прибыль организаций на 6,0 млрд. рублей, или в 1,2 раза, относительно аналогичного периода прошлого года. На динамику поступления повлияло увеличение поступлений от крупных организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков нефтяной и газовой промышленности. Кроме того по налогу на имущество организаций поступило на 3,7 млрд. рублей (в 1,2 раза) больше, чем в 2017 году. Причиной увеличения является рост налоговой ставки по налогу на имущество организаций с 1,6% в 2017 году до 1,9% в 2018 году в отношении магистральных трубопроводов и линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в связи с поэтапной отменой федеральных налоговых льгот, а также расширение налогооблагаемой базы в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов основных фондов. Поступление налога на доходы физических лиц увеличилось на 1,5 млрд. рублей или на 6,7% в связи с реализацией на территории Республики Коми мероприятий, направленных на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда.

В целях привлечения инвестиций для реализации инвестиционных проектов по модернизации и созданию нового промышленного производства на территории Республики Коми разработан новый механизм взаимодействия между государственно-правовым образованием и субъектами инвестиционной деятельности - заключение специального инвестиционного контракта (далее - СПИК). Порядок заключения от имени Республики Коми СПИК утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2017 г. N 627. В рамках СПИК инвестору гарантируется стабильность налоговых и регуляторных условий контракта (неповышение величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, стабилизация действующих условий ведения бизнеса).

В 2018 году проведена инвентаризация действующего регионального налогового законодательства, по результатам которой принят Закон Республики Коми от 20 апреля 2018 г. N 29-РЗ, в соответствии с которым взамен исключаемых категорий введен ряд новых категорий получателей налоговых льгот, в том числе участники СПИК, резиденты территорий опережающего социально-экономического развития Республики Коми.

В 2018 году в республиканский бюджет Республики Коми перечислено доходов в виде дивидендов по акциям, части чистой прибыли хозяйственных обществ, акции, доли в уставном капитале которых находятся в государственной собственности Республики Коми, в 2,2 раза больше, чем в 2017 году - 46,5 млн. рублей.

В 2018 году осуществлена приватизация 13 объектов недвижимого имущества из 52 объектов, включенных в план приватизации на 2018 год с учетом вносимых изменений. Всего в 2018 году по итогам приватизации (в том числе по процедурам приватизации, проведенным в 2017 году) в республиканский бюджет Республики Коми поступило 6,4 млн. рублей. В настоящее время в план приватизации на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов включены 26 объектов недвижимого имущества, акции 1 акционерного общества (ОАО МК "Белкомур").

В целях снижения барьеров для старта предпринимательской деятельности, а также стимулирования предпринимательской активности немаловажную роль в развитии бизнеса играют налоговые преференции.

За 2018 год льготной налоговой ставкой в размере ноль процентов при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения воспользовались 133 индивидуальных предпринимателя. В целом упрощенную систему налогообложения применяют 5080 налогоплательщиков.

Помимо реализации мероприятий по увеличению доходной базы регионального уровня, осуществлялось стимулирование муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, принимающих меры по увеличению базы доходов местного бюджета. В соответствии с Порядком предоставления грантов муниципальным образованиям городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, достигшим наилучших результатов по увеличению базы доходов местного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 21 апреля 2016 г. N 208, в 2018 году проведена очередная оценка деятельности муниципалитетов, по результатам которой гранты перечислены следующим муниципальным образованиям, попавшим в пятерку лидеров: МО МР "Удорский", МО МР "Сыктывдинский", МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Княжпогостский", МО МР "Усть-Вымский". Общий объем налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты в 2018 году вырос по сравнению с 2017 годом на 0,6 млрд. рублей и составил 12,1 млрд. рублей.

Основным негативным моментом при прогнозировании и исполнении бюджета Республики Коми в 2019 году являются изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым с 2019 года из объектов налогообложения исключено движимое имущество организаций. В результате отмены налога на движимое имущество выпадающие доходы республиканского бюджета Республики Коми начиная с 2019 года составят порядка 4,4 млрд. рублей ежегодно.

Республика Коми как регион с традиционной ресурсодобывающей направленностью экономики является субъектом Российской Федерации с развитой экономической базой. Ввиду специфики целей и задач федеральной политики в сфере межбюджетных отношений, направленной главным образом на поддержку экономически слабых субъектов Российской Федерации, начиная с 2015 года наблюдается снижение объема дотаций, получаемых Республикой Коми из федерального бюджета.

По причине относительно высокого уровня бюджетной обеспеченности Республика Коми и в среднесрочной перспективе не может претендовать на значительные объемы дотаций из федерального бюджета. Наметившаяся в последнее время тенденция использования критерия бюджетной обеспеченности при предоставлении субсидий из федерального бюджета накладывает определенные ограничения на возможность получения Республикой Коми и этого вида финансовой помощи.

Вместе с тем благодаря усилиям Правительства Республики Коми и органов исполнительной власти Республики Коми по отстаиванию интересов Республики Коми в федеральных органах исполнительной власти удалось существенно повысить уровень федерального софинансирования расходных обязательств Республики Коми. Если до 2017 года он составлял порядка 35%, то в 2017 и 2018 годах предельный уровень федерального софинансирования увеличился до 70%, а в 2019 году до 95%. Однако следует учесть, что средний фактический уровень софинансирования в 2018 году был несколько ниже установленного предельного уровня и составил 56%.

Таким образом, при определении бюджетной и налоговой политики, а равно и при бюджетном планировании, как и ранее следует исходить главным образом из имеющихся собственных возможностей и внутренних резервов.

В то же время продолжается рост расходной части консолидированного бюджета Республики Коми. В целом расходы консолидированного бюджета республики в 2018 году составили 85,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на 6 млрд. рублей (или на 7,1%). Наибольший прирост расходов приходится на оплату труда, и это было связанно с принятыми решениями о двухэтапном повышении минимального размера оплаты труда с 1 января и с 1 мая 2018 года.

Крупнейшими направлениями расходования средств республиканского бюджета Республики Коми являются образование, здравоохранение и социальная политика. Общий объем средств, направляемых на решение социальных задач, составляет порядка 70% всех бюджетных расходов. Возросла доля расходов на заработную плату в консолидированном бюджете до 45%. В Российской Федерации только 16 субъектов имеют такую существенную долю расходов на оплату труда.

Это свидетельствует с одной стороны о ярко выраженном социальном характере регионального бюджета, а с другой, из-за значительной доли первоочередных, обязательных расходов, о его недостаточной гибкости.

В части реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688 (далее - указы NN 597, 761, 1688) по обеспечению необходимого уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы продолжена работа по следующим направлениям:

в 2018 году обеспечен значительный рост минимальных гарантий в оплате труда;

приняты меры по достижению окончательно установленных целевых показателей в сфере оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы;

осуществлена индексация заработной платы работников, не попадающих под реализацию указов NN 597, 761, 1688.

Всего на повышение заработной платы работников государственных учреждений Республики Коми и муниципальных учреждений в Республике Коми из республиканского бюджета Республики Коми было направлено порядка 6 млрд. рублей.

По сравнению с 2017 годом была существенно увеличена как целевая, так и нецелевая финансовая поддержка из республиканского бюджета муниципальных образований более чем на 4 млрд. рублей (21%), что также обусловлено главным образом необходимостью выполнения показателей указов NN 597, 761, 1688.

В 2019 году согласно поручению Президента Российской Федерации в рамках Послания Федеральному Собранию необходимо обеспечить сохранение достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Республике Коми. По итогам первого полугодия 2019 года планируется достижение установленных целевых показателей повышения заработной платы. Необходимые средства на указанные цели в республиканском бюджете Республики Коми на 2019 год предусмотрены в полном объеме (878,7 млн. рублей).

По итогам 2018 года и в течение первого полугодия 2019 года обеспечено выполнение положений майских указов NN 597, 761, 1688 и Указа N 204 в части доведения уровня заработной платы работников бюджетной сферы до установленных значений и удержания его.

В целях повышения прозрачности (открытости), результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми в 2018 году и первом полугодии 2019 года продолжена работа по следующим направлениям:

республиканский бюджет Республики Коми разрабатывается и утверждается по программно-целевому принципу;

ежегодно проводится оценка эффективности государственных программ Республики Коми, предусматривающая комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;

годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми рассматриваются на общественных советах при органах исполнительной власти Республики Коми и представляются ответственными исполнителями государственных программ для парламентского контроля в Контрольно-счетную палату Республики Коми;

сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми представляется Главой Республики Коми в Государственный Совет Республики Коми одновременно с годовым отчетом об исполнении республиканского бюджета Республики Коми;

с 1 января 2018 года обеспечивается соответствие данных о финансировании государственных программ Республики Коми со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми;

реализуется механизм взаимосвязи изменения объемов финансирования государственных программ Республики Коми и целевых индикаторов;

с 2018 года внедрена ежегодная оценка системы целевых индикаторов и показателей государственных программ Республики Коми.

В рамках перехода к проектным принципам в государственном управлении в Республике Коми продолжена работа по реализации приоритетных проектов (программ проектов) в рамках ключевых направлений, отобранных Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Начиная с 2019 года региональные проекты, разрабатываемые в соответствии с Указом N 204, включаются в государственные программы Республики Коми и республиканский бюджет Республики Коми на уровне основных мероприятий, соответствующих целевым статьям бюджета. Также государственные программы Республики Коми дополняются отдельными приложениями, предусматривающими отражение краткой информации о региональных проектах, в том числе сведений о показателях до 2024 года.

В целях дополнительного стимулирования органов местного самоуправления к достижению высоких показателей социально-экономического развития начиная с 2019 года Правительством Республики Коми предоставляются гранты по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми и глав (руководителей) соответствующих администраций.

Еще одним направлением прозрачности (открытости), повышения эффективности использования бюджетных средств является вовлечение широкого круга общественности в бюджетный процесс. Непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения (отбор приоритетных проектов, софинансирование и контроль за их реализацией) обеспечивается в рамках реализации проекта "Народный бюджет", финансовое обеспечение которого на 2019 год увеличено в 2,3 раза и составило 90,8 млн. рублей. Тем самым количество реализованных проектов в 2019 году (277 проектов) по сравнению с предыдущим (125 проектов) увеличится в 2,2 раза. Кроме того в апреле 2019 года создан Региональный центр повышения финансовой грамотности Республики Коми, который позволит скоординировать действия всех организаций республики и провести консультации и различные мероприятия по повышению финансовой и бюджетной грамотности с большим количеством граждан.

Одним из факторов повышения эффективности государственного управления и контроля является передача государственных услуг органов исполнительной власти Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Принимаемые меры по развитию данной сферы позволили подтвердить высокую оценку качества оказания услуг - 99,8% положительных оценок, а также достичь и всех других плановых значений показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг (среднее время ожидания в очереди - 7 минут при плановом значении - 15 минут).

Приняты нормативные правовые акты Республики Коми, учитывающие подходы, определенные на федеральном уровне (по нормированию расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и предусматривающие с 1 января 2019 года сокращение численности работников органов исполнительной власти Республики Коми и увеличение численности работников государственных учреждений Республики Коми. Также проведены мероприятия по оптимизации сети государственных учреждений Республики Коми.

Кроме того в целях сокращения бюджетных расходов распоряжением Правительства Республики Коми от 29 мая 2018 г. N 267-р установлены нормативы обеспечения органов исполнительной власти Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми помещениями, необходимыми для осуществления их деятельности, в размере не более 9 кв.м кабинетной площади в расчете на одну штатную единицу работников органов исполнительной власти Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми.

Начиная с 2019 года значительно увеличен объем Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, в том числе за счет перераспределения ассигнований дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Объем указанного Фонда финансовой поддержки, из средств которого предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в сравнении с 2018 годом возрос в 1,5 раза (до 4,2 млрд. руб.). Указанные меры позволили обеспечить соблюдение предельного объема предоставления иных межбюджетных трансфертов из регионального бюджета (не более 10%), в том числе в форме дотаций, установленного статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также повысить прозрачность распределения дотаций из республиканского бюджета Республики Коми (порядок распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми установлен Законом Республики Коми от 28 июня 2005 г. N 69-РЗ).

Кроме того, законом о республиканском бюджете Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов утверждены положения, предусматривающие распространение практики предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам под фактическую потребность на все указанные трансферты, за исключением отдельных видов, перечень которых устанавливается Правительством Республики Коми. Это позволит снизить объем остатков неиспользованных целевых межбюджетных трансфертов на счетах местных бюджетов.

В целях получения дополнительных доходов в процессе исполнения республиканского бюджета Республики Коми в 2019 году Республика Коми возобновила размещение средств республиканского бюджета Республики Коми на банковские депозиты.

Сформированный Правительством Республики Коми в отчетном году республиканский бюджет Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов был принят Государственным Советом Республики Коми с дефицитом на 2019 год в размере 1,4 млрд. рублей, или 2% от первоначально запланированного объема налоговых и неналоговых доходов, и профицитом порядка 0,4 млрд. рублей и 0,1 млрд. рублей соответственно на 2020 и 2021 годы. На основании результатов исполнения республиканского бюджета Республики Коми за первое полугодие 2019 года и прогноза ожидаемого исполнения за год сформирован проект изменений в действующий бюджет, согласно которому будет утверждено превышение доходов над расходами на весь период бюджетного планирования.

II. Основные направления бюджетной и налоговой политики

Республики Коми на 2020 год и на плановый период

2021 и 2022 годов

Бюджетная и налоговая политика в предстоящий трехлетний период стратегически увязана с задачей реализации целей Национальных проектов на территории Республики Коми и для обеспечения их достижения будет направлена на сохранение, укрепление устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Республики Коми, в том числе за счет:

обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми;

сдерживания роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, не обеспеченного увеличением доходов и (или) оптимизацией расходов;

совершенствования системы управления общественными финансами Республики Коми;

сокращения долговой нагрузки, нивелирования дефицита и обеспечения ликвидности республиканского бюджета Республики Коми.

Основным инструментом, обеспечивающим решение поставленной задачи, остается Программа оздоровления.

В рамках проводимой на государственном уровне политики, направленной на усиление роли и ответственности главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проект республиканского бюджета Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов сформирован на основании сведений, представленных Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми - главным администратором налоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми, а также главными администраторами неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми. Прогнозы поступления доходов рассчитывались главными администраторами на основании утвержденных ими методик прогнозирования поступлений доходов в республиканский бюджет Республики Коми.

Продолжится работа по корреляции действующих налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам (налоговых расходов) с целями государственных программ Республики Коми, структурных элементов государственных программ Республики Коми и (или) целями социально-экономической политики Республики Коми, не относящимися к государственным программам Республики Коми.

Во исполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796, в 2019 году Правительством Республики Коми будет принят Порядок формирования перечня налоговых расходов Республики Коми и оценки налоговых расходов Республики Коми.

Информация обо всех налоговых льготах (налоговых расходах), предоставляемых на территории Республики Коми, будет включена в состав соответствующих государственных программ Республики Коми, разрабатываемых на период 2020 - 2025 годов реализации.

В текущем году Министерством финансов Республики Коми совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Коми рассматривается вопрос об установлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций или налоговой преференции в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков, принимающих участие в реализации на территории Республики Коми мероприятий региональных проектов Республики Коми, обеспечивающих достижение результатов федеральных проектов в рамках реализации приоритетных национальных проектов, установленных Указом N 204. Введение данной налоговой льготы (налоговой преференции) планируется с 1 января 2020 года.

С 1 января 2020 года планируется включение Республики Коми в эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (налог для самозанятых). В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ с 1 января 2019 года эксперимент проводится в четырех пилотных регионах Российской Федерации. Решение о расширении с 1 января 2020 года перечня субъектов Российской Федерации - участников эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" будет принято Правительством Российской Федерации по итогам анализа практики реализации проекта в пилотных регионах.

Для создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и снижения налоговой нагрузки на промышленные предприятия предполагается расширение форм поддержки инвесторов в регионе.

Эффективная бюджетная политика будет осуществляться путем реализации:

1) приоритизации достижения целей, установленных положениями Указа N 204, и выполнения мероприятий соответствующих региональных проектов, в том числе посредством их финансирования в первоочередном порядке;

2) обеспечения сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Республике Коми, а также повышения минимального размера оплаты труда (без включения районного коэффициента, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, доплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни);

3) совершенствования мер социальной поддержки, в том числе:

реализации поручения Главы Республики Коми о выделении из республиканского бюджета дополнительно свыше 1 млрд. рублей ежегодно (с ежегодной индексацией) на поддержку семей с детьми и на дополнительные меры поддержки, которые могут быть предложены многодетными семьями, семьям и гражданам, которые сегодня находятся в неблагоприятной жизненной ситуации, таких как:

замена пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода, новым видом государственной социальной помощи - социальное пособие (получателями социального пособия будут являться все граждане, признанные в установленном законодательством порядке малоимущими, вне зависимости от среднедушевого дохода семьи);

реализация с 1 июля 2019 года пилотного проекта по введению Семейного социального контракта для малоимущих семей с детьми на территориях муниципальных образований муниципальных районов "Сосногорск" и "Корткеросский";

4) формирования государственных программ по отраслевому признаку исходя из целей социально-экономического развития Республики Коми, заданных в Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года;

5) совершенствования нормативной правовой базы бюджетного планирования и исполнения республиканского бюджета Республики Коми в "программном формате", в том числе путем продолжения работы по интеграции региональных проектов в государственные программы Республики Коми, а также по специализации целевых статей расходов каждого регионального проекта в законе о республиканском бюджете Республики Коми и решениях о местных бюджетах Республики Коми;

6) развития системы аудита и мониторинга эффективности государственных программ Республики Коми, в том числе ожидаемых результатов от реализации их мероприятий, направленных на реализацию соглашений по предоставлению межбюджетных трансфертов;

7) оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений с целью обеспечения повышения качества предоставляемых услуг;

8) недопущения установления расходных обязательств Республики Коми, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

9) соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Коми, установленного Правительством Российской Федерации, в том числе путем:

разработки и ведения реестра полномочий (функций) органов исполнительной власти Республики Коми;

установления нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной штатной основе, и муниципальных служащих;

оптимизации структуры органов местного самоуправления, в том числе в связи с преобразованием муниципальных образований в Республике Коми;

10) совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми, в том числе посредством:

планирования обеспечения государственных нужд на основе принципа неразрывной связи с бюджетным процессом;

централизации полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми в отношении всех закупок, осуществляемых конкурентными способами, в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения количества нарушений при описании объектов закупок;

повышения открытости и прозрачности закупок путем поэтапного внедрения практики определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основе принципов "электронного магазина", в том числе с предварительным размещением участниками закупок заявок-оферт и возможностью оперативного выбора между ними предложения с минимальными ценами;

расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции;

унификации подходов к осуществлению закупочной деятельности, включая разработку типовых требований к закупаемым товарам и исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами, стандартизацию информации о закупке посредством применения описания позиции каталога товаров, работ, услуг, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок;

11) осуществления приватизации государственного имущества Республики Коми в соответствии с прогнозным планом мероприятий;

12) проведения своевременной и качественной кадастровой оценки земельных участков в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" (в 2020 году - земельные участки, находящиеся в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда; в 2021 году - земельные участки, находящиеся в составе земель населенных пунктов; в 2022 году - объекты капитального строительства);

13) привлечения в пределах имеющихся возможностей республиканского бюджета Республики Коми субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных проектов, а также получения иной поддержки из федерального бюджета в целях высвобождения бюджетных средств и направления их на финансирование других приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Коми;

14) совершенствования межбюджетных отношений, в том числе путем:

индексации объема Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми;

предоставления стимулирующих грантов муниципальным образованиям:

в целях увеличения собственной доходной базы местных бюджетов;

по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми и глав (руководителей) соответствующих администраций;

в целях финансового стимулирования преобразования муниципальных районов в муниципальные округа посредством объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района;

15) распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми (кроме субсидий, распределяемых на конкурсной основе, субсидий местным бюджетам за счет резервного фонда Правительства Республики Коми и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) законом Республики Коми о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

16) продолжения применения механизма "перечисления под фактическую потребность" в целях снижения объема неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов;

17) применения Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 6 сентября 2019 г. N 422;

18) совершенствования системы предоставления государственных услуг, путем:

применения системы оценки гражданами эффективности деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных услуг;

оптимизации административных процедур предоставления государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми;

дальнейшего повышения качества государственного управления и контроля путем передачи государственных услуг органов исполнительной власти Республики Коми и государственных учреждений Республики Коми в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;

19) создания условий для развития конкуренции и роста доли частного бизнеса на товарных рынках Республики Коми за счет развития инструментов финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, развития государственно-частного партнерства, совершенствования государственных и муниципальных закупок;

20) проведения работы по оптимизации бюджетных расходов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения частных инвесторов;

21) проведения процедур списания затрат в виде незавершенных капитальных вложений по не завершенным строительством объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;

22) внедрения в систему управления государственными финансами Республики Коми обзоров бюджетных расходов;

23) повышения эффективности внутреннего государственного финансового контроля путем совершенствования риск-ориентированных критериев планирования контрольной деятельности, формирования системы управления рисками;

24) вовлечения большего количества граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности посредством:

реализации инициативных проектов граждан, расширяя проект "Народный бюджет", в том числе через пилотные проекты "Бюджет и мы", "Народный бюджет в школе";

проведения мероприятий по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения, в том числе посредством популяризации финансовой грамотности и информирования населения через создаваемый Портал финансовой грамотности в Республике Коми;

открытого размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации (в том числе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации), связанной с реализацией бюджетного процесса;

формирования и публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационных брошюр "Бюджет для граждан";

проведения оценки муниципальных образований в Республике Коми в части открытости бюджетных данных;

продолжения практики размещения годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми на официальных сайтах ответственных исполнителей государственных программ Республики Коми, а также заслушивания их на общественных советах при органах исполнительной власти Республики Коми.

25) стимулирования предпринимательской активности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Коми в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы", в том числе за счет снижения налоговых ставок, применяемых при специальных режимах налогообложения;

26) повышения ликвидности республиканского бюджета Республики Коми путем:

формирования сбалансированного республиканского бюджета Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов с минимально возможным дефицитом;

планирования бюджетных расходов при соблюдении ограничения роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, не обеспеченных надежными источниками доходов в долгосрочном периоде, с учетом безусловного исполнения расходных обязательств Республики Коми и задач, поставленных в Указе N 204;

проведения операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств республиканского бюджета Республики Коми.

27) достижения значений показателей долговой устойчивости, соответствующих условиям соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных в 2017 году Республике Коми из федерального бюджета, обеспечение соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям Республики Коми, за счет:

проведения работы по диверсификации структуры долгового портфеля Республики Коми, ориентированной на равномерное распределение совокупных платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Коми во избежание "пиковых" нагрузок на республиканский бюджет Республики Коми;

непредоставления государственных гарантий;

отбора доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для республиканского бюджета Республики Коми условиями по срочности и стоимости.

Бюджетная и налоговая политика Республики Коми на 2020 - 2022 годы должна сохранить устойчивость бюджетной системы Республики Коми при стабильном росте базы налоговых доходов и сдерживании расходов для достижения сбалансированного бюджета с удержанием долговой нагрузки в безопасных пределах в целях неуклонного исполнения обязательств Республики Коми по реализации национальных проектов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 22.11.2019
Рубрики правового классификатора: 080.060.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать