Основная информация

Дата опубликования: 04 февраля 2014г.
Номер документа: RU29000201400077
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Проект

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 февраля 2014 г. № 28-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

(В редакции постановлений Правительства Архангельской области от 10.02.2015 №37-пп, от 09.06.2018 №261-пп)

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», областным законом от 29 октября 2010 года № 209-16-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Архангельской области», постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 – 2020 годы)», а также в целях определения стратегических задач и основных направлений политики Правительства Архангельской области в сфере социального предпринимательства на долгосрочную перспективу, обеспечивающих положительную динамику развития социального предпринимательства в Архангельской области, Правительство Архангельской области постановляет:

1.Утвердить прилагаемую Концепцию развития социального предпринимательства в Архангельской области до 2020 года (далее – Концепция).

2.Рекомендовать:

1)исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться Концепцией при разработке мероприятий, направленных на развитие социального предпринимательства в Архангельской области;

2)органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учитывать положения Концепции при разработке мероприятий и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Архангельской области.

3.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Архангельской области

И.А. Орлов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Архангельской области

от 04 февраля 2014 г. № 28-пп

КОНЦЕПЦИЯ

развития социального предпринимательства

в Архангельской области до 2020 года

I. Общие положения

Концепция развития социального предпринимательства в Архангельской области до 2020 года (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение правовой, организационной и экономической среды для формирования и развития социального предпринимательства в Архангельской области и определяет основные ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области (далее – органы государственной власти), органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно – органы местного самоуправления, муниципальные образования) и субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области (далее – субъекты предпринимательства).

Правовой основой разработки Концепции являются:

1)Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2)распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 467-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

3)приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»;

4)областной закон от 29 октября 2010 года 209-16-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Архангельской области»;

5)постановление Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 – 2020 годы)».

В рамках настоящей Концепции под социальным предпринимательством понимается социально ответственная предпринимательская деятельность субъектов предпринимательства, направленная на смягчение или решение социальных проблем, в том числе:

социальная поддержка;

обеспечение занятости;

развитие социальной сферы;

территориальное развитие;

развитие культурной среды.

Приоритетной является социально ответственная деятельность предпринимателей, обеспечивающая соответствие следующим условиям:

1)обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников государственных бюджетных образовательных организаций Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

2)предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:

а) содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;

б) социальное обслуживание граждан, медицинские услуги, физическая культура и массовый спорт, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

в) оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

г) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

д) обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

е) предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;

ж) содействие вовлечению в социально активную деятельность следующих групп граждан: инвалиды, сироты, выпускники государственных бюджетных образовательных организаций Архангельской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом, лица без определенного места жительства;

з) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

и) выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

II. Характеристика текущего состояния

социального предпринимательства

в Архангельской области

Одной из ключевых проблем Архангельской области является слабо развитая инфраструктура муниципальных районов Архангельской области, вызванная особенностями территории и климата Архангельской области, острый дисбаланс между уровнем деловой активности в крупных городах, административных центрах муниципальных районов Архангельской области и поселениях. Так, наблюдается неравномерное распределение малых предприятий (в том числе микропредприятий) по городским округам и муниципальным районам Архангельской области.

Архангельской области необходим переход к новому этапу развития, целью которого является повышение качества жизни, которое регион может обеспечить своим жителям. Такой переход возможен путем развития социального предпринимательства, позволяющего не только расширить спектр предоставляемых социальных услуг, но и создать систему стимулов для реализации проектов на принципах самоокупаемости.

Задачи, которые решаются в рамках сферы социального предпринимательства:

1)социализация и ресоциализация социально уязвимых групп населения, в частности: работа с экономически активными людьми старшего возраста, в том числе с пенсионерами, поддержка социально незащищенных

и нереализовавших в полной мере свой профессиональный потенциал женщин, адаптация военнослужащих к жизни вне службы, реализация проектов, направленных на трудоустройство бездомных, обеспечение занятости инвалидов;

2)обеспечение занятости населения, в том числе за счет развития молодежного предпринимательства, поддержка проектов, обеспечивающих самозанятость населения, создание рабочих мест, обеспечивающих деятельность социального предприятия;

3)развитие социальной сферы, связанное с уменьшением нагрузки на бюджеты всех уровней, за счет деятельности социальных предпринимательских проектов, сферы, где на сегодняшний день доминирует государство (проекты в сфере развития дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, массового спорта);

4)территориальное развитие за счет развития некоммерческих организаций, включая территориальное общественное самоуправление;

5)развитие культурной среды за счет максимально эффективного использования социальными предпринимателями потенциала существующих и вновь создаваемых учреждений культуры.

На текущем этапе государственная поддержка социального предпринимательства в Архангельской области оказывается в рамках государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 –2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 462-пп.

Основные направления поддержки:

1)финансовая поддержка оказывается в форме предоставления субсидий на оплату первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования, субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга, субсидий на поддержку инновационных бизнес-проектов. Так, при рассмотрении проектов конкурсной комиссией одним из критериев оценки является социальная значимость проекта для Архангельской области;

2)поддержка в сфере образования оказывается в форме бесплатного

и льготного бизнес-обучения кадров (проведение конференций, тренингов, семинаров, лекций, круглых столов) для руководителей и сотрудников малых и средних предприятий;

3)консультативная поддержка оказывается по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, по правовым вопросам и вопросам бизнес-планирования в форме предоставления доступа к базам данных, дистанционного консультирования. Начинающие предприниматели получают информационную поддержку по вопросам регистрации организаций, особенностей законодательства Российской Федерации в различных сферах деятельности. Региональный бизнес-инкубатор знакомит начинающих предпринимателей с системой финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, программами бизнес-образования, системой требований к охране труда, порядком и правилами оформления журнала проверок;

4)имущественная поддержка оказывается посредством формирования перечня государственного имущества Архангельской области, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности). Имущественная поддержка оказывается на основании статьи 26.3 областного закона от 29 октября

2008 года № 585-30-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Архангельской области».

Поддержка сферы социального предпринимательства требует реализации специфических мер, решения ряда фундаментальных вопросов,

в частности, разработки эффективной методологии идентификации социального предпринимательства, а также оценки эффективности социального бизнеса.

Важность и своевременность разработки настоящей Концепции подтверждают результаты опроса субъектов предпринимательства в рамках исследования государственного автономного учреждения Архангельской области «Центр изучения общественного мнения» в 2013 году на тему «Выявление потребности субъектов малого и среднего предпринимательства Архангельской области в обеспечении объектами инфраструктуры поддержки». По результатам опроса 22,5 процента субъектов малого

и среднего предпринимательства (90 респондентов) полностью уверены

в социальной ориентированности своего бизнеса, 32,75 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (131 респондент) частично уверены в социальной ориентированности своего бизнеса. Таким образом,

55,75 процента респондентов считают, что они оказывают социальные услуги нуждающимся гражданам. Оказываемые социальные услуги населению распределились следующим образом:

первое место занимает социальная услуга по содействию профессиональной ориентации в трудоустройстве, включая содействие самозанятости (эту услугу оказывают 12,75 процента субъектов малого

и среднего предпринимательства (51 респондент);

второе место занимает выпуск периодичных печатных изданий

и книжной продукции (эту услугу оказывают 12,25 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (49 респондентов);

третье место занимает перечень таких услуг, как бесплатная доставка продуктов, одежды, лекарственных средств, оказание бесплатных информационных услуг, льготный ремонт транспортных средств инвалидов, спонсорская помощь государственным бюджетным образовательным организациям Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (эти виды услуг оказывают 11,25 процента субъектов малого и среднего предпринимательства (45 респондентов).

По состоянию на 1 января 2013 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, малое предпринимательство в социальной сфере в Архангельской области характеризуется следующими показателями:

Показатель

2011 год

2012 год

1

2

3

1.

Количество малых предприятий (с учетом микропредприятий), ед., всего

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление коммунальных, персональных
и прочих социальных услуг

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

12 251

591

60

187

268

нет данных

14 216

591

70

214

317

140

1

2

3

2.

Численность занятых на малых предприятиях
(с учетом микропредприятий), чел.

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

68 121

4858

67 311

3688

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

77

1019

1150

нет данных

нет данных

1126

1066

418

3.

Оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий), млн. руб.

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

предоставление персональных услуг

123 411

2711

50

542

724

119,6

71,6

116 571

2503

нет данных

885

904

403

111

4.

Средняя заработная плата на малых предприятиях, руб.

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление коммунальных, персональных и прочих социальных услуг

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

предоставление персональных услуг

14 558

10 641

22 152

18 008

15 241

14 323

10 152

17 425

14 324

нет данных

18 407

16 215

14 319

10 020

Таким образом, несмотря на общее снижение оборота малых предприятий и численности занятых, в сферах, которые могут быть отнесены к социальному предпринимательству, наблюдается положительная динамика по всем четырем анализируемым показателям.

В последние годы в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция сотрудничества государства и бизнеса в инфраструктурных отраслях, которые ранее находились в государственной собственности и государственном управлении, в том числе в социальной сфере. Государство передает право временного пользования социальными объектами частному сектору, закрепляя за собой функции регулирования и контроля за их деятельностью. Такое взаимодействие осуществляется в рамках государственно-частного партнерства. Это связано с тем, что в бюджете нет достаточных финансовых ресурсов, позволяющих обеспечивать удовлетворение растущего спроса на услуги социальной сферы со стороны общества.

В рамках подпрограммы № 3 «Развитие государственно-частного партнерства» государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 462-пп, предусмотрены мероприятия по привлечению негосударственных организаций к обеспечению оказания медицинских услуг населению.

В 2013 году в муниципальном образовании «Город Архангельск» начал работу центр амбулаторного диализа, открытый в рамках государственно-частного партнерства.

В качестве приоритетного направления деятельности предполагается дальнейшее развитие различных форм государственно-частного партнерства и вывода ряда несвойственных функций на аутсорсинг. Доля услуг, которые в настоящее время переданы на аутсорсинг, крайне невелика и составляет 4,7 процента от общего финансирования сферы здравоохранения Архангельской области.

В сфере развития культуры наблюдается низкая обеспеченность населения услугами муниципальных учреждений культуры, связанная с неравномерностью размещения объектов культуры, недостатком муниципальных учреждений культуры в ряде отдаленных населенных пунктов Архангельской области, а также порой ограниченными возможностями таких учреждений вследствие несоответствия их материально-технической базы современным требованиям.

Социальное предпринимательство – один из вариантов частичного решения этих проблем, а также возможность расширения спектра услуг в сфере культуры.

В сложившихся условиях потенциально востребованы услуги, связанные с организацией и проведением отдыха и культурного досуга населения, в том числе для категории лиц с ограниченными возможностями.

При имеющемся в Архангельской области дефиците организаций и учреждений, осуществляющих кинопрокат и кинопоказ, приветствуется организация малых предприятий, осуществляющих кинопоказ.

Учитывая, что отличительной особенностью Архангельской области является уникальное наследие Русского Севера, в том числе в сфере народных художественных промыслов и ремесел, этот потенциал можно успешно использовать в производстве и продвижении изделий народных художественных промыслов и ремесел.

Предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере социального предпринимательства, имеют возможность участвовать в конкурсах на выделение грантов для реализации социально значимых культурных проектов в рамках государственных программ Архангельской области «Культура Русского Севера (2013 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 461-пп, и «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 года № 330-пп.

Для развития негосударственных форм дошкольного образования и организации дневного времяпрепровождения детей в Архангельской области созданы необходимые условия.

Областным законом от 22 ноября 2013 года № 38-3-ОЗ «О внесении изменений и дополнения в областной закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по осуществлению финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 21 февраля 2012 года № 51-пп «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса среди муниципальных образований Архангельской области и на право получения субсидий из областного бюджета на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства» субсидии предоставляются муниципальным образованиям на следующие мероприятия поддержки и развития малого и среднего предпринимательства при осуществлении их софинансирования участником конкурса на текущий финансовый год:

субъектам предпринимательства – на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;

индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Цели и задачи развития социального предпринимательства
в Архангельской области

Целью развития социального предпринимательства является обеспечение повышения вклада социального предпринимательства

в социально-экономическое развитие Архангельской области, а также эффективное решение актуальных социальных проблем общества.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1)разработка и совершенствование нормативных правовых актов Архангельской области сфере социального предпринимательства;

2)увеличение количества субъектов социального предпринимательства

в Архангельской области;

3)развитие форм государственно-частного партнерства, направленных на решение социальных задач;

4)формирование инфраструктуры поддержки социального предпринимательства;

5)вовлечение некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления в развитие социального предпринимательства;

6)организация системных научных исследований в сфере социального предпринимательства, обеспечение научного сопровождения развития социального предпринимательства;

7)подготовка профессиональных кадров для работы в сфере социального предпринимательства.

IV. Механизмы и инструменты реализации Концепции

Реализация положений Концепции предполагает следующие мероприятия:

1)разработка и совершенствование нормативных правовых актов Архангельской области в сфере социального предпринимательства;

2)предоставление различных видов государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся социальными предпринимателями, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3)создание и сопровождение деятельности регионального Центра инноваций в социальной сфере на базе действующего государственного автономного учреждения Архангельской области «Архангельский региональный бизнес-инкубатор»;

4)проведение образовательных мероприятий, направленных на развитие социального предпринимательства, а также участие в аналогичных мероприятиях других субъектов Российской Федерации;

5)подготовка и распространение информационных материалов о социальном предпринимательстве;

6)сопровождение функционирования раздела, посвященного социальному предпринимательству, на портале малого и среднего предпринимательства Архангельской области (www.msp29.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

7)формирование баз данных идей и проектов социальных предпринимателей Архангельской области;

8)совершенствование информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Архангельской области, торгово-промышленными палатами, иными объединениями предпринимателей, хозяйствующими субъектами, образовательными организациями и научными учреждениями;

9)внедрение системы стимулирования и поощрения социальных предпринимателей.

V. Заключительные положения

Концепция определяет основы развития социального предпринимательства Архангельской области на период до 2020 года.

Результатом реализации настоящей Концепции должно стать формирование эффективных механизмов решения актуальных социальных проблем общества, во-первых, путем обеспечения повышения вклада предпринимательства в социально-экономическое развитие Архангельской области, а во-вторых, путем обеспечения реализации социальных проектов некоммерческих организаций за счет доходов от своей предпринимательской деятельности.

Развитие сферы социального предпринимательства является одним из наиболее перспективных направлений для решения социальных задач, стоящих сегодня перед Правительством Архангельской области.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 030.020.030 Индивидуальные предприниматели

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать