Основная информация
Дата опубликования: | 04 сентября 2020г. |
Номер документа: | RU39022118202000253 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Москва |
Принявший орган: | Администрация муниципального образования "Балтийский городской округ" |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты муниципальных образований |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Комплексная целевая Программа «Оздоровление, отдых и занятость детей и подростков в Балтийском муниципальном районе в 2014-2018 годах»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«БАЛТИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Администрация Балтийского городского округа
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«04» сентября 2020 года № 564
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации Балтийского городского округа от 22.05.2020 года № 319 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области», администрация Балтийского городского округа
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить муниципальную программу муниципального образования «Балтийский городской округ» «Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021 - 2025 годы», согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Вестник Балтийска» и разместить на официальном сайте администрации Балтийского городского округа.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на начальника управления социальной защиты населения администрации Балтийского городского округа Кривошей Л.А.
Глава администрации
муниципального образования
«Балтийский городской округ» С.В. Мельников
Приложение
к Постановлению администрации
Балтийского городского округа
от 04 сентября 2020г. № 564
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального образования
«Балтийский городской округ»
«Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021 - 2025 годы»
2020
ПАСПОРТ
муниципальной программы муниципального образования «Балтийский городской округ» «Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов,
на 2021 - 2025 годы»
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Управление социальной защиты населения администрации Балтийского городского округа
Соисполнители муниципальной программы
- Администрация муниципального образования «Балтийский городской округ»;
- Комитет городского хозяйства администрации Балтийского городского округа;
- Управление образования администрации Балтийского городского округа;
- ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница»;
- Балтийский отдел по содействию занятости ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области»;
- МБУ «ЦСО «Гармония»;
- ГБУСО КО «ЦСПСиД в МО «БГО».
Цели муниципальной программы
Создание условий для беспрепятственного доступа к социально значимым объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (культура, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, информация)
Задачи муниципальной программы
1. оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
2. повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
3. реабилитация инвалидов;
4. создание условий для организации трудовой занятости инвалидов;
5. устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
6. поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Основные целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
1. численность инвалидов, занимающихся спортом;
2. количество рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов;
3. количество инвалидов, принявших участие в посещении культурно-массовых мероприятий;
4. количество инвалидов, принявших участие в спортивных мероприятиях;
5. количество организаций, принявших участие в конкурсе.
Сроки и этапы реализации муниципальной программы
2021-2025 годы, без деления на этапы
Объем средств местного бюджета на финансирование муниципальной программы и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников (с разбивкой по годам)
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет местного бюджета.
Общая потребность финансового обеспечения Программы составляет 2 450,0 тыс. рублей, в том числе:
Год
Местный бюджет
2021
490,0 тыс. рублей
2022
490,0 тыс. рублей
2023
490,0 тыс. рублей
2024
490,0 тыс. рублей
2025
490,0 тыс. рублей
Итого:
2 450,0 тыс. рублей
Объем средств, выделяемых на реализацию Программы, подлежит ежегодному уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
1. увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития;
2. увеличение численности инвалидов и других маломобильных групп населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
3. увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности;
4. увеличение в округе количества рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов.
1. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
1.1 Итоги развития и современное состояние сферы реализации муниципальной программы
Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая определила принципы построения политики государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Еще одним важнейшим направлением Конвенции является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должны охватывать медицинский, социальный аспект и вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
Реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступными для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания.
Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к реабилитации и абилитации.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
Актуальность решения проблем инвалидов обусловлена их масштабностью. По данным мониторинга основных социально-демографических показателей на территории Балтийского городского округа проживает 1 686 инвалидов, что составляет 5 % от общей численности населения округа.
Группа инвалидности
Численность инвалидов
на 01.01.2020 года
1 группа
277
2 группа
564
3 группа
749
Дети-инвалиды
96
Всего:
1686
За прошедшие годы сформировалась и развивается система реабилитации инвалидов. На территории Калининградской области в качестве исполнителей мероприятий по реабилитации инвалидов осуществляют свою деятельность следующие организации:
- ГБСУСО КО «Региональный реабилитационный центр для инвалидов «Новые горизонты» (г. Ладушкин);
- ГБУСО КО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» (г. Калининград);
- ГБУСО КО «Реабилитационный центр для детей и подростков «Детство» (г. Калининград);
- ГБУСО КО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Жемчужина» (г. Советск);
- Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «Мария» (г. Калининград).
Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности в реабилитации инвалидов, но при этом интеграция их в социальную среду остается крайне актуальной.
Многие объекты социальной инфраструктуры были построены без приспособлений для доступа инвалидов в силу несовершенства применявшихся ранее архитектурно-планировочных решений строящихся объектов. В связи с этим при дальнейшей реконструкции объектов социальной инфраструктуры должны быть учтены действующие строительные нормы и правила.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
- ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
В связи с этим, необходимо продолжение решения проблем программно- целевым методом.
В целях системного подхода к созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в администрации Балтийского городского округа создана комиссия по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в которую включены представители структурных подразделений администрации округа, а также представители общественных организаций инвалидов. В соответствии с постановлением администрации Балтийского муниципального района от 29.05.2012 № 540 «О проведении обследования и паспортизации объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры на доступность их для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов» с 2013 года проводится инвентаризация и паспортизация приоритетных объектов. В настоящее время оформлены и утверждены паспорта доступности на 39 объектах, включенных в Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг, работа по оформлению паспортов ОСИ продолжается.
В декабре 2017 года за счет средств местного бюджета в МКУ «МФЦ БМР» выполнены работы по установке системы вызова помощи, информационных табличек, мнемосхемы, нанесены тактильные рифы и выделены контрастном дверные проемы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Весной 2018 года за счёт средств местного бюджета на городском стадионе «Балтиец» было установлено спортивное оборудование, на котором могут заниматься люди с ограниченными возможностями здоровья.
В январе 2018 года по адресу: г. Балтийск, пр-т Ленина, д. 101 (первый подъезд) и в апреле 2018 года по адресу: г. Балтийск, ул. Гоголя, д. 2 (подъезд № 2) установлены пандусы для инвалидов 1 группы.
В течение 2019 года в ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» создана доступная среда для инвалидов: в здании поликлиники, главном корпусе больницы и женской консультации установлены поручни, установлена кнопка вызова для инвалидов.
В МБДОУ детский сад № 2 создана доступная среда для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: выполнен ремонт входной двери с установкой видеодомофона, произведён ремонт общего туалет, расположенного на первом этаже.
В МБДОУ – Центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Балтийска выполнены работы по расширению дверных проемов в раздевалке, туалетной комнате, групповой комнате, установлен умывальник для детей-инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, установлены откидные поручни возле унитаза, локтевой смеситель, приобретён лестничный подъемник.
В июле-августе 2019 года управляющей компанией «БалтДом» установлены поручни на внутри домовой лестнице для инвалида, проживающего по адресу: г. Балтийск, пр-т Ленина, д. 59.
13.12.2019 года представители Балтийского городского окружного отделения КООООО «Всероссийское общество инвалидов» совместно с администрацией Балтийского городского округа и волонтерами провели мониторинг доступного туристического маршрута в г. Балтийске.
В мае 2020 года для людей с ограниченными возможностями здоровья установлен пандус у подъезда дома № 66 по проспекту Ленина в г. Балтийске.
Транспортные услуги жителям округа оказывают частные перевозчики на микроавтобусах, которые не приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников, поэтому инвалиды пользуются услугами социального такси МБУСО «Центр социального обслуживания пожилых людей и инвалидов «Гармония».
Однако, несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других маломобильных групп населения, в настоящее время в Балтийском городском округе окончательно не сформирована система безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для интеграции их в обществе.
1.2 Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
С целью формирования доступной среды для инвалидов на территории округа реконструируются здания учреждений.
Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача – обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации в связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым на территории округа. Удельный вес доступных (полностью или частично) объектов инфраструктуры не превысил 40 %.
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации муниципальной программы.
В первоочередном порядке необходимо:
- внести изменения в нормативно-правовые документы, регламентирующие обязательное соблюдение требований доступности для объектов, зданий, сооружений при строительстве новых объектов и реконструкции существующих объектов, с учетом изменений действующего законодательства;
- реализовать необходимые мероприятия по определению приоритетных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, выполнив обследование и паспортизацию этих объектов;
- определить объем необходимых средств бюджета для выполнения работ по доступности объектов, зданий, сооружений при строительстве новых и реконструкции существующих объектов.
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программно–целевым методом заключается в следующем:
1. Масштабность, высокая социально – экономическая значимость проблемы: решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности.
2. Инновационный характер проблемы: для ее решения необходима выработка новых нормативных, методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг.
3. Комплексность проблемы: необходимо решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников, реализация соответствующего комплекса мероприятий.
4. Межведомственный характер проблемы с учетом содержания, перечня задач, требующих решения: для ее решения необходимо межведомственное взаимодействие федеральных исполнительных органов государственной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений, организаций, обществ.
5. Длительность решения проблемы: проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
2. Основные направления развития в сфере реализации муниципальной программы
2.1. Приоритеты муниципальной политики Балтийского городского округа в сфере реализации муниципальной программы
Муниципальная программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также устранить социальную разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.
Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения позволит инвалидам и другим маломобильным группам населения реализовать свои права и свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни Балтийского городского округа.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающей права и потребности жителей Балтийского городского округа, необходимость решения которой вытекает из требований действующего законодательства Российской Федерации.
2.2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач муниципальной программы
С учетом нормативных правовых актов определена цель муниципальной программы: создание условий для беспрепятственного доступа к социально значимым объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (культура, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, информация).
Для достижения цели муниципальной программы предстоит решение следующих задач:
1. оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
2. повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
3. реабилитация инвалидов;
4. создание условий для организации трудовой занятости инвалидов;
5. устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
6. поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Для оценки результатов реализации Программы используются следующие целевые показатели (индикаторы) эффективности ее реализации:
1. численность инвалидов, занимающихся спортом;
2. количество рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов;
3. количество инвалидов, принявших участие в посещении культурно-массовых мероприятий;
4. количество инвалидов, принявших участие в спортивных мероприятиях;
5. количество организаций, принявших участие в конкурсе.
Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы приведены в приложении № 3 к муниципальной программе.
2.3. Описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит:
- оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и
формирования карт доступности объектов и услуг;
- повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг, обеспечив
доступность указанных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Кроме того, к ожидаемым результатам реализации Программы относятся:
- увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития;
- увеличение численности инвалидов и других маломобильных групп населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности;
- увеличение в округе количества рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов.
2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2021 по 2025 год, без деления на этапы.
Промежуточные показатели реализации Программы определяются в ходе ежегодного мониторинга и служат основанием для принятия решения о корректировке.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Мероприятия, направленные на решение задач Программы, сформированы по следующим направлениям:
1. Оценка состояния доступности объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.
Для реализации данной задачи предусмотрены следующие мероприятия:
- проведение паспортизации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с привлечением представителей общественных организаций инвалидов;
- формирование и поддержание в актуальном состоянии реестра социально значимых объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности;
- изучение потребности и предложения инвалидов по вопросу доступности для них среды жизнедеятельности (с проведением круглых столов).
2. Обеспечение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятия данного направления включают в себя:
- организацию должного контроля на этапе проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию новых или реконструируемых объектов (с участием отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Балтийский городской округ», общественных организаций инвалидов);
- строительство и проектирование в соответствии с нормами и требованиями их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- оборудование объектов инженерной и социальной инфраструктуры пандусами, напольными тактильными обозначениями, переговорными устройствами для вызова персонала, табличками на шрифте Брайля, тактильными табличками.
3. Обеспечение дорожно-транспортной доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Балтийском городском округе.
Данное направление включает в себя следующие программные мероприятия:
- оборудование транспортных коммуникаций вблизи социально-значимых объектов (включает в себя установку дорожных знаков и нанесение дорожной разметки);
- предоставление транспортных услуг Социальной службой перевозок для инвалидов.
4. Преодоление социальной разобщенности и «отношенческих» барьеров в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Балтийском городском округе.
Мероприятия данного направления предусматривают создание условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности, в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Направление включает в себя:
- организацию и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий и учебно-тренировочных мероприятий с участием инвалидов;
- организацию общественных работ с предоставлением рабочего места инвалидам;
- проведение культурно-массовых, спортивных и досуговых мероприятий для инвалидов;
- предоставление на конкурсной основе грантов (субсидий) СОНКО;
- информационно-разъяснительную работу.
Система мероприятий муниципальной программы приведена в приложении № 1 к муниципальной программе.
4. Обобщенная характеристика мер правового регулирования в соответствующей сфере
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г., Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
5. Объемы финансирования муниципальной программы
Общий объем финансирования составляет 2 450,0 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2021 год – 490,0 тыс. рублей;
2022 год – 490,0 тыс. рублей;
2023 год – 490,0 тыс. рублей;
2024 год – 490,0 тыс. рублей.
2025 год – 490,0 тыс. рублей
Источник финансирования – местный бюджет.
Объем финансовых потребностей представлен в приложении № 2 к муниципальной программе.
6. Анализ рисков реализации и основные меры управления рисками реализации муниципальной программы
Характер программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления программой:
- отсутствие ожидаемых конечных результатов программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп граждан;
- несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках программы.
В рамках реализации программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации:
1. Финансовый риск реализации программы может привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств местного бюджета. Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий программы.
2. Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов программы является типичным при выполнении программы и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности, формирование плана реализации программы, содержащего перечень мероприятий программы, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.
Меры, направленные на снижение рисков реализации мероприятий Программы, включают:
- стратегическое планирование и прогнозирование, реализацию мониторинга, своевременное уточнение и корректировку Программы;
- применение правовых методов влияния, способствующих решению задач Программы.
7. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов, на создание им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе создания доступной среды жизнедеятельности. Эффективность программы будет обеспечена за счет реализации мер по повышению доступности и качества социальных услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе реабилитационных, что будет способствовать повышению уровня здоровья, качества и продолжительности жизни этой категории граждан.
Социальная эффективность программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе:
- за счет увеличения уровня информированности граждан с ограниченными возможностями здоровья о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
- за счет преодоления социальной изоляции и включенности граждан с различными ограничениями в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные);
- по результатам информационных кампаний и акций СМИ в освещении проблем инвалидности для граждан, не являющихся инвалидами;
- за счет повышения уровня и качества важнейших реабилитационных услуг с увеличением позитивных результатов реабилитации.
Экономическая эффективность программы будет обеспечена путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.
Оценка эффективности муниципальной программы будет ежегодно производиться на основе использования целевых индикаторов исходя из соответствия текущих значений показателей с их плановыми значениями.
Критериями оценки эффективности реализации муниципальной программы являются:
1) степень достижения запланированных результатов реализации Программы;
2) процент отклонения достигнутых значений целевых показателей от плановых значений;
3) динамика расходов на реализацию Программы;
4) динамика показателей эффективности и результативности реализации Программы.
Для выявления степени достижения запланированных результатов реализации программы фактические значения целевых показателей сопоставляются с их плановыми значениями, формируются абсолютные и относительные отклонения.
В случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) между плановыми и фактическими значениями показателей проводится анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. Для каждой группы факторов, внутренних и внешних, оценивается их влияние на отклонение показателя от плановых значений.
Оценка эффективности реализации программы по мероприятиям определяется по формуле:
где:
Ei - эффективность реализации i-го мероприятия программы (процентов);
Tfi - фактический индикатор, отражающий реализацию i-го мероприятия программы, достигнутый в ходе ее реализации;
TNi - целевой показатель, отражающий реализацию i-го мероприятия, предусмотренный программой.
Оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
где:
E — эффективность реализации программы (процентов);
n - количество целевых показателей программы.
Порядок получения данных для расчета целевых показателей программы формируется на основании данных мониторинга основных социально-демографических показателей, оценки состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Приложение № 1
к муниципальной программе
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
муниципальной программы муниципального образования «Балтийский городской округ»
«Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021-2025 годы»
№ п/п
Наименование задачи, показателя, муниципальной программы, мероприятия
Единица измерения
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Задача: Реабилитация инвалидов
1.1
Показатель – Численность инвалидов, занимающихся спортом
Чел.
252
252
252
252
252
1.1.1
Мероприятие – Организация и проведение спортивно-оздоровительных и учебно-тренировочных мероприятий с участием инвалидов
Тыс.руб.
245,00
245,00
245,00
245,00
245,00
2.
Задача: Создание условий для организации трудовой занятости инвалидов
2.1.
Показатель – Количество рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов.
Ед.
10
10
10
10
10
2.1
Мероприятие - Организация общественных работ с предоставлением рабочего места инвалидам
Тыс.руб.
85,0
85,0
85,0
85,0
85,0
3.
Задача: Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами
3.1
Показатель – Количество инвалидов, принявших участие в посещении культурно-массовых мероприятий
Чел.
50
50
50
50
50
Показатель - Количество инвалидов, принявших участие в спортивных мероприятиях
Чел.
25
25
25
25
25
3.2
Мероприятие - Проведение конкурсов, фестивалей, посещение культурно-массовых мероприятий (транспортные услуги и приобретение билетов на мероприятия)
Тыс. руб.
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
3.3
Мероприятие - Проведение, участие в спортивных мероприятиях
Тыс. руб.
25,0
25,0
25,0
25,0
25,0
4.
Задача: Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
4.1
Показатель – Количество организаций, принявших участие в конкурсе
Ед.
3
3
3
3
3
4.2
Мероприятие - Предоставление на конкурсной основе грантов (субсидий)
СОНКО
Тыс. руб.
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
Приложение № 2
к муниципальной программе
ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
на реализацию мероприятий муниципальной программы муниципального образования «Балтийский городской округ»
«Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021-2025 годы»
№ п/п
Наименование мероприятия
Источник финансирования
Финансовые затраты, тыс. руб.
Исполнитель мероприятия
Участник мероприятия
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общий объем потребности в финансовых ресурсах на выполнение программы, в том числе:
Всего
490,0
490,0
490,0
490,0
490,0
УСЗН
ФБ
-
-
-
-
-
ОБ
-
-
-
-
-
МБ
490,0
490,0
490,0
490,0
490,0
УСЗН
ПП
-
-
-
-
-
Главный распорядитель бюджетных средств:
Управление социальной защиты населения
Всего
490,0
490,0
490,0
490,0
490,0
УСЗН
ФБ
-
-
-
-
-
ОБ
-
-
-
-
-
МБ
490,0
490,0
490,0
490,0
490,0
УСЗН
ПП
-
-
-
-
-
Приложение № 3
к муниципальной программе
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
реализации муниципальной программы муниципального образования «Балтийский городской округ»
«Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021-2025 годы»
на 2021 год
Ответственный исполнитель муниципальной программы: Управление социальной защиты населения администрации Балтийского городского округа
(комитет, управление, отдел, учреждение)
Наименование критерия
План по муниципальной программе
Исполнение целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
1.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
1.1
Численность инвалидов, занимающихся спортом
240 чел.
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
1.2.
Заключение договора с ГКУ КО «ЦЗН КО»
ежемесячно до
31.12.2021 г.
Финансирование отдельных мероприятий муниципальной программы
1.3.
Наименование мероприятия программы:
Организация и проведение спортивно оздоровительных и учебно-тренировочных мероприятий с участием инвалидов
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
245,0
срок финансирования
планируемый срок
Наименование критерия
План по муниципальной программе
Исполнение целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
2.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
2.1
Количество рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов.
10
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
2.2.
Заключение трёхстороннего соглашения с ГКУ КО «ЦЗН КО», УСЗН, работодателем
31.12.2021 г.
2.3.
Наименование мероприятия программы:
Организация общественных работ с предоставлением рабочего места инвалидам
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
85,0
срок финансирования
планируемый срок
Исполнение целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
3.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
3.1
Количество инвалидов, принявших участие в посещении культурно-массовых мероприятий
50 чел.
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
3.3.
Ходатайство председателя Балтийского городского окружного отделения КООООО «Всероссийское общество инвалидов»
31.12.2021 г.
3.4
Наименование мероприятия программы:
Проведение конкурсов, фестивалей, посещение культурно-массовых мероприятий (транспортные услуги и приобретение билетов на мероприятия)
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
35,0
срок финансирования
планируемый срок
4.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
4.1
Количество инвалидов, принявших участие в спортивных мероприятиях
25 чел.
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
4.2.
Подготовка постановления об организации и проведении мероприятий
до 30.06.2021 г.
4.3.
Проведение, участие в спортивных мероприятиях
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
25,0
срок финансирования
планируемый срок
Исполнение целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
5.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
5.1
Количество организаций, принявших участие в конкурсе
3
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
5.2.
Заключение договора на предоставление гранта (субсидии)
до 30.09.2021 г.
5.3.
Наименование мероприятия программы:
Предоставление на конкурсной основе грантов (субсидий) СО НКО
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
100,0
срок финансирования
планируемый срок
Начальник Управления социальной защиты населения
администрации Балтийского городского округа Л.А. Кривошей
Комплексная целевая Программа «Оздоровление, отдых и занятость детей и подростков в Балтийском муниципальном районе в 2014-2018 годах»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«БАЛТИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Администрация Балтийского городского округа
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«04» сентября 2020 года № 564
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации Балтийского городского округа от 22.05.2020 года № 319 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области», администрация Балтийского городского округа
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить муниципальную программу муниципального образования «Балтийский городской округ» «Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021 - 2025 годы», согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Вестник Балтийска» и разместить на официальном сайте администрации Балтийского городского округа.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на начальника управления социальной защиты населения администрации Балтийского городского округа Кривошей Л.А.
Глава администрации
муниципального образования
«Балтийский городской округ» С.В. Мельников
Приложение
к Постановлению администрации
Балтийского городского округа
от 04 сентября 2020г. № 564
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального образования
«Балтийский городской округ»
«Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021 - 2025 годы»
2020
ПАСПОРТ
муниципальной программы муниципального образования «Балтийский городской округ» «Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов,
на 2021 - 2025 годы»
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Управление социальной защиты населения администрации Балтийского городского округа
Соисполнители муниципальной программы
- Администрация муниципального образования «Балтийский городской округ»;
- Комитет городского хозяйства администрации Балтийского городского округа;
- Управление образования администрации Балтийского городского округа;
- ГБУЗ КО «Балтийская центральная районная больница»;
- Балтийский отдел по содействию занятости ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области»;
- МБУ «ЦСО «Гармония»;
- ГБУСО КО «ЦСПСиД в МО «БГО».
Цели муниципальной программы
Создание условий для беспрепятственного доступа к социально значимым объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (культура, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, информация)
Задачи муниципальной программы
1. оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
2. повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
3. реабилитация инвалидов;
4. создание условий для организации трудовой занятости инвалидов;
5. устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
6. поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Основные целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
1. численность инвалидов, занимающихся спортом;
2. количество рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов;
3. количество инвалидов, принявших участие в посещении культурно-массовых мероприятий;
4. количество инвалидов, принявших участие в спортивных мероприятиях;
5. количество организаций, принявших участие в конкурсе.
Сроки и этапы реализации муниципальной программы
2021-2025 годы, без деления на этапы
Объем средств местного бюджета на финансирование муниципальной программы и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников (с разбивкой по годам)
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет местного бюджета.
Общая потребность финансового обеспечения Программы составляет 2 450,0 тыс. рублей, в том числе:
Год
Местный бюджет
2021
490,0 тыс. рублей
2022
490,0 тыс. рублей
2023
490,0 тыс. рублей
2024
490,0 тыс. рублей
2025
490,0 тыс. рублей
Итого:
2 450,0 тыс. рублей
Объем средств, выделяемых на реализацию Программы, подлежит ежегодному уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
1. увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития;
2. увеличение численности инвалидов и других маломобильных групп населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
3. увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности;
4. увеличение в округе количества рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов.
1. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
1.1 Итоги развития и современное состояние сферы реализации муниципальной программы
Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая определила принципы построения политики государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Еще одним важнейшим направлением Конвенции является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должны охватывать медицинский, социальный аспект и вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
Реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступными для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания.
Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к реабилитации и абилитации.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
Актуальность решения проблем инвалидов обусловлена их масштабностью. По данным мониторинга основных социально-демографических показателей на территории Балтийского городского округа проживает 1 686 инвалидов, что составляет 5 % от общей численности населения округа.
Группа инвалидности
Численность инвалидов
на 01.01.2020 года
1 группа
277
2 группа
564
3 группа
749
Дети-инвалиды
96
Всего:
1686
За прошедшие годы сформировалась и развивается система реабилитации инвалидов. На территории Калининградской области в качестве исполнителей мероприятий по реабилитации инвалидов осуществляют свою деятельность следующие организации:
- ГБСУСО КО «Региональный реабилитационный центр для инвалидов «Новые горизонты» (г. Ладушкин);
- ГБУСО КО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» (г. Калининград);
- ГБУСО КО «Реабилитационный центр для детей и подростков «Детство» (г. Калининград);
- ГБУСО КО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Жемчужина» (г. Советск);
- Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «Мария» (г. Калининград).
Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности в реабилитации инвалидов, но при этом интеграция их в социальную среду остается крайне актуальной.
Многие объекты социальной инфраструктуры были построены без приспособлений для доступа инвалидов в силу несовершенства применявшихся ранее архитектурно-планировочных решений строящихся объектов. В связи с этим при дальнейшей реконструкции объектов социальной инфраструктуры должны быть учтены действующие строительные нормы и правила.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
- ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
В связи с этим, необходимо продолжение решения проблем программно- целевым методом.
В целях системного подхода к созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в администрации Балтийского городского округа создана комиссия по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в которую включены представители структурных подразделений администрации округа, а также представители общественных организаций инвалидов. В соответствии с постановлением администрации Балтийского муниципального района от 29.05.2012 № 540 «О проведении обследования и паспортизации объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры на доступность их для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов» с 2013 года проводится инвентаризация и паспортизация приоритетных объектов. В настоящее время оформлены и утверждены паспорта доступности на 39 объектах, включенных в Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг, работа по оформлению паспортов ОСИ продолжается.
В декабре 2017 года за счет средств местного бюджета в МКУ «МФЦ БМР» выполнены работы по установке системы вызова помощи, информационных табличек, мнемосхемы, нанесены тактильные рифы и выделены контрастном дверные проемы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Весной 2018 года за счёт средств местного бюджета на городском стадионе «Балтиец» было установлено спортивное оборудование, на котором могут заниматься люди с ограниченными возможностями здоровья.
В январе 2018 года по адресу: г. Балтийск, пр-т Ленина, д. 101 (первый подъезд) и в апреле 2018 года по адресу: г. Балтийск, ул. Гоголя, д. 2 (подъезд № 2) установлены пандусы для инвалидов 1 группы.
В течение 2019 года в ГБУЗ Калининградской области «Балтийская центральная районная больница» создана доступная среда для инвалидов: в здании поликлиники, главном корпусе больницы и женской консультации установлены поручни, установлена кнопка вызова для инвалидов.
В МБДОУ детский сад № 2 создана доступная среда для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: выполнен ремонт входной двери с установкой видеодомофона, произведён ремонт общего туалет, расположенного на первом этаже.
В МБДОУ – Центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Балтийска выполнены работы по расширению дверных проемов в раздевалке, туалетной комнате, групповой комнате, установлен умывальник для детей-инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, установлены откидные поручни возле унитаза, локтевой смеситель, приобретён лестничный подъемник.
В июле-августе 2019 года управляющей компанией «БалтДом» установлены поручни на внутри домовой лестнице для инвалида, проживающего по адресу: г. Балтийск, пр-т Ленина, д. 59.
13.12.2019 года представители Балтийского городского окружного отделения КООООО «Всероссийское общество инвалидов» совместно с администрацией Балтийского городского округа и волонтерами провели мониторинг доступного туристического маршрута в г. Балтийске.
В мае 2020 года для людей с ограниченными возможностями здоровья установлен пандус у подъезда дома № 66 по проспекту Ленина в г. Балтийске.
Транспортные услуги жителям округа оказывают частные перевозчики на микроавтобусах, которые не приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников, поэтому инвалиды пользуются услугами социального такси МБУСО «Центр социального обслуживания пожилых людей и инвалидов «Гармония».
Однако, несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других маломобильных групп населения, в настоящее время в Балтийском городском округе окончательно не сформирована система безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для интеграции их в обществе.
1.2 Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
С целью формирования доступной среды для инвалидов на территории округа реконструируются здания учреждений.
Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача – обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации в связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым на территории округа. Удельный вес доступных (полностью или частично) объектов инфраструктуры не превысил 40 %.
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации муниципальной программы.
В первоочередном порядке необходимо:
- внести изменения в нормативно-правовые документы, регламентирующие обязательное соблюдение требований доступности для объектов, зданий, сооружений при строительстве новых объектов и реконструкции существующих объектов, с учетом изменений действующего законодательства;
- реализовать необходимые мероприятия по определению приоритетных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, выполнив обследование и паспортизацию этих объектов;
- определить объем необходимых средств бюджета для выполнения работ по доступности объектов, зданий, сооружений при строительстве новых и реконструкции существующих объектов.
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программно–целевым методом заключается в следующем:
1. Масштабность, высокая социально – экономическая значимость проблемы: решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности.
2. Инновационный характер проблемы: для ее решения необходима выработка новых нормативных, методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг.
3. Комплексность проблемы: необходимо решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников, реализация соответствующего комплекса мероприятий.
4. Межведомственный характер проблемы с учетом содержания, перечня задач, требующих решения: для ее решения необходимо межведомственное взаимодействие федеральных исполнительных органов государственной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений, организаций, обществ.
5. Длительность решения проблемы: проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
2. Основные направления развития в сфере реализации муниципальной программы
2.1. Приоритеты муниципальной политики Балтийского городского округа в сфере реализации муниципальной программы
Муниципальная программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также устранить социальную разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.
Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения позволит инвалидам и другим маломобильным группам населения реализовать свои права и свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни Балтийского городского округа.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающей права и потребности жителей Балтийского городского округа, необходимость решения которой вытекает из требований действующего законодательства Российской Федерации.
2.2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач муниципальной программы
С учетом нормативных правовых актов определена цель муниципальной программы: создание условий для беспрепятственного доступа к социально значимым объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (культура, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, информация).
Для достижения цели муниципальной программы предстоит решение следующих задач:
1. оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
2. повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
3. реабилитация инвалидов;
4. создание условий для организации трудовой занятости инвалидов;
5. устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
6. поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Для оценки результатов реализации Программы используются следующие целевые показатели (индикаторы) эффективности ее реализации:
1. численность инвалидов, занимающихся спортом;
2. количество рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов;
3. количество инвалидов, принявших участие в посещении культурно-массовых мероприятий;
4. количество инвалидов, принявших участие в спортивных мероприятиях;
5. количество организаций, принявших участие в конкурсе.
Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы приведены в приложении № 3 к муниципальной программе.
2.3. Описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит:
- оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и
формирования карт доступности объектов и услуг;
- повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг, обеспечив
доступность указанных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Кроме того, к ожидаемым результатам реализации Программы относятся:
- увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития;
- увеличение численности инвалидов и других маломобильных групп населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности;
- увеличение в округе количества рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов.
2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2021 по 2025 год, без деления на этапы.
Промежуточные показатели реализации Программы определяются в ходе ежегодного мониторинга и служат основанием для принятия решения о корректировке.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Мероприятия, направленные на решение задач Программы, сформированы по следующим направлениям:
1. Оценка состояния доступности объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.
Для реализации данной задачи предусмотрены следующие мероприятия:
- проведение паспортизации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с привлечением представителей общественных организаций инвалидов;
- формирование и поддержание в актуальном состоянии реестра социально значимых объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности;
- изучение потребности и предложения инвалидов по вопросу доступности для них среды жизнедеятельности (с проведением круглых столов).
2. Обеспечение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятия данного направления включают в себя:
- организацию должного контроля на этапе проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию новых или реконструируемых объектов (с участием отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Балтийский городской округ», общественных организаций инвалидов);
- строительство и проектирование в соответствии с нормами и требованиями их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- оборудование объектов инженерной и социальной инфраструктуры пандусами, напольными тактильными обозначениями, переговорными устройствами для вызова персонала, табличками на шрифте Брайля, тактильными табличками.
3. Обеспечение дорожно-транспортной доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Балтийском городском округе.
Данное направление включает в себя следующие программные мероприятия:
- оборудование транспортных коммуникаций вблизи социально-значимых объектов (включает в себя установку дорожных знаков и нанесение дорожной разметки);
- предоставление транспортных услуг Социальной службой перевозок для инвалидов.
4. Преодоление социальной разобщенности и «отношенческих» барьеров в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Балтийском городском округе.
Мероприятия данного направления предусматривают создание условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности, в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Направление включает в себя:
- организацию и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий и учебно-тренировочных мероприятий с участием инвалидов;
- организацию общественных работ с предоставлением рабочего места инвалидам;
- проведение культурно-массовых, спортивных и досуговых мероприятий для инвалидов;
- предоставление на конкурсной основе грантов (субсидий) СОНКО;
- информационно-разъяснительную работу.
Система мероприятий муниципальной программы приведена в приложении № 1 к муниципальной программе.
4. Обобщенная характеристика мер правового регулирования в соответствующей сфере
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г., Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
5. Объемы финансирования муниципальной программы
Общий объем финансирования составляет 2 450,0 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
2021 год – 490,0 тыс. рублей;
2022 год – 490,0 тыс. рублей;
2023 год – 490,0 тыс. рублей;
2024 год – 490,0 тыс. рублей.
2025 год – 490,0 тыс. рублей
Источник финансирования – местный бюджет.
Объем финансовых потребностей представлен в приложении № 2 к муниципальной программе.
6. Анализ рисков реализации и основные меры управления рисками реализации муниципальной программы
Характер программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления программой:
- отсутствие ожидаемых конечных результатов программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп граждан;
- несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках программы.
В рамках реализации программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации:
1. Финансовый риск реализации программы может привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств местного бюджета. Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий программы.
2. Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов программы является типичным при выполнении программы и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности, формирование плана реализации программы, содержащего перечень мероприятий программы, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.
Меры, направленные на снижение рисков реализации мероприятий Программы, включают:
- стратегическое планирование и прогнозирование, реализацию мониторинга, своевременное уточнение и корректировку Программы;
- применение правовых методов влияния, способствующих решению задач Программы.
7. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов, на создание им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе создания доступной среды жизнедеятельности. Эффективность программы будет обеспечена за счет реализации мер по повышению доступности и качества социальных услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе реабилитационных, что будет способствовать повышению уровня здоровья, качества и продолжительности жизни этой категории граждан.
Социальная эффективность программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе:
- за счет увеличения уровня информированности граждан с ограниченными возможностями здоровья о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
- за счет преодоления социальной изоляции и включенности граждан с различными ограничениями в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные);
- по результатам информационных кампаний и акций СМИ в освещении проблем инвалидности для граждан, не являющихся инвалидами;
- за счет повышения уровня и качества важнейших реабилитационных услуг с увеличением позитивных результатов реабилитации.
Экономическая эффективность программы будет обеспечена путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.
Оценка эффективности муниципальной программы будет ежегодно производиться на основе использования целевых индикаторов исходя из соответствия текущих значений показателей с их плановыми значениями.
Критериями оценки эффективности реализации муниципальной программы являются:
1) степень достижения запланированных результатов реализации Программы;
2) процент отклонения достигнутых значений целевых показателей от плановых значений;
3) динамика расходов на реализацию Программы;
4) динамика показателей эффективности и результативности реализации Программы.
Для выявления степени достижения запланированных результатов реализации программы фактические значения целевых показателей сопоставляются с их плановыми значениями, формируются абсолютные и относительные отклонения.
В случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) между плановыми и фактическими значениями показателей проводится анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. Для каждой группы факторов, внутренних и внешних, оценивается их влияние на отклонение показателя от плановых значений.
Оценка эффективности реализации программы по мероприятиям определяется по формуле:
где:
Ei - эффективность реализации i-го мероприятия программы (процентов);
Tfi - фактический индикатор, отражающий реализацию i-го мероприятия программы, достигнутый в ходе ее реализации;
TNi - целевой показатель, отражающий реализацию i-го мероприятия, предусмотренный программой.
Оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
где:
E — эффективность реализации программы (процентов);
n - количество целевых показателей программы.
Порядок получения данных для расчета целевых показателей программы формируется на основании данных мониторинга основных социально-демографических показателей, оценки состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Приложение № 1
к муниципальной программе
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
муниципальной программы муниципального образования «Балтийский городской округ»
«Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021-2025 годы»
№ п/п
Наименование задачи, показателя, муниципальной программы, мероприятия
Единица измерения
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Задача: Реабилитация инвалидов
1.1
Показатель – Численность инвалидов, занимающихся спортом
Чел.
252
252
252
252
252
1.1.1
Мероприятие – Организация и проведение спортивно-оздоровительных и учебно-тренировочных мероприятий с участием инвалидов
Тыс.руб.
245,00
245,00
245,00
245,00
245,00
2.
Задача: Создание условий для организации трудовой занятости инвалидов
2.1.
Показатель – Количество рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов.
Ед.
10
10
10
10
10
2.1
Мероприятие - Организация общественных работ с предоставлением рабочего места инвалидам
Тыс.руб.
85,0
85,0
85,0
85,0
85,0
3.
Задача: Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами
3.1
Показатель – Количество инвалидов, принявших участие в посещении культурно-массовых мероприятий
Чел.
50
50
50
50
50
Показатель - Количество инвалидов, принявших участие в спортивных мероприятиях
Чел.
25
25
25
25
25
3.2
Мероприятие - Проведение конкурсов, фестивалей, посещение культурно-массовых мероприятий (транспортные услуги и приобретение билетов на мероприятия)
Тыс. руб.
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
3.3
Мероприятие - Проведение, участие в спортивных мероприятиях
Тыс. руб.
25,0
25,0
25,0
25,0
25,0
4.
Задача: Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
4.1
Показатель – Количество организаций, принявших участие в конкурсе
Ед.
3
3
3
3
3
4.2
Мероприятие - Предоставление на конкурсной основе грантов (субсидий)
СОНКО
Тыс. руб.
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
Приложение № 2
к муниципальной программе
ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
на реализацию мероприятий муниципальной программы муниципального образования «Балтийский городской округ»
«Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021-2025 годы»
№ п/п
Наименование мероприятия
Источник финансирования
Финансовые затраты, тыс. руб.
Исполнитель мероприятия
Участник мероприятия
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общий объем потребности в финансовых ресурсах на выполнение программы, в том числе:
Всего
490,0
490,0
490,0
490,0
490,0
УСЗН
ФБ
-
-
-
-
-
ОБ
-
-
-
-
-
МБ
490,0
490,0
490,0
490,0
490,0
УСЗН
ПП
-
-
-
-
-
Главный распорядитель бюджетных средств:
Управление социальной защиты населения
Всего
490,0
490,0
490,0
490,0
490,0
УСЗН
ФБ
-
-
-
-
-
ОБ
-
-
-
-
-
МБ
490,0
490,0
490,0
490,0
490,0
УСЗН
ПП
-
-
-
-
-
Приложение № 3
к муниципальной программе
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
реализации муниципальной программы муниципального образования «Балтийский городской округ»
«Создание инфраструктуры, доступной для жизнедеятельности инвалидов, на 2021-2025 годы»
на 2021 год
Ответственный исполнитель муниципальной программы: Управление социальной защиты населения администрации Балтийского городского округа
(комитет, управление, отдел, учреждение)
Наименование критерия
План по муниципальной программе
Исполнение целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
1.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
1.1
Численность инвалидов, занимающихся спортом
240 чел.
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
1.2.
Заключение договора с ГКУ КО «ЦЗН КО»
ежемесячно до
31.12.2021 г.
Финансирование отдельных мероприятий муниципальной программы
1.3.
Наименование мероприятия программы:
Организация и проведение спортивно оздоровительных и учебно-тренировочных мероприятий с участием инвалидов
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
245,0
срок финансирования
планируемый срок
Наименование критерия
План по муниципальной программе
Исполнение целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
2.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
2.1
Количество рабочих мест для инвалидов, созданных предпринимателями, предприятиями и учреждениями при содействии Центра занятости населения и общественной организации инвалидов.
10
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
2.2.
Заключение трёхстороннего соглашения с ГКУ КО «ЦЗН КО», УСЗН, работодателем
31.12.2021 г.
2.3.
Наименование мероприятия программы:
Организация общественных работ с предоставлением рабочего места инвалидам
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
85,0
срок финансирования
планируемый срок
Исполнение целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
3.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
3.1
Количество инвалидов, принявших участие в посещении культурно-массовых мероприятий
50 чел.
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
3.3.
Ходатайство председателя Балтийского городского окружного отделения КООООО «Всероссийское общество инвалидов»
31.12.2021 г.
3.4
Наименование мероприятия программы:
Проведение конкурсов, фестивалей, посещение культурно-массовых мероприятий (транспортные услуги и приобретение билетов на мероприятия)
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
35,0
срок финансирования
планируемый срок
4.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
4.1
Количество инвалидов, принявших участие в спортивных мероприятиях
25 чел.
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
4.2.
Подготовка постановления об организации и проведении мероприятий
до 30.06.2021 г.
4.3.
Проведение, участие в спортивных мероприятиях
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
25,0
срок финансирования
планируемый срок
Исполнение целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
5.
Наименование целевого показателя 1
плановое значение
5.1
Количество организаций, принявших участие в конкурсе
3
Исполнение мероприятий муниципальной программы
Наименование отдельного мероприятия муниципальной программы
5.2.
Заключение договора на предоставление гранта (субсидии)
до 30.09.2021 г.
5.3.
Наименование мероприятия программы:
Предоставление на конкурсной основе грантов (субсидий) СО НКО
источник финансирования:
местный бюджет
объем финансирования, руб.:
100,0
срок финансирования
планируемый срок
Начальник Управления социальной защиты населения
администрации Балтийского городского округа Л.А. Кривошей
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | газета "Вестник Балтийска" № 39 от 01.10.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 170.020.000 Социальная поддержка инвалидов |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: