Основная информация
Дата опубликования: | 04 октября 2012г. |
Номер документа: | RU44000201200972 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Костромская область |
Принявший орган: | Администрация Костромской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 4 октября 2012 года № 380-а
г. Кострома
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ
Утратило силу постановлением администрации Костромской области № 334-а от 22.09.2015 года (НГР RU44000201500926)
В редакции:
постановления администрации Костромской области № 551-а от 15.12.2012 года (НГР RU44000201201394)
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», Законом Костромской области от 28 декабря 2007 года № 236-4-ЗКО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области»
администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 28 августа 2012 года № 337-а «О порядке подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2012 года.
Губернатор области
С. Ситников
Приложение
Утвержден
постановлением администрации
Костромской области
от 04 октября 2012г. № 380-а
Порядок
подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
Глава 1. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года № 236-4-ЗКО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области» и устанавливает алгоритм подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (далее - подготовка).
Подготовка осуществляется в целях обеспечения психолого-педагогической и социально-правовой компетентности граждан выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (далее – граждан).
Подготовку организует учреждение, уполномоченное департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на осуществление подготовки граждан (далее - уполномоченное учреждение).
Подготовку обеспечивают специалисты уполномоченного учреждения, а также организации, осуществляющие отдельные полномочия органа опеки и попечительства (далее - службы сопровождения).
(в редакции постановления администрации Костромской области № 551-а от 15.12.2012 года (НГР RU44000201201394))
Подготовка граждан осуществляется бесплатно по очно- заочной форме обучения в соответствии с прилагаемой к настоящему Порядку программой.
Глава 2. Условия и этапы подготовки граждан
6. Подготовка граждан проводится на основании письменного заявления гражданина, поданного им в службу сопровождения по месту жительства гражданина, и предъявления документа, удостоверяющего личность.
7. Подготовка граждан проводится поэтапно:
1 этап - консультирование;
2 этап - психологическое тестирование;
3 этап - подготовка в соответствии с прилагаемой программой.
8. При обращении гражданина в службу сопровождения ему предоставляются консультации по вопросам выбора формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка оформления усыновления, опеки (попечительства).
9. Психологическое тестирование проводится по добровольному согласию гражданина психологом службы сопровождения по месту жительства либо психологом уполномоченного учреждения.
Психолог проводит диагностику профессиональной пригодности гражданина, включающую стандартизированные методики, и выдает заключение по итогам оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего ребенка в семью.
10. Уполномоченное учреждение формирует группы из числа обратившихся граждан минимальным количеством 5 человек в соответствии с заявками служб сопровождения. Подготовка граждан начинается по мере формирования группы.
11. По завершении подготовки гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки установленной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» формы.
Приложение
к Порядку подготовки граждан,
желающих принять детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в семью
Программа
подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
Учебные темы программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Тема 1. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Тема 2. Задачи подготовки кандидатов в приемные родители.
Содержание:
1) выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
3) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
4) формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
5) формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
6) ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
7) ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
8) ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Тема 3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
Тема 4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Тема 5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
Тема 1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Тема 2. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Тема 3. Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка
Тема 1. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Тема 2. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Тема 1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Тема 2. Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.
Тема 3. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 4. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Тема 1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Тема 2. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Тема 3. Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
Тема 4. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Тема 1. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Тема 2. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
Тема 3. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Тема 4. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Тема 1. Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
Тема 2. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Тема 3. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Тема 4. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Тема 1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Тема 2. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Тема 3. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Тема 4. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Тема 1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Тема 2. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
Тема 3. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Тема 1. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
Тема 2. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
Тема 3. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Тема 4. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Тема 5. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Тема 6. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Тема 1. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Тема 2. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
Тема 3. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Тема 4. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Тема 5. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Тема 6. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Тема 7. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Тема 8. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Тема 9. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Тема 10. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Тема 11. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Тема 12. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Тема 13. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Тема 14. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Тема 1. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Тема 2. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Тема 3. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Тема 4. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
Тема 1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
Тема 2. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Тема 3. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
Тема 4. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Раздел 14. Консультации
Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. Проводятся по инициативе специалистов и по просьбе граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, и предполагают следующую тематику:
Тема 1. «Что такое родительская роль».
Тема 2. «Типичные ситуации риска».
Тема 3. «Трудный ребенок в семье».
Тема 4. «Как научить ребенка».
Тема 5. «Условия успешности воспитания».
Тема 6. «Как и когда рассказать ребенку, что он приемный».
Тема 7. «В семью вошел ребенок-подросток».
Тема 8. «Как подготовить родственников к принятию нового члена семьи».
Тема 9. «Взаимоотношения родных и приемных детей».
Тема 10. «Поощрение и наказание».
Тема 11. «Совместный досуг».
Тема 12. «Как предупредить конфликт».
Тема 13. «Как относиться к прошлому ребенка, его кровным родственникам».
Тема 14. «Принятие ребенка в семью после утраты кровного родственника».
Тема 15. «Как лучше организовать первую встречу с ребенком».
Тема 16. «Адаптация ребенка в новой семье».
Тема 17. «Ребенок стал воровать».
Тема 18. «Как помочь приемному ребенку пережить горе потери родителей».
Тема 19. «Почему ребенок лжет».
Тема 20. «Если ребенок заболел».
Тема 21. «Как реагировать на любопытство и расспросы соседей».
Тема 22. «Как защищать имущественные права ребенка».
Тема 23. «Как оформить документы, необходимые для принятия ребенка в семью».
Приложение
к Программе подготовки граждан,
желающих принять детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семью
Учебно-тематический план подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
№ п/п
Тема
Виды занятий
лекции
практические занятия
консультации
1.
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
2
1
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
2
1
3.
Этапы развития ребенка
2
4
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
2
16
3
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
1
2
6.
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
2
2
7.
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
2
4
8.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
2
4
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка
2
6
3
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
1
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
6
2
2
(строка 11 в новой редакции постановления администрации Костромской области № 551-а от 15.12.2012 года (НГР RU44000201201394))
12.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
4
1
13.
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
1
Всего: 80
24
43
13
(строка в новой редакции постановления администрации Костромской области № 551-а от 15.12.2012 года (НГР RU44000201201394))
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 4 октября 2012 года № 380-а
г. Кострома
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ
Утратило силу постановлением администрации Костромской области № 334-а от 22.09.2015 года (НГР RU44000201500926)
В редакции:
постановления администрации Костромской области № 551-а от 15.12.2012 года (НГР RU44000201201394)
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», Законом Костромской области от 28 декабря 2007 года № 236-4-ЗКО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области»
администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 28 августа 2012 года № 337-а «О порядке подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2012 года.
Губернатор области
С. Ситников
Приложение
Утвержден
постановлением администрации
Костромской области
от 04 октября 2012г. № 380-а
Порядок
подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
Глава 1. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года № 236-4-ЗКО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области» и устанавливает алгоритм подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (далее - подготовка).
Подготовка осуществляется в целях обеспечения психолого-педагогической и социально-правовой компетентности граждан выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (далее – граждан).
Подготовку организует учреждение, уполномоченное департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на осуществление подготовки граждан (далее - уполномоченное учреждение).
Подготовку обеспечивают специалисты уполномоченного учреждения, а также организации, осуществляющие отдельные полномочия органа опеки и попечительства (далее - службы сопровождения).
(в редакции постановления администрации Костромской области № 551-а от 15.12.2012 года (НГР RU44000201201394))
Подготовка граждан осуществляется бесплатно по очно- заочной форме обучения в соответствии с прилагаемой к настоящему Порядку программой.
Глава 2. Условия и этапы подготовки граждан
6. Подготовка граждан проводится на основании письменного заявления гражданина, поданного им в службу сопровождения по месту жительства гражданина, и предъявления документа, удостоверяющего личность.
7. Подготовка граждан проводится поэтапно:
1 этап - консультирование;
2 этап - психологическое тестирование;
3 этап - подготовка в соответствии с прилагаемой программой.
8. При обращении гражданина в службу сопровождения ему предоставляются консультации по вопросам выбора формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка оформления усыновления, опеки (попечительства).
9. Психологическое тестирование проводится по добровольному согласию гражданина психологом службы сопровождения по месту жительства либо психологом уполномоченного учреждения.
Психолог проводит диагностику профессиональной пригодности гражданина, включающую стандартизированные методики, и выдает заключение по итогам оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего ребенка в семью.
10. Уполномоченное учреждение формирует группы из числа обратившихся граждан минимальным количеством 5 человек в соответствии с заявками служб сопровождения. Подготовка граждан начинается по мере формирования группы.
11. По завершении подготовки гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки установленной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» формы.
Приложение
к Порядку подготовки граждан,
желающих принять детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в семью
Программа
подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
Учебные темы программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Тема 1. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Тема 2. Задачи подготовки кандидатов в приемные родители.
Содержание:
1) выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
3) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
4) формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
5) формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
6) ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
7) ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
8) ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Тема 3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
Тема 4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Тема 5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
Тема 1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Тема 2. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Тема 3. Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка
Тема 1. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Тема 2. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Тема 1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Тема 2. Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.
Тема 3. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 4. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Тема 1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Тема 2. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Тема 3. Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
Тема 4. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Тема 1. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Тема 2. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
Тема 3. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Тема 4. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Тема 1. Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
Тема 2. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Тема 3. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Тема 4. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Тема 1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Тема 2. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Тема 3. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Тема 4. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Тема 1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Тема 2. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
Тема 3. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Тема 1. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
Тема 2. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
Тема 3. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Тема 4. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Тема 5. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Тема 6. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Тема 1. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Тема 2. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
Тема 3. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Тема 4. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Тема 5. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Тема 6. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Тема 7. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Тема 8. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Тема 9. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Тема 10. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Тема 11. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Тема 12. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Тема 13. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Тема 14. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Тема 1. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Тема 2. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Тема 3. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Тема 4. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
Тема 1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
Тема 2. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Тема 3. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
Тема 4. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Раздел 14. Консультации
Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. Проводятся по инициативе специалистов и по просьбе граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, и предполагают следующую тематику:
Тема 1. «Что такое родительская роль».
Тема 2. «Типичные ситуации риска».
Тема 3. «Трудный ребенок в семье».
Тема 4. «Как научить ребенка».
Тема 5. «Условия успешности воспитания».
Тема 6. «Как и когда рассказать ребенку, что он приемный».
Тема 7. «В семью вошел ребенок-подросток».
Тема 8. «Как подготовить родственников к принятию нового члена семьи».
Тема 9. «Взаимоотношения родных и приемных детей».
Тема 10. «Поощрение и наказание».
Тема 11. «Совместный досуг».
Тема 12. «Как предупредить конфликт».
Тема 13. «Как относиться к прошлому ребенка, его кровным родственникам».
Тема 14. «Принятие ребенка в семью после утраты кровного родственника».
Тема 15. «Как лучше организовать первую встречу с ребенком».
Тема 16. «Адаптация ребенка в новой семье».
Тема 17. «Ребенок стал воровать».
Тема 18. «Как помочь приемному ребенку пережить горе потери родителей».
Тема 19. «Почему ребенок лжет».
Тема 20. «Если ребенок заболел».
Тема 21. «Как реагировать на любопытство и расспросы соседей».
Тема 22. «Как защищать имущественные права ребенка».
Тема 23. «Как оформить документы, необходимые для принятия ребенка в семью».
Приложение
к Программе подготовки граждан,
желающих принять детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семью
Учебно-тематический план подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
№ п/п
Тема
Виды занятий
лекции
практические занятия
консультации
1.
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
2
1
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
2
1
3.
Этапы развития ребенка
2
4
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
2
16
3
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
1
2
6.
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
2
2
7.
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
2
4
8.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
2
4
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка
2
6
3
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
1
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
6
2
2
(строка 11 в новой редакции постановления администрации Костромской области № 551-а от 15.12.2012 года (НГР RU44000201201394))
12.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
4
1
13.
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
1
Всего: 80
24
43
13
(строка в новой редакции постановления администрации Костромской области № 551-а от 15.12.2012 года (НГР RU44000201201394))
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | СП - нормативные документы № 43 от 12.10.2012 стр. 5-6 |
Рубрики правового классификатора: | 040.010.000 Общие положения, 040.060.010 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: