Основная информация
Дата опубликования: | 04 декабря 2015г. |
Номер документа: | RU76000201502168 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Правительство Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04.12.2015 № 1311-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 18.12.2018 № 931-п, от 08.07.2020 № 581-п)
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Законом Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях поддержания в постоянной готовности и развития региональной системы оповещения Ярославской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оповещения Ярославской области.
11. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы внутренней политики.
(пункт введен постановлением Правительства Ярославской области от 18.12.2018 № 931-п)
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
А.Л. Князьков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства области
от 04.12.2015 № 1311-п
(в редакции постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 № 931-п)
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оповещения Ярославской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», совместными приказами МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения», Законом Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства области от 09.10.2014 № 1006-п «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области».
2. Настоящее Положение предназначено для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения.
3. Настоящее Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию региональной системы оповещения Ярославской области (далее – РСО ЯО), поддержанию её в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.
4. РСО ЯО представляет собой организационно-техническое объединение центров оповещения пунктов управления, технических средств оповещения (далее – ТСО), размещённых на объектах Ярославской области (комплексы электросиренного и громкоговорящего оповещения) и на объектах связи общего пользования во всех муниципальных образованиях области, местных (муниципальных) систем оповещения муниципальных образований (далее – МСО МО), управляемых из центров оповещения единых дежурно-диспетчерских служб (далее – ЕДДС) области, сегментов комплексной системы экстренного оповещения населения области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и сопряжённых с РСО ЯО локальных систем оповещения опасных производственных объектов. РСО ЯО является составной частью системы управления гражданской обороной и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций. РСО ЯО построена на базе комплекса программно-технических средств оповещения «Автоматизированная система оповещения» и аналоговой аппаратуры П-164 и обеспечивает своевременную передачу информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и населения Ярославской области об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. В соответствии со статьями 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
II. Состав, характеристики и основные задачи РСО ЯО
6. В состав РСО ЯО входят:
6.1. Центры оповещения пунктов управления регионального уровня:
региональный центр обмена информацией, оповещения и информирования государственного казенного учреждения Ярославской области "Безопасный регион" (далее – РЦОИ);
загородный запасный пункт управления Правительства области.
Все центры оповещения оборудованы управляющими персональными электронно-вычислительными машинами (далее – ПЭВМ) с установленным специализированным программным обеспечением "Глобальная система оповещения" комплекса программно-технических средств оповещения "Автоматизированная система оповещения" производства закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Сенсор", приемниками сигналов оповещения гражданской обороны, аппаратурой записи "Омега".
(подпункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
6.2. Технологические ПЭВМ (серверы) РСО ЯО с установленным специальным программным обеспечением «Глобальная система оповещения», оборудованные аппаратурой оповещения АСО-16 (АСО-15GSM – в государственном казённом учреждении Ярославской области (далее – ГКУ ЯО) «Безопасный регион»), расположенные в здании Правительства области, в загородном запасном пункте управления Правительства области, в ГКУ ЯО «Безопасный регион».
6.3. Центры оповещения ЕДДС МСО МО:
центр оповещения ЕДДС городского округа (далее – ГО) г. Ярославль,
центр оповещения ЕДДС ГО г. Рыбинск,
центр оповещения ЕДДС Большесельского муниципального района (далее – МР),
центр оповещения ЕДДС Борисоглебского МР,
центр оповещения ЕДДС Брейтовского МР,
центр оповещения ЕДДС Гаврилов-Ямского МР,
центр оповещения ЕДДС Даниловского МР,
центр оповещения ЕДДС Любимского МР,
центр оповещения ЕДДС Мышкинского МР,
центр оповещения ЕДДС Некрасовского МР,
центр оповещения ЕДДС Некоузского МР,
центр оповещения ЕДДС ГО г. Переславль-Залесский,
центр оповещения ЕДДС Первомайского МР,
центр оповещения ЕДДС Пошехонского МР,
центр оповещения ЕДДС Ростовского МР,
центр оповещения ЕДДС Рыбинского МР,
центр оповещения ЕДДС Тутаевского МР,
центр оповещения ЕДДС Угличского МР,
центр оповещения ЕДДС Ярославского МР.
6.4. ТСО, размещённые на объектах Ярославской области: комплексы электросиренного оповещения и комплексы уличного громкоговорящего оповещения.
6.5. ТСО (УЗС1, стойки группового запуска сирен П-164Э, ОБ-60, ПС-60), размещенные на автоматизированных телефонных станциях (линейно-технических узлах) филиала публичного акционерного общества (далее – ПАО) «Ростелеком» в Ярославской и Костромской областях во всех муниципальных образованиях Ярославской области.
6.6. ТСО (УЗС3), размещённые на радиотелевизионных передающих станциях «Дубки», «Волга», «Любим», «Пречистое» филиала федерального государственного унитарного предприятия (далее – ФГУП) «РТРС» «Ярославский ОРТПЦ».
6.7. ТСО, размещенные в филиале ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Ярославия».
6.8. ТСО, размещённые на передающих радиостанциях общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Управляющая компания «Артвис-Медиа» в Угличском МР, ГО г. Переславль-Залесский и ГО г. Ярославль.
6.9. ТСО МСО МО.
6.10. ТСО локальных систем оповещения на объектовом уровне (далее – ЛСО), используемые для оповещения населения в автоматизированном режиме:
ТСО объединенной ЛСО Рыбинской ГЭС ПАО «РусГидро» и Рыбинского района гидротехнических сооружений филиала ФГУП «Канал имени Москвы»;
ТСО объединенной ЛСО Угличской ГЭС ПАО «РусГидро» и Волжского района гидротехнических сооружений филиала ФГУП «Канал имени Москвы» (г. Углич);
ТСО ЛСО акционерного общества «Ярославльводоканал»;
ТСО ЛСО государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» (г. Рыбинск);
7. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и информации по оповещению до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения путём передачи сигналов гражданской обороны и краткой речевой информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, используются:
приемники сигналов оповещения гражданской обороны;
аппаратура АСО-4, АСО-16, АСО-N GSM;
каналы связи мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети Правительства области;
каналы и линии связи, предоставляемые операторами связи, действующими на территории Ярославской области, имеющими лицензии на предоставление услуг связи, по государственным контрактам;
теле- и радиопередатчики филиала ФГУП «РТРС» «Ярославский ОРТПЦ»;
теле- и радиопередатчики филиала ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Ярославия»;
радиопередатчики FM-диапазона ООО «Управляющая компания «Артвис-Медиа»;
радиопередатчики FM-диапазона ООО «Радио-88,6»;
радиопередатчики FM-диапазона ООО «Радио-91,5»;
телепередатчики открытого акционерного общества (далее – ОАО) "Городской телеканал";
(абзац введен постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
телепередатчики телеканала "Первый Ярославский" государственного автономного учреждения Ярославской области "Информационное агентство Верхняя Волга" (далее – телеканал "Первый Ярославский").
(абзац введен постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
8. Основной задачей РСО ЯО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС Ярославской области;
Главного управления МЧС России по Ярославской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
ЕДДС муниципальных образований;
сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории Ярославской области, определённых пунктом 4 постановления Правительства области от 09.10.2014 № 1006-п «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области»;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
населения, проживающего на территории Ярославской области.
9. Основной задачей МСО МО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории Ярославской области, определённых пунктом 4 постановления Правительства области от 09.10.2014 № 1006-п «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области»;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
10. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;
населения, проживающего в зоне действия ЛСО.
11. (пункт утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п).
12. Подразделения, ответственные за разработку, ответственное хранение и своевременное уточнение заранее подготовленных аудио- и видеосообщений:
за разработку типовых аудиосообщений, а также учебных сообщений для учений и тренировок и хранение на серверах РСО ЯО –ГКУ ЯО «Безопасный регион», для МСО МО – начальники ЕДДС;
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
за разработку аудиосообщений для оповещения и информирования населения и их запись на цифровые носители информации, а также за подготовку текстов СМС-сообщений для оповещения и информирования населения и организацию передачи распоряжений операторам сотовой связи на оповещение населения Ярославской области с использованием СМС-сообщений в условиях ограниченного времени на оповещение и при возникновении нестандартной ситуации оповещения – оперативный дежурный РЦОИ, для МСО МО – диспетчер ЕДДС;
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
за хранение на флеш-накопителях (картах памяти) типовых аудио- и видеосообщений в студиях телевещания и радиовещания и за размещение в эфире экстренной информации оповещения для населения Ярославской области – дежурные редакторы эфира филиала ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Ярославия», ООО «Управляющая компания «Артвис-Медиа», ОАО "Городской телеканал", телеканал "Первый Ярославский".
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
13. Нормативное время оповещения населения всеми средствами оповещения в целом должно составлять не более 30 минут, в том числе отдельными средствами (сетями):
электрическими и электронными сиренами – не более 10 минут;
эфирным аналоговым теле- и радиовещанием – не более 20 минут;
(абзаац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
эфирным цифровым и кабельным телевещанием – не более 20 минут;
эфирным FM-радиовещанием – не более 20 минут;
подвижной радиотелефонной связью – не более 30 минут.
III. Участники эксплуатации РСО ЯО
14. Участниками эксплуатации РСО ЯО являются Главное управление МЧС России по Ярославской области, органы исполнительной власти Ярославской области, органы местного самоуправления, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
15. Функции участников эксплуатации РСО ЯО определяются в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
16. Главное управление МЧС России по Ярославской области:
(абзац утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п);
осуществляет координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
осуществляет контроль за созданием и поддержанием в состоянии готовности ЛСО в районах размещения опасных производственных объектов;
при получении информации или сигналов оповещения обеспечивает их немедленное доведение до РЦОИ, ЕДДС муниципальных образований области.
(абзац введен постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
17. Департамент региональной безопасности Ярославской области (далее – департамент):
организует и осуществляет на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
осуществляет региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области;
(абзац утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п).
18. Департамент информатизации и связи Ярославской области обеспечивает системно-техническое обслуживание телекоммуникационного оборудования, сетей передачи данных, технологических каналов и их защиту в мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети Правительства области в целях развития и поддержания в готовности к применению РСО ЯО и МСО МО.
181 РЦОИ обеспечивает своевременное и незамедлительное:
доведение до органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ярославской области информации или сигналов оповещения при получении их из Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ярославской области (далее – ЦУКС) (порядок получения информации и сигналов оповещения устанавливается соглашением об информационном взаимодействии между ЦУКС и РЦОИ);
оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
(пункт введен постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
19. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
20. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности:
создают и поддерживают в состоянии готовности ЛСО;
обеспечивают своевременное оповещение работников организаций и населения, проживающего в угрожаемой зоне, в том числе экстренное оповещение об опасностях при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, произошедших на территории организации.
IV. Порядок оповещения населения Ярославской области
21. РСО ЯО и МСО МО содержатся в режиме постоянной готовности к применению.
22. Распоряжение на задействование систем оповещения дается:
в отношении РСО ЯО – органом государственной власти области по распоряжению Губернатора области;
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
в отношении МСО МО – главой органа местного самоуправления муниципального образования области;
в отношении ЛСО – руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
23. При любом характере опасности включаются электрические сирены с изменяющейся тональностью звучания (завывающий звук), что означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук, люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема информации – радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации относительно наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.
24. По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, включается сеть наружной звукофикации, а также происходит остановка транспортных средств для выяснения причины подачи сигнала.
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
25. (пункт утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п).
26. Сигналы оповещения и экстренная информация передаются оперативным дежурным РЦОИ вне очереди с использованием всех имеющихся в его распоряжении средств связи и оповещения.
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурной сменой РЦОИ, ЕДДС муниципальных образований, дежурно-диспетчерскими службами организаций, а также дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
27. Сигналы оповещения "Воздушная тревога", "Радиационная опасность", "Химическая тревога" доводятся только до органов управления гражданской обороной Ярославской области и муниципальных образований области, до населения доводятся только тексты сообщений об угрозе воздушного нападения, радиоактивного, химического заражений.
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
28. Передача сигналов и информации осуществляется:
уполномоченным лицом филиала ФГУП "РТРС" "Ярославский ОРТПЦ" – для передачи в эфир (сеть);
оперативным дежурным РЦОИ в автоматизированном режиме как циркулярно, так и выборочно, а также посредством передачи распоряжений по телефону дежурным редакторам эфира филиала ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Ярославия", ООО "Управляющая компания "Артвис-Медиа", ОАО "Городской телеканал", телеканала "Первый Ярославский" для передачи информации из студий телерадиовещания.
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
29. Сигналы оповещения и тревожная информация передаются в течение 5 минут с прекращением передачи другой информации и повторяются 3 раза.
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
30. Мобильные ТСО используются в местах, где отсутствуют средства РСО ЯО и МСО МО, а также при возникновении на них неисправностей (отсутствие каналов связи, электропитания), особенно актуальны для оповещения населения отдаленных, труднодоступных сельских поселений.
Носимые средства оповещения используются старостами сельских поселений после получения ими сигнала или информации оповещения, а при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации – самостоятельно с учетом гарантированного оповещения населения, не охваченного средствами автоматизированной системы оповещения, комплексной системы экстренного оповещения населения области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в предполагаемых зонах чрезвычайных ситуаций.
В качестве мобильных ТСО, в том числе на автомобильной или плавучей базе, по решению комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующих уровней могут привлекаться специальные транспортные средства, оборудованные средствами оповещения (громкоговорящей связи), подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, подразделений территориальных органов МВД России, Министерства обороны России.
31. (пункт утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п).
V. Организация поддержания РСО ЯО в постоянной готовности
32. Поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий по гражданской обороне, проводимых органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления на соответствующих территориях и организациями в пределах своих полномочий.
33. Постоянная готовность к использованию РСО ЯО и МСО МО достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием ТСО.
34. Эксплуатационно-техническое обслуживание включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности ТСО, выполняемых в период их использования по назначению.
35. К мероприятиям эксплуатационно-технического обслуживания относятся:
техническое обслуживание;
текущий ремонт;
планирование и учет эксплуатации и ремонта;
технические проверки готовности систем оповещения.
36. Общее руководство мероприятиями по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения осуществляется департаментом, органами местного самоуправления в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утверждённым совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
37. Департамент и ГКУ ЯО «Безопасный регион» организуют и осуществляют на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности.
38. Для поддержания в постоянной готовности к использованию по предназначению ЛСО руководители потенциально опасных объектов, являющиеся начальниками гражданской обороны объектов, организуют эксплуатационно-техническое обслуживание ЛСО.
39. Эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО осуществляется организациями – операторами связи или организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
40. ГКУ ЯО «Безопасный регион» обеспечивает:
ввод в программное обеспечение «Глобальная система оповещения» технологических ПЭВМ РСО ЯО заранее разработанных комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ярославской области текстов речевых сообщений по стандартным сценариям для оповещения и информирования населения и организацию их записи на магнитные и иные носители информации;
заключение договоров с операторами связи и организациями телевещания и радиовещания о передаче сигналов оповещения и информации из студий телевещания и радиовещания, а также с организациями об обслуживании технических средств РСО ЯО;
установку на объектах телевещания и радиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
организацию и осуществление обучения персонала дежурных смен РЦОИ по передаче сигналов оповещения и информации в мирное и военное время.
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
41. Дежурная смена РЦОИ обеспечивает:
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
задействование (запуск) систем оповещения на межмуниципальном и региональном уровнях;
разработку текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организацию их записи на магнитные и иные носители информации в условиях ограниченного времени на оповещение и при возникновении нестандартной ситуации оповещения;
передачу распоряжений в студии телевещания и радиовещания на размещение в эфире экстренной информации оповещения для населения Ярославской области;
подготовку текстов СМС-сообщений для оповещения и информирования населения и передачу распоряжений операторам сотовой связи на оповещение населения Ярославской области с использованием СМС-сообщений.
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
42. Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания в целях поддержания в постоянной готовности систем оповещения обеспечивают:
передачу на оконечное оборудование систем оповещения, а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания – передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
размещение на своих площадях, сохранность и техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;
беспрепятственный доступ работников организаций, обслуживающих ТСО, для технического обслуживания, ремонта, замены вышедших из строя блоков (узлов) и ревизии;
готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
определение по заявкам органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления перечня каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также произведение записи речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.
43. Программное обеспечение и ТСО, применяемые в РСО ЯО и МСО МО, должны обеспечивать:
передачу сигналов оповещения и информации в циркулярном режиме, циркулярном режиме по заранее установленным программам, избирательном режиме в пределах одного уровня, избирательном режиме (через один или два уровня) по заранее установленным программам (сценариям);
программное и техническое сопряжение систем оповещения всех уровней;
централизованное и децентрализованное функционирование на всю глубину системы оповещения;
обмен информацией между разными уровнями систем оповещения автоматическим, автоматизированным, ручным способами и в диалоговом режиме;
передачу и прием подтверждения о переданных сигналах оповещения и экстренной информации;
автоматическое отображение и документирование передаваемой информации оповещения, данных и подтверждения об их приеме;
документирование действий оперативного дежурного (диспетчера) по управлению системой оповещения;
возможность перехвата управления сетью оповещения органом повседневного управления РСЧС более высокого уровня;
дистанционное управление средствами оповещения населения и должностных лиц;
передачу заранее записанной видеоинформации, речевых сообщений и сообщений с микрофона;
возможность передачи речевой и видеоинформации из телерадиовещательных студийных комплексов операторов вещания;
возможность приема и обработки информации о чрезвычайных ситуациях от программно-технических комплексов систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля;
возможность управления оконечными ТСО с использованием сетей стационарной телефонной связи, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, радиосвязи, сети «Интернет»;
защиту от несанкционированного запуска аппаратуры, а также от ошибочных действий оперативного дежурного и обслуживающего персонала.
44. С целью поддержания РСО ЯО и МСО МО в постоянной готовности к использованию проводятся:
комплексные технические проверки готовности региональной и местных систем оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения, проживающего на территории Ярославской области;
технические проверки готовности региональной и местных систем оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения.
45. Комплексные технические проверки проводятся не реже двух раз в год комиссией в составе представителей департамента, департамента информатизации и связи Ярославской области, Главного управления МЧС России по Ярославской области, ГКУ ЯО «Безопасный регион», а также организаций, проводящих эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО.
План проведения комплексной технической проверки разрабатывается департаментом и утверждается директором департамента не позднее чем за 7 календарных дней до даты, на которую запланировано проведение проверки.
Результаты комплексной технической проверки оформляются актом, подписываемым всеми членами комиссии, не позднее 30 календарных дней после даты проведения проверки.
В акте указываются:
время, место и вид проверки;
результаты проверки;
рекомендации по повышению готовности территориальных систем оповещения;
выводы.
Акт утверждается директором департамента не позднее чем через 5 рабочих дней после его подписания всеми членами комиссии.
46. Технические проверки готовности РСО ЯО проводятся в соответствии с регламентом технической проверки готовности РСО ЯО и обмена информацией.
47. Перед проведением указанных проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска территориальных систем оповещения.
VI. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных)
ТСО и порядок поддержания их в готовности
к использованию
48. Порядок создания запасов мобильных средств оповещения, их необходимый объем и сроки хранения определяются в соответствии с постановлением Администрации области от 14.07.2005 № 167 «О резерве материальных ресурсов Ярославской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера».
VII. Ответственность за неисполнение действующего законодательства
по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
а также мероприятий гражданской обороны
49. Невыполнение предусмотренных законодательством полномочий по оповещению населения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
VIII. Финансирование мероприятий по поддержанию
в готовности и совершенствованию РСО ЯО
50. Расходы, связанные с созданием, совершенствованием и поддержанием в постоянной готовности систем оповещения, созданием и содержанием запасов средств для систем оповещения всех уровней, осуществляются за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в соответствии с законами о федеральном, областном бюджетах, решениями представительных органов муниципальных образований области об утверждении муниципальных бюджетов, а также за счет средств организаций и предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Приложение 1
к Положению
ПЕРЕЧЕНЬ
каналов эфирного теле- и радиовещания, перехватываемых на территории Ярославской области
(утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
Приложение 2
к Положению
ТИПОВЫЕ ТЕКСТЫ
речевых тревожных сообщений для оповещения населения
(утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
Приложение 3
к Положению
СХЕМА
организации оповещения органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, населения
(утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 13
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04.12.2015 № 1311-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 18.12.2018 № 931-п, от 08.07.2020 № 581-п)
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Законом Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях поддержания в постоянной готовности и развития региональной системы оповещения Ярославской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оповещения Ярославской области.
11. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы внутренней политики.
(пункт введен постановлением Правительства Ярославской области от 18.12.2018 № 931-п)
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
А.Л. Князьков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства области
от 04.12.2015 № 1311-п
(в редакции постановления Правительства Ярославской области от 18.12.2018 № 931-п)
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оповещения Ярославской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», совместными приказами МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения», Законом Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства области от 09.10.2014 № 1006-п «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области».
2. Настоящее Положение предназначено для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения.
3. Настоящее Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию региональной системы оповещения Ярославской области (далее – РСО ЯО), поддержанию её в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.
4. РСО ЯО представляет собой организационно-техническое объединение центров оповещения пунктов управления, технических средств оповещения (далее – ТСО), размещённых на объектах Ярославской области (комплексы электросиренного и громкоговорящего оповещения) и на объектах связи общего пользования во всех муниципальных образованиях области, местных (муниципальных) систем оповещения муниципальных образований (далее – МСО МО), управляемых из центров оповещения единых дежурно-диспетчерских служб (далее – ЕДДС) области, сегментов комплексной системы экстренного оповещения населения области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и сопряжённых с РСО ЯО локальных систем оповещения опасных производственных объектов. РСО ЯО является составной частью системы управления гражданской обороной и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций. РСО ЯО построена на базе комплекса программно-технических средств оповещения «Автоматизированная система оповещения» и аналоговой аппаратуры П-164 и обеспечивает своевременную передачу информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и населения Ярославской области об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. В соответствии со статьями 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
II. Состав, характеристики и основные задачи РСО ЯО
6. В состав РСО ЯО входят:
6.1. Центры оповещения пунктов управления регионального уровня:
региональный центр обмена информацией, оповещения и информирования государственного казенного учреждения Ярославской области "Безопасный регион" (далее – РЦОИ);
загородный запасный пункт управления Правительства области.
Все центры оповещения оборудованы управляющими персональными электронно-вычислительными машинами (далее – ПЭВМ) с установленным специализированным программным обеспечением "Глобальная система оповещения" комплекса программно-технических средств оповещения "Автоматизированная система оповещения" производства закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Сенсор", приемниками сигналов оповещения гражданской обороны, аппаратурой записи "Омега".
(подпункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
6.2. Технологические ПЭВМ (серверы) РСО ЯО с установленным специальным программным обеспечением «Глобальная система оповещения», оборудованные аппаратурой оповещения АСО-16 (АСО-15GSM – в государственном казённом учреждении Ярославской области (далее – ГКУ ЯО) «Безопасный регион»), расположенные в здании Правительства области, в загородном запасном пункте управления Правительства области, в ГКУ ЯО «Безопасный регион».
6.3. Центры оповещения ЕДДС МСО МО:
центр оповещения ЕДДС городского округа (далее – ГО) г. Ярославль,
центр оповещения ЕДДС ГО г. Рыбинск,
центр оповещения ЕДДС Большесельского муниципального района (далее – МР),
центр оповещения ЕДДС Борисоглебского МР,
центр оповещения ЕДДС Брейтовского МР,
центр оповещения ЕДДС Гаврилов-Ямского МР,
центр оповещения ЕДДС Даниловского МР,
центр оповещения ЕДДС Любимского МР,
центр оповещения ЕДДС Мышкинского МР,
центр оповещения ЕДДС Некрасовского МР,
центр оповещения ЕДДС Некоузского МР,
центр оповещения ЕДДС ГО г. Переславль-Залесский,
центр оповещения ЕДДС Первомайского МР,
центр оповещения ЕДДС Пошехонского МР,
центр оповещения ЕДДС Ростовского МР,
центр оповещения ЕДДС Рыбинского МР,
центр оповещения ЕДДС Тутаевского МР,
центр оповещения ЕДДС Угличского МР,
центр оповещения ЕДДС Ярославского МР.
6.4. ТСО, размещённые на объектах Ярославской области: комплексы электросиренного оповещения и комплексы уличного громкоговорящего оповещения.
6.5. ТСО (УЗС1, стойки группового запуска сирен П-164Э, ОБ-60, ПС-60), размещенные на автоматизированных телефонных станциях (линейно-технических узлах) филиала публичного акционерного общества (далее – ПАО) «Ростелеком» в Ярославской и Костромской областях во всех муниципальных образованиях Ярославской области.
6.6. ТСО (УЗС3), размещённые на радиотелевизионных передающих станциях «Дубки», «Волга», «Любим», «Пречистое» филиала федерального государственного унитарного предприятия (далее – ФГУП) «РТРС» «Ярославский ОРТПЦ».
6.7. ТСО, размещенные в филиале ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Ярославия».
6.8. ТСО, размещённые на передающих радиостанциях общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Управляющая компания «Артвис-Медиа» в Угличском МР, ГО г. Переславль-Залесский и ГО г. Ярославль.
6.9. ТСО МСО МО.
6.10. ТСО локальных систем оповещения на объектовом уровне (далее – ЛСО), используемые для оповещения населения в автоматизированном режиме:
ТСО объединенной ЛСО Рыбинской ГЭС ПАО «РусГидро» и Рыбинского района гидротехнических сооружений филиала ФГУП «Канал имени Москвы»;
ТСО объединенной ЛСО Угличской ГЭС ПАО «РусГидро» и Волжского района гидротехнических сооружений филиала ФГУП «Канал имени Москвы» (г. Углич);
ТСО ЛСО акционерного общества «Ярославльводоканал»;
ТСО ЛСО государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» (г. Рыбинск);
7. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и информации по оповещению до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения путём передачи сигналов гражданской обороны и краткой речевой информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, используются:
приемники сигналов оповещения гражданской обороны;
аппаратура АСО-4, АСО-16, АСО-N GSM;
каналы связи мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети Правительства области;
каналы и линии связи, предоставляемые операторами связи, действующими на территории Ярославской области, имеющими лицензии на предоставление услуг связи, по государственным контрактам;
теле- и радиопередатчики филиала ФГУП «РТРС» «Ярославский ОРТПЦ»;
теле- и радиопередатчики филиала ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Ярославия»;
радиопередатчики FM-диапазона ООО «Управляющая компания «Артвис-Медиа»;
радиопередатчики FM-диапазона ООО «Радио-88,6»;
радиопередатчики FM-диапазона ООО «Радио-91,5»;
телепередатчики открытого акционерного общества (далее – ОАО) "Городской телеканал";
(абзац введен постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
телепередатчики телеканала "Первый Ярославский" государственного автономного учреждения Ярославской области "Информационное агентство Верхняя Волга" (далее – телеканал "Первый Ярославский").
(абзац введен постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
8. Основной задачей РСО ЯО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС Ярославской области;
Главного управления МЧС России по Ярославской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
ЕДДС муниципальных образований;
сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории Ярославской области, определённых пунктом 4 постановления Правительства области от 09.10.2014 № 1006-п «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области»;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
населения, проживающего на территории Ярославской области.
9. Основной задачей МСО МО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории Ярославской области, определённых пунктом 4 постановления Правительства области от 09.10.2014 № 1006-п «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области»;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
10. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;
населения, проживающего в зоне действия ЛСО.
11. (пункт утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п).
12. Подразделения, ответственные за разработку, ответственное хранение и своевременное уточнение заранее подготовленных аудио- и видеосообщений:
за разработку типовых аудиосообщений, а также учебных сообщений для учений и тренировок и хранение на серверах РСО ЯО –ГКУ ЯО «Безопасный регион», для МСО МО – начальники ЕДДС;
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
за разработку аудиосообщений для оповещения и информирования населения и их запись на цифровые носители информации, а также за подготовку текстов СМС-сообщений для оповещения и информирования населения и организацию передачи распоряжений операторам сотовой связи на оповещение населения Ярославской области с использованием СМС-сообщений в условиях ограниченного времени на оповещение и при возникновении нестандартной ситуации оповещения – оперативный дежурный РЦОИ, для МСО МО – диспетчер ЕДДС;
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
за хранение на флеш-накопителях (картах памяти) типовых аудио- и видеосообщений в студиях телевещания и радиовещания и за размещение в эфире экстренной информации оповещения для населения Ярославской области – дежурные редакторы эфира филиала ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Ярославия», ООО «Управляющая компания «Артвис-Медиа», ОАО "Городской телеканал", телеканал "Первый Ярославский".
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
13. Нормативное время оповещения населения всеми средствами оповещения в целом должно составлять не более 30 минут, в том числе отдельными средствами (сетями):
электрическими и электронными сиренами – не более 10 минут;
эфирным аналоговым теле- и радиовещанием – не более 20 минут;
(абзаац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
эфирным цифровым и кабельным телевещанием – не более 20 минут;
эфирным FM-радиовещанием – не более 20 минут;
подвижной радиотелефонной связью – не более 30 минут.
III. Участники эксплуатации РСО ЯО
14. Участниками эксплуатации РСО ЯО являются Главное управление МЧС России по Ярославской области, органы исполнительной власти Ярославской области, органы местного самоуправления, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
15. Функции участников эксплуатации РСО ЯО определяются в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
16. Главное управление МЧС России по Ярославской области:
(абзац утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п);
осуществляет координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
осуществляет контроль за созданием и поддержанием в состоянии готовности ЛСО в районах размещения опасных производственных объектов;
при получении информации или сигналов оповещения обеспечивает их немедленное доведение до РЦОИ, ЕДДС муниципальных образований области.
(абзац введен постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
17. Департамент региональной безопасности Ярославской области (далее – департамент):
организует и осуществляет на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
осуществляет региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области;
(абзац утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п).
18. Департамент информатизации и связи Ярославской области обеспечивает системно-техническое обслуживание телекоммуникационного оборудования, сетей передачи данных, технологических каналов и их защиту в мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети Правительства области в целях развития и поддержания в готовности к применению РСО ЯО и МСО МО.
181 РЦОИ обеспечивает своевременное и незамедлительное:
доведение до органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ярославской области информации или сигналов оповещения при получении их из Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ярославской области (далее – ЦУКС) (порядок получения информации и сигналов оповещения устанавливается соглашением об информационном взаимодействии между ЦУКС и РЦОИ);
оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
(пункт введен постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
19. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
20. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности:
создают и поддерживают в состоянии готовности ЛСО;
обеспечивают своевременное оповещение работников организаций и населения, проживающего в угрожаемой зоне, в том числе экстренное оповещение об опасностях при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, произошедших на территории организации.
IV. Порядок оповещения населения Ярославской области
21. РСО ЯО и МСО МО содержатся в режиме постоянной готовности к применению.
22. Распоряжение на задействование систем оповещения дается:
в отношении РСО ЯО – органом государственной власти области по распоряжению Губернатора области;
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
в отношении МСО МО – главой органа местного самоуправления муниципального образования области;
в отношении ЛСО – руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
23. При любом характере опасности включаются электрические сирены с изменяющейся тональностью звучания (завывающий звук), что означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук, люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема информации – радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации относительно наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.
24. По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, включается сеть наружной звукофикации, а также происходит остановка транспортных средств для выяснения причины подачи сигнала.
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
25. (пункт утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п).
26. Сигналы оповещения и экстренная информация передаются оперативным дежурным РЦОИ вне очереди с использованием всех имеющихся в его распоряжении средств связи и оповещения.
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурной сменой РЦОИ, ЕДДС муниципальных образований, дежурно-диспетчерскими службами организаций, а также дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
27. Сигналы оповещения "Воздушная тревога", "Радиационная опасность", "Химическая тревога" доводятся только до органов управления гражданской обороной Ярославской области и муниципальных образований области, до населения доводятся только тексты сообщений об угрозе воздушного нападения, радиоактивного, химического заражений.
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
28. Передача сигналов и информации осуществляется:
уполномоченным лицом филиала ФГУП "РТРС" "Ярославский ОРТПЦ" – для передачи в эфир (сеть);
оперативным дежурным РЦОИ в автоматизированном режиме как циркулярно, так и выборочно, а также посредством передачи распоряжений по телефону дежурным редакторам эфира филиала ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Ярославия", ООО "Управляющая компания "Артвис-Медиа", ОАО "Городской телеканал", телеканала "Первый Ярославский" для передачи информации из студий телерадиовещания.
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
29. Сигналы оповещения и тревожная информация передаются в течение 5 минут с прекращением передачи другой информации и повторяются 3 раза.
(пункт в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
30. Мобильные ТСО используются в местах, где отсутствуют средства РСО ЯО и МСО МО, а также при возникновении на них неисправностей (отсутствие каналов связи, электропитания), особенно актуальны для оповещения населения отдаленных, труднодоступных сельских поселений.
Носимые средства оповещения используются старостами сельских поселений после получения ими сигнала или информации оповещения, а при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации – самостоятельно с учетом гарантированного оповещения населения, не охваченного средствами автоматизированной системы оповещения, комплексной системы экстренного оповещения населения области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в предполагаемых зонах чрезвычайных ситуаций.
В качестве мобильных ТСО, в том числе на автомобильной или плавучей базе, по решению комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующих уровней могут привлекаться специальные транспортные средства, оборудованные средствами оповещения (громкоговорящей связи), подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, подразделений территориальных органов МВД России, Министерства обороны России.
31. (пункт утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п).
V. Организация поддержания РСО ЯО в постоянной готовности
32. Поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий по гражданской обороне, проводимых органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления на соответствующих территориях и организациями в пределах своих полномочий.
33. Постоянная готовность к использованию РСО ЯО и МСО МО достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием ТСО.
34. Эксплуатационно-техническое обслуживание включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности ТСО, выполняемых в период их использования по назначению.
35. К мероприятиям эксплуатационно-технического обслуживания относятся:
техническое обслуживание;
текущий ремонт;
планирование и учет эксплуатации и ремонта;
технические проверки готовности систем оповещения.
36. Общее руководство мероприятиями по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения осуществляется департаментом, органами местного самоуправления в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утверждённым совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
37. Департамент и ГКУ ЯО «Безопасный регион» организуют и осуществляют на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности.
38. Для поддержания в постоянной готовности к использованию по предназначению ЛСО руководители потенциально опасных объектов, являющиеся начальниками гражданской обороны объектов, организуют эксплуатационно-техническое обслуживание ЛСО.
39. Эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО осуществляется организациями – операторами связи или организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
40. ГКУ ЯО «Безопасный регион» обеспечивает:
ввод в программное обеспечение «Глобальная система оповещения» технологических ПЭВМ РСО ЯО заранее разработанных комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ярославской области текстов речевых сообщений по стандартным сценариям для оповещения и информирования населения и организацию их записи на магнитные и иные носители информации;
заключение договоров с операторами связи и организациями телевещания и радиовещания о передаче сигналов оповещения и информации из студий телевещания и радиовещания, а также с организациями об обслуживании технических средств РСО ЯО;
установку на объектах телевещания и радиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
организацию и осуществление обучения персонала дежурных смен РЦОИ по передаче сигналов оповещения и информации в мирное и военное время.
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
41. Дежурная смена РЦОИ обеспечивает:
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
задействование (запуск) систем оповещения на межмуниципальном и региональном уровнях;
разработку текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организацию их записи на магнитные и иные носители информации в условиях ограниченного времени на оповещение и при возникновении нестандартной ситуации оповещения;
передачу распоряжений в студии телевещания и радиовещания на размещение в эфире экстренной информации оповещения для населения Ярославской области;
подготовку текстов СМС-сообщений для оповещения и информирования населения и передачу распоряжений операторам сотовой связи на оповещение населения Ярославской области с использованием СМС-сообщений.
(абзац в редакции постановления Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
42. Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания в целях поддержания в постоянной готовности систем оповещения обеспечивают:
передачу на оконечное оборудование систем оповещения, а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания – передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
размещение на своих площадях, сохранность и техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;
беспрепятственный доступ работников организаций, обслуживающих ТСО, для технического обслуживания, ремонта, замены вышедших из строя блоков (узлов) и ревизии;
готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
определение по заявкам органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления перечня каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также произведение записи речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.
43. Программное обеспечение и ТСО, применяемые в РСО ЯО и МСО МО, должны обеспечивать:
передачу сигналов оповещения и информации в циркулярном режиме, циркулярном режиме по заранее установленным программам, избирательном режиме в пределах одного уровня, избирательном режиме (через один или два уровня) по заранее установленным программам (сценариям);
программное и техническое сопряжение систем оповещения всех уровней;
централизованное и децентрализованное функционирование на всю глубину системы оповещения;
обмен информацией между разными уровнями систем оповещения автоматическим, автоматизированным, ручным способами и в диалоговом режиме;
передачу и прием подтверждения о переданных сигналах оповещения и экстренной информации;
автоматическое отображение и документирование передаваемой информации оповещения, данных и подтверждения об их приеме;
документирование действий оперативного дежурного (диспетчера) по управлению системой оповещения;
возможность перехвата управления сетью оповещения органом повседневного управления РСЧС более высокого уровня;
дистанционное управление средствами оповещения населения и должностных лиц;
передачу заранее записанной видеоинформации, речевых сообщений и сообщений с микрофона;
возможность передачи речевой и видеоинформации из телерадиовещательных студийных комплексов операторов вещания;
возможность приема и обработки информации о чрезвычайных ситуациях от программно-технических комплексов систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля;
возможность управления оконечными ТСО с использованием сетей стационарной телефонной связи, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, радиосвязи, сети «Интернет»;
защиту от несанкционированного запуска аппаратуры, а также от ошибочных действий оперативного дежурного и обслуживающего персонала.
44. С целью поддержания РСО ЯО и МСО МО в постоянной готовности к использованию проводятся:
комплексные технические проверки готовности региональной и местных систем оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения, проживающего на территории Ярославской области;
технические проверки готовности региональной и местных систем оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения.
45. Комплексные технические проверки проводятся не реже двух раз в год комиссией в составе представителей департамента, департамента информатизации и связи Ярославской области, Главного управления МЧС России по Ярославской области, ГКУ ЯО «Безопасный регион», а также организаций, проводящих эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО.
План проведения комплексной технической проверки разрабатывается департаментом и утверждается директором департамента не позднее чем за 7 календарных дней до даты, на которую запланировано проведение проверки.
Результаты комплексной технической проверки оформляются актом, подписываемым всеми членами комиссии, не позднее 30 календарных дней после даты проведения проверки.
В акте указываются:
время, место и вид проверки;
результаты проверки;
рекомендации по повышению готовности территориальных систем оповещения;
выводы.
Акт утверждается директором департамента не позднее чем через 5 рабочих дней после его подписания всеми членами комиссии.
46. Технические проверки готовности РСО ЯО проводятся в соответствии с регламентом технической проверки готовности РСО ЯО и обмена информацией.
47. Перед проведением указанных проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска территориальных систем оповещения.
VI. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных)
ТСО и порядок поддержания их в готовности
к использованию
48. Порядок создания запасов мобильных средств оповещения, их необходимый объем и сроки хранения определяются в соответствии с постановлением Администрации области от 14.07.2005 № 167 «О резерве материальных ресурсов Ярославской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера».
VII. Ответственность за неисполнение действующего законодательства
по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
а также мероприятий гражданской обороны
49. Невыполнение предусмотренных законодательством полномочий по оповещению населения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
VIII. Финансирование мероприятий по поддержанию
в готовности и совершенствованию РСО ЯО
50. Расходы, связанные с созданием, совершенствованием и поддержанием в постоянной готовности систем оповещения, созданием и содержанием запасов средств для систем оповещения всех уровней, осуществляются за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в соответствии с законами о федеральном, областном бюджетах, решениями представительных органов муниципальных образований области об утверждении муниципальных бюджетов, а также за счет средств организаций и предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Приложение 1
к Положению
ПЕРЕЧЕНЬ
каналов эфирного теле- и радиовещания, перехватываемых на территории Ярославской области
(утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
Приложение 2
к Положению
ТИПОВЫЕ ТЕКСТЫ
речевых тревожных сообщений для оповещения населения
(утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
Приложение 3
к Положению
СХЕМА
организации оповещения органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, населения
(утратил силу постановлением Правительства Ярославской области от 08.07.2020 № 581-п)
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 13
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.07.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: