Основная информация

Дата опубликования: 05 июня 2007г.
Номер документа: ru89000200700292
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2008 год и на период до 2010 года

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2002 года № 58-ЗАО «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:

Определить основные направления налоговой и бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 год и на период до 2010 года согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов

от 5 июня 2007 г. № 288-А

Приложение

к постановлению Администрации

Ямало-Ненецкого автономного округа

Основные направления

налоговой и бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 год и на период до 2010 года

I. Общие положения

Основные направления налоговой и бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 год и на период до 2010 года подготовлены в соответствии со статьёй 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьёй 19 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2002 года № 58-ЗАО «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе».

Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах», согласно которому к началу 2007 года в России созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий, отвечающий общепризнанным принципам и международным стандартам уровень управления общественными финансами.

В рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы бюджетная и налоговая политика в автономном округе осуществляются с учётом перехода на среднесрочное финансовое планирование, в том числе формирования бюджета на трёхлетний период.

II. Основные направления налоговой политики

Основные направления налоговой политики автономного округа на 2008 - 2010 годы направлены на решение задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах».

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Важнейшим результатом проводимой в Российской Федерации налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из факторов поддержания экономического роста, позволило налогоплательщикам направить финансовые ресурсы организаций на развитие производственной базы. При этом в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения. Налоговая политика должна быть основным инструментом диверсификации экономики.

В рамках, определённых Посланием Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации согласно основным направлениям налоговой политики на 2008 - 2010 годы планируется ужесточение контроля за трансфертным ценообразованием в целях исключения минимизации налогов; внедрение широко используемого в зарубежных странах института консолидированной налоговой отчётности при исчислении группой компаний, входящих в состав холдинга или группы компаний, своих обязательств по налогу на прибыль организаций, позволяющий различным налогоплательщикам суммировать финансовый результат в целях налогообложения; совершенствование НДС; отказ от индексации ставок акцизов в отношении нефтепродуктов на 2008 год с постепенной индексацией в 2009 - 2010 годах; реформирование системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров; совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость); создание стимулов к осуществлению инновационной деятельности; совершенствование налога на добычу полезных ископаемых, в том числе в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. В частности, предполагается в 2008 - 2009 годах перейти к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок, а также введение дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий добычи природного газа; реформирование с 1 июля 2009 года налога на игорный бизнес.

Планируемые изменения налогового законодательства в случае их принятия окажут положительное влияние на формирование доходного потенциала автономного округа. Исключение составит налог на игорный бизнес. В связи с тем, что налог на игорный бизнес передан в бюджеты поселений и городских округов в автономном округе, его реформирование приведёт к образованию выпадающих доходов местных бюджетов в автономном округе.

Налоговая политика в автономном округе в области доходов в 2008 году и на среднесрочную перспективу до 2010 года будет выстраиваться с учётом изменений федерального законодательства и последствий от их принятия для доходной базы автономного округа.

В то же время в автономном округе в среднесрочной перспективе не предполагается проведение кардинальных изменений в области налоговой политики.

В качестве основных целей налоговой политики в среднесрочной перспективе необходимо назвать отказ от увеличения номинального налогового бремени на налогоплательщиков при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы автономного округа, дальнейшее развитие доходной базы автономного округа, сохранение государственной поддержки производств, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития автономного округа, анализ доходных возможностей автономного округа на долгосрочную устойчивость.

Традиционно особое внимание Администрацией автономного округа уделяется государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории автономного округа.

В связи с этим в целях стимулирования развития экономики автономного округа, улучшения инвестиционного климата и увеличения налогооблагаемой базы региона принято постановление Администрации автономного округа от 1 февраля 2007 года № 44-А «О порядке оценки и отбора инвестиционных проектов и порядке формирования Программы по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».

В настоящее время в автономном округе идёт формирование данной программы. Включённым в программу проектам в зависимости от ожидаемой бюджетной эффективности предполагается предоставлять государственную поддержку.

В результате оказания государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории автономного округа, прогнозируется увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций за счёт вновь созданного при реализации инвестиционных проектов имущества.

В числе приоритетных направлений в работе Администрации автономного округа по увеличению налогооблагаемой базы автономного округа также должно стать активное участие в подготовке и реализации на территории автономного округа проекта «Урал промышленный - Урал Полярный».

Политика управления государственной собственностью автономного округа должна быть ориентирована на оптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации, а также на повышение эффективности от использования государственного имущества.

Как и в предыдущие годы, планируется оказывать государственную поддержку организациям в отношении имущества жилищно-коммунального комплекса, социально-культурной сферы, финансирование которых осуществляется за счёт окружного или местного бюджетов; освобождать от налогообложения окружные и муниципальные автомобильные дороги, поисково-разведочные скважины и скважины глубокого бурения, находящиеся в собственности автономного округа.

В целях поддержания и развития на территории автономного округа традиционной хозяйственной деятельности, сельского хозяйства и производств, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития автономного округа, должны быть сохранены налоговые льготы и проведены мероприятия по государственной поддержке данных отраслей, целью которых является улучшение финансового положения и расширение производства.

III. Итоги бюджетной политики в 2000 - 2006 годах

С 2000 года формирование и исполнение бюджета автономного округа осуществлялось по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам.

Принятие законов автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год осуществлялось до начала финансового года. Повышение заработной платы работающим, стипендий обеспечивалось опережающими темпами по сравнению с Российской Федерацией. Ликвидирована кредиторская задолженность.

Осуществлён переход на кассовое обслуживание исполнения окружного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу.

В соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации внедрены новые правила бюджетного учёта и отчётности, основанные на методе начисления доходов и расходов. Это сблизило бюджетный учёт с учётом в коммерческих организациях, с международными правилами бюджетной отчётности и сделало его более прозрачным и объективным.

Осуществлён переход на среднесрочное финансовое планирование, бюджет автономного округа формируется на основе скользящей трёхлетки.

Сформированы реестры расходных обязательств автономного округа и бюджетов муниципальных образований, позволившие чётко определить состав и объёмы действующих обязательств.

Началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.

Внедрены новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, существенно повысившие эффективность и прозрачность расходования бюджетных средств.

Проведена реформа межбюджетных отношений: законодательно закреплены на долгосрочный основе доходные источники за местными бюджетами, переданы государственные полномочия на муниципальный уровень, сформированы прозрачные и обоснованные механизмы по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В 2006 году впервые были приняты и исполнены 14 бюджетов городских и сельских поселений, образованных в рамках масштабной реформы местного самоуправления, что расширило возможности граждан в принятии решений по проблемам финансового обеспечения вопросов местного значения.

Тем не менее остаётся ряд существенных проблем управления общественными финансами, которые необходимо решить.

До сих пор сохраняется практика принятия нормативных правовых актов, необходимых для исполнения закона об окружном бюджете, после начала финансового года.

Не удаётся обеспечить ритмичность исполнения окружного бюджета. Значительная часть расходов концентрируется в четвёртом квартале, что создаёт стимулы израсходовать средства любой ценой.

Необходимо продолжить более активно развивать и модернизировать жилищно-коммунальный комплекс, его отсталость в части муниципальных образований тормозит реальное снижение издержек в этой наиболее затратной сфере.

Сегодня в автономном округе установлено около 70 видов разного рода бюджетных выплат и компенсаций. Необходимо их инвентаризировать, дифференцировать группы лиц, являющихся объектами социальной поддержки.

Совершенствование механизмов разработки и реализации окружных целевых программ также требует тщательной и комплексной проработки. Состав программных мероприятий не всегда достаточно продуман и просчитан при утверждении программ и приводит в дальнейшем к необходимости их корректировки, не задействованы в полной мере механизмы софинансирования программных мероприятий из местных бюджетов, внебюджетных источников.

Необходимо активизировать работу по проведению административной реформы, расширить её действие на муниципальный уровень власти. Совершенствование всей системы государственного и муниципального управления - это в первую очередь повышение эффективности бюджетного процесса, профессионализма и ответственности всех его участников.

Передача дополнительно государственных полномочий Российской Федерации Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» требует проведения заблаговременной и качественной работы по обеспечению их выполнения, начиная с 2008 года.

Таким образом, несмотря на ряд сохранившихся ограничений и нерешённых проблем, в 2000 - 2006 годах в целом завершено формирование основ новой бюджетной системы. К настоящему времени в автономном округе созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий, отвечающий общепризнанным принципам и международным стандартам уровень управления общественными финансами.

В этих условиях многократно возрастает ответственность за выбор наиболее эффективных способов осуществления государственных расходов, учёт не только краткосрочных, но и долгосрочных последствий принимаемых решений.

IV. Основные направления бюджетной политики

Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию автономного округа при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

При формировании и реализации бюджетной стратегии Администрации автономного округа надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач:

1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. Формирование и утверждение окружного бюджета должно производится на трёхлетний период, что позволит обеспечить устойчивость бюджетной системы, приемлемость налоговой и долговой нагрузки, оценку рисков для бюджетной системы.

В рамках этой работы следует провести жёсткую оценку (инвентаризацию) объёмов расходных обязательств, прежде всего по окружным целевым программам и капитальным вложениям, с учётом финансовых возможностей бюджета.

2. Безусловное исполнение действующих расходных обязательств. Принципиальное решение об отмене, прекращении или реструктуризации должно вырабатываться до завершения формирования бюджета. Необходим взвешенный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учётом имеющихся финансовых ресурсов. Должен быть сформирован чёткий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объёма, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений.

3. Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта. В этом контракте должны быть чётко определены обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства инвестора по финансированию. Проводимые при проектировании объекта сметные расчёты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования и материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет с установлением твёрдой (неизменяемой) стоимости на весь период строительства.

Необходимо уходить от практики финансирования из регионального бюджета объектов муниципальной собственности, так как это приводит к распылению бюджетных средств и размыванию ответственности за развитие муниципальной инфраструктуры.

4. Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов.

Необходимо расширить применение форм финансирования, обеспечивающих увязку между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых средств, продолжить работу по переходу от финансового содержания учреждения к оплате самой услуги; внедрению отраслевой системы оплаты труда, направленной на повышение заработной платы.

Сегодня в сфере здравоохранения уже начата апробация механизмов перехода от сметного принципа финансирования к оплате за оказанный объём и качество медицинской помощи, её конечный результат, что позволит поэтапно перейти на одноканальное финансирование этой отрасли.

5. Оптимизация сети бюджетных учреждений. Сегодня в ряде отраслей и муниципальных образований возник переизбыток как отдельных учреждений бюджетной сети, так и работающих в них специалистов. Снижение издержек в результате оптимизации бюджетной сети должно проходить без падения объёма, номенклатуры и качества государственных и муниципальных услуг.

Необходимо начать работу по преобразованию бюджетных учреждений в автономные организации в тех сферах предоставления социальных услуг, где могут создаться существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.

6. Оптимизация инвестиционных расходов, сбалансированных по всем направлениям. Использование областной программы «Сотрудничество» как ресурса, целиком направленного на цели инвестиционного развития.

7. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, прекращением практики мелочной регламентации их деятельности.

8. Реализация приоритетных национальных проектов. Результатом этой работы в среднесрочной перспективе станет ускорение обновления материальной базы здравоохранения и образования, улучшение качества оказываемых услуг, роста заработной платы в этих отраслях.

В области жилищного строительства необходимо продолжить практику предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилья молодым семьям и другим отдельным категориям граждан, финансирования инженерной подготовки площадок под новое строительство.

Переход к децентрализованной системе государственной поддержки агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе ставит задачу выработки гибкой системы финансирования агропроектов на условиях софинансирования со стороны и муниципалитетов, и хозяйствующих субъектов.

IV. Совершенствование межбюджетных отношений

Максимальным стимулом для развития собственного налогового потенциала является стабильность закрепления налоговых доходов за бюджетами муниципальных образований. Сегодня в автономном округе законодательно закреплены дополнительные нормативы отчислений от региональных налогов и сборов за муниципальными образованиями на постоянной основе. В среднесрочной перспективе сохранится политика замены части дотации максимально возможным нормативом от налога на доходы с физических лиц.

Предоставление финансовой помощи в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований будет осуществляться исходя из гарантированного обеспечения действующих расходных обязательств.

Финансирование принимаемых расходных обязательств по решению вопросов местного значения, расходов инвестиционного характера будет осуществляться на условиях долевого участия. Нам предстоит совместно с муниципальными образованиями определить круг муниципальных полномочий, которые могут быть использованы для софинансирования, установить чёткие критерии определения условий получения этой финансовой помощи, порядок её формирования и распределения. Расширение практики применения этого вида финансовой помощи будет способствовать социально-экономическому развитию, повышению обеспеченности населения муниципальных образований объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Как и в предыдущие годы, с высокодотационными муниципальными образованиями будут заключаться соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов, будет усилен контроль за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.

Внесение значительного количества поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации также требует тщательной проработки сформировавшихся межбюджетных отношений в автономном округе. Будет проведена инвентаризация форм и видов межбюджетных трансфертов, целью которой должна стать оптимизация количества трансфертов с одновременным повышением их эффективности.

Продолжится работа по совершенствованию разграничения полномочий между уровнями власти в автономном округе. Начиная с 2008 года, на исполнение органами местного самоуправления должны будут переданы такие государственные полномочия, как предоставление субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг, материально-техническое и финансовое обеспечение нотариата, в области опеки и попечительства, здравоохранения, что существенно повысит качество оказываемых бюджетных услуг, приблизит их к конечному потребителю.

При подготовке нормативных правовых актов о делегировании полномочий в указанных сферах в составе норматива необходимо предусмотреть расходы, связанные с администрированием этих полномочий, исходить из оптимизации структуры и численности органов власти, их осуществляющих. Контрольные и надзорные функции должны остаться на региональном уровне.

Муниципальным образованиям в автономном округе будет оказываться действенная поддержка в освоении ими методов и процедур управления общественными финансами.

Предметом совместной работы органов местного самоуправления при поддержке исполнительных органов государственной власти автономного округа должны стать разработка и принятие бюджетов на 2008 год, а также совершенствование нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих бюджетный процесс во вновь образованных муниципальных образованиях.

V. Заключительные положения

Губернатор автономного округа в своем послании Государственной Думе автономного округа поставил перед нами задачу кардинальной модернизации бюджетного процесса, конечная цель которого улучшение качества жизни населения автономного округа.

Всем участникам бюджетного процесса необходимо активно включиться в эту работу, что позволит сделать её максимально безболезненной и как можно более эффективной.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красный Север" № 56-57 от 13.07.2007
Рубрики правового классификатора: 080.060.010 Общие положения, 080.100.030 Региональные налоги и сборы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать