Основная информация

Дата опубликования: 05 июня 2015г.
Номер документа: RU32000201500402
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Брянская область
Принявший орган: Правительство Брянской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2015 г. № 268-п

г. Брянск

О модельном нормативном правовом акте «Типовые правила обращения с отходами производства и потребления на территории городских округов Брянской области»

{Изменения:

Постановление Правительства Брянской области от 25 апреля 2016 года № 220-п, НГР:ru32000201600380}

В целях регламентации деятельности по обращению с отходами производства и потребления на территории городских округов Брянской области, улучшения санитарного состояния населенных пунктов, руководствуясь Федеральными законами от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10 января 2002 года № 7-ФЗ«Об охране окружающей среды», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З«О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области», Правительство Брянской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый модельный нормативный правовой акт«Типовые правила обращения с отходами производства и потребления на территории городских округов Брянской области».

2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов Брянской области:

использовать в работе модельный нормативный правовой акт«Типовые правила обращения с отходами производства и потребления на территории городских округов Брянской области»;

обеспечить своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты в связи с поэтапным введением в действие отдельных законодательных актов Российской Федерации и признанием утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления.

3. Направить модельный правовой акт в администрации и представительные органы городских округов Брянской области.

4. Признать утратившим силу Постановление администрации Брянской области от 18 августа 2008 года № 777«О Модельных правилах обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Брянской области».

5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Мокренко Ю.В.

Временно исполняющий

обязанности Губернатора

С.Н.Пилипушко

Утвержден

Постановлением

Правительства

Брянской области

от 5 июня 2015 г. № 268-п

Модельный нормативный правовой акт

«Типовые правила обращения с отходами производства

и потребления на территории городских округов

Брянской области»

1. Область применения

Настоящие типовые правила обращения с отходами производства и потребления на территории городских округов Брянской области (далее - Правила) предназначены для регламентации деятельности при сборе, транспортировании, переработке, утилизации и захоронении отходов производства и потребления, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, производственной (хозяйственной) деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющих свою деятельность на территории городских округов Брянской области, и направлены на совершенствование системы управления, контроля в сфере обращения с отходами, предотвращение негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье людей, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. Настоящие Правила не распространяются на обращение с радиоактивными отходами.

2. Нормативно-правовая база

Правила обращения с отходами при их сборе, транспортировании, обработке, утилизации и размещении разработаны с учетом требований и положений следующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Брянской области:

Гражданского кодекса Российской Федерации;

Жилищного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федерального законаот 10 января 2002 года № 7-ФЗ«Об охране окружающей среды»;

Федерального законаот 24 июня 1998 года № 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления»;

Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Санитарных правил содержания территории населенных мест (СП 2.1.7/3.4.016-99);

Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155;

Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170«Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила»);

ГОСТ 30772-2001«Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»;

Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО, утвержденной Минстроем России 2 ноября 1996 года;

Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 613;

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

Закона Брянской области от 5 мая 2002 года № 47-З«Об административных правонарушениях»;

Закона Брянской области от 3 июня 2005 года № 39-З«Об охране окружающей среды»;

Закона Брянской области от 11 мая 2006 года № 29-З«Об отходах производства и потребления»;

Закона Брянской области от 15 июня 2007 года № 88-З«Об административных правонарушениях на территории Брянской области».

3. Основные понятия

В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

санитарная очистка населенных мест - комплекс работ по сбору, временному хранению, вывозу, обезвреживанию, утилизации и размещению твердых отходов и уборке территорий населенных пунктов;

отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

собственники отходов - юридические лица, индивидуальные предприниматели, другие субъекты хозяйственной деятельности и граждане, являющиеся собственниками сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, или лицо, приобретшее эти отходы у собственника на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов;

вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

класс опасности отходов - степень негативного воздействия отходов на окружающую природную среду (I класс - чрезвычайно опасные отходы, II класс - высокоопасные отходы, III класс - умеренно опасные отходы, IV класс - малоопасные отходы, V класс - практически неопасные отходы);

паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

лицензия в области обращения с отходами (лицензия) - специальное разрешение на осуществление деятельности определенного вида в области обращения с отходами (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) в течение установленного срока при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

транспортирование (вывоз) отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

обезвреживание - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

коммунальные отходы - твердые бытовые отходы, отходы из жилищ, отходы потребления на производстве, отходы рыночные, мусор уличный (смет), растительные отходы скверов, садов и парков;

твердые бытовые отходы - различные виды твердых отходов потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности человека (от приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир, упаковки товаров, вышедшая из употребления обувь, одежда и другие малогабаритные предметы домашнего обихода и т.п.);

жидкие коммунальные (бытовые) отходы (далее - жидкие отходы) - отходы (средней плотностью 1000 кг/куб. м), входящие в состав отходов потребления и образующиеся в результате жизнедеятельности населения (в том числе фекальные отходы нецентрализованной канализации, жидкие отходы (осадки) из сливных (выгребных) ям, помойных ям, дворовых уборных);

отходы из жилищ - твердые отходы потребления, образующиеся в результате обслуживания и текущего содержания жилищ (от отопительных устройств местного отопления на твердом топливе), и крупногабаритные предметы (мебель, телевизоры, холодильники, стиральные машины и прочие предметы, отдельные предметы сантехники и газового оборудования жилищ, заменяемые в результате их выхода из строя и потери потребительских свойств);

отходы потребления на производстве, подобные бытовым, - твердые отходы потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности человека в период его нахождения на рабочем месте, а также отходы от его производственной деятельности, которые по своим свойствам не могут быть отнесены к производственным;

отходы рыночные - отходы, образующиеся при осуществлении рыночной торговли, размещенные на территории рынка и прилегающей к нему территории и включающие изделия, материалы, продукты, утратившие потребительские свойства, включающие твердые бытовые отходы, пищевые, сельскохозяйственные отходы, а также отходы потребления на производстве, подобные бытовым;

мусор уличный (смет) - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека на улице, эксплуатации всех видов транспортных средств, осадка пылевидных частиц из воздуха на открытые территории, содержания зеленых насаждений улиц, дворов и разбросанные на проезжей и газонной частях улиц, дворовых территорий, тротуаров или находящиеся в мусорных урнах, собираемые дворниками и уборщиками территорий в места временного хранения для последующего удаления;

растительные отходы - органические отходы, образующиеся в результате осуществления работ по содержанию растений;

отходы пищевые - отходы производства и потребления продуктов питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства при переработке, хранении, транспортировке и употреблении;

отходы сельскохозяйственные - отходы, образующиеся при производстве и первичной переработке сельскохозяйственной продукции (навоз, помет, барда, жом, зерновая пыль и др.), а также попутная продукция, не находящая применения на данном производстве;

отходы лечебно-профилактических учреждений - материалы, вещества, изделия, лекарства, частично или полностью утратившие свои первоначальные потребительские свойства при осуществлении деятельности в медицинских учреждениях;

строительные отходы - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, образующихся при строительстве, реконструкции, ремонте, разрушении, сносе, разборке зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;

промышленные отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производственной деятельности хозяйствующих субъектов;

ртутьсодержащие отходы - ртутьсодержащие изделия, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (отработанные или пришедшие в негодность), металлическая ртуть, материалы и предметы, загрязненные металлической ртутью и ее соединениями;

организация, осуществляющая деятельность по сбору и вывозу (транспортированию) коммунальных отходов, - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, осуществляющие сбор и вывоз (транспортирование) отходов;

организация, осуществляющая деятельность по размещению отходов, - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов на основании соответствующей лицензии и эксплуатирующие объект размещения отходов, организация коммунального комплекса;

норматив накопления коммунальных отходов - среднее количество коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

потребители услуг по обращению с коммунальными отходами - лица, приобретающие по договору услуги по сбору, транспортированию (вывозу), утилизации, обезвреживанию и захоронению коммунальных отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.

В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, либо непосредственно собственники индивидуальных домовладений.

4. Полномочия органов местного самоуправления

городских округов Брянской области в области

обращения с отходами

К компетенции органов местного самоуправления городских округов Брянской области в соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится:

организация деятельности в области обращения с отходами на территории городского округа;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

определение порядка сбора отходов на территории городского округа, соответствующего экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.);

организация регулярной очистки и вывоза отходов с территории городского округа, в том числе из мест временного проживания граждан (садоводческих, дачных некоммерческих объединений граждан, домов отдыха, детских лагерей);

планирование, утверждение, обеспечение реализации муниципальных программ по обращению с отходами, контроль за их исполнением, а также проектов муниципальных правовых актов;

привлечение на договорной основе научно-исследовательских, проектных учреждений и институтов к выполнению задач, связанных с природопользованием, экологией и обращением с отходами;

осуществление работ по организации экологического воспитания, образования, просвещения, пропаганды, в том числе обеспечение населения и хозяйствующих субъектов необходимой информацией;

согласование решений по отводу земельных участков для строительства объектов размещения и переработки отходов;

проведение мероприятий, направленных на предотвращение образования несанкционированных свалок;

проведение мероприятий в рамках месячников и субботников по благоустройству территорий городских округов;

участие в комиссии по согласованию дислокации мест сбора и накопления отходов для жилищного фонда и утверждение дислокации мест сбора и накопления отходов для жилищного фонда с учетом интересов населения и условий застройки территории;

содействие владельцам индивидуальной жилой застройки, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, гаражно-строительным кооперативам в организации согласования размещения мест сбора и накопления отходов;

информирование юридических и физических лиц по вопросам обращения с отходами;

в пределах имеющихся полномочий осуществление контроля за соблюдением норм и правил организации благоустройства в соответствии с разделом 11 настоящих Правил.

5. Общие положения

5.1. Правила регламентируют отношения в области обращения с отходами между собственниками отходов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами и вторичными ресурсами, и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области.

5.2. Порядок взаимоотношений сторон при обращении с отходами регулируется действующим законодательством, условиями заключаемых договоров и настоящими Правилами.

5.3. Отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности граждан, производственной (хозяйственной) деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, подлежат учету, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению, утилизации и переработке.

5.4. Для отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья, переработка (обработка и/или утилизация) является приоритетным направлением их использования.

5.5. Деятельность по обращению с отходами в части обезвреживания и размещения отходов I - IV классов опасности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии у них соответствующих лицензий.

5.6. Право собственности на отходы регулируется законодательством Российской Федерации:

5.6.1. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

5.6.2. Собственник отходов I - IV классов опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов соответствующего класса опасности.

5.6.3. В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

5.6.4. Собственник отходов, передавший право на обращение с отходами и/или право собственности на отходы иному лицу, должен иметь документы, подтверждающие факт их передачи (договор оказания услуг, договор купли-продажи, платежные документы).

5.6.5. Обязанности по организации сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отходов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возлагаются на собственника отходов или организацию, обслуживающую многоквартирный жилой фонд, причем право собственности на отходы к ней не переходит, если иное не предусмотрено договором управления или другим соглашением.

5.7. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

5.8. Физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны не допускать образование несанкционированных свалок на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве, на прилегающих к таким участкам территориях и на иных территориях городского округа.

5.9. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатампрохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.

5.10. Размещение отходов должно осуществляться на полигонах для захоронения или иных объектах размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

5.11. Обязанности по организации эксплуатации и содержанию мест размещения отходов и обеспечению приема и размещения на них отходов возлагаются на организацию, эксплуатирующую объект.

5.12. Отходы производства и потребления вывозятся на объекты размещения отходов в соответствии с заключенным договором на размещение отходов с организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов.

5.13. Сжигание всех видов отходов без специализированного оборудования, обеспечивающего очистку выбросов до установленных норм, запрещается, а также закапывание их в землю на территориях, прилегающих к многоквартирным и индивидуальным жилым домам, организаций и предприятий.

5.14. В местах хранения и захоронения отходов производства и потребления лицами, содержащими объект размещения отходов, должен осуществляться радиационный контроль. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

6. Общий порядок организации обращения

с отходами производства и потребления

на территории городского округа

6.1. Организация санитарной очистки населенных пунктов, сбор и транспортирование отходов от юридических и физических лиц осуществляется в соответствии со схемами санитарной очистки городского округа, разрабатываемыми администрациями городских округов.

6.2. Порядок сбора, накопления, вывоза (транспортирования) и размещения отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения:

6.2.1. Сбор отходов от населения осуществляется по планово-регулируемой системе путем накопления и временного хранения отходов в контейнерах и бункерах-накопителях, или путем непосредственного сбора в мусороуборочную технику, или бестарным способом в секторе индивидуальной жилищной застройки в местах сбора, согласованных с администрацией городского округа, в соответствии с утвержденными графиками движения мусороуборочной техники.

6.2.2. Вывоз мусора из контейнеров и бункеров-накопителей осуществляется по мере их наполнения, но не реже одного раза в шесть дней, а в летнее время - не реже одного раза в три дня, в теплое время (при температуре свыше +5° С) - не более одних суток (ежедневный вывоз). Переполнение контейнеров и бункеров-накопителей мусором не допускается. Уборку мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз или загрузке бункера, производят работники организации, осуществляющей транспортирование отходов.

6.2.3. Движение мусороуборочной техники, осуществляющей непосредственный сбор и вывоз (транспортирование) отходов, осуществляется в соответствии с графиками, утвержденными администрациями городского округа, содержащими сведения о периодичности транспортирования, времени движения, пунктах остановок мусороуборочной техники, количестве установленных контейнеров и/или бункеров-накопителей на контейнерных площадках, соответствующем фактическому накоплению отходов, а также перечень специальных транспортных средств (мусоровозов) и их технические характеристики.

6.2.4. Администрация должна информировать население, проживающее в индивидуальных домовладениях, о местах и графике сбора бытовых отходов путем публикации данной информации в официальных средствах массовой информации, на досках объявлений, через установление информационных табличек, разъяснительную работу с председателями уличных комитетов, а также иными способами.

6.2.5. Ответственность за сбор и удаление отходов из индивидуальных жилых домов возлагается на собственника индивидуального жилого дома.

6.2.6. Учет отходов, образующихся в индивидуальных жилых домах, ведется организациями, предоставляющими услуги по их вывозу.

6.2.7. Граждане обязаны:

6.2.7.1. Соблюдать настоящие правила обращения с отходами.

6.2.7.2. Складывать твердые бытовые отходы только в мусоросборники (контейнеры), установленные на специальных площадках, иные сборники отходов или пользоваться услугами специализированных автомашин, производящих планово-регулируемый вывоз отходов.

6.2.7.3. Соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические нормы и правила, которыми запрещается:

сбрасывать твердые и жидкие бытовые отходы вне установленных для этих целей мест, а также в водные объекты;

сжигать бытовые и растительные отходы, особенно на территориях населенных пунктов, в контейнерах, а также во дворах домовладений.

6.2.7.4. В случае проживания в индивидуальном домовладении и/или отсутствия в коммунальных платежных документах платежей за сбор и вывоз (транспортирование) твердых бытовых отходов заключать договор на вывоз (транспортирование) отходов с организацией, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу (транспортированию) отходов.

6.2.7.5. Самостоятельно или силами мусоровывозящей организации на основании отдельной заявки вывозить строительный мусор и отходы, образующиеся в результате строительства, переустройства и перепланировки жилых зданий и помещений.

6.2.7.6. В случае проживания в индивидуальном домовладении и/или отсутствия в коммунальных платежных документах платежей за утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов заключать договор на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов с организацией, уполномоченной осуществлять указанную деятельность и эксплуатирующей объект размещения отходов.

6.3. Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, обязаны:

6.3.1. Иметь места хранения отходов, оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

6.3.2. Устанавливать необходимое количество накопителей для твердых бытовых отходов (контейнеров, бункеров) с учетом фактического накопления отходов, принятой периодичности вывоза и обеспечивать своевременный вывоз (транспортирование) отходов с целью недопущения переполнения накопителей путем заключения договора на вывоз (транспортирование) твердых бытовых отходов с организацией, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу (транспортированию) бытовых отходов.

6.3.3. Заключать договор на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов с организацией, осуществляющей деятельность по размещению отходов, оказывающей услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. В случае доставки твердых бытовых отходов при единоразовом вывозе собственным транспортом на объект размещения отходов оформить соответствующие документы при приеме (акт сдачи-приемки, накладные, расходный ордер, талоны). Указанные документы необходимы для подтверждения фактически привезенного объема твердых бытовых отходов.

6.3.4. Проводить организационную работу с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, о недопущении складирования отходов за пределами контейнерной площадки и вне контейнеров и бункеров-накопителей.

6.3.5. Организовать пункты временного накопления ртутьсодержащих отходов отдельно от других видов отходов для граждан, проживающих в многоквартирных домах, и содержать их в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, и Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681, с последующей передачей на обезвреживание и размещение специализированной организации.

6.4. Порядок сбора, накопления, вывоза (транспортирования) и размещения отходов, образующихся в результате деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

6.4.1. При невозможности самовывоза транспортирование коммунальных отходов, образующихся в результате деятельности предпринимателей и юридических лиц, осуществляется на договорной основе специализированными организациями, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию отходов на объект размещения отходов.

6.4.2. Размещение коммунальных отходов, образующихся в результате деятельности предпринимателей и юридических лиц, осуществляется на договорной основе с организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов, оказывающей услуги по утилизации (захоронению) отходов.

6.4.3. Сбор и временное хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляется силами этих предприятий в специально оборудованных для этих целей местах, расположение которых в обязательном порядке согласуется с уполномоченными органами в сфере контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием и охраной окружающей среды, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора), принимающим решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов. Складирование отходов вне специально отведенных мест запрещается.

6.4.4. Размещение отходов в не установленных для этого местах, равно как отсутствие документов на передачу права собственности на отходы, при отсутствии отходов на территории собственника отходов квалифицируется как организация несанкционированной свалки.

6.4.5. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы, обязаны:

6.4.5.1. Иметь места хранения отходов, оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», или документы, подтверждающие использование ими иных мест хранения отходов.

6.4.5.2. Вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

6.4.5.3. Подтвердить отнесение образуемых в процессе деятельности отходов I - IV классов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

6.4.5.4. Внедрять малоотходные технологии, систему раздельного сбора отходов потребления, в том числе сбора вторичных ресурсов.

6.4.5.5. Иметь утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).

6.4.5.6. Иметь разрешение и лимиты на размещение отходов.

6.4.5.7. Осуществлять плату за размещение отходов в соответствии с действующими нормативными документами.

6.4.5.8. При невозможности самовывоза заключать договор на вывоз (транспортирование) коммунальных отходов с организацией, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу (транспортированию) коммунальных отходов.

6.4.5.9. Заключать договор на размещение (захоронение) коммунальных отходов с организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов на основании соответствующей лицензии, и иметь документы учета и приема отходов на размещение (акт сдачи-приемки, накладные, расходный ордер, талоны).

6.4.5.10. Назначить должностных лиц, ответственных за природоохранную деятельность, в том числе в сфере обращения с отходами, и прошедших обучение.

6.4.5.11. Проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

6.4.5.12. В случае возникновения или угрозы аварий, связанных с деятельностью в сфере обращения с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти Брянской области, администрацию городского округа.

6.5. Порядок сбора, накопления и вывоза (транспортирования) отходов в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (далее - ДНТ), гаражно-строительных кооперативах (далее - ГСК).

6.5.1. Для сбора отходов, образующихся в ДНТ и ГСК, оборудуются:

контейнерные площадки с твердым покрытием;

площадки для бесконтейнерного сбора - при заявочной системе со сбором непосредственно в специализированный транспорт и его одновременным вывозом;

емкости для накопления отработанных горюче-смазочных материалов;

площадки для накопления КГО (кузовов, отработанных автопокрышек).

6.5.2. Отходы с данных площадок вывозятся специализированной организацией в санкционированные места размещения отходов на основании заключенных договоров. При заявочной системе вывоза график вывоза должен быть доведен до сведения членов ДНТ и ГСК.

6.5.3. Отработанные горюче-смазочные материалы, автошины, аккумуляторы, иные токсичные отходы, металлолом собираются отдельно от ТБО в специально оборудованных местах и в обязательном порядке по мере накопления передаются для утилизации/обезвреживания на специализированные предприятия или пункты приема.

6.5.4. Транспортирование отходов из ДНТ и ГСК осуществляется по мере накопления, но не реже одного раза в месяц в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством.

6.5.5. Ответственность за организацию сбора и удаления отходов из ДНТ и ГСК лежит на председателе кооператива (товарищества).

6.6. Порядок сбора, накопления, вывоза (транспортирования) отходов на строительных площадках, объектах ремонта и реконструкции.

6.6.1. Сбор строительных отходов на объектах строительства, ремонта и реконструкции производится в специально отведенных местах, определяемых проектом производства работ, до накопления транспортных партий. Из образующихся отходов выделяются утильные фракции.

6.6.2. В случае если в проекте строительства (реконструкции) не указаны места размещения строительных отходов, по согласованию со структурным подразделением градостроительства администрации городского округа грунт и инертные строительные материалы, а также грунт, изъятый при производстве аварийных работ на коммунальных сетях (водоснабжение, отопление, канализация, связь и т.п.), транспортируются на санкционированные объекты размещения отходов для устройства изолирующих слоев.

6.6.3. При производстве работ на объектах ремонта и реконструкции не допускается порча зеленых насаждений и захламление газонов отходами, складирование отходов, ограничивающее свободный проезд автомашин, проход людей.

6.6.4. При производстве строительных работ подрядчиком работ на прилегающей к строительным площадкам территории ежедневно проводится уборка остатков строительных материалов, строительного мусора и грунта, исключая возможность разноса грунта за пределы строительной площадки, в том числе колесами автотранспорта.

6.6.5. Приемка в эксплуатацию объекта, законченного строительством (ремонтом, реконструкцией), без представления заказчиком документов, подтверждающих размещение отходов в соответствии с данными Правилами, не производится.

6.6.6. Ответственность за удаление отходов со строительных площадок возлагается на физическое или юридическое лицо, выступающее подрядчиком при производстве работ, если иное не предусмотрено в договоре подряда с заказчиком.

6.7. Содержание контейнерных площадок.

6.7.1. Площадки для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов должны быть удалены от жилых домов, образовательных и дошкольных учреждений, спортивных площадок и мест отдыха на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м от объекта образования размещаемых на них отходов. В районах сложившейся застройки расстояние до жилых домов может быть сокращено до 8 - 10 м.

6.7.2. Площадка должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, ограждение с трех сторон высотой не менее 1,5 м, чтобы не допускать попадания отходов на прилегающую территорию, благоустроенные подъезды и подходы, которые должны освещаться.

6.7.3. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого количества контейнеров, но не более 5 штук.

6.7.4. Расчетный объем накопителей отходов (контейнеров, бункеров) должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. Контейнеры и бункеры должны быть в технически исправном состоянии, без сквозных отверстий, вмятин, разрывов, окрашены и иметь маркировку владельца.

6.7.5. Конструкция накопителя отходов должна исключать возможность раздувания отходов ветром и соответствовать требованиям, обеспечивающим возможность погрузки (транспортирования) мусоровозом.

6.7.6. На емкостях накопителей отходов (контейнеров, бункеров) должны быть размещены наименование и контактный телефон организации - транспортировщика отходов.

6.7.7. Размещение контейнерных площадок и площадок для бункеров-накопителей производится по заявкам жилищно-эксплуатационных организаций, осуществляющих мусороудаление на соответствующих территориях, либо по заявкам юридических и физических лиц, собственников отходов и по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора и администрацией городского округа.

6.7.8. Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры-накопители на проезжей части, тротуарах, газонах и в проездах дворов.

6.7.9. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровозный транспорт, производят работники организации, осуществляющей вывоз отходов, если иное не предусмотрено соглашением (договором) с лицом, пользующимся данной контейнерной площадкой.

6.7.10. Ответственность за устройство и содержание контейнерных площадок и площадок для бункеров-накопителей лежит на организациях, обслуживающих многоквартирный жилой фонд, независимо от организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено договором с организацией, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу (транспортированию) твердых бытовых отходов, в остальных случаях - на собственниках площадок.

6.8. Сбор и вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО).

6.8.1. Сбор ЖБО от предприятий, организаций, учреждений и частных домовладений осуществляется в канализационную сеть с последующей очисткой на очистных сооружениях.

6.8.2. В случае отсутствия канализационной сети отвод бытовых стоков допускается в водонепроницаемый выгреб.

6.8.3. Строительство водонепроницаемых выгребов производится с соблюдением установленных требований, обеспечивающих их герметичность, и принимается в эксплуатацию специальным актом приемки, оформляемым органами санитарно-эпидемиологического надзора.

6.8.4. Запрещается устройство и эксплуатация дренирующих выгребных ям, а также выпуск канализационных стоков открытым способом в дренажные канавы, приемные лотки дождевых вод, проезжую часть, водные объекты и на рельеф местности.

6.8.5. Вывоз ЖБО производится специализированными предприятиями на договорной основе, но не реже одного раза в полгода.

6.8.6. Заключение договора на вывоз ЖБО для всех юридических и физических лиц, использующих в качестве накопителя стоков выгребные ямы, является обязательным.

7. Порядок использования отходов

(обработки и утилизации)

производства и потребления

7.1. Использование отходов в качестве вторичного сырья является приоритетным направлением обращения с отходами.

7.2. Сортировка отходов в целях вторичного их использования осуществляется на специально подготовленных площадках, имеющих твердое покрытие и систему отвода ливневых вод, - в случае сортировки на открытом воздухе, а также при использовании специального оборудования.

7.3. Факт использования или реализации вторичного сырья оформляется документально (договор, накладная и т.д.).

7.4. Использование отходов I - IV классов опасности производится в установленном законодательством порядке.

7.5. Грунт, извлекаемый при строительных работах или образующийся при планировке стройплощадок, иные инертные строительные отходы допускается использовать при отсыпке дорог, карьеров и других объектов при условии:

наличия соответствующих указаний в проекте, определяющих использование конкретного вида отходов на данном объекте;

наличия документов, подтверждающих использование отходов, с указанием наименования отходов, массы (объема), объекта и даты использования.

8. Порядок обезвреживания отходов

производства и потребления

8.1. Обезвреживание отходов I - III классов опасности производится на специальных установках или объектах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности.

8.2. Чрезвычайно опасные ртутьсодержащие отходы I класса опасности (использованные осветительные приборы - люминесцентные и ртутные лампы, отработанные ртутьсодержащие приборы и оборудование - термометры, манометры и т.д.) подлежат обязательной сдаче для демеркуризации в специализированную организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности.

8.3. Сбор и утилизация трупов павших животных, отходов боен и других биологических отходов должны производиться в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 путем утилизации на ветсанутильустановках или захоронения в специально оборудованных местах (биотермические ямы и пр.).

8.4. Сбор, временное хранение, обезвреживание и захоронение отходов лечебно-профилактических учреждений (амбулаторий, больниц, поликлиник и т.д.) с классами опасности А, Б, В, Г, Д должны осуществляться в соответствии с Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений (СанПиН 2.1.7.728-99).

8.5. Воспроизводимые сельскохозяйственные отходы органического происхождения III класса (навоз, помет и др.) должны обезвреживаться компостированием на специально оборудованных водонепроницаемых площадках. Запрещается их складирование и хранение на открытых участках и в хранилищах, расположенных ближе 300 м от жилой застройки.

8.6. Отходы сельского хозяйства минерального и химического происхождения (пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды и минеральные удобрения и др.) должны храниться в закрытых охраняемых помещениях и передаваться для обезвреживания специализированным организациям, имеющим лицензию.

9. Требования к транспортированию

отходов производства и потребления

9.1. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам, для чего применяются укрывание пологом, увязывание, герметизация кузова или другие эффективные способы.

9.2. Транспортировка отходов осуществляется на специально оборудованных или приспособленных транспортных средствах, снабженных специальными знаками, при следующих условиях:

наличие паспорта отходов I - IV классов опасности;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV классов опасности на транспортных средствах;

наличие транспортных накладных, в которых указывается вид, класс опасности, объем и/или вес отходов, дата отгрузки, место назначения, наименование отправителя и получателя, либо документов, подтверждающих передачу соответствующих видов отходов иному лицу.

9.3. Предприятия, осуществляющие транспортирование отходов, обязаны составлять на каждую специализированную машину маршрутные графики со схемой движения с обязательным их выполнением.

9.4. Ответственность за соблюдение требований по безопасному обращению с отходами с момента погрузки отходов на транспортное средство и до их санкционированной выгрузки возлагается на перевозчика, если иное не отражено в договоре.

10. Требования к размещению отходов

производства и потребления

10.1. Размещение отходов осуществляется на объектах размещения отходов (полигонах или иных санкционированных объектах размещения), эксплуатируемых организациями, имеющими соответствующую лицензию, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, либо площадках временного хранения с последующим вывозом отходов на конечный объект размещения. Обязанности по организации эксплуатации и содержанию объектов размещения отходов и обеспечению приема и размещения на них отходов возлагаются на организации, эксплуатирующие указанные объекты. Прием и размещение отходов ведется в соответствии с регламентом эксплуатации объекта размещения отходов, режимом работы и инструкцией по приему отходов, разработанными и утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по размещению отходов.

10.2. Прием отходов на объекты размещения отходов осуществляется с производством радиационного контроля, проведением весового (тонн) и/или объемного (куб. м) учета и оформлением соответствующих документов (журнал учета поступающих отходов, акт сдачи-приема, накладные, талоны).

10.3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды.

10.4. Размещение отходов вне установленных для этого мест квалифицируется как организация несанкционированной свалки. Отсутствие заключенного договора между организацией, осуществляющей деятельность по размещению отходов на основании имеющейся лицензии, и собственником отходов (физические, юридические лица) или организацией, обслуживающей многоквартирный жилой фонд, отсутствие трехстороннего заключенного договора - собственник отходов (физические, юридические лица) и/или организация, обслуживающая многоквартирный жилой фонд, организация, осуществляющая деятельность по сбору и вывозу (транспортированию) отходов, организация, осуществляющая деятельность по размещению отходов при отсутствии отходов на территории собственника отходов или организации, обслуживающей многоквартирный жилой фонд, отходы жизнедеятельности населения которого транспортируются для дальнейшего размещения, приравнивается к организации несанкционированной свалки.

10.5. Размещение отходов, принадлежность и характеристики которых не установлены ввиду отсутствия у организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу (транспортированию) коммунальных отходов, или иного лица, их доставивших, документации, в том числе транспортных накладных, содержащей информацию о собственнике отходов или организации, обслуживающей многоквартирный жилой фонд, отходы жизнедеятельности населения которого транспортируются для дальнейшего размещения, и подтверждающей количество (фактический объем, переданный для транспортирования, в куб. м или вес), запрещается.

В случае вывоза (транспортирования) отходов потребления физических лиц (грузоотправителя) на объект размещения отходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, оформление транспортной накладной осуществляет организация-перевозчик согласно утвержденному администрацией городского округа графику вывоза, содержащему основные данные о местах сбора (накопления) отходов, объемах и периодичности вывозимых отходов потребителей (физических лиц, проживающих в индивидуальных домовладениях).

10.6. Исключением является прием отходов, собранных на территории городского округа, в том числе уличного смета, обрезков деревьев, листвы, для размещения при проведении месячников и субботников по благоустройству, экологии, озеленению и повышению санитарной культуры, осуществляемым в рамках соглашения между администрацией городского округа и организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов.

11. Контроль в области обращения с отходами

производства и потребления

11.1. Контроль в области обращения с отходами осуществляется путем контрольной деятельности, определенной действующим законодательством.

11.2. Должностные лица администраций городских округов имеют право осуществлять контроль на территории округа за выполнением юридическими и физическими лицами норм и требований, установленных настоящими Правилами:

производить обследование санитарного состояния населенных пунктов, контейнерных площадок, контейнеров, прочих мест накопления отходов, мусоровозов и иной техники, используемой для транспортирования отходов, с целью проверки выполнения требований настоящих Правил;

посещать предприятия и организации, в процессе деятельности которых образуются отходы, организации, специализирующиеся в области обращения с отходами, и объекты по использованию, обезвреживанию и захоронению отходов;

составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Брянской области от 15 июня 2007 года № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

12. Ответственность за несоблюдение настоящих Правил

12.1. Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за:

создание несанкционированных свалок и (или) размещение на них промышленных и бытовых отходов;

недостоверные сведения об образуемых (накопленных) и переданных для транспортирования на объект размещения (утилизации) объемах отходов, которые привели к занижению стоимости услуг по транспортированию и размещению отходов и, как следствие, переполнению отходами мест накопления или образованию несанкционированных мест размещения;

отсутствие документов, подтверждающих факт удаления отходов законным путем (договоры на вывоз и размещение с исполнителями услуг, соответствующая документация об оплате услуг);

несанкционированное использование мест временного хранения промышленных и бытовых отходов, принадлежащих или закрепленных за другими потребителями, без соответствующего договора и др.

12.2. За неисполнение настоящих Правил граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе Законом Брянской области от 15 июня 2007 года № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

12.3. Привлечение нарушителя настоящих Правил к ответственности не освобождает его от обязанностей по устранению допущенных нарушений, ликвидации их последствий и возмещению вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 110.010.000 Общие вопросы охраны окружающей природной среды (см. также 200.150.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать