Основная информация

Дата опубликования: 05 августа 2008г.
Номер документа: ru07000200800198
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кабардино-Балкарская Республика
Принявший орган: Правительство Кабардино-Балкарской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

5 августа 2008 № 176-ПП

Об Основных требованиях (Стандартах) к порядку организации и осуществления финансового контроля контрольными органами исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики

В целях унификации правил и порядка осуществления финансового контроля, формирования единой системы органов государственного финансового контроля в структуре исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные требования (Стандарты) к порядку организации и осуществления финансового контроля контрольными органами исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики:

при организации и осуществлении финансового контроля руководствоваться данными Основными требованиями (Стандартами) к порядку организации и осуществления финансового контроля контрольными органами исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;

создать структурные подразделения в составе аппарата управления (при их отсутствии) для обеспечения функций контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики М.Т. Тхазаплижева.

Председатель Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

А. Ярин

Утверждены

постановлением Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

от 5 августа 2008 № 176-ПП

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (СТАНДАРТЫ)

к порядку организации и осуществления финансового контроля контрольными органами исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики

I. Основные положения

1 Основные требования (Стандарты) к порядку организации и осуществления финансового контроля контрольными органами исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления (далее Стандарты) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации и рекомендациями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

2. Стандарты являются нормативным документом, устанавливающим основные принципы и единые требования к осуществлению финансового контроля в финансово-бюджетной сфере (далее - контроль) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Целью Стандартов является определение основных унифицированных требований к правилам и процедурам осуществления контроля, согласно которым оценивается качество, эффективность и результативность контроля, а также обеспечение целостности, взаимосвязанности, последовательности и объективности контроля, осуществляемого органами финансового контроля в соответствии с их полномочиями.

4. Стандарты подразделяются на общие и рабочие.

Общие стандарты устанавливают единые требования к органам финансового контроля исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и местного самоуправления (далее именуются - органы финансового контроля) и работникам органов финансового контроля.

Рабочие стандарты устанавливают единые требования 'к организации контрольной деятельности органов финансового контроля и деятельности работников органов финансового контроля.

5. Практическая реализация Стандартов органами финансового контроля обеспечивается путем разработки, утверждения в установленном порядке и применения законодательства, регламентирующего организацию

контрольной деятельности органов финансового контроля и работников органов финансового контроля.

II. Сфера действия и применения Стандартов

6. Стандарты обязательны для применения органами финансового контроля при организации и осуществлении контрольной деятельности, а также работниками государственных органов и иных организаций, участвующих в осуществлении контроля в качестве контролеров, специалистов или экспертов.

7. При осуществлении контрольной деятельности органы финансового контроля должна придерживаться следующих основных принципов:

их деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с полномочиями, установленными законодательством и соответствовать Стандартам;

они имеют собственное обоснованное мнение и самостоятельно оценивать различные ситуации, возникающие в ходе осуществления контроля;

ими должна быть создана система контроля, обеспечивающая применение мер, предотвращающих ошибки и нарушения в деятельности работников органов финансового контроля;

они должны совершенствовать организацию финансового контроля и повышать квалификацию работников органов финансового контроля.

8. В ходе реализации своих полномочий органы финансового контроля должны обеспечивать контроль:

за соблюдением объектом контроля бюджетного законодательства;

за правомерностью финансовых и хозяйственных операций, осуществляемых объектом контроля;

за целевым использованием бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и других средств, выделенных объекту контроля целевым назначением;

за целесообразным и эффективным использованием бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и материальных ценностей.

III. Стандарты

9. Общие стандарты.

Стандарт № 1. Законность деятельности органов финансового контроля

Органы финансового контроля и работники органов финансового контроля обязаны осуществлять свои функции и полномочия в точном соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством, а также проверять соблюдение объектами контроля законодательства, применяемого в их финансово-хозяйственной деятельности.

Целью стандарта «Законность деятельности органов финансового контроля» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, обеспечивающей правомерность и эффективность контрольной деятельности.

Органы финансового контроля при организации контрольной деятельности неуклонно и точно соблюдают нормы и правила осуществления контроля, установленные законодательством.

Руководители органов финансового контроля осуществляют постоянный мониторинг соблюдения законодательства работниками органа финансового контроля при осуществлении контрольной деятельности.

Работники органов финансового контроля, руководствуясь законодательством, проявляют объективность, принципиальность и требовательность при осуществлении контрольной деятельности.

Программа контрольного мероприятия направлена на установление законности, целесообразности и эффективности принимаемых решений, распорядительных и исполнительных действий по управлению государственными финансовыми ресурсами и обнаружение нарушений бюджетного законодательства.

Работники органов финансового контроля учитывают возможность совершения незаконных действий объектом контроля, которые оказывают косвенное и значимое влияние на совершение нарушений объектом контроля.

При проведении контрольного мероприятия работники органа финансового контроля осуществляют процедуру контрольного мероприятия таким образом, чтобы получить доказательства того, что все финансово-хозяйственные операции подвергнуты проверке в соответствии с программой контрольного мероприятия, осуществлены в полном объеме в соответствии с бюджетным законодательством.

Работники органов финансового контроля при организации контрольного мероприятия профессионально и тщательно подходят к определению перечня законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.

Стандарт № 2. Системность деятельности органов финансового контроля

Применение данного Стандарта направлено на обеспечение единства правовых основ деятельности органов финансового контроля, нормативно закрепленной организации их взаимодействия, взаимодействия органов финансового контроля с органами государственной власти и органами местного самоуправления, обоснованной периодичности осуществления контрольных мероприятий, правил и порядка контроля.

Целью стандарта «Системность деятельности органов финансового контроля» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, обеспечивающей формирование и соблюдение единых правовых основ деятельности и взаимодействия органов финансового контроля.

Руководители органов финансового контроля обеспечивают системность, эффективность и непрерывность функционирования органа финансового контроля, основываясь на применении законодательства и настоящих Стандартов.

Законодательством, регламентирующим деятельность органов финансового контроля, определяются функции, полномочия и права органов финансового контроля, а также порядок их взаимодействия и координации с другими органами контроля по стратегическому и оперативному планированию и систематизации результатов контроля без ущерба для организационной и функциональной независимости органа финансового контроля.

Органы финансового контроля интегрируются в систему органов финансового контроля, сформированную в структуре органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, путем унификации правил и порядка осуществления контроля, установленных законодательством, и в соответствии с требованиями, установленными настоящими Стандартами.

Органы финансового контроля строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые составляются исходя из необходимости охвата контролем группы объектов контроля в течение определенного периода времени, установленного законодательством, в целях формирования обобщенного, объективного и целостного представления о законности, целесообразности и результативности распределения и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, а также материальных ценностей.

Правила и процедуры осуществления контроля, установленные законодательством, должны обеспечить всесторонний и системный анализ финансово-хозяйственных операций по направлениям финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Органы финансового контроля осуществляют системный анализ результатов контрольной деятельности, обобщают и исследуют причины и последствия выявленных нарушений бюджетного законодательства.

Стандарт № 3. Независимость органов финансового контроля

Органы финансового контроля независимы в части осуществления контрольной деятельности. Вмешательство, подрывающее независимость органов финансового контроля, недопустимо. Органы финансового контроля во всех вопросах контрольной деятельности должны быть независимыми от объекта контроля и неправомерного воздействия.

Воздействие на органы финансового контроля с целью изменения результатов контрольной деятельности не допускается и преследуется в соответствии с законодательством.

Целью стандарта «Независимость органов финансового контроля» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей беспристрастность, объективность и достоверность результатов их деятельности.

Органы финансового контроля имеют функциональную независимость, необходимую для выполнения возложенных на них функций и полномочий, и не допускают действия или бездействие, ограничивающие их независимость и объективность при осуществлении контроля.

Органы финансового контроля имеют установленный в законодательстве правовой статус, обеспечивающий им полный и свободный доступ в помещения и к документам, касающимся финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а также гарантированное право на получение необходимой информации от объекта контроля и других организаций, обладающих информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Органы финансового контроля имеют установленное в законодательстве право доступа к конфиденциальной информации, необходимой для выполнения функций и полномочий.

Деятельность органов финансового контроля осуществляется в соответствии с приоритетами, определенными в установленном порядке, утвержденными на их основе планами, программами и самостоятельно определенными методами контроля.

Органы финансового контроля не должны вносить изменения в порядок и объем контрольного мероприятия или отказываться от его проведения, а также изменять результаты контрольного мероприятия в тех случаях, когда на них оказывается неправомерное воздействие.

Действия по вмешательству в выбор применяемых процедур контрольной деятельности, характер и объем собираемых доказательств, а также необоснованные ограничения масштаба контрольного мероприятия должны пресекаться органами финансового контроля в соответствии с законодательством.

На работников органов финансового контроля не должно оказываться воздействие со стороны руководства органов финансового контроля или их вышестоящих органов с целью изменения объемов и направлений контрольных мероприятий, осуществляемых в соответствии с утвержденными программами, а также их правомерных результатов.

Все изменения и дополнения в программы контрольных мероприятий вносятся и утверждаются в порядке, установленном регламентами (положениями) органов финансового контроля.

Работники органов финансового контроля должны сохранять финансовую, личную и функциональную независимость от объектов контроля для свободного и объективного выполнения своих функций.

Работники органов финансового контроля должны соблюдать нормы этического поведения государственных служащих, не допускать взаимоотношения, которые могут повлиять на их независимость и объективность по политическим, психологическим, идеологическим причинам или на основе финансового и имущественного интереса.

Работники органов финансового контроля не должны являться близкими родственниками должностных лиц или учредителей объектов контроля.

Не допускается участие в контрольном мероприятии работников органов финансового контроля, работавших на объектах контроля в течение периода, подвергаемого контролю.

Если независимость работников органа финансового контроля ставится под сомнение руководителями органов финансового контроля, то данные работники должны быть незамедлительно переведены на другие объекты контроля без сохранения обязанностей, которые они выполняли в отношении первоначальных объектов контроля. Работники органов финансового контроля должны в этом случае подготовить промежуточные акты или справки о совершённых контрольных действиях, их результатах и за своей подписью в установленном порядке представить эти документы руководителям органов финансового контроля.

В целях сохранения независимости и объективности работников органов финансового контроля целесообразно периодически менять направления их контрольной деятельности по истечении срока, гарантирующего сохранение независимости и объективности работников органа финансового контроля, определяемого руководителями органов финансового контроля.

Независимость органов финансового контроля и работников органов финансового контроля не противоречит поддержанию доброжелательных отношений и взаимодействию с объектами контроля по вопросам контрольной деятельности.

Допускается сотрудничество органов финансового контроля с научными, профессиональными и другими организациями, если данные отношения не ограничивают независимость органов финансового контроля.

Стандарт № 4. Компетентность работников органов финансового контроля

Работники органов финансового контроля должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления качественного контроля.

Целью стандарта «Компетентность работников органов финансового контроля» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей формирование должного профессионального уровня работников органов финансового контроля для осуществления качественного контроля.

Контроль осуществляется работниками органов финансового контроля, образование и опыт которых соответствует характеру, масштабам и уровню сложности выполняемой деятельности, имеющими необходимую теоретическую и практическую профессиональную подготовку и в совокупности достаточный уровень знаний, умений и навыков по всем вопросам осуществляемой контрольной деятельности.

Работники органов финансового контроля должны иметь и проявлять квалификацию, необходимую для осуществления всего процесса контроля -от предварительного изучения объекта контроля до подготовки заключения на возражения и замечания объекта контроля и реализации материалов по результатам контроля.

Руководители органов финансового контроля должны осуществлять постоянный мониторинг квалификации работников органа финансового контроля и уделять должное внимание вопросам их подготовки и переподготовки, росту профессионализма, а также определять критерии их профессионального уровня.

Профессиональные знания, умения и навыки работников органов финансового контроля совершенствуются путем профессионального обучения и самообразования, обмена опытом контрольной деятельности.

Руководители органов финансового контроля должны обеспечить работников органов финансового контроля регламентами, методическими материалами, правилами, а также аналитическими обзорами практики контрольной деятельности органов финансового контроля.

Стандарт № 5. Ответственность в контрольной деятельности

К нарушителям бюджетного законодательства, законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре применяются меры правовой ответственности.

Целью стандарта «Ответственность в контрольной деятельности» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, обеспечивающей применение мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства и законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Ответственность за точное и неуклонное соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля несут в соответствии с законодательством соответствующие должностные лица объектов контроля.

Ответственность за организацию и осуществление эффективного контроля в соответствии с законодательством несут руководители органов финансового контроля.

Ответственность за точное и неуклонное соблюдение законодательства при осуществлении контроля несут работники органов финансового контроля.

Руководители органов финансового контроля и работники органов финансового контроля обязаны не допускать сокрытия выявленных нарушений.

Работники органов финансового контроля несут ответственность в соответствии с законодательством за совершенные ими в области финансового контроля противоправные действия.

В законодательстве, регламентирующем деятельность органов финансового контроля, должно быть указано на недопустимость противоправных действий руководителей органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, а также указаны применяемые меры ответственности в соответствии с законодательством в случае совершения ими противоправных действий.

Стандарт № 6. Конфиденциальность деятельности органов финансового контроля

Органы финансового контроля и работники органов финансового контроля в соответствии с законодательством обеспечивают сохранность и конфиденциальность информации, полученной при осуществлении контроля, и ограниченность доступа к ней.

Целью стандарта «Конфиденциальность деятельности органов финансового контроля» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей сохранность и неразглашение информации, полученной при осуществлении контроля.

Обязательства конфиденциальности органы финансового контроля и работники органов финансового контроля должны выполнять также после окончания исполнения функций по контролю.

Информация, получаемая органами финансового контроля при осуществлении контрольной деятельности, используется органами финансового контроля и работниками органов финансового контроля только для выполнения возложенных на них функций.

Работники органов финансового контроля не вправе получать прямую или косвенную выгоду от информации, полученной при осуществлении контроля.

Работники органов финансового контроля не вправе делать заявления в средствах массовой информации относительно каких-либо аспектов контроля до завершения контрольного мероприятия. После оформления и принятия окончательного документа по результатам контроля руководители органов финансового контроля и (или) уполномоченные ими должностные лица могут предоставлять средствам массовой информации сведения, касающиеся итогов проведенного контроля.

Работники органов финансового контроля обязаны воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности объектов контроля, их руководителей и иных должностных лиц, если это не входит в их должностные (служебные) обязанности.

Стандарт № 7. Гласность деятельности органов финансового контроля

Органы финансового контроля осуществляют свою деятельность гласно, предоставляя обществу достоверную и объективную информацию о результатах своей деятельности, при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

Целью стандарта «Гласность деятельности органов финансового контроля» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей реализацию демократических основ государства, повышение эффективности контрольной деятельности и предотвращение нарушений бюджетного законодательства.

Основной формой обеспечения гласности органов финансового контроля является предоставление в установленном порядке информации о результатах контрольной деятельности органам государственной власти.

Гласность органов контроля реализуется при соблюдении принципов законности, объективности и в соответствии с требованиями законодательства об охране прав и свобод личности.

10. Рабочие стандарты.

Стандарт № 8. Планирование контрольной деятельности

Контроль, осуществляемый органами финансового контроля, надлежащим образом планируется для достижения целей контроля с наименьшими затратами ресурсов.

Целью стандарта «Планирование контрольной деятельности» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей проведение планомерного, эффективного и экономичного контроля.

Контрольная деятельность органов финансового контроля в целом и каждое контрольное мероприятие должны планироваться надлежащим образом для обеспечения правомерного, своевременного, обоснованного, качественного, результативного, эффективного осуществления контроля и достижения целей контроля.

Планирование контрольной деятельности органами финансового контроля должно осуществляться на каждый календарный год в соответствии с порядком, установленным регламентом (положением) контрольного органа.

При планировании определяются приоритеты, цели и виды контрольных мероприятий, их объемы, а также необходимые для их осуществления ресурсы (трудовые, технические, материальные и финансовые).

В целях исключения параллелизма и дублирования органы финансового контроля должны координировать свою деятельность по планированию и осуществлению контрольной деятельности.

Планы контрольной деятельности органов финансового контроля должны предусматривать перечень проверяемых объектов, основание проведения контрольного мероприятия, проверенный период предыдущим контрольным мероприятием, проверяемый период, сумму финансирования в проверяемом периоде, вид контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, планируемый фонд рабочего времени, планируемую сумму командировочных расходов.

Руководители органов финансового контроля несут ответственность в установленном порядке за обоснованность и законность включения контрольных мероприятий в план и за их исполнение, обосновывают в установленном порядке необходимость частичного пересмотра плана в ходе его выполнения.

Планирование каждого контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с порядком, установленным регламентом (положением) контрольного органа.

Планирование каждого контрольного мероприятия осуществляется для обеспечения взаимосвязанности всех этапов контрольного мероприятия -от предварительного изучения объекта контроля, разработки программы контрольного мероприятия, составления акта по итогам контрольного мероприятия до оформления отчета о результатах контрольного мероприятия.

Программы контроля, определяющие подлежащие контролю направления финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, объем, виды и последовательность контрольных процедур, являющиеся детально разработанным порядком проведения контрольного мероприятия, утверждаются руководителями органов финансового контроля или уполномоченными на то должностными лицами.

Составлению программ контрольных мероприятий должно предшествовать предварительное изучение объектов контроля на основе доступной информации, включая ознакомление с законодательством, относящимся к деятельности объектов контроля, в том числе учредительными документами, другими документами, определяющими процедуры его финансирования и производимые им расходы, материалами предыдущих контрольных мероприятий, а также принятыми по их результатам мерами.

Руководители органов финансового контроля должны проводить работу по совершенствованию организации и методики планирования контроля.

Органы контроля и их вышестоящие органы обеспечивают контроль за осуществлением контрольных мероприятий, предусмотренных планом.

Стандарт № 9. Доказательства в контрольной деятельности

Доказательства, на основе которых формулируются выводы по результатам контроля (далее - доказательства), должны быть объективными, достоверными, соответствующими, компетентными, допустимыми и достаточными.

Целью стандарта «Доказательства в контрольной деятельности» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей сбор объективных и достоверных данных (информации), на основе которых могут быть сформулированы обоснованные выводы и обобщения по результатам контроля.

Доказательствами является информация, полученная и задокументированная работниками органов финансового контроля при проведении контрольных мероприятий, и результаты анализа указанной информации, на которых основывается их мнение. К доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, отчетные и статистические данные, результаты встречных проверок и процедур фактического контроля, произведенных в ходе осуществления контрольного мероприятия (в том числе составленные в установленном порядке промежуточные акты), заключения специалистов, письменные разъяснения должностных лиц объектов контроля, а также материалы и документы, полученные из других достоверных источников.

Доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу. Используя такие доказательства, работники органов контроля могут обеспечить более высокую степень уверенности в результатах контрольного мероприятия по сравнению с той, которая была бы получена в результате рассмотрения доказательств по отдельности.

Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, работники органа финансового контроля должны определить, какие дополнительные процедуры необходимо провести для выяснения причин такого несоответствия.

Руководители органов финансового контроля должны сопоставлять расходы, связанные с получением доказательств, и необходимость получаемой при этом информации. Сложность работы и существенные расходы не являются достаточным основанием для отказа от выполнения действий, необходимых для получения доказательств.

При наличии сомнений относительно правомерности хозяйственных операций работники органов финансового контроля должны получать достаточные доказательства для устранения такого сомнения, в том числе письменные объяснения должностных лиц объекта контроля. В случае невозможности получения достаточных доказательств работники органов финансового контроля могут выразить свое мнение с соответствующей оговоркой или отказаться от выражения мнения.

Для полного и объективного сбора доказательств работники органов финансового контроля должны владеть такими способами и приемами осуществления контрольных мероприятий, как инспектирование, проверка, сличение записей, подтверждение, пересчет, запрос, встречная проверка, аналитические процедуры.

Документы, предъявляемые должностными лицами объектов контроля работникам органа финансового контроля при проведении контрольного мероприятия, должны содержать достаточный объем информации, служащей доказательством достоверности и объективности выводов по результатам контрольного мероприятия.

Доказательства должны соответствовать таким качественным характеристикам, как уместность в отношении цели контроля, объективность, полнота, компетентность и достоверность.

Основой доказательств могут служить фактические сведения о нарушениях, материалы и информация, собранные непосредственно на объекте контроля, а также полученные из других достоверных источников.

Сбор и обработка информации производятся тщательным образом в соответствии с утвержденной программой контроля.

Выводы по результатам финансового контроля должны основываться на документальных и аналитических доказательствах, должны быть обоснованы, обеспечены надежными сведениями, фактическими материалами и подтверждениями.

Все ошибки, отклонения и неясные моменты должны быть устранены, урегулированы либо вынесены на рассмотрение вышестоящего или более компетентного в данном вопросе органа.

Поскольку работники органов финансового контроля не всегда имеют возможность рассмотреть весь объем информации о финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, решающим является тщательный сбор и отбор информации.

В процессе контрольных мероприятий в случае необходимости для осуществления своих функций и полномочий органы финансового контроля привлекают специалистов государственных органов и иных организаций для получения консультаций или заключений по вопросам, не входящим напрямую в компетенцию органов финансового контроля.

Для органа финансового контроля должны быть открыты возможности получения специальных знаний из внешних источников, если от этого зависит успешное выполнение контрольного мероприятия с тем, чтобы выводы по результатам контроля были обоснованы.

Методы сбора и обработки информации должны быть адекватными целям и задачам контроля. При сборе информации работники органов финансового контроля используют все доступные приемы и способы, совершают необходимые контрольные действия и процедуры, не противоречащие требованиям законодательства.

При осуществлении контрольных мероприятий у работников органов финансового контроля могут возникнуть сомнения в отношении объективности и достоверности информации, получаемой от объектов контроля, или трудности доступа к необходимой информации. В этом случае работники органов финансового контроля осуществляют пересмотр методов и порядка получения необходимых данных.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к административной или уголовной ответственности, в ходе контрольных мероприятий составляются отдельные (промежуточные) акты и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

По окончании контрольных мероприятий составляются и оформляются в установленном порядке акты. В актах отражаются все необходимые действия (способы и приемы), осуществляемые работниками органов финансового контроля в целях реализации программ (планов) контрольных мероприятий, а также указаны все выявленные нарушения с обязательным указанием нарушенных (неисполненных) нормативных правовых актов.

Акты подлежат согласованию с должностными лицами объектов контроля. При наличии возражений и замечаний должностных лиц объектов контроля по актам работники органов финансового контроля готовят аргументированные заключения по возражениям и замечаниям, которые реализуются в установленном порядке.

Стандарт № 10. Документирование в контрольной деятельности

Органы финансового контроля и работники органов финансового контроля в установленной форме документируют доказательства и все аспекты проведенного контрольного мероприятия.

Целью стандарта «Документирование в контрольной деятельности» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей квалифицированную и своевременную подготовку, получение и оптимальную систематизацию документов по всем этапам контрольной деятельности.

При документировании выявленных нарушений собираются все необходимые материалы, которые надлежащим образом систематизируются для последующего использования при подготовке итоговых документов, реализации материалов контрольных мероприятий и хранения.

Работники органов финансового контроля самостоятельно определяют перечень и объем материалов и информации, необходимых для фиксирования выявленных нарушений, и несут ответственность в установленном порядке за их достоверность и полноту.

Объем и содержание документации определяются в зависимости от их доказательности, а также масштаба, характера контроля и сложности деятельности объекта контроля.

Документирование осуществляется при планировании и проведении контрольных мероприятий, осуществлении контроля выполненной работниками органа финансового контроля работы, реализации материалов контрольных мероприятий, подготовке отчетности по результатам проведенного контроля.

Работники органов финансового контроля должны составлять документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания.

Работники органов финансового контроля вправе определять объем документации по каждому контрольному мероприятию, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного работниками органов финансового контроля документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы, в случае если возникнет необходимость передать работу другим работникам органов финансового контроля, не имеющим опыта работы по этим заданиям, новые работники органа финансового контроля смогли бы на основе данной документации понять проделанную работу, обоснованность решений и выводов, не прибегая к дополнительным устным вопросам или переписке с прежними работниками органов финансового контроля.

Документы составляются и систематизируются таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждого контрольного мероприятия и потребностям работников органов финансового контроля в ходе его проведения.

Органы финансового контроля в целях эффективности подготовки и проверки документов разрабатывают типовые формы документации (стандартную структуру дела, рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения, другие формы). Такая стандартизация документирования облегчает поручение и выполнение задания и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой работы.

Для повышения эффективности контроля допускается использовать в ходе контрольных мероприятий графики, аналитическую и иную документацию, подготовленную объектами контроля. В этих случаях работники органов финансового контроля обязаны убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

Материалы по контрольным мероприятиям должны содержать следующие основные документы:

документы, отражающие процесс планирования, включая программы контрольных мероприятий и любые изменения к ним;

акты проверки, промежуточные акты, акты встречных проверок, материалы произведенных контрольных действий при проверке сохранности и использования нефинансовых и финансовых активов, а также имущества, учитываемого на забалансовых счетах;

документы о выполнении отдельных контрольных действий и процедур с указанием исполнителей и времени их выполнения;

выдержки или копии необходимых документов, соглашений и протоколов;

письменные объяснения, полученные от должностных лиц объектов контроля;

копии документов осуществления финансово-хозяйственной деятельности объектами контроля, подтверждающих выявленные нарушения;

обращения, направленные другим органам финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;

документы по реализации материалов контрольных мероприятий;

доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками органов финансового контроля, осуществлялась под контролем руководителей органа финансового контроля, квалифицированных специалистов и была проверена.

Описание выявленных нарушений содержит следующую обязательную информацию: какие нормы законов, других нормативных правовых актов и кем нарушены, в чем эти нарушения выразились, когда и за какой период допущены нарушения, ссылку на документы, подтверждающие нарушения, соответствующую квалификацию и сумму нарушения.

Документация по каждому контрольному мероприятию комплектуется и хранится в установленном порядке.

Руководители органов финансового контроля обеспечивают сохранность всех документов по организации и осуществлению контрольной деятельности в соответствии с требованиями законодательства.

Стандарт №11. Санкции в контрольной деятельности

Органы контроля и их работники в установленном порядке принимают меры принудительного воздействия к должностным и юридическим лицам по пресечению нарушений бюджетного законодательства.

Целью стандарта «Санкции в контрольной деятельности» является определение требований к организации деятельности органа финансового контроля, обеспечивающей устранение выявленных нарушений бюджетного законодательства и привлечение к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

По результатам контрольных мероприятий в отношении нарушителей бюджетного законодательства должны применяться меры принуждения,

установленные законодательством.

Меры принуждения, направленные на устранение выявленных нарушений, которые могут применять органы финансового контроля, определяются предоставленными им полномочиями.

Для устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства объектам контроля и (или) их вышестоящим органам направляются обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания.

В представлении или предписании, оформленными органами финансового контроля в соответствии с порядком, установленными регламентами (положениями) органов финансового контроля, отражается перечень нарушений, касающихся компетенции лица, организации или органа власти, которому направляется представление, предложения по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения, а также сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений и направлении сведений в орган финансового контроля по результатам рассмотрения представления или предписания.

Органами финансового контроля разрабатываются и утверждаются в установленном порядке регламенты взаимодействия с правоохранительными органами, определяющие порядок организации, проведения контрольных мероприятий по их мотивированным обращениям и реализации материалов таких контрольных мероприятий, а также материалов плановых и внеплановых контрольных мероприятий, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний.

Регламентами взаимодействия органов финансового контроля с правоохранительными органами определяются процедуры мотивированных обращений правоохранительных органов в органы финансового контроля, рассмотрения органами финансового контроля мотивированных обращений, проведения контрольных мероприятий по мотивированным обращениям, передачи материалов контрольных мероприятий правоохранительным органам, информирования органов финансового контроля по решениям, принятым правоохранительными органами.

Органы финансового контроля осуществляют реализацию материалов контрольных мероприятий по выявленным нарушениям бюджетного законодательства в соответствии с установленным законодательством порядком по всем возможным направлениям и проводят тщательный контроль за полнотой устранения нарушений.

В случае непринятия адекватных мер по устранению нарушений и возмещению сумм нарушений со стороны органов, обязанных проводить эту работу в соответствии с законодательством, органы финансового контроля должны информировать об этом органы, наделенные полномочиями контроля и надзора за деятельностью этих органов.

При выявлении органами финансового контроля признаков нарушений в сфере законодательства, относящейся к компетенции контрольной деятельности других органов, соответствующая информация направляется указанным органам с последующим уведомлением органа финансового контроля о принятом решении.

Стандарт № 12. Отчетность в контрольной деятельности

Органы финансового контроля по результатам контрольной деятельности подготавливают письменные отчеты, изложенные полно, кратко, логично, объективно, точно и конструктивно.

Целью стандарта «Отчетность в контрольной деятельности» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей прозрачность результатов контроля и взаимодействие между органами финансового контроля путем обмена унифицированной отчетностью, а также установление требований к форме и содержанию отчетов органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, подготавливаемых по итогам контрольной деятельности за отчетный период.

Отчет по результатам контроля должен быть подготовлен своевременно по установленной форме для отражения результатов контроля и их реализации.

Отчет о результатах контрольной деятельности должен:

содержать всю информацию, достаточную для определения результативности контрольной деятельности органа финансового контроля, подтверждения того, что цели контроля были достигнуты;

обеспечивать высокую анализируемость материалов контрольной деятельности и содержать информацию об объеме проверенных средств, видах и объеме выявленных нарушений, принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также объем устраненных нарушений;

быть логичным и доступным для понимания;

составляться на основе утвержденных органом финансового контроля результатов каждого контрольного мероприятия;

основываться только на собранных доказательствах, с тем, чтобы в отчете не были допущены неопределенности и двусмысленности, приводящие к неверному толкованию результатов контроля;

быть нацелен на повышение эффективности исполнения бюджета Кабардино-Балкарской Республики и повышение финансовой дисциплины;

быть систематизирован и содержать вводную часть, цели контроля, объем контроля, изложение основных результатов контроля с использованием общепринятых аббревиатур и терминов и заключительную часть.

Отчет о результатах контрольной деятельности органов финансового контроля составляется ежеквартально нарастающим итогом.

Цифровые показатели отчета расшифровываются в пояснительной (аналитической) справке, содержащей описание наиболее крупных и показательных нарушений бюджетного законодательства, выявленных за отчетный период, и принятых мер по их устранению.

Отчеты о результатах контрольной деятельности органов финансового контроля представляются соответствующим органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в установленном порядке.

Стандарт №13. Управление контрольной деятельностью

Руководители органов финансового контроля осуществляют надлежащее управление деятельностью органов финансового контроля для обеспечения высокого качества, экономичности, результативности и эффективности контроля.

Целью стандарта «Управление контрольной деятельностью» является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей формирование хорошо организованного и работоспособного коллектива, и обеспечение его мобилизации для достижения целей контроля.

Управление органами финансового контроля осуществляется в соответствии с положениями об органах финансового контроля и регламентами, утвержденными в установленном порядке.

Деятельность органов финансового контроля осуществляется на основе утвержденных планов контрольных мероприятий органов финансового контроля.

Обязанности между должностными лицами органов финансового контроля четко распределяется.

Органы финансового контроля создают адекватную систему стимулов и условий для профессионального развития и повышения квалификации работников органов финансового контроля.

Руководители органов финансового контроля в обязательном порядке управляют контролем качества всех этапов контрольной деятельности и в том числе осуществления каждого контрольного мероприятия.

Процесс управления деятельностью органов финансового контроля должен постоянно совершенствоваться.

Стандарт № 14. Контроль качества контрольной деятельности

Деятельность органов финансового контроля и работников органов финансового контроля на каждом этапе контрольной деятельности осуществляется под систематическим контролем вышестоящих органов, должностных лиц органов финансового контроля, и других более опытных работников органов финансового контроля.

Целью стандарта «Контроль качества контрольной деятельности» является определение требований к контролю за организацией и осуществлением контрольной деятельности органами финансового контроля и работниками органов контроля в соответствии с законодательством о финансово-бюджетном контроле и надзоре и настоящими Стандартами.

Контроль качества контрольной деятельности (далее контроль качества) обеспечивается руководителями органов финансового контроля, осуществляется регулярно и гарантирует соблюдение законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре и настоящих Стандартов при организации, осуществлении контроля и реализации материалов контрольной деятельности.

Контроль качества осуществляется во всех органах финансового контроля, на всех стадиях контрольной деятельности независимо от уровня квалификации и профессионализма работников органа финансового контроля.

Необходимость и периодичность проведения контроля качества определяется руководителем органа финансового контроля.

Руководители органов финансового контроля в соответствии с регламентом органа финансового контроля определяют и утверждают формы и методы контроля качества, которые обеспечивают выполнение надлежащим образом функций и полномочий органа финансового контроля.

Порядок, формы и методы контроля качества определяются в зависимости от сложности и объема контроля, осуществляемого органом финансового контроля, уровня квалификации и профессионализма работников органов финансового контроля, участвующих в осуществлении контроля.

В обязательном порядке в органах финансового контроля контролю качества подлежат организация, объективность планирования, содержание, методы осуществления и результативность контроля, а также полнота, правомерность, объективность, последовательность действий органов контроля при осуществлении контрольной деятельности и работников органов финансового контроля по выполнению заданий, предусмотренных программами контрольных мероприятий.

Контроль качества должен обеспечивать также своевременность и полноту устранения выявленных нарушений, информирование вышестоящих руководителей или органов о выявленных нарушениях и полноте их устранения, объективность отчетов по результатам контроля.

Действия органов финансового контроля по контролю качества имеют документальное подтверждение в виде протоколов, виз должностных лиц на документах, резолюций, решений или приказов.

Контролю качества может подлежать не вся деятельность органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, а отдельные направления осуществляемой контрольной деятельности.

Контроль качества осуществляется работниками органов финансового контроля, которые не принимали участие в работе, контролируемой на предмет качества.

Контроль качества должен обеспечивать обратную связь по применению органами финансового контроля и работниками органов финансового контроля настоящих Стандартов, а также реализацию мер по улучшению качества контроля.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 080.060.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.110.030, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать