Основная информация

Дата опубликования: 05 сентября 2018г.
Номер документа: RU64000201801314
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Саратовская область
Принявший орган: Правительство Саратовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2018 года № 492-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2018-2025 ГОДЫ

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию Саратовской области в сфере развития и защиты прав человека на 2018-2025 годы согласно приложению.

2. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области

В.В.Радаев

Приложение к постановлению

Правительства области от

5 сентября 2018 года № 492-П

             

Стратегия

Саратовской области в сфере развития и защиты прав человека на 2018-2025 годы

1. Общие положения

1.1. Цели и задачи Стратегии.

Стратегия Саратовской области в сфере развития и защиты прав человека на 2018-2025 годы (далее – Стратегия) определяет цели и приоритетные направления дальнейшего совершенствования реализации конституционных прав и свобод человека и механизмов их защиты с учетом перспективы развития Саратовской области, а также способы достижения этих целей.

Стратегия направлена на обеспечение более полной реализации норм Конституции Российской Федерации и Устава (Основного Закона) Саратовской области, относящихся к правам и свободам человека и гражданина, а также на совершенствование общественных отношений в сфере реализации и защиты прав человека.

Цели Стратегии:

повышение качества жизни населения и уровня социальной справедливости;

достижение системности и эффективности государственных механизмов реализации и защиты конституционных прав и свобод человека, укрепляющих доверие к государственной власти;

создание условий, обеспечивающих гражданам и их объединениям возможность реализации своих прав;

активизация институтов гражданского общества, участвующих в правозащитной деятельности на территории Саратовской области.

Приоритетные направления дальнейшего совершенствования реализации конституционных прав и свобод человека и механизмов их защиты:

совершенствование механизмов восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

повышение эффективности работы органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) в интересах граждан;

повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) для общества;

гармонизация отношений государственных и общественных институтов;

развитие системы общественного контроля;

совершенствование механизмов правовой помощи и правового просвещения в сфере прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.

Ключевыми принципами Стратегии являются конституционно закрепленные принципы реализации прав человека:

человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;

права и свободы человека являются непосредственно действующими;

основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

произвольное ограничение прав и свобод недопустимо;

осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Способы достижения целей:

совершенствование межведомственной координации в вопросах реализации и защиты прав человека;

контроль доступности получения достоверной и своевременной информации о деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию);

поддержка общественных инициатив по защите прав человека;

инициирование общественных проверок и общественных экспертиз;

организация различных форм правовой помощи и правового просвещения среди молодежи и других категорий населения.

Анализ состояния сферы прав человека на территории Саратовской области и предлагаемые направления увеличения их защищенности, изложенные в Стратегии, базируются на:

Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года № 321-П;

ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Саратовской области.

Реализация Стратегии осуществляется с учетом следующих положений:

задачи и ожидаемые результаты Стратегии являются ориентирами для органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) при планировании и выполнении мероприятий в соответствующих сферах деятельности;

меры по реализации Стратегии, находящиеся в ведении Саратовской области, реализуются органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области (по согласованию);

реализация мер, предложенных в Стратегии, происходит на основе ежегодного планирования;

изложенные в Стратегии оценки ситуации в сфере прав человека, а также конкретные задачи и способы их решения подлежат периодической корректировке по мере достижения определенных результатов и появления существенных изменений в политической и социально-экономической областях.

1.2. Общая характеристика состояния защищенности прав человека в области.

Оценка состояния сферы прав человека в области в целом показывает, что при продолжающемся воздействии неблагоприятных факторов на международном и внутрироссийском уровнях произошло снижение уровня защищенности прав граждан. В основе большинства нарушений прав человека лежат экономические и организационные проблемы.

Одним из факторов, определяющих социальный «климат» области и влияющих на защищенность прав человека, является уровень развития гражданского общества.

В этой сфере происходили как положительные, так и отрицательные изменения. К положительным можно отнести усиление поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области, активную работу Общественной палаты Саратовской области и повышение внимания средств массовой информации к проблематике прав человека. К отрицательным – попытки политизации деятельности некоторых правозащитных некоммерческих организаций и недостаточное информирование о процессе государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Совершенствование системных подходов в сфере развития и защиты прав человека (системные основы Стратегии)

2.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Основной задачей Стратегии по совершенствованию нормативно-правового регулирования является оптимизация законодательства области с учетом критерия качества обеспечения и защиты прав человека.

Ожидаемые результаты:

устранение пробелов либо изменение отдельных положений в действующих нормативных правовых актах области, негативно влияющих на защиту прав человека;

внесение в действующие нормативные правовые акты области (либо принятие новых) положений, направленных на повышение защищенности прав человека в наиболее чувствительных для населения сферах;

повышение доступности и открытости для населения механизмов разработки проектов и принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти области, затрагивающих права человека;

повышение роли общественных советов, создаваемых при органах исполнительной власти области.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

проведение системного анализа действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) в сфере реализации прав человека, в том числе нормативных правовых актов, утверждающих административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг, с целью устранения противоречий, необоснованных административных барьеров и иных недостатков, создающих населению дополнительные сложности в реализации прав.

2.2. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) по реализации прав человека.

Для перехода области на передовые позиции в сфере развития и защиты прав человека необходимо повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) по следующим основным направлениям:

повышение приоритетности прав человека;

совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию);

повышение открытости для общества деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

2.2.1. Повышение приоритетности прав человека.

Основная задача – повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области в интересах граждан.

Ожидаемый результат – уменьшение числа жалоб Уполномоченному по правам человека в Саратовской области на действия (бездействие) органов исполнительной власти области.

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

оптимизация организационных форм и методов деятельности органов исполнительной власти области в направлении повышения доступности государственных услуг;

выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года и действующими государственными программами Саратовской области;

увеличение количества предоставляемых в электронной форме государственных услуг, повышение простоты и удобства их получения.

2.2.2. Совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

Основные задачи:

создание межведомственной постоянно действующей комиссии по вопросам реализации Стратегии;

совершенствование межведомственной координации в вопросах реализации и защиты прав человека;

оптимизация межведомственного информационного обмена в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.

Ожидаемый результат – устранение существующих проблем межведомственного взаимодействия в сфере реализации прав человека.

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

мониторинг проблем межведомственного взаимодействия в сфере реализации прав человека, организация экспертного обсуждения и планирование совместных мероприятий;

развитие механизмов, упрощающих межведомственное электронное взаимодействие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

2.2.3. Повышение открытости для общества деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

Основные задачи:

обеспечение максимальной доступности, достоверности, своевременности получения информации о деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию);

развитие активных форм разъяснения направлений и результатов деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) в информационном пространстве;

активизация информирования населения о формах и способах реализации прав человека и изменениях в указанной сфере.

Ожидаемый результат – высокий уровень информированности населения о деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

обеспечение постоянного внимания органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) к развитию своих официальных интернет-ресурсов, полноте и актуальности размещаемой на них информации;

повышение оперативности реагирования органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) на критические публикации в средствах массовой информации (далее – СМИ) в пределах своей компетенции;

популяризация оказания получения услуг в электронной форме и проведение разъяснительной работы среди населения о преимуществах использования Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);

организация периодических опросов общественного мнения по вопросам деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) и публикация их результатов;

создание интерактивной правозащитной карты области.

2.3. Развитие институтов гражданского общества.

2.3.1. Совершенствование и активизация взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) с социально ориентированными некоммерческими организациями.

Основные задачи:

расширение возможностей экспертного участия представителей гражданского общества в процессе принятия решений, затрагивающих права человека;

повышение организованности и активности институтов гражданского общества по отстаиванию интересов отдельных социальных групп и общества в целом;

расширение форм проявления гражданской активности;

развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций, повышение качества и эффективности их деятельности.

Ожидаемый результат – эффективная система взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями;

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

проведение мероприятий, конференций, форумов, симпозиумов по вопросам защиты прав человека;

проведение совместных мероприятий с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (по согласованию);

поддержка проведения фестивалей гражданских инициатив и прав человека;

поддержка процесса становления территориального общественного самоуправления;

рассмотрение вопроса о поощрении физических и юридических лиц за заслуги в сфере защиты прав человека наградами государственных органов Саратовской области.

2.3.2. Развитие института общественного контроля.

Основные задачи:

активизация механизмов общественного контроля;

вовлечение граждан в систему общественного контроля;

совершенствование механизмов обратной связи между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области (по согласованию) и обществом.

Ожидаемые результаты:

наличие работающих субъектов общественного контроля во всех сферах жизнедеятельности и на всей территории Саратовской области;

учет результатов мероприятий общественного контроля при оценке и планировании деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

содействие процессу расширения практики общественного контроля в основных сферах общественных отношений;

вовлечение граждан в систему общественного контроля и внедрение более широкой практики общественного обсуждения;

выработка системы организации и учета результатов при проведении общественных обсуждений и слушаний.

2.4. Совершенствование системы правовой помощи и просвещения.

Основные задачи:

совершенствование механизмов правового просвещения и информирования населения о государственной системе бесплатной юридической помощи;

внедрение современных технологий в процесс оказания бесплатной юридической помощи.

Ожидаемые результаты:

создание эффективной системы бесплатной юридической помощи населению;

создание системы непрерывного правового просвещения и удобного для граждан информационно-методического пространства в сфере прав человека.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

координация работы органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) по оказанию бесплатной юридической помощи;

организация взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) с юридическими клиниками по оказанию правовой помощи населению с перспективой создания с их участием электронного интерактивного центра правовой помощи населению при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области;

организация специальных мероприятий (семинары, конференции, курсы и т.д.) по тематике прав человека для педагогических работников общеобразовательных организаций области;

разработка и реализация программы комплексного правозащитного образования и правового просвещения среди различных групп граждан;

подготовка и размещение на официальных сайтах органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) информационных материалов, связанных с реализацией прав граждан, в пределах компетенции и полномочий органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

3. Приоритетные направления Стратегии

3.1. Обеспечение доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

Наличие правовых механизмов реализации права граждан на доступ к информации, находящейся в распоряжении органов власти, органов местного самоуправления, на сегодняшний день является общепринятым стандартом деятельности современного демократического государства. В связи с развитием законодательства о доступе к информации обеспечивается открытость институтов власти для общества, снижение возможностей для коррупционных правонарушений, повышение административной культуры в целом.

Обеспечение доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В настоящее время продолжается прогрессивный процесс в решении вопроса о повышении уровня открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию). Вместе с тем, одним из важных критериев информированности можно назвать возможность использования этой информации для отстаивания гражданами своих или общественных интересов. Государство по собственной инициативе должно предпринимать специальные действия с тем, чтобы граждане были информированы. При этом информированность граждан должна охватывать не только сведения, необходимые для реализации гражданином собственных прав и обязанностей, но и любые сведения, представляющие общественную значимость.

Основные задачи:

достижение простоты и удобства для пользователей электронных услуг, увеличение количества предоставляемых в электронной форме услуг;

популяризация оказания получения услуг в электронной форме и проведение разъяснительной работы среди населения о преимуществах использования Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);

повышение качества рассмотрения органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области (по согласованию) обращений граждан;

совершенствование информационного взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) в работе по обращениям граждан.

Ожидаемые результаты:

повышение уровня удовлетворенности граждан степенью реализации права на доступ к информации, права на обращение в органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления области (по согласованию);

создание общих стандартов и информационного пространства органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) в работе по обращениям граждан.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

развитие возможностей электронного документооборота органов исполнительной власти области в части работы с обращениями граждан по интеграции с информационными системами органов местного самоуправления области (по согласованию) в целях мониторинга качества работы в области с обращениями граждан, повышение ее эффективности.

3.2. Государственная система бесплатной юридической помощи.

Конституционно закрепленные основные права и свободы граждан без наличия эффективного правового механизма их обеспечения и защиты остаются всего лишь декларацией. Существенная роль в таком механизме отведена квалифицированной юридической помощи. Вместе с тем нельзя не признать, что доступ социально уязвимых категорий граждан к квалифицированной юридической помощи ограничен материальными возможностями при пользовании услугами, оказываемыми на профессиональной основе. В такой ситуации особое значение приобретает институт бесплатной юридической помощи. Оказание бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан становится важной мерой социальной поддержки.

Нормативная правовая база по вопросам предоставления бесплатной юридической помощи в Саратовской области полностью сформирована. В целях реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в области принят и действует Закон Саратовской области от 23 апреля 2012 года № 63-ЗСО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области», приняты соответствующие нормативные правовые акты Правительства Саратовской области.

Несмотря на принимаемые меры, одной из проблем доступа к бесплатной юридической помощи является недостаточная информированность граждан, обладающих правом получения юридической помощи бесплатно, о такой возможности. В этой связи необходима широкая разъяснительная работа среди населения по вопросам предоставления бесплатной юридической помощи, в том числе с привлечением СМИ. В первую очередь, необходимо вовлечение органов местного самоуправления области (по согласованию) в процесс информирования населения в сфере предоставления бесплатной юридической помощи.

Основные задачи:

совершенствование механизма правового просвещения и информирования населения о государственной системе бесплатной юридической помощи;

гарантированность и квалифицированность оказываемой бесплатной юридической помощи;

внедрение современных технологий в механизм оказания бесплатной юридической помощи.

Ожидаемый результат – повышение доступности и качества бесплатной юридической помощи для социально-уязвимых категорий населения.

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

расширение категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи;

размещение в информационной сети «Интернет» часто задаваемых вопросов и ответов с возможностью их поиска по разделам или отраслям права.

4. Организационные и информационные аспекты реализации Стратегии

4.1. Для обеспечения эффективной межведомственной координации по вопросам планирования и выполнения мероприятий по реализации Стратегии создается постоянно действующая межведомственная комиссия, состав которой утверждается распоряжением Правительства Саратовской области.

Органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления области (по согласованию) участвуют в реализации Стратегии по направлениям, соответствующим сферам их деятельности.

4.2. Планирование мероприятий по реализации Стратегии.

Реализация Стратегии осуществляется на основе плана мероприятий по реализации Стратегии на очередной календарный год, который разрабатывается до 20 октября текущего года и утверждается распоряжением Правительства Саратовской области.

4.3. Контроль реализации Стратегии.

Постоянно действующая межведомственная комиссия до 1 апреля года, следующего за отчетным, готовит сводную информацию о реализации Стратегии за прошедший год, направляет ее Губернатору Саратовской области и Уполномоченному по правам человека в Саратовской области.

4.4. Финансовое обеспечение мероприятий Стратегии

Реализация Стратегии осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных органам исполнительной власти области, осуществляющим функции и полномочия учредителей соответствующих организаций, на соответствующий финансовый год и на плановый период.

4.5. Информационное обеспечение реализации Стратегии.

Органы исполнительной власти области размещают на своих официальных сайтах информацию о мероприятиях, проводимых в рамках реализации Стратегии.

____________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.09.2018
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать