Основная информация

Дата опубликования: 05 декабря 2006г.
Номер документа: В200602411
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0602411

В200602411

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.02.2007, N 2, СТР. 265

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05.12.2006 N 9803/06

[О рассмотрении заявления Межрайонной инспекции

Федеральной налоговой службы N 49 по городу Москве

о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного

суда города Москвы от 03.11.2005 по делу

N А40-62687/05-121-587, постановления Девятого

арбитражного апелляционного суда от 26.12.2005

и постановления Федерального арбитражного суда

Московского округа от 20.04.2006 по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Андреевой Т.К., Березия А.Е., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 49 по городу Москве о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2005 по делу N А40-62687/05-121-587, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2005 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.04.2006 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 49 по городу Москве - Будыка И.Н., Воронина Е.В., Козлов В.Ю., Кононова Т.В.;

от закрытого акционерного общества "Московское инвестиционное агентство недвижимости" - Козлов С.Ю., Козлов Ю.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Закрытое акционерное общество "Московское инвестиционное агентство недвижимости" (далее - общество "МИАН") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 49 по городу Москве (далее - инспекция) от 09.09.2005 N 0030305 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2005 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.04.2006 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В отзыве на заявление общество "МИАН" просит оставить указанные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе обществу "МИАН" в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

В ходе проведения проверки общества "МИАН" 18.08.2005 инспекцией установлено, что кассир общества приняла от гражданки Рупневской А.А. наличные денежные средства в размере 861792 рублей 29 копеек, оформив приходный кассовый ордер от 18.08.2005 N 0000850/ПЦО, не применив при осуществлении наличных денежных расчетов контрольно-кассовой техники.

На основании акта проверки от 18.08.2005 N 0006190 и протокола об административном правонарушении от 02.09.2005 N 0030305 инспекцией вынесено постановление о привлечении общества "МИАН" к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426.

Как установлено судами, между обществом "МИАН" (агентом) и закрытым акционерным обществом "ТриаКом" (доверителем) (далее - общество "ТриаКом") заключен агентский договор от 08.08.2003 N 2/ЛП-27-2003, исходя из которого агент обязуется от имени и за счет доверителя принимать денежные средства по договорам об уступке права требования, заключенным между обществом "Триаком" и третьими лицами, желающими приобрести в собственность квартиры.

Согласно договору об уступке права требования от 08.09.2003 N 17246 и дополнительному соглашению к нему от 18.08.2005 общество "ТриаКом" уступило, а гражданка Рупневская А.А. приняла право на получение в собственность квартиры N 276, находящейся по адресу: Москва, Ломоносовский просп., влад. 27 "Б", корп. 2. В соответствии с пунктом 3 названного договора гражданка Рупневская А.А. уплатила обществу "МИАН" денежную сумму, оформленную приходным кассовым ордером, которая впоследствии должна быть перечислена доверителю с вычетом одного процента, составляющего оплату услуг агента.

Удовлетворяя заявленное требование, суды сделали вывод, что исходя из условий агентского договора от 08.08.2003 N 2/ЛП-27-2003 получение обществом "МИАН" наличных денежных средств от физического лица не связано с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, а следовательно, у общества "МИАН" не было обязанности применять контрольно-кассовую технику.

В подтверждение этого вывода суды сослались на письмо Федеральной налоговой службы от 20.06.2005 N 22-3-11/1115; НГР:В0501574.

Между тем вывод судов является необоснованным ввиду следующего.

Обществом "МИАН" осуществлены наличные денежные расчеты с физическим лицом, приобретающим в собственность конкретную квартиру по договору об уступке права требования. Данный факт общество "МИАН" не оспаривает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; НГР:Р0301887 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Осуществляя наличные денежные расчеты с физическим лицом, приобретающим в собственность квартиру, общество "МИАН" оприходовало поступившие наличные денежные средства в кассу, выдало от своего имени приходный кассовый ордер и обязано было в силу Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; НГР:Р0301887 применить контрольно-кассовую технику.

То обстоятельство, что общество "МИАН" осуществляло наличные денежные расчеты на основании агентского договора, заключенного с обществом "ТриаКом", само по себе не освобождает его от публичной обязанности применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов с физическим лицом, поскольку иное противоречит содержанию и смыслу указанного Закона.

Ссылка судов на письмо Федеральной налоговой службы от 20.06.2005 N 22-3-11/1115 является неправомерной, поскольку названное письмо не является нормативным правовым актом и разъяснения, содержащиеся в нем, даны по конкретному запросу, не имеющему отношения к обстоятельствам настоящего дела.

Таким образом, вывод судов о том, что получение обществом "МИАН" наличных денежных средств от физического лица не связано с осуществлением деятельности, обязывающей исходя из требований Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; НГР:Р0301887 применять контрольно-кассовую технику, является неправильным.

Статьей 14.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426 предусмотрена административная ответственность организаций и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением.

Следовательно, у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмены постановления инспекции от 09.09.2005 N 0030305 о привлечении общества "МИАН" к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426.

При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2005 по делу N А40-62687/05-121-587, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.04.2006 по тому же делу отменить.

В удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Московское инвестиционное агентство недвижимости" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 49 по городу Москве от 09.09.2005 N 0030305 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

[отформатировано: 01.07.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 2 от 01.02.2007 Стр. 265
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать