Основная информация

Дата опубликования: 06 марта 2020г.
Номер документа: RU16000202000223
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 06.03.2020 № 168

Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Республике Татарстан до 2025 года

В целях повышения эффективности работы по подготовке спортивного резерва в Республике Татарстан, а также уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию подготовки спортивного резерва в Республике Татарстан до 2025 года;

план мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Республике Татарстан до 2025 года.

2. Министерству спорта Республики Татарстан обеспечить реализацию утвержденных настоящим постановлением Концепции и плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на текущий финансовый год и плановый период.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан руководствоваться положениями утвержденной настоящим постановлением Концепции.

Премьер-министр

Республики Татарстан

А.В.Песошин

Утвержден

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от _______ 2020 № ______

План мероприятий

по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Республике Татарстан до 2025 года



п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Итоговый документ

1

2

3

4

5

I. Нормативное правовое регулирование подготовки спортивного резерва

1.

Мониторинг внесения изменений в законодательство Республики Татарстан, в муниципальные правовые акты и локальные акты спортивных школ по подготовке спортивного резерва в части приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации

ежегодно,

II квартал года, следующего за отчетным

Министерство спорта Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

доклад в Министерство спорта Российской Федерации

2.

Совершенствование системы критериев, показателей (целевых индикаторов) и инструментов (методик) оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации

2021 год

Министерство спорта Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

приказ Министерства спорта Республики Татарстан

II. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения

системы подготовки спортивного резерва

3.

Внедрение утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации порядка перевода спортсменов из одной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в другую для дальнейшего прохождения спортивной подготовки на следующих этапах спортивной подготовки с учетом стимулирования и поощрения тренеров, внесших вклад в подготовку спортсмена

2021 – 2022 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, региональные спортивные федерации (по согласованию), органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

приказ Министерства спорта Республики Татарстан

4.

Внедрение в работу организаций, осуществляющих спортивную подготовку, утвержденного Министерством спорта Российской Федерации комплекса мер по научному, медицинскому и медико-биологическому обеспечению при реализации стандартов и программ спортивной подготовки

2020 – 2021 годы

Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство спорта Республики Татарстан, региональные спортивные федерации (по согласованию), органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

доклад в Министерство спорта Российской Федерации

5.

Внедрение и реализация программ спортивной подготовки, разработанных на основании типовых программ, утвержденных Министерством спорта Российской Федерации

2021 – 2025 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, региональные спортивные федерации (по согласованию), органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

программы спортивной подготовки по видам спорта

6.

Внедрение принятых Министерством спорта Российской Федерации методических рекомендаций по механизмам со-
вместного использования организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта

2020 – 2021 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

доклад в Министерство спорта Российской Федерации

III. Развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку

7.

Организация и проведение добровольной аккредитации на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством спорта Российской Федерации

2021 – 2025 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

административный регламент Министерства спорта Республики Татарстан

8.

Регулирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, путем установления требований к их деятельности в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации

2021 – 2025 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

приказ Министерства спорта Республики Татарстан

IV. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва

9.

Анализ потребности в прохождении курсов профессиональной переподготовки и формирование заявки на курсы профессиональной переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта Республики Татарстан по программе «Тренер организаций спортивной подготовки по видам спорта» на базе федерального го-сударственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» в рамках реализации подпроекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография»

ежегодно

Министерство спорта Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего об-

разования «Поволжская государ-

ственная академия физической культуры, спорта и туризма» (по согласованию)

заявка на прохождение профессиональной переподготовки в рамках квоты

10.

Заключение целевых договоров на подготовку кадров отрасли физической культуры и спорта в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

ежегодно

Министерство спорта Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (по согласованию), органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

подписанный целевой договор

11.

Внедрение принятых Министерством спорта Российской Федерации методических рекомендаций по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования тренеров и иных специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва

2020 – 2021 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (по согласованию), органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

откорректированные программы дополнительного профессионального образования тренеров и иных специалистов, осуществляющих подготовку спор-

тивного резерва

12.

Проведение смотров-конкурсов «Рейтинг среди спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва Республики Татарстан», «Лучший тренер спортивной школы Республики Татарстан» (в четырех номинациях: «Массовость», «Мастерство», «Совершенство», «Молодой тренер»)

ежегодно

Министерство спорта Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

приказ Министерства спорта Республики Татарстан

13.

Оказание государственной поддержки работникам – молодым специалистам физкультурных спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва Республики Татарстан

ежегодно

Министерство спорта Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

соглашения между Министерством спорта Республики Татарстан и муниципальными образованиями Республики Татарстан

V. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций,

осуществляющих спортивную подготовку

14.

Закупка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок. Строительство и реконструкция иных физкультурно-оздоровительных комплексов и центров для массового спорта

2020 – 2022 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

соглашение между Министерством спорта Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан, заключенное в государственной интегрированной системе управления общест-венными финансами «Электронный бюджет»

15.

Государственная поддержка спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации

2020 – 2022 годы

Министерство спорта Республики Татарстан

соглашение между Министерством спорта Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан, заключенное в государственной интегрированной системе управления общест-венными финансами «Электронный бюджет»

16.

Оказание государственной поддержки спортсменам и тренерам за высокие достижения в международных и всероссийских спортивных соревнованиях

ежегодно

Министерство спорта Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

приказ Министерства спорта Республики Татарстан

17.

Предоставление субсидий государственным и муниципальным учреждениям на оплату расходов, связанных с приобретением спортивного инвентаря и оборудования, экипировки и проведением мероприятий по развитию видов спорта

ежегодно

Министерство спорта Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан

проект распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан, подписанные соглашения

18.

Мониторинг объемов финансирования в Республике Татарстан организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и мониторинг уровня роста средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, до средней заработной платы в Республике Татарстан

ежегодно

Министерство спорта Республики Татарстан

доклад в Министерство спорта Российской Федерации

VI. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей

19.

Внедрение утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации механизмов и критериев отбора спортивно одаренных детей

2020 – 2021 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (по согласованию), органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

приказ Министерства спорта Республики Татарстан

20.

Внедрение принятых Министерством спорта Российской Федерации методических рекомендаций по осуществлению деятельности организаций (структурных подразделений организаций), отвечающих за работу по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

2020 – 2021 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (по согласованию), органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

доклад в Министерство спорта Российской Федерации

VII. Совершенствование системы научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения

21.

Участие и организация научных и научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва

2020 – 2025 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, Министерство здраво-

охранения Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (по согласованию), региональные спортивные федерации (по согласованию), органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

информационно-аналитические материалы

22.

Внедрение порядка проведения научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва, утверждаемого приказом Министерства спорта Российской Федерации

2020 – 2021 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
(по согласованию), региональные спортивные федерации (по согласованию), органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

приказ Министерства спорта Республики Татарстан

23.

Издание антидопинговых материалов для организаций, осуществляющих спортивную подготовку

2020 – 2021 годы

Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство спорта Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (по согласованию)

доклад в Министерство спорта Российской Федерации

24.

Создание комплексных научных групп при сборных командах Республики Татарстан, сопровождающих спортсменов спортивного резерва, с учетом наличия профильных кафедр и Учебно-научного центра технологий подготовки спортивного резерва федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

2020 – 2025 годы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (по согласованию), Министерство спорта Республики Татарстан

информационно-аналитические материалы

VIII. Совершенствование системы спортивных соревнований

25.

Внедрение методических рекомендаций по организации и проведению юношеских и юниорских первенств России, спартакиад и других детско-юношеских всероссийских официальных спортивных мероприятий

2019 – 2020 годы

Министерство спорта Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татар-

стан, региональные спортивные федерации (по согласованию), ор-

ганы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

информационно-аналитические материалы

___________________________________________

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от ________ 2020 № ______

Концепция

подготовки спортивного резерва в Республике Татарстан до 2025 года

Введение

В настоящей Концепции подготовки спортивного резерва в Республике Татарстан до 2025 года (далее – Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Республике Татарстан на период до 2025 года.

Концепция разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О националь-ных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культу-ры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоря-жением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 2245-р, Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан от 24 сентября 2018 года, Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического разви-тия Республики Татарстан до 2030 года».

1. Состояние системы подготовки спортивного резерва

Подготовка спортивного резерва – многолетний целенаправленный трениро-вочный процесс по видам спорта в организациях различных организационно-право-вых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

В Республике Татарстан развитие физической культуры и спорта, системы подготовки спортивного резерва является приоритетным направлением проводимой социальной политики.

За последние пять лет основные показатели развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва имеют положительную динамику. Данные представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Показатели спортивной подготовки

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Детско-юношеский спорт, подготовка спортивного резерва в Республике Татарстан

Общее количество спортивных школ, из них:

спортшкол / спортшкол олимпийского резерва

169

171

172

170

170

139/30

140/31

143/29

141/29

140/30

Количество занимающихся,

из них на этапах спортивной подготовки:

спортивно-оздоровительный этап

этап начальной подготовки

тренировочный этап

этап совершенствования спортивного мастер-ства

этап высшего спортивного мастерства

87 776

13 691

45 260

28 054

670

101

86 615

13 619

45 850

26 245

792

109

90 558

17 172

47 178

25 389

700

119

91 335

15 521

50 104

24 841

716

153

90 675

12 879

50 691

25 244

747

144

Количество культивируемых видов спорта в спортивных школах

68

73

75

77

73

Подготовлено спортсменов-разрядников

(из них подготовлено в отчетном году)

30 003

(17 195)

33 109

(17 732)

34 838

(17 475)

33 708

(18 450)

31 528

(20 601)

Всего мастеров спорта России

(из них подготовлено в отчетном году)

285

(101)

281

(107)

308

(104)

341

(120)

345

(99)

Всего мастеров спорта международного класса

(из них подготовлено в отчетном году)

37

(11)

33

(10)

41

(10)

47

(17)

43

(15)

Всего заслуженных мастеров спорта

(из них подготовлено в отчетном году)

5

(1)

7

(2)

5

(3)

12

(4)

11

(1)

Тренерско-преподавательский состав

2 892

2 828

2 844

2 893

3 009

Имеется штатных физкультурных работников (процентов штатных):

с высшим образованием

со средним специальным образованием

2 165

(74,9%)

1 848

314

2 168

(76,7%)

1 896

264

2 246

(79%)

1 969

270

2 278

(78,4%)

2 017

258

2 342

(78%)

2 087

252

Специалисты физической культуры и спорта, прошедшие повышение квалификации и пере-подготовку

591

439

534

570

575

В Республике Татарстан ведется работа по повышению массовости занятий физической культурой и спортом, направленная на выявление спортивно одаренных детей и подготовку спортсменов, способных войти в состав сборных команд Республики Татарстан и Российской Федерации.

Увеличилось количество спортивных школ со 169 в 2015 году до 170 в 2019 году. Открытие новых спортивных школ и популяризация культивируемых и новых видов спорта привели к увеличению количества занимающихся в спортивных школах, за последние пять лет их количество увеличилось на 2 899 человек.

Наряду с ростом количества занимающихся имеется положительная динамика и по качеству подготовки спортсменов высокого класса. Данное направление характе-ризуют такие показатели, как:

прохождение спортивной подготовки спортсменом на этапах совершенство-вания спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;

подготовка спортсменов, имеющих звания;

вхождение спортсменов Республики Татарстан в состав сборной команды Российской Федерации.

Спортивную подготовку на этапах совершенствования спортивного мастерства проходят 747 человек (670 в 2015 году), высшего спортивного мастерства – 144 чело-века (101 в 2015 году).

С 2015 года увеличилось количество действующих мастеров спорта России с 258 до 345 человек, мастеров спорта международного класса – с 37 до 43 человек и заслуженных мастеров спорта – с 5 до 11 человек.

В составы команд России по олимпийским видам спорта входят 395 спортсме-нов от Республики Татарстан, в составы юношеских сборных России (до 18 лет) входят порядка 500 спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам спорта. В 2019 году 254 спортсмена-инвалида вошли в состав сборной Республики Татарстан, 54 спортсмена включены в состав сборной России по паралимпийским, сурдлимпийским видам спорта.

Общая численность спортсменов, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 90 675 человек, из них занимаются на этапах спортивной подготовки: 12 879 спортсменов – на спортивно-оздоровительном этапе, 50 691 спортсмен – на этапе начальной подготовки, 25 244 спортсмена – на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 747 спортсменов – на этапе совершенствования спортивного мастерства и 144 спортсмена – на этапе высшего спортивного мастерства.

В Республике Татарстан в системе подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и Республики Татарстан работу осуществляют 105 аккредитованных федераций по видам спорта Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культу-ры, спорта и туризма», государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки» Министерства спорта Республики Татарстан, государственное бюджет-ное образовательное учреждение «Республиканский центр физической культуры и юношеского спорта» Министерства спорта Республики Татарстан, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Казанское училище олимпийского резерва». Также 170 спортивных школ, из которых 140 спортивных, 30 спортивных школ олимпийского резерва, осуществляют подготовку спортсменов по 77 видам спорта, в том числе 48 олимпийским, 8 паралимпийским (5 видов спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, 3 вида спорта слепых), 5 сурдлим-пийским видам спорта, 3 видам спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями. Из них 164 находятся в ведомственном подчинении органов управления в области физической культуры и спорта; 6 спортивных школ принадлежат спортивным клубам (г.Казань, г.Нижнекамск, г.Альметьевск).

Тренировочную работу с занимающимися в учреждениях физкультурно-спортивной направленности Республики Татарстан осуществляют 3 009 тренеров, из которых 2 342 человека (78 процентов) – штатные сотрудники, 667 человек (22 про-цента) – совместители.

Из числа штатных тренеров 2 087 человек имеют высшее профессиональное образование, 252 человека имеют среднее профессиональное образование. Звание «Заслуженный тренер России» имеют 27 человек. Квалификационные категории из общего числа штатных тренеров имеют 969 человек (41 процент), из них:

высшую квалификационную категорию – 307 тренеров (32 процента);

первую – 662 тренера (68 процентов).

С 2015 года распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан финансируется повышение квалификации и профессиональная переподготовка административно-управленческого и тренерского составов учреждений в сфере физической культуры и спорта на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». За 4 года повысили квалифика-цию и прошли профессиональную переподготовку более 1 500 специалистов по программам «Нормативно-правовые основы управления в сфере физической куль-туры и спорта», «Спортивный менеджмент», «Современные технологии спортивной тренировки в избранном виде спорта».

В рамках реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни» националь-ного проекта «Демография» с 2020 года на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Поволжская госу-дарственная академия физической культуры, спорта и туризма» будут организованы курсы профессиональной переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта по программе «Тренер организаций спортивной подготовки по видам спорта» в соответствии с квотой на обучение.

Комплектование спортивных школ Республики Татарстан с 2015 по 2016 трени-ровочный год было осуществлено с учетом перехода на программы спортивной подготовки в спортивных школах не менее 10 процентов и в спортивных школах олимпийского резерва – не менее 30 процентов от общего количества лиц, зачислен-ных в организацию.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Казанское училище олимпийского резерва» с 2017 года полностью перешло на реализацию программ спортивной подготовки.

По данным федерального статистического наблюдения (форма № 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку»), выполне-ние индикативного показателя государственной программы в Республике Татарстан в части увеличения доли организаций, оказывающих услуги по спортивной подготов-ке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, составило:

в 2015 году – 70 процентов (по Российской Федерации – 70 процентов);

в 2016 году – 81 процент (по Российской Федерации – 75 процентов);

в 2017 году – 83 процента (по Российской Федерации – 80 процентов);

в 2018 году – 98 процентов (по Российской Федерации – 90 процентов);

в 2019 году – 100 процентов (по Российской Федерации – 95 процентов).

В рамках модернизации системы подготовки спортивного резерва формируется региональная система подготовки спортивного резерва. Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым принято решение о реформировании сети детско-юношеских спортивных школ из учреждений дополнительного образования в организации, осуществляющие спортивную подготовку.

Преобразование сети детско-юношеских спортивных школ в организации подготовки спортивного резерва в Республике Татарстан осуществляется поэтапно, по мере готовности детско-юношеских спортивных школ к переходу на реализацию федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта. В рамках модернизации системы подготовки спортивного резерва в Республике Татарстан:

приняты необходимые региональные нормативные акты по урегулированию вопросов, связанных с социальной защитой тренерских кадров, в том числе об уровне заработной платы, норме тренировочной нагрузки и продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков;

с 1 декабря 2018 года по 1 октября 2019 года осуществлен перевод 164 госу-дарственных и муниципальных детско-юношеских спортивных школ из учреждений дополнительного образования в организации, осуществляющие спортивную подго-товку.

Таким образом, в Республике Татарстан завершилось формирование спортив-ной отрасли как самостоятельной отрасли социальной сферы, имеющей определен-ную структуру управления, нормативную правовую базу, финансовое обеспечение по разделу «Физическая культура и спорт» классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Министерством спорта Республики Татарстан совместно с Министерством финансов Республики Татарстан и государственным бюджетным учреждением «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан» разработан план мероприятий («дорож-ная карта») по обеспечению финансирования оказания государственных услуг по спортивной подготовке государственными физкультурными спортивными организа-циями, осуществляющими подготовку спортивного резерва, в соответствии с требо-ваниями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки на 2019 – 2025 годы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.04.2019 № 926-р.

План мероприятий («дорожная карта») предусматривает ежегодное увеличение объемов финансирования расходов, связанных с организацией спортивной под-готовки физкультурных спортивных организаций, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки на 2019 – 2025 годы.

Последовательно реализуются программы по возведению спортивных объ-ектов, количество которых составляет 11 065 единиц. В каждом муниципальном образовании построены плавательные бассейны, ледовые дворцы, спортивные центры, универсальные спортивные площадки, началось активное строительство модульных лыжных баз и др.

В настоящее время в Республике Татарстан функционируют:

плоскостные спортивные сооружения – 5 922;

стадионы – 46;

универсальные спортивные залы – 216;

крытые ледовые дворцы с искусственным льдом (ледовые площадки) – 45 (48);

легкоатлетические манежи – 10;

футбольные манежи – 1;

конные манежи – 1;

лыжные базы – 80;

крытые плавательные бассейны – 235, из них:

25-метровых – 125,

50-метровых – 16,

для прыжков в воду – 2,

малых чаш (10 х 6 метров) в крытых плавательных бассейнах – 92;

базы для гребных видов спорта – 2;

сооружения для стрелковых видов спорта – 191;

другие спортивные сооружения – 4 314.

Ежегодно спортсмены Республики Татарстан поднимаются на пьедесталы почета международных соревнований в различных видах спорта. Наши спортсмены становились победителями и призерами олимпийских, паралимпийских, сурдлим-пийских игр, чемпионатов, первенств, Кубков мира и Европы, а также международ-ных турниров.

В числе россиян, выступивших на XXIII зимних Олимпийских играх 2018 года в г.Пхенчхане (Республика Корея) – 5 представителей Республики Татарстан. По итогам Игр наши спортсмены-олимпийцы завоевали 4 медали – 2 серебряные и 2 бронзовые. В Паралимпийских зимних играх 2018 года в составе сборной команды России от Республики Татарстан успешно выступила заслуженный мастер спорта России Зайнуллина Марта в двух видах спорта среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата – биатлоне и лыжных гонках. Спортсменка завоевала серебряную и две бронзовые медали.

В соответствии с календарным планом спортивных мероприятий и физкультур-ных мероприятий в Республике Татарстан ежегодно проводятся более 800 спортив-ных мероприятий, в том числе российского и международного уровней.

С целью развития олимпийских, паралимпийских, сурдлимпийских видов спорта, спорта лиц специальной олимпиады и подготовки спортивного резерва в сборные команды России приказом Министерства спорта Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 399 «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2018 – 2022 годы» для Республики Татарстан определен 31 базовый вид спорта (увеличение на 2 вида спорта, с 29 до 31): бадминтон, бокс, велосипедный спорт, водное поло, волейбол, гольф, гребной спорт, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, плава-ние, прыжки в воду, регби, синхронное плавание, спортивная борьба, спортивная гимнастика, стендовая стрельба, теннис, тхэквондо, тяжелая атлетика, фехтование, футбол, хоккей на траве, художественная гимнастика, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, сноуборд, хоккей, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт слепых.

В рамках реализации задач по развитию базовых видов спорта:

подписано Соглашение между Республикой Татарстан и Министерством спорта Российской Федерации о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта от 07.11.2018 № 52;

между Министерством спорта Республики Татарстан и Международной федерацией плавания (FINA) 22 сентября 2018 года подписано соглашение о созда-нии Центра развития водных видов спорта FINA в г.Казани. На момент подписания соглашения в мире функционировали три подобных центра: в США, Таиланде и Сенегале;

подписаны соглашения между Министерством спорта Республики Татарстан и муниципальными образованиями республики о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта. Распределены базовые олимпийские и паралимпийские виды спорта по муниципальным образованиям республики для развития этих видов спорта;

определены базовые организации (учреждения), осуществляющие подготовку резерва в сборные команды Российской Федерации по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта, закрепленным за Республикой Татарстан;

определено ежегодное заключение соглашения между Министерством спорта Российской Федерации и Республикой Татарстан о предоставлении субсидии бюджету Республики Татарстан на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта.

2. Характеристика проблемы

В настоящее время дальнейшее развитие системы подготовки спортивного резерва требует повышения эффективности межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва на региональном и муниципальном уровнях.

Из представленных в таблице № 1 данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап в спортивных школах Республики Татарстан переходят 50 процентов спортсменов (в Российской Федерации – 63,4 процента), а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства – только 3 процента (в Российской Федерации – 5,8 процента).

Для решения проблемы и совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок требуется на федеральном уровне актуализировать содержание федеральных стандартов спортивной под-готовки, а также разработать единые методические подходы к осуществлению тренировочного процесса.

В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянное совершенствование качества методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва.

Развитие системы дополнительного профессионального образования тренер-ских кадров необходимо осуществлять с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов отрасли физической культуры и спорта.

Основными проблемами современной подготовки спортивного резерва остаются:

отсутствие единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса;

отсутствие региональной модели научно-методического и медико-биологичес-кого обеспечения подготовки спортивного резерва;

выстраивание эффективной системы дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование прикладных профессиональных компетенций тренеров и специалистов отрасли.

Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.

3. Цели и задачи Концепции

Приоритетными целями Концепции являются:

повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;

повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;

повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения в Республике Татарстан мотивации к физической активности и само-совершенствованию средствами спортивной подготовки.

Достижение целей Концепции предусматривается осуществить путем реали-зации следующих задач:

совершенствование системы управления, координации деятельности и мето-дического обеспечения подготовки спортивного резерва;

дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортив-ную подготовку;

совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;

совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и пере-подготовки административно-управленческого и тренерского составов для органи-заций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;

развитие инфраструктуры, финансового, кадрового и материально-техничес-кого обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;

совершенствование научно-методического, медико-биологического и анти-допингового обеспечения;

совершенствование системы спортивных соревнований.

Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии заинтересованных ведомств, муниципальных образований, отраслевых организаций и республиканских спортивных федераций.

4. Механизмы реализации Концепции

4.1. Совершенствование нормативного правового регулирования

подготовки спортивного резерва

Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:

внесение изменений в Закон Республики Татарстан от 8 октября 2008 года № 99-ЗРТ «О физической культуре и спорте» в части наделения органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта полномочиями по проведению добровольной аккредитации организаций, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки;

осуществление мониторинга соответствия правового регулирования системы подготовки спортивного резерва целям и задачам Концепции и внесение в законодательство Республики Татарстан о физической культуре и спорте, а также в иные нормативные правовые акты соответствующих изменений в установленном порядке;

совершенствование системы критериев, показателей (целевых индикаторов) и инструментов (методик) оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;

совершенствование нормативных правовых актов по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.

4.2. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва

Управление системой подготовки спортивного резерва осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в рамках полномочий совместного ведения в области физической культуры и спорта.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта реализует единую государственную политику в области физической культуры и спорта, включая подготовку спортивного резерва.

Министерство спорта Республики Татарстан формирует региональную систему подготовки спортивного резерва, включая развитие центров спортивной подготовки, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и Республики Татарстан, участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирует деятельность органов местного самоуправления и организаций.

Органы местного самоуправления создают условия и участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Татарстан.

В рамках закрепленных полномочий Министерство спорта Республики Татарстан выстраивает систему подготовки спортивного резерва на базе подве-домственных организаций во взаимодействии с муниципальными образованиями, республиканскими спортивными федерациями и заинтересованными ведомствами с учетом особенностей видов спорта.

В систему управления подготовкой спортивного резерва входят организации, отвечающие за координацию деятельности и организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва.

Государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки» Министерства спорта Республики Татарстан во взаимодействии с республиканскими спортивными федерациями обеспечивает участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и Республики Татарстан, в спортивных мероприятиях календарного плана спортивных меро-приятий и физкультурных мероприятий Республики Татарстан, координирует и методически обеспечивает деятельность организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвует в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов совместного участия Министерства спорта Республики Татарстан и органов местного самоуправления в ресурсном обеспечении организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе механизмов совместного использования организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки.

4.3. Развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих

спортивную подготовку

Регулирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, заключается в установлении требований к их деятельности, статусу и наименованиям, целям и задачам с финансовым, материально-техническим, кадровым и иным ресурсным обеспечением.

Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от их типа и организационно-правовой формы будет предоставлена возможность пройти добровольную аккредитацию на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.

Основными критериями при добровольной аккредитации будут являться требования к тренерскому составу (в том числе к уровню образования и профес-сиональной подготовленности), материально-техническому и иному ресурсному обеспечению, осуществлению тренировочного и соревновательного процессов, выполнению переводных нормативов спортсменами в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.

В целях систематизации добровольной аккредитации организаций, осущест-вляющих спортивную подготовку, порядок добровольной аккредитации таких организаций будет определять федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Организации, осуществляющие спортивную подготовку, – это организации, для которых основным видом деятельности является реализация программ спортивной подготовки.

Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Основными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, являются спортивные школы, спортивно-адаптивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.

В число организаций, осуществляющих спортивную подготовку, также входят училища олимпийского резерва, а также школы-интернаты спортивного профиля, которые могут создаваться в том числе на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, как структурные подразделения.

В целях развития студенческого спорта образовательные организации высшего образования могут реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортив-ной подготовки, программы спортивной подготовки в специально созданном структурном подразделении на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

Таким образом, осуществляется межотраслевое взаимодействие, при котором организация, осуществляющая спортивную подготовку, независимо от ведомствен-ной принадлежности, типа и организационно-правовой формы имеет возможность участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки.

4.4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки

спортивного резерва

Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:

совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и перепод-готовки административно-управленческого состава и тренерских кадров для органи-заций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;

государственная поддержка работников – молодых специалистов физкультур-ных спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва Республики Татарстан;

повышение эффективности работы спортивных школ, повышение качества тренировочного процесса, стимулирование работы административного и тренерского составов спортивных школ путем участия в межрегиональных, федеральных и иных спортивных мероприятиях, а также проведения республиканских смотров-конкурсов.

4.5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва

Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспече-ния подготовки спортивного резерва предусматривает:

развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, обеспечение спортивным оборудованием, инвентарем и экипировкой в рамках мероприятий, предусмотренных государствен-ной программой «Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан» и региональным проектом «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности объектами спорта, а также формирования спортивного резерва»;

мониторинг уровня повышения средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, до средней заработной платы в Республике Татарстан.

4.6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей

на основе федеральных стандартов спортивной подготовки

Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:

внедрение механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей;

внедрение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполне-ния нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного ком-плекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для прохождения спортивной подготовки.

4.7. Совершенствование научно-методического,

медико-биологического и антидопингового обеспечения

Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидо-пингового обеспечения предусматривает:

издание антидопинговых материалов для организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

создание комплексных научных групп при сборных командах Республики Татарстан, сопровождающих спортсменов спортивного резерва, с учетом наличия профильных кафедр и Учебно-научного центра технологий подготовки спортивного резерва федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»;

внедрение информационных программ, основанных на положениях Всемир-ного антидопингового кодекса, в организации, осуществляющие спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга).

4.8. Совершенствование системы спортивных соревнований

Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:

определение необходимого количества спортивных соревнований от муниципального до республиканского уровня;

развитие системы проведения зональных соревнований и комплексных спортивных соревнований.

5. Ожидаемые результаты реализации Концепции

План мероприятий по реализации Концепции является ее неотъемлемой частью, в его рамках предполагается осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва. В ходе реализации плана мероприятий до 2025 года планируется достижение следующих результатов:

увеличение до 25 процентов доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных в них на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных в них на этапе совершенствования спортивного мастерства;

увеличение до 100 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;

увеличение до 50 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки;

увеличение до 70 процентов доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения.

Министерством спорта Республики Татарстан совместно с региональными спортивными федерациями и заинтересованными организациями будет проводиться мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.

В результате реализации Концепции в Республике Татарстан сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности, получит дальнейшее развитие с необходимым нормативным правовым, кадровым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит для спортивных сборных команд увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия.

_____________________________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.03.2020
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 140.020.060 Спорт

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать