Основная информация

Дата опубликования: 06 апреля 1999г.
Номер документа: В199901468
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В9901468

В199901468

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 8, СТР. 19, 1999г.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        06.04.99 N 779/98

                            г. Москва

[Решение суда в части отказа в иске о признании недействительным

решения налоговой инспекции о взыскании заниженной прибыли и

соответствующих санкций в связи с отчислениями денежных средств до

налогообложения в страховой фонд и отнесением затрат, связанных с

оплатой маркетинговых услуг, на себестоимость продукции, принято

по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Дело в этой части направлению на новое рассмотрение]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.09.97 по делу N А40-21692/97-14-262а.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Чековый инвестиционный фонд социальной защиты "Ветеран" (далее - ЧИФСЗ "Ветеран") обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственной налоговой инспекции N 31 Западного административного округа города Москвы о признании недействительным ее решения от 20.12.96 N 11-06/409-ДСП (с изменениями от 28.03.97 N 11-06/113-ДСП) в части взыскания заниженной прибыли и штрафов в размере 100 и 10 процентов.

Решением от 11.09.97 в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением от 03.11.97 в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказано.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 05.01.98 оставил определение суда без изменения.

В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение арбитражного суда частично отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией N 31 Западного административного округа города Москвы проведена проверка соблюдения налогового законодательства чековым инвестиционным фондом социальной защиты "Ветеран" за 1994 - 1995 годы. По результатам проверки составлен акт от 22.11.96 N 547, которым отмечены нарушения, в том числе занижение налогооблагаемой прибыли в 1994 - 1995 годах в результате отчисления денежных средств до налогообложения в страховой фонд, а также отнесения затрат, связанных с оплатой маркетинговых услуг, и процентов по краткосрочным кредитам банка на себестоимость продукции. На основании акта проверки налоговой инспекцией принято решение от 20.12.96 N 11-06/409-ДСП (с изменениями от 28.03.97 N 11-06/113-ДСП) о применении финансовых санкций в виде взыскания заниженной прибыли и штрафов в размере 100 и 10 процентов.

Арбитражный суд, отказывая в иске, исходил из следующего. Истцом при создании страхового фонда нарушен пункт 14 инструкции Госналогслужбы России N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", которым предусмотрено уменьшение валовой прибыли на сумму отчислений в резервный или другие аналогичные по назначению фонды. Нарушен и пункт 58 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 N 170, которым определено, что предприятие имеет право за счет прибыли до налогообложения создавать резервный фонд для покрытия непредвиденных потерь и убытков. Страховой фонд не должен уменьшать налогооблагаемой прибыли, он создается за счет чистой прибыли. Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, не предусмотрено отнесение затрат, связанных с оплатой маркетинговых услуг, и процентов по кредитам банка на себестоимость продукции. В соответствии с пунктом 25 Положения о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 07.10.92 N 1186) фонд не имеет права привлекать заемные средства.

ЧИФСЗ "Ветеран" в обоснование исковых требований ссылался на то, что при формировании страхового фонда он руководствовался пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 26.10.92 N 1304 "Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения", которым разрешено чековым инвестиционным фондам социальной защиты создавать страховые фонды (с отчислениями в них не более 20 процентов прибыли), осуществляющие в пределах этих средств страхование здоровья и жизни по отношению к своим акционерам, а также руководствовался разъяснениями Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.12.96 N 22-441, из которых следует, что возможность формирования страхового фонда является льготой, предоставленной чековым инвестиционным фондам социальной защиты названным Указом Президента Российской Федерации.

Неопределенность данного Указа в части источников формирования страхового фонда, отсутствие развития его положений в соответствующих актах Правительства Российской Федерации и разъяснение Госкомимущества России ориентировали на создание страхового фонда из прибыли до налогообложения.

Включение затрат, связанных с оплатой маркетинговых услуг по договорам с ТОО "Элисо", АО "Ростинвест" и АО "НТЦСМП", в состав себестоимости обосновывается истцом ссылкой на пункт 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, которым предусмотрено, что в состав затрат включается оплата услуг сторонних организаций по управлению производством в тех случаях, когда штатным расписанием предприятия не предусмотрены те или иные функциональные службы. Штатным расписанием ЧИФСЗ "Ветеран" служба маркетинга не предусмотрена.

В соответствии со статьями 117, 124, 125, 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела и принятии решения арбитражный суд исследует доказательства по делу, основывает решение лишь на тех из них, которые были исследованы в заседании, оценивает эти доказательства, указывает доводы, по которым отклоняются те или иные из них.

Между тем арбитражным судом доводы ЧИФСЗ "Ветеран" должным образом не исследованы и не оценены.

Не исследовано также, какой фактически фонд был создан истцом, на какие цели расходовались его средства. Не изучены договоры на проведение маркетинговых услуг, не выяснено, какие из этих услуг фактически оказаны и связаны ли они с управлением производством.

Судом не проверена правомерность применения ответственности, предусмотренной статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы".

При таких обстоятельствах решение арбитражного суда в части отказа в иске о признании недействительным решения налоговой инспекции о взыскании заниженной прибыли и соответствующих санкций в связи с отчислениями денежных средств до налогообложения в страховой фонд и отнесением затрат, связанных с оплатой маркетинговых услуг, на себестоимость продукции, принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела. Следовательно, судебный акт в отношении указанного подлежит отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение.

В остальной части решение является обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                           ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 11.09.97 по делу N А40-21692/97-14-262а в отношении отказа чековому инвестиционному фонду социальной защиты "Ветеран" в иске о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции N 31 Западного административного округа города Москвы от 20.12.96 N 11-06/409-ДСП (с изменениями от 28.03.97 N 11-06/113-ДСП) в части взыскания заниженной прибыли и применения соответствующих санкций в связи с отчислениями денежных средств в страховой фонд до налогообложения и отнесением затрат, связанных с оплатой маркетинговых услуг, на себестоимость продукции отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда города Москвы.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председатель Высшего

Арбитражного Суда

Российской Федерации                                 В.Ф.Яковлев

[отформатировано: 15.06.99 редактор НЦПИ - Царькова Н.В.]

[проверено: 04.08.99 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 8 от 06.04.1999 Стр. 19
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.160 Страхование (см. также 030.150.150, 140.010.030), 080.000.000 Финансы, 080.150.000 Бухгалтерский учет и финансовая отчетность, 080.150.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать