Основная информация

Дата опубликования: 06 мая 2020г.
Номер документа: RU04031214202000020
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Администрация муниципального образования сельское поселение "Хойто-Гол"
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУРЯАД РЕСПУБЛИКА

СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ТYНХЭНЭЙ АЙМАГАЙ

«ХОЙТО-ГОЛ» «ХОЙТО-ГОЛ»

ТУНКИНСКИЙ РАЙОН ГЭhЭН МУНИЦИПАЛЬНА

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ БАЙГУУЛАМЖЫН ЗАХИРГААН

Квартал 10, д.34, у. Хойто-Гол, Тункинский район, Республика Бурятия, 671002, тел./факс

8(30147)98-1-40, E-mail: mosphoitogol@yandex.ru

ТОГТООЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«06» мая 2020 г.                                                                                                   № 18

Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельское поселение «Хойто-Гол» Тункинского района Республики Бурятия в 2020-2022 годах и на период до 2030 года.

В соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в целях реализации положений федерального закона о т 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,

ПОСТАНАВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельское поселение «Хойто-Гол» Тункинского района Республики Бурятия в 2020-2022 годах и на период до 2030 года.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Врио главы МО СП «Хойто-Гол» ____________ А.Б. Сагалуева

Паспорт программы «Комплексное развитие

систем коммунальной инфраструктуры

муниципального образования

сельского поселения

«Хойто-Гол»

в 2020-2022 годах и на период до 2030 года»

2020 год

Паспорт программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «Хойто-Гол»

Наименование программы

Программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «Хойто-Гол»

Заказчик программы

Администрация муниципального образования сельского поселения «Хойто-Гол»

Разработчик программы

Администрация муниципального образования сельского поселения «Хойто-Гол»

Цели и задачи, важнейшие целевые показатели

Цель программы:

Создание экономических, организационно-технических и прочих условий для привлечения частных инвестиций на проведение ускоренной модернизации основных фондов отрасли в 2020-2022 годах.

Основные задачи:

Разработка документации по обоснованию инвестиций.

Разработка проектно-сметной документации на объекты, предусмотренные программой.

Модернизация инженерной инфраструктуры коммунального комплекса района на основе привлечения коммерческих инвестиций в 2020-2022 годах.

Важнейшие показатели программы:

2020 год – подготовка документации по обоснованию инвестиций.

2021 год – подготовка проектно-сметной документации на модернизацию объектов, предусмотренных программой.

2022-2025 годы – доля объема коммунальных услуг, предоставляемых организациями, работающими на условиях долгосрочной аренды.

Сроки реализации программы

2020-2022 годы - реализация мероприятий программы;

до 2030 года – исполнение договорных обязательств по возврату инвесторам вложенных средств.

Перечень основных мероприятий программы

1 этап – 2020 год

Подготовка документации по обоснованию инвестиций. Регистрация права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры.

2 этап – 2021 год

Принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации программы. Разработка проектно-сметной документации на объекты, предусмотренные программой.

3 этап – 2020-2030 годы

2020-2022 годы реализация проектов оптимизации и модернизации коммунальной инфраструктуры. 2020-2030 годы организация исполнения инвестиционных договоров в части возврата вложенных инвесторам средств.

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования: 10,2 млн. руб.

Внебюджетные средства: 9,9 млн. руб.

Средства бюджетов различных уровней: 0,3 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации программы:

1. Будет создана системная база для планирования модернизации коммунальной инфраструктуры.

2. Будет подготовлена проектно-сметная документация на объекты подлежащие модернизации, реконструкции и новому строительству в 2020-2022 годах.

3. Будет создан и задействован механизм, обеспечивающий привлечение внебюджетных источников для модернизации основных фондов отрасли, что позволит закончить модернизацию основных фондов коммунального комплекса в 2022 году.

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за ходом реализации программы осуществляется администрацией муниципального образования сельского поселения «Хойто-Гол»

Общие положения

Опыт реализации предыдущих программ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры показал необходимость широкого привлечения внебюджетных источников, так как только за счет бюджетных средств решить проблему обновления инженерной инфраструктуры коммунального комплекса невозможно.

Программа разработана в соответствии и в развитие требований Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В результате реализации программы будет иметь кардинально обновлённый коммунальный комплекс, адаптированный к работе в рыночных условиях. Отпадёт необходимость принятия экстренных мер по поддержанию работоспособности коммунальных объектов. После 2021 года инженерные мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности работы, будут осуществляться эксплуатирующими организациями по собственной инициативе на конкурентной основе.

Переход на рыночные условия хозяйствования должен осуществляться с соблюдением следующих условий:

1. Недопустимость продажи коммунальных объектов до и после модернизации в частную собственность. Все объекты коммунального комплекса должны находиться в муниципальной собственности.

2. Коммунальные объекты передаются в эксплуатацию инвесторам на срок, не менее срока окупаемости инвестиций.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

программными методами

В результате хронического недоремонта состояние объектов коммунальной инфраструктуры в настоящее время характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования от 40% до 70%. При этом до 70% инженерных коммуникаций отслужили нормативный срок.

Для кардинального изменения сложившейся ситуации необходимо резко увеличить объёмы финансирования модернизации, что невозможно осуществить только за счёт бюджетных средств, необходимы внебюджетные средства, в объёмах, значительно превышающих бюджетные.

              Привлечение внебюджетных средств как основного источника финансирования модернизации коммунального комплекса требует совершенствования экономических отношений, направленных на обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли.

              Кроме гарантированных объёмов потребления услуг, что является специфической и важной особенностью коммунального комплекса, для вложения собственных средств организации-инвесторы должна иметь гарантии возврата вложенных средств и получения обусловленной договором прибыли.

Цели и задачи программы

Главная цель программы - создание экономических, организационно - технических и прочих условий для привлечения частных инвестиций на проведение ускоренной модернизации основных фондов отрасли в 2020-2022 годах.

                            Реализация этой цели позволит обеспечить:                                                                                                  постоянное повышение эффективности и надёжности работы предприятий коммунального комплекса;

потребителей коммунальными услугами нормативного качества;

стабилизацию стоимости коммунальных ресурсов для потребителей.

Обеспечение инвестиционной привлекательности коммунального комплекса в рамках настоящей программы решается определением оптимального варианта коммунальной инфраструктуры для каждого населённого пункта, разработкой проектов модернизации, реконструкции и строительства коммунальных и энергетических объектов, подготовкой документов по обоснованию инвестиций и гарантией возврата вложенных инвесторами средств с обусловленной договорами прибылью.

             

Поставленная цель достигается через решение следующих задач:

подготовка документации по обоснованию инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;

подготовка проектов оптимизации коммунальной инфраструктуры и подготовка проектов реконструкции, модернизации и строительства новых объектов в соответствии с данной программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

реализация проектов технического перевооружения объектов коммунального комплекса;

организация возврата вложенных инвесторами средств с обусловленной договорами прибыли.

Этапы реализации программы

Выполнение поставленных задач в соответствии с основными принципами их решения осуществляется поэтапно и основывается на реализации комплексов первоочередных и долгосрочных мероприятий.

На первом этапе (2020 год) планируется:

В течение 2020 года в каждом населённом пункте должна быть разработана документация по обоснованию инвестиций на каждый объект коммунальной инфраструктуры, подлежащий модернизации, реконструкции или новому строительству.

В 2020 году должно быть закончено оформление объектов, входящих в коммунальный комплекс, в муниципальную собственность.

На втором этапе в 2021 году органами местного самоуправления по мере необходимости осуществляется подготовка и утверждение нормативно-правовых актов, необходимых для реализации программы. Муниципальными образованиями на конкурсной основе проводится разработка проектной документации на объекты, предусмотренные программой.

              На третьем этапе в период с 2022 по 2025 годы продолжается разработка проектной документации, проводится реализация мероприятий по оптимизации схем обеспечения населённых пунктов коммунальными ресурсами, модернизация, реконструкция и строительство объектов, предусмотренных программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры за счёт инвесторов, федерального республиканского и муниципальных бюджетов.

              В период с 2022 по 2030 год осуществляется организация и контроль за исполнением инвестиционных договоров в части возврата вложенных инвесторами средств, исходя из того, что проекты, реализованные в 2021 году, окупятся для инвесторов до 2030 года.

IV. Основные принципы и требования к решению задач программы

При разработке программы учтены следующие принципы:

Мероприятия, затрагивающие интересы жителей, в соответствии с действующим законодательством, должны быть предварительно согласованы с населением.

В программу комплексного развития включены мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности или решающие социальные и экологические вопросы работы коммунального комплекса муниципального образования в целом.

Локальные мероприятия по повышению эффективности работы коммунальных объектов должны выполняться эксплуатирующими организациями и в муниципальную программу не включены;

Проектирование и реализация мероприятий по оптимизации структуры топливного баланса коммунальной энергетики выполнена с учетом следующих требований:

- последовательное исключение мазута, используемого в качестве топлива;

- использование местных видов топлива, включая бурый уголь и отходы лесопереработки.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения:

- основана на программе социально-экономического развития сельского поселения;

- направлена на обеспечение соответствия уровня технического благоустройства поселения и уровня его социально-экономического развития;

- утверждена представительным органом муниципального образования сельского поселения «Хойто-Гол».

Критерии для выбора технических решений и очередности реализации мероприятий программы установлены на основе анализа следующих показателей:

- срок окупаемости проекта;

- степень амортизации (первоочередной модернизации подлежат сети и отдельные элементы коммунального оборудования, срок эксплуатации которых превысил нормативный, а также теплоэнергетическое оборудование, имеющее коэффициент полезного действия менее 60%);

- объем снижения затрат при эксплуатации объекта инфраструктуры;

- количество потребителей - получателей жилищно-коммунальных услуг, производимых модернизируемым объектом;

- экологический эффект от мероприятия.

Основное внимание уделяется модернизации систем теплоснабжения с определением оптимального для конкретного населённого пункта варианта использования схемы централизованного теплоснабжения или применение автономных и индивидуальных источников теплоснабжения жилых домов (квартир) и объектов соцкультбыта. Обязательным условием является повышение эффективности источников теплоснабжения.

Мероприятия по водоснабжению поселения должны быть направлены в первую очередь на обеспечение нормативного качества ресурса.

Мероприятия по водоотведению, сбору и вывозу и очистке жидких бытовых отходов ориентированы на приведение мощности очистных сооружений в соответствие с нагрузкой, повышение эффективности их работы и оптимизацию схем вывоза жидких бытовых отходов.

Мероприятиями по электроснабжению предусмотрены меры по оптимизации мощности локальных генерирующих установок и приведение в нормативное состояние сетевого хозяйства.

Предусмотрены мероприятия по энергосбережению при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов и установке приборов учета отпуска и потребления коммунальных ресурсов.

Доля коммунальных ресурсов, полученных потребителями по показаниям приборов учёта (отпущенных в сеть) в целом по муниципальному образованию должно быть не менее значений, указанных в таблице 1.

Установка приборов учёта тепловой энергии на жилых домах и объектах бюджетной сферы должна осуществляться в комплексе с регуляторами расхода. Эта мера позволит сократить платежи за тепловую энергию и одновременно улучшит гидравлический режим в сетях.

Таблица 1



п.п

Наименование ресурсов и мест установки приборов учёта

Доля коммунальных ресурсов, полученных (отпущенных) по показаниям приборов учёта, не менее, %

2020

2021

2022

2023

до

2030

1

Холодное водоснабжение:

1.1

объекты бюджетной сферы

70

85

100

100

100

1.2

на границах балансовой принадлежности сетей

100

100

100

100

100

2

Горячее водоснабжение:

2.1

объекты бюджетной сферы

60

80

100

100

100

3

Тепловая энергия:

3.1

котельные

60

100

100

100

100

3.2

объекты бюджетной сферы

65

80

100

100

100

3.3

на границах балансовой принадлежности сетей

100

100

100

100

100

Необходимыми условиями для получения софинансирования мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры из республиканского и районного бюджетов является работа по созданию условий, определяющих инвестиционную привлекательность отрасли:

- наличие документов по экономическому обоснованию предлагаемых инвестиционных проектов, содержащие оценки затрат на их реализацию, индикаторы эффективности и сроки окупаемости при условии ограничения роста платежей потребителей величиной официального уровня инфляции;

- полная инвентаризация и наличие регистрации прав собственности на коммунальные объекты;

- выбор эксплуатирующей организации на конкурсной основе;

- переход на среднесрочные и долгосрочные договоры по эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры (не менее чем на срок полной окупаемости произведенных эксплуатирующими организациями инвестиционных вложений и установленной договором прибыли);

- экономическая обоснованность тарифов, установление инвестиционных надбавок;

- принятие представительным органом муниципального образования и органом исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, решения об индексации эксплуатирующим коммунальные объекты организациям экономически обоснованных тарифов, установленных до начала модернизации, ежегодно на величину официальной инфляции на срок, не менее срока полной окупаемости произведенных предприятиями инвестиционных вложений, и получения установленной договором выгоды;

- внедрение энергосберегающих мероприятий, экономия материальных и финансовых ресурсов, развитие приборного учёта;

- привлечение внебюджетных источников.

Настоящая программа предусматривает, что средства федерального, республиканского и муниципального бюджетов на третьем этапе реализации программы направляются, главным образом, на сокращение сроков окупаемости модернизируемых, реконструируемых и строящихся в соответствии с программами комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований объектов.

Реализации этого положения предусматривает:

- все инвестиционные проекты подразделяются на 3 группы:               1 группа – проекты со сроком окупаемости до 7 лет,               2 группа – проекты со сроком окупаемости более 7 лет, 3 группа – социальные инвестиционные проекты, реализация которых необходима для жизнеобеспечения населения и перевода жилищного фонда на приборный учёт потребляемых коммунальных ресурсов.

- установленные до реконструкции и модернизации тарифы на коммунальные услуги, производимые модернизируемыми объектами, относящихся к 1 и 2 группам сохраняются с ежегодной индексацией на величину официальной инфляции в течение 7 лет для получения инвесторами обусловленной договором прибыли;

- объекты, относящиеся к 1 группе финансируются преимущественно за счёт внебюджетных источников.

- для финансирования модернизации объектов, относящихся ко 2-ой группе привлекаются средства федерального, республиканского и местных бюджетов в размере, обеспечивающем возврат вложенных инвестором средств в течение 7 лет;

- объекты 3-ей группы финансируются преимущественно за счёт бюджетных средств.

При реализации мероприятий по модернизации предусматриваются следующие возможные источники возврата вложенных инвесторами средств в модернизацию основных фондов:

- прибыль инвесторов от пользования модернизированным коммунальным имуществом в рамках концессионного соглашения;

- из средств бюджетов, в размере, обеспечивающем окупаемость вложенных инвестором средств не более 7 лет.

Для обеспечения инвестиционной привлекательности указанных мероприятий необходима бюджетная поддержка. Ориентировочный объём бюджетных средств необходимый для приведения срока окупаемости вложенных инвестором средств к 7 годам. По результатам подготовки проектно-сметной документации необходимые объёмы бюджетных средств подлежат уточнению.

              Сводная стоимость мероприятий программы по сельскому поселению «Хойто-Гол» приведена в таблице 2.

Таблица 2

Район

Потребность средств на модернизацию коммунальной

инфраструктуры, млн. руб.

МО СП «Хойто-Гол»

Всего

В том числе:

внебюджетные средства

средства бюджета

Итого:

10,2

9,9

0,3

Водоснабжение

1,6

1,4

0,2

Теплоснабжение

8,6

8,5

0,1

Населённый пункт не имеет источников питьевой воды нормативного качества. Источниками водоснабжения в поселении являются колодца в личных хозяйствах.

Для решения этой задачи предусматриваются следующие организационно-технические мероприятия:

- проведение анализа качества питьевой воды в населенных пунктах не охваченных контролем;

- формирование реестра бюджетных дошкольных, образовательных и лечебных учреждений, нуждающихся в оборудовании для очистки воды (фильтры);

- заключение долгосрочных договоров аренды или концессии с частными операторами;

- разработка проектной документации на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения.

Планируется строительство водозаборной скважины в улусе, что позволит обеспечить население питьевой водой нормативного качества.

По объектам бюджетной сферы предусматривается строительство школьных котельных в улусе.

На данное мероприятие по разделу теплоснабжение и горячее водоснабжение предусмотрено 8,6 млн. руб.

Исходя из того, что настоящая программа является системообразующим документом по модернизации коммунального комплекса , в её состав включены мероприятия предусмотренные программой СЭР .

Финансирование программы будет проходить за счет собственных и привлеченных средств предприятий жилищно-коммунального комплекса в рамках концессионных соглашений и за счет средств бюджетов различных уровней.

Бюджетные средства будут привлекаться на решение социальных и природоохранных мероприятий с большим сроком окупаемости или практически не окупаемых. Кроме того, бюджетные средства могут быть привлечены для частичного финансирования с целью обеспечения возврата инвестором средств в течение определенного соглашением срока.

Программа предусматривает реализацию мероприятий по созданию условий, необходимых для привлечения внебюджетных источников и организации частно-государственного партнёрства.

V. Ресурсное обеспечение программы

Расходы на реализацию программных мероприятий первого этапа - подготовка документации по обоснованию инвестиций, регистрация права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Расходы на реализацию программных мероприятий второго и третьего этапа за счет средств местного, республиканского и федерального бюджетов будут сформированы по итогам выполнения мероприятий предыдущих этапов и подлежат ежегодному уточнению.

Основными критериями предоставления средств республиканского и районного бюджета на реализацию 2 этапа программы являются:

- наличие документов по экономическому обоснованию предлагаемых инвестиционных проектов, содержащие оценки затрат на их реализацию, индикаторы эффективности и сроки окупаемости при условии ограничения роста платежей потребителей величиной официального уровня инфляции;

- наличие документов по инвентаризации и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты, включенные в предлагаемые инвестиционные проекты;

- наличие согласований с населением в случаях предусмотренных действующим законодательством.

Документы, подтверждающие выполнение перечисленных критериев, предоставляются ежемесячно органами местного самоуправления поселений в администрацию Тункинского района, для дальнейшего согласования с министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

VI.Разработка показателей для мониторинга за выполнением программных мероприятий

Показатели для мониторинга за выполнением программных мероприятий установлены с учетом контроля за следующими наиболее важными направлениями:

- нормативно-правовое обеспечение;

- внедрение приборного учета;

- расход топливно-энергетических ресурсов;

- рентабельность коммунальных услуг;

- обеспечение населения питьевой водой нормативного качества;

- наличие обустроенных полигонов для захоронения твердых бытовых отходов;

- темпы модернизации коммунальной инфраструктуры.

Для этой цели устанавливаются следующие индикаторы:

- доля принятых нормативно-правовых актов в % от необходимого;

- доля коммунальных ресурсов отпущенных в сеть по показаниям приборов учета;

- доля коммунальных ресурсов полученных и оплаченных потребителями по показаниям приборов учёта;

- коэффициент использования топлива;

- снижение убытков по отраслям коммунального комплекса (к 2025 году доля убыточных отраслей должна быть равна нулю);

- доля населения района обеспеченного питьевой водой нормативного качества;

- общий объём финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры в % от запланированного программой.

VII. Механизм реализации и порядок контроля за

ходом реализации программы

Общая координация хода реализации программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «Хойто-Гол» Республики Бурятия в 2020-2022 годах и на период до 2030 года», текущее управление программой и оперативный контроль за ходом ее реализации осуществляется администрацией муниципального образования «Хойто-Гол».

Реализация программы предусматривает участие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления поселения в пределах определенных полномочий.

На уровне органов местного самоуправления поселения осуществляется:

- реализация программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «Хойто-Гол» Республики Бурятия в 2020-2022 годах и на период до 2030 года»;

- проведение предусмотренных программой мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта.

Основным критерием участия в реализации программы, наряду с соблюдением объемов софинансирования программных мероприятий является проведение необходимых преобразований на их территориях, включая применение новых методов финансового планирования.

Конкретные условия предоставления средств бюджета района устанавливаются в соответствие с порядком, утвержденным администрацией Тункинского района.

Средства районного бюджета предоставляется муниципальным образованиям при соблюдении ими следующих условий:

- предоставление в установленный срок и по установленной форме отчета о ходе выполнения программных мероприятий, включая отчет об использовании средств;

- выполнение программных мероприятий за отчетный период;

- целевое использование средств районного бюджета.

Конкретные условия предоставления средств районного бюджета устанавливаются отдельно для каждого из указанных мероприятий в соответствии с порядком, утверждаемым администрацией Тункинского района.

Успех реализации программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением – основным потребителем услуг в жилищно-коммунальной сфере. Эта поддержка зависит от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы. Она организуется органами местного самоуправления с использованием печатных и электронных средств массовой информации, путем проведения выставок, конференций и семинаров.

Контроль за ходом реализации программы и мероприятий программы осуществляет Глава поселения.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Глава муниципального образования сельское поселение "Хойто-Гол" от 07.05.2020 обнародовано 07.05.2020
Рубрики правового классификатора: 050.020.000 Муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать