Основная информация

Дата опубликования: 06 июня 2016г.
Номер документа: RU77000201600305
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Правительство Москвы
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 г. № 312-ПП

О СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

( в ред. постановления Правительства Москвы от 04.09.2018 № 1036-ПП, от 17.12.2019 № 1712-ПП)

В целях реализации в городе Москве положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, определения долгосрочных перспектив развития многонационального московского сообщества и повышения эффективности мер, предпринимаемых органами исполнительной власти города Москвы во взаимодействии с органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере гармонизации межэтнических отношений и обеспечения межнационального согласия, Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Стратегию национальной политики города Москвы на период до 2025 года (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. № 522-ПП «О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве».

2.2. Постановление Правительства Москвы от 7 июня 2011 г. № 248-ПП «О Комплексных мероприятиях по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве».

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Горбенко А.Н.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение

к постановлению Правительства

Москвы

от 6 июня 2016 г. № 312-ПП

( в ред. постановления Правительства Москвы от 04.09.2018 № 1036-ПП; от 17.12.2019 № 1712-ПП)

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ

НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Город Москва стал центром формирования российского государства, объединяя многие народы, языки, культуры и религии на основе общих духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма. Многонациональность города Москвы стала мощным фактором общественного развития, благодаря чему город не знал межнациональных и межрелигиозных войн. Город Москва, став столицей, сохраняя связь времен и поколений, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, а также историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство.

Сохраняя свою историческую преемственность, москвичи, являясь неотъемлемой составной частью российской гражданской нации, вносят достойный вклад в сохранение и развитие многовекового союза братских народов всей страны. Последовательное претворение основ национальной политики позволяет городу Москве олицетворять многонациональность российского народа, гарантировать удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений и выполнять историческую миссию центра многонационального единения народов России, Русского мира и евразийского сообщества.  

Общие положения

1.1. Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года (далее – Стратегия) является региональным документом стратегического планирования, направленным на реализацию в городе Москве национальной политики города Москвы на основе положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия определяет основное содержание, систему взглядов и ценностей национальной политики города Москвы, долгосрочные, отвечающие реалиям XXI века перспективы национального развития и ориентирована на раскрытие человеческого, интеллектуального и делового потенциала городского сообщества в целях устойчивого, безопасного, гармоничного и поступательного развития города Москвы, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.  

 1.2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»), Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы»), Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных правовых актах города Москвы. Стратегия обеспечивает преемственность с предыдущими стратегическими и программными документами, разработанными и реализованными в городе Москве, учитывает современные международные реалии, новые вызовы и тенденции в межнациональных отношениях, адаптирует к московским условиям передовой опыт регионов России и зарубежных стран, а также создает условия для передачи московского опыта субъектам Российской Федерации.

1.3. Развивая основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и являясь одним из инструментов ее реализации, настоящая Стратегия в то же время представляет собой самостоятельный документ стратегического планирования национальной политики на региональном уровне с учетом культурных, исторических и национальных особенностей города Москвы. 

1.4. В Стратегии отражаются вопросы состояния межнациональных отношений в городе Москве, раскрываются новые факторы и вызовы в данной сфере, формулируются принципы и цели национальной политики, определяются основные направления и задачи, а также механизмы реализации национальной политики города Москвы. 

1.5. В целях решения задачи укрепления российской гражданской нации в Стратегии констатируется, что в городе Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого составляют единую культурно-историческую общность «москвичи», являющуюся составной, неотъемлемой частью единой российской гражданской нации. 

1.6. Стратегия реализуется во взаимодействии органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, органов местного самоуправления в городе Москве (далее – органы местного самоуправления) и институтов гражданского общества и способствует выработке единых подходов к решению целей и задач национальной политики города Москвы. 

1.7. В рамках настоящей Стратегии используются основные понятия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. 

2. Современное состояние межнациональных отношений

в городе Москве 



2.1. Город Москва – столица России – является субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения, на территории которого проживает более 12 млн. человек, представляющих свыше 160 этнических общностей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Абсолютное национальное большинство москвичей – русские. Значительную долю городского населения составляют украинцы, белорусы, татары, армяне, азербайджанцы и евреи. Остальные национальные группы составляют менее 0,5 процента населения. Кроме того, в городе Москве единовременно находится до 1,5 млн. иностранных граждан.  

2.2. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений и более 80 национально-культурных автономий.

2.3. За период реализации настоящей Стратегии с 2016 по 2019 годы достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в городе Москве, как и в Российской Федерации в целом.  

По итогам социологических опросов большинство жителей города Москвы настроены на сотрудничество с людьми других национальностей и оценивают межнациональные отношения как стабильные и спокойные.  

2.4. В столице создан и на системной основе работает механизм реализации Стратегии, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности города Москвы и включает, наряду с органами государственной власти города Москвы, национально-культурные автономии, общественные объединения, научно-исследовательские центры, образовательные организации и средства массовой информации. Общую координацию разработки и осуществления национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, который является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений, межрегиональных связей, взаимодействия с религиозными объединениями, по обеспечению реализации государственной политики в отношении российского казачества в городе Москве.

2.5. Особую роль в реализации национальной политики играет Совет по делам национальностей при Правительстве Москвы и созданные в его структуре комиссии и экспертные группы. В целях усиления межведомственного взаимодействия при реализации Стратегии в организациях образовательной, культурной, социальной сфер в городе Москве с 2017 года действует Межведомственный координационный совет по развитию межнациональных отношений в городе Москве, что, в целом, качественно расширяет участие институтов гражданского общества, в том числе межнациональных и национальных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, в решении задач гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.  

2.6. Важнейшим культурно-просветительским центром в сфере реализации национальной политики выступает Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московский дом национальностей» (далее – ГБУ «МДН»). В его составе создан Общественный совет. Заключены соглашения о совместной деятельности с более 100 общественными и национально-культурными организациями, действующими как в городе Москве, так и в других регионах. Ежегодно ГБУ «МДН» проводит более 800 мероприятий, позитивный опыт которых активно заимствуется по всей стране.  

2.7. Традиционными для многонационального города Москвы стали ежегодно проводимые общегородские мероприятия, направленные на содействие национально-культурному развитию, обеспечение сохранения и приумножения духовно-нравственного и культурного наследия многонационального народа Российской Федерации, распространение знаний о культуре народов России, формирование культуры межнационального общения и профилактику проявлений ксенофобии, противодействие идеологии экстремизма и терроризма. В их числе традиционные национальные праздники практически всех народов, представленных в городе Москве. Особое значение в последние годы приобретают этнографическая олимпиада «Москва – столица многонациональной России», детский фестиваль национальных культур «Мой дом – Москва», Спартакиада национально-культурных объединений и землячеств города Москвы и многие другие мероприятия, получившие общероссийскую известность. А всероссийская акция «Этнографический диктант» привлекает в городе Москве самое большое число участников в стране.  

2.8. Непосредственное отношение к вопросам национальной политики имеют ежегодно проводимые Дни регионов Российской Федерации в Москве и Дни Москвы в регионах. В настоящее время со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения в сфере межрегионального сотрудничества, значительная часть которых касается межнационального взаимодействия. Большую роль в развитии межрегиональных связей города Москвы, в консолидации многонациональной общественности столицы играют московские региональные землячества и Московское окружное казачье общество. 

2.9. В городе Москве продолжают работать традиционные механизмы межнационального саморегулирования и общежития, адаптации и интеграции в городское сообщество вновь прибывших представителей различных этнических групп из субъектов Российской Федерации и зарубежных стран. Этнокультурное и языковое многообразие города Москвы, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием всего многонационального народа России. Они служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации, позволяют создавать новые формы межнационального взаимодействия, положительно воспринимаемые в различных регионах страны.  

2.10. Все большее влияние на состояние и развитие национальной политики города Москвы и страны в целом оказывает фактор повышения роли крупнейших городских агломераций, к числу которых относится город Москва, а сама национальная политика становится объектом пространственного, регионального, демографического, культурного и других сфер развития. Эти факторы требуют в большей степени учитывать специфику межнациональных отношений в городе Москве как региона с высокой миграционной активностью, в том числе центра «маятниковой» миграции, со сложным этническим и религиозным составом населения. Особую роль при этом играет Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона от 15 февраля 2018 г.

2.11. Особенности города Москвы, влияющие на характер межнациональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в том, что город Москва выступает в качестве:  

2.11.1. Политического, культурного и информационного центра Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, формирующего представление о России в мире, в том числе в сфере межнациональных отношений, объекта внимания российских и зарубежных средств массовой информации.

2.11.2. Экономического и финансового центра Российской Федерации, наиболее сильного в экономическом плане субъекта Российской Федерации, что обусловливает высокую степень межнационального и межрелигиозного взаимодействия, интенсивность межрегиональной и международной миграции, прежде всего трудовой.   

2.11.3. Национального и религиозного центра Российской Федерации, сохраняющего национально-культурное достояние народов, их национальные, религиозные, региональные и международные интересы.  

2.11.4. Международного туристского центра, что позволяет использовать туризм в качестве инструмента общественной дипломатии и межкультурной коммуникации.  

2.12. Вместе с тем у значительной части жителей города Москвы наблюдаются настороженность к представителям отдельных национальных и религиозных меньшинств, различного рода опасения в связи с наличием в городе Москве большого числа мигрантов. В городе Москве отмечены проявления деятельности радикальных националистических организаций, эмиссаров экстремистских религиозных течений. Миграционные потоки привносят в город Москву напряженность в отношениях между отдельными этническими группами, вовлеченными в неурегулированные межнациональные и межрелигиозные конфликты в России и за рубежом.  

2.13. В течение последних нескольких лет возник ряд новых факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации национальной политики в городе Москве, а именно:  

2.13.1. Нарастание миграции в город Москву из субъектов Российской Федерации и других государств, а также последствия миграционного кризиса в Европе и на Ближнем Востоке, социально-политического кризиса на территории Украины.

2.13.2. Целенаправленная политика определенных стран и политических сил по подрыву межнационального согласия и единства народов Российской Федерации и целостности Русского мира.  

2.13.3. Трудности в социокультурной и языковой адаптации мигрантов к московской и общероссийской среде в целом, сохраняющиеся риски к формированию обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов).   

2.13.4. Рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма вследствие активной позиции Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом.  

2.13.5. Развитие информационно-коммуникационных технологий, создающих новые возможности и новые риски в сфере межнациональных отношений, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, других коммуникационных возможностей для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодежи.   

2.13.6. Увеличение территории города Москвы в 2,5 раза в 2012 году за счет присоединения обширных, слабо урбанизированных территорий с иным типом расселения жителей, численность которых быстро растет, в том числе за счет внутренней и внешней миграции населения, создает предпосылки для нарушения сложившейся традиционной историко-культурной среды проживания, что требует учета данного фактора и принятия дополнительных профилактических мер.  

3. Цели и принципы национальной политики города Москвы

3.1. Целями национальной политики города Москвы являются:

3.1.1. Последовательная консолидация московского многонационального сообщества как составной, неотъемлемой части единой российской нации и развитие общероссийской гражданской идентичности, основанной на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. 

3.1.2. Продвижение позитивного, исторически обоснованного образа города Москвы как центра собирания и сохранения национально-культурных ценностей всех российских народов, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.   

3.1.3. Гармонизация отношений национального большинства и национальных меньшинств при соблюдении их прав вне зависимости от численности и религиозной принадлежности, что создает более прочную основу для многонационального единения.   

3.1.4. Сохранение, соразмерное развитие и поддержка сложившейся национальной структуры городского сообщества путем рациональной демографической и миграционной политики.  

3.1.5. Обеспечение высокого уровня региональной безопасности города Москвы и качества государственного управления в сфере национальной политики.   

3.1.6. Социальная и культурная адаптация мигрантов и интеграция иммигрантов в городское сообщество.  

3.2. Принципами национальной политики города Москва являются:

3.2.1. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и отношения к религии.  

3.2.2. Единство городского сообщества на основе исторического этнокультурного и языкового многообразия города Москвы, являющегося достоянием всего многонационального народа России. 

3.2.3. Сохранение и использование русского языка: родного языка русского народа и всех, кто его считает родным; государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения народов России, средства межнационального общения народов Содружества независимых государств (далее – СНГ), международных организаций и евразийского пространства.  

3.2.4. Уважение к культурной самобытности всех народов, проживающих в городе Москве, при соблюдении общепринятых норм, традиций и правил поведения и общежития в городе Москве.  

4. Основные направления и задачи национальной политики города Москва  

4.1. Совершенствование государственного управления в сфере национальной политики и привлечение органов местного самоуправления к участию в реализации национальной политики города Москвы:  

4.1.1. Последовательное совершенствование в рамках реализации национальной политики города Москвы системы взаимодействия и координации органов исполнительной и законодательной (представительной) власти города Москвы, органов местного самоуправления, национальных и межнациональных общественных объединений, средств массовой информации, научно-исследовательских и образовательных организаций.  

4.1.2. Конкретизация полномочий органов исполнительной власти города Москвы по линии «Департамент – префектуры – управы» в сфере национальной политики на различных уровнях и в различных областях жизни городского сообщества.  

4.1.3. Совершенствование деятельности общественных, консультативных, молодежных и иных тематически близких национальной политике совещательных органов в административных округах города Москвы и районах города Москвы.  

4.1.4. Разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере межнациональных (межэтнических) отношений на уровне города Москвы.  

4.1.5. Организация научного и экспертно-аналитического сопровождения реализации национальной политики города Москвы, формирование в этой связи городского экспертного сообщества.

 4.1.6.  Обеспечение дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих города Москвы, содействие обучению муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве, по вопросам реализации национальной политики в целях недопущения нарушений государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признаками расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

4.1.7. Осуществление постоянного мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москва, подготовка предложений по определению полномочий органов публичной власти в указанной сфере.

4.2. Формирование механизмов выявления, учета и реализации интересов москвичей в рамках национальной политики города Москвы:  

4.2.1. Совершенствование деятельности Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, ГБУ «МДН» и его Общественного совета в целях выявления и учета мнений и интересов москвичей различных национальностей и их национальных сообществ.  

4.2.2. Осуществление мероприятий по гармонизации отношений между национальным большинством и национальными меньшинствами в рамках городского сообщества.  

4.2.3. Развитие механизма общественной дипломатии (в том числе дипломатии на уровне общественных организаций), а также общественного контроля.  

4.2.4. Содействие заключению общественных договоренностей между национальными общественными объединениями различных уровней, национально-культурными автономиями с целью повышения общественной безопасности и эффективности взаимодействия национальных общественных организаций города Москвы.  

4.2.5. Разработка и внедрение в практику работы органов исполнительной власти города Москвы информационной системы (карты), содержащей сведения об этнодемографических, миграционных, общественно-политических и экономических процессах на локальных уровнях (район, квартал, дом/объект), формирование на этой основе комплексной оценки влияния социально-экономических и миграционных процессов на характер межэтнических отношений в городе Москве в целом.  

4.2.6. Совершенствование системы статистического учета москвичей и лиц, временно пребывающих на территории города Москвы, для получения объективной информации о национальном составе населения города Москвы, динамике и перспективах его развития.  

4.2.7. Создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности, в том числе при проведении Всероссийской переписи населения.   

  4.3. Содействие сохранению и развитию национально-культурного потенциала и духовно-нравственных ценностей народов, проживающих в городе Москве:  

4.3.1. Сохранение и развитие общероссийской идентичности проживающих в городе Москве этнических групп на основе исторически сложившейся системы единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, самобытных культур многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемой части российской культуры.  

4.3.2. Укрепление разносторонних связей в евразийском и международном пространстве в целом, расширение участия в различного рода интеграционных проектах, межнациональных соглашениях, конференциях, программах.  

4.3.3. Распространение знаний об истории и культуре национальных и этнических групп, проживающих в городе Москве, в том числе посредством создания и развития базы данных об исторических памятных местах в городе Москве, связанных с представителями народов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.  

4.3.4. Формирование культуры межнационального общения в соответствии с общепринятыми нормами морали и традиционными духовно-нравственными ценностями жителей города Москвы.  

4.3.5. Развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, соответствующих экскурсионных маршрутов, популяризация объектов туристского показа, тесно связанных с жизнью представителей различных этнических групп, в том числе видных деятелей культуры, науки, искусства.  

4.3.6. Развитие и популяризация национальных видов спорта, проведение на регулярной основе городских физкультурных и спортивных мероприятий, организация которых не противоречит общепринятым нормам, традициям и правилам поведения и общежития в городе Москве.  

4.3.7. Развитие добровольческого (волонтерского) движения в сфере сохранения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Москвы.

4.3.8. Оказание в установленном порядке государственной поддержки в проведении научных исследований, издании научно-популярных публикаций, создании произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события и общие достижения представителей народов, проживающих в городе Москве. 

4.4. Развитие системы поликультурного и гражданско-патриотического образования и просвещения москвичей, прежде всего молодежи:  

4.4.1. Содействие формированию гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю города Москвы и России, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.  

4.4.2. Воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении традиционных российских духовно-нравственных ценностей общепринятых норм морали.  

4.4.3. Включение в реализуемые в городе Москве образовательные и просветительские программы содержания, способствующего сохранению и приумножению духовного и культурного потенциала многонационального сообщества жителей города Москвы на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и патриотизма.  

4.4.4. Совершенствование образовательных программ соответствующего уровня образования, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации и значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства и солидарности.  

4.4.5. Совершенствование обучения и воспитания в образовательных организациях в целях сохранения этнокультурного многообразия российской столицы наряду с уважением к ее цивилизационному наследию, российской истории и культуре.

4.4.6. Обеспечение подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров, а также представителей общественных организаций в области национальной политики.

4.4.7. Поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи.  

4.4.8. Повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с многонациональным и многоконфессиональным составом нашей страны, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.

4.4.9. Совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по истории и культуре народов Российской Федерации в целях противодействия фальсификации и искажению истории России.  

4.4.10. Обеспечение прав граждан на изучение родного языка и других языков народов Российской Федерации, проживающих в городе Москве.  

4.4.11. Включение в основные общеобразовательные программы образовательных организаций города Москвы образовательных курсов по изучению национально-культурных ценностей и традиций народов России.

4.4.12. Совершенствование учебно-методической деятельности по развитию системы воспитания и обучения в сфере межнациональных отношений по линии «семья – детский сад – школа – колледж - вуз» в городе Москве.  

4.4.13. Оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении, изучении и развитии русского языка и языков народов Российской Федерации. Поддержка русскоязычных школ за рубежом и участие в государственных программах, направленных на укрепление позиций русского языка и культуры России в зарубежных странах, в том числе с участием Государственного казенного учреждения города Москвы «Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника». 

4.4.14. Участие в разработке и реализации образовательных проектов для иностранных граждан, направленных на изучение русского языка, истории, культуры и основ законодательства Российской Федерации.

4.5. Противодействие национальному и религиозному экстремизму, профилактика распространения идеологии терроризма:  

4.5.1. Развитие общественных институтов предупреждения межнациональных конфликтов, распространения идеологии терроризма, национального и религиозного экстремизма и связанных с ними криминальных проявлений.  

4.5.2. Формирование в обществе обстановки неприятия идей и идеологии терроризма и экстремизма, ксенофобии, национальной и религиозной исключительности, нацизма, расизма, шовинизма и русофобии.  

4.5.3. Реализация мер по профилактике недобросовестного использования национального фактора в избирательном процессе, в программах политических партий, а также в деятельности общественных организаций, направленной на массовую агитацию людей.  

4.5.4. Содействие общественным инициативам и инициативам правоохранительных органов по мониторингу средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях выявления публикаций, направленных на разжигание межнациональной или межрелигиозной розни.  

4.5.5. Расширение взаимодействия с религиозными организациями в целях противодействия национальному и религиозному экстремизму, укрепления духовно-нравственных ценностей и гармонизации многонационального российского общества.  

4.6. Реализация национальной политики в сфере миграции, содействие адаптации мигрантов и интеграции иммигрантов в городское сообщество при уважении интересов и традиций москвичей:  

4.6.1. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы и создание экономических условий для снижения зависимости экономики города Москвы от иностранной рабочей силы за счет обеспечения права трудоустройства граждан Российской Федерации, соотечественников, проживающих за рубежом, а также граждан стран – участников Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического союза.  

4.6.2. Разработка мер по стимулированию рождаемости в качестве основного источника восполнения населения города Москвы с целью защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия, а также в сфере защиты и сохранения историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.  

4.6.3. Осуществление взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере миграции, и институтами гражданского общества в области миграции и национальных отношений.

4.6.4. Создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов, интеграции иммигрантов в городское сообщество, изучения русского языка, приобщения мигрантов к ценностям, культуре и традициям москвичей.  

4.6.5. Формирование условий, препятствующих созданию в городе Москве различного рода национальных территориальных образований (этнических анклавов), изменению сложившегося национального состава на местах. Использование ресурсов гражданского общества для сбора данных о миграционных процессах в городе Москве, а также в работе Государственного казенного учреждения «Московский городской штаб народной дружины».

4.6.6. Вовлечение общественных объединений, национально-культурных автономий в процесс социальной и культурной адаптации мигрантов, интеграции иммигрантов в городское сообщество, противодействие их нелегальному трудоустройству на основе использования инфраструктуры многофункциональных миграционных, культурных, просветительских и образовательных организаций.  

4.6.7. Анализ, прогнозирование и предупреждение негативных влияний национальных, миграционных и цивилизационных процессов в мире на этнодемографическую ситуацию в городе Москве.  

4.7. Информационное обеспечение реализации национальной политики города Москвы:  

4.7.1. Создание в сфере национальной политики новых, отвечающих требованиям современного информационного общества понятийно-категориального аппарата, смыслов и образов.  

4.7.2. Развитие московского информационного пространства на основе идей духовного и культурного единства российского народа, патриотизма, межнационального согласия, противодействия этническому и религиозному экстремизму и терроризму, любых форм дискриминации.  

4.7.3. Распространение рекламы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, производство и размещение в теле- и радиоэфире, иных телекоммуникационных сетях социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач национальной политики города Москвы, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.

4.7.4. Использование технологий распространения информации посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая социальные сети, интеллектуальные поисковые системы, социально ориентированные компьютерные игры и блогосферу, а также мобильной связи и других электронных ресурсов в интересах гармонизации межнациональных отношений, этнокультурного созидания, противодействия этническому экстремизму и терроризму.  

4.7.5. Организация выступлений в средствах массовой информации, в том числе электронных, руководителей органов исполнительной власти города Москвы, представителей институтов гражданского общества, национальных общественных объединений и религиозных организаций, журналистского сообщества по актуальным вопросам, связанных с реализацией национальной политики города Москвы.  

4.7.6. Осуществление органами исполнительной власти города Москва с участием институтов гражданского общества, экспертного и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации национальной политики города Москвы, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в данной сфере, в том числе среди журналистов зарубежных русскоязычных средств массовой информации.  

4.8. Повышение роли и значения национальной политики города Москвы в социально-экономическом развитии города Москвы:  

4.8.1. Реализация программ социально-экономического развития с учетом культурных, исторических, национальных особенностей города Москвы, межотраслевого характера национальной политики Российской Федерации в целом.  

4.8.2. Проведение комплексного анализа и учет влияния межнациональных отношений и миграционных процессов на социально-экономическое и общественно-политическое развитие города Москвы.  

4.8.3. Поддержание межнационального согласия как ключевого фактора социального, экономического и научно-технического развития города Москвы, обеспечения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города Москвы в системе глобальной экономики.  

4.9. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в области национальной политики:  

4.9.1. Развитие практики заключения соглашений между органами исполнительной власти города Москвы и субъектами Российской Федерации о совместной деятельности в области национальной, межрегиональной политики и миграции.  

4.9.2. Осуществление взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и Московской области в сфере координации национальной и миграционной политики регионов, противодействия идеологии и проявлениям экстремизма и терроризма в целях обеспечения сбалансированного, комплексного и системного развития, обеспечения безопасности и многонационального единства московской агломерации в целом, в том числе с учетом Соглашения между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона от 15 февраля 2018 г.  

4.9.3. Содействие распространению произведений литературы и искусства народов России и стран ближнего зарубежья, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов, иных культурных мероприятий.  

4.9.4. Использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества города Москва в решение задач межнационального, межрегионального и международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства развития и налаживания меж- цивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами.  

4.9.5. Развитие системы мер поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, содействие в сохранении их в едином культурном, образовательном, гуманитарном и интеграционном пространстве, повышение в этой связи роли Московского дома соотечественников. 

4.9.6. Взаимодействие с региональными и международными неправительственными организациями, включая евразийские, в целях недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод.  

4.9.7. Создание, развитие и использование миротворческого потенциала московского многонационального сообщества в целях разрешения межнациональных конфликтов, укрепления международного сотрудничества.  

5. Механизмы реализации национальной политики города Москвы 



5.1. Реализация национальной политики города Москвы предусматривает создание системы управления, учитывающей проявления национального фактора в различных областях жизни городского сообщества при реализации органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления своих полномочий в соответствующей сфере жизнедеятельности города Москвы.  

5.2. Общую координацию реализации национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики и  межрегиональных связей города Москвы во взаимодействии с иными органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленной сферой деятельности. 

5.3. Основными механизмами реализации национальной политики в городе Москве являются:  

5.3.1. Стратегическое планирование, включающее настоящую Стратегию, план мероприятий по реализации национальной политики города Москвы.  

5.3.2. Государственно-частное и общественно-государственное партнерство в реализации национальной политики города Москвы.  

5.3.3. Обеспечение стабильного финансирования реализации национальной политики города Москва за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств, привлекаемых в установленном порядке, внебюджетных источников.  

5.3.4. Развитие инфраструктуры, деятельность которой направлена на решение задач национальной политики города Москвы.  

5.3.5. Поддержка в установленном порядке деятельности национальных и межнациональных общественных объединений, в том числе ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий, землячеств, как средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве.  

5.3.6. Содействие повышению социальной ответственности бизнеса.  

 5.3.7. Стимулирование социально ориентированных некоммерческих организаций, активно участвующих в реализации национальной политики города Москва, в установленном порядке.  

5.3.8. Содействие развитию экономического взаимодействия города Москва с субъектами Российской Федерации и городами стран – участниц Евразийского экономического союза в целях укрепления добрососедских отношений и межнационального сотрудничества.  

5.3.9. Содействие развитию сотрудничества ГБУ «МДН» с домами национальностей, домами дружбы, центрами национальной культуры, клубами межнационального общения, Московскими культурно-деловыми центрами «Дом Москвы» в зарубежных странах и другими организациями, осуществляющими деятельность в сфере национальной политики в субъектах Российской Федерации.  

5.3.10. Обеспечение прозрачности источников финансирования в сфере национальной политики города Москвы, а также совершенствование механизмов финансовой отчетности.  

5.3.11. Разработка и утверждение основных характеристик (индикаторов), позволяющих оценивать состояние межнациональных отношений в городе, эффективность деятельности органов исполнительной власти города Москвы по реализации задач национальной политики города Москвы, поставленных в настоящей Стратегии.  

5.3.12. Осуществление контроля за реализацией национальной политики города Москвы.  

5.3.13. Проведение мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.  

5.3.14. Осуществление корректировки мероприятий в сфере национальной политики города Москвы по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.  

5.3.15. Использование мер поощрения наиболее активных представителей столичной общественности за личный вклад в развитие и сохранение многонационального мира в городе Москве.  

5.3.16. Информационная и аналитическая поддержка реализации национальной политики города Москвы.  

6. Целевые показатели реализации настоящей Стратегии  

6.1. Целевыми показателями реализации настоящей Стратегии являются:  

6.1.1. Уровень общероссийской гражданской идентичности москвичей (в процентах).   

6.1.2. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в городе Москве (в процентах).  

6.1.3. Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности в городе Москве (в процентах).  

6.1.4. Доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам в городе Москве (в процентах).  

6.1.5. Количество межэтнических и межрелигиозных противоречий в городе Москве.  

6.2. Перечень целевых показателей реализации настоящей Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.  

7. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии  

7.1. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии:

7.1.1. Укрепление единства московского многонационального сообщества и общероссийской гражданской идентичности жителей города Москвы.  

7.1.2. Предотвращение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в городе Москве, их мирное разрешение.  

7.1.3. Укрепление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации при одновременном обеспечении условий для сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации в городе Москве.  

7.1.4. Формирование представления о городе Москве как столицы исторически успешного многонационального государства.  

7.1.5. Проведение скоординированной национально-культурной и миграционной политики в городе Москве и Московской области.  

7.1.6. Сохранение исторического национально-культурного наследия, в том числе при решении вопросов строительства, пространственного развития города Москвы.  

7.1.7. Формирование системы национально-культурных ценностей, определяющих национальную самоидентификацию москвичей.  

7.1.8. Расширение и укрепление единого евразийского сообщества, в том числе при участии общественных организаций, действующих в городе Москве.  

7.2. Реализация настоящей Стратегии должна способствовать созданию более прочного московского многонационального сообщества, включающего представителей всех без исключения национальностей вне зависимости от их принадлежности к национальному большинству или национальным меньшинствам, численности или конкретной конфессии. Основные положения Стратегии направлены в итоге на обеспечение устойчивого развития города Москвы, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, его сопричастности к формированию будущего, а также росту международного авторитета города Москвы и Российской Федерации в целом. 

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 31.05.2018
Рубрики правового классификатора: 010.070.070 Межнациональные отношения, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 160.040.000 Безопасность общества

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать