Основная информация

Дата опубликования: 06 июля 2007г.
Номер документа: ru30000200700480
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Правительство Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06.07.2007 № 271-П

О концепции отраслевой целевой программы "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008 - 2010 годы»

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 12.04.2012 № 140-П)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 02.08.2007 № 326-П (НГР:RU30000200700586).

В целях повышения конкурентоспособности производимой плодоовощной продукции, увеличения мощности перерабатывающих предприятий области, в соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 №54/2004-03 "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" (НГР:RU30000200400466), постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 № 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" (НГР:RU30000200300244)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008- 2010 годы» (прилагается).

2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008 - 2010 годы " министерство сельского хозяйства Астраханской области.

3. Министерству сельского хозяйства Астраханской области (Нестеренко И.А.) разработать отраслевую целевую программу «Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008 -2010 годы» и внести ее на рассмотрение в Правительство Астраханской области в установленном порядке в срок до 01.08.2007.

4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 06.07.2007 № 271-П

Концепция отраслевой целевой программы «Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008-2010 годы»

Концепция отраслевой целевой программы «Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2008-2010 годы» (далее - концепция) определяет цели, направления и приоритеты развития данной отрасли в соответствии с задачами, стоящими перед экономикой Астраханской области, по удовлетворению потребности рынка в продукции данного вида, обеспечению устойчивого роста объемов производства и поступательного развития производственной базы овощеперерабатывающих предприятий области.

1. Содержание проблемы

К началу 90-х годов прошлого столетия в Астраханской области был сформирован мощный промышленный комплекс по переработке различного плодоовощного сырья. Данная отрасль объединяла ряд крупных предприятий с общей численностью работающих около 4 тысяч человек. Итоги работы овощеперерабатывающих предприятий оказывали существенное влияние на экономику всей Астраханской области.

В 1990 - 2006 годах овощеперерабатывающая промышленность области развивалась неравномерно. После начала экономических преобразований в России из-за потери связей с традиционными покупателями, финансовых проблем, сложностей в обеспечении комплектующими и расходными материалами объемы производства стали падать и к 1996 году сократились по сравнению с 1990 годом в 17,5 раза. Позитивные тенденции в овощеперерабатывающей отрасли наметились в 1997 году, когда индекс физического объема производства составил 161 % по сравнению с 1996 годом. В 2001 году объемы выпущенной продукции увеличились по сравнению с 1996 годом в 3,7 раза, однако с 2002 по 2006 год при увеличении объемов производства растениеводческой продукции произошло снижение объемов переработанного сельскохозяйственного сырья на 68 %.

В настоящее время доля овощеперерабатывающей отрасли в общем объеме производства пищевой промышленности составляет 5,3%, а в общем объеме производства промышленной продукции области - 0,5%.

Овощеперерабатывающая промышленность области представлена 18 предприятиями, из них 5 являются крупными и средними. Все предприятия отрасли приватизированы. На них трудятся около 2000 человек, что составляет 5% от общей численности работающих в промышленности Астраханской области и 23% от числа занятых в пищевой отрасли. Средняя заработная плата составляет около 3,5 тыс. рублей.

Имеющиеся в настоящее время производственные мощности позволяют ежегодно перерабатывать более 50 тыс. тонн овощей. Вместе с тем имеющееся на овощеперерабатывающих предприятиях оборудование на 80-85 % предназначено для производства томатной пасты в крупногабаритной упаковке, не пользующейся в настоящее время спросом.

К основным проблемам, сдерживающим развитие овощеперерабатывающей отрасли области, относятся:

1. Низкий технологический уровень производства, высокая степень износа основных промышленно-производственных фондов. Большинство имеющегося на предприятиях оборудования для переработки овощей физически и морально устарело. Степень износа оборудования составляет в среднем по отрасли 70-75%.

2. Значительная нехватка оборотных средств у предприятий овощеперерабатывающей промышленности и отсутствие возможностей эффективного кредитования. В настоящее время овощеперерабатывающим предприятиям не хватает финансов даже для сохранения имеющихся объемов производства, поскольку оборачиваемость денежных средств в овощеперерабатывающей отрасли составляет от 2,5 до 9 месяцев. Кроме того, по сравнению с темпами роста стоимости энергоносителей, жести, других составляющих цены на плодоовощную консервированную продукцию растут в последнее время значительно медленнее, что также уменьшает объемы находящихся в распоряжении предприятий оборотных средств.

Существующий механизм выделения кредитов достаточно сложен и длителен. Кроме того, не дает возможности кредитования значительный износ основных фондов, влияющий на величину залогового обеспечения, а также наличие непогашенной кредиторской задолженности у предприятий отрасли. В связи с этим ежегодная потребность в кредитовании обеспечивается примерно на 20%.

3. Низкая загрузка производственных мощностей из-за недопоставки овощей на переработку, неритмичное обеспечение предприятий овощеперерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем, отсутствие нормальной загрузки предприятий овощеперерабатывающей промышленности в период между сезонами сбора овощей.

В то время как в области наблюдается стабильное увеличение объемов выращиваемых овощей, их доля, направляемая на переработку, в последние годы постоянно снижалась. Данная проблема обусловлена в основном зависимостью объемов поставляемого сельхозпроизводителями на переработку сырья от складывающейся ценовой конъюнктуры на овощную продукцию, поставляемую в другие субъекты Российской Федерации.

Анализ графиков поступления сельскохозяйственного сырья на овощеперерабатывающие предприятия за последние несколько лет показывает, что время начала переработки по отношению к срокам сбора урожая имеет тенденцию к сокращению, значит, снижается возможный объем переработанных овощей. Таким образом, за последние четыре года процент времени, отведенного предприятиям на переработку, значительно сократился. В результате только в 2006 году было потеряно почти шесть недель работы, что уменьшило возможное время интенсивной переработки овощей более чем на 40%.

Кроме того, если раньше после окончания сезона переработки овощей можно было в большом количестве выпускать рыбные консервы, то в последние годы из-за снижения объемов вылова рыбы в регионе предприятия в межсезонный период практически простаивают, ухудшая свое финансовое положение.

4. Недостаточный объем инвестиций в овощеперерабатывающую отрасль. За последние годы объемы вложенных в овощеперерабатывающую отрасль Астраханской области инвестиций незначительны. Из наиболее значимых проектов последнего времени можно назвать создание новых предприятий: ООО «Лиманский консервный завод» и ООО «Скиф-Т». Другие примеры объемного инвестирования в предприятия данной отрасли практически отсутствуют.

В то же время стоимость строительства новых овощеперерабатывающих заводов достаточно велика, что уменьшает число потенциальных инвесторов. Кроме того, возможные инвесторы обеспокоены отсутствием стабильных поставок сырья на переработку. В связи с этим возникает необходимость выделения дополнительных финансовых средств для создания собственного производства по выращиванию овощей с применением современных технологий. В этом случае дополнительно появляется необходимость решать вопросы выделения соответствующих земельных участков.

5. Наличие кадрового дефицита. Ежегодная потребность в привлечении дополнительной рабочей силы в сезон массовой переработки овощей составляет около 400 человек. До настоящего времени данный вопрос решался путем временного приема на работу уроженцев Астраханской области, Республики Марий Эл, Узбекистана и Таджикистана. И если привлечение российских граждан не сопряжено с какими-либо проблемами, то завоз иностранных граждан с недавнего времени обременен дополнительными сложностями.

6. Отсутствие чёткой планомерной работы по продвижению своей продукции как на внутрирегиональный рынок, так и на рынки Российской Федерации и СНГ.

Многие производители плодоовощных консервов сегодня еще только знакомятся с азами маркетинга и мало озабочены стимулированием сбыта своей продукции, полностью полагаясь на оптовиков.

Самое большее, что делается на данный момент, это регистрация торговых марок. Она делает товар узнаваемым, что позволяет позиционировать его на рынке, завоевать лояльность потребителя. Это сегодня известно всем без исключения - и производителям, и оптовикам. Но о том, что регистрация - всего лишь первый шаг в создании брэнда, многие забывают. А чаще всего у них не хватает средств для дальнейшей раскрутки торговой марки.

Тем не менее на рынке есть и производители, имеющие уже достаточный опыт продвижения торговых марок. Более того, в последнее время многие крупные оптовые компании занялись продвижением консервированной плодоовощной продукции под собственной торговой маркой или с использованием имиджа уже известного производителя.

Сейчас на рынке известны такие торговые марки, как «Пиканта», «Синьор помидор», «Верес» и т.д. Имиджевая реклама идет на телевидении, в известных деловых изданиях, владельцы марок выступают спонсорами телепередач, участвуют в выставках.

Поэтому необходимо постоянно осуществлять рекламную поддержку торговой марки, чтобы она была на слуху. При этом эффективной считается реклама только в популярных средствах массовой информации. Реклама в малоизвестных изданиях почти неэффективна.

Кроме вышеперечисленных, дальнейшему развитию предприятий овощеперерабатывающей промышленности мешает ряд других, общих для всей промышленности проблем:

- существенный рост тарифов на услуги предприятий - монополистов (электроэнергия, тепловая энергия, газ и др.);

- наличие значительного налогового пресса, поскольку реформа налоговой системы на практике оказалась гораздо менее действенной, чем была задекларирована;

- значительный размер арендной платы за землю.

2. Цели и задачи программы

Основными целями развития овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области являются:

- стабильное увеличение объемов производства в овощеперерабатывающей промышленности области;

- более полное и рациональное использование сельскохозяйственного потенциала области за счет роста объемов переработки плодоовощного сырья;

- оптимизация структуры и ассортимента выпускаемой продукции, вовлечение в переработку неиспользуемых в настоящее время видов сельскохозяйственной продукции.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:

- определение направлений производственной деятельности предприятий консервной отрасли, а также видов консервной продукции (ассортиментной политики предприятий);

- разработка мероприятий по стимулированию сбыта продукции консервных заводов области;

- проработка транспортной и складской логистики;

- создание новых современных овощеперерабатывающих предприятий с применением ресурсосберегающих технологий, современной инфраструктурой и наличием собственной базы по выращиванию технических сортов овощей с низкой себестоимостью;

- дальнейшее развитие и модернизация существующей производственно-технической базы для переработки сельскохозяйственного сырья; при этом модернизацию предприятий следует проводить только с учетом необходимости комплексного подхода к улучшению технических возможностей всех звеньев технологической цепочки и вспомогательных производств;

- стимулирование процессов реструктуризации и реформирования убыточных предприятий;

- привлечение инвестиций для модернизации действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации;

- обеспечение овощеперерабатывающих предприятий необходимым для нормальной работы количеством сырья;

- увеличение объемов выращиваемых овощей, в основном менее затратных технических сортов, для полного обеспечения потребностей перерабатывающих предприятий;

- организация выпуска широкого ассортимента продукции, нацеленной в первую очередь на конечного потребителя;

- ориентация на поставку готовой продукции в крупные промышленные центры России;

- развитие долговременных торгово-экономических связей с крупными торговыми компаниями и другими субъектами Российской Федерации;

- более активное участие в конкурсах на поставку продукции овощепереработки для государственных нужд;

- повышение доли добавочной стоимости, создаваемой в овощеперерабатывающей отрасли, за счет увеличения объемов производства продукции с глубокой переработкой сырья;

- обеспечение гибкости производства и способности промышленных предприятий к быстрому обновлению номенклатуры выпускаемой продукции;

- решение проблемы недостатка трудовых ресурсов, возникающей в сезон переработки плодоовощной продукции.

3. Основные мероприятия программы

Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области предполагается осуществить путем реализации следующих основных мероприятий:

1. Проведение маркетинговых исследований как российского, так и зарубежного рынка консервной продукции для определения стратегий развития овощеперерабатывающего комплекса Астраханской области на краткосрочный и долгосрочный периоды:

- разработка маркетинговых планов предприятий (краткосрочных и долгосрочных);

- определение направлений производственной деятельности (консервация, сушка, заморозка);

- разработка мероприятий по стимулированию сбыта продукции консервных заводов области;

- развитие розничного и оптового каналов продаж с торговыми сетями и отдельными магазинами как напрямую, так и через дистрибьюторов. Заключение долгосрочных контрактов на поставку продукции.

2.Активизация деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области по оказанию помощи (в том числе финансовой) консервным предприятиям в создании, регистрации и продвижении собственных торговых марок и т.д.

3. Активизация работы по привлечению инвесторов и долгосрочных кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов по:

- созданию новых производственных мощностей с использованием современных ресурсосберегающих технологий с высокой производительностью труда, способных к быстрому обновлению номенклатуры выпускаемой продукции;

- развитию производственно-технической базы предприятий для более глубокой переработки сельскохозяйственного сырья.

4. Создание овощеперерабатывающими предприятиями собственного производства по выращиванию сельскохозяйственных культур для их дальнейшей переработки.

5.Привлечение сельхозтоваропроизводителей к созданию овощеперерабатывающих предприятий и управлению ими через сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

6. Разработка форм государственной поддержки для создания на базе овощеперерабатывающих предприятий интегрированных структур по выращиванию овощей с применением специальных технических сортов, капельного орошения и механизированной уборки. Распространение существующих форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей на овощеперерабатывающие предприятия, имеющие собственное производство по выращиванию овощей.

7. Оказание содействия в обеспечении овощеперерабатывающих предприятий загрузкой в период между сезонами сбора овощей за счет рыбы-сырца и фруктов, концентратов, плодоовощных полуфабрикатов из Средней Азии, Ирана, других стран Прикаспийского региона для последующей переработки на астраханских предприятиях.

8. Развитие долговременных торгово-экономических связей с крупными торговыми компаниями и другими субъектами Российской Федерации для расширения рынков сбыта плодоовощной продукции астраханских производителей. Привлечение партнеров - крупных торговых компаний, способных авансировать производство консервированной плодоовощной продукции.

9. Реформирование и реструктуризация нерентабельных предприятий отрасли, проведение работы по привлечению более эффективных собственников.

10. Повышение качества управления предприятиями, распространение лучшего управленческого опыта.

11. Кадровое обеспечение овощеперерабатывающей отрасли.

12 . Создание производства по изготовлению современной упаковки для расфасовки готовой продукции овощепереработки.

13. Открытие сети фирменных магазинов и оптовых баз, расширение сбытовой сети в других субъектах Российской Федерации для продвижения плодоовощной консервированной продукции астраханских предприятий.

4. Источники финансирования программы

Источниками финансирования мероприятий программы являются средства федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.

(раздел в редакции постановления Правительства Астраханской области от 02.08.2007 № 326-П (НГР:RU30000200700586).

5. Ожидаемые результаты

Осуществление мероприятий программы позволит к 2010 году:

- увеличить объемы переработки овощной продукции до 40 000 тонн;

- увеличить с 17 до 25 количество предприятий, перерабатывающих плодоовощную продукцию;

- количественно и качественно улучшить структуру выпускаемой продукции, повысить эффективность и конкурентоспособность отрасли, обеспечив ей достойное место на рынке плодоовощной продукции;

- создать условия, обеспечивающие социальную стабильность в сельских районах области, для которых овощеперерабатывающая промышленность является одной из базовых отраслей экономики.

Показатели эффективности реализации программы

Наименование   показателя

Ед. измер.

2006

2007

2008

2009

2010

Объемы переработки   овощной продукции

тонн

12300

25000

30000

35000

40000

Количество   предприятий, перерабатывающих плодоовощную продукцию

единиц

17

19

21

23

25

Доля прибыльных   предприятий в общем объеме предприятий, перерабатывающих плодоовощную   продукцию

%

62

73

81

85

91

Количество   созданных рабочих мест

мест

53

88

101

110

125

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 33 от 26.07.2007
Рубрики правового классификатора: 090.060.000 Сельское хозяйство, 090.010.020 Управление в сфере промышленности (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать