Основная информация

Дата опубликования: 06 июля 2009г.
Номер документа: ru18000200900260
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Удмуртская Республика
Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2009 г. N 182

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2014 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства УР от 17.09.2012 № 402; от 18.02.2013 № 59)

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики", постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ" Правительство Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы" Министерство экономики Удмуртской Республики.

Председатель Правительства Удмуртской Республики Ю.С. Питкевич

Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республикиот 06 июля 2009 года № 182

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2014 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства УР от 17.09.2012 № 402; от 18.02.2013 № 59)

1. Паспорт  республиканской целевой программы "Развитие инновационной  деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы"

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 апреля 2009 года N 212-р "О разработке республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы"

Государственные заказчики (государственный заказчик-координатор) Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики

Разработчик проекта Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики;

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

другие заинтересованные министерства Удмуртской Республики, вузы, предприятия и организации, действующие на территории Удмуртской Республики (по согласованию).

Целевые индикаторы Программы

Объём отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учёта производства транспортных средств и оборудования;

количество инновационно-активных предприятий на территории Удмуртской Республики;

доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в общем объёме валового  регионального продукта

Задачи Программы

Повышение эффективности и дальнейшее развитие республиканской инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

интеграция инновационной системы Удмуртской Республики с элементами национальной инновационной системы, прежде всего с теми из них, которые в Удмуртской Республике недостаточно развиты или отсутствуют;

выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между научным и производственным сектором экономики Удмуртской Республики, повышение технологической восприимчивости субъектов экономики к результатам инновационной деятельности и повышение инновационной культуры населения;

формирование благоприятной среды для создания и коммерциализации инноваций путем повышения заинтересованности в участии в инновационной деятельности промышленных предприятий и научных учреждений посредством создания налоговых льгот и (или) других преференций;

формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

повышение привлекательности для частных инвестиций сферы генерации знаний и использования высоких технологий;

содействие обеспечению инновационного сектора Удмуртской Республики кадрами высокой квалификации;

содействие реализации экономически эффективных инновационных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) высоко значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;

организация участия субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;

создание и структуризация единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики, обеспечение ее постоянного обновления по результатам мониторинга инновационной среды.

Целевые индикаторы Программы

Объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учета производства транспортных средств и оборудования;

количество инновационно-активных предприятий на территории Удмуртской Республики.

Сроки и этапы реализации Программы

2010-2014 годы, в два этапа:

Первый этап - текущая поддержка инновационной деятельности в Удмуртской Республике и совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике (2010 год);

Второй этап - текущая поддержка инновационной деятельности в Удмуртской Республике и широкое использование механизмов стимулирования инновационной активности предприятий Удмуртской Республики, завершение мероприятий, направленных на совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике, и дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры (2011-2014 годы).

Перечень подпрограмм Программы

В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 66,1 миллиона рублей, в том числе по годам:

2010 год - 8,17 миллиона рублей;

2011 год - 10,77 миллиона рублей;

2012 год - 13,29 миллиона рублей;

2013 год - 16,76 миллиона рублей;

2014 год - 17,11 миллиона рублей.

Предполагается привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Программа устанавливает исключительно расходные обязательства Удмуртской Республики.

Предполагаемые объемы финансирования настоящей Программы носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на соответствующий год.

Ожидаемые конечные         
результаты реализации      
Программы и показатели     
социально-экономической    
эффективности: бюджетной,  
социальной и экономической 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

объём отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учёта производства транспортных средств и оборудования на территории Удмуртской  Республики в результате реализации Программы составит 53675,67 миллиона рублей, в том числе по годам реализации Программы:

2010 год - 8767,73 миллиона рублей,

2011 год - 10481,5 миллиона рублей,

  2012 год - 11138,0 миллионов рублей,

   2013 год - 11472,14 миллиона  рублей,

2014 год - 11816,3 миллиона рублей;

количество инновационно-активных предприятий на территории Удмуртской Республики по годам реализации Программы:

                     2010 год - 61 единица,

                    2011 год - 83 единицы,

                     2012 год - 86 единиц,     

                     2013 год - 89 единиц,

                     2014 год - 92 единицы;

доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в общем объёме валового регионального продукта по годам реализации Программы:

2011 год - 8,6 %,

2012 год - 8,9 %,

2013 год - 9,3 %,

2014 год - 9,7 %;

оптимизированные нормативно-правовые, организационные и экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики от реализации инновационных проектов организациями, получившими государственную поддержку на реализацию инновационных проектов

в результате реализации Программы, составят 53 миллиона рублей (при субсидировании части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов в запланированном объёме), в том числе по годам реализации Программы:

2011 год - 3,5 миллиона рублей,

2012 год - 8,5 миллиона рублей,

2013 год - 16 миллионов рублей,

2014 год - 25 миллионов рублей;

создание условий для финансирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике из бюджетов всех уровней, в том числе федерального бюджета, и внебюджетных источников (участие субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики со своими инновационными проектами в инвестиционных программах региональных, федеральных  и международных институтов развития инновационной деятельности, например, инвестиционного фонда Российской Федерации,

государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий»);

продвижение инновационных проектов Удмуртской Республики на национальном уровне (участие субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях, инновационных сессиях

и тому подобное);

повышение инновационной культуры на территории Удмуртской Республики. 

Показатели социально-экономической эффективности:

средняя численность работников инновационно-активных предприятий;

общее количество обучаемых в рамках проводимых мероприятий (семинар, конференция и т.д.) в сфере инновационной деятельности;

удельный вес отгруженной инновационной продукции собственного производства без учета производства транспортных средств и оборудования в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств;

количество инновационных проектов, получивших бюджетную поддержку.

(в ред. постановления Правительства УР от 18.02.2013 № 59)

Основные понятия и определения

Венчурное предпринимательство - совокупность предприятий и организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, создание и внедрение нововведений; вид предпринимательства, характерный для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и, в первую очередь, высокотехнологичных областях, где перспектива не гарантирована и имеется значительная доля риска;

Венчурное финансирование - прямое вложение денежных средств в уставный капитал предприятий, осуществляемое через специализированные финансовые институты (венчурные фонды) и направленное на финансирование разработок и внедрение их в производство, вывод на рынок новых изделий и технологий, организацию новых или развитие существующих предприятий, укрепление их производственного, маркетингового, сбытового и управленческого потенциалов, что приводит к повышению уровня капитализации инвестируемых предприятий;

Инновации - конечные результаты инновационной деятельности, реализованные в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

Инновации технологические - деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых и значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг;

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию накопленных или освоенных достижений (знаний, технологий, оборудования) в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, или в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;

Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур (инновационно-внедренческие предприятия, технопарки и т.д.), обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности;

Инновационная культура - состояние высокой восприимчивости обществом новых идей, готовности и способности к поддержке и реализации инновационной деятельности;

Инновационно-активное предприятие - предприятие, осуществляющее разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности;

Инновационный потенциал региона - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

Инновационный продукт - впервые представленный на рынке продукт (изделие, устройство, вещество и т.д.) или технология либо существенное улучшение существующего продукта или технологии, позволяющее повысить их качественные и (или) количественные характеристики;

Инновационный проект - совокупность документов, содержащих технико-экономическое обоснование, сведения об объемах и сроках финансирования, исполнителях разработки и (или) внедрения инновационного продукта, осуществляемых до этапа организации крупносерийного или массового производства инновационного продукта;

Национальная инновационная система - совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности; к структурным элементам национальной инновационной системы относятся государство, бизнес, учебные заведения;

Региональная (республиканская) инновационная система - элемент национальной инновационной системы, обеспечивающий переход к инновационному пути развития региона (республики) на основе выбранных приоритетов развития и создание условий для разработки, постановки на производство и выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции;

Республиканская инновационная политика - составная часть социально-экономической политики Удмуртской Республики, направленная на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста республики;

Субъект инновационной деятельности - участник деятельности, направленной на коммерциализацию накопленных или освоенных достижений (знаний, технологий, оборудования) путем создания качественно новых объектов;

Субъект инновационной инфраструктуры - организация, обслуживающая и обеспечивающая эффективное осуществление инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

Трансферт технологий - инструмент коммерциализации технологий, представляющий собой движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому, включающий в себя наряду с собственно передачей технологии также ее расширение, улучшение и развитие.

Принятые сокращения и обозначения

АНО "ИТЦ УР" - автономная некоммерческая организация "Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики";

вузы - высшие учебные заведения;

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

ЦКПНТО - центр коллективного пользования научно-техническим оборудованием.

2. Характеристика проблемы,  на решение которой направлена Программа, включая анализ причин  ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения  программно-целевыми методами

Характерной чертой современного государственного управления является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Место России в мировых инновационных процессах в настоящее время не соответствует имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Сложившаяся ситуация впоследствии с высокой степенью вероятности может привести к потере перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимому технологическому отставанию России.

Ситуация в инновационной сфере Удмуртской Республики во многом отвечает тенденциям, характерным и для России. Поэтому в целях активизации инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, в 2004 году была принята республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы".

За время ее реализации созданы следующие элементы республиканской инновационной инфраструктуры: автономная некоммерческая организация "Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики", государственное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский бизнес-инкубатор", автономная некоммерческая организация "Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики", 6 центров трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики. С 2005 по 2007 год из бюджета Удмуртской Республики на конкурсной основе предоставлялись льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов на 3 года под 7 % годовых. С 2007 года в целях стимулирования инновационной активности в Удмуртии проводятся ежегодные конкурсы: "Десять лучших инновационных идей студентов" и конкурс по поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За время реализации программы проведено 10 инновационных выставок-сессий с целью привлечения частных инвестиций для финансирования инновационных проектов, 19 обучающих семинаров по подготовке кадров для инновационной деятельности. За период с 2005 по 2008 год Удмуртская Республика была успешно представлена на 17 выставках-форумах, где приняли участие 42 предприятия республики с 79 инновационными проектами. В декабре 2008 года в Москве Удмуртская Республика участвовала в первом международном форуме по нанотехнологиям, на котором были представлены 6 проектов 10 организаций республики.

Состояние инновационной сферы в Удмуртской Республике характеризуется следующими показателями: по итогам 2008 года предприятиями республики реализовано инновационной продукции (работ, услуг) на сумму 6,6 млрд. руб., что на 33 % превышает показатель предыдущего года. За годы реализации программы сложилась устойчивая тенденция к росту объема отгруженной инновационной продукции увеличивающимися темпами. Количество инновационно-активных организаций по состоянию на 1 января 2008 года достигло 88 единиц. По итогам 2007 года удельный вес инновационной продукции, отгруженной предприятиями Удмуртии, в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств составил 4,6 %, по итогам 2008 года этот показатель достиг 5,4 %. Несмотря на положительную динамику, сохранение и улучшение сегодняшних тенденций развития инновационной деятельности в Удмуртской Республике требует дальнейшей реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности республиканской инновационной системы.

В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно-ориентированных организаций: элементы республиканской инновационной инфраструктуры, вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, научные и отраслевые институты, ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации, фонды, декларирующие в уставных документах инновационную деятельность. Ряд предприятий получил льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов, активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает и реализует инновационную продукцию (продукцию металлургического производства, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.)

Вместе с тем, многие инновационные структуры функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом, что отрицательно сказывается на эффективности использования инновационного, кадрового и технологического потенциала Удмуртской Республики.

Основная системная проблема на настоящий момент заключается в том, что темпы развития и структура инновационного сектора не в полной мере отвечают потребностям социально-экономического развития Удмуртии в переходе к инновационной экономике. Так, при существующей потребности повышения конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства и наличии существенного числа инновационных разработок слабо налажен процесс коммерциализации этих разработок и внедрения их в действующее производство. Причина кроется в недостаточной эффективности и несбалансированности инновационной системы Удмуртии, когда существующие инновационные разработки не могут быть реализованы в условиях промышленного производства или создаются без учета фактической потребности производственного сектора в инновациях. Эти проблемы усугубляются низкой восприимчивостью к инновациям значительной части предпринимательского сектора и общими проблемами в ведении предпринимательской деятельности в России: административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие. Кроме того, функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими проблемами этой сферы: отсутствием или неполнотой собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, нехваткой специалистов по инновационному менеджменту, неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования. Особую значимость эти проблемы приобретают в условиях сложившейся в мировой экономике кризисной ситуации и, как следствие, значительного сокращения возможности привлечения инновационно-активными предприятиями кредитных ресурсов и снижения платежеспособного спроса на наукоемкую инновационную продукцию.

В рамках Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009-2011 годы решение проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок предусмотрено программно-целевым методом.

Реализация программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности (решения проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок в производстве) предполагает продолжение деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики по повышению эффективности функционирования инновационной системы Удмуртской Республики посредством разработки и реализации мер, направленных на:

формирование и оптимизацию существующих нормативно-правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

поддержку (в том числе финансовую) и стимулирование инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

содействие в подготовке кадров для инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

совершенствование инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики;

содействие продвижению инновационных проектов Удмуртской Республики на российском и международном уровне;

информационное обеспечение инновационной деятельности в Удмуртской Республике.

Реализация программно-целевого метода позволит использовать позитивный опыт реализации республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы", осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования инновационной системы Удмуртской Республики, провести межотраслевую координацию процесса государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, а также осуществить параллельную реализацию двух типов интеграции: пространственной, при которой объединяются усилия субъектов инновационной деятельности различных отраслей экономики, территорий, форм собственности, и временной, необходимой для обеспечения последовательности и взаимосвязи этапов инновационного процесса.

При отказе от использования программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности стабильное поступательное инновационное развитие и активизация инновационной деятельности предприятий и организаций Удмуртии могут быть осуществлены только при условии увеличения притока частных инвестиций в сектор исследований и разработок. При этом с высокой вероятностью можно предположить наступление следующих негативных последствий:

отсутствие координации деятельности по поддержке и стимулированию инновационной деятельности, проводимых органами государственной власти, организаций науки и образования и предприятий промышленности;

неполное формирование инновационной инфраструктуры Удмуртии, не позволяющее обеспечить создание полного цикла поддержки коммерциализации проектов;

сохранение на прежнем уровне или сокращение объема частных инвестиций в инновационную среду в силу отсутствия стимулирующих мероприятий по привлечению частных инвестиций и повышению заинтересованности производственного сектора в коммерциализации инновационных разработок;

отсутствие условий для обеспечения инновационного сектора республики кадрами высокой квалификации и необходимой материально-технической базой;

снижение объема инвестиций из федерального бюджета и из средств федеральных институтов развития;

общее отставание в социально-экономическом развитии Удмуртской Республики по сравнению с субъектами Российской Федерации, осуществляющими централизованную государственную поддержку инновационной деятельности с использованием программно-целевого метода.

Реализация отдельных мероприятий, направленных на развитие в Удмуртской Республике инновационной деятельности без использования программно-целевого метода, не позволит осуществить системный структурированный подход к реализации государственной поддержки инновационного сектора и провести межотраслевую координацию процесса государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Эффект от реализации отдельных мероприятий будет намного ниже и не позволит достичь ожидаемого интегрального социально-экономического эффекта.

3. Социально-экономическая значимость проблемы  для населения Удмуртской Республики

Программа разработана в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной протоколом межведомственной комиссии по научно-инновационной политике при Министерстве образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 1, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1662-р от 17 ноября 2008 года и основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, в которых формирование эффективной национальной инновационной системы признано ключевым условием обеспечения глобальной конкурентоспособности России, а среди приоритетных направлений государственной поддержки развития базовых отраслей промышленности выделено стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и поддержка реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий.

Программа основывается на Законе Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики", Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы и на период до 2014 года, Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009-2011 годы.

Программа призвана решить проблему обеспечения в Удмуртской Республике инновационной деятельности (создания эффективной республиканской инновационной системы, обеспечивающей Удмуртскую Республику наукоемкими разработками).

Стратегическим направлением социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года является превращение Удмуртской Республики в поставщика высокотехнологичной продукции на мировой и российский рынки машиностроения, в том числе вооружений, электротехники, нефтегазового оборудования, автомобилестроения и других.

Для достижения этой цели в Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы и на период до 2014 года определены следующие приоритетные задачи:

создание правовых и организационных условий для привлечения в экономику республики кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний, способствующих обновлению основных фондов предприятий во всех отраслях экономики;

привлечение средств в реализацию эффективных инновационных проектов для обеспечения взаимодействия представителей науки и производственного сектора экономики;

содействие развитию экспортного потенциала предприятий, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости;

развитие инновационной деятельности и инновационного бизнеса;

содействие созданию комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе созданию и укреплению инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, офисов по трансферту технологий);

подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, способных обеспечить успешное продвижение инноваций в производство;

расширение использования механизмов снижения инновационных рисков и затрат при реализации наукоемких и высокотехнологичных проектов за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческого исполнения;

создание высоконаучного производственного потенциала и наукоемкой экономики;

переход на инновационный путь развития, включающий в себя: создание интегрированных структур, развитие "новых" отраслей на базе перечня критических технологий в Удмуртской Республике и др.;

создание правовых и организационных условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, полного использования научно-технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий.

Программа призвана обеспечить проведение государственными органами Удмуртской Республики последовательной и эффективной инновационной политики, ориентированной в конечном итоге на повышение доли инновационной продукции в общем объеме продукции, произведенной предприятиями Удмуртской Республики, и модернизацию производственного потенциала региона, что будет способствовать:

экономическому росту;

повышению конкурентоспособности различных отраслей экономики;

созданию новых рабочих мест;

повышению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

повышению качества жизни населения.

Ожидаемым результатом реализации Программы является совершенствование региональной инновационной инфраструктуры и повышение эффективности действующей в Удмуртской Республике инновационной системы (в том числе повышение степени взаимодействия всех ее элементов) и включающей в себя:

науку (систему научных исследований и разработок, в том числе интегрированную с высшим образованием);

высшее образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов, в том числе в области управления инновационным бизнесом;

промышленное производство (в том числе высокотехнологичное);

инвестиционные организации (в том числе специализирующиеся на венчурных инвестициях);

инновационную инфраструктуру.

Инновационная система, которая будет построена в Удмуртской Республике в результате реализации Программы, будет иметь высокую степень интеграции с элементами национальной инновационной системы, прежде всего с теми из них, которые в Удмуртской Республике недостаточно развиты или отсутствуют (в том числе с инвестиционными организациями), а также обладать потенциалом для осуществления механизма разработки инновационных продуктов и освоения их производства в организациях Удмуртской Республики, предполагающего реализацию следующего, примерного, алгоритма действий:

1. Определение участников, которые способны выполнить работы, необходимые для реализации инновационного проекта.

2. Проведение предварительных согласований с потенциальными участниками инновационного проекта с целью уточнения возможности их участия в инновационном проекте и/или условий, при которых они могут принять участие.

3. Разработка концепции инновационного проекта, включающей:

цели, которые должны быть достигнуты в результате реализации проекта, в том числе цели каждого участника проекта;

перечень основных участников работ по проекту с определением участника, координирующего деятельность по проекту, и указанием роли каждого участника;

описание принципиальной схемы взаимодействия участников проекта с указанием схем движения финансовых, информационных и материальных потоков между участниками в процессе реализации инновационного проекта и документов, которые будут регламентировать взаимодействия участников;

примерную программу мероприятий, которую необходимо осуществить для создания инновационного продукта (достижения целей инновационного проекта) с указанием по каждому мероприятию сроков реализации, ответственных, соисполнителей, ожидаемых результатов;

перечень источников финансирования работ по проекту (с указанием условий привлечения финансовых средств, сроков финансирования, предполагаемых источников финансирования тех или иных мероприятий (этапов) реализации инновационного проекта);

перечень нормативно-правовых актов и прочих документов (в том числе тех, на которые даны ссылки в тексте концепции), которые регламентируют процесс реализации инновационного проекта и (или) накладывают на него ограничения.

4. Подготовка многостороннего рамочного соглашения, устанавливающего основные функции, права и обязанности участников процесса создания инновационного продукта (при необходимости).

5. Подготовка пакета двух-, трехсторонних соглашений между участниками процесса создания инновационного продукта.

Процесс разработки и освоения производства инновационных продуктов может включать работы, направленные на изучение потребности рынка в инновационной продукции и (или) продвижение инновационной продукции. Начинаться процесс может по инициативе:

организации, ответственной за координацию деятельности участников инновационного проекта;

организации, заинтересованной в производстве инновационного продукта;

органов государственной власти;

авторов (разработчиков) инновационных продуктов (технологий);

других субъектов инновационной деятельности.

Ответственность за координацию деятельности участников инновационного проекта (осуществление механизма разработки инновационных продуктов и освоения их производства) может быть возложена на АНО "ИТЦ УР", как основной элемент инновационной инфраструктуры, или на любую другую организацию, обладающую необходимым потенциалом для выполнения подобных работ.

4. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации

Мероприятия Программы направлены на достижение следующей цели:

формирование эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей Удмуртскую Республику наукоемкими разработками (привлеченными, созданными в сотрудничестве с российскими и иностранными научно-исследовательскими организациями и собственными), направленными на технологическую модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

повышение привлекательности для частных инвестиций сферы генерации знаний и использования высоких технологий;

формирование благоприятной среды для создания и коммерциализации инноваций путем повышения заинтересованности в участии в инновационной деятельности промышленных предприятий и научных учреждений посредством создания налоговых льгот и (или) других преференций;

содействие обеспечению инновационного сектора Удмуртской Республики кадрами высокой квалификации;

повышение эффективности и дальнейшее развитие республиканской инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

интеграция инновационной системы Удмуртской Республики с элементами национальной инновационной системы, прежде всего с теми из них, которые в Удмуртской Республике недостаточно развиты или отсутствуют;

выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики;

содействие реализации экономически эффективных инновационных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) высоко значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;

организация участия субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;

создание и структуризация единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики, обеспечение ее постоянного обновления по результатам мониторинга инновационной среды;

повышение инновационной культуры населения.

Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2010-2014 годы.

В течение всего срока реализации Программы выполняется текущая поддержка инновационной деятельности в Удмуртской Республике:

проведение мероприятий, направленных на поддержку инновационной активности предприятий и организаций Удмуртской Республики (конкурсы среди инновационно-активных юридических и физических лиц, конкурсы среди студентов, информационная, патентно-правовая, консалтинговая поддержка);

содействие в подготовке кадров для инновационной деятельности (проведение семинаров, мастер-классов, подготовка учебных программ и т. п.);

организация просветительской и пропагандистской деятельности с целью повышения инновационной культуры населения и повышения заинтересованности производственного сектора и частных инвесторов в участии в инновационной деятельности;

содействие реализации отдельных инновационных проектов, имеющих особое значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики;

содействие продвижению инновационно-активных предприятий и их инновационных проектов на российском и международном уровне (в том числе организация участия субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях);

мониторинг функционирования в Удмуртской Республике инновационной системы и элементов инновационной инфраструктуры и осуществление мероприятий по повышению эффективности их работы.

В течение первого этапа реализации Программы (2010 год) выполняется текущая поддержка инновационной деятельности в Удмуртской Республике и осуществляются мероприятия, направленные на совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике, в том числе:

повышение эффективности работы существующей в Удмуртской Республике инновационной инфраструктуры;

интеграция инновационной системы Удмуртской Республики в национальную инновационную систему;

инвентаризация существующей научной базы, экспертиза существующих разработок, имеющих перспективы коммерциализации;

разработка методики формирования единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики (в том числе определение критериев включения инновационных проектов в единую базу, разработка единой формы паспорта инновационного проекта и т. д.);

актуализация единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики;

создание экспертной группы по анализу инновационных проектов, оценке подготовленности их к стадии коммерциализации, определению возможных путей снижения инвестиционных рисков и т. п.;

создание новых и оптимизация существующих нормативно-правовых, организационных и экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике (налоговых льгот, субсидий и прочих преференций для субъектов инновационной деятельности), определения степени инновационной активности предприятий и организаций и регламентации инновационной деятельности;

проведение подготовительных работ, направленных на создание республиканского центра коллективного пользования оборудованием (выбор организационных форм, изучение нормативных документов, опыта других регионов, определение источников финансирования, правил работы, принципов взаимодействия с другими субъектами инновационной инфраструктуры и т. п.).

В течение второго этапа реализации Программы (2011-2014 годы) выполняется текущая поддержка инновационной деятельности в Удмуртской Республике и широкое использование механизмов стимулирования инновационной активности предприятий Удмуртской Республики, происходит завершение мероприятий, направленных на совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике, и дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, в том числе:

организация, поддержка и координация деятельности экспертной группы по анализу инновационных проектов;

содействие участию субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики со своими инновационными проектами в инвестиционных программах региональных, федеральных и международных институтов развития инновационной деятельности (например, Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий");

создание республиканского центра коллективного пользования оборудованием;

формирование базы знаний о долгосрочных технологических перспективах развития отдельных отраслей экономики.

5. Целевые индикаторы (по годам реализации Программы)

Таблица 1

Целевые индикаторы и показателиэффективности, характеризующие результаты реализацииПрограммы


п/п

Наименование целевого индикатора      и показателя     эффективности

Единицы
измерения

Базовый 
показатель по Программе <1>

Прогноз

  2010  

   2011  

   2012  

   2013  

2014 

Целевые индикаторы

1

Объём отгруженных   
товаров собственного
производства        
(выполненных работ, услуг) инновационного
характера без учёта 
производства        
транспортных средств и оборудования      

миллионы
рублей 

4161,16

8767,73

10481,5

11138,0

11472,14

11816,3

2

Количество          
инновационно-активных
предприятий         
на территории       
Удмуртской Республики

единицы

      63

     61

     83  

     86

     89

     92  

3

Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в общем объёме валового  регионального продукта      

%

-

-

8,6

8,9

9,3

9,7

Показатели эффективности: социальной, экономической и бюджетной

1

Средняя численность 
работников          
инновационно-активных
предприятий         

  человек

   88298

  80830  

  79187

  81563  

  84010

86530

2

Общее количество    
обучаемых в рамках  
проводимых          
мероприятий (семинар,
конференция и т.д.) 
в сфере инновационной
деятельности        

  человек

   150  

   250  

   260  

   270  

   280  

   300  

3

Удельный вес        
отгруженной         
инновационной       
продукции           
собственного        
производства        
без учёта           
производства        
транспортных средств
и оборудования      
в объёме отгруженной
продукции           
обрабатывающих      
производств         

        %   

     2,0

   1,61

   1,72

   1,81

   1,90

2,02

4

Количество          
инновационных       
проектов, получивших
бюджетную поддержку 

единицы

      10  

     10  

     10  

     10  

     12  

     12  

5

Налоговые поступления
в бюджет Удмуртской 
Республики          
от реализации       
инновационных       
проектов            
организациями,      
получившими         
государственную     
поддержку           
на реализацию       
инновационных       
проектов <2>

миллионы
рублей

       -  

      -  

      3,5

     8,5

    16  

     25  

____________________

<1>  Показатель, достигнутый в 2009 году (оценка).

<2> При субсидировании части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов в запланированном объеме.

(в ред. постановления Правительства УР от 18.02.2013 № 59)

6. План мероприятий Программы

В целях реализации Программы необходимо осуществить комплекс организационно-практических мероприятий. План мероприятий Программы приведен в приложении 1 к настоящей Программе. Технико-экономическое обоснование мероприятий Программы содержится в приложении 2 к настоящей Программе.

7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Реализация Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Необходимые для реализации Программы финансовые ресурсы представлены в Плане мероприятий Программы.

Предполагаемые объемы финансирования настоящей Программы (таблица 2) носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на соответствующий год.

Таблица 2

Предполагаемые объёмы финансирования из бюджета Удмуртской Республики (миллионы рублей)

Расходы бюджета

Финансовые затраты на весь период реализации Программы

2010

2011

2012

2013

2014

Субсидирование части затрат

по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов

33,45

3

5

6,74

9,23

9,48

Бюджетные ассигнования на формирование призовых фондов по конкурсам

5,0

0,75

0,85

0,95

1,2

1,25

Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Программы

27,65

4,42

4,92

5,6

6,33

6,38

Итого

66,1

8,17

10,77

13,29

16,76

17,11

(в ред. постановлений Правительства УР от 17.09.2012 № 402; от 18.02.2013 № 59)

8. Механизм реализации Программы

Государственный заказчик Программы:

обеспечивает ее реализацию в соответствии с Планом мероприятий Программы;

заключает в соответствии с законодательством государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры, связанные с реализацией программы;

осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Программы.

Механизм реализации Программы основывается на действующем законодательстве и заключается в выполнении государственным заказчиком Программы цикла "планирование - реализация - мониторинг" показателей и ресурсов для реализации мероприятий Программы по каждому государственному контракту либо иному гражданско-правовому договору. В этой связи План мероприятий по реализации Программы уточняется государственным заказчиком на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные инновационные проекты для финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов либо иных гражданско-правовых договоров, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.

Исполнителями мероприятий Программы являются: Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и другие заинтересованные министерства, вузы, предприятия и организации, действующие на территории Удмуртской Республики, с которыми государственный заказчик заключает государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры (по согласованию). (в ред. постановления Правительства УР от 18.02.2013 № 59)

9. Организация управления Программой

Комплекс организационных мер по реализации Программы определяется государственным заказчиком Программы.

Государственный заказчик отчитывается о результатах реализации Программы в соответствии с законодательством.

Исполнители Программы в рамках своих функций и компетенции осуществляют оперативное управление Программой и отчитываются перед государственным заказчиком Программы о реализации осуществляемых ими мероприятий.

10. Контроль за реализацией Программы

Государственным заказчиком Программы является Министерство экономики Удмуртской Республики, которое выступает в качестве координатора инновационной деятельности в республике, организует и поддерживает деятельность инновационной инфраструктуры.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ". Оперативный контроль за реализацией Программы возлагается на государственного заказчика Программы.

11. Методика оценки эффективности Программы

Оценка эффективности результатов реализации Программы будет осуществляться в соответствии с:

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

Указом Президента Удмуртской Республики от 31 января 2008 года N 14 "Об утверждении показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Удмуртской Республики";

постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02 марта 2009 года N 40 "О проведении оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ".

Оценка эффективности результатов реализации Программы будет проводиться на основе ежегодного сопоставления плановых величин целевых индикаторов с достигнутыми величинами целевых индикаторов.

Источниками получения информации о достигнутых величинах целевых индикаторов является статистическая отчетность, а также отчетная информация от субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры.

В число целевых индикаторов показателей эффективности входят:

объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учета производства транспортных средств и оборудования;

количество инновационно-активных предприятий на территории Удмуртской Республики;

доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в общем объёмевалового регионального продукта;(абзац введен постановлением Правительства УР от 18.02.2013 № 59)

средняя численность работников инновационно-активных предприятий;

общее количество обучаемых в рамках проводимых мероприятий (семинар, конференция и т.д.) в сфере инновационной деятельности;

удельный вес отгруженной инновационной продукции собственного производства без учета производства транспортных средств и оборудования в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств;

количество инновационных проектов, получивших бюджетную поддержку;

налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики от реализации инновационных проектов организациями, получившими государственную поддержку на реализацию инновационных проектов.

12. Оценка социальной, экономической, бюджетной эффективностиреализации Программы

Разработка и реализация Программы позволит обеспечить ускорение темпов развития инновационной деятельности в Удмуртской Республике, сохранить в государственной поддержке инновационной деятельности в республике системный структурированный подход.

Оценка ожидаемых результатов реализации Программы основывается, в том числе, на положительном опыте выполнения мероприятий республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы". Промежуточные итоги за период с 2005 по 2008 годы позволяют делать вывод об эффективности реализации программных мероприятий: объем реализации инновационной продукции (по всем видам экономической деятельности) за каждый год указанного периода достиг запланированного уровня. Коэффициенты превышения плановых показателей за 2005-2008 годы составили соответственно 100 %, 100 %, 129,7 % и 172,3 %. Кроме того, за годы реализации данной программы сложилась устойчивая тенденция к росту объема отгруженной инновационной продукции ускоренными темпами: годовые значения данного показателя за 2005 год - 3 235 миллионов рублей, 2006 год - 3 534 миллиона рублей, 2007 год - 4 978 миллионов рублей, 2008 год - 6 638 миллионов рублей. Оценочный объем отгруженной инновационной продукции без учета производства транспортных средств и оборудования на 2009 год составит 1680,72 миллиона рублей. Количество инновационно-активных предприятий в Удмуртской Республике достигло: 55 единиц по состоянию на 01 января 2006 года (план - 34 единицы), 74 единицы по состоянию на 01 января 2007 года (план - 55 единиц), 88 единиц по состоянию на 01 января 2008 года (план - 63 единицы). Доступные на момент разработки Программы статистические данные свидетельствуют о том, что плановые значения показателя достигнуты.

Учитывая итоги реализации программы на 2005-2009 годы, особенности товарной структуры производимой в республике инновационной продукции (работ, услуг), а также основные потребности формируемой республиканской инновационной системы, от реализации Программы ожидаются следующие результаты:

объём отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учёта производства транспортных средств и оборудования на территории Удмуртской Республики в 2010 году - 8767,73миллиона рублей, в 2011 году - 10481,5 миллиона рублей, в 2012 году - 11138,0 миллионов рублей, в 2013 году - 11472,14миллиона рублей, в 2014 году - 11816,3миллиона рублей. Всего за пять лет - 53675,67миллиона рублей;(в ред. постановления Правительства УР от 18.02.2013 № 59)

количество инновационно-активных предприятий на территории Удмуртской Республики в 2010 году - 61 единица, в 2011 году - 83 единицы, в 2012 году - 86 единиц, в 2013 году - 89 единиц, в 2014 году - 92 единицы;(в ред. постановления Правительства УР от 18.02.2013 № 59)

доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в общем объёме валового регионального продукта  в 2011 году - 8,6 %, в 2012 году - 8,9 %, в 2013 году – 9,3 %, в 2014 году - 9,7 %;(абзац введен постановлением Правительства УР от 18.02.2013 № 59)

налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики от реализации инновационных проектов организациями, получившими государственную поддержку на реализацию инновационных проектов, в 2011 году - 3,5 миллиона рублей, в 2012 году - 8,5 миллиона рублей, в 2013 году - 16 миллионов рублей, в 2014 году - 25 миллионов рублей. Всего за пять лет - 53 миллиона рублей (при субсидировании части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов в запланированном объеме);

оптимизированные нормативно-правовые, организационные и экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

создание условий для финансирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике из бюджетов всех уровней, в том числе федерального бюджета, и внебюджетных источников (участие субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики со своими инновационными проектами в инвестиционных программах региональных, федеральных и международных институтов развития инновационной деятельности, например, Инвестиционного фонда Российской Федерации, государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий");

участие субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях, инновационных сессиях и других подобных мероприятиях (продвижение инновационных проектов Удмуртской Республики на региональном, общероссийском и международном уровнях);

повышение инновационной культуры на территории Удмуртской Республики.

Показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы, представлены в таблице 1.

13. Оценка рисков реализации Программы

Финансовый риск реализации Программы представляет собой:

сокращение финансирования мероприятий Программы по сравнению с объемами финансирования, запланированными в Плане мероприятий;

потери бюджетных средств из-за нецелевого использования.

Административный риск реализации Программы представляет собой невыполнение исполнителями мероприятий, запланированных в Плане мероприятий, в полном объеме.

Последствиями негативного развития событий (реализации рисков) могут быть:

изменение сроков и (или) стоимости реализации мероприятий Программы;

невыполнение целевых индикаторов.

Возможность негативного развития событий (реализация рисков) обуславливает возможность ежегодной корректировки программных мероприятий и целевых индикаторов Программы.

Способами минимизации административного риска являются:

выбор исполнителей мероприятий Программы на конкурсной основе;

обобщение и анализ опыта проведения подобных мероприятий другими регионами, реализующими инновационную политику, с целью определения способов заранее избежать возможные негативные события.

Способом минимизации риска потери бюджетных средств из-за нецелевого использования (финансового риска) является мониторинг целевого использования бюджетных средств.

(1) Показатель, достигнутый в 2009 году (оценка)

(2) При сибсидировании части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов в запланированном объеме.

Приложение 1к республиканской целевойпрограмме "Развитие инновационнойдеятельности в Удмуртской Республикена 2010-2014 годы"

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ  РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2014 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства УР от 17.09.2012 № 402; от 18.02.2013 № 59)

Наименование мероприятия

Направления расходов (капитальные вложения, НИОКР, прочие текущие расходы)

Источники финансирования

Объем финансирования (млн. рублей, в ценах текущих лет)

Исполнитель

Ожидаемые результаты (в т.ч. оценка бюджетной, социальной, экономической эффективности мероприятия, общий вклад мероприятия в достижение целевых индикаторов Программы)

всего

по годам реализации

2010

2011

2012

2013

2014

1. Формирование и оптимизация существующих нормативно-правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике

1.1. Анализ и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность

-

-

-

-

-

-

-

Министерство экономики УР

Оптимизированная нормативно-правовая и методическая базы осуществления инновационной деятельности на территории УР

2. Поддержка и стимулирование инновационной деятельности в Удмуртской Республике

2.1. Информационная, патентно-правовая, консультационная поддержка субъектов инновационной деятельности в Удмуртской Республике

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

4,5

0,8

0,85

0,9

0,95

1

Министерство экономики УР, субъекты инновационной инфраструктуры УР

Информационное, патентно-правовое сопровождение инновационной деятельности субъектов инновационной деятельности, консультации по вопросам реализации инновационных проектов.

2.2. Организация и проведение конкурса "10 лучших инновационных идей студентов Удмуртской Республики"

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

1,6

в т.ч.

0,21

в т.ч.

0,26

в т.ч.

0,32

в т.ч.

0,38

в т.ч.

0,43

в т.ч.

Министерство экономики УР, Министерство образования и науки УР, субъекты инновационной инфраструктуры УР

Стимулирование инновационной активности студентов УР

Финансирование мероприятий по организации, проведению конкурса и экспертизе заявок:

0,35

0,06

0,06

0,07

0,08

0,08

Формирование призового фонда:

1,25

0,15

0,2

0,25

0,3

0,35

2.3. Организация и проведение конкурса по поддержке научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ инновационно-активных физических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства

Прочие     текущие расходы

Бюджет  Удмуртской  Республики

4,14

в

т.ч.

0,66

в

т.ч.

0,71

в

т.ч.

0,77

в

т.ч.

  1

в

т.ч.

  1

в

т.ч.

Министерство экономики УР, Министерство образования и науки УР, субъекты инновационной инфраструктуры УР

Стимулирование инновационной активности физических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства УР

Финансирование мероприятий по организации, проведению конкурса и экспертизе заявок:

0,39

0,06

0,06

0,07

0,1

0,1

Формирование призового фонда:

3,75

0,6

0,65

0,7

0,9

0,9

2.4. Субсидирование части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

33,45

3

5

6,74

9,23

9,48

Министерство экономики УР, Министерство финансов УР

Коммерциализация инновационных проектов.  Увеличение объема выпуска инновационной продукции предприятиями УР. Рост количества инновационно-активных предприятий в УР, создание рабочих мест, повышение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

2.5. Освещение инновационной деятельности Удмуртской Республики в СМИ и сети Интернет (формирование инновационной культуры)

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

1,5

0,25

0,25

0,3

0,35

0,35

Министерство экономики УР, Министерство промышленности, энергетики и транспорта УР, Министерство образования и науки УР, иные министерства УР

Открытость государственной поддержки инновационной деятельности в УР. Повышение инновационной культуры и пропаганда инновационной деятельности в УР. Информационная поддержка инновационной политики правительства УР

3. Содействие в подготовке кадров для инновационной деятельности в Удмуртской Республике

3.1. Проведение научно-практических конференций, семинаров и круглых столов, посвящённых инновационной, в том числе патентной, деятельности

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

4,45

в

т.ч.

0,8

в

т.ч.

0,8

в

т.ч.

0,85

в

т.ч.

   1

в

т.ч.

1

в

т.ч.

Министерство экономики УР,

Министерство образования и науки УР, Министерство промышленности  и энергетики УР,  субъекты инновационной инфраструктуры УР

Стимулирование реализации

инновационных проектов.  Повышение инвестиционной

привлекательности УР. Обеспечение субъектов

инновационной

деятельности УР квалифицированными кадрами. Повышение правовой защищенности субъектов инновационной деятельности. Изучение опыта организации инновационной деятельности

Финансирование информационно-обучающих мероприятий по патентной деятельности:

1,45

0,2

0,2

0,25

0,4

0,4

3.2. Подготовка кадров и повышение        
квалификации специалистов в области  
инновационной деятельности         

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

2,45

0,3

0,35

0,6

0,6

0,6

Министерство экономики УР, Министерство образования и науки УР

Обеспечение субъектов инновационной деятельности УР квалифицированными кадрами

4. Совершенствование инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики

4.1. Информационное обеспечение и консультационная поддержка субъектов инновационной инфраструктуры в Удмуртской Республике

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

1,25

0,2

0,2

0,25

0,3

0,3

Министерство экономики УР, иные министерства УР

Информационное сопровождение инновационной деятельности субъектов инновационной инфраструктуры УР, повышение ее эффективности и компетентности ее сотрудников

4.2. Создание и развитие центра коллективного пользования научно-техническим оборудованием

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

1,2

-

0,3

0,3

0,3

0,3

Министерство экономики УР, Министерство имущественных отношений УР, иные министерства УР, субъекты инновационной инфраструктуры УР

Документация, необходимая для создания и функционирования ЦКПНТО. Консолидация и совершенствование материально-технической базы инновационного развития УР

5. Содействие продвижению инновационных проектов Удмуртской Республики на российском и международном уровне

5.1. Организация, проведение выставок, конференций, инновационных сессий, ярмарок и иных мероприятий. Поддержка участия субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в выставках, ярмарках, конференциях и иных мероприятиях

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

7,0

1,15

1,2

1,35

1,65

1,65

Министерство   экономики УР, Министерство промышленности и  энергетики  УР, Министерство образования и науки УР, субъекты инновационной инфраструктуры УР

Презентация инновационного потенциала УР с целью привлечения  дополнительных средств для финансирования инновационной деятельности на территории УР. Изучение опыта государственной поддержки инновационной деятельности с другими субъектами Российской Федерации. Поддержание инновационного имиджа УР. Продвижение инновационных проектов УР и содействие их коммерциализации

5.2. Подготовка материалов, посвящённых инновационной деятельности и инновационным проектам Удмуртской Республики, в том числе информационного характера                 

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

1,06

0,15

0,2

0,21

0,25

0,25

Министерство экономики УР, иные  министерства УР,  субъекты инновационной инфраструктуры УР

Каталоги инновационных проектов УР и иная информационная продукция, посвященная инновационной деятельности в УР, для презентации инновационного потенциала УР и представления инвесторам

5.3. Организация и обеспечение функционирования постоянно действующей интернет-выставки инновационных проектов и наукоемких продуктов предприятий Удмуртской Республики

-

-

-

-

-

-

-

Министерство экономики УР

Презентация инновационного потенциала УР и привлечение инвестиций для финансирования инновационной деятельности

Финансирование данного мероприятия осуществляется из средств, направленных на реализацию пункта 2.5

6. Информационное обеспечение инновационной деятельности в Удмуртской Республике

6.1. Формирование, актуализация и использование базы данных региональных, федеральных и зарубежных научных учреждений

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

1,2

0,2

0,25

0,25

0,25

0,25

Субъекты инновационной инфраструктуры УР

Информация о научных учреждениях, проводящих НИОКР: их специализации, потенциала, условий работы, возможности участия в отдельных инновационных проектов#

6.2. Формирование и актуализация единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

1,05

0,25

0,2

0,2

0,2

0,2

Министерство экономики УР, иные министерства УР, субъекты инновационной инфраструктуры УР

Разработка и утверждение методики формирования единой базы инновационных проектов УР. Мониторинг технологических инновационных ресурсов, поиск инновационных проектов. Регулярное пополнение портфеля инновационных проектов для конкурсного отбора и предоставления инвесторам.

6.3. Экспертное обеспечение инновационной деятельности в Удмуртской Республике

Прочие текущие расходы

Бюджет Удмуртской Республики

1,25

0,2

0,2

0,25

0,3

0,3

Министерство экономики УР, иные министерства УР

Создание экспертных панелей. Экспертные заключения в т.ч. по инновационным проектам Формирование кратко- и среднесрочных прогнозов научно-технологического и инновационного развития отраслей экономики. Заключение об эффективности Программы, достигнутых результатов, предложения по мероприятиям государственной поддержки инновационной деятельности в УР на 2015-2019 годы

Итого:

Бюджет Удмуртской Республики

66,1

8,17

10,77

13,29

16,76

17,11

Федеральный бюджет

Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации 6

Приложение 2к республиканской целевойпрограмме "Развитие инновационнойдеятельности в Удмуртской Республикена 2010 - 2014 годы"

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2014 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства УР от 17.09.2012 № 402; от 18.02.2013 № 59)

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Объем финансирования (млн. рублей, в ценах текущих лет)

Экономическое обоснование затрат

всего

по годам реализации

2010

2011

2012

2013

2014

1. Формирование и оптимизация существующих нормативно-правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике

1.1. Анализ и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность

2010-2014 годы

-

-

-

-

-

-

В рамках текущего бюджетного финансирования

2. Поддержка и стимулирование инновационной деятельности в Удмуртской Республике

2.1. Информационная, патентно-правовая, консультационная поддержка субъектов инновационной деятельности в Удмуртской Республике

2010-2014 годы

4,5

0,8

0,85

0,9

0,95

1

Ежегодное финансирование расходов по оплате услуг организаций, оказывающих патентно-правовую и консультационную помощь субъектам инновационной деятельности

2.2. Организация и проведение конкурса "10 лучших инновационных идей студентов Удмуртской Республики"

2010-2014 годы

1,6

в т.ч.

0,21

в т.ч.

0,26

в т.ч.

0,32

в т.ч.

0,38

в т.ч.

0,43

в т.ч.

Ежегодное финансирование мероприятий по организации конкурса (информирование о конкурсе, экспертиза инновационных идей, оплата наградных материалов), формирование призового фонда

Финансирование мероприятий по организации, проведению конкурса и экспертизе заявок:

0,35

0,06

0,06

0,07

0,08

0,08

Формирование призового фонда:

1,25

0,15

0,2

0,25

0,3

0,35

2.3. Организация и проведение конкурса по поддержке научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ инновационно-активных физических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства

2010 – 2014 годы

4,14

в

т.ч.

0,66

в

т.ч.

0,71

в

т.ч.

0,77

в

т.ч.

1

в

т.ч.

1

в

т.ч.

Ежегодное финансирование мероприятий по организации конкурса (информирование о конкурсе, экспертиза проектов, оплата наградных материалов), выплата денежных средств победителям конкурса на оказание поддержки проведения НИОКР

Финансирование мероприятий по организации, проведению конкурса и экспертизе заявок:

0,39

0,06

0,06

0,07

0,1

0,1

Формирование призового фонда:

3,75

0,6

0,65

0,7

0,9

0,9

2.4. Субсидирование части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов

2010 – 2014 годы

33,45

  3

5

6,74

9,23

9,48

Ежегодное финансирование мероприятий по возмещению части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов

2.5. Освещение инновационной деятельности Удмуртской Республики в СМИ и сети Интернет (формирование инновационной культуры)

2010-2014 годы

1,5

0,25

0,25

0,3

0,35

0,35

Ежегодное финансирование мероприятий, связанных с созданием и размещением в СМИ и сети Интернет информационных материалов, а также сопровождение сайтов, посвященных инновационной деятельности УР

3. Содействие в подготовке кадров для инновационной деятельности в Удмуртской Республике

3.1. Проведение научно-практических конференций, семинаров и круглых столов, посвящённых инновационной, в том числе патентной, деятельности

2010 – 2014 годы

4,45

в

т.ч.

0,8

в

т.ч.

0,8

в

т.ч.

0,85

в

т.ч.

1

в

т.ч.

1

в

т.ч.

Ежегодное финансирование мероприятий по организации и проведению научно-практических конференций, семинаров и круглых столов, в том числе оплата услуг лекторов, аренда залов, оплата разработки и изготовления или приобретения демонстрационных, раздаточных методических материалов и специализированной литературы

Финансирование информационно-обучающих мероприятий по патентной деятельности:

1,45

0,2

0,2

0,25

0,4

0,4

3.2. Подготовка кадров и повышение        
квалификации специалистов в области  
инновационной деятельности    

2010 – 2014 годы

2,45

0,3

0,35

0,6

0,6

0,6

Ежегодное финансирование мероприятий по организации и проведению обучающих курсов, а также стажировок для специалистов субъектов инновационной деятельности УР, в том числе оплата услуг лекторов и преподавателей, аренда залов, приобретение специализированной литературы, оплата командировочных и транспортных расходов

4. Совершенствование инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики

4.1. Информационное обеспечение и консультационная поддержка субъектов инновационной инфраструктуры в Удмуртской Республике

2010-2014 годы

1,25

0,2

0,2

0,25

0,3

0,3

Ежегодное финансирование расходов по оплате услуг организаций, оказывающих патентно-правовую и консультационную помощь субъектам инновационной инфраструктуры УР

4.2. Создание и развитие центра коллективного пользования научно-техническим оборудованием

2011-2014 годы

1,2

-

0,3

0,3

0,3

0,3

Финансирование мероприятий по обеспечению работоспособности оборудования, в том числе планово-предупредительный ремонт, работы по поверке и сопровождению оборудования

5. Содействие продвижению инновационных проектов Удмуртской Республики на российском и международном уровне

5.1. Организация, проведение выставок,    
конференций, инновационных сессий, ярмарок и иных мероприятий. Поддержка участия субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в выставках, ярмарках, конференциях и иных мероприятиях

2010 – 2014 годы

7,0

1,15

1,2

1,35

1,65

1,65

Ежегодное финансирование расходов по организации выставок и иных мероприятий, в том числе аренды выставочных площадей и оборудования, оплаты услуг специалистов по организации и проведению выставочно- ярмарочных мероприятий, изготовлению рекламно-информационных печатных материалов

5.2. Подготовка материалов, посвящённых   
инновационной деятельности и инновационным проектам Удмуртской  
Республики, в том числе рекламно-              
информационного характера

2010 – 2014 годы

1,06

0,15

0,2

0,21

0,25

0,25

Ежегодное финансирование мероприятий по подготовке и изданию материалов, посвящённых инновационной деятельности и инновационным проектам УР, в том числе рекламно- информационного характера

5.3. Организация и обеспечение функционирования постоянно действующей интернет-выставки инновационных проектов и наукоемких продуктов предприятий Удмуртской Республики

2010-2014 годы

-

-

-

-

-

-

Оплата услуг специалистов по созданию интернет-выставки (сайта), обеспечению ее функционирования и продвижению и финансирование расходов по сопровождению выставки осуществляется из средств, направленных на реализацию пункта 2.5

6. Информационное обеспечение инновационной деятельности в Удмуртской Республике

6.1. Формирование, актуализация и использование базы данных региональных, федеральных и зарубежных научных учреждений

2010-2014 годы

1,2

0,2

0,25

0,25

0,25

0,25

Ежегодная оплата услуг специалистов по созданию, актуализации и использованию базы данных региональных, федеральных и зарубежных научных учреждений; приобретение справочных материалов, каталогов, баз данных, оплата услуг связи

6.2. Формирование и актуализация единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики

2010-2014 годы

1,05

0,25

0,2

0,2

0,2

0,2

Ежегодная оплата услуг специалистов по разработке методики формирования единой базы инновационных проектов УР, мониторингу технологических инновационных ресурсов и регулярному пополнению портфеля инновационных проектов для конкурсного отбора и предоставления инвесторам; а также оплата услуг связи

6.3. Экспертное обеспечение инновационной деятельности в Удмуртской Республике

2010-2014 годы

1,25

0,2

0,2

0,25

0,3

0,3

Ежегодная оплата услуг специалистов по созданию панелей экспертов и оплата услуг экспертов

Итого:

Бюджет Удмуртской Республики

66,1

8,17

10,77

13,29

16,76

17,11

Федеральный бюджет

Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации

*(1) Показатель, достигнутый в 2009 году (оценка)

*(2) При субсидировании части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инновационных проектов в запланированном объеме.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 130.020.000 Наука (см. также 150.080.000, 200.160.040), 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать