Основная информация
| Дата опубликования: | 07 апреля 2011г. |
| Номер документа: | RU22000201100271 |
| Текущая редакция: | 2 |
| Статус нормативности: | Нормативный |
| Субъект РФ: | Алтайский край |
| Принявший орган: | Администрация Алтайского края |
| Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
| Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 800 350-84-13 доб. 106
Текущая редакция документа
Утратило силу – постановление Правительства Алтайского края от 06.07.2018 № 250
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 апреля 2011 года № 166
Об утверждении концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года
{Изменения постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
{Новая редакция с изменениями от 9 июня 2015 года}
Во исполнение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» и с целью организации на территории Алтайского края системной работы по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов производства и потребления, а также их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н. {изложено в редакции постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
Губернатор Алтайского края А.Б.Карлин
Утверждена
постановлением
Администрации края
от 7 апреля 2011 г. № 166
КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА
1. Общие положения
Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года (далее – «Концепция») является основой для последующей разработки государственной программы Алтайского края обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края и определяет направления развития системы утилизации твердых бытовых и промышленных (в том числе агропромышленных) отходов. Концепция основывается на требованиях международного законодательства, законодательства Российской Федерации и Алтайского края и нацелена на реализацию государственной политики в области обращения с отходами. {в редакции постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
2. Характеристика существующей системы обращения
с отходами в Алтайском крае
Проблема обращения с отходами производства и потребления занимает важное место в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Ситуация в сфере обращения с отходами как во всей России, так и в Алтайском крае продолжает оставаться неудовлетворительной.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, в 2009 году на территории региона образовалось 2180,509 тыс. тонн отходов (рост к уровню 2005 года в 1,8 раза), из которых фактически использовано 552,7 тыс. тонн (25,3%), обезврежено 17,7 тыс. тонн (0,8%). Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (758,2 тыс. тонн), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (627,6 тыс. тонн).
Действующая система учета отходов неэффективна. Так, расчетное количество только твердых бытовых отходов (далее – «ТБО») составляет 3,2 млн. куб. м/год. Однако, по данным управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в 2009 году в крае было вывезено 5255,1 тыс. куб. м ТБО, захоронено 33913,8 тыс. тонн ТБО. Ежегодно образование ТБО в крае увеличивается в среднем на 7%.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, связанные со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в городах и селах края централизованно вывозится лишь от 30 до 40% отходов. Вывоз ТБО из микрорайонов индивидуальной застройки преимущественно осуществляется домохозяйствами самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как урбанизированных территорий, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности (всего в крае имеется 190 мусоровозов, из которых лишь 35 работают в сельской местности).
Сбором и вывозом ТБО на территории региона занимаются 182 организации, их утилизацией - 28 организаций. В 18 муниципальных районах имеются организации, осуществляющие утилизацию и захоронение отходов. Работа мусоросортировочного комплекса организована только в городе Барнауле, в 5 городских округах и 25 муниципальных районах организован сбор вторичных материальных ресурсов. В результате этой деятельности в 2009 году извлечено 145 тонн черных и цветных металлов, 431 тонна полимерных материалов, 711 тонн бумаги, 179 тонн стекла.
Большой объем и высокий темп накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что основным методом утилизации отходов является их захоронение на свалках. Всего на территории края имеется более 1500 мест размещения ТБО, 98% из которых не отвечают требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038.01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов»: на полигонах и свалках отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, нет спецтехники для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов, нет контроля селективного сбора и приема отходов на полигоны ТБО, отсутствует контроль изменения состава грунтовых вод в районе полигонов, недостаточно контролируется обустройство их территории.
Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не решает проблему. Усугубляют ситуацию подлежащие захоронению неопасные отходы и отходы 4-го класса опасности, что для Алтайского края составляет около 33% всех отходов. Лишь часть отходов (4,4%) передается для обезвреживания другим предприятиям. Более 3,7% отходов (или 404,8 тыс. тонн в год), представляющих собой токсичные отходы 1 - 3 классов опасности, утилизируются небезопасными методами: размещаются на несанкционированных свалках, разбавляются сточными водами и сбрасываются в водоемы либо сжигаются с выбросом высокотоксичных веществ.
Еще одной значимой проблемой для Алтайского края является остановка опасных химических производств и прекращение деятельности предприятий по выпуску боевых взрывчатых веществ. Данные объекты на этапе приватизации были сохранены в государственной собственности, но при этом фактически оказались бесхозными: не были осуществлены мероприятия по консервации цехов, оборудования и по очистке территории от накопленных токсичных отходов, а также по их охране. Существование таких объектов становится опасным для населения и окружающей среды. Особенно остро данная проблема проявилась на предприятии ОАО «Полиэкс» (правопреемник Бийского химического комбината).
По-прежнему актуальным для региона остается системное решение проблем утилизации агропромышленных отходов. В последние годы ситуация усугубляется интенсивным строительством крупных животноводческих комплексов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», что, в свою очередь, увеличивает объем сельскохозяйственных отходов. Остро стоит вопрос о ликвидации непригодных и запрещенных к применению пестицидов. В течение последних 5 лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения ядохимикатов, территория края практически полностью очищена от токсичных отходов данного вида I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. Так как в России отсутствуют технологии переработки и обезвреживания таких отходов, решением данной проблемы в настоящее время является размещение их на специализированных полигонах в городах Томске и Омске.
Постановлением Администрации края от 06.08.2010 N 350 утвержден порядок ведения регионального кадастра отходов, который позволит систематизировать информацию об объектах размещения отходов на территории Алтайского края, в том числе сведения об их расположении, о фактическом количестве отходов на объектах хранения, и более рационально организовать деятельность по переработке отходов. Формирование и регулярное обновление регионального кадастра отходов даст возможность повысить эффективность управленческих, хозяйственных и иных решений, принимаемых при формировании системы безопасного обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края.
В 2010 году в качестве образца была разработана схема раздельного накопления и утилизации отходов в г. Новоалтайске. Получены данные о фактических и планируемых объемах образования отходов на территории города, предложена система обращения с ними, включающая в себя в качестве основного мероприятия осуществление раздельного сбора отходов от источников их образования.
В крае имеются успешные примеры реализации инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. Так, в с. Топчиха Топчихинского района ООО «Дело-А» осуществлен проект «Производство термопласткомпозитных строительных материалов (полимерпесчаная черепица «Росалана», полимер-песчаная тротуарная плита, блоки несъемной опалубки, химически стойкая доска) на основе переработки бытовых полимерных отходов». Качество продукции, выпускаемой ООО «Дело-А», подтверждено многочисленными наградами и дипломами международных выставок, в том числе продукция предприятия признана лучшим алтайским товаром в 2004 - 2006 годах, ООО «Дело-А» стало дипломантом федеральной программы «100 лучших товаров России» в 2007 году.
В с. Ларичиха Тальменского района ООО «Алтай-Форест» реализован проект «Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП». Проект был поддержан за счет средств краевого бюджета посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и субсидирования налога на имущество.
В то же время предпринимаемые органами государственной власти Алтайского края и муниципальными образованиями меры не решают проблему кардинальным образом, в том числе по причине недостаточного объема инвестиций, направляемых на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций, предприятий по переработке отходов. Усложняет ситуацию межотраслевой и межмуниципальный характер решаемой задачи.
Анализ деятельности в области обращения с отходами позволил выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
отсутствие стратегии развития системы обращения с отходами на территории Алтайского края;
неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов;
недостаточная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов;
ограниченное участие органов исполнительной власти Алтайского края в мероприятиях по утилизации отходов;
недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;
отсутствие заинтересованности населения в решении вопросов обращения с отходами.
Для решения поставленных задач требуется консолидация усилий всех заинтересованных структур и привлечение средств инвесторов, а также муниципальных, регионального и федерального бюджетов.
3. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения путем решения следующих задач:
совершенствование организационной структуры в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края;
формирование единой информационной системы, обеспечивающей достоверность данных о системе обращения с отходами;
привлечение частных инвестиций в сферу обращения с отходами;
вторичное использование полезных компонентов, содержащихся в отходах (развитие индустрии вторичной переработки);
минимизация количества мест захоронения отходов, ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов;
строительство межмуниципальных мусоросортировочных комплексов и предприятий по комплексной переработке ТБО и вторичного сырья;
строительство и реконструкция полигонов для захоронения неутилизируемой части ТБО в соответствии с действующими санитарными и экологическими требованиями;
разработка и реализация проектов по утилизации токсичных промышленных отходов, а также отходов сельскохозяйственного производства.
4. Основные этапы реализации Концепции
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Концепции с 2011 по 2020 годы в два этапа: первый этап - 2011 - 2013 годы; второй этап - 2014 - 2020 годы.
На первом этапе предполагается:
подготовить соответствующие нормативные и организационно-методические документы;
{абзац утратил силу на основании постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
завершить формирование регионального кадастра отходов, организовать систему обмена ведомственной информацией в сфере обращения с отходами;
уточнить объем средств, в том числе средств местных бюджетов и внебюджетных источников, необходимых для реализации Концепции.
На данном этапе также планируется реализация первоочередных мероприятий по строительству объектов, на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.
Второй этап предполагает полномасштабное проведение работ по строительству объектов и реализации проектов по переработке отходов производства и потребления.
5. Основные направления Концепции
Для решения задач Концепции и достижения поставленной цели необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий по следующим направлениям:
Направление 1. Нормативно-методическое обеспечение функционирования системы обращения с отходами на территории Алтайского края, в том числе:
{абзац утратил силу на основании постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
разработка межмуниципальной схемы очистки территории Алтайского края от отходов производства и потребления;
разработка правил обращения с типовыми группами отходов;
разработка механизмов стимулирования развития предпринимательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также привлечения в данную сферу инвестиций.
Направление 2. Формирование единой информационной системы в сфере обращения с отходами, в том числе:
формирование и ведение регионального кадастра отходов на территории Алтайского края;
обеспечение совместимости ведомственных баз данных;
внедрение системы обмена информацией в сфере обращения с отходами и др.
Направление 3. Развитие инфраструктуры в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе:
развитие сети приемных пунктов и расширение ассортимента материалов, принимаемых для переработки;
оборудование в населенных пунктах контейнерных площадок для сбора и временного накопления отходов потребления;
приобретение контейнерно-бункерного хозяйства и специализированной техники для вывоза и переработки отходов, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах размещения отходов;
разработка проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих комплексов, предприятий по переработке токсичных, промышленных и сельскохозяйственных отходов и др.
Направление 4. Возмещение прошлого экологического ущерба, в том числе:
оценка накопленного экологического ущерба, определение методов его возмещения;
разработка проектно-сметной документации на выполнение работ по рекультивации мест захоронения отходов, в том числе объектов складирования (захоронения) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, токсичных отходов бывших химических производств;
ликвидация несанкционированных мест размещения отходов;
рекультивация мест захоронения отходов и нарушенных в результате неправильного обращения с отходами земель и др.
Направление 5. Вовлечение населения в процесс формирования на территории Алтайского края современной системы обращения с отходами, в том числе:
развитие систем экологического образования, просвещения и информирования населения;
организация обучения специалистов в области обращения с отходами и др.
6. Ресурсное обеспечение реализации Концепции
{раздел утратил силу на основании постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
7. Координатор, ответственные исполнители
и механизм реализации Концепции
Координатором реализации Концепции является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края. {изложено в редакции постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
Реализация концепции осуществляется путем участия в соответствующих государственных программах Российской Федерации и разработки государственных и ведомственных целевых программ Алтайского края, муниципальных программ, планов работы органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления. {изложено в редакции постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
Ответственными исполнителями мероприятий Концепции являются органы исполнительной власти Алтайского края и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Утратило силу – постановление Правительства Алтайского края от 06.07.2018 № 250
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 апреля 2011 года № 166
Об утверждении концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года
{Изменения постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
{Новая редакция с изменениями от 9 июня 2015 года}
Во исполнение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» и с целью организации на территории Алтайского края системной работы по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов производства и потребления, а также их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н. {изложено в редакции постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
Губернатор Алтайского края А.Б.Карлин
Утверждена
постановлением
Администрации края
от 7 апреля 2011 г. № 166
КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА
1. Общие положения
Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года (далее – «Концепция») является основой для последующей разработки государственной программы Алтайского края обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края и определяет направления развития системы утилизации твердых бытовых и промышленных (в том числе агропромышленных) отходов. Концепция основывается на требованиях международного законодательства, законодательства Российской Федерации и Алтайского края и нацелена на реализацию государственной политики в области обращения с отходами. {в редакции постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
2. Характеристика существующей системы обращения
с отходами в Алтайском крае
Проблема обращения с отходами производства и потребления занимает важное место в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Ситуация в сфере обращения с отходами как во всей России, так и в Алтайском крае продолжает оставаться неудовлетворительной.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, в 2009 году на территории региона образовалось 2180,509 тыс. тонн отходов (рост к уровню 2005 года в 1,8 раза), из которых фактически использовано 552,7 тыс. тонн (25,3%), обезврежено 17,7 тыс. тонн (0,8%). Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (758,2 тыс. тонн), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (627,6 тыс. тонн).
Действующая система учета отходов неэффективна. Так, расчетное количество только твердых бытовых отходов (далее – «ТБО») составляет 3,2 млн. куб. м/год. Однако, по данным управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в 2009 году в крае было вывезено 5255,1 тыс. куб. м ТБО, захоронено 33913,8 тыс. тонн ТБО. Ежегодно образование ТБО в крае увеличивается в среднем на 7%.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, связанные со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в городах и селах края централизованно вывозится лишь от 30 до 40% отходов. Вывоз ТБО из микрорайонов индивидуальной застройки преимущественно осуществляется домохозяйствами самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как урбанизированных территорий, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности (всего в крае имеется 190 мусоровозов, из которых лишь 35 работают в сельской местности).
Сбором и вывозом ТБО на территории региона занимаются 182 организации, их утилизацией - 28 организаций. В 18 муниципальных районах имеются организации, осуществляющие утилизацию и захоронение отходов. Работа мусоросортировочного комплекса организована только в городе Барнауле, в 5 городских округах и 25 муниципальных районах организован сбор вторичных материальных ресурсов. В результате этой деятельности в 2009 году извлечено 145 тонн черных и цветных металлов, 431 тонна полимерных материалов, 711 тонн бумаги, 179 тонн стекла.
Большой объем и высокий темп накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что основным методом утилизации отходов является их захоронение на свалках. Всего на территории края имеется более 1500 мест размещения ТБО, 98% из которых не отвечают требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038.01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов»: на полигонах и свалках отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, нет спецтехники для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов, нет контроля селективного сбора и приема отходов на полигоны ТБО, отсутствует контроль изменения состава грунтовых вод в районе полигонов, недостаточно контролируется обустройство их территории.
Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не решает проблему. Усугубляют ситуацию подлежащие захоронению неопасные отходы и отходы 4-го класса опасности, что для Алтайского края составляет около 33% всех отходов. Лишь часть отходов (4,4%) передается для обезвреживания другим предприятиям. Более 3,7% отходов (или 404,8 тыс. тонн в год), представляющих собой токсичные отходы 1 - 3 классов опасности, утилизируются небезопасными методами: размещаются на несанкционированных свалках, разбавляются сточными водами и сбрасываются в водоемы либо сжигаются с выбросом высокотоксичных веществ.
Еще одной значимой проблемой для Алтайского края является остановка опасных химических производств и прекращение деятельности предприятий по выпуску боевых взрывчатых веществ. Данные объекты на этапе приватизации были сохранены в государственной собственности, но при этом фактически оказались бесхозными: не были осуществлены мероприятия по консервации цехов, оборудования и по очистке территории от накопленных токсичных отходов, а также по их охране. Существование таких объектов становится опасным для населения и окружающей среды. Особенно остро данная проблема проявилась на предприятии ОАО «Полиэкс» (правопреемник Бийского химического комбината).
По-прежнему актуальным для региона остается системное решение проблем утилизации агропромышленных отходов. В последние годы ситуация усугубляется интенсивным строительством крупных животноводческих комплексов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», что, в свою очередь, увеличивает объем сельскохозяйственных отходов. Остро стоит вопрос о ликвидации непригодных и запрещенных к применению пестицидов. В течение последних 5 лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения ядохимикатов, территория края практически полностью очищена от токсичных отходов данного вида I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. Так как в России отсутствуют технологии переработки и обезвреживания таких отходов, решением данной проблемы в настоящее время является размещение их на специализированных полигонах в городах Томске и Омске.
Постановлением Администрации края от 06.08.2010 N 350 утвержден порядок ведения регионального кадастра отходов, который позволит систематизировать информацию об объектах размещения отходов на территории Алтайского края, в том числе сведения об их расположении, о фактическом количестве отходов на объектах хранения, и более рационально организовать деятельность по переработке отходов. Формирование и регулярное обновление регионального кадастра отходов даст возможность повысить эффективность управленческих, хозяйственных и иных решений, принимаемых при формировании системы безопасного обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края.
В 2010 году в качестве образца была разработана схема раздельного накопления и утилизации отходов в г. Новоалтайске. Получены данные о фактических и планируемых объемах образования отходов на территории города, предложена система обращения с ними, включающая в себя в качестве основного мероприятия осуществление раздельного сбора отходов от источников их образования.
В крае имеются успешные примеры реализации инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. Так, в с. Топчиха Топчихинского района ООО «Дело-А» осуществлен проект «Производство термопласткомпозитных строительных материалов (полимерпесчаная черепица «Росалана», полимер-песчаная тротуарная плита, блоки несъемной опалубки, химически стойкая доска) на основе переработки бытовых полимерных отходов». Качество продукции, выпускаемой ООО «Дело-А», подтверждено многочисленными наградами и дипломами международных выставок, в том числе продукция предприятия признана лучшим алтайским товаром в 2004 - 2006 годах, ООО «Дело-А» стало дипломантом федеральной программы «100 лучших товаров России» в 2007 году.
В с. Ларичиха Тальменского района ООО «Алтай-Форест» реализован проект «Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП». Проект был поддержан за счет средств краевого бюджета посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и субсидирования налога на имущество.
В то же время предпринимаемые органами государственной власти Алтайского края и муниципальными образованиями меры не решают проблему кардинальным образом, в том числе по причине недостаточного объема инвестиций, направляемых на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций, предприятий по переработке отходов. Усложняет ситуацию межотраслевой и межмуниципальный характер решаемой задачи.
Анализ деятельности в области обращения с отходами позволил выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
отсутствие стратегии развития системы обращения с отходами на территории Алтайского края;
неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов;
недостаточная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов;
ограниченное участие органов исполнительной власти Алтайского края в мероприятиях по утилизации отходов;
недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;
отсутствие заинтересованности населения в решении вопросов обращения с отходами.
Для решения поставленных задач требуется консолидация усилий всех заинтересованных структур и привлечение средств инвесторов, а также муниципальных, регионального и федерального бюджетов.
3. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения путем решения следующих задач:
совершенствование организационной структуры в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края;
формирование единой информационной системы, обеспечивающей достоверность данных о системе обращения с отходами;
привлечение частных инвестиций в сферу обращения с отходами;
вторичное использование полезных компонентов, содержащихся в отходах (развитие индустрии вторичной переработки);
минимизация количества мест захоронения отходов, ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов;
строительство межмуниципальных мусоросортировочных комплексов и предприятий по комплексной переработке ТБО и вторичного сырья;
строительство и реконструкция полигонов для захоронения неутилизируемой части ТБО в соответствии с действующими санитарными и экологическими требованиями;
разработка и реализация проектов по утилизации токсичных промышленных отходов, а также отходов сельскохозяйственного производства.
4. Основные этапы реализации Концепции
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Концепции с 2011 по 2020 годы в два этапа: первый этап - 2011 - 2013 годы; второй этап - 2014 - 2020 годы.
На первом этапе предполагается:
подготовить соответствующие нормативные и организационно-методические документы;
{абзац утратил силу на основании постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
завершить формирование регионального кадастра отходов, организовать систему обмена ведомственной информацией в сфере обращения с отходами;
уточнить объем средств, в том числе средств местных бюджетов и внебюджетных источников, необходимых для реализации Концепции.
На данном этапе также планируется реализация первоочередных мероприятий по строительству объектов, на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.
Второй этап предполагает полномасштабное проведение работ по строительству объектов и реализации проектов по переработке отходов производства и потребления.
5. Основные направления Концепции
Для решения задач Концепции и достижения поставленной цели необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий по следующим направлениям:
Направление 1. Нормативно-методическое обеспечение функционирования системы обращения с отходами на территории Алтайского края, в том числе:
{абзац утратил силу на основании постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
разработка межмуниципальной схемы очистки территории Алтайского края от отходов производства и потребления;
разработка правил обращения с типовыми группами отходов;
разработка механизмов стимулирования развития предпринимательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также привлечения в данную сферу инвестиций.
Направление 2. Формирование единой информационной системы в сфере обращения с отходами, в том числе:
формирование и ведение регионального кадастра отходов на территории Алтайского края;
обеспечение совместимости ведомственных баз данных;
внедрение системы обмена информацией в сфере обращения с отходами и др.
Направление 3. Развитие инфраструктуры в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе:
развитие сети приемных пунктов и расширение ассортимента материалов, принимаемых для переработки;
оборудование в населенных пунктах контейнерных площадок для сбора и временного накопления отходов потребления;
приобретение контейнерно-бункерного хозяйства и специализированной техники для вывоза и переработки отходов, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах размещения отходов;
разработка проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих комплексов, предприятий по переработке токсичных, промышленных и сельскохозяйственных отходов и др.
Направление 4. Возмещение прошлого экологического ущерба, в том числе:
оценка накопленного экологического ущерба, определение методов его возмещения;
разработка проектно-сметной документации на выполнение работ по рекультивации мест захоронения отходов, в том числе объектов складирования (захоронения) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, токсичных отходов бывших химических производств;
ликвидация несанкционированных мест размещения отходов;
рекультивация мест захоронения отходов и нарушенных в результате неправильного обращения с отходами земель и др.
Направление 5. Вовлечение населения в процесс формирования на территории Алтайского края современной системы обращения с отходами, в том числе:
развитие систем экологического образования, просвещения и информирования населения;
организация обучения специалистов в области обращения с отходами и др.
6. Ресурсное обеспечение реализации Концепции
{раздел утратил силу на основании постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
7. Координатор, ответственные исполнители
и механизм реализации Концепции
Координатором реализации Концепции является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края. {изложено в редакции постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
Реализация концепции осуществляется путем участия в соответствующих государственных программах Российской Федерации и разработки государственных и ведомственных целевых программ Алтайского края, муниципальных программ, планов работы органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления. {изложено в редакции постановление Администрации Алтайского края от 9 июня 2015 года № 220}
Ответственными исполнителями мероприятий Концепции являются органы исполнительной власти Алтайского края и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Дополнительные сведения
| Государственные публикаторы: | Сборник законодательства Алтайского края № 180 ч.1 стр.197 от 30.04.2011, газета "Алтайская правда" № 113-114 стр.3 от 23.04.2011 |
| Рубрики правового классификатора: | 110.010.000 Общие вопросы охраны окружающей природной среды (см. также 200.150.020), 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу:
