Основная информация

Дата опубликования: 07 мая 2009г.
Номер документа: ru46000200900131
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курская область
Принявший орган: Курская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КУРСКАЯ

ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОМИССИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ВНЕСЕННЫХ НА РАССМОТРЕНИЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Утратил силу:

Постановление Курской областной Думы от 08.12.2009 г. №1122-IV ОД (НГР: RU46000200900593 от 19.01.2010)

В целях организации деятельности Курской областной Думы по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений Курская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Образовать Комиссию Курской областной Думы по проведению экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы (далее - Комиссия).

2. Утвердить состав Комиссии (Приложение №1).

3. Утвердить Положение о Комиссии (Приложение №2).

4. Утвердить Методику проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы (Приложение №3).

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

областной Думы

А.А. Кичигин

   г. Курск

   «7» мая 2009г.

   №953-IV ОД

Приложение №1

к постановлению Курской

областной Думы

от«7» мая 2009г.

№ 953-IV ОД

СОСТАВ

Комиссии Курской областной Думы по проведению экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы

1. Сальников В.Г.

-заместитель председателя Курской областной Думы (председатель комиссии);

2. Соколова Н.Ю.

- председатель комитета по правовым вопросам Курской областной Думы (заместитель председателя комиссии);

3. Попонин А.Н.

- начальник управления по работе с постоянным комитетом по законодательству и местному самоуправлению Курской областной Думы (секретарь комиссии);

Члены комиссии:

4. Анпилов А.Н.

- заместитель председателя постоянного комитета по законодательству и местному самоуправлению Курской областной Думы;

5. Проскурин А.С.

- руководитель аппарата Курской областной Думы;

6. Королев И.П.

председатель комитета по организационному обеспечению Курской областной Думы;

7. Биюшкин С.Н.

- председатель комитета по работе с органами местного самоуправления Курской областной Думы;

8. Петрова СП.

- заместитель председателя комитета по правовым вопросам Курской областной Думы;

9. Шайкина НА.

- заместитель руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (по согласованию);

10. Кожухова Н.Н.

- заместитель председателя административно-правового комитета Администрации Курской области (по согласованию);

11. Швырев С.В.

- руководитель аппарата Контрольно-счетной палаты Курской области (по согласованию);

12. Захаров В.В.

- член Общественной палаты Курской области (по согласованию).

Приложение №2

к постановлению Курской

областной Думы

от «7» мая 2009г.

№953-IV ОД

ПОЛОЖЕНИЕ

о Комиссии Курской областной Думы по проведению экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы

1. Общие положения

Комиссия Курской областной Думы по проведению экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы (далее - Комиссия), образована в целях:

обеспечения деятельности Курской областной Думы по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений;

проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы.

Деятельность Комиссии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, Законом Курской области от 11 ноября 2008 года №85-ЗКО «О противодействии коррупции в Курской области», Регламентом Курской областной Думы и настоящим Положением.

2. Порядок и принципы образования Комиссии

Комиссия состоит из депутатов Курской областной Думы, работников аппарата Курской областной Думы, представителей органов государственной власти Курской области, общественных организаций.

Положение о Комиссии, ее персональный состав, председатель, заместитель и секретарь утверждаются постановлением Курской областной Думы.

3. Полномочия Комиссии

Комиссия в пределах своих полномочий:

изучает проекты нормативных правовых актов при подготовке их к рассмотрению Курской областной Думой в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, представляет в ответственные комитеты Курской областной Думы свои отзывы, предложения и замечания по проектам нормативных правовых актов;

разрабатывает предложения по совершенствованию сферы правового обеспечения противодействия коррупционным проявлениям;

информирует депутатов Курской областной Думы о результатах проведенной экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов для учета в законотворческой деятельности;

изучает, анализирует и обобщает поступающие в Комиссию документы и иные материалы о коррупции и противодействии коррупции и информирует депутатов Курской областной Думы о результатах этой работы для учета в законотворческой деятельности.

4. Организация работы Комиссии

Основной формой работы Комиссии являются заседания.

Заседания Комиссии могут быть как открытыми, так и закрытыми. Решения об этом принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.

По согласованию с территориальными федеральными органами государственной власти в заседании Комиссии могут участвовать их представители.

На заседании Комиссии ведется протокол, который подписывается председателем Комиссии.

Заседания проводятся по мере необходимости.

Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комиссии.

Проекты нормативных правовых актов, указанные в абзаце первом раздела 5 настоящего Положения, направляются председателем Курской областной Думы в Комиссию на экспертизу.

Председатель Комиссии направляет поступившие проекты нормативных правовых актов членам Комиссии, которые готовят свои предложения для обсуждения на заседании Комиссии.

Решения Комиссии принимаются в форме заключений большинством голосов от общего числа членов Комиссии, присутствующих на заседании, и подписываются председателем Комиссии.

В случае несогласия с принятым решением член Комиссии вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу заседания.

Депутат Курской областной Думы, не являющийся членом Комиссии, вправе принимать участие в ее работе с правом совещательного голоса, вносить предложения, которые в обязательном порядке подлежат обсуждению.

Заключение подлежит рассмотрению на заседаниях постоянных комитетов областной Думы и заседании Курской областной Думы для принятия решения.

Член Комиссии добровольно принимает на себя обязательства о неразглашении сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, и другой

конфиденциальной информации, которая рассматривается (рассматривалась) Комиссией.

Информация, полученная Комиссией, может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

5. Порядок проведения экспертизы

Экспертиза на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них правовых норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, регулирующих налоговые, бюджетные, имущественные, административные правоотношения.

Экспертиза на коррупциогенность проводится Комиссией в соответствии с методикой проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, утверждаемой постановлением Курской областной Думы.

Экспертиза на коррупциогенность проводится с привлечением общественности. Для изучения мнения общественности на официальном сайте Курской областной Думы размещаются проекты нормативных правовых актов, подлежащие проверке на коррупциогенность. Предложения общественности поступают на сайт Курской областной Думы в течении 10 дней с момента размещения проектов нормативных правовых актов на официальном сайте Курской областной Думы.

Предложения общественности подлежат обязательному обсуждению Комиссией.

Результаты экспертизы на коррупциогенность, проводимые Комиссией, оформляются в соответствии с методикой проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов и отражаются в заключении, подготавливаемом по результатам работы Комиссии.

В заключении по результатам проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов должны быть отражены следующие вопросы:

наличие в анализируемом проекте нормативного правового акта коррупциогенных норм и соответствующих коррупционных факторов;

рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения их коррупциогенности.

6. Обеспечение деятельности Комиссии

Организационное, документационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется аппаратом Курской областной Думы.

Приложение №3

к постановлению Курской

областной Думы

от «7» мая 2009г. № 953-IV ОД

МЕТОДИКА

проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы

1. Общие положения

1. Настоящая Методика регулирует порядок проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Курской областной Думы (далее - Методика).

2. Основной задачей применения настоящей Методики является организация проведения экспертизы на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов в целях предупреждения включения положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).

3. В настоящей Методике используются следующие основные понятия:

а) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;

б) коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении нормативных правовых актов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;

в) коррупциогенными нормами признаются положения проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы;

г) превентивные антикоррупционные нормы - нормативные предписания, специально направленные на предотвращение коррупции;

д) бланкетные нормы - нормативные предписания, содержащие отсылку не к конкретной статье нормативного правового акта, а к другому нормативному правовому акту или виду нормативных правовых актов, правил;

е) отсылочные нормы - нормативные предписания, содержащие отсылку к статье этого же нормативного правового акта или отсылку к статье другого нормативного правового акта, содержащему соответствующую норму права;

ж) диспозиция - структурная часть правовой нормы, в которой изложено содержание правил поведения, указаны права и обязанности сторон;

з) дискреционная власть - право государственных органов действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств, принимать самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к их компетенции.

2. Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность

1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность проводится экспертиза каждой нормы проекта нормативного правового акта на коррупциогенность и ее результаты излагаются единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

3. Коррупционные факторы

1. Типичные коррупционные факторы:

а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;

б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

в) факторы системного характера;

г) проявления коррупциогенности, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже свершившихся фактах коррупции и (или) способствовать проявлению коррупционных факторов.

2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного

самоуправления (их должностных лиц);

б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; создании условий произвольного толкования своих прав как возможности, а не обязанности совершить те или иные действия, то есть использовании прав по своему усмотрению;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий -установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:

а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности; реализации закрепленной за органом функции, то есть создании возможности ее произвольного восполнения на практике, совершении действий по собственному усмотрению;

б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; отсутствии сроков осуществления действий;

в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

г) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;

д) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений; отсутствии четко сформулированного с дифференциацией основания ответственности, какому виду нарушений какой вид ответственности соответствует, отсутствии норм досудебного рассмотрения жалоб;

е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа и которые выражаются в:

а) нормативных коллизиях, противоречиях, в том числе внутренних, между нормами, создающими для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) ложных целях и приоритетах - неочевидности истинных целей или их отличии от продекларированных, излишнем и избыточном регулировании вопросов , создании дополнительных административных барьеров;

в) «навязанной коррупционности» - предоставлении статусным актом широкого ведомственного нормотворчества, подзаконном регулировании общественных отношений.

5. Проявление коррупционности. Факторы, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже свершившихся фактах коррупции и (или) способствовать проявлению коррупционных факторов, выражаются в:

а) формально-технической коррупционности - несоблюдении действующих требований к форме, порядку принятия, регистрации и опубликованию нормативного правового акта;

б) несоблюдении установленной формы нормативного правового акта -отсутствии обязательной регистрации нормативно-правового акта, нарушении установленной структуры и реквизитов нормативного правового акта, подписании акта неуполномоченным лицом и т.д.;

в) несоблюдении (нарушении) порядка принятия нормативного правового акта;

г) нарушении баланса интересов - принятии нормативного правового акта в интересах одной группы субъектов права;

д) непринятии нормативного правового акта (бездействии) - непринятии нормативного правового акта намеренно, предоставлении свободы действий должностному лицу.

4. Заключение по результатам экспертизы на коррупциогенность

По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется заключение, в котором отражается:

наличие в проекте нормативного правового акта коррупциогенных норм и соответствующих коррупционных факторов;

рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения их коррупциогенности.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Федеральный регистр № 46000200900131 от 19.05.2009
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О НАГРАДАХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
№-878985899 от 17 декабря 2020

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать