Основная информация
Дата опубликования: | 07 августа 2008г. |
Номер документа: | ru89000200800441 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Принявший орган: | Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Об утверждении программы реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2012 годы
Документ утратил силу:
-постановлением Администрации автономного округа от 13.08.2009 №456-А
В целях реализации государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, направленной на укрепление здоровья населения Ямало-Ненецкого автономного округа, профилактики социально значимых заболеваний, повышение доступности и качества медицинской помощи населению, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемую программу реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Казарина В.Н.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов
от 7 августа 2008 г. № 413-А
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Программа
реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2012 годы
I. Паспорт программы
Наименование программы
Программа реализации приоритетного национального проекта
«Здоровье» на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2009 - 2012 годы (далее - программа)
Основание для разработки
Поручение Президента Российской Федерации Путина В.В. от 17 марта 2008 года № Пр-427 «По итогам заседания Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики 28 февраля 2008 г.»;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 280 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» (2007 - 2011 годы);
постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2004 года № 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
Ответственные исполнители
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
Разработчики
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
Цель и задачи
Цели и задачи программы:
Задачи программы:
- продолжение развития в Ямало-Ненецком автономном округе первичной медицинской помощи;
- развитие скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе и санитарной авиационной помощи;
- организация профилактики инфекционных, социально значимых, неэпидемических, наследственных и врождённых заболеваний в рамках окружных целевых программ;
- организация обеспечения населения Ямало-Ненецкого автономного округа высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи
Сроки реализации
2009 - 2012 годы
Перечень основных мероприятий
В рамках программы осуществляются следующие мероприятия:
Осуществление дополнительных денежных выплат медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Подготовка и переподготовка врачей участковых терапевтов и педиатров, акушеров-гинекологов, неонатологов.
Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, организация
Обеспечение станций и отделений СМП автомобилями скорой медицинской помощи, оборудованными современной аппаратурой и средствами связи.
Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ-инфекцией и гепатитами.
Организация и проведение иммунизации населения.
Обследование новорождённых детей на наличие наследственных заболеваний и врождённые нарушения слуха.
Финансирование медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения по обслуживанию женщин в период беременности и родов и детей первого года жизни (программа родовых сертификатов).
Дополнительная диспансеризация работающего населения.
Увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Развитие в округе службы донорства
Объёмы и источники финансирова-ния
Общий объём финансирования программы на 2009 - 2012 годы - 4736,99
в том числе:
федеральный бюджет - 733,83 млн. рублей;
областной бюджет (программа «Сотрудничество») - 2861,51 млн. рублей;
окружной бюджет - 602,73 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 170,52 млн. рублей;
внебюджетные источники - 368,40 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации
Реализация программы должна обеспечить:
1. Стабилизацию эпидемиологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе по социально значимым заболеваниям.
2. Сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения за счёт внедрения современных технологий профилактики, диагностики и лечения.
3. Повышение качества жизни больных, увеличение продолжительности активной жизни населения
II. Содержание проблемы
Отраслевая программа реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) на период 2009 - 2012 годы была разработана во исполнение Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года в целях реализации задач, поставленных 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации Путиным В.В. на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного совета Российской Федерации.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 - 2008 годах позволила существенно укрепить материально-техническую базу первичного звена медицинской помощи, увеличить её доступность и качество, а также стабилизировать кадровый состав большинства учреждений здравоохранения.
Данные положительные характеристики реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения позволят продолжить модернизацию здравоохранения в 2009 - 2012 годах путём комплексного подхода ко всем этапам оказания медицинской помощи жителям автономного округа.
В 2006 - 2007 годах в системе здравоохранения функционировало 69 учреждений здравоохранения. В районах с наибольшим проживанием сельского и кочующего населения медицинскую помощь оказывали работники пяти передвижных медицинских отрядов, 110 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, пяти отделений санитарной авиации. Количество штатных должностей врачей в автономном округе (67,1 на 10 тыс. населения), развёрнутых на перспективу, обоснованы геофизическими, климатическими условиями Севера, высокой заболеваемостью населения и превышают отраслевые нормативы. Они по-прежнему необходимы для обеспечения доступной медицинской помощью жителей большого количества (более 80 из 123) труднодоступных населённых пунктов с малой численностью населения. В штатах учреждений здравоохранения сельских населённых пунктов появились 43 разъездных фельдшерских пункта, 5 передвижных медицинских отрядов 5 отделений санитарной авиации, а также не предусмотренные нормативами специалисты экстренных служб: хирурги, анестезиологи, педиатры, терапевты, соответствующий средний и младший медицинский персонал.
Несмотря на наметившиеся в автономном округе тенденции к улучшению ряда медико-демографических показателей (повышение рождаемости, снижение общей, младенческой, материнской смертности, положительный естественный прирост населения), беспокойство вызывает рост смертности от важнейших неэпидемических заболеваний системы кровообращения, новообразований, травм и отравлений и социально значимых болезней. В структуре причин общей смертности основную долю составляют болезни органов кровообращения, осложнения сахарного диабета и лёгочная форма туберкулёза.
Данные статистики на протяжении последних ряда лет свидетельствуют об увеличении уровня общей заболеваемости в автономном округе.
Обращает на себя внимание высокая распространённость среди всех возрастных групп населения артериальной гипертонии, увеличение уровня заболеваемости сахарным диабетом.
Онкологическая заболеваемость в автономном округе в течение пяти лет остаётся стабильной и не превышает общероссийский показатель. Данная ситуация обусловлена увеличением количества больных, выявленных на ранних стадиях при обращении в лечебно-профилактические учреждения, а также на профосмотрах.
Существенно влияет на состояние здоровья населения автономного округа высокий уровень заболеваемости социально обусловленными болезнями.
Проблема СПИД является одной из актуальных в системе здравоохранения автономного округа. География распространения ВИЧ-инфекции в автономном округе обширна: ВИЧ-инфекция зарегистрирована на 12 из 13 административных территорий автономного округа. На отдельных территориях автономного округа показатель распространённости превышает аналогичный по России.
Характеризуя санитарно-эпидемиологическую обстановку в автономном округе в целом, следует отметить, что благодаря своевременному проведению противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики удалось достичь значительного снижения или стабилизации уровня заболеваемости по ряду инфекционных болезней. Случаи дифтерии на протяжении 2005 - 2007 годов не регистрировались. В результате применения на протяжении последних пяти лет вакцин «Гриппол» и «Ваксигрипп» в автономном округе предотвращено 124 270 случаев гриппа, размер предотвращённого ущерба составил 507 022,0 тыс. рублей.
Анализ состояния и динамики профессиональной заболеваемости в автономном округе свидетельствует об её тенденции к росту. Основным фактором ситуации является уменьшение доступности первичной медицинской помощи в результате ликвидации цеховой службы (включая врачебные и фельдшерские здравпункты) на промышленных предприятиях.
Отношение к проблемам инвалидности населения автономного округа является одной из основных характеристик общественного здоровья и социального благополучия. В настоящее время происходит последовательное расширение контингента лиц с ограниченными возможностями. Настораживает ежегодный рост первичного выхода на инвалидность в автономном округе. Основными причинами первичной инвалидности служат болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной и соединительной ткани.
Ухудшают качество жизни и здоровья населения автономного округа неполноценное питание, хронические стрессовые ситуации, недостаточное обеспечение детского и взрослого населения специализированной медицинской помощью, неудовлетворительные условия труда работающих на нефтегазодобывающих промыслах и коренных малочисленных народов Севера, организация отдыха и оздоровления населения без учёта особенности течения патологического процесса и адаптационных возможностей организма человека, проживающего в условиях Крайнего Севера и ряд других факторов.
В целях дальнейшей реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на 2009 - 2012 годы необходимо расширить аспект запланированных мероприятий:
1. Осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых с учётом объёма и качества оказываемой медицинской помощи, а также осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских и разъездных фельдшерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсёстрам скорой медицинской помощи, санитарной авиации.
2. С целью снижения детской смертности в стационарах автономного округа в приоритет «Развитие первичной медицинской помощи», в блок «Подготовка и переподготовка врачей», кроме врачей общей практики, участковых врачей, необходимо включить специалистов службы родовспоможения (неонатологов и акушеров-гинекологов), педиатров детских отделений и реаниматологов. С целью повышения качества диагностики в ЛПУ округа необходимо повысить уровень образования врачей УЗИ, рентгенологов, врачей-лаборантов.
3. Для реализации мер по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным с сосудистыми заболеваниями на территории автономного округа планируется создание межмуниципальных лечебно-диагностических центров (Ноябрьск, Новый Уренгой, Салехард, Надым), оснащённых необходимым оборудованием, в том числе УЗИ-оборудованием для выявления врождённых аномалий на ранних сроках беременности, аппаратами искусственной почки, оборудованием для работы телемедицинских центров. На базе Салехардской окружной клинической больницы планируется создание Окружного центра сердечно-сосудистых заболеваний, на базе Новоуренгойской больницы - Центра нейрохирургии, на базе Ноябрьской городской больницы - Центра крови.
4. Обеспечение ЛПУ сельских территорий и отделений санитарной авиации санитарным транспортом высокой проходимости (типа трекол).
5. Мероприятия, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ, необходимо расширить мероприятиями по лечению больных гепатитами В и С.
6. Иммунизация населения в рамках Национального календаря прививок, к 2020 году планируется быть доведена до 90% всех жителей автономного округа. Также необходимо продолжить вакцинацию населения против гриппа и клещевого энцефалита.
7. Расходы на обследование новорождённых детей на наследственные заболевания, а также на проведение аудиологического скрининга детей первого года жизни.
8. Расходы на оплату медицинской помощи, оказанной во время беременности, родов и в послеродовом периоде женщинам и детям первого года жизни.
9. Мероприятия по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, в т.ч. дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
10. Увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
11. Развитие службы донорства крови.
Реализация мероприятий отраслевой программы по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения позволит осуществить систему мер по формированию государственной политики, направленной на развитие первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи населению.
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, больным с сосудистыми заболеваниями, развитие службы донорства позволит сократить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий к 2012 году в 1,5 раза (с 24 до 16 на 100 тысяч населения), снизить инвалидность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 2,2 раза, приблизиться к 2015 году к среднемировым показателям смертности и инвалидности при дорожно-транспортных происшествиях, снизить экономические потери за счёт восстановления трудового потенциала, уменьшения финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособ-ности. Смертность от болезней кровообращения будет снижена на 12,5% (с 800 случаев на 100 тысяч населения в 2007 году до 700 случаев на 100 тысяч населения в 2012 году).
Формирование единой информационной аналитической системы здравоохранения автономного округа позволит обеспечить единые принципы и технологические решения по основным вопросам здравоохранения.
III. Основные цели, задачи
Основной целью программы является укрепление здоровья населения автономного округа и профилактика социально значимых заболеваний путём увеличения доступности первичной и высокотехнологичной медицинской помощи, усиления профилактической направленности здравоохранения.
Для достижений указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- развитие в автономном округе первичной медицинской помощи;
- развитие скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе и санитарной авиационной помощи;
- организация профилактики инфекционных, социально значимых, неэпидемических, наследственных и врождённых заболеваний в рамках окружных целевых программ;
- организация обеспечения населения автономного округа высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи.
План мероприятий по реализации программы с ресурсным обеспечением
млн. рублей
Оснащение учреждений СМП и ЛПУ, имеющих отделения СМП, автомобилями скорой медицинской помощи и средствами связи: реанимобиль - 5 шт. (ГБ Новый Уренгой, Муравленко, Губкинский, Тарко-Сале, Надым), санитарный автотранспорт - (СМП Новый Уренгой - 3шт.,
(программа «Сотрудничество»)
(г. Лабытнанги - 1 шт.; г. Ноябрьск - 4 шт;
г. Новый Уренгой - 5 шт;
г. Муравленко - 2 шт; г. Надым - 3 шт; Тазовский район - 1 шт.,
Приуральский район - 1 шт.)
лёгких - 3 шт. (Новый Уренгой - 1 шт., Приуральский район - 2 шт.) мониторы пациента
(г. Лабытнанги - 3 комп,
г. Новый Уренгой - 9 комп;
г. Надым - 4 комп; г. Муравленко - 4 комп;
г. Губкинский - 2 комп;
Пуровский район - 1 комп;
г. Ноябрьск - 4 комп.;
Приуральский район - 2 шт.)
Оснащение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения оборудованием для реализации мероприятий по организации медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями: системы суточного мониторирования ЭКГ - (г. Новый Уренгой - 1 комп.; г. Муравленко - 1 комп.;
г. Ноябрьск - 1 комп.; г. Лабытнанги - 1 комп.; г. Надым - 1 комп; г. Салехард - 1 комп.) электрокардиографы (г. Надыми Надымский район - 1 шт; Приуральский район - 1 шт; Пуровский район - 2 шт; Тазовский район - 2шт.)
(программа «Сотрудничество»)
*объёмы финансирования из федерального бюджета и внебюджетных источников подлежат уточнению.
Целевые индикаторы и показатели реализации программы
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Основные направления
Цели
Показатели конечных результатов
Единица измере-ния
Значения показателей
2009
2010
2011
2012
Развитие первичной медицинской помощи
развитие медицинской науки и научно-медицинского потенциала
подготовка и переподготовка врачей-специалистов из числа нуждающихся
%
20
20
20
20
средняя длительность одного случая заболевания с временной нетрудоспособностью
дни
13,2
13,2
13,1
13,0
Организация профилактики инфекционных, социально обусловленных, неэпидемических, наследственных и врождённых заболеваний
предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и парентеральных вирусных гепатитов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
выявление ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита С из числа обследованных
%
3
2
2
2
доля человек, получающих антиретровирусную терапию из числа нуждающихся
%
100
100
100
100
стабилизация показателей материнской смертности
на 100 тыс. живорож-дений
18,0
18,0
18,0
18,0
снижение младенческой смертности
промилле на 1000 родивших-ся живыми
12
11,5
11,5
11,5
снижение уровня заболеваемости и смертности среди детей и взрослых от инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией
снижение заболеваемости гепатитом В
на 100 000 населения
4,1
4,0
3,9
3,9
Организация обеспечения населения Ямало-Ненецкого автономного округа высокотехноло-гичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи
оказание высокотехнологи-чной (дорогостоящей) медицинской помощи в клиниках и учреждениях здравоохранения на территории других субъектов Российской Федерации
повышение уровня обеспеченности населения высокотехнологичны-ми видами медицинской помощи
% от потребнос-ти
95
95
98
98
Методика по расчёту показателей программных целей и задач
Таблица 1.1
Наименование показателя:
Подготовка и переподготовка врачей-специалистов из числа нуждающихся
Единица измерения
%
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
В1/ В2 *100
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
В 1
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
1
годовой отчёт
В 2
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
1
годовой отчёт
Таблица 1.2
Наименование показателя:
Средняя длительность одного случая заболевания с временной нетрудоспособностью
Единица измерения
дни
Определение показателя
средняя длительность одного случая заболевания с временной нетрудоспособностью
Алгоритм формирования показателя
/ В
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
отделение медицинской статистики ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница»
1
лечебно-профилактические учреждения Формы № 16-ВН
В
отделение медицинской статистики ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница»
1
лечебно-профилактические учреждения Формы № 16-ВН
Таблица 1.3
Наименование показателя:
Выявление ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита С из числа обследованных
Единица измерения
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 100
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Выявлено ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита С
Q
окружной центр по борьбе со СПИД и парентеральными гепатитами
1
отчёты лечебно-профилактических учреждений
Число обследованных на ВИЧ и гепатит С
Н
окружной центр по борьбе со СПИД и парентеральными гепатитами
1
отчёты лечебно-профилактических учреждений
Таблица 1.4
Наименование показателя:
Доля человек, получающих антиретровирусную терапию из числа нуждающихся
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
Таблица 1.5
Наименование показателя:
Стабилизация показателей материнской смертности
Единица измерения
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 100 000
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Число умерших беременных, рожениц, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности
Q
Ямалстат
1
свидетельство о смерти
Число живорождённых
Н
Ямалстат
1
справка о рождении
Таблица 1.6
Наименование показателя:
Снижение младенческой смертности
Единица измерения
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 1000
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Число детей, умерших до года
Q
Ямалстат
1
свидетельство о смерти
Число детей, родившихся живыми
Н
Ямалстат
1
справка о рождении
Таблица 1.7
Наименование показателя:
Снижение заболеваемости острым гепатитом В
Единица измерения
на 100 000 населения
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 100000
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Число лиц, зарегистрированных с диагнозом гепатита В
Q
управление Роспотребнадзор по Ямало-Ненецкому автономному округу
1
Форма №2
Среднегодовая численность населения
Н
Ямалстат
1
Таблица 1.8
Наименование показателя:
Повышение уровня обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи
Единица измерения
%
Определение показателя
лиц, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь от числа нуждавшихся
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 100
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Число лиц, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь
Q
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
1
оперативная отчётность
Число лиц, нуждавшихся в получении высокотехнологичной медицинской помощи
Н
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
1
оперативная отчётность
V. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы
При условии реализации мероприятий программы прогнозируется:
- снижение среднего срока оказания диагностических исследования для амбулаторных пациентов вследствие улучшения материально-технической базы учреждений здравоохранения первичного звена;
- сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения за счёт реализации современных технологий профилактики, диагностики и лечения;
- стабилизация эпидемиологической ситуации в округе по инфекционным и социально-обусловленным заболеваниям;
- снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности и смертности населения от неэпидемических заболеваний (болезней системы кровообращения, сахарного диабета, туберкулёза, онкологических заболеваний и др.) и травм;
- повышение качества жизни больных, увеличение продолжительности активной жизни населения за счёт своевременного предупреждения и лечения заболеваний.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Об утверждении программы реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2012 годы
Документ утратил силу:
-постановлением Администрации автономного округа от 13.08.2009 №456-А
В целях реализации государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, направленной на укрепление здоровья населения Ямало-Ненецкого автономного округа, профилактики социально значимых заболеваний, повышение доступности и качества медицинской помощи населению, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемую программу реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Казарина В.Н.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов
от 7 августа 2008 г. № 413-А
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Программа
реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2012 годы
I. Паспорт программы
Наименование программы
Программа реализации приоритетного национального проекта
«Здоровье» на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа на 2009 - 2012 годы (далее - программа)
Основание для разработки
Поручение Президента Российской Федерации Путина В.В. от 17 марта 2008 года № Пр-427 «По итогам заседания Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики 28 февраля 2008 г.»;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 280 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» (2007 - 2011 годы);
постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2004 года № 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
Ответственные исполнители
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
Разработчики
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
Цель и задачи
Цели и задачи программы:
Задачи программы:
- продолжение развития в Ямало-Ненецком автономном округе первичной медицинской помощи;
- развитие скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе и санитарной авиационной помощи;
- организация профилактики инфекционных, социально значимых, неэпидемических, наследственных и врождённых заболеваний в рамках окружных целевых программ;
- организация обеспечения населения Ямало-Ненецкого автономного округа высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи
Сроки реализации
2009 - 2012 годы
Перечень основных мероприятий
В рамках программы осуществляются следующие мероприятия:
Осуществление дополнительных денежных выплат медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Подготовка и переподготовка врачей участковых терапевтов и педиатров, акушеров-гинекологов, неонатологов.
Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, организация
Обеспечение станций и отделений СМП автомобилями скорой медицинской помощи, оборудованными современной аппаратурой и средствами связи.
Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ-инфекцией и гепатитами.
Организация и проведение иммунизации населения.
Обследование новорождённых детей на наличие наследственных заболеваний и врождённые нарушения слуха.
Финансирование медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения по обслуживанию женщин в период беременности и родов и детей первого года жизни (программа родовых сертификатов).
Дополнительная диспансеризация работающего населения.
Увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Развитие в округе службы донорства
Объёмы и источники финансирова-ния
Общий объём финансирования программы на 2009 - 2012 годы - 4736,99
в том числе:
федеральный бюджет - 733,83 млн. рублей;
областной бюджет (программа «Сотрудничество») - 2861,51 млн. рублей;
окружной бюджет - 602,73 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 170,52 млн. рублей;
внебюджетные источники - 368,40 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации
Реализация программы должна обеспечить:
1. Стабилизацию эпидемиологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе по социально значимым заболеваниям.
2. Сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения за счёт внедрения современных технологий профилактики, диагностики и лечения.
3. Повышение качества жизни больных, увеличение продолжительности активной жизни населения
II. Содержание проблемы
Отраслевая программа реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) на период 2009 - 2012 годы была разработана во исполнение Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года в целях реализации задач, поставленных 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации Путиным В.В. на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного совета Российской Федерации.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 - 2008 годах позволила существенно укрепить материально-техническую базу первичного звена медицинской помощи, увеличить её доступность и качество, а также стабилизировать кадровый состав большинства учреждений здравоохранения.
Данные положительные характеристики реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения позволят продолжить модернизацию здравоохранения в 2009 - 2012 годах путём комплексного подхода ко всем этапам оказания медицинской помощи жителям автономного округа.
В 2006 - 2007 годах в системе здравоохранения функционировало 69 учреждений здравоохранения. В районах с наибольшим проживанием сельского и кочующего населения медицинскую помощь оказывали работники пяти передвижных медицинских отрядов, 110 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, пяти отделений санитарной авиации. Количество штатных должностей врачей в автономном округе (67,1 на 10 тыс. населения), развёрнутых на перспективу, обоснованы геофизическими, климатическими условиями Севера, высокой заболеваемостью населения и превышают отраслевые нормативы. Они по-прежнему необходимы для обеспечения доступной медицинской помощью жителей большого количества (более 80 из 123) труднодоступных населённых пунктов с малой численностью населения. В штатах учреждений здравоохранения сельских населённых пунктов появились 43 разъездных фельдшерских пункта, 5 передвижных медицинских отрядов 5 отделений санитарной авиации, а также не предусмотренные нормативами специалисты экстренных служб: хирурги, анестезиологи, педиатры, терапевты, соответствующий средний и младший медицинский персонал.
Несмотря на наметившиеся в автономном округе тенденции к улучшению ряда медико-демографических показателей (повышение рождаемости, снижение общей, младенческой, материнской смертности, положительный естественный прирост населения), беспокойство вызывает рост смертности от важнейших неэпидемических заболеваний системы кровообращения, новообразований, травм и отравлений и социально значимых болезней. В структуре причин общей смертности основную долю составляют болезни органов кровообращения, осложнения сахарного диабета и лёгочная форма туберкулёза.
Данные статистики на протяжении последних ряда лет свидетельствуют об увеличении уровня общей заболеваемости в автономном округе.
Обращает на себя внимание высокая распространённость среди всех возрастных групп населения артериальной гипертонии, увеличение уровня заболеваемости сахарным диабетом.
Онкологическая заболеваемость в автономном округе в течение пяти лет остаётся стабильной и не превышает общероссийский показатель. Данная ситуация обусловлена увеличением количества больных, выявленных на ранних стадиях при обращении в лечебно-профилактические учреждения, а также на профосмотрах.
Существенно влияет на состояние здоровья населения автономного округа высокий уровень заболеваемости социально обусловленными болезнями.
Проблема СПИД является одной из актуальных в системе здравоохранения автономного округа. География распространения ВИЧ-инфекции в автономном округе обширна: ВИЧ-инфекция зарегистрирована на 12 из 13 административных территорий автономного округа. На отдельных территориях автономного округа показатель распространённости превышает аналогичный по России.
Характеризуя санитарно-эпидемиологическую обстановку в автономном округе в целом, следует отметить, что благодаря своевременному проведению противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики удалось достичь значительного снижения или стабилизации уровня заболеваемости по ряду инфекционных болезней. Случаи дифтерии на протяжении 2005 - 2007 годов не регистрировались. В результате применения на протяжении последних пяти лет вакцин «Гриппол» и «Ваксигрипп» в автономном округе предотвращено 124 270 случаев гриппа, размер предотвращённого ущерба составил 507 022,0 тыс. рублей.
Анализ состояния и динамики профессиональной заболеваемости в автономном округе свидетельствует об её тенденции к росту. Основным фактором ситуации является уменьшение доступности первичной медицинской помощи в результате ликвидации цеховой службы (включая врачебные и фельдшерские здравпункты) на промышленных предприятиях.
Отношение к проблемам инвалидности населения автономного округа является одной из основных характеристик общественного здоровья и социального благополучия. В настоящее время происходит последовательное расширение контингента лиц с ограниченными возможностями. Настораживает ежегодный рост первичного выхода на инвалидность в автономном округе. Основными причинами первичной инвалидности служат болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной и соединительной ткани.
Ухудшают качество жизни и здоровья населения автономного округа неполноценное питание, хронические стрессовые ситуации, недостаточное обеспечение детского и взрослого населения специализированной медицинской помощью, неудовлетворительные условия труда работающих на нефтегазодобывающих промыслах и коренных малочисленных народов Севера, организация отдыха и оздоровления населения без учёта особенности течения патологического процесса и адаптационных возможностей организма человека, проживающего в условиях Крайнего Севера и ряд других факторов.
В целях дальнейшей реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на 2009 - 2012 годы необходимо расширить аспект запланированных мероприятий:
1. Осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых с учётом объёма и качества оказываемой медицинской помощи, а также осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских и разъездных фельдшерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсёстрам скорой медицинской помощи, санитарной авиации.
2. С целью снижения детской смертности в стационарах автономного округа в приоритет «Развитие первичной медицинской помощи», в блок «Подготовка и переподготовка врачей», кроме врачей общей практики, участковых врачей, необходимо включить специалистов службы родовспоможения (неонатологов и акушеров-гинекологов), педиатров детских отделений и реаниматологов. С целью повышения качества диагностики в ЛПУ округа необходимо повысить уровень образования врачей УЗИ, рентгенологов, врачей-лаборантов.
3. Для реализации мер по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным с сосудистыми заболеваниями на территории автономного округа планируется создание межмуниципальных лечебно-диагностических центров (Ноябрьск, Новый Уренгой, Салехард, Надым), оснащённых необходимым оборудованием, в том числе УЗИ-оборудованием для выявления врождённых аномалий на ранних сроках беременности, аппаратами искусственной почки, оборудованием для работы телемедицинских центров. На базе Салехардской окружной клинической больницы планируется создание Окружного центра сердечно-сосудистых заболеваний, на базе Новоуренгойской больницы - Центра нейрохирургии, на базе Ноябрьской городской больницы - Центра крови.
4. Обеспечение ЛПУ сельских территорий и отделений санитарной авиации санитарным транспортом высокой проходимости (типа трекол).
5. Мероприятия, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ, необходимо расширить мероприятиями по лечению больных гепатитами В и С.
6. Иммунизация населения в рамках Национального календаря прививок, к 2020 году планируется быть доведена до 90% всех жителей автономного округа. Также необходимо продолжить вакцинацию населения против гриппа и клещевого энцефалита.
7. Расходы на обследование новорождённых детей на наследственные заболевания, а также на проведение аудиологического скрининга детей первого года жизни.
8. Расходы на оплату медицинской помощи, оказанной во время беременности, родов и в послеродовом периоде женщинам и детям первого года жизни.
9. Мероприятия по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, в т.ч. дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
10. Увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
11. Развитие службы донорства крови.
Реализация мероприятий отраслевой программы по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения позволит осуществить систему мер по формированию государственной политики, направленной на развитие первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи населению.
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, больным с сосудистыми заболеваниями, развитие службы донорства позволит сократить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий к 2012 году в 1,5 раза (с 24 до 16 на 100 тысяч населения), снизить инвалидность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 2,2 раза, приблизиться к 2015 году к среднемировым показателям смертности и инвалидности при дорожно-транспортных происшествиях, снизить экономические потери за счёт восстановления трудового потенциала, уменьшения финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособ-ности. Смертность от болезней кровообращения будет снижена на 12,5% (с 800 случаев на 100 тысяч населения в 2007 году до 700 случаев на 100 тысяч населения в 2012 году).
Формирование единой информационной аналитической системы здравоохранения автономного округа позволит обеспечить единые принципы и технологические решения по основным вопросам здравоохранения.
III. Основные цели, задачи
Основной целью программы является укрепление здоровья населения автономного округа и профилактика социально значимых заболеваний путём увеличения доступности первичной и высокотехнологичной медицинской помощи, усиления профилактической направленности здравоохранения.
Для достижений указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- развитие в автономном округе первичной медицинской помощи;
- развитие скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе и санитарной авиационной помощи;
- организация профилактики инфекционных, социально значимых, неэпидемических, наследственных и врождённых заболеваний в рамках окружных целевых программ;
- организация обеспечения населения автономного округа высокотехнологичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи.
План мероприятий по реализации программы с ресурсным обеспечением
млн. рублей
Оснащение учреждений СМП и ЛПУ, имеющих отделения СМП, автомобилями скорой медицинской помощи и средствами связи: реанимобиль - 5 шт. (ГБ Новый Уренгой, Муравленко, Губкинский, Тарко-Сале, Надым), санитарный автотранспорт - (СМП Новый Уренгой - 3шт.,
(программа «Сотрудничество»)
(г. Лабытнанги - 1 шт.; г. Ноябрьск - 4 шт;
г. Новый Уренгой - 5 шт;
г. Муравленко - 2 шт; г. Надым - 3 шт; Тазовский район - 1 шт.,
Приуральский район - 1 шт.)
лёгких - 3 шт. (Новый Уренгой - 1 шт., Приуральский район - 2 шт.) мониторы пациента
(г. Лабытнанги - 3 комп,
г. Новый Уренгой - 9 комп;
г. Надым - 4 комп; г. Муравленко - 4 комп;
г. Губкинский - 2 комп;
Пуровский район - 1 комп;
г. Ноябрьск - 4 комп.;
Приуральский район - 2 шт.)
Оснащение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения оборудованием для реализации мероприятий по организации медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями: системы суточного мониторирования ЭКГ - (г. Новый Уренгой - 1 комп.; г. Муравленко - 1 комп.;
г. Ноябрьск - 1 комп.; г. Лабытнанги - 1 комп.; г. Надым - 1 комп; г. Салехард - 1 комп.) электрокардиографы (г. Надыми Надымский район - 1 шт; Приуральский район - 1 шт; Пуровский район - 2 шт; Тазовский район - 2шт.)
(программа «Сотрудничество»)
*объёмы финансирования из федерального бюджета и внебюджетных источников подлежат уточнению.
Целевые индикаторы и показатели реализации программы
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Основные направления
Цели
Показатели конечных результатов
Единица измере-ния
Значения показателей
2009
2010
2011
2012
Развитие первичной медицинской помощи
развитие медицинской науки и научно-медицинского потенциала
подготовка и переподготовка врачей-специалистов из числа нуждающихся
%
20
20
20
20
средняя длительность одного случая заболевания с временной нетрудоспособностью
дни
13,2
13,2
13,1
13,0
Организация профилактики инфекционных, социально обусловленных, неэпидемических, наследственных и врождённых заболеваний
предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и парентеральных вирусных гепатитов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
выявление ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита С из числа обследованных
%
3
2
2
2
доля человек, получающих антиретровирусную терапию из числа нуждающихся
%
100
100
100
100
стабилизация показателей материнской смертности
на 100 тыс. живорож-дений
18,0
18,0
18,0
18,0
снижение младенческой смертности
промилле на 1000 родивших-ся живыми
12
11,5
11,5
11,5
снижение уровня заболеваемости и смертности среди детей и взрослых от инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией
снижение заболеваемости гепатитом В
на 100 000 населения
4,1
4,0
3,9
3,9
Организация обеспечения населения Ямало-Ненецкого автономного округа высокотехноло-гичными (дорогостоящими) видами медицинской помощи
оказание высокотехнологи-чной (дорогостоящей) медицинской помощи в клиниках и учреждениях здравоохранения на территории других субъектов Российской Федерации
повышение уровня обеспеченности населения высокотехнологичны-ми видами медицинской помощи
% от потребнос-ти
95
95
98
98
Методика по расчёту показателей программных целей и задач
Таблица 1.1
Наименование показателя:
Подготовка и переподготовка врачей-специалистов из числа нуждающихся
Единица измерения
%
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
В1/ В2 *100
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
В 1
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
1
годовой отчёт
В 2
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
1
годовой отчёт
Таблица 1.2
Наименование показателя:
Средняя длительность одного случая заболевания с временной нетрудоспособностью
Единица измерения
дни
Определение показателя
средняя длительность одного случая заболевания с временной нетрудоспособностью
Алгоритм формирования показателя
/ В
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
отделение медицинской статистики ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница»
1
лечебно-профилактические учреждения Формы № 16-ВН
В
отделение медицинской статистики ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница»
1
лечебно-профилактические учреждения Формы № 16-ВН
Таблица 1.3
Наименование показателя:
Выявление ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита С из числа обследованных
Единица измерения
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 100
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Выявлено ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита С
Q
окружной центр по борьбе со СПИД и парентеральными гепатитами
1
отчёты лечебно-профилактических учреждений
Число обследованных на ВИЧ и гепатит С
Н
окружной центр по борьбе со СПИД и парентеральными гепатитами
1
отчёты лечебно-профилактических учреждений
Таблица 1.4
Наименование показателя:
Доля человек, получающих антиретровирусную терапию из числа нуждающихся
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
Таблица 1.5
Наименование показателя:
Стабилизация показателей материнской смертности
Единица измерения
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 100 000
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Число умерших беременных, рожениц, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности
Q
Ямалстат
1
свидетельство о смерти
Число живорождённых
Н
Ямалстат
1
справка о рождении
Таблица 1.6
Наименование показателя:
Снижение младенческой смертности
Единица измерения
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 1000
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Число детей, умерших до года
Q
Ямалстат
1
свидетельство о смерти
Число детей, родившихся живыми
Н
Ямалстат
1
справка о рождении
Таблица 1.7
Наименование показателя:
Снижение заболеваемости острым гепатитом В
Единица измерения
на 100 000 населения
Определение показателя
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 100000
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Число лиц, зарегистрированных с диагнозом гепатита В
Q
управление Роспотребнадзор по Ямало-Ненецкому автономному округу
1
Форма №2
Среднегодовая численность населения
Н
Ямалстат
1
Таблица 1.8
Наименование показателя:
Повышение уровня обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи
Единица измерения
%
Определение показателя
лиц, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь от числа нуждавшихся
Алгоритм формирования показателя
Q /Н * 100
Наименования и определения базовых показателей
буквенное обозначение в формуле расчёта
орган исполнительной власти (организация) - источник информации
метод сбора информации, индекс формы отчётности
объект и единица наблюдения
Число лиц, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь
Q
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
1
оперативная отчётность
Число лиц, нуждавшихся в получении высокотехнологичной медицинской помощи
Н
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа
1
оперативная отчётность
V. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы
При условии реализации мероприятий программы прогнозируется:
- снижение среднего срока оказания диагностических исследования для амбулаторных пациентов вследствие улучшения материально-технической базы учреждений здравоохранения первичного звена;
- сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения за счёт реализации современных технологий профилактики, диагностики и лечения;
- стабилизация эпидемиологической ситуации в округе по инфекционным и социально-обусловленным заболеваниям;
- снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности и смертности населения от неэпидемических заболеваний (болезней системы кровообращения, сахарного диабета, туберкулёза, онкологических заболеваний и др.) и травм;
- повышение качества жизни больных, увеличение продолжительности активной жизни населения за счёт своевременного предупреждения и лечения заболеваний.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Красный Север" № 159 (15214) с/в 101-102 от 15.08.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.020 Управление в сфере здравоохранения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: