Основная информация

Дата опубликования: 07 сентября 2020г.
Номер документа: RU90044713202000071
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация Губахинского городского округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

АДМИНИСТРАЦИЯ

ГУБАХИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПЕРМСКОГО КРАЯ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07.09.2020 № 889

Об утверждении муниципальной программы Губахинского городского округа Пермского края «Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2021-2026 годы

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации от 21 июля 2016г. № 774 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Губахинского городского округа Пермского края»,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Утвердить прилагаемую муниципальную программу Губахинского городского округа Пермского края «Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2021-2026 годы.

Признать утратившим силу с 01 января 2021 года:

- постановление администрации городского округа «Город Губаха» Пермского округа от 09 декабря 2019г. № 1439 «Об утверждении муниципальной программы Губахинского городского округа Пермского края «Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2020-2025 годы.

- постановление администрации Губахинского городского округа Пермского округа от 03 апреля 2020г. № 354 «О внесении изменений в муниципальную программу Губахинского городского округа Пермского края «Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2020-2025 годы, утверждённую постановлением администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 09 декабря 2019 года № 1439.

Постановление опубликовать на официальном сайте администрации Губахинского городского округа Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном вестнике газеты «Уральский шахтер».

Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2021 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникающие при составлении бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по инфраструктуре и ЖКХ.

Глава городского округа-

глава администрации

Губахинского городского округа Н.В. Лазейкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

администрации

от 07.09.2020 № 889

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГУБАХИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ

«Охрана окружающей среды.

Воспроизводство и использование природных ресурсов»

на 2021-2026годы

Ответственный исполнитель

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Губахинского городского округа Пермского края

Начальник управления строительства и ЖКХ

Анастасия Александровна Завизион,

тел. 8 (34 22) 4 08 24,

электронная почта: e-mail: infgkh@mail.ru;

Глава городского округа-

глава администрации

Губахинского городского округа

______________________________(Н.В.Лазейкин)

Заместитель главы по инфраструктуре

и ЖКХ____________ _____________ (И.О. Лобов)

Город Губаха

2020 год

ПАСПОРТ

муниципальной программы Губахинского городского округа Пермского края

«Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование

природных ресурсов» на 2021-2026 годы

Ответственный исполнитель программы

Администрация Губахинского городского округа Пермского края

Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края

Соисполнители программы

Управление образования администрации Губахинского городского округа Пермского края

Управление культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Губахинского городского округа Пермского края

Участники программы

Администрация Губахинского городского округа Пермского края

Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края Муниципальные бюджетные и автономные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования Губахинского городского округа

МБУК «Центральная библиотека»

Подпрограммы программы

Отсутствуют

Программно-целевые инструменты программы

В рамках муниципальной программы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ

Цели программы

- сохранение благоприятной окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений, реализация прав каждого человека на благоприятную окружающую среду;

- повышение качества работы в вопросах пропаганды и экологического воспитания населения;

- обеспечение экологической безопасности, в т.ч. эффективное обращение с отходами производства и потребления;

- сохранение памятников природы регионального значения;

- обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, сохранение природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

- выявление и ликвидация очагов распространения борщевика Сосновского на территории Губахинского городского округа, создание безопасной среды для жизни и здоровья населения

Задачи программы

- обеспечение безопасной экологической среды, информирование граждан о состоянии окружающей среды;

- развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры населения, вовлечение населения к участию в природоохранной деятельности через природоохранные мероприятия и акции;

- участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории округа, в т.ч. обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь их размещение в окружающей среде. Выявление и ликвидация несанкционированных свалок мусора в границах городского округа;

– предотвращение загрязнения и засорения водных объектов, в том числе участие в реализации мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежных зон;

- обеспечение охранных обязательств на памятники природы регионального значения;

- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

- контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством городских лесов

- проведение комплекса мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского механическими, химическими, агротехническими методами. Оценка эффективности проведенного комплекса мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского

Ожидаемые результаты реализации программы

- создание благоприятной окружающей среды, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;

- получение новых экологических знаний, создающих основу для реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды;

- участие широких слоёв населения в природоохранной деятельности, повышение уровня экологической культуры всех слоев населения, улучшение экологической обстановки в округе;

- сокращение количества несанкционированных свалок, уменьшение площади земель, занятых несанкционированными свалками снижение нагрузки на окружающую среду;

- уменьшение загрязнения и засорения берегов и прибрежных зон водных объектов;

- соблюдение режима особой охраны на территории памятников природы регионального значения, сохранение существующих природных комплексов;

- предотвращение фактов пользования недрами без лицензии на пользование недрами.

- принятие лесохозяйственного регламента – основу осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах Губахинского городского округа Пермского края

- Сокращение площади земель, засоренных борщевиком Сосновского, обеспечение охраны земель и окружающей среды, обеспечение комфортного и безопасного проживания граждан

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в один этап: 2021-2026 годы

Целевые показатели программы

N п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Плановое значение целевого показателя

на начало реализации программы

2021

2022

2023

2024

2025

2026

1

Площадь земель, занятых несанкционированными свалками

га

1,39305

1,07505

1,01505

0,98505

0,96505

0,96505

0,95805

2

Численность населения Губахинского

городского округа, привлеченного к участию в

природоохранной деятельности

%

45

45

45

45

45

45

45

3

Доля гидротехнических сооружений прудов, имеющих собственников

%

100

100

100

100

100

100

100

Объемы и источники финансирования программы

Источники финансирования

Расходы (тыс. руб.)

очередной год

2021

2022

2023

2024

2025

2026

Всего, в том числе:

516,885000

2515,824

1155,964

774,735

733,785

743,982

680,545

Бюджет Губахинского городского округа

516,885000

2515,824

1155,964

774,735

733,785

743,982

680,545

Краевой бюджет

0

0

0

0

0

0

0

Федеральный бюджет

0

0

0

0

0

0

0

Внебюджетные источники

0

0

0

0

0

0

0

Раздел 1

Характеристика текущего состояния сферы окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы

1.1. Общие положения

Муниципальная программа Губахинского городского округа Пермского края «Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование природных ресурсов » (далее - Программа) является базовым системным документом, определяющим цели, задачи и направления развития системы охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в Губахинском городском округе Пермского края на период с 2021 по 2026 годы, финансовое обеспечение, механизмы и целевые показатели реализации предусмотренных Программой мероприятий.

Программа разработана в соответствии со следующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края и Губахинского городского округа:

- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;

- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- Закон Пермского края от 03.09.2009 № 483-ПК «Об охране окружающей среды Пермского края»;

- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р «Об утверждении водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2010 № 869-р «Об утверждении комплекса мер поэтапного приведения наиболее загрязненных территорий населенных пунктов в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, обеспечивающими комфортные и безопасные условия проживания человека»

- Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 3046 «О стратегии социально-экономического развития ПК до 2026 года».

Понятия и термины, используемые в Программе:

- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

- благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

- недра - часть земной коры, расположенные ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;

- охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

- природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

- природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

- использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

- стационарный источник загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;

1.2. Характеристика текущего состояния сферы окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов, основные показатели

Губахинский Городской округ Пермского края является одним из развитых промышленных районов, имеет высокий экономический потенциал.

Основными видами экономической деятельности, в которых специализируются предприятия Губахинского городского округа, являются химическое, металлургическое производство, производство и распределение электроэнергии, пара, газа и воды.

Текущая хозяйственная деятельность предприятий обуславливает высокое негативное воздействие на окружающую среду, что не позволяет достичь требуемого качества окружающей среды.

Промышленная эксплуатация Кизеловского угольного бассейна осуществлялась более 200 лет. За период промышленной эксплуатации угольные шахты оказали существенное негативное воздействие на все компоненты окружающей природной среды, выразившееся в деградации природного ландшафта, загрязнения водных источников, атмосферного воздуха и почв твёрдыми, жидкими и пылеобразными отходами. Негативное воздействие продолжается, хотя полностью прекращена хозяйственная деятельность угольных предприятий и проводятся природоохранные работы.

Почва, как природный объект, не только геохимически аккумулирует компоненты загрязнений, но и выступает как природный буфер, контролирующий перенос химических элементов и соединений в атмосферный воздух, гидросферу, живые организмы.

25,91 Га территории округа занято объектами отходов производства и потребления, являющихся серьезным фактором негативного воздействия на окружающую среду и население, в том числе: 6,66 га – занимает полигон ТКО, по сути являющийся свалкой, 1,49 Га находится под несанкционированными свалками, 17,76 Га занимает отвал лигнина, котлован фусов и кислой смолки.

На территории Губахинского городского округа Пермского края располагаются 9 особо охраняемых природных территории (ООПТ) регионального значения, в т.ч. ландшафтные памятники природы («Крестовая гора», «Холодный Лог», «Сухой Лог»; «Ладейная гора»), геологические памятники природы («Белый Камень»; «Косьвинская карстовая арка»; «Кременное обнажение»; «Губахинская (Мариинская) пещера»; «Тёмная пещера»; «Губахинское обнажение»; охраняемый ландшафт («Ладейный Лог»), занимающие площадь 1584 Га, что составляет 1,57% от всей площади Губахинского городского округа.

Губахинский городской округ характеризуется разнообразием полезных ископаемых.

Информация

о месторождениях Губахинского городского округа

в нераспределённом фонде недр

Наименование месторождения (участка недр)

Количество запасов полезного ископаемого на отчётную дату

(на 01.01.2013г.)

Ульяновское, Ульяновский купол (Надеждинский купол находится большей частью в Добрянском районе)

Местоположение: г. Губаха, 50км к С-В от г. Добрянка

нефть С1: геологич. – 967 тыс.т., извлек-330 тыс.т.

растворённый газ С1 -9 млн. куб.м.

Косьвинское, участок Косьвинский Глубокий

Местоположение: г. Губаха, Губахинский угленосный район

Каменный уголь

забалансовые -140871 тыс. тонн

Резервный участок шахты Ключевская

Местоположение: г. Губаха, Губахинский угленосный район

Каменный уголь

А – 111 тыс. тонн

В – 6932 тыс. тонн

С1 - 28569 тыс. тонн

Общераспространенные полезные ископаемые являются источниками сырья для получения готовой промышленной продукции в целях удовлетворения нужд местного производства. Хозяйственное использование общераспространенных полезных ископаемых имеет важное значение для социально-экономического развития территории, развития малого и среднего бизнеса, обеспечения занятости населения. Общераспространенные полезные ископаемые используются для строительства жилья и промышленных объектов, развития сети автомобильных дорог федерального и местного значения, в качестве природных удобрений и кормовых добавок для животных.

Информация

о нахождений месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Губахинского городского округа

Наименование месторождения (участка недр)

Количество запасов полезного ископаемого на отчётную дату

(на 01.01.2013г.)

Северо-Семёновское

Местоположение: г. Губаха, 5 км. Ю-В. ж/д ст. Половинка

глина (кирпично-черепичное сырьё)

А - 568 тыс. куб.м.

В - 271 тыс. куб.м.

С1 -269 тыс. куб.м.

Мариинский Лог (Губахинское)

Местоположение: г. Губаха, западнее Гора Белая

глина (кирпично-черепичное сырьё)

А - 889 тыс. куб.м.

В - 353 тыс. куб.м.

С1 - 57 тыс. куб.м.

Рассольное

Местоположение: г. Губаха, 07 км западнее ж/д ст. Рассольное

Известняк (строительные камни)

А - 7287 тыс. куб.м.

В - 13450 тыс. куб.м.

С1 – 48894 тыс. куб.м.

Губахинское, участок Гора Белая

Местоположение: г. Губаха, 4 км Севернее

Известняк (карбонатные породы для обжига на известь )

В – 8351 тыс. куб.м.

С1 – 23879 тыс. куб.м.

Известняк (строительные камни)

В – 557 тыс. куб.м.

С1 – 4150 тыс. куб.м.

ООО «Западуралнеруд» получена лицензия ПЕМ 80048 ТЭ от 15.11.2012г. № 152 на право пользования недрами с целью разведки и добычи известняков южной части Северного участка Губахинского месторождения. Лицензионному участку присвоен статус горного отвода в уточнённых границах 53,9 Га.

Информация

о месторождениях пресных подземных в Губахинском городском округе

Наименование месторождения (участка недр)

Количество запасов полезного ископаемого на отчётную дату

(на 01.01.2013г.)

Аблинское

Местоположение: г. Губаха, 7-15 км к ЮЗ от г. Кизела, долина р. Абла, правого притока р. Вильва

Пресные воды

В - 3,3 тыс. куб. м./сутки

С1 - 1,7 тыс. куб. м./сутки

Шумихинское

Местоположение: г. Губаха, междуречье Косьвы и Усьвы

Пресные воды

С1 - 4 тыс. куб. м./сутки

С2 - 4,1 тыс. куб. м./сутки

Нырокское

Местоположение: граница г. Губаха и г. Гремячинск, правы берег р. Усьва, в устьевой части р. Нырок

Пресные воды

С1 – 2,1 тыс. куб. м./сутки

Согласно региональной оценке эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод по Пермскому краю составляют 7805 тыс. м3/сут. Обеспеченность ресурсами подземных вод на одного человека составляет 2,8 м3/сут.

Имеются лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземных вод:

ПЕМ 02585 ВЭ от 10.03.2016г. МУП «Тепловые сети Нагорнский» (Ключевское месторождение подземных вод);

ПЕМ 01628 ВЭ от 22.10.2003г. № 1444 МУП «Водоканал» г. Губахи (Косьвинское месторождение подземных вод);

ПЕМ 01601 ВЭ от 11.09.2003г. № 1433. изменение № 1 к лицензии от 11.08.2016г. МУП «Водоканал» г. Губахи (Нагорнское месторождение подземных вод).

На территории Губахинского городского округа располагается третье по величине водохранилище Пермского края Широковское, гидроузел которого располагается на реке Косьва – левом притоке реки Кама. Площадь зеркала 40,8 кв. км., объём 0,45 куб. км.

Из всех факторов окружающей среды наиболее значимым для здоровья человека является атмосферный воздух.

На территории округа функционирует 516 стационарных источников выбросов, из них 352 с установленными нормативами ПДВ. В атмосферный воздух в 2018 году выброшено - 7,825 тыс. тонн загрязняющих веществ (2017 год - 4,786)

С 2012 года критериями оценки состояния атмосферного воздуха являются средние величины выбросов: выбросы загрязняющих веществ, приходящиеся на единицу территории и на душу населения.

Валовый выброс загрязняющих веществ от стационарных источников в 2017 году составил 5,8 тыс. тонн (2012 год – 9,5 тыс. тонн; 2013 год – 5,0 тыс. тонн, 2014 год – 6,7 тыс. тонн; 2015 год – 5,8 тыс. тонн, 2016 год - 5,1 тыс. тонн), из расчёта: на душу населения в 2017 году приходится 164,1 кг загрязняющих веществ (2012 год – 220 кг; 2013 год – 134,6 кг, 2014 год – 185,4 кг, 2015 год - 164,1 кг, 2016 - 145,6 кг), на 1 кв.км. территории в 2017 году приходилось 5,8 тонн выбросов вредных веществ (2012 год – 9,4 тонны; 2013 год – 4,9 тонны, 2014 год – 6,6 тонн, 2015 год – 5,8 тонн, 2016 год – 5,0 тонн).

Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха в г. Губахе проводится на двух стационарных постах Пермского ЦГМС филиала ФГБУ «Уральское УГМС» по 23 показателям: взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, сероводород, фенол, аммиак, формальдегид, ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы, этилбензол), банз(а)пирен, тяжёлые металлы (хром, никель, свинец, марганец, медь, цинк, железо, кадмий, магний).

За 2018 год в г. Губаха отобрано и проанализировано 12 130 проб атмосферного воздуха.

Для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха используются 3 показателя качества воздуха: индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), стандартный индекс (СИ) и наибольшая повторяемость превышения ПДК (НП).

В 2018 году ориентировочный уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризовался как низкий СИ=6,2 (взвешенные вещества), НП=3,7% (взвешенные вещества), ИЗА низки й. Общее количество превышений ПДК за год – 111 случаев, из них превышений максималь-ных разовых ПДКм.р. – 65 случаев.

В предыдущем 2017 году уровень загрязнения атмосферного воздуха был повышенный: СИ=4,9 (бенз(а)пирен), НП=1,4 % (формальдегид), ИЗА=5 (повышенный). Общее количество превышений ПДК за год – 100 случаев.

В 2018 году превышения максимальной разовой ПДКм.р. отмечено по веществам: взвешенные вещества, 44 случая – до 6,2ПДК; диоксид азота, 3 случая – до 1,2ПДК; фенол, 6 случаев – до 3,0ПДК; аммиак, 2случая – до 1,5ПДК, формальдегид, 10 случаев – до 2,7ПДК.В 2018 году максимальные из среднесуточных концентраций ароматических углеводородов отмечены по 2 веществам: бензол, 2 случая – до 1,4ПДК; этилбензол, 36 случаев – до 4,4ПДК. В 2018 году отмечено 8 случаев превышения среднемесячных концентраций по бенз(а)пирену до 3,4ПДК.Средние годовые концентрации определяемых веществ: диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, фенол, аммиак, формальдегид, бензол, тяжелые металлы (железо, кадмий, марганец, медь, никель, свинец, хром, цинк, магний) обнаружены ниже 1 ПДК. Средняя годовая концентрация по взвешенным веществам превысила ПДК в 1,2 раза, по бенз(а)пирену – в 1,1 раза. Средняя годовая концентрация формальдегида равна 0,009мг/м3, что в соответствии с нормативами ПДКс.с. на формальдегид менее 1 ПДК.

Тенденция загрязнения атмосферы г. Губахи за 2014-2018 годы Средние концентрации взвешенных веществ, диоксида азота, оксида азота, фенола, аммиака, формальдегида, бензола, толуола, этилбензола, тяжелых металлов (железо, магний, марганец, медь, цинк,) повысились. Снизились средние концентрации диоксида серы, оксида углерода, сероводорода, бенз(а)пи-рена. Средние концентрации ароматических углеводородов (ксилолы), тяжелых металлов (никель, свинец, хром, кадмий) остались без изменения

Состояние окружающей среды оказывает огромное влияние на качество жизни.

К индикаторным, в отношении качества среды обитания показателям состояния здоровья населения по данным Всемирной Организации Здравоохранения, наряду с ожидаемой продолжительностью жизни, смертностью, относится заболеваемость. Детское население является индикатором экологически обусловленной (экологически зависимой) патологии.

По материалам государственной статистики и исследований ФГУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

Исследования, позволили установить и оценить факторы риска отклонений лабораторных (биохимических, цитогенетических и иммунологических) показателей, характеризующих развитие негативных эффектов в органах и системах, ассоциированных с повышенным уровнем содержания в организме исследуемых химических соединений.

Выделенный комплекс лабораторных показателей, являющихся маркерами ответа, позволил обосновать критерии доказанности на индивидуальном уровне нарушений здоровья, развившихся вследствие экспозиции внешнесредовых факторов риска.

У детей г. Губаха, проживающих в условиях хронического аэрогенного загрязнения атмосферного воздуха соединениями марганца, свинца, хрома, альдегидов, ароматических углеводородов (бензола, толуола, этилбензола, ксилолов, фенола) и обследованных в рамках оказания специализированной лечебно-диагностической помощи детскому населению из экологически неблагополучных территорий Пермского края, регистрировались экологически детерминированные заболевания органов дыхания, гастродуоденальной зоны желудочно -кишечного тракта, вегетативной нервной системы, кожи, иммунной системы. На основании анализа амбулаторных карт и данных осмотра детей установлено, что длительность основного заболевания колебалась от 1 до 6 лет.

Медико-экологические показатели здоровья населения (показатели накопления токсикантов в биологических средах детей): в результате оценки содержания в биосредах детей органических загрязняющих веществ установлены повышенные по сравнению с фоновыми уровнями концентрации формальдегида (регистрируется превышение фона в 1,2 – 2,1 раза в крови и в 1,7 – 5,7 в моче), фенола (до 3 раз в крови). В крови детей определяются ароматические (бензол, толуол, этилбензол, п,-м,-о-ксилол) и хлорорганические углеводороды (хлороформ, тетрахлорметан, 1,2-дихлор-этан, дибромхлорметан, дихлорбромметан), стирол, при их отсутствии в норме.

В крови детей, постоянно проживающих в г. Губаха, выявлены: метиловый спирт, бензол, толуол, этилбензол, формальдегид.

Продолжается загрязнение реки Косьва, которая является наиболее загрязненной среди крупных рек, в нее впадает большой объем шахтных вод из штольни шахты им. Калинина. Средний объём излива шахтных вод в бассейн р. Косьвы составляет 19147 тыс. куб.м. в год. В 2017 -2018 годах отмечено увеличение объёма излива шахтных вод за счёт климатических факторов (затяжная весна, дождливое лето).

Химический состав шахтных вод, изливающихся на поверхность, по-прежнему остается неудовлетворительным. Анализ приведенных данных показывает, что наиболее загрязненными, как и в предыдущие периоды наблюдений, остаются воды, изливающиеся из штольни шахты им. Калинина, трубного ходка шахты им. Крупской. Начавшиеся изливаться воды из шахты «Нагорная» были наиболее загрязненными.

Содержание основных химических компонентов в сотни и тысячи раз превышают ПДК, что создает угрозу для естественного гидрохимического режима подземных водоносных горизонтов, а также поверхностных водотоков и образованию деградированных земель.

По результатам статистической обработки результатов гидрохимических наблюдений качества водных объектов, проводимых Пермским ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» установлено, что:

Среднегодовые концентрации, превышающие ПДК, по содержанию железа составили 35 ПДК (в 2017 году – 39 ПДК), марганца – 11 ПДК (в 2017 году – 10 ПДК), меди – 2 ПДК (в 2017 году – 3 ПДК), цинка – менее ПДК (в 2017 году – 3 ПДК), фенолов летучих – 4 ПДК (в 2017 году – 3 ПДК). Максимальные концентрации железа в 3 случаях, как и в 2017г., достигали уровня экстремально высокого загрязнения водного объекта (критерий ЭВЗ ≥ 50 ПДКр/хоз) – 50-73 ПДК и 3 случая уровня высокого загрязнения водного объекта (критерий ВЗ ≥ 30 ПДКр/хоз) – 31-49 ПДК. Основная причина загрязнения – самоизлив шахтных вод закрытых шахт Кизеловского угольного бассейна.

Максимальная концентрация фенолов зафиксирована в ноябре – 15 ПДК. Уровень загрязнения воды р. Косьвы ниже г. Губахи остается стабильно высоким, как и в 2017 году критические показатели загрязнен-ности воды – железо, марганец. Качество воды ниже г. Губахи характеризует воду в р. Косьве как «грязную» (4 класс качества, разряд «А») и указывает на стабилизацию уровня загрязненности реки

Породный отвал шахты им. Крупской, располагаясь на берегах р. Косьвы, омывается водами, вследствие чего происходит выщелачивание массы и постоянное загрязнение водотока. Стоки с породных отвалов являются эпизодическим очагом химического загрязнения окружающей природной среды Кизеловского бассейна. В результате действия атмосферных осадков из породных отвалов выщелачиваются в больших концентрациях бериллий, литий, марганец, алюминий, железо, повсеместно, обнаруживается кадмий, кобальт, никель, кремний и сульфатный ион. Анализ химического состава стоков с породных отвалов показывает, что это очень жесткие воды с кислой реакцией среды (рН < 3)

Проведение мероприятий по рекультивации позволит исключить данное влияние на экосистему.

Обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь их размещение в окружающей среде, остаётся одной из важнейших экологических задач в сфере обращения с отходами.

На территории округа имеется потребность в обработке (сортировке) отходов.

Федеральный закон от 29.12.2014г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внёс существенные изменения в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами.

Министерством строительства и ЖКХ Пермского края планомерно осуществляется реформирование системы обращения ТКО, заключающегося в строительстве и эксплуатации современной системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов на территории Пермского края на основе Концессионного соглашения.

Администрацией Губахинского городского округа, со своей стороны, созданы условия для строительства на территории округа мусороперегрузочной станции с мусоросортировочным комплексом. Для этих целей выделен земельный участок, восточнее промплощадки ПАО «Метафракс», кадастровый номер земельного участка 59:05:0104001:65, площадью 20019 кв.м. В дальнейшем планируется передача земельного участка в Концессию Управлению капитального строительства Пермского края в безвозмездное срочное пользование.

На территории Губахинскгоко городского округа Пермского края имеется 1 санкционированный объект размещения отходов (ОРО) – полигон твёрдых бытовых отходов г. Губахи, площадью 6,66 Га. Земельный участок под полигоном находится в собственности Губахинского городского округа, свидетельство о государственной регистрации права 17.02.2014г. № 59-59-04/101/2014-455.

Полигон (ранее - городская свалка) эксплуатируется с 10.06.1963 года, официально введён в эксплуатацию в 1991 году. В настоящее время деятельность по эксплуатации полигона ТКО г. Губахи осуществляется ООО «ЭкоАльянс» в соответствии с соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.03.2015г. Год окончания эксплуатации – 2032. Регистрация в ГРОРО 59-00105-З-00136-250418. Лицензия № (59)-6068-СТР от 26.07.2018 г.

Проблема несанкционированного размещения отходов в окружающей среде и как следствие – образование несанкционированных свалок отходов - является актуальной и наиболее значимой. На 01.07.2019г. в границах Губахинского городского округа подлежат ликвидации 16 несанкционированных свалок мусора.

Одним из факторов, оказывающих антропогенное воздействие на природные экологические системы, является неорганизованная рекреация. С каждым годом антропогенная нагрузка на особо охраняемые природные территории (ООПТ) растет, вызывая необратимые нарушения уникальных природных объектов. На региональных ООПТ не обустроены комплексные экологические тропы, включающие объекты туристической инфраструктуры (стоянки, лестницы, смотровые площадки), информационные стенды и природоохранные знаки на популярных туристических маршрутах, пролегающих вблизи объектов природного наследия - редких и уникальных ландшафтов, видов биологического разнообразия.

Взятые администрацией Губахинского городского округа охранные обязательства по обеспечению соблюдения режима особой охраны на территории памятников природы, в силу ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», позволит сохранить в естественном состоянии наиболее ценные природные комплексы.

В большинстве случаев нарушения при обращении с общераспространенными полезными ископаемыми связаны с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами, либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Проводится целенаправленная работа по формированию экологической культуры, которая реализуется через систему экологического образования, воспитания и просвещения населения.

«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации…» (Г.Ягодин, Л.Третьякова).

Экологическое образование, как система обучения, внедрено в процесс обучения всеми образовательными учреждениями округа.

Все дошкольные образовательные учреждения внедряют в практику компоненты экологического образования, как начальной ступени в системе непрерывного экологического образования.

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в деятельности МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 2» и МАДОУ «Детский сад № 10».

Среди ключевых направлений можно выделить следующие:

− внедрение ступенчатой системы экологического образования: детский сад- школа – техникум;

− развитие системы экологического дополнительного образования через деятельность ГМЭЦ «Экватор», кружок «Юный геолог», школьные лесничества;

− инициирование активности всех групп населения через организацию экологических конкурсов, акций, праздников, рейдов и т.д.;

− развитие экологического образования средствами образовательных учреждений, музеев, библиотечных систем, общественных организаций, заповедников;

− организация экологического информирования населения округа через средства массовой информации, Интернет, социальные сети;

1.3. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы

Самой первой необходимостью для человека есть и будет - среда, в которой он живет. В современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. В настоящее время делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты и эту работу нужно продолжать.

Охрана окружающей среды система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшие факторы окружающей среды - атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.

В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы охраны окружающей среды стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей.

Охрана природы - финансово ёмкое направление деятельности. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии.

Формирование и совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды - одна из важнейших проблем современной экономики. В условиях финансового кризиса экологические проблемы уходят на второй план, финансовые ресурсы на природоохранные мероприятия значительно сокращаются, несмотря на то, что количество и масштабы экологических проблем увеличиваются. Недостаточное финансирование может привести к тому, что за финансовым кризисом последует еще более серьезный кризис - экологический. Поэтому проблемы и вопросы финансирования охраны окружающей среды весьма актуальны в настоящих условиях.

Решение актуальных задач требует комплексного, системного подхода, тем более, в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

При реализации муниципальной программы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению планируемых результатов:

риски, связанные с изменением бюджетного законодательства;

финансовые риски: финансирование Программы не в полном объеме в связи с неисполнением доходной части бюджета городского округа;

при размещении муниципальных заказов согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» некоторые процедуры торгов могут не состояться в связи с отсутствием претендентов;

заключение муниципальных контрактов и договоров с организациями, которые окажутся неспособными исполнить свои обязательства.

В таком случае Программа подлежит корректировке. Проведение повторных процедур приведет к изменению сроков исполнения программных мероприятий.

Способами ограничения рисков являются:

а) концентрация ресурсов на решении приоритетных задач;

б) изучение и внедрение положительного опыта других муниципальных образований;

в) повышение результативности реализации программы и эффективности использования бюджетных средств;

г) своевременное внесение изменений в бюджет и муниципальную Программу.

Раздел 2

Цели и задачи муниципальной программы

2.1. Приоритетами социально-экономического развития в сфере окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Губахинского городского округа являются:

- Создание комфортных условий проживания на основе улучшения качества окружающей среды и благоустройства городских территорий.

- Обеспечение экологической устойчивости и повышение безопасности систем жизнеобеспечения городского округа, формирование у жителей города экологического мировоззрения и культуры.

- Охват всех слоев населения экологическим просвещением, образованием, воспитанием, формирование активной гражданской позиции и ответственности.

2.2. Основные цели муниципальной программы:

- сохранение благоприятной окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений, реализация прав каждого человека на благоприятную окружающую среду;

- повышение качества работы в вопросах пропаганды и экологического воспитания населения;

- обеспечение экологической безопасности, в т.ч. эффективное обращение с отходами производства и потребления;

- сохранение памятников природы регионального значения;

- обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, сохранение природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

- Выявление и ликвидация очагов распространения борщевика Сосновского на территории Губахинского городского округа, создание безопасной среды для жизни и здоровья населения»

2.3. Достижение поставленных в Программе целей потребует решения следующих задач:

- Обеспечение безопасной экологической среды, информирование граждан о состоянии окружающей среды;

- Развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры населения, вовлечение населения к участию в природоохранной деятельности через природоохранные мероприятия и акции;

- Участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории округа, в т.ч. обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь их размещение в окружающей среде. Выявление и ликвидация несанкционированных свалок мусора в границах городского округа;

– Предотвращение загрязнения и засорения водных объектов, в том числе участие в реализации мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежных зон;

- Обеспечение охранных обязательств на памятники природы регионального значения;

- Контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- Контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством городских лесов.

- Проведение комплекса мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского механическими, химическими, агротехническими методами. Оценка эффективности проведенного комплекса мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского».

Раздел 3

Прогноз конечных результатов муниципальной программы

3.1. Развитие сферы окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в период действия Программы будет определяться тенденциями развития экономики Российской Федерации, Пермского края и Губахинского городского округа.

3.2. В результате реализации мероприятий Программы ожидается достижение следующих показателей развития Губахинского городского округа к концу 2026 года:

3.2.1. в качественном выражении:

- Создание благоприятной окружающей среды, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;

- Получение новых экологических знаний, создающих основу для реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды;

- Участие широких слоёв населения в природоохранной деятельности, повышение уровня экологической культуры всех слоев населения, улучшение экологической обстановки в округе;

- Сокращение количества несанкционированных свалок, уменьшение площади земель, занятых несанкционированными свалками снижение нагрузки на окружающую среду;

- Уменьшение загрязнения и засорения берегов и прибрежных зон водных объектов;

- Соблюдение режима особой охраны на территории памятников природы регионального значения, сохранение существующих природных комплексов;

- Предотвращение фактов пользования недрами без лицензии на пользование недрами;

- Принятие лесохозяйственного регламента – основу осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах Губахинского городского округа Пермского края.

- Сокращение площади земель, засоренных борщевиком Сосновского, обеспечение охраны земель и окружающей среды, обеспечение комфортного и безопасного проживания граждан

3.1.2. в количественном выражении:

- Сохранение численности населения Губахинского городского округа, привлеченного к участию в природоохранной деятельности не менее 45 %;

- Площадь земель, занятых несанкционированными свалками, сокращение с 1,49305 до 0,95805 га

- Сохранение числа гидротехнических сооружений прудов, имеющих собственников на уровне 100 %.

Раздел 4

Сроки реализации муниципальной программы

4.1. Срок реализации Программы 2021-2026 годы.

4.2. Программа не имеет разбивки на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода действия Программы.

Раздел 5

Основные мероприятия муниципальной программы

5.1. Мероприятия Программы обеспечивают решение задач и достижение цели Программы.

5.2. Подробный перечень мероприятий Программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов изложен в приложении 1 к Программе.

5.3. Программа предполагает реализацию следующих основных мероприятий:

- обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления;

- организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры населения;

- рациональное использование природных ресурсов;

- мероприятия по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского на территории городского округа»

5.3.1. Основное мероприятие «Обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления»

Описание мероприятия:

Реализация данного мероприятия позволит сократить количество несанкционированных свалок, уменьшить площади земель, занятых несанкционированными свалками, снизить нагрузку на окружающую среду.

Цель мероприятия:

- сохранение благоприятной окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений, реализация прав каждого человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение экологической безопасности, в т.ч. эффективное обращение с отходами производства и потребления.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- Участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории округа, в т.ч. обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь их размещение в окружающей среде. Выявление и ликвидация несанкционированных свалок мусора в границах городского округа;

Участники мероприятий: администрация Губахинского городского округа Пермского края, Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края, юридические лица и индивидуальные предприниматели – победители госзакупок.

Механизм реализации мероприятий:

Проведение систематической работы по выявлению несанкционированных мест сброса отходов, в целях развития и совершенствования системы учета и обращения с отходами в Пермском крае, согласно постановления Правительства Пермского края за № 1162-п от 23 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов производства и потребления Пермского края и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Пермского края».

Проведение процедуры закупок в соответствии с федеральным законом РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заключение муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в границах городского округа.

5.3.2. Основное мероприятие «Организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры населения»

Описание мероприятия:

Получение новых экологических знаний, создающих основу для реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, позволит сформировать, развить и повысить уровень экологического образования и экологической культуры населения.

Привлечь внимание населения на существующие экологические проблемы, заинтересовать широкие слои населения для участия в практической природоохранной деятельности, как следствие - повышение уровня экологической культуры всех слоев населения, улучшение экологической обстановке в округе.

Цель мероприятия:

- повышение качества работы в вопросах пропаганды и экологического воспитания населения;

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- Развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры населения, вовлечение населения к участию в природоохранной деятельности через природоохранные мероприятия и акции;

Участники мероприятий:

Администрация Губахинского городского округа Пермского края, Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края; Управление образования администрации Губахинского городского округа Пермского края; Управление культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Губахинского городского округа Пермского края, муниципальные бюджетные и автономные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования Губахинского городского округа, МБУК «Центральная библиотека»

Механизм реализации мероприятий:

Предоставление субсидии бюджетным, автономным образовательным учреждениям округа, учреждениям дополнительного образования на осуществление экологической деятельности учреждений, проведение экологических праздников, участие в краевых конкурсах, семинарах, конференциях

5.3.3. Основное мероприятие «Рациональное использование природных ресурсов»

Мероприятие 1: «Взаимодействие с предприятиями и учреждениями округа по установлению собственности гидротехнического сооружения (ГТС)»

Описание мероприятия:

Установление собственника гидротехнического сооружения (ГТС) проводится в первую очередь для обеспечения безопасности как самого гидротехнического сооружения, так и населения, которое потенциально располагается в зоне возможного затопления. Собственник ГТС следит за техническим состоянием этого сооружения, разрабатывает декларацию безопасности ГТС, где есть все параметры, технические данные, ремонтные и регламентные работы, которые необходимо провести для поддержания ГТС в нормальном состоянии.

Цель мероприятия:

- Обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- Предотвращение загрязнения и засорения водных объектов, в том числе участие в реализации мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежных зон;

Участники мероприятий:

Администрация Губахинского городского округа Пермского края, Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края, собственники ГТС.

Механизм реализации мероприятий:

Взаимодействие с предприятиями и учреждениями округа по установлению собственности ГТС.

5.3.4. Основное мероприятие «Мероприятия по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского на территории городского округа»

Описание мероприятия:

Реализация данного мероприятия позволит сократить площади земель, засоренных борщевиком Сосновского, обеспечить охрану земель и окружающей среды, обеспечить комфортное и безопасное проживание граждан.

Цель мероприятия:

- Выявление и ликвидация очагов распространения борщевика Сосновского на территории Губахинского городского округа, создание безопасной среды для жизни и здоровья населения

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- Проведение комплекса мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского механическими, химическими, агротехническими методами. Оценка эффективности проведенного комплекса мероприятий по уничтожению борщевика Сосновского.

Участники мероприятий: администрация Губахинского городского округа Пермского края, Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края, юридические лица и индивидуальные предприниматели – победители госзакупки.

Механизм реализации мероприятий:

Предоставление гранта в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на реализацию мероприятия по предотвращению, распространению и уничтожению борщевика Сосновского на территории городского округа»

Мероприятие 2: «Охрана, защита и воспроизводство лесов»

Описание мероприятия:

Проведение специализированным учреждением лесоустройства городских лесов, разработка лесохозяйственного регламента, что позволит принять лесохозяйственный регламент – основу осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах Губахинского городского округа Пермского края

Цель мероприятия:

- Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, сохранение природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- Контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством городских лесов

Участники мероприятий:

Администрация Губахинского городского округа Пермского края, Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края, юридические лица и индивидуальные предприниматели – победители госзакупок.

Механизм реализации мероприятий:

Проведение процедуры закупок в соответствии с федеральным законом РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заключение муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ по лесоустройству.

Раздел 6

Основные меры правового регулирования, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы

6.1. Сведения об основных мерах правового регулирования, необходимых для реализации мероприятий, направленных на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов приведены в приложении 2 к Программе.

Раздел 7

Перечень и краткое описание подпрограмм

7.1. Программа реализуется в целом, без деления на подпрограммы.

Раздел 8

Целевые показатели муниципальной программы

8.1. Оценка эффективности и результативности реализации Программы будет производиться на основе системы целевых показателей, достижение которых необходимо для выполнения поставленной цели. Целевые показатели Программы оцениваются в целом для Программы.

8.2. К целевым показателям Программы относятся:

- площадь земель, занятых несанкционированными свалками;

- численность населения Губахинского городского округа, привлеченного к участию в природоохранной деятельности;

- доля гидротехнических сооружений прудов, имеющих собственников.

8.3. Плановые значения целевых показателей реализации Программы, по которым будет оцениваться эффективность и результативность реализации Программы, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с конечными целевыми показателями Программы приведены в приложении 3 к Программе. Сведения о порядке сбора информации и методике расчета фактических значений целевых показателей муниципальной программы приведены в приложении 4 к Программе.

Раздел 9

Ресурсное обеспечение муниципальной программы

9.1. Общая потребность финансового обеспечения Программы за счет средств бюджетов Российской Федерации, Пермского края и Губахинского городского округа на 2021-2026 годы составляет 6 604,835 тыс.руб. (приложения № 5-9), в том числе:

на 2021 год – 2 515,824 тыс.руб.,

на 2022 год – 1 155,964 тыс.руб.,

на 2023 год – 774,735 тыс.руб.,

на 2024 год – 733,785 тыс.руб.,

на 2025 год – 743,982 тыс.руб.

на 2026 год – 680,545 тыс.руб.

9.2. Объем средств, предусмотренных на финансирование мероприятий Программы, определяется ежегодно при формировании бюджета Губахинского городского округа и утверждается решением о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Раздел 10

Описание мер регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы

10.1. К рискам реализации Программы следует отнести следующие:

институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Программы на уровне Губахинского городского округа Пермского края;

организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Программы или задержке в их выполнении;

финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Программы;

непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации и Пермского края, с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации средств бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.

10.2. Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Программы.

10.2.1. Уровень влияния - умеренный.

10.2.1.1. Институционально-правовые риски:

отсутствие нормативного регулирования основных мероприятий Программы.

Меры по снижению риска:

принятие нормативных правовых актов Губахинского городского округа Пермского края, регулирующих предпринимательскую и инвестиционные сферы, земельные и имущественные отношения, налоги.

10.2.1.2. Организационные риски:

неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Программы;

недостаточная гибкость и адаптируемость Программы к изменению тенденций экономического развития.

Меры по снижению риска:

повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий;

координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей и налаживание административных процедур для снижения данного риска.

10.2.2. Уровень влияния - высокий.

10.2.2.1. Финансовые риски:

дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию основных мероприятий Программы.

Меры по снижению риска:

обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям Программы, в соответствии с ожидаемыми конечными результатами.

10.2.2.2. Непредвиденные риски:

резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса;

природные и техногенные катастрофы и катаклизмы.

Меры по снижению риска:

осуществление прогнозирования социально-экономического развития с учетом возможного ухудшения экономической ситуации.

10.3. Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы может оказать реализация финансовых и непредвиденных рисков, которые содержат угрозу срыва реализации Программы. Поскольку в рамках реализации Программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.

Раздел 11

Методика оценки эффективности муниципальной программы

11.1. Общие положения

11.1.1. Ответственный исполнитель муниципальной программы использует результаты оценки эффективности ее выполнения при принятии решений о подготовке предложений по корректировке Программы в случае выявления факторов, существенно влияющих на ход реализации Программы.

11.1.2. Расчет эффективности реализации Программы за отчетный период осуществляется в несколько этапов:

11.1.2.1. определение степени достижения прогнозных значений целевых показателей, показателей подпрограмм, показателей непосредственного результата основных мероприятий (далее - показатели);

11.1.2.2. определение степени освоения средств, направленных на реализацию Программы;

11.1.2.3. проведение комплексной оценки эффективности реализации Программы.

11.2. Определение степени достижения прогнозных значений показателей Программы

11.2.1. Степень достижения прогнозируемого значения определенного показателя Программы (ПГП) устанавливается на основе соотношения фактических данных с прогнозируемыми и определяется по формуле:

где

Пф - фактическое значение показателя Программы за отчетный год;

Пп - прогнозируемое значение показателя Программы на отчетный год по состоянию на конец отчетного года.

11.2.2. В случае если показатель Программы является регрессирующим (прогнозируемые значения предполагают постепенное уменьшение), то расчет степени достижения прогнозируемого значения показателя Программы (ПГП) производится наоборот - путем соотношения прогнозных величин с фактическими.

11.2.3. Полученное в процентах значение ПГП переводится по шкале оценки от 0 до 1, при этом в случаях, когда значение ПГП больше 100%, значение принимается равным 1.

11.2.4. Производится интерпретация полученных значений, степень достижения прогнозируемого значения показателя Программы является:

11.2.4.1. наивысшей, если ПГП = 1;

11.2.4.2. высокой, если 0,95 <= ПГП < 1;

11.2.4.3. средней, если 0,8 < ПГП < 0,95;

11.2.4.4. низкой, если ПГП < 0,8.

11.2.5. Интегральная оценка степени достижения прогнозируемых значений показателей Программы (ИПГП) определяется по формуле:

где

ПГПi - степень достижения прогнозируемого значения определенного показателя Программы (берется значение от 0 до 1);

N - количество показателей муниципальной программы.

11.2.6. Производится интерпретация полученных значений, степень достижения прогнозируемых значений показателей Программы является:

11.2.6.1. наивысшей, если ИПГП = 1;

11.2.6.2. высокой, если 0,95 <= ИПГП < 1;

11.2.6.3. средней, если 0,8 <= ИПГП < 0,95;

11.2.6.4. низкой, если ИПГП 0,8.

11.2.7. При оценке степени достижения прогнозных значений показателей Программы:

11.2.7.1. исключаются из расчета показатели, достижение прогнозных значений которых оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) <1>;

<1> На основании подтверждающих документов.

11.2.7.2. включаются в расчет данные за предыдущий отчетный период (год) в части показателей, расчет фактических значений которых производится после срока формирования ответственным исполнителем годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы <2>;

<2> По объективным причинам, с учетом данных методики расчета значений показателей, утверждаемой приказом ответственного исполнителя.

11.2.7.3. если мероприятие носит заявительный характер, то его результат считается достигнутым вне зависимости от исполнения прогнозных значений.

11.3. Определение степени освоения средств, направленных

на реализацию Программы

11.3.1. Степень освоения средств, направленных на реализацию Программы (ФГП), рассчитывается как соотношение фактически произведенных в отчетном финансовом году расходов на реализацию Программы к их плановым значениям и определяется по формуле:

где

Фф - фактические кассовые расходы на реализацию Программы за отчетный финансовый год;

Фп - плановый объем расходов, предусмотренный на реализацию Программы по состоянию на конец отчетного финансового года <3>.

11.3.2. Полученное в процентах значение ФГП переводится по шкале оценки от 0 до 1, при этом в случаях, когда значение ФГП больше 100%, значение принимается равным 1.

11.3.3. Производится интерпретация полученных значений, степень освоения средств, направленных на реализацию Программы, является:

11.3.3.1. наивысшей, если ФГП = 1;

11.3.3.2. высокой, если 0,95 <= ФГП < 1;

11.3.3.3. средней, если 0,8 <= ФГП < 0,95;

11.3.3.4. низкой, если ФГП < 0,8.

11.4. Комплексная оценка эффективности реализации Программы

11.4.1. Комплексная оценка эффективности реализации Программы (ЭГП) (далее - показатель комплексной оценки эффективности реализации Программы) определяется по формуле:

где

ЗКi - значение определенного критерия эффективности Программы (от 0 до 1);

ВКi - вес в оценке определенного критерия эффективности Программы (до 100%).

11.4.2. Критериями эффективности Программы являются степень достижения прогнозных значений показателей Программы (вес в оценке - 60%), а также степень освоения средств, направленных на реализацию Программы (вес в оценке - 40%).

11.4.3. Производится интерпретация полученных значений показателя комплексной оценки эффективности реализации Программы, эффективность реализации Программы является:

11.4.3.1. наивысшей, если ЭГП = 1;

11.4.3.2. высокой, если 0,95 <= ЭГП < 1;

11.4.3.3. средней, если 0,8 <= ЭГП < 0,95;

11.4.3.4. низкой, если ЭГП < 0,8.

11.5. Настоящая методика подразумевает необходимость проведения оценки эффективности Программы в течение срока ее реализации не реже одного раза в год.

Приложение 1

к постановлению

Перечень

мероприятий муниципальной программы Губахинского городского округа Пермского края

«Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование

природных ресурсов» на 2021-2026 годы

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель, соисполнители, участники

Срок

Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание)

начала реализации

окончания реализации

1

Основное мероприятие 1:

Обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, в том числе:

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Губахинского городского округа

01.01.2021

31.12.2026

Создание благоприятной окружающей среды, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду;

Сокращение количества несанкционированных свалок, уменьшение площади земель, занятых несанкционированными свалками снижение нагрузки на окружающую среду;

Уменьшение загрязнения и засорения берегов и прибрежных зон водных объектов.

Мероприятие 1.1.:

Ликвидация несанкционированных свалок мусора в границах городского округа

01.01.2021

31.12.2026

2

Основное мероприятие 2:

Организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры населения, в том числе:

Администрация Губахинского городского округа Пермского края, Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края,

Управление образования администрации Губахинского городского округа Пермского края

Управление культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Губахинского городского округа Пермского края, муниципальные бюджетные и автономные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования Губахинского городского округа, МБУК «Центральная библиотека»

01.01.2021

31.12.2026

Получение новых экологических знаний, создающих основу для реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды;

Участие широких слоёв населения в природоохранной деятельности, повышение уровня экологической культуры всех слоев населения, улучшение экологической обстановки в округе.

Мероприятие 2.1.:

Экологическое образование и просвещение населения в т.ч. предоставление субсидии на осуществление экологической деятельности кружка «Юный геолог» МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «СПЕКТР», участие в российских, краевых и городских конкурсах, олимпиадах

01.01.2021

31.12.2026

Мероприятие 2.2.:

Экологическое образование и просвещение населения в т.ч. предоставление субсидии МАОУ «ООШ № 2» на осуществление экологической деятельности ГМЭЦ «Экватор», организацию и проведение общегородских экологических праздников, акций, участие в российских, краевых и городских конкурсах, олимпиадах, конференциях

01.01.2021

31.12.2026

Мероприятие 2.3.:

Экологическое образование и просвещение населения в т.ч. предоставление субсидии на осуществление экологической деятельности МАДОУ детский сад «Золотой ключик», участие в городских и краевых конкурсах, олимпиадах, конференциях

01.01.2021

31.12.2026

Мероприятие 2.4.:

Экологическое образование и просвещение населения в т.ч. предоставление субсидии на осуществление экологической деятельности эколого- краеведческому отделу (ЭКО) МБУК «Центральная библиотека», организацию и проведение общегородских экологических мероприятий

01.01.2021

31.12.2026

3

Основное мероприятие 3:

Рациональное использование природных ресурсов

Администрация Губахинского городского округа Пермского края, Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края

01.01.2021

31.12.2026

Мероприятие 3.1.:

Взаимодействие с предприятиями и учреждениями округа по установлению собственности гидротехнического сооружения (ГТС)

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Губахинского городского округа Пермского края

01.01.2021

31.12.2026

Обеспечение безопасности. Предотвращение загрязнения и засорения водных объектов

Мероприятие 3.2.:

Охрана, защита и воспроизводство лесов

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Губахинского городского округа Пермского края

01.01.2021

31.12.2026

Принятие лесохозяйственного регламента – основу осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах Губахинского городского округа Пермского края

4

Основное мероприятие 4:

Мероприятия по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского на территории городского округа

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Губахинского городского округа Пермского края

01.01.2021

31.12.2026

Реализация данного мероприятия позволит сократить площади земель, засоренных борщевиком Сосновского, обеспечить охрану земель и окружающей среды, обеспечить комфортное и безопасное проживание граждан.

Мероприятие 4.1.:

Предоставление гранта в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на реализацию мероприятия по предотвращению, распространения и уничтожению борщевика Сосновского на территории городского округа

30.04.2021

31.12.2022

Приложение 2

Основные меры

правового регулирования, необходимых для реализации мероприятий, направленных на достижение целей

и конечных результатов муниципальной программы Губахинского городского округа Пермского края

«Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование природных ресурсов»

на 2021-2026 годы

N п/п

Вид нормативного правового акта

Основные положения нормативного правового акта

Ответственный исполнитель и соисполнители

Ожидаемый срок

исполнения

1

Постановление администрации Губахинского городского округа Пермского края

Разработка порядка предоставления субсидий бюджетным, автономным образовательным учреждениям округа, учреждениям дополнительного образования на осуществление экологической деятельности учреждений

Администрация Губахинского городского округа Пермского края,
Управление образования администрации Губахинского городского округа Пермского края; Управление культуры, спорта, молодежной политики и туризма администрации Губахинского городского округа Пермского края

2

Правила благоустройства и содержания территории Губахинского городского округа Пермского края, утверждённые решением Губахинской городской Думы II созыва от 21.02.2019г. № 134

Установление требований по обращению с отходами

на территории округа

Администрация Губахинского городского округа Пермского края,

Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края

3

Постановление администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 01.10.2014г. № 1094 «Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд на территории Губахинского городского округа»

Установление порядка использования для личных и бытовых нужд водных объектов общего пользования, расположенных на территории Губахинского городского округа

Администрация Губахинского городского округа Пермского края,

Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края

Приложение 3

Перечень

целевых показателей муниципальной программы Губахинского городского округа Пермского края

«Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование природных ресурсов»

на 2021-2026 годы

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

ГРБС

Плановое значение целевого показателя

Наименование программных мероприятий

на начало реализации программы

2021

2022

2023

2024

2025

2026

1

Площадь земель, занятых несанкционированными свалками

га

Управление строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края

1,39305

1,07505

1,01505

0,98505

0,96505

0,95805

0,95805

Обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, в том числе:

ликвидация несанкционированных свалок мусора в границах городского округа

2

Численность населения Губахинского городского округа, привлечённого к участию в природоохранной деятельности

%

Администрация Губахинского городского округа Пермского края

45

45

45

45

45

45

45

Организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры населения

3

Доля гидротехнических сооружений, прудов, имеющих собственников

%

Администрация Губахинского городского округа Пермского края

100

100

100

100

100

100

100

Взаимодействие с предприятиями и учреждениями округа по установлению собственности ГТС

Приложение 4

Сведения

о порядке сбора информации и методике расчета фактических значений целевых показателей муниципальной программы Губахинского городского округа Пермского края

«Охрана окружающей среды. Воспроизводство и использование природных ресурсов»

на 2021-2026 годы

№ п/п

Наименование целевого показателя

Единица

измерения

Периодичность и сроки формирования фактического значения целевого показателя

Формула расчета фактического значения целевого показателя

Источник информации

1

Площадь земель, занятых несанкционированными свалками

Га

1 раз в год

Общая площадь земельных участков, занятых несанкционированными свалками – (минус) площадь ликвидированных свалок

Кадастр отходов производства и потребления Пермского края, данные мониторинга

2

Численность населения Губахинского городского округа, привлечённого к участию в природоохранной деятельности

%

1 раз в год

Соотношение числа привлеченных к участию в природоохранной деятельности к количеству населения, проживающего на территории округа

На основании данных предприятий, организаций, культурных и образовательных учреждений округа

3

Доля гидротехнических сооружений, прудов, имеющих собственников

%

1 раз в год

Соотношение числа ГТС, находящихся в собственности, к общему числу ГТС, расположенных на территории округа

На основании данных предприятий, организаций, осуществляющих эксплуатацию гидротехнических сооружений

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Обнародованно на официальном сайте муниципального образования от 07.09.2020
Рубрики правового классификатора: 230.000.000 ЭКОЛОГИЯ. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать