Основная информация

Дата опубликования: 07 декабря 2012г.
Номер документа: RU04000201201148
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА № 750

г. Улан-Удэ

О СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА «УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР»

В целях реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», во исполнение Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 11.11.2011 (протокол от 22.11.2011 № Пр-3484 ГС) Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:

1. Одобрить создание инновационного территориального кластера «Улан-Удэнский авиационный производственный кластер» в Республике Бурятия (далее - Кластер).

2. Утвердить:

- Концепцию создания и развития Кластера (далее – Концепция) (приложение № 1*);

- План мероприятий по реализации Концепции (приложение № 2*).

3. Определить уполномоченным органом по созданию и развитию Кластера Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава Республики Бурятия –

Председатель Правительства

Республики Бурятия

В. Наговицын

*Приложения в электронном виде

___________________

Проект представлен Министерством промышленности и торговли

тел. 21-30-72

1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 07.12. 2012  № 750

КОНЦЕПЦИЯ

создания и развития инновационного территориального кластера «Улан-Удэнский авиационный производственный кластер»

1. Общие положения

Создание территориальных кластеров в России, являясь одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации частно-государственного партнерства, выступает ключевым механизмом развития российских регионов.

Формирование кластеров создает возможности для интенсивного роста и развития независимых участников на основе взаимного обеспечения интересов и координации взаимосвязанных действий по совместному продвижению конечной продукции, привлечению инвесторов и партнеров, участию в конкурсных проектах.

В рамках перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны развитие территориальных кластеров как механизма реализации конкурентного потенциала территорий впервые обозначено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

В развитие указанных положений Минэкономразвития России выпущены Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26.12.2008 № 20615-ак/д19, где под инновационным территориальным кластером понимается совокупность размещенных на ограниченной территории самостоятельных предприятий и организаций, которая характеризуется наличием:

- объединяющей научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);

- механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

- синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

В национальной государственной политике поддержке высокотехнологичных инновационных кластеров уделяется большое внимание,  кластерное развитие становится важной частью экономического потенциала территорий. Государственное регулирование кластерной политики осуществляется при этом путем разработки кластерных стратегий, реализуемых, прежде всего, на региональном уровне.

Неотъемлемой частью обеспечения развития кластеров как инструмента реализации приоритетов инновационного развития регионов является законодательная поддержка инструментов реализации научно-техничес-кого и инновационного потенциала, стимулирование спроса на инновации, коммерциализации инновационных технологий, предоставление налоговых льгот, создание системы подготовки квалифицированных кадров для обеспечения устойчивого развития инновационной экономики. Важнейшим фактором выступает повышение инвестиционной привлекательности территорий инновационных кластеров путем развития транспортной, социальной, жилищной инфраструктуры, повышения уровня и улучшения качества жизни населения.

Характерной особенностью инновационных кластеров является наличие в их составе производственного сегмента в кооперации с сектором исследований и разработок и системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров. Поэтому ядром как уже сложившихся, так и формируемых в настоящее время инновационных кластеров становятся территории, на которых базируются крупные бюджетообразующие промышленные предприятия.

Существующая материально-техническая база ведущих авиационных  предприятий оборонно-промышленного комплекса Сибири и Дальнего Востока, наличие высококвалифицированного персонала, развитая научно-исследовательская и образовательная инфраструктура формируют предпосылки создания инновационного территориального  кластера в сфере авиационной промышленности.

Настоящая Концепция создания и развития инновационного территориального кластера «Улан-Удэнский авиационный производственный кластер» (далее – Концепция) разработана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», во исполнение Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 11.11.2011 (пункт 3 протокола от 22.11.2011 № Пр-3484 ГС) об определении основных направлений модернизации субъектов Российской Федерации с учетом стратегий и программ развития крупнейших компаний.

Концепция будет реализовываться в соответствии с планом мероприятий, включающим:

- мероприятия по развитию производственного потенциала и производственной кооперации;

- мероприятия по развитию сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;

- мероприятия по развитию системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

- мероприятия по развитию транспортной, энергетической, инженерной,  жилищной и социальной инфраструктуры;

- мероприятия по разработке нормативно-правового, методологического и информационного обеспечения;

- организационные мероприятия.

2. Текущее состояние развития Кластера

Важнейшим направлением экономики Республики Бурятия является развитие приоритетного в национальном масштабе промышленного комплекса – авиастроения.

Улан-Удэнский авиационный производственный кластер (далее – Кластер) представляет собой высокотехнологичный сектор экономики Республики Бурятия, это система, в которую входят научно-исследова-тельские, образовательные учреждения, аккумулирующие передовые технологии и разработки, являющиеся источником высококвалифицированных кадров, и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве, модернизации, испытаниях летательных аппаратов, комплектующих изделий, их ремонте и сервисном обслуживании.

Развитие Кластера в первую очередь определяется потребностями государства в продукции по государственному оборонному заказу (ГОЗу), спросом внутреннего и внешнего рынков со стороны российских и зарубежных эксплуатантов, а также развитием производств гражданской продукции других секторов экономики.

Авиастроение на протяжении многих десятилетий является ведущей сферой экономики Республики Бурятия, на организации Кластера приходится порядка 25 % валового регионального продукта и поступление более 35 % налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе порядка 40 % - в консолидированный бюджет Республики Бурятия.

Всего в авиастроении насчитывается 6 предприятий и организаций (участников Кластера), обеспечивающих рабочими местами до 16 % от суммарной среднесписочной численности работников промышленных предприятий и организаций республики, на которых сосредоточен основной производственный потенциал.

Таблица 1

Предприятия – участники Кластера

Вид экономической деятельности

Предприятия – участники Кластера

Подраздел DM «Производство транспортных средств и оборудования»

ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» (ОАО «У-УАЗ») (далее - якорное предприятие);

ОАО «Вертолетная инновационно-промыш-ленная компания» (ОАО «ВИК»);

ЗАО «Улан-Удэнский лопастной завод» (ОАО «УУЛЗ»);

ОАО «Улан-Удэнский авиаремонтный завод» (ОАО «У-УАРЗ»)

Подраздел DL «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования»

ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» (ОАО         «У-УППО»)

Подраздел DH «Производство резиновых и пластмассовых изделий»

ООО «Предприятие «Аэротех»

Кластер сформирован вокруг якорного предприятия - ОАО «Улан – Удэнский авиационный завод», которое является составной частью интегрированной структуры российского вертолетостроения - ОАО «Вертолеты России» (ОАО «ОПК «Оборонпром»).

ОАО «У-УАЗ» находится в кооперации со следующими крупными и средними предприятиями авиационной направленности (участниками Кластера):

- ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»;

- ОАО «Вертолетная инновационно-промышленная компания»;

- ЗАО «Улан-Удэнский лопастной завод»;

- ООО «Предприятие «Аэротех»;

- ОАО «Улан-Удэнский авиаремонтный завод».

Таблица 2

Социально-экономические показатели деятельности

предприятий - участников Кластера за 2009 - 2011 гг.

Наименование показателя

Ед. изм.

Значения показателей

по годам:

2009

2010

2011

Объем производства продукции

млн. руб.

13251,1

20417,8

25020,0

в том числе объем инновационной продукции

млн. руб.

548,0

713,1

3773,4

Объем экспорта  продукции

млн. руб.

7562,6

8947,7

15900,0

Численность занятых на предприятиях

чел.

7952

8543

8585

Объем затрат на исследования и разработки, развитие инновационной инфраструктуры предприятий

млн. руб.

526,4

736,4

760,4

Предприятия – участники Кластера специализируются на следующих направлениях деятельности:

- серийное производство вертолетов среднего/тяжелого класса (Ми-8/Ми-171);

- производство элементов и блоков авиационной автоматики;

- изготовление агрегатов и запасных частей, в том числе производство и поставка авиационных шлангов высокого и низкого давления;

- сервисное обслуживание выпускаемой авиатехники;

- техническое обслуживание вертолетной техники (от капитального ремонта до замены любых компонентов воздушного судна);

- обучение и переподготовка летного и инженерно-технического персонала;

- прикладные исследования и разработки по созданию новых материалов и технологических процессов.

Основной продукцией Кластера является:

- многоцелевой вертолет Ми-171 в базовой комплектации (Ми-8АМТ, Ми-171Е);

- грузопассажирский вертолет Ми-171А;

- военно-транспортный вертолет Ми-171Ш (Ми-8АМТШ).

В перспективе:

- вертолет взлетной массой до 5 тонн («Малый вертолет»);

- перспективный скоростной вертолет.

Продукция Кластера, поставляемая по кооперации:

- лопасти несущего винта вертолета Ми-171;

- гидрошланги высокого и низкого давления для авиационной техники (в т. ч. самолетов);

- элементы и блоки авиационной автоматики, систем управления.

Для сохранения конкурентоспособности ключевого продукта Кластера – вертолетов семейства Ми-8/Ми-17 необходимо провести модернизацию вертолета, создав его новую модификацию.

В целях создания конкурентоспособной вертолетной техники, освоения новых рынков планируется проведение работ по освоению перспективных вертолетных комплексов в части освоения производства и постановки на серийное производство.

Основными перспективами производства продукции Кластера является освоение и запуск в серийное производство:

I этап - краткосрочный период - Ми-171А2;

II этап - среднесрочный период – вертолет легкого класса;

III этап - долгосрочный период – скоростной вертолет.

Научная и образовательная сфера представлена организациями – участниками Кластера:

ФГБУН «Институт физического материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук»;

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»;

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»;

ГБОУ СПО «Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж».

Взаимодействие в производственной цепочке выпуска конечной продукции, общность применяемых технологий, профессионально квалифицированный кадровый состав, сопряженные финансово-экономические и организационные механизмы развития связывает организации в территориальный производственный кластер, расположенный в муниципальном образовании «город Улан - Удэ».

Таблица 3

Сильные и слабые стороны Кластера,

возможности и угрозы для его развития

Конкурентные преимущества участников Кластера:

- наличие в модельном ряду сертифицированного вертолета;

- способность организовать производство новых типов вертолетной техники параллельно с серийным производством существующего модельного ряда;

- наличие самолетных технологий, которые применяются при изготовлении вертолета;

- высококвалифицированные инженерно-технические кадры;

- широкий диапазон стран - эксплуатантов основных продуктов (более 40);

- высокие экономические показатели (объем выручки/прибыли), позволяющие по соглашению с холдингом инвестировать собственные средства в освоение новых моделей и техперевооружение;

- уникальный опыт сотрудничества со всеми ОКБ;

- наличие в модельном ряду высоко востребованного вертолета Ми-171;

- изготовление продукции по требованиям нового отраслевого стандарта

Факторы конкурентоспособности участников Кластера:

- на уровне продукции – диверсифицированный продуктовый ряд вертолетов, техническое совершенство, качество и экономическая эффективность продукции, эффективность ее послепродажного обслуживания;

- на уровне производства – инновационно-ориентированная и эффективная проектно-конструкторская база, производственная база нового технологического уклада, система интегрированной логистической поддержки международного уровня;

- на уровне промышленного потенциала – опережающий научно-технический задел, обеспечивающий инновационное развитие, рациональная структура производства и эффективное корпоративное управление, наличие инвестиционного потенциала и государственная поддержка.

В среднесрочной перспективе на рынке вертолетов среднего класса возможно ослабление конкуренции со стороны западных компаний вследствие их высокой производственной загруженности, что создает благоприятные условия для продвижения на рынке вертолета Ми-171М

Факторы риска, влияющие на деятельность Кластера:

- опережающий рост цен на покупные комплектующие изделия по сравнению с возможностью повышения цены на конечный продукт;

- сбои производства на предприятиях-поставщиках и неравномерность поставок покупных комплектующих изделий, случаи поставки некачественных ПКИ;

- нехватка специалистов высокого класса по некоторым профессиям;

- снижение конкурентоспособности продукции на внешних рынках, вызванное увеличением цены авиатехники в долларовом эквиваленте

Ограничивающие факторы и «узкие места» деятельности Кластера:

- технологические трудности разработки, производства вертолетов, их узлов и агрегатов;

- в анодно-малярном и гальваническом производстве - отсутствие автоматизации технологических операций, несоответствие имеющегося оборудования современным технологическим, экологическим требованиям;

- в заготовительно-штамповочном производстве – отсутствие автоматизации и механизации процессов, устаревшая технология штамповки, отсутствие стабильности качества формования деталей титановых сплавов и др.;

- по агрегатно-сборочному производству – отсутствие автоматизации и механизации процессов клепки (ручной труд);

- по механообрабатывающему производству – отсутствие высокопроизводительного скоростного оборудования для обработки крупногабаритных элементов летательных аппаратов;

- недостаточно развит научно-технологический и образовательный потенциал;

- нехватка квалифицированного персонала, несоответствие уровня подготовки специалистов современным потребностям производства; технологическое отставание подготовки кадров от потребностей производства, морально устаревшее учебно-лаборатор-ное оборудование;

- слабая инновационная активность;

- снижение  уровня практических навыков выпускников;

- высокий уровень физического и морального износа оборудования;

- состояние парка оборудования не соответствует перспективным планам производства. Средний возраст оборудования по основным видам производства достигает от 30 до 50 лет. Высокий уровень износа и низкий технический уровень характерен для всех видов производства от вспомогательного до основного. Остается достаточно высокий риск остановки отдельных производственных участков по причине выхода из строя оборудования;

- высокий уровень энергоемкости производства, дефицит энергетической мощности;

- высокий уровень износа теплоэнергетического оборудования и теплопроводов, низкая надежность теплоснабжения при номинально достаточных тепловых мощностях, недостаточные масштабы ремонтных работ и технического перевооружения на сетях; около 25 % тепловых сетей требуют реконструкции, котельные выработали проектный ресурс и эксплуатируются со сниженным КПД (высокая себестоимость вырабатываемой тепловой энергии);

- неразвитость коммунальной инфраструктуры;

- водоснабжение территории базирования предприятий – участников Кластера (пос. Загорск) осуществляется от производственных скважин, что способствует подаче населению воды, не соответствующей требуемому качеству, и снижению напора подачи воды, особенно в летний период. Существующая насосная станция находится в неудовлетворительном состоянии, оборудование морально и физически устарело;

- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень  коммерциализации научных разработок

Кластер является одним из ведущих в России центров авиа-вертолетостроения, имеет хорошие возможности для диверсификации производимой продукции.

Развитие Кластера связано со стратегическими интересами Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса, определяется потребностями государства в продукции по государственному оборонному заказу, спросом внутреннего и внешнего рынков со стороны российских и зарубежных эксплуатантов, а также развитием производств гражданской продукции других секторов экономики.

Вертолеты типа Ми-8/171 являются самыми распространенными в мире вертолетами среднего класса. На долю ОАО «У-УАЗ» приходится порядка 45 % от всех производимых вертолетов Ми-8/171, на ООО «Предприятие «Аэротех» сосредоточено производство порядка 38 % авиационных шлангов для вертолетов Ми-8/171, основным производителем лопастей несущего винта для данной соразмерности вертолетной техники является ОАО «У-УЛЗ», другие предприятия – участники Кластера также вносят существенный вклад в производственный процесс и сервисное обслуживание готовой продукции.

Прогнозируемое увеличение емкости мирового рынка вертолетов среднего класса до 2020 года - по оценкам экспертов вдвое - даст толчок к дальнейшему интенсивному развитию вертолетостроения в республике.     

3. Цели и задачи по развитию Кластера

Основной целью создания Кластера является развитие основных направлений авиационной промышленности в Республике Бурятия как инструмента повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, повышения качества жизни населения, достижения технологического лидерства экономики региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет повышения эффективности разработок, внедрения и коммерциализации инновационных проектов;

- обеспечение технологической готовности к освоению и постановке на серийное производство перспективной авиационной техники;

- интеграция научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий, учебных заведений и научно-производственных партнерств;

- повышение локализации производств посредством формирования инновационной инфраструктуры, создания условий для эффективной реализации результатов интеллектуальной деятельности;

- внедрение механизмов государственно-частного партнерства для реализации инвестиционных, инновационных проектов;

- развитие транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, инновационной и социальной инфраструктуры.

4. Основные мероприятия по созданию и развитию Кластера

4.1. Развитие производственного потенциала

и производственной кооперации

Развитие Кластера обеспечит сохранение необходимого уровня базовых технологий и достижение более высокого уровня производительности труда путем модернизации морально и физически устаревшего оборудования и замены на его новое с лучшими техническими характеристиками, обеспечит стабильно высокое качество выпускаемой продукции, улучшит качество условий труда, повысит энергоэффективность и энергобезопасность авиационного производства. Данное направление включает технологическую модернизацию производства, техническое перевооружение.

Кооперация участников Кластера осуществляется в целях создания полного цикла высокоэффективного производства авиационных изделий нового поколения, создание центров компетенций в различных областях позволят эффективно вести проекты в области продуктовых, процессных инноваций, совершенствования продукции и технологий. Предусмотрено развитие современных компетенций в областях агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного производств и производства защитных покрытий, центра компетенций высокоэффективных технологий, подготовки специалистов для авиационной промышленности, а также создание специализированных производств.

С целью повышения технологического уровня выпускаемой продукции Кластера предусмотрено внедрение новых высокотехнологичных процессов в области:

- производства агрегатной сборки вертолетной техники на основе осуществления новых методов увязки форм и размеров, что существенно сократит производственный цикл;

- производства защитных покрытий и окончательной окраски вертолетов на основе  создания современного высокотехнологичного производства защитных покрытий, внедрения автоматизированного и механизированного гальванического и малярного оборудования, обеспечивающего повышение качества покрытий, и проведения сертификации по международным нормам;

- создания современного высокотехнологичного конкурентоспособного заготовительно-штамповочного производства деталей конструкций летательных аппаратов;

- подготовки производства вертолетной техники на основе внедрения новых технологий и принципов изготовления оснастки и специального инструмента с применением технологий высокоскоростной обработки и высокоточного оборудования;

- изготовления лопастей несущих винтов из полимерных композиционных материалов на основе внедрения новых технологий;

- заготовительно-штамповочного производства на основе современных технологий формообразования поверхностей, модернизации действующего производства на базе современных организационно-технических решений.

Реконструкция существующих и создание ряда новых специализированных производств позволят дополнительно увеличить производственные мощности, снизить себестоимость и значительно повысить качество выпускаемой продукции, значительно расширить технологические возможности предприятия, запланирована реализация ряда инвестиционных проектов по поэтапной реструктуризации и развитию.

В целях развития производства и производственной инфраструктуры Кластера на площадке бывшего Авиаремонтного завода в г. Улан-Удэ будет создан промышленный (индустриальный) парк, который обеспечит территориальную концентрацию финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов для становления и развития высокотехнологичных, конкурентоспособных производств инновационного характера, а также наиболее полное использование недозагруженных площадей промышленных объектов, внедрение современных систем управления, информационных коммуникаций и логистики, что повлечет более гармоничное развитие Кластера.

4.2. Развитие сектора исследований и разработок,

кооперация в научно-технической сфере

Кластер предполагает решить задачу объединения промышленного, научного потенциала Восточной Сибири и возможности авиационной, смежных отраслей промышленности региона для реализации бизнес-проектов, использования результатов инновационных технологий и разработок для решения актуальных задач развития промышленности региона, научно-технического и кадрового потенциала.

Для укрепления мирового лидерства в области авиастроения необходимо решить задачу, связанную с развитием сектора исследований и разработок, в рамках кооперации промышленного, научного потенциала Кластера.

В целях создания полного цикла высокоэффективного производства авиационных изделий нового поколения определены приоритетные направления:

- разработка научных основ создания опытных технологий высокоэффективного упрочнения поверхности;

- разработка и внедрение в производство летательных аппаратов новых информационных технологий, соответствующих мировому уровню;

- внедрение высокопроизводительных технологических процессов, машин и оборудования, технологий сварочного производства;

- исследования и ресурсные испытания изделий, элементов конструкций двойного назначения из композиционных материалов с технологическими дефектами  с использованием программного обеспечения, не имеющего мировых аналогов.

В целях коммерциализации результатов исследований и разработок определены основные меры:

- правовая и патентная защита результатов исследований и разработок как результатов интеллектуальной деятельности;

- формирование базы данных результатов интеллектуальной деятельности с целью их экономического оборота (трансфера);

- создание малых и средних инновационных компаний (предприятий) с целью практического применения (внедрения) научных разработок;

- трансфер результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам.

Развитие научной и инновационной инфраструктуры предусматривается по следующим приоритетным  направлениям:

- фундаментальные и прикладные исследования в области авиационных технологий и материалов, в рамках которых будут сформированы научные школы, созданы специализированные отраслевые научно-произ-одственные лаборатории;

- развитие существующих объектов инновационной инфраструктуры, в том числе бизнес-инкубаторов (межвузовского студенческого бизнес-инкубатора и республиканского бизнес-инкубатора), развитие центров коллективного пользования, развитие инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий;

- создание Центра компетенций высокоэффективных технологий и подготовки специалистов оборонно-промышленного комплекса, что позволит сформировать ресурсную базу образовательно-научно-инновационных направлений, включающую передовую лабораторную и экспериментальную базы, а также внедрить новые методики и технологии в образовательный процесс и научные исследования.

Для развития международной научно-технической кооперации приоритетным направлением является организация международных исследований, совместных международных конгрессно-выставочных мероприятий, научных стажировок.

4.3. Развитие системы подготовки и повышения квалификации

научных, инженерно-технических и управленческих кадров

Деятельность научно-образовательных учреждений – участников Кластера направлена на ориентацию образовательных программ, обеспечивающих наивысшие критерии профессиональной квалификации работников, по компетенциям, предъявляемым на отечественном и международных рынках труда, повышение их профессиональной гибкости и мобильности, что позволит обеспечить высокий уровень конкурентоспособности выпускников и объединить интересы работодателей и учреждений профессионального образования.

В целях развития системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров необходима реализация следующих мероприятий.

Внедрение инновационных образовательных программ, основанных на новой методологии обучения, методическом обеспечении, современной лабораторно-технической, учебно-производственной базе, применении сквозного компьютерного проектирования, контроле и изготовлении с использованием новых систем, позволит подготовить дипломированных специалистов в соответствии с современными требованиями и мировыми стандартами в области авиационного производства.

Подготовленный специалист будет способен внедрять новые высокопроизводительные технологии, технологическое оборудование, средства контроля при производстве и  испытании авиационной техники.

Комплексная система обучения обеспечит интеграцию образования, науки и производства, организацию практик и производственной подготовки студентов, гарантированное трудоустройство выпускников с перспективой карьерного роста и приемлемым уровнем заработной платы, что снизит степень напряженности в кадровом обеспечении предприятий Кластера.

Внедрение системы многоуровневой непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров будет основано на формировании Консорциума образовательных и научных учреждений Кластера, что позволит предприятиям – участникам Кластера получать специалистов, подготовленных «под заказ», создаст условия для долговременного устойчивого развития кадрового потенциала, в том числе для формирования эффективной системы закрепления, воспроизводства, продвижения и обновления кадров.

С целью расширения объемов и повышения качества подготовки специалистов предлагается создать и оснастить современным оборудованием Региональный  центр информационно-коммуникационных  технологий, что позволит проводить обучение на новой учебно-технологической и методической основах по переподготовке и повышению квалификации специалистов на производстве, повысит эффективность использования уникального (дорогостоящего) учебно-технологического оборудования в режиме удаленного доступа среди участников образовательного процесса, что повысит эффективность использования бюджетных средств, направляемых на развитие кадрового потенциала предприятий - участников Кластера.

Кооперация участников Кластера в области подготовки кадров позволит влиять на содержание их подготовки, повышать квалификацию и уровень образования, внедрять новые перспективные направления.

Формирование целевых заказов на подготовку, переподготовку под конкретного работодателя обеспечит снижение среднего возраста работников предприятий Кластера за счет роста числа специалистов молодого и среднего возрастов.

Система общественно-профессиональной оценки и признания качества повышения квалификации и переподготовки повысит значимость повышения квалификации при периодической аттестации инженерно-технического персонала и руководителей от начального до высшего звена управления и формировании кадрового резерва руководителей различного уровня управления.

4.4. Развитие транспортной, энергетической,

инженерной и социальной инфраструктуры

Функционирование и развитие Кластера невозможно без соответствующей подготовки транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры.

В целях развития транспортной инфраструктуры необходимо  проведение мероприятий по формированию эффективного внутригородского сообщения, способствующего повышению транспортной доступности районов базирования организаций - участников Кластера, в том числе:

- строительство транспортных искусственных сооружений (мостов, путепроводов, транспортных развязок в разных уровнях), необходимых для обеспечения надежных транспортных связей между территориями базирования Кластера;

- увеличение пропускной способности транспортных магистралей, связывающих районы базирования организаций - участников Кластера;

- приведение улично-дорожной сети в соответствие с установленными нормами и требованиями безопасности дорожного движения.

Надежное бесперебойное электроснабжение промышленных и социальных объектов будет обеспечено за счет:

- увеличения уровня надежности и качества электроснабжения для потребителей, реконструкции электросилового хозяйства;

- устранения сложившегося дефицита электрической мощности и создание резерва для технологического присоединения дополнительных нагрузок.

Для обеспечения населения качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами необходимо:

- проведение реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

- обеспечение безаварийной работы объектов жилищно-коммуналь-ного хозяйства, внедрение энергосберегающих технологий, рациональное и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, четкий учет и контроль за их использованием;

- оптимизация систем тепло-, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения г. Улан-Удэ.

Повышение качества жизни населения г. Улан-Удэ и предоставления услуг будет достигнуто за счет:

- обеспечения качества среды проживания, повышения уровня комфорта и безопасности существования;

- обеспечения доступности образования (в т.ч. дошкольного), культуры, медицинского обслуживания, стабильности среды обитания, доступности жилья.

4.5. Организационное развитие

В целях организации управления деятельностью Кластера необходимо:

- учреждение организации - координатора Кластера – ОАО «У-УАЗ» («якорное предприятие»);

- создание совета Кластера, в состав которого входят руководители профильных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления, промышленных предприятий - участников Кластера, научно-исследовательских и образовательных учреждений, общественных организаций, малых инновационных предприятий;

- создание специализированной организации по развитию Кластера с образованием юридического лица, управляющей организации - «Центр кластерного развития» (далее – орган управления), обеспечивающего методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера (в дальнейшем орган управления будет осуществлять работу по созданию и развитию инновационных территориальных кластеров по перспективным направлениям экономического развития Республики Бурятия);

- создание рабочих и экспертных групп в составе представителей организаций – участников Кластера, исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и Администрации г. Улан-Удэ по следующим направлениям: организация практической реализации соглашений с ключевыми институтами развития Российской Федерации; нормативно-правовое, методическое, консалтинговое сопровождение развития Кластера; планирование и содействие формированию транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры Кластера; сопровождение инвестиций; мониторинг и оценка хода развития Кластера.

Управление Кластером и кооперация организаций - участников Кластера должны базироваться на обеспечении единого подхода и требований к качеству продукции. При управлении Кластером необходимо учитывать соблюдение интересов непосредственных организаций - участников Кластера, их независимость и конкуренцию.

5. Ключевые показатели (индикаторы) развития Кластера

Оценка эффективности развития Кластера должна производиться на основании системы целевых показателей как заявленных в Концепции, так и сформированных впоследствии с учетом промежуточных результатов развития Кластера.

Таблица 4

Ключевые показатели (индикаторы) эффективности

развития  Кластера (целевые показатели)

Наименование

показателя

(индикатора)

Ед. изм.

Значения показателей

(индикаторов) по годам:

2012

2013

2014

2015

2016

Объем производства продукции, всего

млн. руб.

27604,4

31561,1

33139,2

34796,2

36536,1

в том числе объем инновационной продукции

млн. руб.

3850,0

5240,0

5600,0

11160,0

16720,0

Объем инвестиций в основной капитал

млн. руб.

1007,0

975,0

946,7

797,9

1769,5

в том числе объем привлеченных инвестиций

млн. руб.

-

100,0

350,0

730,0

1700,0

Объем экспорта продукции

млн. руб.

16500,0

16800,0

17000,0

17000,0

17000,0

Выработка на одного работника в среднем по предприятию

тыс. руб./

чел. в год

3215,4

3676,3

3860,1

4053,2

4225,0

Объем затрат на исследования и разработки, развитие инновационной инфраструктуры предприятий

млн.

руб.

1200,0

1300,0

1460,0

1500,0

1500,0

Доля продаж продукции Кластера в объеме мирового рынка (по основной продукции Кластера)

%

25,0

30,0

35,0

45,0

45,0

_______________

1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 07.12.2012  № 750

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по реализации Концепции создания и развития инновационного территориального кластера «Улан-Удэнский авиационный производственный кластер»

№№

п/п

Наименование мероприятия

Срок

Исполнители

1

2

3

4

1. Мероприятия по развитию сектора исследований и разработок,

включая кооперацию в научно-технической сфере

1.1.

Разработка и внедрение научных фундаментальных и прикладных исследований в области новых технологий и материалов (включая наноматериалы), а также производства высокотехнологичной промышленной продукции

2012 - 2016 гг.

Минпромторг РБ,

Минобрнауки РБ,

ВСГУТУ (по согласованию),

БГУ (по согласованию),

ИФМ СО РАН (по согласованию),

предприятия – участники Кластера (по согласованию)

1.2.

Развитие объектов инновационной инфраструктуры (межвузовских бизнес-инкубаторов и республиканского бизнес-инкубатора), центров коллективного пользования, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий

2012 - 2016 гг.

1.3.

Создание Центра компетенций высокоэффективных технологий и подготовки специалистов оборонно-промышленного комплекса

2013 - 2014 гг.

1.4.

Формирование предложений по правовой и патентной защите результатов исследований и разработок как результатов интеллектуальной деятельности

2012 - 2013 гг.

1.5.

Формирование базы данных результатов интеллектуальной деятельности

2012 - 2013 гг.

1

2

3

4

1.6.

Создание малых и средних инновационных компаний (предприятий) с целью практического применения (внедрения) научных разработок, содействие в привлечении финансирования, в том числе со стороны индивидуальных инвесторов и венчурных фондов

2012 - 2016 гг.

2. Мероприятия по развитию системы подготовки и повышения квалификации

научных, инженерно-технических и управленческих кадров

2.1.

Модернизация материально-технической базы научно-образовательных учреждений, внедрение инновационных образовательных программ, основанных на новой методологии обучения, методическом обеспечении, современной лабораторно-технической, учебно-производственной базе, применении сквозного компьютерного проектирования, контроле и изготовлении с использованием новых систем

2012 - 2014 гг.

Минобрнауки РБ,

ВСГУТУ (по согласованию),

БГУ (по согласованию),

БНЦ СО РАН

(по согласованию),

У-УИПК

(по согласованию)

2.2.

Формирование интегрированной системы обучения «образование – наука – производство», организация практик и производственной подготовки студентов

2013 - 2014 гг.

Минобрнауки РБ

2.3.

Создание научно-образовательного консорциума научно-образовательных учреждений Кластера, внедрение системы многоуровневой непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

2013 - 2014 гг.

Минобрнауки РБ,

ВСГУТУ (по согласованию),

БГУ (по согласованию),

ИФМ СО РАН

(по согласованию),

У-УИПК

(по согласованию)

1

2

3

4

2.4.

Создание Регионального центра информационно-коммуникационных  технологий (РЦИКТ) в целях сетевого взаимодействия базовых центров повышения квалификации, подготовки, переподготовки инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения системы НПО и СПО

2014 г.

Минобрнауки РБ,

ВСГУТУ (по согласованию)

2.5.

Развитие базового Центра повышения квалификации и переподготовки кадров в области авиамашиностроения

2012 - 2014 гг.

Минобрнауки РБ,

ВСГУТУ

(по согласованию)

2.6.

Создание авиационного отделения на базе ГОУ СПО «Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж»

2013 - 2015 гг.

Минобрнауки РБ

2.7.

Организация стажировок в ведущих российских и зарубежных научных центрах и университетах, подготовка научных работников научно-образо-вательных учреждений - участников Кластера через аспирантуру и докторантуру

2012 - 2016 гг.

Минобрнауки РБ,

ВСГУТУ

(по согласованию),

БГУ (по согласованию),

ИФМ СО РАН

(по согласованию)

2.8.

Формирование целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий – участников Кластера

2012 - 2016 гг.

Минобрнауки РБ,

ВСГУТУ (по согласованию),

БГУ (по согласованию),

У-УИПК

(по согласованию),

предприятия-участники Кластера

(по согласованию)

1

2

3

4

3. Мероприятия по развитию производственного потенциала и производственной кооперации

3.1.

Создание центров компетенций производственных процессов (агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного производства и производства защитных покрытий), центров компетенций высокоэффективных технологий, подготовки специалистов для авиационной промышленности

2013 - 2014 гг.

Минпромторг РБ,

предприятия – участники Кластера (по согласованию),

ВСГУТУ (по согласованию),

БГУ (по согласованию),

ИФМ СО РАН

(по согласованию)

3.2.

Разработка и реализация программ инновационного развития пред-приятий - участников Кластера

2012 - 2013 гг.

Минпромторг РБ,

предприятия –

участники Кластера (по согласованию)

3.3.

Разработка долгосрочных программ кооперации между участниками Кластера по вопросам вовлечения в экономический оборот (коммерциализации) результатов научной и инновационной деятельности

2012 - 2013 гг.

Минпромторг РБ,

ВСГУТУ (по согласованию),

БГУ (по согласованию),

ИФМ СО РАН

(по согласованию),

предприятия – участники Кластера (по согласованию)

1

2

3

4

3.4.

Развитие на территории базирования Кластера производственной инновационной инфраструктуры:

- промышленный (индустриальный) парк;

- зона экономического благоприятствования промышленно-производ-ственного типа.

Создание новых высокотехнологичных смежных производств

2012 - 2016 гг.

Минпромторг РБ,

Минобрнауки РБ

4. Мероприятия по развитию транспортной, энергетической, инженерной

и социальной инфраструктуры

4.1.

Строительство транспортных искусственных сооружений (мостов, путепроводов, транспортных развязок в разных уровнях)

2012 - 2016 гг.

Администрация

г. Улан-Удэ

(по согласованию)

4.2.

Ремонт уличной дорожной сети, приведение ее в соответствие с установленными нормами и требованиями безопасности дорожного движения (ул. Комарова, ул. Гастелло, ул. Балдынова, ул. Заиграевская, ул. Чайковского, ул. Хоринская и др.)

2012 - 2016 гг.

Администрация

г. Улан-Удэ

(по согласованию)

4.3.

Реконструкция электросилового хозяйства, устранение дефицита электрической мощности и создание резерва для технологического присоединения дополнительных нагрузок

2012 - 2013 гг.

Администрация

г. Улан-Удэ

(по согласованию)

4.4.

Реконструкция объектов инженерной  инфраструктуры (водоснабжение по ул. Нестерова, ул. Камова, ул. Клеверная, ул. Герцена, ул. Седова,             ул. Загорская и др.).

Внесение предложений по финансированию строительства нового водовода в пос. Загорск

2012 - 2016 гг.

Администрация

г. Улан-Удэ

(по согласованию)

4.5.

Развитие жилищной инфраструктуры (ремонт, строительство многоквартирных домов)

2012 - 2016 гг.

Администрация

г. Улан-Удэ

(по согласованию)

1

2

3

4

4.6.

Внесение предложений по обеспечению жильем молодых специалистов (инженеров) (финансирование, нормативно-правовое обеспечение)

2012 - 2013 гг.

Минпромторг РБ,

Минэкономики РБ

4.7.

Реконструкция и строительство дошкольных образовательных учреж-дений (пос. Восточный, пос. Загорск)

2013 - 2016 гг.

Минобрнауки РБ,

Администрация

г. Улан-Удэ

(по согласованию)

5. Мероприятия по организационному развитию, государственная поддержка

5.1.

Проведение заседаний совета инновационного территориального кластера «Улан-Удэнский авиационный производственный кластер» (далее – Совет Кластера) (ежеквартально, по мере необходимости)

2012 - 2016 гг.

Минпромторг РБ

5.2.

Учреждение организации – координатора Кластера (решение Совета Кластера)

2012 г.

Минпромторг РБ

5.3.

Формирование рабочих и экспертных групп в составе представителей организаций – участников Кластера, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее – рабочие группы) (решение Совета Кластера) по вопросам:

- сотрудничества с федеральными институтами развития;

- участия в государственных программах Российской Федерации;

- развития государственно-частного партнерства;

- привлечения и сопровождения частных инвестиций;

- нормативно-правового сопровождения деятельности Кластера;

- информационно-методологического, аналитического сопровождения деятельности Кластера.

Разработка и реализация планов работы рабочих групп

2012 г.

Минпромторг РБ

5.4.

Создание специализированной организации по развитию Кластера с образованием юридического лица, управляющей организации - «Центр кластерного развития» (решение Совета Кластера)

2012 г.

Минпромторг РБ

1

2

3

4

5.5.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе малых и средних инновационных компаний, – организаций - участников Кластера в соответствии с действующим законодательством

2012 - 2016 гг.

Минпромторг РБ

5.6.

Государственная поддержка организаций – участников Кластера, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Бурятия, в соответствии с действующим законодательством

2012 - 2016 гг.

Минпромторг РБ, Минэкономики РБ

5.7.

Участие в конкурсных отборах на включение в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров Министерства экономического развития Российской Федерации (по мере объявления конкурсов)

2012 - 2016 гг.

Минпромторг РБ

5.8.

Организация и участие в российских и международных конгрессно-выставочных мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах, специализированных выставках)

2012 - 2016 гг.

Минпромторг РБ

5.9.

Позиционирование развития Кластера (издание информационно-справочных материалов, подготовка специализированных статей, интервью, видеороликов в СМИ), создание информационного ресурса (web-сайт)

2012 - 2016 гг.

Минпромторг РБ,

Минэкономики РБ,

Минобрнауки РБ

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Бурятия № 137 от 11.12.2012 стр. 63-65, Официальный вестник №132
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 030.030.000 Юридические лица, 080.140.000 Инвестиции (см. также 090.040.030, 100.060.000), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.010.020 Управление в сфере промышленности (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.010.150 Авиационная промышленность, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.020.030 Субъекты научной и научно-технической деятельности, 130.020.050 Научно-техническая деятельность, 150.060.000 Вооружение и военная техника

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать