Основная информация

Дата опубликования: 08 апреля 2016г.
Номер документа: RU16000201600281
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу с принятием Постановления кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2021 № 60

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2016 г. № 206

Об утверждении Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы

В целях развития потребительской кооперации в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы.

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и с участием Союза организаций потребительских обществ Республики Татарстан до 1 декабря 2016 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан для утверждения план мероприятий по реализации утвержденной настоящим постановлением Концепции.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан

И.Ш.ХАЛИКОВ

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 8 апреля 2016 г. № 206

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2016 - 2020 ГОДЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В настоящей Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция) сформулированы основные цели и задачи развития потребительской кооперации в Республике Татарстан, содержание проблем и пути их решения, а также механизм реализации Концепции. Реализация Концепции должна обеспечить стабильное, поступательное развитие потребительской кооперации, повышение роли организаций потребительской кооперации в решении социально-экономических проблем и вопросов самодостаточности республики в сфере продовольственного обеспечения.

1.2. Под потребительской кооперацией в настоящей Концепции понимается система потребительских обществ и их союзов, организаций потребительской кооперации, создаваемых и действующих в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

1.3. Потребительская кооперация республики призвана стать важной системой, осуществляющей заготовительную, перерабатывающую и торговую деятельность, предоставляющей услуги сельскому населению.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

КООПЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

2.1. Основными целями развития потребительской кооперации в Республике Татарстан являются значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции и повышение благосостояния сельского населения.

2.2. Основные задачи, на решение которых направлена Концепция:

увеличение объемов закупок сельскохозяйственной продукции потребительскими обществами и кооперативами;

повышение деловой активности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

создание на базе потребительских обществ и кооперативов экономически эффективной, инвестиционно привлекательной системы производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

создание информационной системы поддержки потребительской кооперации;

развитие кадрового потенциала и профессионального образования работников потребительской кооперации.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1. Главная задача развития заготовительной отрасли потребительской кооперации - освоение ресурсов сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах жителей республики. Показатели работы заготовительной отрасли являются барометром деятельности всей потребительской кооперации.

Основными проблемами, препятствующими развитию заготовительной деятельности, являются:

отсутствие единой системы сбыта закупленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья;

недостаточность оборотных средств для развития материально-технической базы закупки и хранения продукции;

неоднородность качества закупаемой сельскохозяйственной продукции;

отсутствие специализированных кадров заготовительной отрасли.

Учитывая имеющиеся проблемы, приоритетными направлениями развития заготовительной деятельности потребительской кооперации являются:

развитие материально-технической базы заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, восстановление имеющихся, строительство новых овощекартофелехранилищ;

использование потенциала имеющихся производственных и торговых мощностей для первичной обработки (переработки), хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции;

восстановление и высокопроизводительное использование скотоубойных пунктов;

интеграция закупок с системой сбыта за счет создания на рынках торговых мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

оказание помощи владельцам личных подсобных хозяйств в выращивании овощей и других сельскохозяйственных культур с выделением им семян и с последующим выкупом выращенного урожая;

подготовка кадров по заготовительной деятельности;

вовлечение экономически активного, незанятого населения в деятельность по сбору лекарственно-технического и дикорастущего сырья.

3.2. Основные проблемы, характеризующие производственную деятельность потребительской кооперации:

низкий уровень технического и технологического обеспечения;

недостаточный ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Приоритетами развития производственной деятельности потребительских обществ и кооперативов, оказания платных услуг и бытового обслуживания сельского населения являются:

объединение при необходимости предприятий в единые логистические схемы для сбыта готовой продукции;

интеграция кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности;

модернизация имеющихся и создание новых производств;

реализация проектов по снижению энергоемкости кооперативного производства;

освоение (загрузка) имеющихся производственных мощностей до уровня не ниже 80 процентов;

внедрение международной системы качества продукции и системы управления производством;

внедрение кооперативной торговой марки для продвижения продукции в торговой сети;

обеспечение участия потребительской кооперации в выставочных мероприятиях и ярмарках;

обучение специалистов новым технологиям для работы в производственных цехах;

формирование единой информационной системы поддержки производства и продвижения товаров на рынки;

внедрение выездной формы бытового обслуживания населения в отдаленных населенных пунктах, а также через прием в магазинах сети заказов на оказание услуг бытового обслуживания на дому заказчика;

взаимодействие по договорам с общественными и иными организациями на обслуживание ветеранов, инвалидов, социально незащищенных групп населения;

участие в реализации государственных и ведомственных целевых программ по развитию сферы бытового обслуживания;

проведение постоянного мониторинга по выявлению потребностей в необходимых услугах с учетом платежеспособного спроса потребителей.

3.3. Торговля - основное направление деятельности потребительской кооперации. Основным предназначением торговой деятельности является доведение до потребителей, пайщиков, членов потребительских обществ и кооперативов заготовленной и переработанной продукции. На потребительской кооперации лежит также социальная ответственность за обеспечение продовольствием и товарами первой необходимости жителей удаленных и малонаселенных пунктов.

Торговая деятельность потребительской кооперации отличается существенными особенностями, которые должны учитываться при определении ключевых направлений ее развития:

обслуживание значительной части сельского населения;

возможность частичного обеспечения потребностей торговли за счет производства собственной продукции.

Необходимо отметить, что:

значительное количество магазинов убыточно, особенно в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, и выполняют в основном социальную функцию;

многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.

Приоритетами развития торговой деятельности потребительской кооперации должны стать:

расширение ассортимента реализуемой продукции, оказываемых услуг;

создание единого бренда торговых сетей, унифицированных стандартов оформления торговых объектов, обслуживания в них;

использование новых направлений торговли (заказ товаров через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и др.);

автоматизация торговых процессов (учет поступления и реализации товаров);

поддержка торговых кооперативов, имеющих большое социальное значение для небольших, отдаленных от районных центров населенных пунктов;

развитие выездной торговли (автолавки) для реализации продукции собственного производства и товаров первой необходимости;

обеспечение контроля и учета за эффективной эксплуатацией автолавок, полученных в качестве государственной поддержки в форме субсидий, посредством проверок выполнения графика выездной торговли, установки GPS-навигаторов;

привлечение инвестиционных ресурсов, свободных средств пайщиков и членов потребительских обществ и кооперативов.

3.4. Организация общественного питания является одним из направлений деятельности потребительской кооперации, имеющих социальное значение. Многие услуги носят эксклюзивный характер и крайне востребованы, особенно в сельских районах. Вместе с тем общественное питание - одна из наиболее сложных и трудоемких отраслей. Цель развития системы общественного питания - развитие в потребительской кооперации экономически оправданной системы доступного и качественного общественного питания, удовлетворяющей потребности населения.

Основные задачи развития системы общественного питания:

создание предприятий общественного питания и оптимизация их формата в соответствии с тенденциями современного рынка;

развитие отдельных предприятий общественного питания, имеющих особенности, не характерные для других организаций общественного питания;

развитие производства кулинарных, кондитерских изделий и полуфабрикатов на базе объектов общественного питания потребительской кооперации;

расширение рынков сбыта продукции за счет реализации через розничные сети;

охват каждой дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации района предприятиями общественного питания;

участие в тендерах по поставке своей продукции;

оптимизация перечня предоставляемых населению услуг по следующим критериям: комплексность, востребованность, эксклюзивность (возможное предоставление услуг, не предоставляемых другими субъектами) и конкурентоспособность;

развитие и совершенствование материально-технической базы;

механизация и автоматизация технологических процессов, внедрение высокопроизводительного оборудования для приготовления и отпуска пищи, эффективное использование новой техники, модернизация действующего оборудования, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов;

создание системы обеспечения и контроля качества продукции, разработка эффективной маркетинговой стратегии;

развитие ориентированных на различные группы потребителей сетей предприятий питания, учитывающих, в частности, национальную и обрядовую кухни, обеспечивающих организацию корпоративного, семейного (с досугом взрослых и организацией игровых комнат для детей), молодежного досуга с предоставлением широкого комплекса услуг, проведение культурных и развлекательных мероприятий; выезд специалистов по приготовлению пищи на дом, применяющих индустриальные методы приготовления пищи и доставки ее по заказам потребителей;

формирование и развитие сети придорожных точек общественного питания, детских кафе с предоставлением дополнительных услуг;

развитие сети магазинов "Кулинария" с созданием при них мини-пекарен, кондитерских, пирожковых цехов, вырабатывающих и реализующих широкий ассортимент собственной продукции.

3.5. Качественное кадровое обеспечение многоотраслевой деятельности потребительских обществ и кооперативов становится главным резервом развития системы.

К приоритетам развития кадрового потенциала потребительской кооперации относятся:

создание системы поощрения в зависимости от результативности работников потребительских обществ и кооперативов, мотивация их труда;

привлечение молодых работников к решению актуальных проблем в торговле, производстве, заготовке и сбыте продукции, обеспечение их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, реализация мероприятий, направленных на обеспечение их жильем;

формирование заказа на подготовку специалистов в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, развитие наставничества и стажировок.

3.6. Одними из значимых препятствий развития потребительской кооперации являются неполная информированность сельского населения о преимуществах кооперации, отсутствие системной и масштабной информационной поддержки деятельности потребительских обществ и кооперативов. Эти проблемы не позволяют в полной мере использовать преимущества системности, которые заложены в самой идеологии потребительской кооперации.

Приоритетами развития информационной поддержки потребительской кооперации должны стать:

вовлечение системы информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса республики в решение проблем развития потребительской кооперации;

информатизация деятельности потребительских обществ и кооперативов, позволяющая объединить их в единую информационную систему, нахождение новых каналов сбыта продукции, своевременное получение информации о новой технике и технологиях, новых продуктах;

внедрение автоматизации торговых процессов (учет поступления и реализации товаров).

3.7. Наиболее значимыми препятствиями эффективного развития потребительской кооперации как единой системы являются:

отсутствие взаимодействия и совместного развития ряда потребительских обществ и организаций потребительской кооперации;

наличие разных организационно-правовых форм организаций потребительской кооперации, неоднородных по размерам и составу;

незаинтересованность пайщиков в участии в деятельности потребительской кооперации.

Вместе с тем система взаимоотношений с пайщиками должна обеспечиваться за счет лояльности пайщика к потребительскому обществу: в части торговой деятельности - на основе приобретения товаров в магазинах потребительской кооперации; в части заготовительной деятельности - на основе постоянной сдачи излишков продукции в организации потребительской кооперации.

Необходимо повысить роль пайщика в хозяйственной деятельности потребительских обществ, в планировании разных аспектов общественной кооперативной деятельности, в совершенствовании текущего контроля, подведении итогов работы и обеспечении сохранности кооперативного имущества.

Необходимо наладить электронный учет всех пайщиков и разработать комплекс мер по вовлечению новых пайщиков в организации потребительской кооперации.

3.8. Повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации.

Главным направлением повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации должны стать формирование и реализация ими финансовой стратегии. Финансовая политика должна обеспечивать сбалансированное развитие организаций, подкрепленное финансовым планированием, основанным на реальной оценке собственных возможностей, а также обоснованном подходе к привлечению финансовых ресурсов от третьих лиц (займов, кредитов, инвестиционных ресурсов) и снижению рисков капитальных вложений в операционной деятельности.

В целях повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации необходимы:

недопущение прекращения деятельности (в том числе по причинам банкротства, принудительной ликвидации и т.п.) организаций потребительской кооперации;

обеспечение стабильности функционирования и развития на основе сбалансированной финансовой политики и достаточности источников финансирования для реализации стратегических программ и проектов;

формирование единых подходов и методологии разработки и реализации инвестиционной, финансовой и налоговой политики.

3.9. Актуальным на всех этапах развития потребительской кооперации остается вопрос сохранности, эффективного использования собственности потребительской кооперации. В связи с этим возникла необходимость создания комиссии Союза потребительских обществ Республики Татарстан по обеспечению сохранности кооперативной собственности и работе с пайщиками. Комиссия должна рассматривать материалы о возможном отчуждении кооперативного имущества, расположенного в населенных пунктах с численностью населения, не превышающей 3 тыс. человек (при численности населения свыше 3 тыс. человек - рассматриваются в Центральном союзе потребительских обществ Российской Федерации). Решение о возможном отчуждении имущества в первую очередь должно рассматриваться на собрании пайщиков (при присутствии не менее 3/4 их количества). Необходимо разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих вхождение в состав Союза организаций потребительской кооперации Республики Татарстан всех вновь созданных потребительских обществ, включая образованных после банкротства районных потребительских обществ, потребительских кооперативов и потребительских союзов.

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

4.1. Реализация Концепции планируется по следующим направлениям:

создание повсеместно в сельской местности Республики Татарстан организаций потребительской кооперации по торговому обслуживанию и оказанию услуг населению по закупке, переработке и реализации продукции;

возмещение потребительским обществам, кооперативам и организациям потребительской кооперации части затрат на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства;

предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по капитальному ремонту овощекартофелехранилищ;

возмещение части затрат сельскохозяйственным заготовительно-потребительским кооперативам, заготовительным организациям и предприятиям потребительской кооперации по закупке, переработке и реализации отдельных видов животноводческой продукции;

получение потребительскими обществами и кооперативами государственной поддержки по договорам финансовой аренды (лизинга) оборудования (ЛИЗИНГ-ГРАНТ);

привлечение потребительских обществ и кооперативов к участию в государственных закупках через электронные торги;

организация потребительскими обществами и кооперативами на рынках республики выездной торговли молоком, мясом и другой сельскохозяйственной продукцией;

развитие сети информационно-консультационных центров в муниципальных районах Республики Татарстан, предоставляющих информационные, правовые, методические услуги.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 090.100.000 Торговля

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать