Основная информация

Дата опубликования: 08 июля 2008г.
Номер документа: В200803135
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0803135

В200803135

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2008, N 10, СТР. 180

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08.07.2008 N 949/08

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -

рассмотрел заявление Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ярославской области от 06.08.2007 по делу N А82-4377/2007-39, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.11.2007 по тому же делу.

В заседании приняла участие представитель заявителя - Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области - Селютина С.Н.

Заслушав и обсудив доклад судьи Пановой И.В., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Волга Дом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области (далее - инспекция) от 07.06.2007 N 77 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ; НГР:Р0102426) и наложении административного штрафа.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.08.2007 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 20.11.2007 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, заявленное требование удовлетворить.

В отзыве на заявление прокуратура Красноперекопского района города Ярославля поддерживает просьбу заявителя.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Инспекцией и прокуратурой Красноперекопского района города Ярославля 25.05.2007 проведена проверка соблюдения обществом градостроительного законодательства при строительстве девятиэтажного дома с двухэтажной пристройкой и инженерными коммуникациями по улице 8 Марта в городе Ярославле, в ходе которой выявлено, что строительство объекта капитального строительства осуществляется без соответствующего разрешения, требование о получении которого установлено частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426, прокурор Красноперекопского района города Ярославля вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и, руководствуясь статьей 23.56 КоАП РФ; НГР:Р0102426, направил его для рассмотрения в инспекцию.

Рассмотрев постановление, инспекция приняла постановление от 07.06.2007 N 77 о назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа.

Общество, не согласившись с постановлением инспекции, обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя требование общества о признании незаконным и отмене постановления, суды исходили из положений статьи 23.56 КоАП РФ; НГР:Р0102426 о том, что инспекция наделена полномочиями лишь по привлечению к административной ответственности физических лиц. В данном случае совершение административного правонарушения вменяется юридическому лицу. Дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление о назначении административного наказания принято административным органом, а не судом. Поэтому судами сделан вывод о том, что постановление принято неуполномоченным органом и в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене. Как указано судами, из анализа положений частей 2, 3 статьи 23.1 КоАП РФ; НГР:Р0102426 следует, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 9.4 и 9.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426, рассматривают арбитражные суды. Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, могут рассматривать такие дела только в отношении иных лиц.

Однако судами не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 23.56 КоАП РФ; НГР:Р0102426 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора с учетом положения статей 3.4, 3.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426.

В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ; НГР:Р0102426 дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 9.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426 и совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

Статья 23.1 КоАП РФ; НГР:Р0102426 разграничивает полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях между судами и административными органами. При этом частью 1 этой статьи определена исключительная подведомственность таких дел судам.

Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ; НГР:Р0102426 предусматривает возможность рассмотрения судами отдельных категорий дел об административных правонарушениях, которые они рассматривают, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Среди правонарушений, по которым установлена такая возможность, указано и правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426. Однако орган исполнительной власти вправе рассмотреть дело в полном объеме с учетом положений статьи 3.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426.

Применять часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ; НГР:Р0102426 следует с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1, а также статьи 23.56 КоАП РФ; НГР:Р0102426.

Таким образом, дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426, может быть рассмотрено органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.

Поскольку судами не исследованы в полной мере обстоятельства дела, постольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области для разрешения по существу.

При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.08.2007 по делу N А82-4377/2007-39, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.11.2007 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.

Председательствующий

А.А. ИВАНОВ

[введено: 24.10.2008 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 02.12.2008 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2008 Стр. 180
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.010 Общие положения, 020.060.020 Административные взыскания, 020.060.040 Органы, полномочные рассматривать административные дела, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать