Основная информация

Дата опубликования: 08 октября 2012г.
Номер документа: RU30000201201365
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Министерство социального развития и труда Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08.10.2012               № 70

Об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области

(Изменения и дополнения:

постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1;

постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 06.02.2014 №3)

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в целях улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, повышения уровня профессионального мастерства, качества и эффективности работы педагогических работников государственных учреждений Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области (далее – Положение).

2. Государственному автономному учреждению Астраханской области «Центр развития социальной сферы» (Бездельцева Ю.В.) осуществлять проведение аттестации педагогических работников государственных учреждений Астраханской области в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

(Пункт 2 в редакции постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

3. Департаменту правовой и кадровой политики (Майсюк Е.И.) направить копии настоящего постановления:

- в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области не позднее трех рабочих дней со дня подписания для официального опубликования;

- в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области в семидневный срок после его принятия;

- в прокуратуру Астраханской области не позднее семи рабочих дней со дня его подписания;

- поставщикам справочно-правовых систем ООО «Астрахань-Гарант-Сервис» и ООО «Информационный центр «Консультант Сервис» для включения в электронные базы данных.

4. Департаменту общественных связей и коммуникационных технологий (Хохлов А.В.) разместить настоящее постановление на официальном сайте министерства социального развития и труда Астраханской области www.minsoctrud.astrobl.ru.

Министр социального развития

и труда Астраханской области

Е.А. Лукьяненко

УТВЕРЖДЕНО

постановлением министерства

социального развития

и труда Астраханской области

от 08.10.2012 № 70

Положение об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области (далее – Положение), регламентирует основные правила проведения аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области (далее – учреждения), занимающих должности, относящиеся к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», в соответствии с действующим законодательством (далее - педагогические работники).

1.2. Целью аттестации педагогических работников (далее – аттестация) является установление на основе оценки их профессиональной деятельности:

- соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);

- подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.

1.3. Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

повышение эффективности и качества педагогического труда;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

определение необходимости переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников;

объективная оценка деятельности педагогических работников и определение (подтверждение, повышение) соответствия квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям;

формирование высококвалифицированного кадрового состава учреждения;

обеспечение возможности передвижения кадров в учреждении.

1.4. Основными принципами аттестации являются:

добровольность аттестации на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников;

обязательность подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;

открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим работникам.

1.5. Работники, совмещающие несколько должностей, могут аттестоваться по обеим должностям или по должности на выбор аттестуемого.

2. Формирование аттестационной комиссии, ее состав и регламент работы

2.1. Аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется:

2.1.1. Учреждением, в котором работает педагогический работник – в случае проведения аттестации для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.

Состав аттестационной комиссии устанавливается приказом руководителя учреждения. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации учреждения (при наличии первичной профсоюзной организации в учреждении) или иного представительного органа работников. В состав аттестационной комиссии по согласованию могут включаться представители государственного автономного учреждения Астраханской области «Центр развития социальной сферы» (далее – ГАУ АО «Центр развития социальной сферы»), образовательных и научных организаций.

2.1.2. ГАУ АО «Центр развития социальной сферы» – в случае проведения аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (пер-вой или высшей).

Аттестационная комиссия формируется приказом руководителя учреждения, в состав которой по согласованию могут включаться представители министерства социального развития и труда Астраханской области, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», иных образовательных и научных организаций, представительного выборного органа работников учреждения, в которых работают педагогические работники.

2.2. Председатель аттестационной комиссии:

обеспечивает соблюдение нормативных оснований деятельности аттестационной комиссии;

осуществляет взаимодействие аттестационной комиссии с организациями и учреждениями;

участвует в работе аттестационной комиссии;

контролирует работу аттестационной комиссии.

2.3. Заместитель председателя аттестационной комиссии в отсутствие председателя аттестационной комиссии обеспечивает соблюдение нормативных оснований деятельности аттестационной комиссии.

2.4. Секретарь аттестационной комиссии:

формирует пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность аттестационной комиссии;

организует прием аттестационных материалов аттестующихся педагогических работников в аттестационную комиссию;

организует сбор заявлений от учреждений на прохождение аттестации педагогических работников;

составляет график аттестации педагогических работников;

обеспечивает соблюдение нормативных требований и прав аттестующихся при проведении аттестации в аттестационной комиссии;

проводит анализ деятельности аттестационной комиссии и представляет статистическую и аналитическую информацию председателю аттестационной ко-миссии;

организует и проводит методическую и консультативную помощь педагогическим работникам;

тиражирует бланки;

организует и обеспечивает хранение документов аттестационной комиссии;

готовит статистические данные по результатам аттестации;

оформляет информационные материалы.

2.4.1. Секретарь несет ответственность за:

организацию проведения аттестации педагогических работников в аттестационной комиссии;

правильность и своевременность оформления документации  аттестационной комиссии.

2.5. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.

2.6. При проведении аттестации педагогических работников для подтверждения соответствия им занимаемой должности аттестация проводится в три этапа.

2.6.1. Первый этап предусматривает предоставление в аттестационную ко-миссию портфолио, в которое входят:

характеристика на педагогического работника, составленная его непосредственным руководителем в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Положению;

отчет за прошедший год о проделанной педагогическим работником работе в занимаемой должности (в печатном и электронном виде);

фотоотчет наиболее значимых событий, мероприятий, проводимых аттестуемым в течение последнего года перед аттестацией (в печатном виде);

описание используемых технологий, методик работы, для реализации их в социальной сфере (в печатном и электронном виде);

копии благодарственных писем и почетных грамот (полученных с начала профессиональной деятельности в социальной сфере в случае отсутствия квалификационной категории, или с момента последней аттестации);

копии сертификатов и дипломов за участие и проведение дополнительных обучений, областных массовых мероприятий, тренингов, мастер-классов и др.;

электронная презентация аттестуемого, включающая сведения об образовании и проделанной работе (с начала профессиональной деятельности в социальной сфере в случае отсутствия квалификационной категории, или с момента последней аттестации).

Оценка портфолио осуществляется в соответствии с критериями, содержащимися в Приложении № 6 к настоящему Положению.

2.6.2. Второй этап включает собеседование с педагогическим работником во время заседания аттестационной комиссии. Собеседование проходит в форме ответов на вопросы, касающиеся профессиональной деятельности по специальности педагогического работника, а также нормативно-правовых и законодательных аспектов (Приложение № 7 к настоящему Положению).

2.6.3. Третий этап проведения аттестации предусматривает решение аттестационной комиссии о подтверждении соответствия педагогического работника занимаемой должности, а также его ознакомление с решением, принятым аттестационной комиссией.

2.7. В случае проведения аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) аттестация проводится в четыре этапа.

2.7.1. Первый этап предусматривает представление в аттестационную комиссию портфолио, в которое входит:

характеристика на педагогического работника, составленная его непосредственным руководителем в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Положению;

отчет за 2 года о проделанной работе педагогическим работником в занимаемой должности (в печатном и электронном виде);

фотоотчет  наиболее значимых событий, мероприятий, проводимых аттестуемым в течение 2-х последних лет (в печатном виде);

описание используемой инновационной технологии, методики работы или опытно-экспериментальной разработки, для реализации ее в социальной сфере (в печатном и электронном виде);

печатные публикации с указанием источника (с представлением копии);

копии благодарственных писем и почетных грамот (полученных с начала профессиональной деятельности в социальной сфере в случае отсутствия квалификационной категории, или  с момента последней аттестации);

копии сертификатов и дипломов за участие  и проведение  различного рода обучений, областных, массовых мероприятий, тренингов, мастер-классов и др.;

электронная презентация  аттестуемого, включающая  сведения об образовании и проделанной работе (с начала профессиональной деятельности в социальной сфере в случае отсутствия квалификационной категории, или  с момента последней аттестации);

электронные разработки компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе.

Портфолио необходимо представить в аттестационную комиссию за 30 календарных дней до даты, установленной для проведения третьего этапа аттестации.

Оценка портфолио осуществляется в соответствии с предлагаемыми критериями, содержащимися в Приложении № 6 к настоящему Положению.

2.7.2. Второй этап проведения аттестации предусматривает компьютерное тестирование, состоящее  из 20 вопросов по каждой должности с предлагаемыми вариантами ответов. Время проведения компьютерного тестирования составляет 20 минут. Для успешного прохождения  второго этапа необходимо правильно ответить на 17 вопросов.

Компьютерное тестирование проводится в течение семи дней до установленной даты проведения третьего этапа аттестации.

2.7.3. Количество баллов, полученных за первые два этапа аттестации, суммируется.

К третьему этапу проведения аттестации допускаются педагогические работники, набравшие в сумме 43 и более баллов. Педагогические работники, набравшие меньшее количество баллов, не допускаются к третьему этапу проведения аттестации и считаются, не соответствующими уровню квалификации заявленной категории.

2.7.4. Третий этап аттестации проводится в форме устного очного собеседования с педагогическим работником на заседании аттестационной комиссии. Собеседование проходит в форме «вопрос – ответ», касающееся профессиональной деятельности по специальности педагогического работника (Приложение № 7 к настоящему Положению).

2.7.5. Четвертый этап проведения аттестации предусматривает принятие  решения аттестационной комиссией об установлении соответствия уровня квалификации педагогического работника, требованиям, предъявляемым к квалификационной категории и ознакомления педагогического работника с принятым решением.

2.8. Решение принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника, открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре (выводится из состава аттестационной комиссии, что заносится в протокол).

2.9. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, вступает в силу со дня его подписания председателем и (или) заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голо-совании (Приложение № 9 к настоящему Положению).

2.10. В аттестационный лист педагогического работника вносится запись о присвоении квалификационной категории, указываются дата и номер протокола. Аттестационный лист подписывается председателем, а в случае его отсутствия заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии и заверяется печатью учреждения.

Аттестационная комиссия может вносить в аттестационный лист педагогического работника рекомендации по совершенствованию его профессиональной деятельности и (или) необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

При наличии в аттестационном листе рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении или невыполнении (с указанием причин) рекомендаций аттестационной комиссии.

2.11. В случае проведения аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационный лист и вы-писка из протокола направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссией ГАУ АО «Центр развития социальной сферы».

Аттестационный лист и выписка из протокола представляются педагогическому работнику для ознакомления под роспись и хранятся в его личном деле.

2.12. Повторная аттестация педагогических работников, не допущенных к третьему этапу проведения аттестации и признанных, не соответствующими уровню квалификации  педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей) может проводиться не ранее чем через год со дня принятия решения аттестационной комиссией, в порядке и сроки, установленные настоящим Положением.

2.13. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссией.

2.14. Аттестационная комиссия несет ответственность за соблюдение нормативных требований и прав педагогических работников при их аттестации.

2.15. Споры по вопросам аттестации рассматриваются в установленном законодательством порядке.

(Раздел 2 в редакции постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

3. Порядок и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

3.1. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).

3.2. Для педагогических работников учреждений проводится два вида аттестации - плановая (обязательная) и внеплановая.

Плановая (обязательная) аттестация в отношении всех работников учреждения проводится не реже 1 раза в пять лет в соответствии с графиком проведения аттестации (далее - график), утверждаемым аттестационной комиссией.

Внеплановая аттестация проводится:

- в случае систематического неисполнения либо ненадлежащего исполнения работником учреждения возложенных на него должностных обязанностей;

- в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников учреждения;

- в случаях, предусмотренных коллективных договором учреждения.

Порядок проведения плановой (обязательной) и внеплановой аттестации является одинаковым.

3.3 Аттестации не подлежат:

беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков;

педагогические работники, проработавшие в данной должности менее двух лет.

(Пункт 3.3 в редакции постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 06.02.2014 №3)

3.4. Основанием для проведения аттестации является представление непосредственного руководителя на педагогического работника (далее - представление).

3.5. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации за период, предшествовавший аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее, чем за месяц до проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с начала даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты начала профессиональной деятельности в социальной сфере), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением непосредственного руководителя педагогического работника.

3.6. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.

3.7. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия учреждения принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

3.8. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

4. Порядок и сроки проведения аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)

4.1. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, проводится на основании заявления педагогического работника.

Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

4.2. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.

4.3. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

4.4. Кадровая служба учреждения, в котором работает педагогический работник, письменно предупреждает работника об окончании срока действия квалификационной категории не позднее, чем за четыре месяца.

За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории работник учреждения в порядке, установленном настоящим Положением, подает заявление в аттестационную комиссию либо об установлении соответствия требованиям имеющейся квалификационной категории, либо об установлении соответствия требованиям более высокой квалификационной категории.

4.5. Прием заявлений, отчетов и аттестационных документов прекращается за 30 календарных дней до начала проведения аттестационных мероприятий.

4.6. Продолжительность аттестации для каждого работника учреждения не должна превышать 40 календарных дней с даты начала аттестации, установленной графиком, до принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.

4.7. По уважительным причинам (в случае временной нетрудоспособности работника учреждения, нахождения его в командировке или по другим уважительным причинам) по личному заявлению работника учреждения или ходатайству руководителя, представленным в аттестационную комиссию не позднее, чем за семь календарных дней до заседания аттестационной комиссии, на основании решения комиссии продолжительность аттестации увеличивается, но не более чем на один календарный месяц, или дата начала аттестации переносится на другой срок.

4.8. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.

По истечении срока действия квалификационной категории (первой или высшей) у педагогического работника учреждения, не прошедшего без уважительных причин аттестацию, присвоенная ему квалификационная категория не сохраняется.

4.9. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

владеют современными социальными и воспитательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности:

вносят личный вклад в повышение качества социального обслуживания населения на основе совершенствования методов социально-педагогической деятельности;

имеют стабильные результаты эффективности социально-педагогической работы и показатели динамики их достижений.

4.10. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

имеют установленную первую квалификационную категорию;

владеют современными социальными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

имеют стабильные результаты в работе и показатели динамики достижений воспитанников, а также социально-педагогической деятельности;

вносят личный вклад в повышение качества воспитательного процесса на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых социальных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества воспитания.

4.11. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

4.12. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

4.13. Квалификационная категория сохраняется при переходе педагогического работника в другое учреждение или в случае переименования занимаемой им должности без изменения трудовых функций в течение срока ее действия, установленного пунктом 4.8 настоящего Положения.

(Пункт 4.13 в редакции постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

Приложение 1

к Положению о порядке аттестации педагогических

работников государственных учреждений

социального обслуживания Астраханской области,

подведомственных министерству социального развития

и труда Астраханской области, утвержденному

постановлением министерства социального развития

и труда Астраханской области от 08.10.2012 № 70

Примерная форма графика проведения плановой аттестации педагогических работников

на _______ год



п/п

Фамилия, имя, отчество педагогического работника

Место работы и должность

Квалификационная категория,

на которую претендует

(или подтверждает) педагогический работник

Дата проведения аттестации

и подпись педагогического работника

Примечание

1

2

3

4

5

6

Председатель аттестационной комиссии       ________________    _____________________________

                                                                                                                  (Подпись)                                          (Расшифровка подписи)

Секретарь аттестационной комиссии           ________________    ________________________________

                                                                                                                  (Подпись)                                          (Расшифровка подписи)

Приложение 2

к Положению о порядке аттестации

педагогических работников государственных

учреждений социального обслуживания

Астраханской области, подведомственных

министерству социального развития

и труда Астраханской области,

утвержденному постановлением министерства

социального развития и труда Астраханской области

от 08.10.2012 №  70

В аттестационную комиссию

от ___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

______________________________________

______________________________________

(должность, место работы)

______________________________________

тел. _________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аттестовать меня в 20__ году на _________________________________ квалификационную категорию по должности (должностям) _________________________________________.

В настоящее время (имею ______________ квалификационную категорию, срок ее действия до _______) либо (квалификационной категории не имею).

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сообщаю о себе следующие сведения:

Образование (когда и какое образовательное учреждение профессионального образования  окончил, полученная специальность и квалификация)

__________________________________________________________________

стаж работы по специальности __________  лет

стаж работы в данной должности _________лет

стаж работы в данном учреждении _______ лет.

Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание __________________________________________________________________

Сведения о повышении квалификации ____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

С Положением о порядке аттестации  педагогических работников  государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству  социального  развития и труда Астраханской области, ознакомлен(а).

«__» _____________ 20___ г.           ________                __________________

                                                               (подпись)          (расшифровка подписи)

Приложение 3

к Положению о порядке аттестации

педагогических работников государственных

учреждений социального обслуживания

Астраханской области, подведомственных

министерству социального развития и

труда Астраханской области, утвержденному

постановлением министерства социального

развития и труда Астраханской области

от 08.10.2012 №  70

Примерная форма представления непосредственного руководителя работника

Наименование учреждения

УТВЕРЖДАЮ

(Непосредственный руководитель работника)

_______________________________

(подпись, ФИО)

«_____» _________________201   г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. ____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество работника в именительном падеже)

2. ________________________________________________________________

(Наименование должности работника учреждения на момент аттестации в соответствии со штатным расписанием и дата назначения на это должность)

3. Обязанности, права и ответственность работника учреждения.

4. Специфики деятельности учреждения, роль и место аттестуемого работника в учреждении и структурном подразделении.

5. Разносторонний анализ уровня квалификации аттестуемого работника, его профессиональной подготовленности.

6. Результативность личной профессиональной деятельности работника учреждения.

Показатели, характеризующие аттестуемого, и аналитическое пояснение, раскрывающее динамику роста или его отсутствие. Анализ эффективности деятельности работника с учетом задач, стоящих перед структурным подразделением или учреждением в целом. Объемы и качество выполненных работ за последний отчетный период и в динамике развития.

Описать наиболее интересные случаи применения тех или иных методик и технологий из практики аттестуемого.

Указать конкретный перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие аттестуемый; охарактеризовать причины результативности или недостаточной результативности работ, выполненных работником; указать специальности, методы, методики, которыми работник владеет в совершенстве, уникальные методы, приемы, технологии, освоенные работником и т.п.

7. Личный вклад аттестуемого в создание благоприятного микроклимата в коллективе. Характеристика умения работать в команде.

8. Выводы и предложения.

Ознакомлен:                                                        ________________ _______________

                                                        т            (Подпись аттестуемого)  (Расшифровка)

Дата: ____________________             

Приложение 4

к Положению о порядке аттестации

педагогических работников государственных

учреждений социального обслуживания

Астраханской области, подведомственных

министерству социального развития и

труда Астраханской области, утвержденному

постановлением министерства социального

развития и труда Астраханской области

от 08.10.2012 №  70

Характеристика на педагогического работника

1.Фамилия, имя, отчество, возраст.

2. Должность, место работы (отдел, отделение, сектор, группа).

3. Качество выполняемой работы и адаптация к изменяющимся условиям (изменения технологии, ограничения во времени, дефицита кадров и т. п.).

4. Взаимодействие педагогического работника со специалистами социальной сферы с целью повышения эффективности работы (обмен опытом со специалистами других учреждений, смежных специальностей, а также сотрудниками внутри коллектива).

5. Деловые качества и стиль личной работы (ответственность, органи­зованность, пунктуальность, исполнительность, инициативность, умение сотрудничать с другими людьми, стремление к самообучению и т. п.).

6. Личные качества и особенности характера (скромность, вниматель­ность, активность, коммуникабельность, от­крытость и т. д.).

7. Самооценка (умение анализировать, критически и требовательно оценивать собственную профессиональную деятельность).

8. Умение педагогического работника решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информационно-коммуникационных технологий.

9. Знание правил оформления документации.

10. Выполнение видов работы, не входящих в круг должностных обязанностей.

11. Дата составления и подпись руководителя.

Приложение 5

к Положению о порядке аттестации

педагогических работников государственных

учреждений социального обслуживания

Астраханской области, подведомственных

министерству социального развития и

труда Астраханской области, утвержденному

постановлением министерства социального

развития и труда Астраханской области

от 08.10.2012   № 70

Примерная форма отчета работника

УТВЕРЖДАЮ

______________________________

(подпись  непосредственного руководителя работника)

«____»  ________________20    года

О Т Ч Е Т

(за период с _______20___г. по ________20___г.)

1. Вводная часть. Сведения о работнике

1.1. __________________________________________________________

(ФИО работника учреждения в именительном падеже)

1.2. Наименование должности работника учреждения на момент аттестации в соответствии со штатным расписанием и дата назначения на эту должность_________________________________________________________

1.3. Стаж работы в занимаемой должности в учреждении  ___________

1.4. Общий стаж работы в сфере социального обслуживания населения _________

1.5. Стаж работы общий  _____________________________________

1.6. Наличие квалификационной категории (категорий) по должности (должностям) ______________________________________________________

1.7. Сведения об уровне профессионального образования ____________

       (что и когда окончил)

1.8. Сведения о переподготовке, повышении квалификации

______________________________________________________________

(что и когда окончил, документы государственного образца)

Дополнительные сведения о повышении квалификации, самообразовании:

__________________________________________________________________

1.9. Поощрения и дисциплинарные взыскания

________________________________________________________________

(за один год, если аттестуется впервые; за аттестуемый период, если аттестация очередная)

2. Основная часть отчета работника

2.1. Личный вклад в решение задач, стоящих перед отделением или учреждением.

Результативность своего труда с учётом сложности выполняемой работы.

Динамика развития детей. Достижения воспитанников.

(Абзац введен постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 06.02.2014 №3)

2.2. Указать имеющиеся разработки методических материалов, пособий, инструкций, внедрение системы контроля и анализа качества работы. Проанализировать работу и ее результативность в сфере передачи профессионального опыта, наставничества просветительской и общепрофилактической работы.

Привести перечень выступлений на семинарах, конференциях в СМИ и других мероприятиях. Приложить ксерокопию своих статей, опубликованных в каком-либо издании или привести список методической литературы или разработок, названий докладов, выступлений на профессиональных заседаниях, конференциях и семинарах различного уровня за аттестуемый период.

2.3. Отметить проблемы и запланировать пути решения этих проблем, обозначить перспективы дальнейшего совершенствования своей работы.

Дата ________________

Наименование должности работника              _______________  _______________

                                                                                                  (Подпись)                            (Расшифровка)

Приложение 6

к Положению о порядке аттестации

педагогических работников государственных

учреждений социального обслуживания

Астраханской области, подведомственных

министерству социального развития и

труда Астраханской области, утвержденному

постановлением министерства социального

развития и труда Астраханской области

от 08.10.2012 № 70

Критерии оценки портфолио педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

№ п/п

Критерии и требования к портфолио

(макс. балл по критерию - 3)

1.

Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио.

2.

Демонстрация обобщения и распространения собственного педагогического опыта аттестуемого (отчет, презентация).

3.

Использование вариативных подходов в  профессиональной деятельности (применение различных  методов и форм работы).

4.

Демонстрация готовности и способности к непрерывному профессиональному росту (не менее 3 наименований: сертификаты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

5.

Оценка полноты представленной характеристики на педагогического работника.

6.

Культура оформления портфолио.

7.

Организация и проведение мероприятий внутри учреждения (не менее 5)

Максимальное количество баллов – 21 

0 баллов – критерий не представлен

1 балл – критерий представлен частично

2 балла – критерий представлен на допустимом уровне

3 балла – критерий полностью представлен в портфолио

Занимаемая должность подтверждается – от 17 до 21 баллов

Критерии оценки портфолио педагогического работника на первую квалификационную категорию

№ п/п

Критерии и требования к портфолио

(макс. балл по критерию - 3)

1.

Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио.

2.

Демонстрация инновационной деятельности педагогического работника (разработка и использование не менее 1 технологии, методики работы, опытно-экспериментальной разработки)

(Пункт 2 в редакции постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 06.02.2014 №3)

3.

Демонстрация обобщения и распространения собственного педагогического опыта аттестуемого (отчет, презентация).

4.

Использование вариативных подходов в  профессиональной деятельности (применение различных  методов и форм работы).

5.

Демонстрация готовности и способности к непрерывному профессиональному росту (не менее 5 наименований: сертификаты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

6.

Наличие компьютерных и мультимедийных технологий, применяемых в педагогическом процессе (не менее 5 электронных разработок).

7.

Наличие опубликованных статей, научных публикаций, имеющих соответствующий гриф и выходные данные (не менее 2-х публикаций).

8.

Оценка полноты представленной характеристики на педагогического работника.

9.

Культура оформления портфолио.

10.

Организация и проведение областных мероприятий (не менее 1).

Максимальное количество баллов – 30

0 баллов – критерий не представлен

1 балл – критерий представлен частично

2 балла – критерий представлен на допустимом уровне

3 балла – критерий полностью представлен в портфолио

Первая квалификационная категория присваивается  – от 26 до 30 баллов

Критерии оценки портфолио педагогического работника на высшую квалификационную категорию

№ п/п

Критерии и требования к портфолио

(макс. балл по критерию - 3)

1.

Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио.

2.

Демонстрация инновационной деятельности педагогического работника (разработка и использование 2-3 технологий, методик работы, опытно-экспериментальных разработок)

(Пункт 2 в редакции постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 06.02.2014 №3)

3.

Демонстрация обобщения и распространения собственного педагогического опыта аттестуемого (отчет, презентация).

4.

Использование вариативных подходов в  профессиональной педагогической деятельности (применение различных  методов и форм работы).

5.

Демонстрация готовности и способности к непрерывному профессиональному росту (не менее 10 наименований: сертификаты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

6.

Наличие компьютерных и мультимедийных технологий, применяемых в педагогическом процессе (не менее 10 электронных разработок).

7.

Наличие опубликованных статей, научных публикаций, имеющих соответствующий гриф и выходные данные (не менее 5 публикаций).

8.

Оценка полноты представленной характеристики на педагогического работника.

9.

Участие в разработке и реализации Грантовых проектов. Организация, проведение областных мероприятий и участие (не менее 2-х).

(Пункт 9 в редакции постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 06.02.2014 №3)

10.

Культура оформления портфолио.

Максимальное количество баллов – 30

0 баллов – критерий не представлен

1 балл – критерий представлен частично

2 балла – критерий представлен на допустимом уровне

3 балла – критерий полностью представлен в портфолио

Высшая квалификационная категория присваивается  – от 26 до 30 баллов

Приложение 7

к Положению о порядке аттестации

педагогических работников государственных

учреждений социального обслуживания

Астраханской области, подведомственных

министерству социального развития и

труда Астраханской области, утвержденному

постановлением министерства социального

развития и труда Астраханской области

от 08.10.2012 № 70

СОБЕСЕДОВАНИЕ

1. Включает в себя вопросы  по следующим разделам:

2. Знание нормативных правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность, и локальных правовых актов, регламентирующих выполнение должностных обязанностей, умение и навыки их применения (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ,  положение о министерстве социального развития и труда Астраханской области и др.)

3. Знание основных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения, реализуемых целевых социальных программ, умения и навыки их применения на практике.

4. Знание особенностей категорий клиентов, которые являются объектом профессиональной работы, умение применять методический инструментарий см. Приложение 10.

(Пункт 4. в редакции постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 06.02.2014 №3)

5. Оценка профессиональных знаний по специальности.

6. Способность к разработке и внедрению инноваций в педагогическую деятельность, а также социальную сферу (генератор идей, организатор, исполнитель).

7. Результативность в сфере  передачи профессионального опыта, знаний, а также наставничества в своей профессии (работа со студентами, обмен опытом со специалистами смежных специальностей, с иностранными  делегациями и т.п.).

8. Результативность  в сфере практической работы с клиентом, достижения воспитанников.

Приложение 8

к Положению о порядке аттестации

педагогических работников государственных

учреждений социального обслуживания

Астраханской области, подведомственных

министерству социального развития и труда

Астраханской области, утвержденному

постановлением министерства социального

развития и труда Астраханской области

от 08.10.2012 № 70

Примерная форма протокола заседания аттестационной комиссии

ПРОТОКОЛ

заседания аттестационной комиссии

________________________________________________________________

(Наименование учреждения,

_______________________________________________________________

которым создана аттестационная комиссия)

№__________                                                                      «____»______________20__г.

Председатель аттестационной комиссии      _____________________

                                                                                                    (ФИО, наименование должности)

Секретарь аттестационной комиссии      ________________________

                                                                                                  (ФИО, наименование должности)

Члены аттестационной комиссии:      ___________________________

                                                        (ФИО в алфавитном порядке, наименование должности)

____________________________

                                                                                    ____________________________

                                                                                    ____________________________

На заседание приглашены:

________________________________________________________________

(ФИО, полное наименование должности, наименование учреждения)

_______________________________________________________________

Повестка дня

Об аттестации______________________________________________

(ФИО, должность аттестуемого работника, аттестуемых работников)

на присвоение (подтверждение, повышение) квалификационной категории по должности ___________________________________.

СЛУШАЛИ:

Об аттестации______________________________________________

(ФИО, должность аттестуемого работника, аттестуемых работников)

на присвоение (подтверждение, повышение) квалификационной категории по должности ___________________________________.                                                                    

                                                           (Наименование должности)

             

Вопросы к аттестуемому работнику и его ответы:

___________________________________________________________

Оценка ответа: _____________________________________________

(Полный, неполный, неверный)

__________________________________________________________

Оценка ответа: _____________________________________________

(Полный, неполный, неверный)

__________________________________________________________

Оценка ответа: _____________________________________________

(Полный, неполный, неверный)

ВЫСТУПИЛИ:

__________________________________________

(ФИО)

__________________________________________

__________________________________________

РЕШИЛИ:

______________________________________________________ (указать решение по каждому аттестуемому)

              Результаты голосования: количество голосов «за»_____; количество голосов «против»_____, воздержались _______.

              Замечания, предложения аттестуемого работника_________________

______________________________________________________________.

Председатель аттестационной комиссии______________  _________________

                                                                                                                (Подпись)              (инициалы, фамилия)

Секретарь аттестационной комиссии_________________  _________________

                                                                                                                (Подпись)              (инициалы, фамилия)

Члены аттестационной комиссии: ____________________  ________________

                                                                                                                (Подпись)              (инициалы, фамилия)

Отметка о помещении протокола:

в личное дело аттестуемого работника    _______________

                                                                                                                (дата)

в аттестационное дело                                                        _______________

                                                                                                                (дата)

Приложение 9

к Положению о порядке аттестации

педагогических работников государственных

учреждений социального обслуживания

Астраханской области, подведомственных

министерству социального развития и

труда Астраханской области, утвержденному

постановлением министерства социального

развития и труда Астраханской области

от 08.10.2012 № 70

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Фамилия, имя, отчество  _________________________________________

________________________________________________________________

2. Дата рождения _________________________________________________

3. Наименование учреждения и занимаемая должность _________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Сведения об образовании ________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

(название учебного заведения, год окончания, специальность, ученая степень)

5. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации: __________________________________________

________________________________________________________________

6. Общий трудовой стаж ___________________________________________

7. Стаж работы в учреждениях социального обслуживания______________

8. Стаж работы по аттестуемой специальности ________________________

9. Решение аттестационной комиссии ________________________________

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________

10. Результат голосования:

количество голосов: за _________, против ________, воздержались ______.

11.  Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются) ______________________________________________

12. Примечание _________________________________________________

Присвоена ______________ квалификационная категория сроком на 5 лет.

Дата аттестации «____» ______________ _____ г.

Председатель аттестационной комиссии _________  ___________________

(подпись)               (расшифровка подписи)

Секретарь аттестационной комиссии    _________  ____________________

                                                                    (подпись)    (расшифровка подписи)

Члены аттестационной комиссии:

_____________   _______________________

(подпись)                           (расшифровка подписи)

_____________   _______________________

(подпись)                             (расшифровка подписи)

__________________________________________________________________

(дата и номер протокола аттестационной комиссии)

С аттестационным листом ознакомлен(а) _________   _________________

(подпись)      (расшифровка подписи)

Приложение 10

к Положению о порядке аттестации

педагогических работников государственных

учреждений социального обслуживания

Астраханской области, подведомственных

министерству социального развития

и труда Астраханской области,

утвержденному постановлением

министерства социального развития

и труда Астраханской области

от 08.10.2012 № 70

(введено постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 06.02.2014 №3)

Общие вопросы

1. Охарактеризовать специфику деятельности своего учреждения.

2. Провести анализ одной программы (разработки, технологии) по выбору квалификационной комиссии из предложенных аттестуемым.

3. Знаете ли вы проблемы своих воспитанников? Назовите их. Какая помощь им нужна? На какие теории, идеи, взгляды, концепции Вы опираетесь, организуя им помощь.

4. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование в Вашей жизни?

5. Какие направления деятельности Вы выделяете в своей работе?

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

1. Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы.

Психосоциальная работа как отрасль практической психологии, направленная на преодоление социальной дезадаптации клиента и оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. Соотношение причин внутреннего и внешнего характера, детерминирующих социальную дезадаптацию. Соотношение причин внутреннего и внешнего характера, детерминирующих социальную дезадаптацию. Социально-психологическая диагностика в работе с различными категориями семей. Социально-психологическая диагностика межличностных отношений, уровня благополучия взаимоотношений, психологического климата в семье. Методы диагностики семейных отношений. Диагностические методы, используемые в работе с кандидатами в приемные родители. Диагностические методы, используемые в работе с родными и приемными детьми. Диагностика взаимодействия родителей и детей. Наблюдение как метод изучения личностных особенностей и межличностных отношений. Пути и способы коррекции нарушений межличностных отношений. Функции психосоциальной работы: диагностическая, консультационная, коррекционная, посредническая. Понятие групповой и индивидуальной психосоциальной работы. Элементы психосоциальной работы в деятельности социального работника: первичное консультирование, диагностика и посредническая деятельность при разрешении конфликтов.

Взаимодействие психосоциального работника с социальными работниками, психотерапевтами и психиатрами в процессе психосоциальной работы.

2. Межличностные конфликты и психосоциальная помощь в их разрешении.

Типология конфликтов. Межгрупповые внутригрупповые. Межличностные, внутриличностные, внутрисемейные конфликты, конфликты в трудовых организациях. Пути разрешения конфликтов с системе "родитель ребенок", "воспитатель воспитанник". Основные стратегии поведения, избираемые участниками конфликтных ситуаций: "победная" (силовая) стратегия, уступчивая, компромиссная. Посредническая деятельность при разрешении конфликта.

3. Психосоциальная работа по предупреждению агрессии и насилия, реабилитация их жертв.

Понятие агрессии. Агрессия как средство достижения какой-либо значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ самоутверждения.

Понятие агрессии. Агрессия как средство достижения какой-либо значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ самоутверждения. Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа по снижению агрессивности. Вопросы взаимоотношений социального работника и психолога с агрессивными клиентами и их жертвами.

4. Современные психосоциальные технологии и их место в системе психотерапевтических техник.

Психокоррекционная работа как с отдельной личностью, так и с ее ближайшим окружением - специфические особенности психосоциальной работы. Краткая характеристика основных психосоциальных технологий: индивидуальное и семейное консультирование, телефонное консультирование, различные виды социально-психологических тренингов, деловые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, социодрамы, психодрамы, семейная психотерапия.

5. Индивидуальное и семейное консультирование.

Семейная психотерапия. Подготовка кандидатов в приемные родители. Психологическое сопровождение замещающих семей, семей, имеющих ребенка-инвалида.

Специфика психологического консультирования как вида психологической помощи и его отличие от психотерапии. Психологическое консультирование как работа с ситуационными проблемами, решенными на уровне сознания психически здоровых людей. Выбор стратегии и тактики консультирования в зависимости от проблемы и индивидуальных психологических особенностей клиента.

6. Групповые методы в коррекционно-реабилитационной работе с семьями и детьми.

Типология и технология социально-психологических тренингов. Игротерапия и ее диагностические, психокоррекционные и психотерапевтические функции. Классификация игротерапевтических методов. Методы игротерапии, развивающие эмоциональную сферу и коммуникативные навыки детей и подростков. Основные принципы игротерапии и поведения игротерапевта. Коррекция детско-родительских отношений методами игротерапии. Сказкотерапия и ее функции по психотерапии детских страхов. Сказки и социализация детей, усвоение детьми представлений о добре и зле, моральных нормах и ценностях, будущих социальных ролях. Игровая театрализация сказок, психотерапевтическая специфика народных и волшебных сказок. Психологические приемы, побуждающие детей к фантазии и сочинению сказок. Игротерапевтический тренинг коммуникативных навыков для детей и подростков с трудностями в обучении и нарушениями эмоциональной сферы. Игровые формы танцевальной психокоррекции коммуникативных затруднений подростков. Арттерапия и ее функции.

7. Методики социально-психологического диагностирования межличностных отношений и умение использовать их результаты в своей работе.

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Организация деятельности педагога.

Организация работы педагога: планирование работы, организация деятельности и анализ деятельности. Эффективность деятельности педагога. Критерии оценки. Требования к личности воспитателя. Воспитатель - центральная фигура реабилитационного процесса. Цели реабилитационной работы воспитателя.

2. Организация реабилитационного процесса воспитанника.

Социальный портрет воспитанника реабилитационного центра. Сущность и содержание комплексной реабилитации. Междисциплинарное взаимодействие в рамках социально-реабилитационного центра. Сущность и содержание технологии комплексной индивидуальной социальной реабилитации ребенка.

Формы и методы диагностической работы педагога. Значение диагностики в процессе реабилитации. Комплексная диагностика семьи и детей в реабилитационном центре. Составление индивидуальной программы комплексной реабилитации воспитанника. Оценка эффективности реализации индивидуальной программы комплексной реабилитации воспитанника. Работа воспитателя с семьей воспитанника. Цели, содержание. Критерии эффективности педагогической реабилитации. Содержание, формы и методы воспитательной работы.

3. Формирование навыков социальной компетенции у воспитанников.

Навыки: понятие, сущность. Необходимость формирования навыков у воспитанников. Социально-бытовые навыки. Навыки трудовой деятельности. Навыки ориентации в инфраструктурах. Навыки саморегуляции. Навыки здорового образа жизни. Навыки продуктивного общения и расширения сферы социальных контактов.

4. Психолого-педагогические технологии работы с детьми.

Основные закономерности психического развития индивида. Психологические закономерности процесса воспитания. Эмоциональная депривация детей и пути ее коррекции. Компенсация депривационных нарушений у детей, оставшихся без попечения родителей. Роль дошкольного детства в жизни человека. Нарушение развития детей и пути его коррекции. Нарушение поведения детей и пути его коррекции. Возрастные нормы развития детей. Влияние семейного воспитания на процесс и результат воспитания личности.

5. Воспитание духовности и воспитание нравственности.

6. Диагностика интереса, способностей, склонностей детей.

7. Расскажите о своем опыте пробуждения интереса к занятиям.

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

1. Основы социальной педагогики.

Методика и технологии социально-педагогической деятельности. Методы, приемы и средства социально-педагогической деятельности. Педагогические технологии и технологии социальной работы. Значение применения технологий в работе социального педагога.

2. Социальная работа как феномен современного мира.

Сущность социальной работы. Социальная работа как специфическая деятельность. Статус и проблемы социального работника. Структура социальной работы. Субъекты и объекты социальной работы. Сфера распространения социальной работы. Цели, задачи социальной работы. Принципы работы.

3. Социально-психологические основы работы с воспитанниками.

Организация эффективного общения социального педагога с семьей и детьми. Межличностные отношения и общение. Структурный анализ общения. Характеристика коммуникативной стороны общения. Речевое и неречевое общение. Речевое общение. Коммуникативные барьеры. Схема коммуникативного процесса.

4. Социально-педагогическая работа с семьями больных алкоголизмом и наркоманией.

Алкоголизм и пьянство. Социально-психологические последствия алкоголизма. Внутрисемейные отношения в семьях алкоголиков: конфликтность, закрытость, наличие постоянно действующего стрессового фактора, созависимость жен алкоголиков. Группы самопомощи в лечении алкоголизма и внутрисемейных отношений.

5. Основы социального здоровья.

Образ жизни как основа здоровья. Философия здоровья. Сознание и здоровье. Культура и здоровье. Экология и здоровье. Статистика заболеваний. Культура здоровья семьи и семейное благополучие. От здоровой семьи к здоровому обществу. Работа по формированию здорового образа жизни.

6. Знаете ли вы проблемы своих воспитанников? Назовите их. Какая помощь им нужна? На какие теории, идеи, взгляды, концепции Вы опираетесь, организуя им помощь.

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

1. Объект, предмет и задачи логопедии. Цель и задачи логопедии. Теоретические основы логопедии. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Определение. Структура современной логопедии. Предмет логопедии и объект изучения. Основная цель и задачи логопедии. Теоретические и практические аспекты логопедии. Принцип системности, принцип развития, принцип комплексности, онтогенетический принцип, принцип обходного пути, дидактические принципы. Методы логопедии (организационные, эмпирические, математико-статистический, интерпретационный метод). Основной понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.

2. Принципы анализа речевых нарушений. Этиология речевых нарушений.

Классификация речевых нарушений.

Органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Содержание и значение основных принципов анализа речевых нарушений (принцип развития, принцип оценки коммуникативного поведения, принцип системного подхода). Классификации речевых нарушений (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая). Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения устной речи. Расстройства фонационного оформления (голосообразования, темпоритмической организации высказывания, интонационно-мелодической, звукопроизносительной). Нарушения структурно-семантического оформления высказывания (алалия, афазия). Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). Психолого-педагогическая классификация.

3. Виды речевых нарушений и их коррекция.

Дислалия, ринолалия, дизартрия - статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

Нарушения голоса - статистика, терминология, этиология, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности восстановительной работы, прогноз, эффективность.

Нарушение темпа речи - определение, причины и формы, механизмы, обследование, дифференцированные приемы воздействия, профилактика.

Заикание. Определение, механизмы, классификация, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный метод преодоления заикания, особенности работы с различными возрастными категориями, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов.

Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.

Алалия. Определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.

Афазия. Определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения.

Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.

Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений.

4. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями.

Оценка речи как высшей психической функции. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.

Методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития ребенка, анкетирование родителей, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.). Принципы психолого-педагогической диагностики. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией. Особенности логопедической работы при нарушениях познавательной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах.

5. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями.

Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Отбор детей в специальные учреждения. Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речи (на специальных логопедических занятиях и на занятиях по всем дисциплинам учебного плана). Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Проблемы интеграции детей с речевыми нарушениями.

6. Семейное воспитание детей с нарушениями речи.

Типология отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии. Особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением. Варианты семейного воспитания. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями. Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Речевой режим в семье. Координация форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи. Повышение педагогической компетенции родителей.

Оказание помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам. Помощь педагога в правильной организации жизни ребенка в семье, общение родителей с ребенком раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи. Беседы, семинары, консультации, составление индивидуальных памяток, рекомендаций, проведение собраний и другие формы работы с родителями. Применение комплекса наглядных средств в работе с семьей.

7. Логопедические технологии.

Технология обследования и формирования произносительной стороны речи. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звуко-произносительные характеристики устной речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания.

Технология обследования речи. Технология обследования моторных функций. Технология формирования интонационной стороны речи. Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании.

8. Онтогенез речевой деятельности. Логопсихология.

Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи.

Теоретические основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

1. Теоретико-методологические основы коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями. Основы социальной реабилитации.

Особые образовательные потребности детей и подростков как следствие ограниченных возможностей их здоровья и жизнедеятельности. Понятие о специальном образовании как системе условий, способов и средств обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Специальная педагогика как составная часть педагогики. Категориальный аппарат и научные основания специальной педагогики. Педагогические системы специального образования, включение учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности в образовательный процесс образовательного учреждения общего назначения (интеграция) - условия, пути, значение для участников образовательного процесса.

Коррекционная педагогика. Школьная дезадаптация как педагогическое явление. Педагогическая диагностика нарушений школьной и социальной адаптации. Классы коррекционно-развивающего обучения, компенсирующего обучения как дифференцированные формы коррекционно-развивающей практики. Девиантное поведение детей и подростков.

Особенности возрастного развития детей, закономерности развития личности ребенка в нормальных и атипичных условиях, классификация нарушений, взаимосвязь биологических и социальных факторов.

Цели, задачи и принципы коррекционного воздействия при различных видах нарушений у детей. Основные пути социальной реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями.

Понятие реабилитации. Основные современные концепции реабилитации. Основные компоненты комплексной реабилитации и их соотношение на разных возрастных этапах. Роль общества в реабилитации. Понятия "инвалид", "реабилитационный потенциал". Социально-психологические аспекты взаимоотношений инвалидов и общества. Основные задачи социально-психологической и профессиональной реабилитации. Роль психолога в решении этих задач. Зарубежный и отечественный опыт социальной реабилитации. Особенности реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

2. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта.

Научно-методические основы разработки содержания образования и технологии обучения и воспитания в специальных (коррекционных) организациях образования. Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Содержание коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных программ. Научно-организационные и методические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Основные направления и средства коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими нарушения интеллекта. Вариативность учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением интеллекта. Ребенок с проблемами интеллектуального развития в системе семейных отношений.

3. Особенности психического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Специальная психология, методология специальной психологии. Дефект сенсорный, интеллектуальный, комплексный. Структура дефекта, первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии. Депривация сенсорная, интеллектуальная, социальная. Аномальное развитие. Профилактика психических нарушений. Психодиагностика. Коррекция. Компенсация дефекта, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация. Абилитация, реабилитация. Социальная адаптация, интеграция. Актуальный уровень развития, зона ближайшего развития. Олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология.

4. Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста.

Теория депривации и привязанностей. Современные теоретические концепции нервно-психического и речевого развития детей раннего возраста в условиях нормального и нарушенного развития.

Психолого-педагогическая диагностика и консультирование.

5. Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития.

Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний.

Концепция коррекционно-развивающего обучения: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое, направления работы. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения.

6. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Основы сурдопедагогики. Педагогическая диагностика нарушений слуха. Коррекционно-воспитательная работа. Воспитание детей с нарушением слуха как системный процесс. Сенсорное развитие и его коррекционная направленность. Умственное воспитание и его коррекционная направленность.

Речевое развитие и коррекция нарушений речи.

Особенности психического развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и классификация РДА. Особенности психического и социального развития при РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных нарушений. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их семьями. Непатологические формы нарушения поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте. Акцентуации характера. Патологические формы девиантного поведения. Устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями.

9. Особенности психического развития детей со сложными недостатками развития.

Соотношение понятий «дети со сложными недостатками развития» и «сложная структура дефекта психического развития». Многообразие сложных дефектов. Этиология сложных дефектов. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей данной категории. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и слуха, слуха и интеллекта, зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Организация дефектологической помощи детям со сложными дефектами; работа с семьей. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации лиц со сложными дефектами; профилактика вторичных нарушений.

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

1. Культуросозидающая и социализирующая функции музыкального образования и воспитания, способы их осуществления в педагогическом процессе.

2. Основные психолого-педагогические принципы отбора содержания музыкального образования и методов музыкального воспитания и развития воспитаников, их реализация в профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя. Особенности музыкального воспитания на традициях национальных культур.

3. Своеобразие видов музыкальной деятельности воспитанников, методические приемы, педагогические средства развития музыкального восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, детского музыкального творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального).

4. Формы организации музыкально-образовательного процесса, определение содержания проводимых с воспитанниками занятий с учетом современных дидактических и воспитательных требований и музыкальных возможностей детей разного возраста.

5. Планирование, прогнозирование музыкально-педагогического процесса (перспективное, календарное планирование), осуществление целеполагания на дальнюю и ближайшую перспективы.

6. Функциональные обязанности музыкального руководителя в реализации задач музыкального образования и воспитания.

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ)

1. Формы организации физического воспитания в учреждении. Содержание образования. Методы и средства обучения. Формы организации обучения. Формы занятий физическими упражнениями. Структура физкультурного занятия. Умение постановки образовательных задач в соответствии с возможностями занимающихся. Средства и методы организации физкультурно-оздоровительного занятия.

2. Формы оздоровительной физической культуры, их направленность и содержание. Постановка и решение оздоровительных задач.

3. Формы и методы организации воспитательного процесса. Формирование нравственно-волевых качеств в процессе физического воспитания.

4. Составляющие компоненты взаимодействия врача и инструктора по физической культуре. Понятия здоровья, физического развития, физической подготовленности и физической нагрузки. Группы здоровья, их характеристика. Показатели физического развития и физической подготовленности. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний и травм.

5. Положительное  влияние занятий физической культурой  на профилактику вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и предупреждение нарушений норм общественный жизни.

6. Понятия «травма», «травматизм». Меры по предупреждению травматизма во время занятий физической  культуры.

Программа квалификационных испытаний для методиста

(Абзац введен постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

Основы педагогики и возрастной психологии. Педагогическая деятельность. Современные педагогические технологии. Стили педагогического взаимодействия. Методы педагогической диагностики. Методы воспитания. Психологическая наука. Принципы психологии. Развитие личности специалиста. Профессиональные качества методиста. Методы, формы и средства обучения. Средства методической помощи. Формы методической работы. Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

(Абзац введен постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

Программа квалификационных испытаний для инструктора по труду

(Абзац введен постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

Возрастная и специальная психология и педагогика, физиология и гигиена. Формы и методы обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, правила и нормы труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Основы доврачебной медицинской помощи. Трудовая адаптация детей. Охрана труда. Основы строительного дела. Основы научной организации труда.

(Абзац введен постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

Программа квалификационных испытаний для воспитателей в психоневрологическом интернате

(Абзац введен постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

Организация деятельности педагога. Организация работы педагога: планирование работы, организация и анализ деятельности. Эффективность деятельности педагога. Требования к личности воспитателя. Воспитатель - центральная фигура реабилитационного процесса. Цели реабилитационной работы воспитателя. Организация реабилитационного процесса. Сущность и содержание комплексной реабилитации. Социально-психологическая реабилитация. Сущность и содержание технологии комплексной индивидуальной социальной реабилитации. Социально-трудовая адаптация. Навыки: понятие, сущность. Необходимость формирования навыков у подопечных. Социально-бытовые навыки. Навыки трудовой деятельности.   Навыки здорового образа жизни. Воспитание духовности и воспитание нравственности. Опека и попечительство над недееспособными гражданами.

(Абзац введен постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

Приложение № 11

к Положению

(введено постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 13.01.2016 №1)

Оценочный лист по результатам собеседования педагогического работника

_________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество (при наличии))

№ п/п

Критерии оценки

Оценка

(балл от 0 до 3)

1.

Полнота и глубина ответов на вопросы

2.

Конкретизация и доказательность изложения

3.

Логичность и последовательность ответа. Аргументированность собственной точки зрения, выраженность личной позиции

4.

Владение  профессиональной терминологией

5.

Грамотная речь

0 баллов — критерий не представлен

1 балл - критерий не представлен частично

2 балла — критерий представлен на допустимом уровне

3 балла — критерий представлен полностью

Собеседование пройдено - от 11 до 15 баллов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 46 от 11.10.2012
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации, 060.020.150 Профессиональная подготовка. Повышение квалификации. Переподготовка

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать