Основная информация

Дата опубликования: 08 ноября 2005г.
Номер документа: В200503227
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0503227

В200503227

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.03.2006, N 3, СТР. 55

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08.11.2005 N 4148/05

[О рассмотрении заявления открытого акционерного

общества "Судоходная компания "Волжское пароходство"

о пересмотре в порядке надзора постановления

Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского

округа от 20.12.2004 по делу N А53-9312/2003-С5-19

Арбитражного суда Ростовской области]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2004 по делу N А53-9312/2003-С5-19 Арбитражного суда Ростовской области.

В заседании приняли участие представители:

от открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" - Билык Т.Е., Салтыков П.Н.;

от открытого акционерного общества "Северо-Западный флот" - Рычкова Е.Ф., Хайруллин М.Р.;

от саморегулируемой организации "Ассоциация судоходных компаний" - Курбаналиева Н.Г., Морозова Т.В.;

от федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Таганрог" - Артасонова Е.А., Базикова Е.В.;

от Федерального агентства морского и речного транспорта - Ляпин В.М.

Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Судоходная компания "Волжское пароходство" и открытое акционерное общество "Северо-Западный флот" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Ростовской области с заявлениями о признании незаконными приказов государственного учреждения "Морская администрация порта Таганрог" (в настоящее время - федеральное государственное учреждение "Администрация морского порта Таганрог"; далее - администрация порта Таганрог) от 30.09.2002 N 139/1 и от 17.06.2003 N 116.

Определениями суда первой инстанции от 03.11.2003 производство по делам о признании незаконными названных приказов прекращено.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлениями от 11.03.2004 указанные определения отменил, дела направил в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Суд первой инстанции определением от 28.05.2004 объединил дело N А53-8806/2003-С5-19 и дело N А53-9312/2003-С5-19 в одно производство, присвоив делу N А53-9312/2003-С5-19.

Впоследствии в качестве заявителя в дело вступила некоммерческая организация "Ассоциация судоходных компаний" (в настоящее время - саморегулируемая организация "Ассоциация судоходных компаний").

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Российской Федерации (Федеральное агентство морского и речного транспорта), прокуратура Ростовской области, государственное учреждение "Морская администрация Ейского морского порта", государственное учреждение "Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", войсковая часть 30839, Главное управление навигации и гидрографии Министерства обороны Российской Федерации в лице Гидрографической службы Черноморского флота.

Решением суда первой инстанции от 03.09.2004 пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116 администрации порта Таганрог в части, касающейся установления координат границ акватории Таганрогского торгового порта, признаны незаконными; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 20.12.2004 решение суда первой инстанции в части признания незаконными пункта 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункта 1 приказа от 17.06.2003 N 116 отменил; производство по делу в части требования о признании недействительным приказа от 30.09.2002 N 139/1 прекратил; в удовлетворении требования о признании недействительным приказа от 17.06.2003 N 116 отказал; в остальной части решение оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции от 20.12.2004 и дополнении к нему ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" просит отменить этот судебный акт.

В отзывах на заявление ОАО "Северо-Западный флот", саморегулируемая организация "Ассоциация судоходных компаний" и Гидрографическая служба Черноморского флота также просят отменить указанный судебный акт.

Администрация порта Таганрог, войсковая часть 30839, прокуратура Ростовской области, Федеральное агентство морского и речного транспорта в отзывах на заявление просят оставить названный судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции от 20.12.2004 подлежит отмене, решение суда первой инстанции от 03.09.2004 - оставлению без изменения по следующим основаниям.

Начальником администрации порта Таганрог издан приказ от 30.09.2002 N 139/1, пунктом 2 которого пункт 1.11 Обязательных постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту изложен в следующей редакции: "К портовым водам, находящимся под юрисдикцией Морской администрации порта Таганрог, относятся: судоходная акватория Таганрогского залива, в пределах объявленных судоходных путей, восточнее меридиана 38°14’ О Е и до приемного буя N 1 Азово-Донского морского канала, включающими в себя внутреннюю и внешнюю акватории порта, Таганрогский подходной канал, районы рейдовых якорных стоянок судов N 1, 2, 3, 4, 5".

Пунктом 1 приказа начальника администрации порта Таганрог от 17.06.2003 N 116 координаты границ акватории порта Таганрог определены в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093 и пункт 1.11 Обязательных постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту изложен в такой редакции: "Координаты границ акватории порта включают в себя водное пространство от меридиана плавучего маяка Донских гирл до Безымянной косы включительно".

Признавая пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116 недействительными, суд первой инстанции исходил из того, что эти приказы изданы начальником администрации порта Таганрог с превышением должностных полномочий, в нарушение норм действующего законодательства и затрагивают интересы заявителей в сфере экономической деятельности.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, сослался на Общие правила морских торговых и рыбных портов Союза ССР, утвержденные приказом Министерства морского флота СССР от 16.12.1969, и Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним, утвержденные Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР 20.02.1990 (далее - Общие правила), в соответствии с которыми начальник морской администрации порта издает обязательные постановления по порту, отражающие особенности данного порта и содержащие правила плавания на его акватории и в зоне действия служб управления движения судов. При этом суд пришел к выводу, что начальником администрации порта Таганрог правомерно установлены водные границы порта на основании приказа Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093.

Данный вывод суда кассационной инстанции необоснован ввиду следующего.

Согласно части 4 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации администрации морских портов осуществляют административно-властные и другие полномочия, возложенные на них Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.1993 N 1299 "Об организации управления морскими портами" администрации морских портов созданы для обеспечения безопасности мореплавания и порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ним портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства.

В соответствии с пунктом 1.6 Общих правил акваторию морского порта составляют отведенные порту в порядке, установленном действующим законодательством, водные пространства, в том числе внутренний и внешний рейды. Границы акватории (вод порта, портовых вод) приводятся в обязательных постановлениях по порту.

Таким образом, администрация торгового порта не наделена полномочиями по определению границ акватории морского порта. Эти границы устанавливаются в порядке, определенном действующим законодательством, и лишь приводятся в обязательных постановлениях по порту, издаваемых начальником администрации порта.

Статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ; НГР:Р9803597 "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено, что воды портов Российской Федерации относятся к внутренним морским водам.

Исходя из статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9504602 внутренние морские воды находятся в собственности Российской Федерации, управление которой согласно статье 71 и пункту "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 осуществляет Правительство Российской Федерации.

Ссылка суда кассационной инстанции на то, что приказ начальника администрации порта Таганрог от 17.06.2003 N 116 является законным, так как издан в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093, неправомерна.

Пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу данной Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.

Приказ Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093 в части установления границ акватории порта Таганрог не может применяться в настоящее время, так как Конституцией Российской Федерации 1993 года, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлен иной порядок управления федеральной собственностью.

Таким образом, пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116 начальника администрации порта Таганрог, изменяющие границы акватории порта Таганрог, изданы с превышением должностных полномочий и противоречат нормам действующего законодательства.

При названных обстоятельствах оспариваемое постановление суда кассационной инстанции в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2004 по делу N А53-9312/2003-С5-19 Арбитражного суда Ростовской области отменить.

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2004 по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий

Е.Ю. Валявина

[отформатировано: 11.04.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2006 Стр. 55
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.020 Управление в сфере транспорта (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.070.040 Водный транспорт (см. также 200.100.040, 200.120.030), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать