Основная информация

Дата опубликования: 08 ноября 2005г.
Номер документа: В200502955
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0502955

В200502955

ОПУБЛИКОВАНО:

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА, 10.01.2006, N 1, СТР. 76

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 30.04.2006, N 4, СТР. 15

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08.11.2005 N 8229/05

[О рассмотрении заявления Дагестанской таможни

о пересмотре в порядке надзора постановления

Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского

округа от 24.05.2005 по делу N А15-1516/03-15

Арбитражного суда Республики Дагестан]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Муриной О.Л., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Дагестанской таможни о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.05.2005 по делу N А15-1516/03-15 Арбитражного суда Республики Дагестан.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Дагестанской таможни - Наумов А.А.;

от индивидуального предпринимателя Манафова Д.М. - Салманова Т.М.

Заслушав и обсудив доклад судьи Муриной О.Л., а также объяснения присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Манафов Д.М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском об обязании Дагестанской таможни (далее - таможня) возвратить излишне уплаченный предпринимателем по таможенным приходным ордерам налог на добавленную стоимость в сумме 4350151 рубля. Впоследствии сумма иска уменьшена до 3450151 рубля.

Заявление предпринимателя мотивировано следующим.

Предприниматель в период с 13 июня по 12 декабря 2002 года ввез на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики с целью продажи товары и при внесении таможенных платежей уплатил налог на добавленную стоимость по 26 таможенным приходным ордерам в сумме 3450151 рубля.

Предприниматель полагал, что не является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ; НГР:Р9505300 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ; НГР:Р9502361 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ), а уплаченная им сумма налога является излишней и подлежит возврату из бюджета. Поэтому он в августе 2003 года обратился в таможню с заявлением о возврате указанной суммы.

Таможня письмом от 22.09.2003 N 03-18/14296 отказала в удовлетворении этого требования, поскольку предпринимателем не были представлены документы, подтверждающие создание менее благоприятных условий для занятия им предпринимательской деятельностью.

Считая отказ таможни неправомерным, предприниматель обратился в арбитражный суд с упомянутым заявлением.

Решением суда первой инстанции от 06.11.2003 в удовлетворении заявленного требования отказано, поскольку статьей 318 Таможенного кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость отнесен к таможенным платежам, которые уплачиваются лицами, перемещающими товары через таможенную территорию Российской Федерации.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.01.2004 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 29.09.2004 указанные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции, сославшись на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П; НГР:Р0302440, согласно которому на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в том числе перешедших на нее до 01.01.2001, распространяется гарантия, закрепленная абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ.

В силу названной нормы в случае если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Индивидуальные предприниматели стали плательщиками налога на добавленную стоимость с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 (далее - Кодекс). В связи с изложенным суду первой инстанции при новом рассмотрении дела было предложено выяснить и исследовать вопросы: когда заявитель приобрел статус предпринимателя, какую систему налогообложения и с какого времени он применяет.

Решением суда первой инстанции от 23.12.2002 заявленное требование удовлетворено, поскольку предприниматель на момент государственной регистрации не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость и в течение четырех лет с момента государственной регистрации для него должен действовать прежний порядок налогообложения. Следовательно, в период таможенного оформления предпринимателем ввозимых товаров налог на добавленную стоимость за их оформление взысканию не подлежал. Кроме того, в соответствии со статьей 18 Кодекса упрощенная система налогообложения признана специальным налоговым режимом, исключающим уплату налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями, а предприниматель Манафов Д.М. в период ввоза товаров применял упрощенную систему налогообложения.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.04.2005 решение отменено, в удовлетворении требований предпринимателю отказано, поскольку при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации у него возникает объект налогообложения и он признается плательщиком налога на добавленную стоимость.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 24.05.2005 постановление суда апелляционной инстанции от 06.04.2005 отменил, решение суда первой инстанции от 21.12.2004 оставил в силе, мотивировав свое решение тем, что суд первой  инстанции исследовал  фактические обстоятельства дела и сделал правильный вывод об отсутствии у таможни законных оснований для отказа в возврате излишне уплаченного предпринимателем налога на добавленную стоимость.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.05.2005 таможня просит его отменить, поскольку суд неправильно применил пункт 3 статьи 145 Кодекса. Порядок же уплаты налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации определяется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

В отзыве на заявление предприниматель просит оспариваемое постановление оставить без изменения, поскольку согласен с мотивами, приведенными в нем.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции от 24.05.2005 подлежит отмене, постановление суда апелляционной инстанции от 06.04.2005 - оставлению в силе по следующим основаниям.

Исходя из статьи 146 Кодекса к объектам обложения налогом на добавленную стоимость относятся, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) и операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Статьей 143 Кодекса предусмотрено, что по операциям, совершаемым на территории Российской Федерации, плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели, а при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивают лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 118 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период ввоза товара предпринимателем Манафовым Д.М., таможенные платежи вносятся непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с настоящим Кодексом. Как определено статьей 18 указанного Кодекса, декларант - это лицо, перемещающее товары, декларирующее, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства от собственного имени.

Согласно пункту 2 статьи 110 прежде действовавшего Таможенного кодекса Российской Федерации (статья 318 ныне действующего Таможенного кодекса Российской Федерации) в состав таможенных платежей при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товара входит налог на добавленную стоимость наряду с прочими таможенными платежами.

Следовательно, любое лицо, перемещающее товар через таможенную границу Российской Федерации, обязано уплатить налог на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", действовавшей до 01.01.2003, а также статьей 346.11 Кодекса индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" касается вопроса обязанностей налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, по уплате налога на добавленную стоимость при реализации товаров на территории Российской Федерации в связи с вступлением в силу главы 21 Кодекса.

В данном случае речь идет о налоге на добавленную стоимость, подлежащем уплате при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, а не при реализации товара на территории Российской Федерации.

Поскольку индивидуальные предприниматели, в том числе и применяющие упрощенную систему налогообложения, и до вступления в силу главы 21 Кодекса являлись плательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе товара на территорию Российской Федерации, суды первой и кассационной инстанций ошибочно применили в данном деле статью 9 Федерального закона N 88-ФЗ, а также постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.05.2005 по делу N А15-1516/03-15 Арбитражного суда Республики Дагестан отменить.

Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.04.2005 по тому же делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А. Иванов

[отформатировано: 11.04.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 4 от 30.04.2006 Стр. 15, НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА № 1 от 10.01.2006 Стр. 76
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело, 100.170.000 Таможенное дело (см. также 200.100.050), 100.170.120 Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать