Основная информация

Дата опубликования: 08 ноября 2010г.
Номер документа: RU30000201001013
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Министерство социального развития и труда Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08.11.2010               № 40

О внесении изменений в постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 25.01.2008 № 9

(Утратил силу:

постановление Министерства социального развития и труда Астраханской области от 17.01.2011 № 3)

В целях создания эффективных условий и результатов деятельности по вопросам опеки и попечительства над совершеннолетними дееспособными лицами, нуждающимися по состоянию здоровья в попечительстве, а также  лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, проживающими на территории Астраханской области,

министерство социального развития и труда  Астраханской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения в постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 25.01.2008 № 9 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительству в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, проживающих на территории Астраханской области», изложив положение о порядке осуществления деятельности по опеке в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительству в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, проживающих на территории Астраханской области, утвержденное постановлением, в новой редакции согласно приложению.

2. Заведующему сектором опеки совершеннолетних граждан (Иноземцева Л.В.) обеспечить направление настоящего постановления:

- в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области - в двухдневный срок со дня его принятия;

- в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области - в семидневный срок со дня его принятия;

- в информационные агентства «Гарант», «Консультант Плюс» для включения в электронные базы данных.

3. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

Министр

Е.А. Лукьяненко

УТВЕРЖДЕН:

постановлением

министерства социального

развития и труда

Астраханской области

от 08.11.2010 № 40

Положение

о порядке осуществления деятельности по опеке в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительству в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, проживающих на территории Астраханской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в целях регулирования вопросов организации деятельности по установлению опеки над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительству в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, проживающими на территории Астраханской области (далее – лица, нуждающиеся в опеке (попечительстве).

1.2. Органами опеки и попечительства в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, проживающих на территории Астраханской области, является министерством социального развития и труда Астраханской области (далее – министерство) и его структурные подразделения с правами юридических лиц в муниципальных районах Астраханской области (далее – территориальные органы министерства).

1.3. Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации.

1.4. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

1.5. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (порядок выявления и учета граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства утвержден приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 25.01.2008 № 5);

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности (порядок обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности органом опеки и попечительства утвержден приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от  25.01.2008 № 5);

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с законодательством РФ опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с законодательством РФ разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями;

10) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве».

1.6. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства.

2. Порядок установления опеки и попечительства

2.1. Опека в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительство в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, проживающих на территории Астраханской области, устанавливаются органами опеки и попечительства.

Лицам, помещенным под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагается на указанные организации.

Временное пребывание подопечного в медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации в целях получения медицинских, социальных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун (попечитель) по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении подопечного.

2.2. Опекун (попечитель) назначается с его согласия или по его заявлению в письменной форме по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над таким лицом.

2.3. Заявление об установлении опеки (попечительства) подается лицами, изъявившими желание быть опекунами (попечителями), в  территориальный орган министерства.

2.4. Учет и регистрация заявлений на установление опеки (попечительства) ведется в специальном журнале учета и регистрации заявлений.

2.5. Требования, предъявляемые к личности опекуна (попечителя), устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

2.6. С целью получения сведений о личности будущего опекуна (попечителя) органы опеки и попечительства требуют от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном (попечителем), предоставления сведений о себе (дата и место рождения; место регистрации и фактическое место проживания; гражданство; семейное положение; наличие несовершеннолетних детей и иных лиц, находящихся на иждивении; степень родства с лицом нуждающимся в опеке (попечительстве); сведения о месте работы (учебы), сведения о доходах; сведения о лишении (ограничении) и основания восстановления дееспособности; сведения об освобождении (отстранении) от исполнения обязанностей опекуна (попечителя); отношение к воинской обязанности; наличие судимостей (в т.ч. погашенных); наличие психических, хронических и иных тяжелых заболеваний; наличие инвалидности (группа и основания установления); сведения о составе семьи, краткая характеристика лиц, проживающих совместно с гражданином, подавшим заявление; сведения о государственных и (или) иных наградах; сведения об образовании), а также запрашивают информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях.

Орган опеки и попечительства вправе потребовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволяет установить его способность быть опекуном (попечителем).

Полученные сведения о личности будущего опекуна (попечителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных относятся к персональным данным граждан (физических лиц).

2.7. Совершеннолетние дети, родители, супруги, бабушки и дедушки, совершеннолетние внуки, братья и сестры подопечного имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на назначение их опекунами (попечителями).

2.8. Каждому гражданину, нуждающемуся в опеке (попечительстве назначается один опекун (попечитель).

Одно и то же лицо является опекуном (попечителем) только одного гражданина.

Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, назначает ему нескольких опекунов или попечителей.

При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечных назначает одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

2.9. Для рассмотрения вопроса об установлении опеки (попечительства) предоставляются следующие документы:

2.9.1. В отношении кандидата в опекуны (попечители, помощники):

- заявление о назначении опекуном (попечителем, помощником);

- копия паспорта;

-  справка с места жительства о составе семьи;

- выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (при наличии);

- ИНН (при наличии);

- анкета кандидата, форма которой утверждается министерством;

- копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

- характеристика УВД по месту жительства (или регистрации);

- справка о доходах за последние 12 месяцев (с места работы, налоговой инспекции, территориального органа Пенсионного фонда РФ);

- пенсионное удостоверение (при наличии);

- медицинское заключение по установленной форме;

- лист ознакомления с правами и обязанностями, ответственностью опекуна (представляется сотрудниками территориальных органов министерства);

         - письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетних подопечных в семье опекуна.

2.9.2. В отношении лица, нуждающегося в опеке (попечительстве):

- копия паспорта;

- ИНН (при наличии);

- вступившее в силу решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченным в дееспособности;

- домовая книга (при наличии);

-  справка с места жительства о составе семьи;

-   выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (при наличии);

2.10. Территориальный орган опеки проводит обследование материально-бытового положения кандидата в опекуны (попечители, помощника) - в случае дальнейшего проживания лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), по месту жительства кандидата в опекуны (попечители); лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), с составлением актов обследования и описи имущества лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), которые заверяются личными подписями лиц, проводящих обследование. Формы актов и описи имущества утверждаются министерством.

2.11. С учетом принятых документов и по результатам произведенного обследования материально-бытового положения лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), и кандидата в опекуны (попечители), а в случае установления попечительства в форме патронажа - с учетом согласия совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, территориальный орган опеки в течение 10 дней готовится ходатайство о рассмотрении данного вопроса на комиссии в министерстве и проект постановления министерства о назначении опекуна (попечителя).

2.12. На каждое лицо, нуждающееся в опеке (попечительстве), территориальный орган опеки заводит личное дело. В личное дело подшиваются все документы, связанные с установлением опеки (попечительства). На обложке личного дела проставляется его порядковый номер, пишутся фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес проживания (регистрации) нуждающегося в опеке (попечительстве) и кандидата в опекуны (попечители) и иные реквизиты в соответствии с действующим законодательством.

2.13. Для решения вопроса установления опеки (попечительства) личное дело, ходатайство территориального органа опеки, проект постановления о назначении опекуна (попечителя) направляются территориальным органом министерства в министерство для рассмотрения на комиссии министерства по делам опеки в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительству в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, проживающих на территории Астраханской области (далее - комиссия министерства). Состав, порядок образования и регламент  работы комиссии министерства указаны в приложениях 1, 2 к постановлению министерства социального развития и труда Астраханской области от 25.01.2008 № 9.

Комиссия министерства в течение 15 рабочих дней рассматривает представленные материалы и выносит решение. Решение об установлении опеки (попечительства) принимается комиссией министерства в соответствии с гражданским законодательством и оформляется постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области (далее - Постановление).

Постановление является основанием для возникновения отношений между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным).

В Постановлении может быть указан срок действия полномочий опекуна (попечителя), определяемый периодом времени или указанием на наступление определенного события.

2.14. В случае если лицу, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение месяца не назначен опекун (попечитель), исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на территориальный орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в опеке (попечительстве).

2.15. В случаях, если в интересах лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), необходимо немедленное назначение ему опекуна (попечителя), комиссия министерства выносит  постановление о временном назначении опекуна (попечителя).

Кандидат во временные опекуны (попечители) подает в территориальный орган министерства следующие документы:

- заявление о назначении опекуном (попечителем, помощником);

- копия паспорта заявителя и лица, нуждающегося в установлении опеки;

- вступившее в силу решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченным в дееспособности;

Территориальный орган опеки проводит обследование материально-бытового положения кандидата в опекуны в порядке, определенном пунктом 2.10. Положения.

Временный опекун (попечитель) назначается в порядке, определенном пунктами 2.11 - 2.14 Положения.

Временно назначенный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), за исключением права распоряжаться имуществом подопечного.

2.16. Предварительная опека (попечительство) прекращается, если до истечения месяца со дня вынесения акта о временном назначении опекуна (попечителя) временно назначенный опекун (попечитель) не будет назначен опекуном (попечителем) в общем порядке.

В случае если в течение месяца, временно назначенный опекун или попечитель не смог собрать все документы, необходимые для назначения опекуном или попечителем на постоянный срок, указанный срок  увеличивается до двух месяцев.

В случае, если в указанный срок в общем порядке назначено опекуном (попечителем) лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительной опеки, права и обязанности опекуна (попечителя) считаются возникшими с момента вынесения постановления о временном назначении его опекуном (попечителем).

2.17. Попечительство в форме патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, осуществляет помощник, назначаемый с согласия патронируемого гражданина.

Помощником может быть назначен совершеннолетний дееспособный гражданин с его согласия. Лицо, осуществляющее социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначено его помощником.

Органы опеки и попечительства назначают помощника в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, а также осуществляют контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещают его о допущенных помощником нарушениях, которые могут быть основанием для расторжения заключенного между ними договора поручения или договора доверительного управления имуществом.

2.18. После принятия решения об установлении опеки (попечительства) либо об отказе в установлении опеки (попечительства) личное дело, копия постановления в трех экземплярах направляются в территориальный орган министерства.

Территориальный орган министерства подшивает и обеспечивает хранение в личном деле всех документов, связанных с осуществлением опеки (попечительства), в том числе: акта описи имущества подопечного; заявления; характеристики; актов обследования материально-бытового положения и других документов, связанных с подбором опекуна (попечителя), документов об установлении опеки (попечительства), распоряжений о разрешении опекуну (попечителю) распоряжаться имуществом подопечного, решений, утверждающих отчеты, и других документов.

Копия постановления выдается на руки опекуну (попечителю) территориальным органом министерства.

2.19. Отказ в установлении опеки (попечительства) оформляется постановлением министерства, при этом комиссия министерства официально в письменной форме извещает об этом кандидата в опекуны (попечители). Отказ должен быть мотивирован.

2.20. Постановление о назначении или об отказе в назначении опекуна (попечителя) может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

2.21. Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства. Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве».

2.22. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2.23. При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

2.24. Порядок и сроки заключения договора определяются Правительством Российской Федерации.

2.25. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

2.26. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, заключает с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

      2.27. По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного рассматривает вопрос о досрочном  прекращении пользования имуществом подопечного.

2.28. Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается в порядке и на условиях, которые установлены частью 3 статьи 16 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве», при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

3. Прекращение опеки и попечительства

3.1. Основания прекращения опеки (попечительства).

3.1.1. Опека (попечительство) прекращается в случаях:

- смерти опекуна (попечителя) или подопечного;

- истечения срока действия акта о назначении опекуна (попечителя);

- освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей;

- отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.1.2. Органы опеки и попечительства вправе отстранить или освободить опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей.

Опекун (попечитель) освобождается от исполнения им своих обязанностей по его просьбе либо по решению органа опеки и попечительства, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна (попечителя).

Отстранение опекунов (попечителей) от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случаях:

- ненадлежащего исполнения обязанностей;

- нарушения прав и интересов подопечного, в том числе при использовании опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечных без надзора и необходимой помощи;

- выявления фактов нарушения опекунами (попечителями) правил об охране и распоряжении имуществом подопечного.

В указанных случаях права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются с момента вынесения постановления об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей или о его отстранении.

3.1.3. Для решения вопроса об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей личное дело подопечного, ходатайство территориальный органа опеки, проект постановления министерства об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей направляются территориальным органом министерства в комиссию министерства.

3.1.4. Комиссия министерства в течение 15 рабочих дней рассматривает представленные материалы и выносит решение. Решение об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей принимается комиссией министерства в соответствии с гражданским законодательством и оформляется постановлением министерства.

3.1.5. После принятия решения комиссией министерства личное дело, копии постановлений министерства направляются в территориальный орган министерства.

3.1.6. Копия постановления министерства об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) выдается на руки опекуну (попечителю) территориальным органом министерства.

3.1.7. Постановление об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.

3.1.8. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна (попечителя), не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно об их прекращении, обязано представить в территориальный орган министерства отчет (форма и порядок заполнения отчета опекуна утверждены приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 04.03.2009 № 36).

3.1.9. Органы опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна (попечителя) оснований для привлечения его к административной, уголовной или иной ответственности обязаны принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента выявления оснований для привлечения лица к ответственности.

3.2. В случае освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на территориальный орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в опеке (попечительстве).

4. Порядок выдачи разрешения о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психоневрологическое учреждение

4.1. В случае выявления лиц, признанных судом недееспособными, над которыми в установленные законодательством сроки не была установлена опека (далее – лица, нуждающиеся в опеке (попечительстве), а также в иных случаях, установленных законодательством, территориальный орган опеки и попечительства готовит личное дело и заключение о помещении лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), подопечных, в психоневрологическое учреждение и проект постановления министерства о помещении лица, признанного недееспособным вследствие психического расстройства в психоневрологическое учреждение (далее - Постановление).

4.2. Для рассмотрения вопроса о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психоневрологическое учреждение представляются следующие документы:

- заявление (ходатайство) законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным;

- обходной лист установленной формы, заверенный лечебным учреждением, содержащий заключение врачебной комиссии в составе не менее трех врачей с обязательным участием врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о способности лица к самообслуживанию и передвижению и наличии у него психического расстройства, лишающего возможности находиться в неспециализированном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения;

- справка учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;

- паспорт;

- пенсионное удостоверение (при наличии);

- справка о составе семьи с указанием родственных отношений;

- справка о размере получаемой пенсии (при наличии);

- страховой медицинский полис;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

4.3. Территориальный орган опеки и попечительства проводит обследование материально-бытового положения лица, нуждающегося в опеке, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в психоневрологическое учреждение и опись его имущества с составлением актов, которые заверяются личными подписями лиц, проводящих обследование, принимает меры по защите имущественных прав лица, нуждающегося в опеке.

4.4. Для решения вопроса о помещении лиц, нуждающихся в опеке, подопечных, личное дело, ходатайство территориального органа опеки и попечительства, проект Постановления направляются территориальным органом в комиссию министерства. Комиссия министерства в течение 15 рабочих дней рассматривает представленные материалы и выносит решение. Решение комиссии министерства оформляется Постановлением.

4.5. После принятия решения о помещении лиц, нуждающихся в опеке, подопечных, в соответствующие учреждения личное дело, копии Постановлений направляются в территориальный орган министерства.

4.6. В случае отказа в помещении лица, нуждающегося в опеке, подопечного, в психоневрологическое учреждение комиссия министерства официально в письменной форме извещает об этом заявителя. Отказ должен быть мотивирован.

4.7. Постановление или отказ в помещении лица, нуждающегося в опеке, подопечного, в психоневрологическое учреждение, могут быть оспорены опекуном и иными заинтересованными лицами в судебном порядке.

5. Порядок выдачи разрешения на распоряжение имуществом недееспособного, ограниченно дееспособного гражданина

5.1. Подопечные приобретают права на имущество, в том числе права на суммы алиментов, пенсий и пособий, выплачиваемых на их содержание, иные социальные выплаты по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

5.1.1. Имущество опекунов (попечителей) и подопечных является раздельным, за исключением случаев, когда по основаниям, предусмотренным федеральным законом, имущество принадлежит им на праве общей собственности.

5.1.2. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов (попечителей) с их согласия.

5.1.3. Опекуны (попечители) не вправе использовать имущество подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных законом.

5.1.4. Опекуны (попечители), за исключением попечителей над гражданами, ограниченными в дееспособности, обязаны в трехдневный срок с момента возникновения их прав и обязанностей принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение.

Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

5.1.5. Имущество подопечного, в отношении которого в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен договор доверительного управления, опекуну (попечителю) не передается.

В случае, если имущество подопечного находится у третьих лиц не на законном основании, опекун (попечитель) обязан незамедлительно предъявить в суд иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры к защите имущественных прав подопечного.

5.1.6. Опекун (попечитель) обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного как о своем собственном, не допускать уменьшения его стоимости и способствовать извлечению доходов от имущества подопечного. Исполнение опекуном (попечителем) указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

5.1.7. Имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случаев, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).

Опекуны не вправе заключать договоры о передаче имущества подопечного в пользование, а попечители давать согласие на заключение таких договоров, если срок пользования имуществом превышает пять лет.

В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более пяти лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.

5.1.8. Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением случаев:

- принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

- отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

- отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

- отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при переезде его на другое постоянное место жительство;

- отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

5.1.9. Опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного, в том числе обмену или дарению, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Разрешение органов опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, когда действия опекуна (попечителя) могут повлечь уменьшение имущества подопечного, в том числе при:

- отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

- заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

- заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

Разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.

5.1.10. Правила, установленные разделом 5 настоящего Положения, применяются также к выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5.1.11. Совершеннолетний гражданин, ограниченный судом в дееспособности, самостоятельно принимает меры по охране своих имущественных прав и интересов.

5.2. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом (порядок заключения договоров доверительного управления имуществом подопечных и оплаты услуг управляющих утвежден приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 25.01.2008 № 4). В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 Гражданского Кодекса РФ.

5.2.1. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

5.3. Порядок выдачи разрешения на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного.

5.3.1. Для получения разрешения на осуществление указанных действий опекун (попечитель) обращается в территориальный орган министерства с соответствующим заявлением и предоставляет документы в соответствии с действующим законодательством.

5.3.2. Территориальный орган министерства проводит обследование жилищных условий отчуждаемого объекта недвижимости. В случае одновременного приобретения объекта недвижимости взамен отчуждаемого либо в случае дальнейшего проживания в жилом помещении, находящемся в собственности подопечного, жилищных условий соответственно приобретаемого или имеющегося в собственности другого объекта недвижимости, с составлением актов, которые заверяются личными подписями лиц, проводящих обследование, и подшиваются в личное дело.

5.3.3. С учетом принятых документов и по результатам проведенного обследования жилищных условий территориальный орган министерства готовит ходатайство о рассмотрении данной сделки. Ходатайство, личное дело, проект распоряжения министерства (далее - Распоряжение) направляются территориальным органом министерства в семидневный срок со дня подачи заявления опекуном (попечителем) в комиссию министерства.

5.3.4. По результатам рассмотрения заявления и на основании проведенной комиссией министерства проверки представленных материалов принимается мотивированное решение о даче согласия (либо об отказе в даче согласия) на совершение сделки, оформленное в виде Распоряжения. Заявление должно быть рассмотрено в течение пятнадцати дней с даты подачи. 

5.3.5. После принятия решения о даче согласия на совершение сделки по отчуждению личное дело, копия Распоряжения направляются в территориальный орган министерства.

Копия Распоряжения выдается на руки опекуну (попечителю) территориальным органом министерства.

5.3.6. В случае отказа в совершении сделки по отчуждению комиссия министерства официально в письменной форме извещает об этом заявителя. Отказ должен быть мотивирован.

5.3.7. Распоряжение или отказ в совершении сделки могут быть оспорены опекуном (попечителем) и иными заинтересованными лицами в судебном порядке.

5.4. Порядок выдачи разрешения о распоряжении денежными средствами подопечного.

5.4.1.Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.

5.4.2. Распоряжение денежными средствами подопечного производиться с предварительного разрешения территориального органа опеки и попечительства.

Для получения разрешения на осуществление указанных действий опекун (попечитель) обращается в территориальный орган министерства с соответствующим заявлением и представляет документы в соответствии с действующим законодательством.

Территориальный орган министерства создает районную комиссию по делам опеки в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительству в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, проживающих на территории Астраханской области (далее - районная комиссия) и утверждает ее положение.

5.4.3. По результатам рассмотрения заявления и на основании проведенной районной комиссией проверки представленных документов принимается решение о даче согласия (либо об отказе в даче согласия) на распоряжение денежными средствами подопечного. Заявление должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления.

5.4.4. Копия решения районной комиссии выдается на руки опекуну (попечителю) территориальным органом министерства.

5.4.5. В случае отказа в даче разрешения о распоряжении денежными средствами подопечного районная комиссия официально в письменной форме извещает об этом заявителя, отказ должен быть мотивирован.

5.4.6. Выданное районной комиссией разрешение или отказ в выдаче разрешения могут быть обжалованы в судебном порядке опекуном (попечителем), иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

6. Надзор за деятельностью опекунов (попечителей)

6.1. Надзор за деятельностью опекунов (попечителей) осуществляется по месту жительства подопечных территориальным органом министерства.

6.1.1. Территориальный орган министерства не реже двух раз в год осуществляет проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, а также сохранности имущества подопечных.

На основании проверки условий жизни подопечных территориальный орган министерства составляет акт контрольного обследования условий жизни подопечного, который заверяется личными подписями лиц, проводящих обследование, опекуном (попечителем), по возможности подопечным и подшивается в личное дело подопечного.

6.1.2. Подопечный вправе обжаловать в территориальный орган министерства, министерство социального развития и труда Астраханской области действия опекуна (попечителя).

6.1.3. Должностные лица и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой (попечительством), о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в территориальный орган министерства, министерство социального развития и труда Астраханской области или прокурору.

При получении указанных сведений территориальный орган министерства, министерство принимают меры по защите прав и законных интересов подопечного и письменно уведомляют об этом заявителя.

6.2. Территориальный орган министерства осуществляет контроль за исполнением попечителем (помощником) совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещает подопечного гражданина о допущенных попечителем (помощником) нарушениях, которые могут служить основанием для расторжения заключенного между ними договора поручения или договора доверительного управления имущества.

6.2.1. Опекун (попечитель) не позднее 1 февраля текущего года представляет в территориальный орган министерства письменный отчет за предыдущий год о хранении, использовании, управлении и состоянии имущества подопечного, о доходах, полученных от управления имуществом подопечного, о расходах, произведенных за счет имущества подопечного, с приложением подтверждающих документов.

Отчет опекуна (попечителя) утверждается руководителем территориального органа.

6.2.2. При совершении опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества подопечного опекун (попечитель) не позднее трех месяцев со дня совершения сделки по отчуждению имущества подопечного представляет в территориальный орган министерства отчет о распоряжении имуществом подопечного с приложением подтверждающих документов.

6.2.3. Опекун (попечитель) не позднее трех месяцев со дня получения денежных средств, принадлежащих подопечному, представляет в территориальный орган министерства отчет о распоряжении денежными средствами подопечного с приложением подтверждающих документов.

6.2.4. Отчеты опекуна, указанные в подпунктах 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, подшиваются в личное дело подопечного.

7. Ответственность за ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства своих обязанностей

7.1. Вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения должностными лицами органа опеки и попечительства обязанностей по назначению опекуна (попечителя), подлежит возмещению на условиях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

7.2. Вред, причиненный недееспособным гражданином в период, когда территориальный орган опеки исполнял обязанности опекуна (попечителя), подлежит возмещению на условиях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 48 от 11.11.2010
Рубрики правового классификатора: 030.020.050 Опека и попечительство (см. также 040.060.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать