Основная информация

Дата опубликования: 09 февраля 2010г.
Номер документа: В201001417
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1001417

В201001417

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.05.2010, N 5, СТР. 158

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09.02.2010 N 15353/09

ПРИВАТИЗАЦИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Дедова Д.И., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Куликовой В.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2009 по делу N А11-5237/2008-К1-1/187 Арбитражного суда Владимирской области.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Малышева Ю.В.;

от муниципального унитарного предприятия округа Муром Владимирской области "Ремонтно-эксплуатационный участок N 1" (ответчика) - Шишкина А.П.;

от индивидуального предпринимателя Елисеевой В.Н. (ответчика) - Калачев А.Л.;

от администрации города Муром (ответчика) - Галкина Г.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Куликовой В.Б. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Заместитель прокурора Владимирской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному унитарному предприятия округа Муром Владимирской области "Ремонтно-эксплуатационный участок N 1" (далее - муниципальное предприятие), индивидуальному предпринимателю Елисеевой В.Н. (далее - предприниматель Елисеева В.Н.), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром Владимирской области, администрации округа Муром Владимирской области о признании недействительной (ничтожной) притворной сделки, прикрывающей сделку приватизации, в виде двух взаимосвязанных ничтожных сделок (о передаче муниципальным образованием "Округ Муром" нежилого помещения общей площадью 1193,8 кв. метра, расположенного по адресу: г. Муром, ул. Дзержинского, д. 51, в хозяйственное ведение муниципального предприятия; о продаже муниципальным предприятием данного нежилого помещения индивидуальному предпринимателю Елисеевой В.Н. по заключенному между ними договору купли-продажи от 30.05.2007) и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, состоящей из двух указанных сделок.

Заявленные требования основаны на положениях статей 166, 167, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 и мотивированы тем, что в результате последовательно совершенных двух сделок (первоначальной сделки по передаче находящегося в казне муниципального образования недвижимого имущества в хозяйственное ведение муниципальному предприятию, не использующему это имущество в своей уставной деятельности, и последующей сделки об отчуждении муниципальным предприятием с согласия собственника этого имущества в частную собственность предпринимателя Елисеевой В.Н.) фактически была прикрыта сделка приватизации муниципального имущества, которая совершена с нарушением статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ; НГР:Р0102462 "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусматривающей определенные способы продажи муниципального имущества, в частности, продажу муниципального имущества на аукционе и конкурсе.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.03.2009 и дополнительным решением от 31.03.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 решения суда первой инстанции оставлены без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 24.09.2009 указанные судебные акты отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал.

В представлении, направленном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просит его отменить как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права и оставить без изменения решение, дополнительное решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

В отзывах на представление глава округа Муром, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром, муниципальное предприятие и предприниматель Елисеева В.Н. просят оставить без изменения постановление суда кассационной инстанции как соответствующее обстоятельствам дела и законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в представлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель Елисеева В.Н. являлась арендатором нежилого помещения площадью 1193,8 кв. метра (одноэтажного здания), расположенного по адресу: г. Муром, ул. Дзержинского, д. 51, которое входило в состав казны муниципального образования "Округ Муром".

В последующем это имущество было изъято из муниципальной казны и передано по акту приема-передачи от 17.04.2007 муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, и за ним такое право было зарегистрировано 20.04.2007.

Муниципальное предприятие обратилось в Совет народных депутатов округа Муром (далее - Совет) с заявлением от 23.04.2007 N 137 о разрешении продать упомянутое нежилое помещение.

Решением названного Совета от 29.05.2007 N 380 предприятию дано согласие на продажу нежилого помещения с условием о направлении денежных средств, полученных от реализации имущества, в бюджет округа Муром.

Между муниципальным предприятием (продавцом) и предпринимателем Елисеевой В.Н. (покупателем) был заключен договор купли-продажи от 30.05.2007 указанного нежилого помещения по рыночной цене - 7058824 рубля. При этом стороны исходили из того, что независимым оценщиком - ООО "Реалити" - рыночная стоимость этого имущества по состоянию на 15.05.2007 с учетом налога на добавленную стоимость была определена в размере 6000000 рублей (отчет N 72/15.05 об оценке недвижимости, произведенной на основании договора от 15.05.2007 N 72, заключенного с заказчиком - муниципальным предприятием).

Обязательства по договору купли-продажи сторонами исполнены.

Право собственности на нежилое помещение было зарегистрировано за предпринимателем Елисеевой В.Н. 25.06.2007 с одновременным прекращением права собственности на этот объект муниципального образования "Округ Муром" и права хозяйственного ведения муниципального предприятия.

После приобретения в собственность данного объекта предприниматель Елисеева В.Н. произвела реконструкцию части нежилого помещения со строительством пристроя. Согласно выданному Муромским отделением Владимирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" кадастровому паспорту от 06.08.2008 на указанный объект его площадь составляет 1332,8 кв. метра. Управлением архитектуры и градостроительства администрации округа Муром предпринимателю Елисеевой В.Н. выдано разрешение от 15.08.2008 на ввод объекта в эксплуатацию.

Новая рыночная стоимость этого недвижимого имущества по отчету от 13.08.2008 N 192/08.08, составленному независимым оценщиком - ООО "Реалити", по состоянию на 11.08.2008 была определена в сумме 25100000 рублей.

Удовлетворяя требования, заявленные прокурором на основании статей 166, 167, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что изначально действия муниципальных органов по передаче спорного помещения муниципальному предприятию, которое не использует его в уставной деятельности, и последующая с согласия собственника продажа муниципальным предприятием этого имущества арендатору были направлены на отчуждение муниципального имущества в частную собственность арендатора в нарушение способов приватизации, установленных статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ; НГР:Р0102462 "О приватизации государственного и муниципального имущества", и такие действия в их взаимосвязи, которыми фактически была прикрыта сделка приватизации, согласно статье 170 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожной сделкой.

Вместе с тем судами не учтено следующее. Предприниматель Елисеева В.Н. являлась арендатором спорных нежилых помещений; на день разрешения возникшего спора она как субъект малого предпринимательства имела преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в силу положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; НГР:Р0802300 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; собственник муниципального имущества в лице его правомочных органов дал согласие на прямую продажу этого имущества арендатору.

Судами также не учтено, что в период разрешения спора того объекта, который передавался по договору купли-продажи в собственность предпринимателю Елисеевой В.Н., фактически не существовало, так как на его базе в процессе реконструкции создан иной объект, который имеет рыночную стоимость, значительно превышающую первоначальную.

Исходя из указанных обстоятельств и принципа правовой определенности постановление суда кассационной инстанции, которым отказано в удовлетворении заявленных требований, подлежит оставлению без изменения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2009 по делу N А11-5237/2008-К1-1/187 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения.

Представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Председательствующий

А.А. Иванов

[введено: 17.05.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 24.05.2010 корректор НЦПИ - Гибадуллина Э.Р.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2010 Стр. 158
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.050.000 Объекты гражданских прав, 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080), 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.070 Приватизация государственного и муниципального имущества (см. также 050.020.060, 050.060.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать