Основная информация

Дата опубликования: 09 апреля 2020г.
Номер документа: RU16072016202000014
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Исполнительного комитета Мензелинского

Муниципального района Республики Татарстан

  № 335                                                                                                                          от 09.04.2020

О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района № 248 от 12.03.2019 года «Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Мензелинском муниципальном районе на 2019-2023 годы»

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения в Программу развития малого и среднего предпринимательства в Мензелинском муниципальном районе на 2019 - 2023 годы и изложить в новой редакции.

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Мензелинского муниципального района и официальном портале правовой информации Республики Татарстан.             

3.              Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района по экономике А.Г. Гатину

Руководитель

Исполнительного комитета                                                                  К.Р. Назмиев

Приложение

к постановлению

Исполнительного комитета

Мензелинского муниципального района

от   09.04.2020 № 335

Программа

«Развития малого и среднего предпринимательства

В Мензелинском муниципальном районе

Республики Татарстан

на 2019-2023 годы»

Мензелинск

2020

Паспорт Программы

Наименование Программы

Муниципальная программа развития МСП в Мензелинском муниципальном районе Республики Татарстан на 2019-2023 годы.

Основные разработчики Программы

Отдел экономики Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района

Цель и задачи Программы

Целью - создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также улучшения инвестиционной привлекательности Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

       Задачи - совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- увеличение количества муниципального имущества Мензелинского муниципального района, в перечне имущества, предназначенного для предоставления субъектам МСП;

-расширение состава имущества, включаемого в Перечень, улучшение его качества;

- оказание содействия в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе субъектов социального предпринимательства за счет предоставления муниципального имущества во владение и (или) долгосрочное пользование;

- формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;

- развитие инвестиционной активности предпринимательства и района в целом;

- содействие в подготовке и повышении квалификации специалистов, сферы малого бизнеса.

Целевые индикаторы

и показатели Программы

Численность занятых в сфере МСП, включая ИП;

2. Количество МСП (включая ИП) на 1000 чел. населения;

3. Доля малого и среднего предпринимательства в ВТП;

4. Доля закупок, участниками, которых являются только субъекты МСП;

5. Доля экспортеров, являющихся субъектами МСП, включая ИП, в общем объеме не сырьевого экспорта;

6. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получателей государственной и муниципальной поддержки;

7. Количество создаваемых рабочих мест (включая ИП);

8. Целевые показатели по оказанию имущественной поддержки

субъектам МСП.

Сроки реализации

2019-2023 года

Основные исполнители  Программы

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации и учреждения находящиеся на территории Мензелинского района

Объемы и источники финансирования Программы

     Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 300 тыс. рублей, в том числе:

2019 год – 50 тыс. рублей;

2020 год – 50 тыс. рублей;

2021 год – 50 тыс. рублей;

2022 год – 50 тыс. рублей;

2023 год – 50 тыс. рублей;

2024 год – 50 тыс. рублей.

     Объем финансирования Программы носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов

Контроль за исполнением Программы

Текущее управление программой и контроль ее реализации осуществляет Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района.

Отдел экономики исполнительного комитета подготавливает и проводит необходимые мероприятия по реализации программы, координирует деятельность по выполнению мероприятий.

Основные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

Численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей на 5% и составит 815 человек;

Количество МСП (включая ИП) на 1000 чел. населения составит 28,7 ед. с ростом 5,7%;

Доля малого и среднего предпринимательства в Валовом территориальном продукте составит 37% (рост 8,5%);

Доля закупок, участниками, которых являются только субъекты МСП планируется ежегодно на уровне 15,5%

Доля экспортеров, являющихся субъектами МСП, включая ИП, в общем объеме не сырьевого экспорта;

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получателей государственной и муниципальной поддержки ежегодно не менее 10 человек;

Количество создаваемых рабочих мест (включая ИП) ежегодно по 20 рабочих мест;

Ежегодное увеличение не менее чем на 10 % количества объектов имущества в перечнях муниципального имущества (единиц).

Введение

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития и играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития Мензелинского муниципального района Республики Татарстан. 

Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста безработицы.

В результате повышения предпринимательской активности населения формируется массовый средний класс собственников - основа устойчивости в обществе, способствуя созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений.

В связи с этим одним из приоритетных направлений экономической политики должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.

Муниципальная программа «Развития МСП в Мензелинском муниципальном районе Республики Татарстан на 2019-2023 года» разработана Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» а так же «Стратегий социально экономического развития Мензелинского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 года и плановый период до 203 года» утвержденной Решением Совета Мензелинского муниципального района № 1 от 26.09.2016 года.

Объектом Программы являются субъекты малого и среднего предпринимательства – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Предмет регулирования - оказание муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Мензелинского района.

Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства - деятельность, направленная на реализацию комплекса мер финансового, имущественного, организационного характера по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории Мензелинского района.

Цели и задачи Программы

Целью настоящей Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также улучшения инвестиционной привлекательности Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

Для достижения, поставленной цели Программы должны решаться следующие задачи:

- увеличение количества муниципального имущества Мензелинского муниципального района, в перечне имущества, предназначенного для предоставления субъектам МСП;

- расширение состава имущества, включаемого в Перечень, улучшение его качества;

- оказание содействия в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе субъектов социального предпринимательства за счет предоставления муниципального имущества во владение и (или) долгосрочное пользование;

- совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;

- развитие инвестиционной активности предпринимательства и района в целом;

  - содействие в подготовке и повышении квалификации специалистов, сферы малого бизнеса.

Анализ текущей ситуации, оценка проблем развития МСП

Предпринимательство охватывает почти все отрасли экономики района. Наиболее характерной для малого и среднего предпринимательства является деятельность в области торговли – 40%, далее по структуре деятельности распределение следующее: промышленность – 7%,  строительство – 6%, сельское хозяйство – 15%, прочие виды деятельности – 32%.

  Рассмотрим динамику основных показателей, характеризующих развитие малого и среднего предпринимательства района:

Число действующих субъектов малого и среднего предпринимательства в 2018 году составило 789 единиц, что на  1 процент больше по сравнению с показателем предыдущего года. Число фактически действующих индивидуальных предпринимателей составляет порядка 600 человек.

2016 год

2017 год

2018 год

Действующие субъекты МСП

786

779

789

Число субъектов малого

предпринимательства (без ИП)

179

165

173

Число индивидуальных

предпринимателей

607

614

616

Суммарный оборот малых и средних предприятий в 2018 году составил 4 178 659  руб., что на 5 процентов больше по сравнению с показателем 2017 года.

2016 год

2017 год

2018 год

Оборот малых и средних предприятий

3 993 663

3 979 675

4 178 659

Доля субъектов малого предпринимательства в ВТП составил в 2018 году 34,3 %, что на 1 % выше, чем в предыдущем.

2016 год

2017 год

2018 год

Доля субъектов малого предпринимательства в ВТП

33,8

34,10

34,27

    Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства составляет  чуть более 1000 человек. Удельный вес работающих в малом и среднем предпринимательстве от занятого в экономике Мензелинского муниципального района составляет  20  процентов.

2016 год

2017 год

2018 год

Среднесписочная численность работников субъектов МСП

1 085

1 100

1 065

Уровень среднемесячной оплаты труда работников малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2017 годом  вырос  всего на 1 % и составил 15 617 руб.

2016 год

2017 год

2018 год

Среднемесячная оплата труда работников МСП

15 329

15 333

15 617

Объем освоенных субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиций в 2018 году составил 594 млн. рублей (увеличение на 4 процента).   

2016 год

2017 год

2018 год

Объем освоенных субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиций

495

567

594

Доля муниципальных закупок, проведенных исключительно среди субъектов малого предпринимательства, в общем объеме муниципальных закупок в 2018 году составила 15,8%.

2016 год

2017 год

2018 год

Доля муниципальных закупок, проведенных исключительно среди субъектов малого предпринимательства, в общем объеме муниципальных закупок

15,1

15,5

15,8

Органами местного самоуправления района принимаются меры в области имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства через «льготную» приватизацию и аренду. В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ предприниматели получают возможность выкупа помещений по оценочной стоимости, которая значительно ниже рыночной, с рассрочкой платежей на 5 лет. Также субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить консультационную поддержку посредством обращения в созданный при Администрации Мензелинского муниципального района Координационный Совет по вопросам развития малого и среднего бизнеса, цель которого – оказать реальную практическую помощь предпринимателям района.

В рамках совместной работы ГБУ «Мензелинский центр занятости» и Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района оказывается поддержка безработным гражданам, открывшим собственное дело (прошедшим государственную регистрацию в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства).

№ п/п

Ф.И.О. получившего субсидию

Вид деятельности (ОКВЭД)

Сумма поддержки

2016 год

1

Ефремова Ольга Михайловна

93.01 Стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий

117 600

2

Боярова Альбина Михайловна

01.24 Разведение сельскохозяйственной птицы

117 600

3

Фатыхова Диана Николаевна

31.09 Производство прочей мебели

117 600

4

Утробина Яна Евгеньевна

96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты

117 600

5

Муракаева Анастасия Евгеньевна

93.29 Деятельность зрелищно-развлекательная прочая

117 600

2017 год

1

Упаева Алсу Наиловна

96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты

117 600

2

Овчинникова Ольга Исмагиловна

47.19 Торговля розничная прочая

117 600

3

Хакимзянова Раиля Рустямовна

85.41.2 Образование в области культуры

117 600

4

Соловьева Наталья Михайловна

96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

117 600

5

Шакиров РаифТахирович

45.32 Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

117 600

2018 год

1

Габдрахманова Лейсан Рафаилевна

01.24 Разведение сельскохозяйственной птицы

117 600

2

Фатыхова Жанна Анатольевна

85.41.1 Образование в области спорта и отдыха

117 600

3

Апанаев Ильхам Фаритович

13.30.05 Нанесение рисунка на текстильные изделия и готовую одежду

117 600

В результате реализации данного мероприятия в 2018 году 3 человека зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей (в 2016 – 2017 г.г. по 5 человек). Указанным гражданам предоставлены субсидии на начало осуществления предпринимательской деятельности. Безработные граждане организовывали собственное дело в сфере торговли, оказания различных услуг населению и сельского хозяйства.

Острой проблемой стоит развитие  малого бизнеса в сельских поселениях района. Индивидуальная деятельность в сельской местности ведется, в основном, в форме самозанятости в личных подсобных, но официально данная деятельность никак не оформлена и поэтому не учтена.  Следует отметить, что отсутствие статистической информации и иных данных о состоянии и уровне развития субъектов малого и среднего предпринимательства затрудняет проведение работы по анализу ситуации в сфере малого предпринимательства, а также анализу проблем, сдерживающих развитие соответствующего сектора экономики района.

Причины, вызывающие закрытие субъектов малого и среднего предпринимательства:

налоговое бремя,

изменения в действующем законодательстве в сфере оборота алкогольной продукции,

ежегодный нерегулируемый рост тарифов на электроэнергию,  невозможность привлечения долгосрочных кредитных ресурсов по причине высоких процентных ставок,

отсутствие необходимых финансовых средств для ведения бизнеса.

Основной вид деятельности, в котором осуществляет деятельность большее количество субъектов малого предпринимательства - розничная торговля, общественное питание и оказание услуг населению, они напрямую связаны с  реальными доходами населения и потребительского спроса. К сокращению численности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сферы розничной торговли приводит также открытие магазинов федеральных торговых сетей. В городе Мензелинске функционируют – «Пятерочка», «Магнит у дома», «Магнит косметик», «Бристоль», «Красное и белое», «РусАлко».

В перечень муниципального имущества Мензелинского муниципального района предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства включены 3 объекта:

- нежилое помещение, этаж 1 (подвал), общей площадью 111,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Мензелинск ул. Коммунистическая д. 13, пом. 1014;

- нежилое помещение 80 кв.м. и земельный участок 1482 кв.м., распложенный по адресу: Кузембетьевское сельское поселение, с. Новая Александровка, ул. Первомайская д. 15;

- нежилое здание (здание Центрального банка), расположенное по адрес: г. Мензелинск ул. Р. Люксембург д. 79.

Развитие потребительского рынка

Потребительский рынок занимает прочное место в структуре экономики района  и является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения.

В 2018 году в структуре потребительского рынка и услуг функционировало: 101 стационарный объект розничной торговли (в том числе 1 торгово-рыночный комплекс, 87 магазинов, 13 аптек и аптечных пунктов, 130 павильонов), 57 объектов нестационарной торговли из них 11 киосков печатной продукции, более 75 объектов бытового обслуживания и 18 общедоступных объектов общественного питания.

За 2018 год розничный товарооборот во всех каналах реализации города с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности составил 4621,4 млн. рублей. Уменьшение товарооборота по отношению к аналогичному периоду прошлого года составило 772,5 млн. рублей. По оценке на 2019 г. оборот розничной торговли во всех каналах реализации с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности предполагается в размере 5010,8 млн. руб.

По итогам за 2018 год общая площадь торговых объектов составила 23,3 тыс. кв. м.

По состоянию на 01.01.2018 обеспеченность населения площадью торговых объектов составила 1 072,3 кв. метров на 1000 человек, что более чем в 1,5 раза превышает установленный для нашего муниципального образования норматив минимальной обеспеченности торговыми площадями (685,2 кв. м на 1000 человек.

На территории города Мензелинска активно развивается сфера бытовых услуг:

27 парикмахерских,

6 швейных мастерских,

8 мастерских по ремонту обуви,

10 салонов по ремонту и обслуживанию автомобилей

Объем платных бытовых услуг населению за 2018 год составил 3 710,0 млн. руб., прогноз на 2019 год - 3 243, 8 млн. руб.

Общественное питание в городе Мензелинск представлено 18-тью предприятиями на 776 посадочных мест.

Важнейшей характеристикой общественной эффективности сферы розничной торговли является уровень и динамика потребительских цен.

По данным мониторинга средняя по городу среднемесячная стоимость минимального набора продуктов питания в 2013 году составила 2818,22 руб. По сравнению с 2012 годом данный показатель увеличился на 7,9%.

Функционирование на территории нашего города сетевых магазинов, предоставляющих скидки, позволяют обеспечить социально незащищенные группы населения относительно дешевой продукцией.

Помимо розничной торговли в стационарных объектах обслуживание населения осуществляется посредством нестационарной и ярмарочной торговли.

В соответствии с требованиями действующего законодательства в городе имеется Схема размещения нестационарных торговых объектов, а также Перечень мест проведения ярмарок.

В течение 2018 года в городе функционировало более 55 объектов нестационарной торговли (палатки, киоски, тонары), и было проведено 6 ярмарок.

Таким образом, потребительский рынок города имеет устойчивое состояние и его можно охарактеризовать как стабильный, с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Несмотря на динамичное развитие сферы потребительского рынка и услуг, в городе сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать при реализации мероприятий данной Программы, к ним относятся:

недостаточное развитие современных форм торговли;

недостаточное количество социально ориентированных торговых объектов.

Развитие предпринимательства среди молодежи

Термин «молодежное предпринимательство» впервые был упомянут в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090—1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Основы государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденные на период до 2025 года, определяют молодежное предпринимательство как предпринимательскую деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.                                                                                               

Молодежь является основной движущей силой малого и среднего бизнеса, в том числе и инновационного, но на законодательном уровне молодежное предпринимательство никак не узаконено – федеральные законы не выделяют молодежное предпринимательство в отдельную категорию, предоставляя ему поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства.

На сегодняшний день именно молодежное предпринимательство способно решить проблему безработицы среди молодых людей, создать новые рабочие места и увеличить поступление налогов в региональный и федеральный бюджет. Тем более практически 70% студентов желают сразу после окончания учебы или в ближайшем будущем открыть собственное дело, их привлекает возможность высокого заработка, независимости, реализации творческих способностей, престиж и даже риск.     Однако довольно часто желание открыть собственное дело так и остается только желанием и причины этому следующие:

· Недостаточный опыт (большинство молодых людей не знают, с чего начать свой бизнес, что для этого нужно, куда можно обратиться и т.д.);

· Ограниченность финансовых ресурсов (ввиду отсутствия работы и практического опыта им сложно получить кредит или привлечь инвестора);

· Отсутствие законодательной базы, регулирующей именно данный тип предпринимательства;

· Недостаточное развитие финансирования бизнес-проектов;

· Высокие ставки по налогам и кредитам;

· Недостаточное информирование о возможных программах поддержки и развития предпринимательства среди молодежи.

В настоящее время в городе Мензелинске имеются следующие образовательные учреждения:

• ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж им. М. Джалиля» - 499 студента.

• ГАПОУ «Мензелинское медицинское училище» - 293 студента.

• ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» - 640 студента.

Как видно около полутора тысяч человек является молодежным сообществом, которое может стать субъектами малого и среднего предпринимательства. Для увеличения числа молодежного предпринимательства в Мензелинском муниципальном районе создан ресурсный центр на базе Мензелинского аграрного техникума, в котором действует бесплатное обучение по действующим программам для предпринимателей, а также освещаются вопросы сдачи отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства, оказывается помощь в написании бизнес-планов.

Запланировано создание сайта, где будет собираться вся информация о молодежном предпринимательстве в стране и отдельно в нашем городе, что

увеличит степень информированности молодых людей о возможностях ведения предпринимательской деятельности.

Развитие промышленных площадок и привлечение резидентов

С 2017 года в Мензелинске действует одна частная промышленная площадка на площади 10 га, где работают 7 резидентов с оборотом  901 млн. рублей и общими налоговыми отчислениями 38 млн. рублей.



Наименование резидента

Основной вид деятельности в соответствии с классификатором ОКВЭД

Объем отгруженной продукции за 3 кв. 2018 года, млн.рублей

Совокупные налоговые отчисления

за 3 кв. 2018 года, млн.рублей

Кол-во рабочих мест, ед.

1.

ООО «ТПФ «Изыскатель»

11.07.1 Производство минеральных вод

127,0

25,8

91

(снижение в связи с сезонностью)

2.

ООО «ТПФ «Изыскатель плюс»

46.34.1 Торговля оптовая соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками

4,7

1,4

23

3.

ИП Леванов А.Д.

68.2 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

4,5

0,12

1

4.

ООО «Мензелинск-Сервис»

09.10.2 Предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек

140,8

8,8

80

5.

ООО «ПромСервис»

33.12 Ремонт машин и оборудования

5,0

1,0

1

6.

ООО «Лига»

41.20 Строительство жилых и нежилых зданий

77,5

3,2

24

7.

ИП Аверкина Е.А.

47.30 Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах

11,3

1,3

6

Для дальнейшего создания промышленных площадок, в районе пошли по пути заполнения пустующих, не используемых площадей, к которым уже есть дороги, и часть коммуникаций.  Для этого в 2015-2016 годах провели инвентаризацию таких территорий, и были и выявлены участки.

Так Каюмовым Дамиром, директором мебельной фабрики, на площади 1,7 га планируется открыть:

- производство детской мебели по новому запатентованному дизайну,

- цех по пошиву постельного белья,

- и новое направление разработка производства 3Д-моделей мебели.

Планируем создать 25 рабочих мест.

ОАО «Кузембетьевский РМЗ» − Директор Каримов Ханафи Хамитович,  на участке площадью 2 га, планирует открыть:

- мастерскую по ремонту двигателей импортного производства,

- автомастерскую и шиномонтаж для грузового автомобильного автотранспорта вдоль федеральной трассы М7,

- новую покрасочную площадку.

Планируется создать 20 рабочих мест.

Главе КФХ Давлетову Насиму предоставили в собственность земельный участок площадью 6 га,  пустующий в населенном пункте Верхний Такермен, где ранее были склады  и заброшенные здания. На сегодня  провели планировку участка и его очистку, идет процесс формирования промышленной площадки, где будет организовано хранение, переработка, фасовка овощей на 8 тысяч тонн в год, а так же создание тепличного хозяйства.

Планируется создать 15 дополнительных рабочих мест.

КФХ Загиев Ильгиз, создал убойный цех, где идет забой до 20 голов в сутки.  В планах расширить производство, с дальнейшим производством полуфабрикатов до 500 кг в сутки.

Планируется создать 6 рабочих мест.

Оценка инвестиционной привлекательности района,

направления развития предпринимательства и перечень мероприятий

Важным элементом развития любой территории является обеспечение инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность же сама по себе не может быть обеспечена без создания положительного имиджа муниципального образования.

Выделено 5 основных направления развития предпринимательства в района: АПК, туристический комплекс, придорожный сервис, промышленный комплекс, образование.

Мензелинский район – один из самых экологически чистых в Республике Татарстан. Уникальные природные ландшафты, чистый воздух, богатые водные ресурсы – все это создает благоприятную основу для развития в районе туристско-рекреационных зон.                                                                   

На территории Мензелинска имеется Аэроклуб «Мензелинск», в котором можно полноценно отдохнуть, совместив парашютные прыжки с отдыхом на природе. Для приезжих туристов созданы все условия. На аэродроме открыты две гостиницы и отдельные бунгало, баня, кафе.

Так же в районе имеется клуб по подводной рыбалке, дайверы со всей России съезжаются в район на соревнования.

В 2018 году Мензелинский район выиграл Президентский грант, направленный на поддержку лучших проектов общественных пространств в малых и исторических городах Россий. В номинации «Малые города с населением от 10 до 20 тыс.» мензелинцы заняли первое место. Грант в размере 50 млн. рублей планируется направить на обустройство набережной, пляжа, дамбы и одной из главных достопримечательностей города — Екатерининского моста. Проектируемая территория затронет 5 км — расстояние по набережной, пляжную зону, саму дамбу, которую планируется сделать пешеходной, а на противоположном берегу будут кафе и пляж. Работы по проекту продлятся в 2019-2020 годах. Этот проект позволит создать новые рабочие места и повысит инвестиционную привлекательность района.

Мензелинский район также является сельскохозяйственным районом. Развиты такие отрасли как растениеводство и животноводство. Объем валовой продукции сельского хозяйства равен 1,8 млрд. рублей, в том числе растениеводство составляет 912 млн. рублей, животноводство – 526 млн. рублей. 

Дальнейшие направления для инвестирования сельского хозяйства руководство района видит в создании животноводческих комплексов, тепличных комплексов, создании комплексов по переработке сельскохозяйственной продукции.

Так в 2018 году ИП Загиев И.Г., имеющий убойный цех, выиграл грант на создание цеха по глубокой переработке мяса. Сумма гранта - 25,7 млн. рублей, собственные средства -17,9 млн. рублей.

              Третье направление в развитии территории – развитие придорожного комплекса. Придорожный комплекс в Мензелинском районе представлен рядом кафе, гостиниц, АЗС комплексами. В перспективе создание придорожного логистического комплекса по реализации сельскохозяйственной продукции.

Ресурсное обеспечение программы

На реализацию основных мероприятий данной программы предусматриваются следующие финансовые ресурсы:

Год

Сумма, тыс. рублей

2019

- бюджет Мензелинского муниципального района – 50 тыс.руб.

2020

- бюджет Мензелинского муниципального района – 50 тыс.руб.

2021

- бюджет Мензелинского муниципального района - 50 тыс.руб.

2022

- бюджет Мензелинского муниципального района - 50 тыс.руб.

2023

- бюджет Мензелинского муниципального района - 50 тыс.руб.

2024

- бюджет Мензелинского муниципального района - 50 тыс.руб.

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета на соответствующий год и плановый период.

Финансирование Программы может осуществляться как в денежной форме, так и в натуральном виде (земельные участки, здания, строения, льготы по налогам и т.д.)

Оценка рисков, мероприятия по их снижению

Малый и средний бизнес является не просто одной из форм экономической активности, но и гарантией устойчивости социально-экономического развития района.

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в районе является индикатором благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций, расширения сфер деятельности. Реализация основных мероприятий программы обеспечивают создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на региональном уровне.

Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации муниципальной программы приведены в таблице:

Наименование рисков

Анализ причин возникновения

Механизмы минимизации

1. Управленческие риски

Недостаточный опыт управленческого персонала

Организация мониторинга финансового состояния и правового положения, других аспектов деятельности участников программы.

2. Административные риски

Проблемы с получением лицензий, разрешений и согласований от надзорных ведомств

Содействие в подготовке соответствующих согласований.

3. Экономические, финансовые риски

Возникновению финансовых рисков способствуют:

• экономическая нестабильность;

• инфляция;

• дефицит бюджетных средств;

• рост стоимости ресурсов на рынке

Оказание содействия в разработке бизнес – планов, проектов, и в подготовке соответствующих требованиям законодательства обоснований и заключений

4. Риск изменения нормативного правового законодательства, регулирующего деятельность МСП

Внесение изменений в  муниципальную программу

Приведение мероприятий программы в соответствие с нормативными документами

Планируемая экономическая эффективность программы,

управление программой и контроль за реализацией.

Эффективность реализации мероприятий Программы характеризуется показателями, описываемыми в приложении №1.

Текущее управление программой и контроль ее реализации осуществляет Отделом экономики Исполнительного комитет Мензелинского муниципального района, который подготавливает и проводит необходимые мероприятия по реализации программы, координирует деятельность по выполнению мероприятий.

         Основным механизмом реализации программы является:

        - информационное обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства;

       - рассмотрение хода выполнения мероприятий программы;

       - определение мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства

       В районе необходимо создать более благоприятные условия для развития действующих и открытия новых малых предприятий, повысить потенциал малого бизнеса в экономике района, инвестиционную активность субъектов малого предпринимательства.

Должны быть решены социальные задачи занятости населения, повышен образовательный и профессиональный уровень работников малого бизнеса.

     Основные мероприятия программы (Приложение №2) обеспечат комплексный подход к реализации государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в районе.

Приложение №1

Перечень основных показателей муниципальной программы на 2019-2023 года



п/п

Наименование показателей

Ед.

Изм.

2019г.

2020г.

2021г.

2022г.

2023г.

1.

Численность занятых в сфере МСП, включая ИП

Ед.

790

795

800

805

815

2.

Количество МСП (включая ИП) на 1000 чел. населения

Ед.

27,8

28,0

28,2

28,4

28,7

3.

Доля малого и среднего предпринимательства в ВТП

%

35

35,5

36

36,5

37

4.

Доля закупок, участниками которых являются только субъекты МСП

%

15,5

15,5

15,5

15,5

15,5

5.

Доля экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме не сырьевого экспорта

%

0

0

0

0

0

6.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получателей государственной и муниципальной поддержки, получивших такую поддержку

Ед.

10

10

10

10

10

7.

Количество  создаваемых  рабочих мест (включая ИП)

Ед.

10

20

20

20

20

8.

Целевые показатели по оказанию имущественной поддержки субъектам МСП

Ед.

2

1

1

1

1

Приложение № 2

Перечень основных мероприятий муниципальной программы на 2019-2023 года

Наименование задачи

Наименование основных мероприятий

Исполнитель программных мероприятий

Сроки выполнения основных мероприятий

Источники финансирования

1

2

3

4

5

Совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства методической, консультационной, информационной и имущественной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий

         Проведение образовательных семинаров, круглых столов для СМП, физических лиц, планирующих зарегистрироваться в качестве малого и среднего предпринимательства на базе ресурсного центра при Мензелинском сельхозтехникуме.

        Размещение информационных материалов по малому и среднему предпринимательству на сайте Мензелинского муниципального района, средствах массовой информации района.

       Доведение информации  материалов по малому и среднему предпринимательству на часто посещаемых страницах социальных сетей (Вконтакте, инстаграм).

Отдел экономики Исполнительного комитета

Мензелинского муниципального

района

2019-2023

-

Увеличение количества муниципального имущества, расширение состава и улучшение его качества, оказание содействия в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе субъектов социального предпринимательства за счет предоставления муниципального имущества во владение и (или) долгосрочное пользование

Создание перечня муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, неиспользуемых объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, для сдачи их аренду или продажи субъектам малого и среднего предпринимательства, свободных земельных участков для размещения новых производств;

Размещение имущественного перечня на официальном сайте Мензелинского муниципального района;

Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду свободных помещений муниципальной собственности, а также свободных земельных участков;

По мере выявления неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества, пригодного для формирования предложения о дополнении Перечня, Рабочая группа обеспечит контроль за сбором и рассмотрением таких предложений.

Отдел экономики Исполнительного комитета

Мензелинского муниципального

района, МКУ «ПИЗО» Мензелинского муниципального района

2019-2023

Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

       Оказание содействия в оформлении документов для предоставления на конкурсной основе начинающим субъектам предпринимательства грантовой поддержки,

     Оказание содействия субъектам малого предпринимательства в развитии микрофинансирования и получения микрозаймов,

       Проведение форума предпринимателей, обучающих семинаров, подготовка информационного материала, стендов,

        Оказание содействия в оформлении документов для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства,

        Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства с соблюдением требований, установленных Федеральным Законом от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

       Обеспечение открытости процедур оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства,

      Обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства,

      Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в реализации всех программ, поддержка инициативы субъектов МСП в формировании социально-востребованных муниципальных и государственных заказов,

      Привлечение малых предприятий и предпринимателей к выполнению заказов для муниципальных нужд,

      Размещение муниципальных заказов Мензелинского района у субъектов МСП,

      Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в привлечении средств по оснащению основными фондами,

      Предоставление муниципальной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п.13 ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции») применение концессий и доводов государственно частного партнерства,

      Содействие безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности с выдачей безвозмездных субсидий (не менее 3 человек ежегодно),

      Проведение образовательных семинаров по социальному предпринимательству для СМП и  физических лиц планирующих зарегистрироваться в качестве малого и среднего предпринимательства

Отдел экономики Исполнительного комитета

Мензелинского муниципального района

2019-2023

Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства

     Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства района – получателей поддержки,

     Информационная и консультативная

поддержка МСП, организаций, реализующих меры государственного развития малого и среднего предпринимательства,

     Формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства,

     Сотрудничество с районной газетой «Мензеля» и по освещению деятельности СМП, опубликование материалов в районной газете «Мензеля», по пропаганде предпринимательской деятельности, воспитанию правовой культуры предпринимателей и населения,

       Размещение информационных материалов по малому и среднему предпринимательству на сайте и в средствах массовой информации района,

    Издание информационно-справочных, методических и презентационных материалов, посвященных вопросам развития малого и среднего предпринимательства на территории Мензелинского муниципального района,

      Привлечение в участии субъектов малого и среднего предпринимательства района в проведении конкурса «Лучший предприниматель».

Отдел экономики Исполнительного комитета

Мензелинского муниципального

района

2019-2023

Развитие инвестиционной активности предпринимательства  и района в целом

      Поддержка в проведении и участии СМП в выставочно-ярмарочной деятельности, конкурсах, семинарах, бизнес – встречах, встречах по обмену опытом по вопросам малого и среднего предпринимательства, в том числе по вопросам развития молодежного предпринимательства, ремесленничества, бытового обслуживания,

       Поддержка и сопровождение инвестиционных проектов и бизнес планов субъектов малого и среднего предпринимательства: предварительная оценка бизнес планов.

Отдел экономики Исполнительного комитета

Мензелинского муниципального

района

2019-2023

Содействие в подготовке и повышении квалификации специалистов, сферы малого бизнеса

     Формирование высокопрофессионального бизнес-сектора малого и среднего предпринимательства Мензелинского муниципального района,

      Организация и проведение семинаров, конференций, выставок, курсов подготовки, практическая помощь и координация в переподготовке и повышении квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства Мензелинского  муниципального района, а также физических лиц – потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства Мензелинского  муниципального района на базе ресурсного центра МСХТ

Отдел экономики Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района, ресурсный центр МСХТ

2019-2023

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный портал правовой информации Республики Татарстан от 13.04.2020
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать