Основная информация

Дата опубликования: 09 июня 2021г.
Номер документа: RU42027520202100187
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: администрация Прокопьевского муниципального округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-КУЗБАСС

АДМИНИСТРАЦИЯ

ПРОКОПЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09.06.2021 № 1341-п

г. Прокопьевск

О внесении изменений в постановление администрации Прокопьевского муниципального района от 10.10.2013 № 100-п «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы»

В соответствии с постановлением администрации Прокопьевского муниципального района от 01.10.2013 № 94-п «Об утверждении положения о муниципальных программах Прокопьевского муниципального района»:

1. Внести в постановление администрации Прокопьевского муниципального района от 10.10.2013 № 100-п «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы» (в ред. постановлений от 13.05.2014 г. № 47-п, от 30.06.2014 г. № 64-п, от 29.07.2014 г. № 73-п, от 10.09.2014 г. № 91-п, от 15.10.2014 г. № 98-п, от 27.10.2014 г. № 107-п, от 23.12.2014 г. № 141-п, от 18.02.2015 г. № 16-п, от 18.05.2015 г. № 47-п, от 18.08.2015г. № 72-п, от 14.10.2015 г. № 94-п, от 24.11.2015 г. № 109-п, от 14.12.2015 г. № 115-п, от 30.12.2015 г. № 128-п, от 12.08.2016 г. № 976-п, от 01.09.2016 г. № 1166-п, от 12.10.2016 г. № 1370-п, от 09.12.2016 № 1680 – п, от 23.12.2016 г. № 1900-п, от 19.06.2017 № 107 1-п, от 19.07.2017 № 1422-п, от 13.10.2017 № 2355-п, от 16.11.2017 № 2597-п, от 08.12.2017-п, от 29.12.2017 № 3069-п, от 05.06.2018 № 923-п, от 16.07.2018 № 1337-п, от 27.08.2018 № 1745-п, от 24.09.2018 № 2043-п, от 05.10.2018 № 2113-п, от 27.12.2018 №2952-п, от 23.04.2019 № 750-п, от 04.06.2019 № 1070-п, от 14.10.2019 № 2397-п, от 13.01.2020 № 11-п, от 26.02.2020 № 370-п, от 20.07.2020 № 1593-п, от 25.09.2020 № 2374-п, от 15.10.2020 № 2674-п, от 22.12.2020 № 3462-п) следующие изменения:

1.1. Приложение к постановлению администрации Прокопьевского муниципального района от 10.10.2013 № 100-п «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы» изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению:

2. Настоящее постановление опубликовать в газете «Сельская новь».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы округа по сельскому хозяйству В.В. Красикова.

Глава Прокопьевского

муниципального округа Н.Г. Шабалина

Приложение

к постановлению администрации

Прокопьевского муниципального округа

от 09.06.2021 № 1341

Муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы

г. Прокопьевск 2020 г.

ПАСПОРТ муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа»

на 2020-2023 годы

Наименование муниципальной программы

Муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы

Директор

муниципальной

программы

Заместитель главы округа по сельскому хозяйству

Ответственный исполнитель (координатор) муниципальной программы

Заместитель главы округа по сельскому хозяйству

Исполнители муниципальной программы

Отдел прогнозирования и учета в сфере агропромышленного комплекса администрации Прокопьевского муниципального округа

Перечень подпрограмм программы

1. Поддержка агропромышленного комплекса Прокопьевского муниципального округа.

2. Мероприятия в области сельскохозяйственного производства.

Цели муниципальной программы

-Обеспечение продовольственной независимости округа;

-Ускорение темпов экономического роста агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность округа, на основе повышения ее конкурентоспособности;

-повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

увеличение производства продукции растениеводства, ее переработки, расширение ассортимента;

-сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

-стимулирование роста производства продукции животноводства, повышение конкурентоспособности продукции животноводства;

-обеспечение эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности территории Прокопьевского муниципального округа;

-развитие малых форм хозяйствования на селе;

-повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства. Повышение эффективности производства, в том числе за счет научных исследований и формирования кадрового потенциала, в агропромышленном комплексе округа;

-увеличение производства и сбыта сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования агропромышленного комплекса округа;

-создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

Задачи муниципальной программы

-повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве;

-стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

-создание условий для дальнейшего роста производства продукции растениеводства агропромышленного комплекса; развитие элитного семеноводства; повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли растениеводства;

-систематическое воспроизводство природного плодородия почв;

-сохранение и увеличение численности маточного поголовья крупного рогатого скота молочных пород, повышение конкурентоспособности производства молочного скотоводства, увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства; развитие племенного животноводства; обеспечение круглогодичного получения эмбрионов крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом; повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли животноводства; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении и охрана здоровья населения;

-стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техники, в том числе высокотехнологичной;

-создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности и повышения уровня доходов сельского населения;

-повышение качества жизни сельского населения.

Срок реализации муниципальной программы

2020-2023 годы

Объемы и источники финансирования муниципальной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Объем ресурсного обеспечения программы на 2020 - 2023 годы – 200 866,996 тыс. рублей,

из них по годам:

на 2020 год - 61 286, 996 тыс. рублей;

на 2021 год - 46 500, 000 тыс. рублей;

на 2022 год - 46 580, 000 тыс. рублей;

на 2023 год - 46 500, 000 тыс. рублей.

Источники финансирования:

- местный бюджет;

- областной бюджет;

Местный бюджет – всего: 200 786,996 тыс. рублей,

из них по годам:

на 2020 год - 61 286, 996 тыс. рублей;

на 2021 год - 46 500,000 тыс. рублей;

на 2022 год - 46 500,000 тыс. рублей;

на 2023 год - 46 500,000 тыс. рублей.

Областной бюджет - всего: 80 тыс. рублей,

из них по годам:

на 2020 год -  0 тыс. рублей;

на 2021 год – 0 тыс. рублей;

на 2022 год – 80 тыс. рублей;

на 2023 год – 0 тыс. рублей.

в том числе на реализацию:

подпрограммы «Поддержка агропромышленного комплекса Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы – 199 028,381 тыс. рублей

из них по годам:

на 2020 год - 61 028,381 тыс. рублей;

на 2021 год - 46 000,000 тыс. рублей;

на 2022 год - 46 000,000 тыс. рублей;

на 2023год - 46 000,000 тыс. рублей.

Источники финансирования:

Местный бюджет – всего: 199 028,381 тыс. рублей,

из них по годам:

на 2020 год – 61 028,381 тыс. рублей;

на 2021 год - 46 000,000 тыс. рублей;

на 2022 год - 46 000,000 тыс. рублей;

на 2023 год - 46 000,000 тыс. рублей.

Областной бюджет - всего: 0 тыс. рублей,

из них по годам:

на 2020 год - 0 тыс. рублей;

на 2021 год – 0 тыс. рублей;

на 2022 год – 0 тыс. рублей;

на 2023 год – 0 тыс. рублей.

подпрограммы «Мероприятия в сфере сельскохозяйственного производства» на 2020-2023 годы - 1 838,615 тыс. рублей

из них по годам:

на 2020 год - 258,615 тыс. рублей;

на 2021 год – 500,000 тыс. рублей;

на 2022 год – 580,000 тыс. рублей;

на 2023 год – 500,000 тыс. рублей.

Источники финансирования:

Местный бюджет – всего: 1758,615 тыс. рублей,

из них по годам:

на 2020 год - 258,615 тыс. рублей;

на 2021 год – 500,000 тыс. рублей;

на 2022 год – 500,000 тыс. рублей;

на 2023 год – 500,000 тыс. рублей.

Областной бюджет – всего: 80,00 тыс. рублей,

из них по годам:

на 2020 год - 0  тыс. рублей;

на 2021 год – 0   тыс. рублей;

на 2022 год – 80 тыс. рублей;

на 2023 год – 0  тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы

- увеличение производства валовой сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (в сопоставимых ценах) за период действия программы на 23,8 %;

-увеличение рентабельности производства сельскохозяйственной продукции за период действия программы на 9,7 %;

- рост среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве за период действия программы с 12 700 рублей до 31 000 рублей;

- поддерживать значение показателя индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на период действия программы на уровне не ниже 102,5 %;

I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы и прогноз развития агропромышленного комплекса

Муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» на 2020 - 2023 годы (далее – муниципальная программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 № 464 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014–2024 годы, постановлением администрации Прокопьевского муниципального района от 01.10.2013 г. № 94-п «Об утверждении Положения о муниципальных программах Прокопьевского муниципального района».

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики округа, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских поселений.

Муниципальная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий муниципальной программы и показатели их результативности.

1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса

Численность работников, занятых в сельском хозяйстве, составляет только 2,5 процента от занятых в экономике округа, но они обеспечивают округ на 100 процентов зерном, мясом, яйцом, картофелем.

За период реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" и муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» с 2017 по 2019 годы был обеспечен рост производства сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных организаций. Стоимость валовой продукции возросла с 2017 год по 2019 год на 364,5 тыс.рублей (13%) с 3 002,2 тыс.рублей до 3 367,0 тыс.руб. Наблюдается и увеличение доли малых форм хозяйствования (далее – МФХ) в стоимости валовой продукции. Так в 2017 году доля крестьянско-фермерских хозяйств (далее – К(Ф)Х) и индивидуальных предпринимателей составляла 20,6 %, то уже в 2019 году эта доля увеличилась до 23,7 %. Это говорит как об увеличении вновь созданных МФХ, так и о расширении хозяйственной деятельности действующих К(Ф)Х. По итогам 2019 года все сельскохозяйственные предприятия округа прибыльные. Совокупный уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций составил 19,9 процента. Для расширенного воспроизводства необходимо иметь минимум 25 процентов рентабельности. Основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеет собственных ресурсов и возможности пользоваться коммерческими кредитами для осуществления своей деятельности. Поэтому одним из главных направлений повышения устойчивого роста сельского хозяйства является повышение его доходности.

В структуре валовой продукции сельского хозяйства в 2019 году наибольший удельный вес занимает продукция животноводства - 67,8 %, на продукцию растениеводства приходится 32,2%.

Земельный фонд округа по размерам и качеству является его стратегическим преимуществом, а плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет базовую ценность земли, определяющую уровень производительности труда и стоимость произведенного продукта. В сельскохозяйственном обороте находится 70 тыс. гектаров пашни. Высокий уровень плодородия почвы является одним из обязательных условий эффективного функционирования агроценоза. Однако в земледелии округа за годы реформ использование минеральных и органических удобрений сократилось до минимума. Последствия существующего экстенсивного типа земледелия очевидны - нарастающее истощение плодородных пахотных почв. За период с 2017 по 2019 год внесение минеральных удобрений на 1 га посевной площади в среднем по округу составляло 3,4 кг/га д.в. при оптимальном значении 10,6 кг/га д.в.

Известно, что высококачественные семена являются самым эффективным и низкозатратным фактором получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур.

Для успешного ведения сельскохозяйственного производства большое значение имеет сортосмена (замена возделываемых сортов новыми) и сортообновление (посев семян высших репродукций этого же сорта).

Сельскохозяйственные товаропроизводители заинтересованы в приобретении качественных семян и отдают предпочтение новым сортам, которые отличаются высокой адаптивностью, урожайностью, устойчивостью к абиотическим (зимостойкость, засухоустойчивость, полегание) и биотическим (болезни, вредители) факторам среды с целью увеличения урожайности и повышения качества получаемой продукции. Рекомендуется проводить сортосмену через 5 - 7 лет.

Однако в процессе размножения и производственного использования хозяйственно-ценные признаки и свойства сорта постепенно ухудшаются.     В связи с этим возникает необходимость периодической замены сортовых семян, находящихся в производстве, на высококачественные семена высоких категорий тех же сортов, т.е. проводить сортообновление.

Основа сортообновления - это элитные семена (супер-суперэлита, суперэлита, элита), лучшие по качеству семена конкретного сорта, обладающие хорошими породными свойствами и высокой сортовой чистотой. Удельный вес элитных посевов относительно общей площади сельскохозяйственных культур должен составлять 10 - 15 процентов.

В 2019 году доля площади, засеянной элитными семенами, в общей площади посевов округа составила 3,3 процента, в 2018 году - 1,2 процента.

Эти резервы повышения урожайности необходимо использовать в полной мере через механизм субсидирования на приобретение элитных семян, минеральных удобрений. За период действия муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» с 2017 по 2019 годы, было выделено субсидий на проведение агротехнических работ сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в сумме 37 666,8 тыс.рублей. Также была оказана поддержка на приобретение новой современной сельскохозяйственной техники для проведения посевных, уборочных работ сумме 36912,0 тыс.руб.

Оказанная помощь дала положительные результаты работы в растениеводстве. Динамика производства продукции растениеводства сельскохозяйственных предприятий приведена в таблице 1.

Динамика производства продукции растениеводства сельскохозяйственных предприятий в натуральном выражении

Таблица 1

Показатели

Ед. изм.

год

2017

2018

2019

Зерно (в весе после доработки)доработки)доработки)

тыс. тн.

78,0

82,9

92,2

Урожайность

ц/га

20,4

20,4

22,3

Картофель

тыс. тн.

22,3

19,2

20,4

Урожайность

ц/га

210,3

231

217,1

Овощи – всего

тыс. тн.

тн.

2,6

0,4

0,7

Урожайность

ц/га

20,2

99,5

159,8

Немало первоочередных задач требуется решить и для дальнейшего развития животноводства.

Животноводство как один из основных жизнеобеспечивающих секторов агропромышленного производства оказывает существенное влияние на уровень продовольственного обеспечения населения округа и выступает одним из определяющих факторов здоровья и, как следствие, качества жизни населения.

Молочное животноводство является приоритетной отраслью агропромышленного производства, особенно в условиях нашей области с высокой насыщенностью городского населения, при условии устранения диспаритета цен, а также коренной технологической перестройки оно может стать одним из источников формирования инвестиционного потенциала аграрного сектора.

Для стабилизации отрасли животноводства, в частности молочного скотоводства, предпринимаются определенные шаги. Проводится перевод его на ресурсосберегающие технологии. ООО «СХП Михайловское» одними из первых в Кузбассе перешли на беспривязное содержание крупного рогатого скота. В 2019 году завершена первая очередь строительства животноводческого помещения, запущен компьютеризированный коровник с беспривязным содержанием коров на 400 голов и доильно-молочный блок с родильным отделением. В КФХ Рожкова А.П. проведена замена морально устаревшего доильного оборудования на современное, установлена мобильная доильная линия и танк-охладитель молока. Также проведена реконструкция животноводческого помещения (увеличена площадь) для содержания КРС.

Происходят позитивные перемены в кормоприготовлении и кормопроизводстве, так как от состава корма зависит продуктивность КРС и показатели привеса. В 2020 году в ООО «Птицефабрика Трудармейская» запущен новый кормоцех производительностью 10тн/час. На данном предприятии производится сбалансированный корм как для КРС, так и для птицы. Состав корма производится с учетом возрастных группы животных и птицы. Это позволяет значительно повысить продуктивность животных. Так продуктивность на одну корову в ООО «СХП «Михайловское» составляет 6 817 кг. ( по Прокопьевскому округу – 4 755 кг, по Кузбассу – 5 900 кг.). В ООО «Боровково» свой комбикормовый завод. В составе одного рецепта входит до 22 ингридиентов: злаковые, витамины, жмых, шрот, бобовые. В составе комбикорма нет никаких химических добавок, это позволяет производить экологически чистую продукцию с отличными вкусовыми качествами.

Общее увеличение производства продукции животноводства невозможно без организации племенного дела, так как основы продуктивности животных связаны с генетически заложенными задатками в процессе выведения породы. Внедрение в практику воспроизводства сельскохозяйственных животных метода трансплантации эмбрионов - это одно из важнейших средств ускорения качественного улучшения и более полного использования генетических ресурсов маточного поголовья в молочном скотоводстве. Основная цель трансплантации эмбрионов - получить от донора наибольшее количество телят, обладающих генетическими возможностями предков. Трансплантация эмбрионов позволит значительно увеличить число потомков от лучших коров и создать наиболее однородное, однотипное стадо высокопродуктивных животных в более короткий срок. При нынешних условиях, когда удельный вес высокоценных коров весьма низкий, данную технологию целесообразно применить в качестве инструмента для ускоренного воспроизводства племенного маточного поголовья. На искусственное осеменение коров перешли и в ООО «СХП «Михайловское». Проведена замена коров на более продуктивный скот. Хозяйство получило статус племенного хозяйства. Также искусственное осеменение применяет и ООО «Боровково».

В округе также активно развивается птицеводство. На территории округа находятся две птицефабрики: ООО «Птицефабрика Трудармейская» и ОП «Новосафоновская птицефабрика». ООО «Птицефабрика Трудармейская» с 2016 года начали проводить реконструкция и модернизация корпусов для содержания птицы, а также вспомогательных цехов. С 2016 года ежегодно вводятся от 2 до 3 корпусов для содержания птицы. В настоящее время на предприятии 12 корпусов для содержания птицы, 5 корпусов для содержания родительского стада и 2 корпуса для содержания рем.молодняка. На 01.01.2020 года поголовье птицы составило 241 105 голов, на 01.01.2017 поголовье составляло 145 085 голов. В 2020 году запущен новый убойный цех производительностью до 10 000 голов в смену.

Динамика производства продукции животноводства сельскохозяйственных предприятий приведена в таблице 2.

Динамика производства продукции животноводства сельскохозяйственных предприятий в натуральном выражении

Таблица 2

Показатели

Ед. изм.

Год

2017

2018

2019

молока

тн.

4 805,3

5 342,8

5 754,1

скота и птицы на убой (в живом весе)

тн.

19 890,5

21 633,1

22 198

яйцо

тыс.шт.

тн.

29 559

28 786

28 561

Увеличение производства продукции животноводства обеспечено за счет повышения сохранности поголовья на основе полноценного кормления, высокотехнологичных систем содержания животных и птицы, разработки комплекса ветеринарных мероприятий, применения искусственного осеменения животных.

На поддержку животноводства и птицеводства за период действия муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» с 2017 по 2019 годы было выделено 33 466,0 тыс.руб., в том числе субсидии на производство молока в сумме 24 300,5 тыс.руб. и 9 165,5 тыс.руб. возмещение затрат за использование концентрированных кормов. В 2018 году в целях обеспечения сохранности маточного поголовья коров молочного направления, был разработан новый вид поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. По данному направлению за два года было предоставлено 12 402,0 тыс.рублей.

С ростом производства продукции животноводства, развивается и производство по переработке, расширяется ассортимент готовой продукции.

ООО СХП «Михайловское» в 2019 году запустили производство йогурта четырёх видов, кефира и ряженки. На сегодняшний день молочные продукты под брендом «Михайловское» пользуются спросом у жителей Новокузнецка, Киселёвска, Прокопьевска и Прокопьевского округа (в том числе, снабжается молочная кухня этих муниципалитетов). Продукция ООО «Птицефабрика Трудармейская» (более 10 наименований) пользуется спросом не только в нашем округе, Кемеровской области, но и в соседних регионах, таких как Томская, Омская область, Красноярский и Алтайский край. Продукция под маркой «Боровково» (более 20 наименований колбасной продукции) пользуется особым спросом у населения за ее отличное качество не только на территории Кузбасса, но и за ее пределами.

В агропромышленном комплексе растет объем и качество применения современных технологий, в том числе систем сбора, хранения и обработки данных. Применяются данные со спутников, датчиков, из операционных и транзакционных систем. При этом увеличивается как объем данных, так и потребность в их качественной обработке и достоверных выводах, на которые можно полагаться, принимая решения. В результате оформляется спрос на промышленные аналитические системы и, в частности, углубленную аналитику. Государственная позиция относительно необходимости перехода к цифровой экономике закреплена в паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). Благодаря курсу на цифровую трансформацию экономики становится возможным внедрение цифровых технологий в агропромышленном комплексе.

Сегодня округ полностью обеспечивает себя зерном, картофелем, картофелем, мясом. Однако для того, чтобы не только сохранить существующие темпы роста, но и придать им еще большее ускорение, необходима трансформация используемых технологий и моделей управления в первую очередь за счет цифровых преобразований на всех уровнях: от предприятий до государственных органов.

Цифровая трансформация сельского хозяйства Кемеровской области заключается в поэтапном внедрении цифровых технологий и платформенных решений в областных и муниципальных органах управления агропромышленным комплексом, на предприятиях сельского хозяйства, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, организациях по подготовке специалистов для цифрового сельского хозяйства, а также в создании геоаналитической системы «Цифровая платформа управления агропромышленным комплексом Кемеровской области».

В настоящем время в Прокопьевском муниципальном округе оцифровано уже 100,0 % сельскохозяйственных угодий, все внесены в Федеральную государственную информационную систему «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» Минсельхоза России. Электронные карты включают информацию о фактических границах полей, их площадь, уникальные номера, сведения о землепользователях, посеянных культурах.

В 2019 году только 25% посевных площадей округа обрабатывались с использованием элементов точного земледелия – систем спутниковой навигации, параллельного вождения, информатизации мониторинга земель и др. Лишь часть предприятий округа используют элементы цифрового сельского хозяйства. ИП глава КФХ Башмаков С.А. использует систему «Космос-Агро». В систему входит: электронная карта полей, контроль за работой техники на полях, возможность контроля состояния роста культур через спутниковые снимки в режиме реального времени. Кроме этого имеется цифровая карта плодородия почв. При опрыскивании используется подруливающая система «Рейка-мини» (1 шт). ПК «Кузбасс-Т» в комплекте с бортовым компьютером (подсчёт нормы высева, посеянная или обработанная площадь). В ООО «Агрофирма им.Д.В.Антонова» используется система «Скаут». Включает в себя: электронную карту полей, контроль за техникой, работающей на полях, контроль за передвижением автотранспорта, контроль за топливной системой всей техники (заправка, слив, расход, остаток). Возможен удаленный контроль. На опрыскивателях навигаторы Командор 92 шт), Тиджет (1 шт). На ПК «Кузбасс-Т» собственные навигационные системы, на ПК «Конкорд» планируется установить систему «Скиф».

В ООО «СП Гефест» используется 2 системы. Первая - «Автограф». Включает в себя: навигацию работы техники, контуры полей, контроль работы техники на полях. Вторая - «Дневник агронома». Включает в себя: контуры полей, площадь, наименование культур, севооборот, информацию о внесенных удобрениях, семенах и т.д. Часть зерноуборочных комбайнов показывает картирование урожайности. С бортовым компьютером, системой параллельного подруливания, системой навигации трактора John Deere 9460, 9420, 8430, 7430. ПК Bourgault и ПК John Deere 1895 выводят на компьютер норму высева, производительность работы. На самоходном опрыскивателе John Deere система навигации «Гринстар», на прицепных опрыскивателях навигация «bravo 180S» 2 шт. В ООО «Михайловское» цифровые технологии применены в оборудовании доения коров «Европараллель». Цифровая программа управления стадом «UNIFORM PROFESSIONAL GLOBAL» применяется в ветеринарии и селекции КРС. Кроме этого элементы цифровых технологий используют в качестве подруливающих устройств и геолокации при проведении химических обработок и посеве– ИП КФХ Пузанов В.А., ИП КФХ Малаев В.А., ИП КФХ Шепелев В.В., ИП КФХ Тарасов А.С., ООО «Луч», ИП КФХ Малышев Л.Г.

Для осуществления подготовки специалистов в области цифрового сельского хозяйства планируется использовать научный и педагогический потенциал учебных заведений, расположенных на территории Кузбасса, и осуществлять подготовку кадров по специальности «Бизнес-информатика», обучение учащихся и специалистов предприятий агропромышленного комплекса в рамках проекта «АгроНТИ» с использованием информационных систем аналитического центра Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Несмотря на положительные моменты развития сельского хозяйства округа, последствия мирового политического, финансового и экономического кризиса, а также климатические условия, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе Прокопьевского муниципального округа, динамике развития сельскохозяйственного производства.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:

- низкий уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, не позволяющий вести расширенное воспроизводство;

- низкие темпы технико-технологической и структурной модернизации как сельского хозяйства, так и АПК в целом, низкий уровень обновления и воспроизводства ресурсного потенциала;

- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, сохраняющееся несовершенство рыночной инфраструктуры в условиях возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

- низкий уровень использования элементов цифрового сельского хозяйства.

2. Прогноз развития агропромышленного комплекса

Динамика развития сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа до 2023 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы, по повышению устойчивости агропромышленного производства округа, с другой стороны, - сохранится сложная экономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:

- увеличение инвестиций на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

- увеличение инвестиций на использование элитных и суперэлитных семян;

- преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;

- экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов;

- ускорение темпов поэтапного внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве.

Прогноз реализации муниципальной программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов).

В части основных показателей муниципальной программы прогнозируются:

индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);  

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

рентабельность сельскохозяйственных организаций;

среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов.

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов. Это связано с оптимистическими тенденциями развития свиноводства и птицеводства.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации муниципальной программы, а также основные ожидаемые результаты и сроки ее реализации

1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы

Муниципальная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей:

- в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества округа, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий. Увеличение удельного веса племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных;

- в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности округа, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания для уязвимых слоев населения;

- в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий. Рост объемов производства продукции животноводства будет способствовать увеличению потребности в продукции растениеводства, используемой на корма животным. Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью сельскохозяйственных товаропроизводителей приобретения качественных семян. Для воспроизводства семенного материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами, должна составить не менее 10 - 15 процентов общей площади посевов, что обеспечит внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям округа.

2. Цели и задачи реализации муниципальной программы

Целями муниципальной программы являются:

обеспечение продовольственной независимости округа;

ускорение темпов экономического роста агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность округа, на основе повышения ее конкурентоспособности;

повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

увеличение производства продукции растениеводства, ее переработки, расширение ассортимента;

сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

стимулирование роста производства продукции животноводства, повышение конкурентоспособности продукции животноводства;

обеспечение эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности территории Прокопьевского муниципального округа;

развитие малых форм хозяйствования на селе;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства. Повышение эффективности производства, в том числе за счет научных исследований и формирования кадрового потенциала, в агропромышленном комплексе округа;

увеличение производства и сбыта сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования агропромышленного комплекса округа;

создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм, включенных в муниципальную программу:

Повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве;

стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

создание условий для дальнейшего роста производства продукции растениеводства агропромышленного комплекса; развитие элитного семеноводства; повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли растениеводства;

систематическое воспроизводство природного плодородия почв;

сохранение и увеличение численности маточного поголовья крупного рогатого скота молочных пород, повышение конкурентоспособности производства молочного скотоводства, увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства; развитие племенного животноводства; обеспечение круглогодичного получения эмбрионов крупного рогатого скота с высоким генетическим потенциалом; повышение доступности кредитных ресурсов, снижение рисков в подотрасли животноводства; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении и охрана здоровья населения;

стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техники, в том числе высокотехнологичной;

создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности и повышения уровня доходов сельского населения;

повышение качества жизни сельского населения.

3. Показатели (индикаторы) реализации муниципальной программы

Показатели (индикаторы) реализации муниципальной программы оцениваются в целом для муниципальной программы.

Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации муниципальной программы и включенных в нее подпрограмм.

Плановые прогнозные значения показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы приведены в приложении N 1 к настоящей программе.

III. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы и ее подпрограмм

Основные мероприятия муниципальной программы предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей муниципальной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и обеспечивающих продовольственную независимость округа.

Муниципальная программа включает в себя две подпрограммы: «Поддержка агропромышленного комплекса Прокопьевского муниципального округа» и «Мероприятия в области сельскохозяйственного производства» на 2020-2023 годы.

3.1. Подпрограмма «Поддержка агропромышленного комплекса Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы включает следующие основные мероприятия:

Развитие подотрасли растениеводства.

Развитие подотрасли животноводства.

Стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции.

3.1.1. Развитие подотрасли растениеводства включает следующее основное мероприятие:

- субсидия на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение комплекса агротехнических работ (приобретение ГСМ, минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, приобретение семян и прочие затраты, необходимые для проведения полного цикла работ), повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур.

Растениеводство - одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений для производства растениеводческой продукции. Подпрограмма направлена на повышение конкурентоспособности продукции растениеводства, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, обеспечение населения продуктами питания, животноводства - кормами, других отраслей промышленности: пищевой отрасли - мукой и крупяными изделиями, комбикормовой отрасли - сырьем для производства комбикорма.

В Прокопьевском муниципальном округе площадь пашни всех сельскохозяйственных культур в 2020 году составила 69 692 гектара. Ведущая роль в структуре растениеводства принадлежит зерновому полеводству, являющемуся наиболее крупной подотраслью сельского хозяйства округа, которая формирует более 30% его валовой продукции.

С 2017 по 2019 годы валовой сбор зерновых культур в среднем по округу составил около 84,4 тыс.тонн (в весе после доработки) при средней урожайности 21,0 ц/га (в расчете на посевную площадь). За 2019 год валовой сбор зерна в хозяйствах сложился на уровне 92,2 тыс.тонн при урожайности 22,3 ц/га. Таким образом, валовой сбор зерновых за 2019 год на 9,3% превысил среднее значение за предыдущий трехлетний период. Наблюдаемая динамика роста среднемноголетних валовых сборов сельхозкультур является результатом применения новых сортов и средств химизации, внедрения технологий и обновления парка сельхозтехники.

Основным направлением использования произведенного в округе зерна является кормовые цели. Наличие животноводческих предприятий, птицефабрик, свинокомплекса, как на внутреннем рынке, так и за пределами округа определяют перспективность, экономическую и социальную значимость увеличения производства зерновых культур.

Развитию растениеводства способствуют меры государственной поддержки: несвязанная поддержка, исходящая из размера посевной площади культуры. За период действия муниципальной программы с 2017 по 2019 год было выделено субсидий на проведение агротехнических работ сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в сумме 37 666,8 тыс.рублей. Также была оказана поддержка на приобретение новой современной сельскохозяйственной техники для проведения посевных, уборочных работ сумме 36 911,8 тыс.руб.

Однако следует отметить, что экономическая ситуация в сельском хозяйстве округа остается сложной. Основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеет собственных ресурсов и возможности пользоваться коммерческими кредитами для осуществления своей деятельности. Поэтому одним из главных направлений повышения устойчивого роста сельского хозяйства является повышение его доходности.

Низкорентабельные предприятия применяют традиционные многооперационные технологии, оснащены морально устаревшей техникой, у 60-70 процентов которой отработаны нормативные сроки службы. При их переоснащении должны внедряться новые энерго - и ресурсосберегающие технологии с минимальной обработкой почвы и техника, позволяющая внедрять прогрессивные технологии.

Технологическое и техническое переоснащение сельскохозяйственных организаций осуществляется за счет собственных средств, но у большинства организаций их недостаточно, поэтому необходима государственная поддержка.

Интенсивное развитие растениеводства в округе сдерживается рядом факторов:

- Низкая продуктивность пашни и, как следствие, высокая себестоимость продукции, не обеспечивающая ее конкурентоспособность на рынке.

Повышению продуктивности пашни во многом способствует внесение удобрений. Объем внесенных минеральных удобрений (в расчете на один гектар посевной площади) с 2017 по 2019 год в среднем составил 3,4 килограммов (в пересчете на 100% питательных веществ), при оптимальном значении 10,6 кг/га д.в. Стимулирование применения минеральных удобрений осуществлялось в рамках несвязанной поддержки, предоставляемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Тем не менее нормы внесения удобрений в регионе в 3 раза ниже научно обоснованных. В результате сохраняется тенденция к снижению плодородия почв, что наряду с неблагоприятными климатическими условиями определяет неустойчивость урожаев и нестабильность экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одна из главных причин этого - постоянный рост цен на минеральные удобрения. Кроме того, из-за недостатка оборотных средств многие сельхозтоваропроизводители не проводят или проводят в недостаточном количестве мероприятия по защите растений от вредителей, болезней и сорняков.

- Уровень использования семян с высокими посевными и сортовыми качествами.

За период реализации программы с 2017 по 2019 год удалось увеличить удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов округа с 1,4% в 2017 году до 3,3% в 2019 году, доля сортовых семян сложилась в пределах 98% (в 2017 году высевалось 85%). Необходимо увеличивать удельный вес площади засеваемой элитными семенами до 10 %. И для этого есть все предпосылки. В округе развивается собственное сертифицированное семеноводство зерновых и зернобобовых культур на базе ИП КФХ Башмакова С.А. Хозяйство получило статус семенного хозяйства. Планируется привлечь и хозяйство ФХ Пузанова В.А. и КФХ Кочетыгова Е.В. , чтобы покрыть потребность в качественном семенном материале сельхозтоваропроизводителей округа минимум в пределах не менее на 80 %.

- Низкий уровень обеспеченности хозяйств сельскохозяйственной техникой, в том числе зерноуборочной, применения новейших технологий возделывания сельскохозяйственных культур.

Благодаря курсу на цифровую трансформацию экономики становится возможным внедрение цифровых технологий в агропромышленном комплексе. В 2019 году только 25% посевных площадей округа обрабатывались с использованием элементов точного земледелия – систем спутниковой навигации, параллельного вождения, информатизации мониторинга земель и др. Лишь часть предприятий округа используют элементы цифрового сельского хозяйства. Сохранение государственной поддержки в части субсидирования приобретения высокотехнологичной техники и оборудования позволит значительно обновить технологии производства и повысить эффективность деятельности хозяйств.

Дальнейшее развитие растениеводства в округе, рост доли формирующих итоговые показатели факторов, обусловленных не природно-климатическими факторами (материально-технические ресурсы, технологии производства продукции растениеводства), возможны за счет усиления мер государственной поддержки в части сохранения и повышения плодородия почв, создания качественной системы семеноводства, обеспечения защиты растений от вредителей, сорняков и болезней, качественного обновления парка сельскохозяйственных машин и оборудования и перехода на новые сберегающие технологии, развития перспективных, экономически значимых направлений.

3.1.2. Развитие подотрасли животноводства включает следующие основные мероприятия:

- субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на производство молока;

- субсидии на возмещение части затрат за использование концентрированных кормов для животноводческих комплексов;

- субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота (коров) молочного направления и племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы с целью сохранности маточного поголовья.

Объемы производства продукции животноводства оказывают решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения в округе. Мероприятия направлены на увеличение производства продукции мясного и молочного животноводства, являющихся одними из основных жизнеобеспечивающих секторов аграрного производства и оказывающих решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения населения округа.

Природно-климатические условия, а также наличие земельных ресурсов располагают к развитию животноводства. На территории округа работают две птицефабрики, свиноводческий комплекс, животноводческий комплекс, а также 14 крестьянско-фермерских хозяйств по разведению КРС как молочного, так и мясного направления. Взвешенный и сбалансированный подход к развитию животноводства в округе способствовал росту продукции, так в 2017 году производство молока составляло 4 805,3 тн молока, то уже в 2019 производство молока увеличилось в 1,2 раза и составило 5 754,1 тн. Также рост наблюдается и в производстве мяса (скота и птицы на убой в живом весе). Если в 2017 году объем производства составлял 19 890,5тн, то уже в 2019 году объем произведенной продукции составил 22 198 тн.

Ведущей отраслью животноводства округа является свиноводство. На его долю в валовой продукции приходится 77 %. И это вполне объяснимо, так как свиноводство отличается высокой продуктивностью и короткими сроками получения продукции.

В регионе активно развиваются и другие подотрасли животноводства, такие как птицеводство и молочное скотоводство.

Ускоренными темпами развивается бройлерное птицеводство, благодаря чему доля мяса птицы в общем объеме производства скота и птицы на убой увеличилась с 15,0% в 2017 году до 22,0% в 2019 году. Основная доля приходится на ООО «Птицефабрика трудармейская», где по итогам 2019 года произведено 3 674,6 тонн мяса птицы, что составляет 86 % от общего производства мяса птицы. Такой результат, достигнут за счет поддержания высокой продуктивности, ускоренной оборачиваемости средств, вложенных в птичники, и большой сохранности птицы.

Но предприятие не собирается останавливаться на достигнутых результатах и в рамках празднования 300-летия образования Кузбасса осуществляются следующие мероприятия:

- в 2020 году запущен в эксплуатацию новый кормоцех производительностью 10 тн/час и убойный цех производительностью 7-10 тыс.голов в смену. Производительность кормоцеха и убойного цеха в 1,5-2 раза выше старого.

- к концу 2020 года запланирован ввод еще двух корпусов для содержания родительского стада и один корпус для содержания ремонтного молодняка.

Выход на полную мощность предприятие планирует осуществить к 2023 году. Максимальная мощность производства мяса составит 7,5 тыс.тн. в год ( за 2019 год производство мяса составило 3 674 тыс.тн). В течение 3-х лет ( с 2020-2023 год) планируется ввести в эксплуатацию еще 8 корпусов для содержания птицы, 1 корпус для содержания родительского стада и 1 корпуса для содержания рем.молодняка.

Еще одним перспективным направлением в птицеводстве является разведение гусей. ИП Глава К(Ф)Х Кочетыгов Е.В. в 2016 году получил грант на развитие гусинной фермы. И уже на 01.01.2020 года поголовье гусей составило 6 000 голов. В хозяйстве применяется замкнутый цикл производства от выращивания птицы до забоя и реализации продукции. В хозяйстве собственная кормовая база. В рамках празднования 300-летия образования Кузбасса проведены следующие мероприятия:

- приобретено и установлено оборудование кормоцеха, убойного цеха;

- приобретено холодильное оборудование;

- в 1 квартале 2021 года планируется приобрести оборудование по производству тушенки.

Молочное скотоводство тоже набирает обороты. Основным производителем молока является ООО «СХП «Михайловское». Предприятие взяло курс не только на увеличение поголовье скота, но и на замену поголовья на высокопродуктивный племенной скот и постоянного обновления генофонда за счет искусственного осеменения скота биопродукцией производителей, получивших высокую оценку по качеству потомства. Хозяйство получило статус племенного хозяйства. Также предприятие применяет новые технологии по содержанию поголовья, они одни из первых в области перешли на беспривязное содержание коров. Все проводимые мероприятия позволили увеличить производства молока, его качество и продуктивность на одну голову. Рост поголовья предполагает расширение производственных площадей. В рамках празднования 300-летия образования Кузбасса проводятся следующие мероприятия:

- в 2020 году начата вторая очередь строительства животноводческого комплекса для содержания 400 голов КРС и телятника на 200 голов. Окончание работ запланировано на 1 квартал 2021 года.

Ускоренное развитие молочного и мясного скотоводства является задачей стратегического значения. Главными препятствиями для устойчивого развития молочного и мясного скотоводства в округе являются:

-длительные сроки окупаемости реализуемых в подотрасли инвестиционных проектов, обусловленные невысокой эффективностью производства продукции животноводства

- относительно слабая механизация производственных процессов в животноводстве, ведущая к снижению продуктивности, качества продукции, увеличению затрат на ремонт, низкой производительности труда.

В сложившейся ситуации создание условий для устойчивого развития молочного и мясного скотоводства является одним из приоритетных направлений аграрной политики. Объективная необходимость участия администрации в развитии молочного и мясного скотоводства обусловлена:

необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм;

социальной значимостью молока и мяса как необходимых для здоровья населения продуктов питания;

биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению с другими видами животных (птицы, свиньи), в силу которых производственный цикл выращивания особи до взрослого животного составляет 24-28 месяцев, что препятствует ускоренному совершенствованию стада.

3.1.3. Стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции включает следующее основное мероприятие:

- субсидии по статье "Стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции». Субсидий предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение новой высокотехнологичной техники и/или оборудования как для растениеводства, так и для животноводства.

Основной задачей мероприятия является повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства. Аграрный сектор экономики оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления научно-информационной, технической и технологической базы агропромышленного комплекса на качественно новой основе, перехода к инновационному типу развития. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства является важнейшим фактором, влияющим на производство продукции растениеводства и животноводства.

В целом из местного бюджета на поддержку сельхозтоваропроизводителей по программе «Поддержка агропромышленного комплекса Прокопьевского муниципального района» с 2017 года по 2019 год было предоставлено 151 532,6 тыс.рублей. Это позволило возместить часть затрат на приобретение семян высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, гербицидов, минеральных удобрений, ГСМ, высокоэффективного оборудования, техники, а так же возместить часть затрат на производства молоко, мяса и содержания маточного поголовья.

3.2. Подпрограмма «Мероприятия в области сельскохозяйственного производства» на 2020-2023 годы включает следующие основные мероприятия:

участие в сельскохозяйственных выставках-ярмарках;

поощрение передовиков производства и бывших руководителей сельскохозяйственных предприятий;

Содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям).

В современных условиях сельхозтоваропроизводителю необходимо не только эффективно наладить производство продукции, но и также успешно реализовать свою продукцию. Учитывая жесткую конкуренцию на рынке, выставочно-ярмарочная деятельность имеет большое значение для любого предприятия. Это связано с тем, что участие в мероприятиях такого рода является одним из основных методов для наиболее эффективной реализации маркетинговых задач и раскрутки предприятия. Участие в выставках и ярмарках является действенным средством коммуникационной политики, стимулирующим продажи товаров и услуг, эффективным методом в конкурентной борьбе. Но выставка или ярмарка несут выгоду не только предприятию-экспоненту, но и потребителям. Одним из основных преимуществ ярмарок и выставок является сосредоточение образцов огромного количества товаров, производимых в разных странах. Это дает возможность покупателю в короткое время ознакомиться с существующими на рынке предложениями, получить необходимую консультацию от специалистов, сделать необходимые сопоставления цен и качественных характеристик. Эти факторы обеспечивают большую популярность выставок и ярмарок и, как следствие, привлекают огромное количество посетителей.

Но участие в данных мероприятиях требует финансовых затрат, которых у предприятий не всегда достаточно. Поэтому в рамках подпрограммы предусмотрено следующее мероприятие: участие в сельскохозяйственных выставках-ярмарках.

В системе рыночной экономики эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий определяется не только влиянием внешних и внутренних факторов развития, но и согласованием интересов лиц в зависимости от их участия в производственном процессе. Игнорируя желания, потребности и духовные ценности человека, достаточно сложно создать оптимальные условия для развития любой социально-экономической системы. Достижение взаимовыгодных целей деятельности становится возможным путем использования процессов мотивации и стимулирования труда в качестве основных методов управления поведением работников.

Экономическое состояние любого предприятия зависит в первую очередь от мотивации труда его работников, от готовности и желания человека выполнять свою работу, поэтому совершенствование системы мотивации труда работников предприятия является важным условием его успешного функционирования. В рамках подпрограммы предусмотрено следующее мероприятие: поощрение передовиков производства и бывших руководителей сельскохозяйственных предприятий.

Животноводство как один из основных жизнеобеспечивающих секторов агропромышленного производства оказывает существенное влияние на уровень продовольственного обеспечения населения округа и выступает одним из определяющих факторов здоровья и, как следствие, качества жизни населения. Увеличение объема производства в животноводстве может привести и к росту заболеваемости животных. На основании закона Кемеровской области-Кузбасса № 37-ОЗ от 03.04.2013г «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий, направленных на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям)», органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями:

1) содержание сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) (далее также - объекты), в том числе их обустройство. Под обустройством сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) в настоящем Законе понимается комплекс мероприятий по текущему содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту мест сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами;

2) принятие мер по содержанию и эксплуатации объектов в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами;

3) консервация сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям). Под консервацией сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) в настоящем Законе понимается комплекс мероприятий по оканавливанию траншеей и бетонированию мест сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами;

4) оформление технических планов и (или) кадастровых паспортов объектов.

Для этих целей органам местного самоуправления выделяются субвенции из областного и федерального бюджетов. В рамках подпрограммы предусмотрено следующее мероприятие: Содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям).

3.2.1. Участие в сельскохозяйственных выставках-ярмарках

Важной составляющей в деятельности предприятия является сбыт своей продукции. Одним из эффективных и популярных инструментом стимулирования сбыта являются выставки и ярмарки.

Для сельхозтоваропроизводителей выставки-ярмарки предоставляют следующие преимущества:

- демонстрация и привлечения внимания к товарам и услугам;

- предоставление заинтересованным лицам и компаниям информации о компании;

- формирование положительно имиджа;

- получение информации о тенденциях развития рынка и конкурентах;

- поиск выгодный партнеров, заключение сделок, выявление потенциальных потребителей и партнеров.

Для покупателей - это возможность приобрести продукты питания местного производства по ценам ниже рыночных на 10 - 15 процентов.

Создание условий для расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции является инструментом реализации муниципальной программы. В рамках данного мероприятия администрация организует участие сельхозтоваропроизводителей округа в проводимых на территории Кузбасса ярмарках-выставках за счет средств из местного бюджета.

3.2.2. Поощрение передовиков производства и бывших руководителей сельскохозяйственных предприятий

Целью мероприятия является создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения. Материальное стимулирование работников предприятий агропромышленного комплекса необходимо для создания условий для обеспечения кадровым потенциалом высококвалифицированными работниками, руководящего состава, передачи практического опыта работы и навыков руководства молодым специалистам.

  3.2.3. Содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям)

Целью мероприятия является обеспечение эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности территории Прокопьевского муниципального округа.

IV. Обоснование выделения подпрограмм

Перечень подпрограмм установлен для достижения целей и решения задач, определенных основополагающими документами в части развития агропромышленного комплекса, а именно для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции по направлениям сельскохозяйственного производства, рентабельность которых недостаточна для их самостоятельного эффективного развития.

Структура и перечень подпрограмм, соответствует принципам программно-целевого управления экономикой, охватывает все основные сферы агропромышленного производства - производство сельскохозяйственной продукции, их реализацию, технико-технологическое и информационное обеспечение, а также управление реализацией муниципальной программы.

Состав подпрограмм рассчитан на комплексное развитие агропромышленного комплекса и его основных сфер.

V. Ресурсное обеспечение программы

При разработке стратегии ресурсного обеспечения программы учитывается реальная ситуация финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной поддержке на местном уровне.

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств местного и областного бюджетов.

Объем и структура бюджетного финансирования программы подлежат уточнению в соответствии с реальными возможностями местного бюджета и с учетом фактического выполнения программных (подпрограммных) мероприятий.

Финансирование программы осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования по следующим направлениям:

Наименование муниципальной программы, подпрограммы, мероприятия

Источник финансирования

Объем финансовых ресурсов, тыс. рублей

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

              1             

2

3

4

5

6

Программа «Развития сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы

Всего

61 286,996

46 500,0

46 580,0

46 500,0

местный бюджет

61 286,996

46 500,0

46 580,0

46 500,0

Областной бюджет

0,0

0,0

80,0

0,0

Подпрограмма

«Поддержка агропромышленного комплекса Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы

Всего

61 028,381

46 000,0

46 000,0

46 000,0

местный бюджет

61 028,381

46 000,0

46 000,0

46 000,0

Областной бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

Развитие подотрасли растениеводства

Всего

7 807,5

12 000,0

12 000,0

12 000,0

субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

Всего

7 807,5

12 000,0

12 000,0

12 000,0

местный бюджет

7 807,5

12 000,0

12 000,0

12 000,0

Развитие подотрасли животноводства

Всего

26 230,881

14 100,0

20 700,0

20 700,0

субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на производство молока

Всего

14 963,881

10 500,0

10 500,0

10 500,0

местный бюджет

14 963,881

10 500,0

10 500,0

10 500,0

субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота (коров) молочного направления и племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы с целью сохранности маточного поголовья

Всего

7 008,0

0,0

6 600,0

6 600,0

местный бюджет

7 008,0

0,0

6 600,0

6 600,0

субсидии на возмещение части затрат за использование концентрированных кормов для животноводческих комплексов

Всего

4 259,0

3 600,0

3 600,0

3 600,0

местный бюджет

4 259,0

3 600,0

3 600,0

3 600,0

Стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции

Всего

26 990,0

19 900,0

13 300,0

13 300,0

субсидии по статье "Стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции»

Всего

26 990,0

19 900,0

13 300,0

13 300,0

местный бюджет

26 990,0

19 900,0

13 300,0

13 300,0

Подпрограмма «Мероприятия в области сельскохозяйственного производства» на 2020-2023 годы

Всего

258,615

500,0

580,0

500,0

местный бюджет

258,615

500,0

500,0

500,0

областной бюджет

0,0

0,0

80,0

0,0

Всего

258,615

450,0

450,0

450,0

Поощрение передовиков производства и бывших руководителей сельскохозяйственных предприятий

местный бюджет

258,615

450,0

450,0

450,0

Участие в сельскохозяйственных выставках-ярмарках

Всего

0,0

50,0

50,0

50,0

местный бюджет

0,0

50,0

50,0

50,0

Содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям)

Всего

0,0

0,0

80,0

0,0

местный бюджет

0,0

0,00

0,00

0,0

областной бюджет

0,0

0,0

80,0

0,0

Общая сумма расходов на реализацию программы с 2020 по 2023 годы составляет 200 866,996 тыс. рублей.

VI. Методика оценки эффективности реализации

муниципальной программы

Эффективность реализации муниципальной программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

Индексы производства продукции сельского хозяйства указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства: индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны - на степень решения социальных проблем отрасли.

Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.

Показатели реализации программы указывают на результативность наиболее существенных направлений муниципальной поддержки агропромышленного комплекса.

За период реализации муниципальной программы производство валовой продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных предприятиях в сопоставимой оценке должно увеличится на 23,8 %. Этому будет способствовать, главным образом, увеличение производства продукции животноводства, а именно мяса скота и птицы в сельскохозяйственных организациях за счёт увеличения поголовья сельскохозяйственных животных и улучшения их породного состава. Также будет рост производства и в растениеводстве за счет увеличения урожайности зерновых культур и внедрению новой современной техники в производство. Производительность труда повысится, что, соответственно, будет способствовать росту среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве с 12 700 рублей в 2020 году до 31 000 рублей к 2023 году. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на период действия программы необходимо поддерживать на уровне не ниже 102,5 %. Меры государственной поддержки должны обеспечить условия для роста рентабельности сельскохозяйственных организаций с 19,6 % до 21,5% к 2023 году.

Реализация Программы позволит на новой основе возродить производственную и социальную сферу села, повысить качество жизни и поднять престижность сельского уклада жизни на достойный уровень.

Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится по итогам года и в целом после ее завершения отделом прогнозирования и учета в сфере агропромышленного комплекса администрации Прокопьевского муниципального округа с последующим предоставлением в отдел экономики по ценам и труду администрации Прокопьевского муниципального округа.

Отчет об использовании ассигнований местного бюджета на реализацию муниципальной программы предоставляется ежеквартально отделом прогнозирования и учета в сфере агропромышленного комплекса администрации Прокопьевского муниципального округа в отдел экономики по ценам и труду администрации Прокопьевского муниципального округа.

Администрация Прокопьевского муниципального округа совместно с отделом прогнозирования и учета в сфере агропромышленного комплекса не реже одного раза в 3 года проводит выборочное обследование сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса по вопросам реализации муниципальной программы.

VII. Организация управления и контроль за ходом реализации программы.

Текущее управление реализацией программы осуществляет администрация Прокопьевского муниципального округа, являющаяся муниципальным заказчиком - координатором настоящей подпрограммы.

Администрация Прокопьевского муниципального округа обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств местного бюджета, отдел прогнозирования и учета в сфере агропромышленного комплекса администрации Прокопьевского муниципального округа в установленном порядке утверждает бюджетную заявку на ассигнования из местного бюджета для финансирования программы.

Отдел прогнозирования и учета в сфере агропромышленного комплекса администрации Прокопьевского муниципального округа подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации по запросу администрации. Ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, отдел прогнозирования и учета в сфере агропромышленного комплекса администрации Прокопьевского муниципального округа проводит сверку с финансовый управлением Прокопьевского округа об остатке сумм ассигнований на Программе. Отдел прогнозирования и учета в сфере агропромышленного комплекса администрации Прокопьевского муниципального округа представляет отчеты в сроки и порядке, утвержденном постановлением администрации Прокопьевского муниципального района от 01.10.2013 г. № 94-п.

Руководитель муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Прокопьевского муниципального округа» на 2020-2023 годы в лице заместителя главы округа по сельскому хозяйству несет ответственность за ее реализацию.

Приложение №1

Плановые прогнозные значения показателей (целевых индикаторов) реализации муниципальной программы

№ п/п

Наименование целевого показателя (индикатора)

Единица измерения

Плановое значение целевого показателя (индикатора)

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

1

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

проценты к предыдущему году

101,8

101,8

102,7

102,7

102,7

2

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

проценты к предыдущему году

102,8

102,8

103,3

103,3

103,3

3

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

проценты к предыдущему году

101,7

101,7

102,5

102,5

102,5

4

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства

проценты к предыдущему году

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

5

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий)

проценты

19,6

19,6

19,9

20,5

21,5

6

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)

рубли

12 700

12 700

29 000

30 000

31 000

7

Валовая продукция в сопоставимых ценах

млн.рублей

3 360,5

3 388,6

3 760,0

3 960,0

4 195,0

8

Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий:

тыс. тонн

зерновых и зернобобовых

тыс. тонн

90,7

92,2

92,5

92,6

93,5

рапса

тыс. тонн

3,8

2,5

2,5

2,6

2,6

картофеля

тыс. тонн

19,7

20,4

20,5

20,7

20,7

9

Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе)

тыс. тонн

21,7

22,2

23,7

23,9

24,3

10

Производство молока в хозяйствах всех категорий

тыс. тонн

6,2

6,5

6,9

7,3

7,7

11

Поголовье крупного рогатого скота , в т.ч.

головы

2 867

2 691

2 800

2 900

3 000

коров

головы

1 430

1 310

1 410

1 450

1 500

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 240.000.000 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать