Основная информация

Дата опубликования: 09 июля 2009г.
Номер документа: В200904988
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0904988

В200904988

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.11.2009, N 11, СТР. 214

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09.07.2009 N 3191/09

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Куликовой В.Б., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -

рассмотрел заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курской области и федерального государственного унитарного предприятия "Здравэкспорт" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Курской области от 23.06.2008 по делу N А35-1021/06С12, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2009 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курской области (истца) - Чумаслов М.А.;

от заявителя - федерального государственного унитарного предприятия "Здравэкспорт" (третьего лица) - Лобжанидзе П.В., Смирнов М.В., Суверин А.Н.;

от Комитета по управлению имуществом Курской области (ответчика) - Горбунов О.В., Сороколетова Е.Е.;

от Фармацевтического управления по Курской области (ответчика) - Иванов В.М., Коробанов Ю.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Куликовой В.Б. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курской области (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Курской области с уточненным иском к Комитету по управлению имуществом Курской области (далее - комитет) и Фармацевтическому управлению по Курской области (далее - фармацевтическое управление) о признании права федеральной собственности на объекты недвижимого и движимого имущества, поименованные в исковом заявлении, и об истребовании этого имущества из незаконного владения фармацевтического управления.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены дочернее государственное унитарное предприятие "Курскфармация" (далее - предприятие "Курскфармация"), Курский филиал федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация", Управление Федеральной регистрационной службы по Курской области, Курская областная Дума, федеральное государственное унитарное предприятие "Здравэкспорт" (далее - предприятие "Здравэкспорт").

Исковые требования мотивированы тем, что спорные объекты относятся к имуществу предприятия "Курскфармация" фармацевтической промышленности, которое является исключительно федеральной собственностью на основании пункта 1 раздела 5 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1). Включение объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в перечни объектов, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, запрещено согласно пункту 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп; НГР:Р9200569 (далее - положение от 18.03.1992 N 114-рп). Собственником упомянутого федерального имущества в лице его правомочного государственного органа не принималось решения о передаче такого имущества в состав государственной собственности Курской области.

Решением Арбитражного суда Курской области от 23.06.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 09.02.2009 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов территориальное управление и предприятие "Здравэкспорт" просят их отменить как принятые по неисследованным обстоятельствам дела и с нарушениями норм права.

В отзывах на заявления территориальное управление, предприятие "Здравэкспорт", предприятие "Курскфармация" поддержали доводы, приведенные в заявлениях.

Курская областная Дума, комитет и фармацевтическое управление в отзывах на заявления просят оставить данные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлениях, отзывах на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум считает, что заявления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций исследовался вопрос о том, к какому виду промышленности либо сферы деятельности относятся спорные объекты, входившие в имущественный комплекс предприятия "Курскфармация". По этому вопросу в материалах дела имеется письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.09.2002 N 2510/5939-02-24, согласно которому аптеки, аптечные киоски, аптечные склады, входившие в состав производственных объединений "Фармация", не относятся к предприятиям фармацевтической промышленности или промышленности медико-фармацевтических препаратов, а следовательно, к объектам федеральной собственности, указанным в приложении 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1. При этом Минздрав России с учетом изложенной позиции признал согласованной с ним передачу спорных объектов имущественного комплекса предприятия "Курскфармация" из федеральной собственности в государственную собственность Курской области.

Выводы судов о соблюдении порядка передачи спорных объектов, входивших в состав имущественного комплекса предприятия "Курскфармация", из федеральной собственности в государственную собственность Курской области и о том, что такая передача фактически состоялась, основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах законодательства.

Исходя из пунктов 4, 8 положения от 18.03.1992 N 114-рп; НГР:Р9200569, действовавшего до 12.06.2006, по объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации, представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с органами государственного управления, в ведении которых находятся указанные объекты. Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом осуществляет проверку соответствия представленных перечней установленным названным положением требованиям и в случае несоответствия отдельных объектов в данных перечнях таким требованиям исключает их из зарегистрированного перечня и уведомляет об этом в недельный срок со дня регистрации орган, утвердивший перечень. По исключенным из перечня объектам подготавливается отдельное решение Правительства Российской Федерации. Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность субъектов Российской Федерации с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации о передаче или по истечении трехмесячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято.

Постановлением Курской областной Думы от 27.03.2003 N 661-Щ ОД утвержден перечень объектов федерального имущества предприятия "Курскфармация", передаваемых в государственную собственность Курской области. Письмом комитета от 10.04.2003 N Д-01-01/69 это постановление было направлено в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (правопреемник Госкомимущества России), которое зарегистрировало данный документ 22.04.2003 за N 43545.

Дополнительным письмом от 24.04.2003 N 02-15/1988 комитет представил в Минимущество России утвержденный упомянутым постановлением Курской областной Думы перечень объектов, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность Курской области, который был получен Минимуществом России в мае 2003 года.

Однако в течение трехмесячного срока, предусмотренного для рассмотрения предложения полномочного государственного органа, Минимущество России в нарушение порядка, установленного нормами положения от 18.03.1992 N 114-рп; НГР:Р9200569, распорядилось имуществом предприятия "Курскфармация", издав распоряжение от 29.07.2003 N 3322-р, которым произвело реорганизацию предприятия "Здравэкспорт" путем присоединения к нему имущественного комплекса предприятия "Курскфармация". Решение о передаче спорного имущества в государственную собственность Курской области Правительством Российской Федерации в названный срок не было принято.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 16.10.2007 по другому делу (N А35-2737/07 С9) отказано в удовлетворении заявления территориального управления о признании незаконным постановления Курской областной Думы от 27.03.2003 N 661-ЩОД.

При таких обстоятельствах суды, оценив действия Минимущества России, обоснованно признали их не соответствующими пункту 8 положения от 18.03.1992 N 114-рп; НГР:Р9200569 и не влияющими на передачу спорных объектов в состав государственной собственности Курской области, которая состоялась на основании упомянутой законодательной нормы в результате истечения установленного срока с момента регистрации Минимуществом России представленного перечня объектов.

Поскольку выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и законодательству, оспариваемые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 23.06.2008 по делу N А35-1021/06С12, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2009 по тому же делу оставить без изменения.

Заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курской области и федерального государственного унитарного предприятия "Здравэкспорт" оставить без удовлетворения.

Председательствующий

А.А. Иванов

[введено: 17.11.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2009 Стр. 214
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.010 Общие положения, 030.000.000 Гражданское право, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.030 Право государственной собственности (см. также 030.150.050, 200.030.030), 030.090.040 Право муниципальной собственности, 030.090.050 Приобретение и прекращение права собственности, 030.090.100 Право собственности на другие объекты (см. также 050.060.020), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.010.000 Промышленность, 090.010.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать